СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность в школе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в школе»



Проектная деятельность на уроке литературы в противотуберкулезной санаторной школе

В последнее время в школе все чаще и чаще используется метод проектов. А литература как учебный предмет - замечательная, плодороднейшая почва для проектной деятельности.

Учебный проект для обучающихся - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, попробовать свои силы, знания и публично представить свою работу. А с точки зрения учителя - это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие умения у обучающихся: постановка целей, планирование, работа с информацией, презентация деятельности и её результатов.

Проектная деятельность ценна тем, что в ее процессе школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки, научится анализировать полученную информацию, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить полноценной, творческой жизнью.

В начале проектной работы ребята затрудняются при выборе темы, постановке целей. Учителю надо помочь им на этом этапе, предложить свои варианты, он должен выступить в роли консультанта.

Уже с начальных классов нужно постепенно вводить краткосрочные мини – проекты. Время работы над ними не должно быть длительным и изнурительным, чтобы у ребят не пропал интерес к исследовательской деятельности. Необходимо их поощрять, стимулировать хорошими отметками, призами и т.д.

Пятиклассники – это увлекающиеся, креативные, творческие дети, в силу своего замечательного возраста они с удовольствием сочиняют, фантазируют, рисуют, придумывают разные чудеса. Ребятам чрезвычайно важна оценка не только учителя, но и одноклассников. И именно проектная деятельность дает им возможность проявить себя, свои таланты, почувствовать себя успешным, особенным и уникальным.

Основная цель такой работы - расширить кругозор, знания учащихся, научить их собирать и представлять материал, развивать творческие способности.

Примерно схема работы над проектом может быть следующей:

- формулирование конкретных целей и задач работы с подробным объяснением ожидаемых результатов;

- самостоятельная работа учащихся по сбору информации, материалов. Учитель на этом этапе работы просматривает, проверяет собранные данные, сведения и дает консультации по их упорядочиванию и оформлению;

- доработка уже готовых материалов;

- заключительный этап работы над проектом, представление его перед аудиторией.

В качестве примера можем привести проектную работу ученицы 5 класса школы при Республиканском детском туберкулезном санатории имени Т.П. Дмитриевой Винокуровой Дарины «Разработка плакатов как один из способов защиты окружающей среды» (работа на основе русских пословиц и крылатых выражений, афоризмов).

Обязанности в этом проекте были распределены по такой схеме:

- тематический подбор пословиц, крылатых выражений, афоризмов для надписи на плакатах;

- рисование детьми иллюстраций к собранному материалу;

- подготовка презентации проекта.

Актуальность данного проекта продиктована тем, что:

1. он является одним из давно известных, действенных способов агитации защиты окружающей среды, который, к сожалению, в последнее время мало используется;

2. не требует особых организационных, финансовых и других условий для реализации, можно использовать в любой форме и для любой аудитории.

Цель проекта: призыв к бережному отношению к природе, к охране окружающей среды.

Задачи:

1. оформить плакаты: найти пословицы, крылатые выражения, афоризмы о природе, придумать сюжет к ним, нарисовать, объединить их в одно целое;

2. вывесить плакаты в своей школе, в санатории и понаблюдать, насколько они интересны окружающим людям;

3. показать сверстникам, что существует много методов и форм воздействия на других людей, выразить свои взгляды, свою позицию в деле защиты окружающей среды.

Новизна проекта заключается в том, что:

1. ученица использовала в плакатах свои рисунки и рисунки своих друзей. Тем самым она показала, что детей тоже, как и взрослых, волнуют такие глобальные проблемы, как плохая экология, как защита окружающей среды, и они выражают это в своих рисунках.

2. для пропаганды бережного отношения к природе ученица использовала крылатые выражения, пословицы. Как пишут ученые, именно пословицы отражают веками отточенный, выработанный опыт целого народа, представляют собой народную мудрость, и их воспитательная сила признана во все века и поныне.

Содержание плакатов следующее:

1. Три плаката ориентированы на защиту дерева, как ключевого звена экосистемы природы. Идеи данных плакатов выражены через пословицы: «Кто с дерева кору снимет, тот его убивает», «Срубить дерево 5 минут, вырастить – 100 лет», «Одна искра целый лес сжигает». Ключевым в этих плакатах, конечно, является дерево. Здесь показана роль дерева в экосистеме планеты. Если нет деревьев, окружающая среда сразу меняется. Это мы замечаем в реальной жизни после лесных пожаров и вырубки леса. Дерево – это главный символ природы. Недаром в эпосе якутского народа говорится, что вся жизнь на земле держится на великом, священном дереве – Аал Луук Мас.

2. Целью трех следующих плакатов является защита птиц и животных. Мы как северные люди должны знать законы о соблюдении меры в охоте на животных. Ведь народная мудрость гласит: «Умей охотиться, умей и о дичи заботиться». В наших северных краях плодятся и размножаются очень много редких животных и птиц, занесенных в Красную книгу. О том, что они исчезают, что их надо беречь, наши предки говорили с давних времен и выразили это через пословицы: «Журавля убьешь, счастья не будет», «Убить лебедя – быть беде». И лебеди, и журавли, особенно белый стерх, считаются у северных народов священными птицами, они являются тотемами у многих народностей.

3. Мы часто с грустью замечаем, как грязно на улицах наших городов и сел. Видим, как священные места, где люди останавливаются исполнить обряды почитания и уважения к ним, превращаются в хранилище мусора, пустых банок, бутылок. В газетах, журналах, по телевидению и радио много говорится о загрязнении окружающей среды, пишется, что надо охранять, беречь, любить родную природу. Но в реальной жизни мало что делается против загрязнения наших дорог, площадей, дворов, детских площадок. Мы всегда с надеждой ждем, когда станет чисто, уютно, светло во всех уголках нашего поселка, города. Эти мысли отражаются в двух плакатах: «Дорога цивилизации вымощена консервными банками», «Без бумажек, бутылок, жестянок было б больше красивых полянок».

4. Два последних плаката через крылатые выражения всеобъемлюще выражают нашу общую идею – сохранить природу для будущих потомков. «Леса, луга, дороги и обочины, и даже реки нами обесточены», «Не превращайте окружающую среду в обескураживающую!»

Можно много говорить, изучать, исследовать, но в то же время нужно что-то делать своими силами, своими руками. И мы в своем проекте попытались внести свой скромный вклад в дело охраны окружающей среды и призываем всех последовать нашему примеру. Превратим нашу родную Землю в цветущий сад!



Как мы видим, проектная деятельность вносит большое разнообразие в учебный процесс. Она позволяет детям творчески, креативно подходить к изучению школьного материала. Работа над проектами навсегда остается в памяти ребят как путешествие в интересный, увлекательный мир знаний, науки, как полет творческой мысли. Она ведет их на новые вершины познания и творчества.

Литература

  1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – Москва, 2007 г.

  4. Челишева И.Л. Метод проектов как мотивация учебной деятельности и способ формирования творческой личности учащихся // Русский язык и литература в учебных заведениях. – 2009.- № 3. – С. 36 – 39.

  5. Чернобай Е.В. Технология урока в современной информационной образовательной среде. М.: Просвещение, 2012.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!