СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа на тему: "Внеклассная работа на уроках родного языка"

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа на тему: "Внеклассная работа на уроках родного языка"

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа на тему: "Внеклассная работа на уроках родного языка"»

Темы уроков

2



8.

Баллада «Табахлинский Кайдар». Историческая основа произведения. Образ главного героя.

1



9. 10.

Баллады «Султан-Ахмед младший», «Али, оставленный в ущелье». Сходства и различия произведений аварского и даргинского фольклора.

2



11. 12.

Реалистическая картина жизни простого народа в кумыкской балладе «Айгази». Нравственные ценности в балладе.

2



13.

Теория литературы. Понятие об эпической песне.

1



14. 15. 16.

Ногайская народная песня «Как Батыр Амит, сын Айсыла, восстал против Джанибек-хана». Основной конфликт песни – столкновение Айсыла и его сына Амита с Джанибек-ханом. Способы изображения положительных и отрицательных героев песни.

3



17. 18.

Лирика. Народная песня. Даргинские народные песни. Прославление мужества и отваги, осуждение трусости в песне «Если даже бой далек...». Выражение чувства любви к родной земле в песне. Героизм и самоотверженность партизан в песне «Сколько ласточек в Чечне...». Язык песни.

2



19.

Аварская народная песня «Плач по умершему сыну». Образ скорбящей матери.

1



20.

Лакская народная песня-раздумье «Песня чаганы». Метафоричность произведения.

1



21.

Кумыкская народная песня героев «Кто геройством от рожденья наделен...»

2



22.

Теория литературы. Понятие о композиции.

1



23.

Урок-зачет по разделу «Устное народное творчество».

1



Литература народов Дагестана XVIII-XIX веков.

24.25.

Саид Кочхюрский. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Проклятие Мурсал-хану». Отражение социальных противоречий эпохи в стихотворении С. Кочхюрского. Его идейное содержание. Осуждение «света, где нет правды». Символический смысл и сатирическая окрашенность строк «Давно в саду не слышно соловья. Давно в саду черно от воронья». Роль образных выражений, риторических вопросов в раскрытии идеи стихотворения.

2



26. 27.

Мирза Калукский. Биография. «Ответ хану». Отражение в стихотворении такого явления, как захват феодалами узденских земель в патриархальном Дагестане. Недовольство народа властью богачей. Критическое изображение хана в произведении.

2



28. 29.

Ирчи Казак. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Асхар-Тау». Основное содержание стихотворения И. Казака. Поэтическое описание рек Дона и Аргамака. Прием сопоставления в стихотворении «Асхар-Тау». Изобразительно-выразительные средства языка.

 

30. 31.

Ахмед Мунги. Биография. «Резец». Воспевание поэтом труда отходников-златокузнецов, испытавших на себе тяжесть скитаний на чужбине. Философские мотивы в стихотворении «Резец».

Теория литературы. Понятие о лирике. Особенности дагестанского стихосложения.

2



32.

Урок-зачет «Дагестанская литература XVIII-XIX веков».

1



Литература народов Дагестана XX века.

33. 34.

Гаджи Ахтынский. Краткие сведения о жизни и творчестве. Неприятие поэтом существующих общественных установлений. Озабоченность Г. Ахтынского тяжелой судьбой земляков – основная тема стихотворения «Если бедняк начнет учить». Прием сопоставления в стихотворении. Роль редифа в произведении.

2



35. 36.

Сулейман Стальский. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Табунщику». Мастерство поэта в изображении тяжелой и бесправной жизни табунщика. Сочувственное отношение к страданиям и нуждам народа. Характеристика бедняков-табунщиков и богача-хозяина. Едкая ирония как характерное средство сатиры в стихотворении.

2



37.

Гамзат Цадаса. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Книга». Роль знаний в жизни человека. Утверждение необходимости овладения знаниями для формирования интеллекта, постижения собственного «Я», удовлетворения чувства прекрасного в стихотворении «Книга».

1



38.

«Стихи о теплой зиме». Поэтичность описания зимы. Олицетворение как средство характеристики зимы. Человек и природа в стихотворении Г. Цадасы.

1



39. 40.

Багаутдин Астемиров. Очерк жизни и творчества. «Свободная родина». Особенности построения стихотворения. Нравственные проблемы в произведении.

2



41.

Урок-зачёт «Литература народов Дагестана до и после Великой Октябрьской революции».

1



42. 43.

Алибек Фатахов. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Ударники дорог». Тема строительства дорог в горах. Образы строителей. Язык стихотворения «Ударники дорог».

2



44.

Эффенди Капиев. Краткие сведения о жизни и творчестве.

1



45. 46.

Основное содержание очерка «Наш Магомед» - прославление патриотического подвига Магомеда Гаджиева. Детские годы Магомеда, юность, отрочество. Взаимоотношения Гаджиева с ровесниками и горцами-стариками. Бессмертие имени и подвига Магомеда Гаджиева.

2



47. 48.

Вн.чт. Макс Зингер. «Последний бой» (отрывок из книги «Герой морских глубин»).

2



49. 50. 51.

Абдул Раджабов. О писателе. Тема человека и природы в рассказе «Ульмез». Роль пейзажа, художественных деталей в произведении. Нравственное звучание рассказа «Ульмез».

3



52. 53. 54.

Абумуслим Джафаров. Краткие сведения о жизни и творчестве. Легендарная основа поэмы «Мудрый следопыт». Тема природы в произведении. Глубокое знание поэтом мира природы. Образ мудрого следопыта в поэме. Художественные средства изобразительности в произведении.

3



55.

Ахмедхан Абу-Бакар. Биографическая справка.

1



56. 57. 58. 59.

Тема труда и преемственности поколений в рассказе «Култум». Образ девочки Култум и её реальный прототип – Манаба Магомедова. Романтизация труда кубачинцев-златокузнецов.

4



60.

Смысл эпиграфа к рассказу «Култум». Художественные особенности произведения А. Абу-Бакара.

61.

Урок-зачёт «Дагестанская литература середины XX века».

1



62.

Нуратдин Юсупов. Краткие сведения о жизни и творчестве.

1



63. 64.

Тема подвига в «Балладе о неизвестном солдате». Думы поэта у могилы неизвестного солдата. Роль образа-символа в стихотворении Нуратдина Юсупова.

2



65. 66. 67.

Анвар Аджиев. Краткие сведения о жизни и творчестве. Стихотворения «Серп и сабля», «Нет, я не рад, входя в цветущий сад...». Своеобразие художественного метода А. Аджиева.

3



68. 69. 70. 71.

Расул Гамзатов. Очерк жизни и творчества. Историческая основа поэмы «Солдаты России». Осмысление военной темы в поэме Р. Гамзатова. Образы танкистов Магомед-Загида Абдулманапова и Ивана Поддубного. Проблема нравственного выбора в экстремальных условиях. Патриотическое звучание поэмы.

4

72.

Вн.чт. Дмитрий Трунов. «Сын».

1



73.

Урок-зачет «Дагестанцы на фронтах Великой Отечественной войны».

1



74. 75. 76.

Муса Магомедов. Общая характеристика творчества М. Магомедова. Тема жизненного подвига в повести «Алибег». Образ Алибега. Душевная красота главного героя. Причина конфликта Алибега и Сайбуллы. Нравственные критерии в произведении. Взаимоотношения детей и взрослых. Мастерское описание подлинной жизни горских ребятишек в повести.

3

77.

Р.р. Сочинение «Геройский поступок в обыденной жизни» (по повести М. Магомедова «Алибег»).

1



78.

Теория литературы. Понятие о поэме.

1



79. 80. 81.

Муталиб Митаров. Краткие сведения о жизни и творчестве. Темы искусства и труда в поэме «Мастерица». Образ мастерицы Пери. Критика шаблонного подхода к народному творчеству. Роль пейзажа в раскрытии смысла поэмы. Изобразительно-выразительные средства, используемые в поэме.

3



82. 83. 84.

Рашид Рашидов. Жизнь и творчество даргинского поэта. Стихотворения «Весна», «Дождь». Образно-поэтическое изображение наступления весны в одноименном стихотворении Рашида Рашидова. Воспевание поэтом картины природы, описание поведения животных в период наступления весны. Красочное описание поэтом природы в горах.

3



85.

Бадави Рамазанов. Биография. «Росток». Образное описание поэтом появления первого ростка как символа жизни. Юмористическая окрашенность стихотворения «Росток».

1



86.

Урок-зачет «Дагестанская литература 60-х, 70-х годов XX века».

1



87. 88.

Магомед-Загид Аминов. О поэте. Картина военных лет в стихотворении «Колосья». Злободневность тематики стихотворения. Художественные особенности произведения.

2



89.

Красота и романтика труда чабана в стихотворении «Чабанские тропы». Идейный смысл стихотворения М.-З. Аминова. Изобразительно-выразительные средства языка.

1



90.

Вн. чт. М.-З. Аминов. «Белая песня».

1

91. 92.

Ханбиче Хаметова. Краткие сведения о жизни и творчестве. Содержание и идея поэмы «Капля и камень». Основные образы произведения. Внутренний мир лирического героя поэмы Ханбиче Хаметовой. Особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка.

2

93.

Р. р. Сочинение «Женские образы поэмы «Капля и камень».

1





94.95.

Магомед Атабаев. Краткие сведения о жизни и творчестве. Идейный смысл стихотворения «И меня призовут». Эпический характер произведения. Основные образы. Проводы на службу в восприятии юного горца. Изобразительно-выразительные средства языка. 

96.

Вн.чт. М. Атабаев. «Сороконожка».

1



97.

Вн. чт. М. Гаирбекова. «Свирель».

1

98.

Шамиль Казиев. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Детство». Тема детства в одноименном стихотворении.

1



99.

Лирическое звучание темы Родины в стихотворении «Сыну Рамазану». Реалистическая образность стихотворения Ш. Казиева. Удачное использование поэтической формы собеседования старшего с младшим. Своеобразие картин родной земли. Обилие метафор, сравнений в стихотворении.

1

100.

Урок-зачет «Дагестанская литература второй половины XX века».

1



Литература народов Дагестана на рубеже XX-XXI веков.

101.

Краткий обзор дагестанской литературы рубежа XX-XXI веков.

1

102.

Итоговый урок. Список произведений для внеклассного чтения на летних каникулах.

1

7 класс (3 часа в неделю)

Литература народов Дагестана: Учебное пособие-хрестоматия для 7 кл. – Сост.: Р. М. Кельбеханов, М. Х. Гаджиахмедова. – Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2017.






Кол-во часов




Введение. Дагестанская литература: вчера, сегодня, завтра.



1

2



6. 7.

Тема любви в даргинской балладе «Юноша из Кумуха и девушка из Азайни». Национальное своеобразие поэтического произведения.


1




Устное народное творчество.

Баллада. Горские народные баллады. Художественное своеобразие баллад народов Дагестана.

2




Основной конфликт аварской баллады «Пастух и Юсуп-хан» - социальная борьба между свободными горцами-узденями и ханами-феодалами. Основная идея баллады. Роль диалога в произведении.

1




































































































































































































































































































































































































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!