СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа: «Православные святыни мира»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа: «Православные святыни мира»»

МБОУ «Кардымовская СШ»











ПРОЕКТНАЯ РАБОТА:

«ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ

МИРА»









Выполнила:

Курочкина Арина

ученица 11 класса









Кардымово, 2017

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ МИРА 5

1.1. ЧТО ТАКОЕ СВЯТЫНЯ? 5

1.2. ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ? 6

1.3. ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ? 6

1.4. ГЕОГРАФИЯ ПРАВОСЛАВИЯ 7

ГЛАВА 2. МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ ОСНОВНЫХ СВЯТЫНЬ МИРА 8

2.1. СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И ЕЕ СВЯТЫНИ 8

2.2. СВЯТЫНИ ХРИСТИАНСКОГО МИРА 12

2.3. ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ РОССИИ 16

ГЛАВА 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

ГЛАВА 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21




ВВЕДЕНИЕ

Православные святыни мира. Как дороги они каждому верующему, готовому преодолеть огромное расстояние, дабы только прикоснуться к драгоценной реликвии. Но не у всех есть возможность совершать паломничество к святыням даже на своей Родине, не говоря уже о дальних путешествиях. Изучая эти святыни, мы посетим страну Православия, огромную и величественную, создававшую на протяжении веков свою историю. Ее культурное наследие по-прежнему питает нашу цивилизацию своими живительными соками, многими, к сожалению, неосознаваемыми. И это нам поможет понять духовную красоту Православия, познакомиться с ее величайшими памятниками архитектуры и зодчества, впитавшими в себя возвышенные образы христианской духовности, узнать уникальные святые места православного мира, имеющие величайшее историко-культурное значение.

Под святынями православные христиане чаще всего понимают крест, атрибуты христианского культа (богослужения), могилы и останки святых, а так же артефакты — вещи связанные с историей Израильского народа и христианства.

Актуальность исследования. Любой народ в любые времена, а тем более в особенно трудные, живет святыней и надеждой. В период гонения на веру многочисленные изгнанники постарались сохранить от осквернения, уничтожения и глумления все, что было свято сердцу верующего. Каждая икона, каждая ниточка, каждый кусочек земли, связанные со святым местом, с подвижником, являлись святыней. Все это хранится в православных обителях и храмах. Дороги они каждому верующему, готовому преодолеть огромное расстояние, дабы только прикоснуться к драгоценной реликвии. Поэтому, выбор темы обусловлен моим интересом к истории православных святынь, которые являются нравственными и культурными ориентирами для каждого человека и народа в целом.

Объект и предмет. В данной проектной работе надо разобраться, что это — православные святыни мира и где они находятся?

Цель. Узнать и изучить литературу, посвященную православным святыням мира. Познакомиться с великими православными святынями нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья. Привлечь внимание к православным святыням, хранящимся в разных странах.

Задача. Изучить материалы на тему: православные святыни мира. Узнать, что подразумевается под словом «православные святыни»? Какие православные святыни хранятся в разных уголках мира, какими путями они попали туда?

Гипотеза. Почему православные верующие почитают одни святыни, католики другие. Как христианские святыни стали камнем преткновения разных религий. Бог един и религия должна быть едина!

Методы исследования. Изучение материалов по выбранной теме и анализ по проблеме исследования. Верующему человеку очень важно видеть и ощущать вещественные свидетельства, хранящие тепло уст Божиих, целовавших подвиги святых угодников. Это нужно для постоянного напоминания, что святые – это реальные люди, которые жили среди нас, совершали свой жизненный подвиг в условиях подобных нашим.




ГЛАВА 1. ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ МИРА 1.1. ЧТО ТАКОЕ СВЯТЫНЯ?

Что же мы будем понимать под словом «святыня», чему будем отдавать предпочтение среди обширного религиозного почитания? Давайте разберемся в этом. Владимир Даль так определил это понятие: «Святыня — святость, это то, чему мы поклоняемся, что чтим нерушимо». То есть святынями являются особые реликвии, чтимые верою. А такие у каждого народа были определены веками поклонения и почитания, самой неподкупной историей.

