Темы уроков
2
8.
Баллада «Табахлинский Кайдар». Историческая основа произведения. Образ главного героя.
1
9. 10.
Баллады «Султан-Ахмед младший», «Али, оставленный в ущелье». Сходства и различия произведений аварского и даргинского фольклора.
2
11. 12.
Реалистическая картина жизни простого народа в кумыкской балладе «Айгази». Нравственные ценности в балладе.
2
13.
Теория литературы. Понятие об эпической песне.
1
14. 15. 16.
Ногайская народная песня «Как Батыр Амит, сын Айсыла, восстал против Джанибек-хана». Основной конфликт песни – столкновение Айсыла и его сына Амита с Джанибек-ханом. Способы изображения положительных и отрицательных героев песни.
3
17. 18.
Лирика. Народная песня. Даргинские народные песни. Прославление мужества и отваги, осуждение трусости в песне «Если даже бой далек...». Выражение чувства любви к родной земле в песне. Героизм и самоотверженность партизан в песне «Сколько ласточек в Чечне...». Язык песни.
2
19.
Аварская народная песня «Плач по умершему сыну». Образ скорбящей матери.
1
20.
Лакская народная песня-раздумье «Песня чаганы». Метафоричность произведения.
1
21.
Кумыкская народная песня героев «Кто геройством от рожденья наделен...»
2
22.
Теория литературы. Понятие о композиции.
1
23.
Урок-зачет по разделу «Устное народное творчество».
1
Литература народов Дагестана XVIII-XIX веков.
24.25.
Саид Кочхюрский. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Проклятие Мурсал-хану». Отражение социальных противоречий эпохи в стихотворении С. Кочхюрского. Его идейное содержание. Осуждение «света, где нет правды». Символический смысл и сатирическая окрашенность строк «Давно в саду не слышно соловья. Давно в саду черно от воронья». Роль образных выражений, риторических вопросов в раскрытии идеи стихотворения.
2
26. 27.
Мирза Калукский. Биография. «Ответ хану». Отражение в стихотворении такого явления, как захват феодалами узденских земель в патриархальном Дагестане. Недовольство народа властью богачей. Критическое изображение хана в произведении.
2
28. 29.
Ирчи Казак. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Асхар-Тау». Основное содержание стихотворения И. Казака. Поэтическое описание рек Дона и Аргамака. Прием сопоставления в стихотворении «Асхар-Тау». Изобразительно-выразительные средства языка.
30. 31.
Ахмед Мунги. Биография. «Резец». Воспевание поэтом труда отходников-златокузнецов, испытавших на себе тяжесть скитаний на чужбине. Философские мотивы в стихотворении «Резец».
Теория литературы. Понятие о лирике. Особенности дагестанского стихосложения.
2
32.
Урок-зачет «Дагестанская литература XVIII-XIX веков».
1
Литература народов Дагестана XX века.
33. 34.
Гаджи Ахтынский. Краткие сведения о жизни и творчестве. Неприятие поэтом существующих общественных установлений. Озабоченность Г. Ахтынского тяжелой судьбой земляков – основная тема стихотворения «Если бедняк начнет учить». Прием сопоставления в стихотворении. Роль редифа в произведении.
2
35. 36.
Сулейман Стальский. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Табунщику». Мастерство поэта в изображении тяжелой и бесправной жизни табунщика. Сочувственное отношение к страданиям и нуждам народа. Характеристика бедняков-табунщиков и богача-хозяина. Едкая ирония как характерное средство сатиры в стихотворении.
2
37.
Гамзат Цадаса. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Книга». Роль знаний в жизни человека. Утверждение необходимости овладения знаниями для формирования интеллекта, постижения собственного «Я», удовлетворения чувства прекрасного в стихотворении «Книга».
1
38.
«Стихи о теплой зиме». Поэтичность описания зимы. Олицетворение как средство характеристики зимы. Человек и природа в стихотворении Г. Цадасы.
1
39. 40.
Багаутдин Астемиров. Очерк жизни и творчества. «Свободная родина». Особенности построения стихотворения. Нравственные проблемы в произведении.
2
41.
Урок-зачёт «Литература народов Дагестана до и после Великой Октябрьской революции».
1
42. 43.
Алибек Фатахов. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Ударники дорог». Тема строительства дорог в горах. Образы строителей. Язык стихотворения «Ударники дорог».
2
44.
Эффенди Капиев. Краткие сведения о жизни и творчестве.
1
45. 46.
Основное содержание очерка «Наш Магомед» - прославление патриотического подвига Магомеда Гаджиева. Детские годы Магомеда, юность, отрочество. Взаимоотношения Гаджиева с ровесниками и горцами-стариками. Бессмертие имени и подвига Магомеда Гаджиева.
2
47. 48.
Вн.чт. Макс Зингер. «Последний бой» (отрывок из книги «Герой морских глубин»).
2
49. 50. 51.
Абдул Раджабов. О писателе. Тема человека и природы в рассказе «Ульмез». Роль пейзажа, художественных деталей в произведении. Нравственное звучание рассказа «Ульмез».
3
52. 53. 54.
Абумуслим Джафаров. Краткие сведения о жизни и творчестве. Легендарная основа поэмы «Мудрый следопыт». Тема природы в произведении. Глубокое знание поэтом мира природы. Образ мудрого следопыта в поэме. Художественные средства изобразительности в произведении.
3
55.
Ахмедхан Абу-Бакар. Биографическая справка.
1
56. 57. 58. 59.