Святость — это высшая ценность. Свято все, что тронуто Господом, на что излился Дух Его: и праведник, и храм, и икона, и небо, и лес, и речка, и в поле каждый колосок… Потому, что упования души человеческой всегда были устремлены к небу, к Господу нашему Иисусу Христу, к Божией Матери — Царице Небесной, и к Святым угодникам Божиим.

Святыня — это материальный образ присутствия Божьего царства в человеческой истории. Так всегда святыня и воспринималась в религиозном сознании людей. И потому перед святынями поклонялись и отправлялись в паломничество по святым местам в самые тяжелые, в самые судьбоносные моменты истории.

Христианские святыни — свято хранимые и почитаемые христианами предметы, мощи и объекты, связанные с событиями прошлого, с атрибутами жизни святых, пророков или Бога. Все христианские святыни освящены церковью и являются объектами поклонения, разной степени важности в зависимости от значимости события или святого. Историческая обоснованность многих реликвий иногда подвергается сомнению.

Христиане верят Библии, а она говорит, что Бог не только создал людей и окружающий мир, но и постоянно пребывает в общении со своим творением, как Истинный Отец мироздания. Все то, что причастно Богу, причастно Божьему делу среди людей, Божьему промышлению о мире — для христиан святыня. Христианские святыни, если можно так сказать, светят отраженным светом Божества и в силу этого почитаемы. Почитание реликвий имеет огромное значение в христианстве, главным образом в католицизме. Православная церковь в большей степени уделяет внимание почитанию икон, а не реликвиям.

1.2. ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ?

Православие — огромная страна. И невозможно уместить все ее вершины подвижничества, уникальные религиозно-художественные ценности и чудотворные реликвии в рамках проекта. Надо сразу отметить, что не существует канонического списка святынь православного мира, лежащего на всех континентах земного шара. Потому что почитаемые религиозные святыни в каждой стране свои, они веками созидали и пестовали свой национальный дух и культуру. И я охвачу лишь маленькую частицу этого мира.

Главными центрами Православия, несомненно, во всех странах являются монастыри и города с древней православной традицией, места нахождения честных мощей святых угодников и чудотворных икон, и в первую очередь святынь, связанных с земной жизнью Иисуса Христа и святых апостолов.

1.3. ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ?

Ранее Православная церковь уделяла основное внимание почитанию икон, а не реликвий. Частички мощей святых наряду с чудотворными иконами считаются наиболее важными святынями в православных храмах. Позже начинает развиваться паломничество православных верующих в различные страны мира для поклонения святыням, хранителями которых ныне являются представители не только других православных, но и иных христианских церквей. Как правило, православным паломникам предоставляется для этого разрешение и оказывается любезное содействие. Стремясь создать образ «Второго Иерусалима» и «Третьего Рима», православные государи и патриархи собирали христианские святыни, которые доступны верующим в большинстве храмов Православной церкви. В православных традициях - пешие походы, паломничества для поклонения святым, мощи которых хранятся в тех или иных монастырях. Принципиальным моментом в Православии стало освящение алтарей храмов на частичках мощей мучеников – в антиминс вшиваются мощи мучеников.

1.4. ГЕОГРАФИЯ ПРАВОСЛАВИЯ

Сегодня к православному вероисповеданию на планете принадлежит около 180 млн человек. Более 90 % православного населения проживает на территориях восточноевропейских стран, Балкан и территориях бывшего СССР. Из них, по социологическим данным, по убыванию, более трети проживает в Российской Федерации (65 млн), на Украине (40 млн) и в Румынии (20 млн). Более половины православных прихожан принадлежит к Русской православной церкви.

В соответствии с установленным диптихом, порядком чести в православии, в традиционной последовательности следуют церкви: Константинопольская, именующая себя Вселенской, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Чехословацкая, Польская и Американская.



ГЛАВА 2. МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ ОСНОВНЫХ СВЯТЫНЬ МИРА 2.1. СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И ЕЕ СВЯТЫНИ

Для каждого христианина слова «Святая Земля» наполняются великим смыслом, при этом сердце верующего, словно по камертону, невольно настраивается на возвышенные образы. Святая Земля была колыбелью христианства и на протяжении веков остается его духовным центром. Недаром ее называют «пятым евангелием», потому что здесь все благовествует о Христе. Ее святыни уникальны тем, что большинство из них нам хорошо знакомы по Евангелиям, а названия Вифлеем, Назарет, Гефсимания звучат для многих как родные имена. И именно здесь, как нигде, ощущается живое дыхание древней истории.

Иерусалимскую православную церковь справедливо называют Матерью всех христианских Церквей, поскольку отсюда началась проповедь Христа, здесь произошло сошествие Святого Духа на апостолов в Сионской горнице, здесь совершилось первое таинство евхаристии, положившей начало всей Церкви. Здесь вершились величайшие события Нового Завета – Рождество Христово, Преображение на горе Фавор, творились многочисленные чудеса; здесь Господь прошел Крестный путь на Голгофу. Здесь свершились Воскресение и Вознесение Христово и отсюда апостолы понесли миру свет нового учения, которое озарило новый путь европейской цивилизации. С древнейших времен Крест стал основным символом христианства, знаменем победы Жизни над смертью.

Паломничество на Святую Землю сложилось уже на рубеже III–IV вв. Одним из первых дошедших до нас путеводителей был составлен в конце IV в. монахиней, «небесной девой Этерией», как ее называли в Испании, за возвышенный слог ее дорожника. Она посетила обители Фиваиды, следовала по путям «богоизбранного народа» в Египте, поднималась на вершины Синая, побывала в заиорданской земле. В нем были подробно изложены паломнические маршруты и краткое описание святынь. Причем уже тогда она указывала на сложившийся обычай читать из Священного Писания что-либо относящееся к данному святому месту.

Православные святые места очень ценятся за то, что могут менять сознание людей, помогать в решении духовных проблем. Это историческое наследие, которое должно храниться всеми последующими поколениями.

Храм Рождества Христова в Вифлееме. Одной из главнейших христианских святынь является место рождения Иисуса Христа, над которым еще в древности был возведен храм. Сюда устремляются все паломники на Святой Земле, чтобы поклониться вифлеемским яслям, в которых был явлен миру рожденный во плоти Спаситель. Настоятелем храма, как и всех храмов Иерусалимского Патриархата, традиционно являются православные греки, но праздничные службы проводятся и другими различными конфессиями.

Храм Рождества Христова является самым древним христианским храмом, сохранившимся во всей Палестине. Согласно церковному преданию, это был единственный храм, не разрушенный персами-зороастрийцами во время их вторжения в страну в VII в. Он остался невредимым благодаря изображениям волхвов на его стене (позднее они были утрачены). Их персы посчитали за изображения зороастрийских жрецов, что спасло храм.

В этом храме имеется множество святынь, одними из которых являются чудотворные образа Вифлеемской Божией Матери и плачущего Спасителя на храмовой колонне.

Храм Воскресения Христова в Иерусалиме можно назвать главной святыней христианского мира, где находится бесценная Гробница Спасителя, в которой возлежало Его Божественное тело после мучительной смерти на кресте.

В 1852 г. шесть христианских церквей (католики, православные греки, армяне, сирийцы, копты и эфиопы) подписали окончательный договор («статус-кво святых мест») о разделе территории храма, которому следуют и доныне. Большая часть святынь (Голгофа, Кувуклия, Кафоликон и др.) и общее руководство службами принадлежит Иерусалимской православной церкви, которая для обслуживания храма образовала монашескую общину, называемую Святогробским Братством. В храме Воскресения расположено множество святынь, достойных отдельного описания.

В храме Воскресения продолжает сиять Свет Христов. Ежегодно в Великую Субботу, перед православной Пасхой, на ложе Спасителя нисходит Благодатный Огонь. Он впервые упоминается христианскими авторами в IX в. При приходе крестоносцев, когда католики сразу выставили православных из многих храмов, Благодатный Огонь не возгорелся. Пришлось обратиться латинянам к грекам для проведения совместной молитвы. Лишь после этого произошло Сошествие Огня. После этого знака свыше греческое присутствие было возвращено в храм Воскресения. Таинство схождения Святого Огня сохраняется многие века. А в первые минуты схождения он обладает удивительным свойством, совершенно не обжигая тело.

Сионская горница по праву считается четвертой по значимости христианской святыней в Иерусалиме, где впервые совершилось таинство Причастия.

В дом на Сионе, который находился недалеко от дома апостола Иоанна, приходит в Великий Четверг Иисус Христос со своими двенадцатью учениками. Сюда вошел Он совершить иудейскую Пасху, здесь состоится знаменитая Тайная Вечеря. Мы не знаем имени человека, в доме которого произошло это великое событие, евангелия не сохранили его. Не сохранилось уже и первоначального здания, но великое событие, произошедшее здесь, положило основание главному таинству всей Церкви.

Изображение Тайной Вечери является неотъемлемой частью росписи иконостаса любого православного храма. Оно традиционно помещается над Царскими Вратами, на первом плане, потому что на ней впервые было совершено таинство Святой Евхаристии. Причащение верующих специально приготовленным хлебом и вином стало центральным событием в литургии. Тайная Вечеря называется так не только потому, что проводилась тайно от иудейских книжников, но и потому, что там была явлена тайна человеческого жительства и путь к спасению. Чаше, которой пользовался Христос на Тайной Вечере и в которую позднее соберет Иосиф Аримафейский Христову кровь при Его распятии, всегда приписывалась чудодейственная сила. Сохранились свидетельства, что в раннем христианстве от нее происходили многочисленные чудеса исцелений. Обладание ею становилось целью для многих сильных мира сего. В ней искали источник вечной жизни и абсолютной власти. Все предания об этой чаше, называемой «Святой Грааль», не признаны Православной церковью.

Церковь Рождества Богородицы в Иерусалиме. С точки зрения христианского вероучения, рождение Пресвятой Богородицы случайным событием не было, ибо ей была отведена важнейшая роль и осуществлении божественного плана спасения человечества. История Ее жизни в Новом Завете отражена слабо, в частности, ничего не сказано о Ее Рождестве и родителях.

А немного севернее Гефсиманского сада находится одно из главнейших почитаемых святых мест – православная церковь Успения Богородицы с ее гробницей.

Христиане всегда благоговейно почитали гробницу Божией Матери. Там хранились и драгоценные пелены, которыми было повито Ее пречистое тело. Первый храм, на месте упокоения Богоматери, был воздвигнут святой Еленой. В VII в. он уже был полностью разрушен персами, но скоро восстановлен. Храм подвергался неоднократным разрушениям и изменениям, но, несмотря на это, его первоначальный крестообразный тип сохранился. Сегодня современный православный храм Успения Богородицы включает остатки строений эпохи крестоносцев и находится в совместном владении греческой и армянской церквей.

В Гефсимании множество христианских святынь и возведено несколько храмов. Одной из дорогих святынь и особым местом паломничества является сам древний Гефсиманский сад, вернее оставшийся от него небольшой участок 47 на 50 м. Он почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа. Здесь Господь, предвидя предстоящие крестные муки, скорбно молился в ночь Своего ареста. В саду сохранилось 8 древних оливковых деревьев с узловатыми стволами, возраст которых, по преданию, превышает 2000 лет. Недалеко от деревьев расположен камень, на котором сидел Господь, когда Иуда пришел предать Его в руки синедриона. А у самой ограды Гефсиманского сада сохранился грот, в котором, по преданию, укрывались ученики.

Также в Гефсимании находится православный храм Святой Марии Магдалины, который издалека поражает своей изысканной красотой. Он является образцом русской архитектуры московского стиля, увенчанный семью луковичными куполами. Храм был возведен императором Александром III, в память о своей матери Марии Александровне и освящен в 1888 г., в год 900-летия Крещения Руси. В храме богатый иконостас из белого мрамора, иконы кисти академика В. Верещагина, а также чудотворный образ Одигитрии ХVI в. Слева перед алтарем – икона святой Марии Магдалины с частицей ее мощей.

2.2. СВЯТЫНИ ХРИСТИАНСКОГО МИРА

Необходимо отметить, что с мощами многих святых в христианском мире существует множество противоречий. Подобные противоречия наглядно демонстрируют фрагменты мощей святого Иоанна Крестителя, оказавшихся после разграбления Царьграда в разных странах. Католики почитают фрагменты его главы также в римской церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите, а исламский мир чтит главу пророка еще в мечети Омейядов в Дамаске. Десница Крестителя Господня имеется в мусульманском стамбульском дворце Топкапы, но православные почитают святыню, хранимую в Цетиньском монастыре, и фрагменты в афонском монастыре Дионисиат. Для нас останутся основополагающими в истинной святости реликвии нашего православного мира.

Нельзя не упомянуть и о знаменитой Туринской плащанице, благоговейно хранящейся в закрытом ларце в соборе Святого Иоанна Крестителя. Именно в это льняное полотно Оно было обернуто после снятия с креста. Эта величайшая святыня христианского мира вот уже 20 столетий безмолвно свидетельствует о чуде Божием.

Туринская плащаница – четырехметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа. В настоящее время хранится в соборе святого Иоанна Крестителя в Турине. Католическая церковь официально не признает подлинность плащаницы. Православная церковь официальной позиции по этому вопросу не имеет

Многие святыни европейских стран ведут свою историю из православного Константинополя, разграбленного крестоносцами в 1204 г. Тогда большинство византийских храмов лишилось своих священных сокровищ, составлявших их вековую славу. Останки мучеников и апостолов, чудотворные иконы и орудия страданий Спасителя – все перекочевало в руки жадных латинских завоевателей, вывозящих золото, статуи и реликвии в свои государства. Одной из таких величайших и бесценных святынь христианства стал Терновый венец Иисуса Христа. Этот Терновый венец, согласно Евангелию, был водружен на голову Иисуса Христа римскими воинами, которые сплели его из ветвей колючего растения. Для христианской реликвии в центре Парижа была построена на острове Ситэ «Святая часовня» (Сент-Шапель), а позднее святыню перенесли в жемчужину средневековой архитектуры собор Нотр-Дам, где она находится уже два века. Святыня выносится для поклонения верующим только в первую пятницу каждого месяца в 15 часов, а также в Страстную пятницу католического Великого поста вместе с частицей Животворящего Креста Господня и святым Гвоздем. В другое время святыни недоступны. Париж богат на христианские реликвии.

В 90 км от Парижа в Шартрском соборе хранится еще одна особо почитаемая святыня – фрагмент Покрова Богоматери, появившийся здесь не ранее VIII в. Согласно преданию, именно этот покров был на Богоматери в момент рождения Ее Божественного Сына. В районе Компьень хранится глава праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Не менее богата на них и германская земля, здесь колыбелью христианства стал г. Трир. Он был родиной царицы Елены, матери Константина Великого, который правил своей частью империи из этого града. Теперь в крипте городского кафедрального собора Святого Петра хранится ее святая глава, а в алтаре – хитон Иисуса Христа, привезенный ею из Иерусалима. В ризнице хранится часть цепи, которой был скован в Риме апостол Петр, считающийся небесным покровителем города, а также сандалия и гвоздь с креста, на котором был распят апостол Андрей Первозванный. Трир знаменит также тем, что здесь находился в ссылке Афанасий Великий и здесь был казнен 6000-й римский легион солдат-христиан, отказавшихся поклоняться языческим богам и принявших мученическую смерть. Здесь возникли, одними из первых, христианские монастыри в Европе, и в одном из них, в бенедиктинском монастыре Апостола Матфея, хранятся драгоценные мощи святого, являющиеся единственными апостольскими мощами, находящимися севернее Альп.

Особенно известен в христианском мире крупнейший в Германии кафедральный Кёльнский собор XIII в., где хранятся в драгоценной раке «Трех Королей» мощи волхвов: Каспара, Мельхиора и Бальтазара, первыми увидевших свет Вифлеемской звезды и пришедшими поклониться Спасителю. К их святым мощам устремляются до сих пор многочисленные паломники, а в народе они стали считаться покровителями всех путешествующих.

Недалеко от Кёльна, еще в IX в. Карлом Великим был возведен в Ахене грандиозный дворцовый комплекс, где была построена знаменитая Дворцовая Капелла, куда благочестивый император поместил величайшие христианские святыни, полученные им от Папы Римского: хитон Пресвятой Богородицы, пелены, которыми Мария пеленала Младенца Иисуса, и плат, на который возложили усеченную главу Иоанна Крестителя. Эти святыни и доныне хранятся здесь. Дворцовая Капелла в Средневековье стала в одном ряду с такими центрами христианского паломничества, как Иерусалим, Рим и Сантьяго-де-Компостелла в Испании, где были погребены мощи апостола Иакова Заведеева. Иаков Старший, один из приближенных к Господу апостолов, присутствовавший при Преображении Господнем, был казнен царем Иродом Антипой.

Но по обилию святынь, конечно, все страны Европы значительно уступают Италии, земля которой еще в древности была обильно полита кровью первых христиан. Еще с раннего Средневековья ее столица Рим стала особенно почитаема как святое место за принявших здесь смерть череду мучеников. Собор Святого Петра многие века являлся крупнейшим христианским храмом, хранящим многие драгоценные святыни. Одними из них является и Копье Лонгина, которым сотник проткнул Спасителя на кресте, и часть его мощей.

В Риме паломники посещают катакомбы первых христиан, святую лестницу из дома Понтия Пилата, привезенную из Иерусалима, по ней четырежды проходил Иисус Христос. Для хранения иерусалимских святынь в городе была возведена специальная церковь во имя Честного и Животворящего Креста Господня, куда святая Елена поместила часть Животворящего Древа с бывшей на нем табличкой «ИНЦИ», землю с Голгофы. Там же теперь находится большая часть креста благоразумного разбойника, перст святого апостола Фомы, вложенный им в рану Господню, один из гвоздей Креста и многие другие святыни.

Неопалимая Купина находиться в православном монастыре святой Екатерины в Египте. По преданию, это тот самый терновый куст, в пламени огня которого явился Господь Моисею.

Особым почитанием для православного паломничества всегда являлись мощи Николая Чудотворца в г. Бари, где до сих пор происходят чудеса у его мироточивой гробницы. Всемогущая в Средневековье Венеция стала хранителем чудотворных мощей евангелиста Марка, упокоенных в соборе Сан-Марко. Бывший первым епископом в Александрии, он мученически погиб, и лишь в IX в. мощи его, спасая от осквернения мусульманами, были перенесены в Венецию.

Важно сказать и об одной из древневосточных православных церквей – Армянской Апостольской церкви. В ризнице обители хранится много общехристианских святынь: рука святого Григория, часть Животворящего Креста и частицы святых мощей многих апостолов и угодников Божиих.

2.3. ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ РОССИИ

Россия – православная страна, во всех уголках которой можно найти множество святых и целебных мест. Конечно, все монастыри и источники не перечислить, однако есть целый ряд известных паломнических походов, куда отправляются православные христиане для исцеления или же культурного просвещения.

На протяжении всей истории на Руси уважали людей, которые отдавали свои жизни во славу христианской веры. Их причисляли к лику святых, а места, где они были похоронены, излучали любовь даже после смерти самого человека.

Икона — особое выражение веры на Руси. Икона — это, прежде всего молельный образ, чудотворная святыня. Русские люди воспитывались, постоянно видя перед собой святой лик.

Есть на земле русской такие места, к которым тянутся паломники со всех уголков планеты. Обычно таковыми считают различные святые источники, храмы, монастыри, нетленные мощи святых угодников и погребения праведников. Посещая такие места, человек очищается духовно, заряжается позитивной энергией, открывает что-то новое для себя и переосмысливает суть жизни на земле. Выходит, что приезжают в святые места России именно те, кто мысленно стоит на пороге духовных перемен, желает помолиться, обрести благодать, дотронуться до нетленных мощей или чудотворной иконы, совершить таинство исповеди у особенного религиозного деятеля в определённом святом месте, выполнить пожертвование, совершить обет и т.д.

В России большая часть реликвий находится в музеях Кремля — Оружейной палате, Успенском соборе. Среди главных святынь — частицы Ризы Христовой, Гвоздь из Креста Господня, частицы Ризы Богоматери. Уникальной реликвией является ковчег Дионисия Суздальского с частицей древа Животворящего Креста Господня и ещё 16 святынями, среди которых — частицы хитона Христа, тернового венца, ароматы, которыми помазывали тело Спасителя перед погребением. А также святые мощи угодников Божиих, Чудотворные и мироточивые иконы и многие другие.

Московский Кремль. Собор Успения Божией Матери. Москва – это сердце России, а ее Кремль на протяжении многих веков был непоколебимым символом и олицетворением самой прекрасной столицы мира, являясь главным духовно-религиозным и общественно-политическим центром страны. Вознесенный на Боровицком холме, он величественно возвышается в центре города, каждодневно привлекая своей древностью тысячи людей. В XVII–XIX вв. этот великолепный архитектурный и историко-культурный комплекс не без оснований сравнивался современниками за свое совершенство с небесным «Градом Иерусалимом», бывшим высоким образцом для всех христиан.

Москва всегда поражала обилием своих церквей и монастырей, став «Третьим Римом» и центром Русского Православия. Недаром ее образно всегда называли градом «сорока сороков», где число храмов, колоколен, монастырей достигало до двух тысяч, возвышающихся повсюду своими золочеными куполами и радующих взгляд изысканным архитектурным декором или древностью русского зодчества.

Основными важными местами для прихожан являются монастыри и пустыни Русской Православной Церкви. Множество городов Золотого кольца очень тесно связаны с историй распространения православия на Руси. Именно там находится большое количество святынь, поэтому почти все храмы и монастыри являются объектами паломничества.

На юге Нижегородской области лежит четвертый земной удел Богородицы. Определялись эти самые уделы по-разному: первый определился жребием, когда решалось, куда кто отправится для проповеди Евангелия. Богородице досталась Иверия; второй удел Богородица также открыла еще при жизни после того, как ее корабль прибило к берегу горы Афон; третий удел был обретен по велению Девы Марии, явившейся монаху Антонию с просьбой. Так появилась Киево-Печерская Лавра; четвертый удел — Дивеевский монастырь. В 1760 году монахине Александре явился дух Богородицы, который сказал, что это место идеально подходит для ее последнего пристанища на Земле. В 1789 женский монастырь взял под свое покровительство иеродиакон Серафим, который со временем станет одним из самых почитаемых русских святых. Чудотворные мощи Серафима Саровского по сей день хранятся в Дивеевском монастыре. По преданиям, он приказал сестрам вырыть канавку там, где ступала Богородица, и рассказывал, что тут у него «и Афон, и Киев, и Иерусалим».

В истории человечества известно два величайших явления милосердного Бога телесному взору, отраженных в иконографии, – ветхозаветному праотцу Аврааму у Мамврийского дуба и русскому святому, преподобному Александру Свирскому. В глухих девственных лесах Карелии более чем 500 лет назад смиренному иноку Александру воочию предстал Господь в виде Трех Ангелов, и до сих пор мы можем ощутить на месте этого события особую, или, как говорили в прежние времена, «сугубую», благодать.

Именно здесь, на этой Святой земле, второй Палестине, где произошло богоявление, был построен Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра представляет собой большой мужской монастырь особого статуса. В православной России имеется два таких монастыря. Один из них — Свято-Троицкий монастырь, который получил статус Лавры в 1744 году.

Это место неразрывно связано с одной из самый значимых фигур в православной церкви — Сергием Радонежским. Святой основал в 1337 году православную обитель Святой Троицы. На протяжении веков там собирались святые книги, знания, опыт. Во время интервенции поляков обитель яростно защищали. Захватчикам так и не удалось ее получить. В то же время было чудесное явление святого Сергия, который основал это место.

Сергий при жизни был очень умен и полон желания нести свою веру в массы. Он был за просвещение людей, поэтому после получения статуса Лавры при монастыре открыли школу, которая впоследствии стала Московской духовной академией. Монастырь до сих пор открыт. Люди со всей страны приезжают, чтобы полюбоваться его красотой. Это достопримечательность и духовный центр всей нашей страны.

Найти душевную гармонию и спасение от повседневных проблем вам помогут Соловки. Это место люди всегда считали чем-то особенным из-за его отгороженности от остального мира. Архангельская область — это место холода, но Соловки находятся в самой верхней его части.

Соловецкий архипелаг представляет собой не просто достопримечательность, потому как это место находится под строгим присмотром. Это музей-заповедник, на территории которого есть Соловецкий мужской монастырь, построенный ориентировочно в 1436 году по инициативе Савватия Соловецкого. Чуть позднее, примерно через 20 лет, были построены первые церкви. Сейчас это место входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Введенская оптина пустынь представляет собой мужской монастырь высшего статуса в православном мире. Это ставропигиальный монастырь, что означает собственноручное водружение патриархом. Подчиняется монастырь только синоду или самому патриарху всея Руси.

Находится это высоко духовное место в Калужской области, близ города Козельска. На территории монастыря есть собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы, посвященный одноименному великому двунадесятому празднику.

Точная дата основания монастыря неизвестна, но историки считают, что начало духовной жизни этого места положено было в далеком 14 веке. Настоятелем и основателем тогда был бывший разбойник, принявший монашеский постриг. В начале 17 века монастырь был разграблен и разорен в ходе смутного времени. Не раз еще приходилось этому великому и прославляемому Богом месту терпеть нападки. Сейчас это место является обителью множества монахов.

Таким образом, по мере осознания истории и значения православных святынь России и зарубежья, следует совсем по-другому смотреть на смысл посещения Святой земли и других святых мест, и у большего количества верующих возникает желание совершить паломничество в центр православия.

ГЛАВА 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Множество святых мест сохраняется во многих частях мира, куда доносили Слово Божие апостолы и подвижники святой веры.

Энергетика таких мест завораживает, потому что, посещая их, происходит насыщение силой веры святого, мощи и реликвии которого принадлежат этой земле. Иногда само место обладает особой атмосферой, которая дарит любовь и укрепляет веру посетителей и паломников. В святые земли приезжают, чтобы читать молитвы, прося Бога о спасении души, и черпать вдохновение для своей веры.

За века на местах евангельских событий было построено великое число храмов и часовен, основано множество монашеских обителей. Неоднократно большинство из них разрушалось безжалостным временем и неистовой яростью врагов христианства. Но вновь и вновь они восставали и отстраивались заново. Верующие трепетно собирали и чтили свои драгоценные святыни.

Таким образом, мы показали, что в любом уголке земли можно найти возможность поклониться уникальным чудотворным православным святыням, ощутив их благодатную помощь и силу.

Нет возможности рассказать даже кратко об огромном количестве святых мест, обителей и церквей, реликвиях и святынях. Многие из них, сыгравшие исключительную роль, окажутся неохваченными в работе. А о многих мы и не узнаем, за всю историю от них ныне остались лишь полузабытые имена.

Заканчивая наш краткий обзор святых мест и священных реликвий Православного мира, не забудем и о собственной душе, которой важно всегда подвижнически трудиться. И пусть ей будут в напутствие известные слова Послания Иакова, брата Господня: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва», давно ставшие лейтмотивом деятельности христиан на всех континентах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сто великих святынь православия — Сост. Ванькин Е.В.

2. https://elitsy.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!