Тема труда и преемственности поколений в рассказе «Култум». Образ девочки Култум и её реальный прототип – Манаба Магомедова. Романтизация труда кубачинцев-златокузнецов.
4
60.
Смысл эпиграфа к рассказу «Култум». Художественные особенности произведения А. Абу-Бакара.
61.
Урок-зачёт «Дагестанская литература середины XX века».
1
62.
Нуратдин Юсупов. Краткие сведения о жизни и творчестве.
1
63. 64.
Тема подвига в «Балладе о неизвестном солдате». Думы поэта у могилы неизвестного солдата. Роль образа-символа в стихотворении Нуратдина Юсупова.
2
65. 66. 67.
Анвар Аджиев. Краткие сведения о жизни и творчестве. Стихотворения «Серп и сабля», «Нет, я не рад, входя в цветущий сад...». Своеобразие художественного метода А. Аджиева.
3
68. 69. 70. 71.
Расул Гамзатов. Очерк жизни и творчества. Историческая основа поэмы «Солдаты России». Осмысление военной темы в поэме Р. Гамзатова. Образы танкистов Магомед-Загида Абдулманапова и Ивана Поддубного. Проблема нравственного выбора в экстремальных условиях. Патриотическое звучание поэмы.
4
72.
Вн.чт. Дмитрий Трунов. «Сын».
1
73.
Урок-зачет «Дагестанцы на фронтах Великой Отечественной войны».
1
74. 75. 76.
Муса Магомедов. Общая характеристика творчества М. Магомедова. Тема жизненного подвига в повести «Алибег». Образ Алибега. Душевная красота главного героя. Причина конфликта Алибега и Сайбуллы. Нравственные критерии в произведении. Взаимоотношения детей и взрослых. Мастерское описание подлинной жизни горских ребятишек в повести.
3
77.
Р.р. Сочинение «Геройский поступок в обыденной жизни» (по повести М. Магомедова «Алибег»).
1
78.
Теория литературы. Понятие о поэме.
1
79. 80. 81.
Муталиб Митаров. Краткие сведения о жизни и творчестве. Темы искусства и труда в поэме «Мастерица». Образ мастерицы Пери. Критика шаблонного подхода к народному творчеству. Роль пейзажа в раскрытии смысла поэмы. Изобразительно-выразительные средства, используемые в поэме.
3
82. 83. 84.
Рашид Рашидов. Жизнь и творчество даргинского поэта. Стихотворения «Весна», «Дождь». Образно-поэтическое изображение наступления весны в одноименном стихотворении Рашида Рашидова. Воспевание поэтом картины природы, описание поведения животных в период наступления весны. Красочное описание поэтом природы в горах.
3
85.
Бадави Рамазанов. Биография. «Росток». Образное описание поэтом появления первого ростка как символа жизни. Юмористическая окрашенность стихотворения «Росток».
1
86.
Урок-зачет «Дагестанская литература 60-х, 70-х годов XX века».
1
87. 88.
Магомед-Загид Аминов. О поэте. Картина военных лет в стихотворении «Колосья». Злободневность тематики стихотворения. Художественные особенности произведения.
2
89.
Красота и романтика труда чабана в стихотворении «Чабанские тропы». Идейный смысл стихотворения М.-З. Аминова. Изобразительно-выразительные средства языка.
1
90.
Вн. чт. М.-З. Аминов. «Белая песня».
1
91. 92.
Ханбиче Хаметова. Краткие сведения о жизни и творчестве. Содержание и идея поэмы «Капля и камень». Основные образы произведения. Внутренний мир лирического героя поэмы Ханбиче Хаметовой. Особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка.
2
93.
Р. р. Сочинение «Женские образы поэмы «Капля и камень».
1
94.95.
Магомед Атабаев. Краткие сведения о жизни и творчестве. Идейный смысл стихотворения «И меня призовут». Эпический характер произведения. Основные образы. Проводы на службу в восприятии юного горца. Изобразительно-выразительные средства языка.
96.
Вн.чт. М. Атабаев. «Сороконожка».
1
97.
Вн. чт. М. Гаирбекова. «Свирель».
1
98.
Шамиль Казиев. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Детство». Тема детства в одноименном стихотворении.
1
99.
Лирическое звучание темы Родины в стихотворении «Сыну Рамазану». Реалистическая образность стихотворения Ш. Казиева. Удачное использование поэтической формы собеседования старшего с младшим. Своеобразие картин родной земли. Обилие метафор, сравнений в стихотворении.
1
100.
Урок-зачет «Дагестанская литература второй половины XX века».
1
Литература народов Дагестана на рубеже XX-XXI веков.
101.
Краткий обзор дагестанской литературы рубежа XX-XXI веков.
1
102.
Итоговый урок. Список произведений для внеклассного чтения на летних каникулах.
1
7 класс (3 часа в неделю)
Литература народов Дагестана: Учебное пособие-хрестоматия для 7 кл. – Сост.: Р. М. Кельбеханов, М. Х. Гаджиахмедова. – Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2017.
№ | | Кол-во часов | | |
| Введение. Дагестанская литература: вчера, сегодня, завтра.
1 2
6. 7. Тема любви в даргинской балладе «Юноша из Кумуха и девушка из Азайни». Национальное своеобразие поэтического произведения. | 1 | | |
| Устное народное творчество. Баллада. Горские народные баллады. Художественное своеобразие баллад народов Дагестана. | 2 | | |
| Основной конфликт аварской баллады «Пастух и Юсуп-хан» - социальная борьба между свободными горцами-узденями и ханами-феодалами. Основная идея баллады. Роль диалога в произведении. | 1 | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |