СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектные технологии как основное условие формирования надпредметных компетенций учащихся

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектные технологии как основное условие формирования надпредметных компетенций учащихся»

Проектная технология, как средство формирования ключевых компетентностей.

Понятие «ключевые компетентности» служит для описания качества рабочей силы, выходящего за пределы определенных профессиональных умений и навыков, связывается со способностью работника развиваться, соответствовать своему месту, совершенствоваться вместе с совершенствованием технологий. Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. Сегодня российское образование стоит перед задачей–формирования ключевых компетентностей граждан средствами образования .

Названы следующие ключевые компетентности:

  • готовность к разрешению проблем, т.е. способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь;

  • технологическая компетентность, т.е. готовность к пониманию инструкции, описания технологии , алгоритма деятельности;

  • готовность к самообразованию, т. е. способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи ,осуществлять информационный поиск из различных источников на любых носителях , что позволяет гибко изменять свою квалификацию;

  • готовность к использованию информационных ресурсов, т.е. делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществлению своей деятельности;

  • готовность к социальному взаимодействию, т. е. способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп и использовать ресурсы других людей для решения задач;

  • коммуникативная компетентность, т. е. готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизовано отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным, и т. п.) других людей.

Школу нацеливают на достижение таких результатов образования, как:

- компетентность разрешения проблем;

- информационная компетентность;

- коммуникативная компетентность;

Образовательные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличается тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип: ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности.

Основные понятия.

Компетенция выражается в готовности субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Компетенция проявляется, по сути, через постановку и достижение цели в субъективно новой ситуации.

Компетентность- результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия.

Метод проектов – технология компетентностно - ориентированного образования.

Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно - ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».

В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирование у школьников компетентности разрешения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта), а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

Проектирование - самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Этот вид деятельности существует в культуре как принципиальный способ планирования и осуществления изменения реальности.

Этапы проектной деятельности:

• разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание , планирование),

• реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий),

• оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности)

Слово «проект» заимствовано из латыни : причастие projectus означает «выброшенный вперед» , «выступающий» , «бросающийся в глаза»,т.е. прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Таким образом, проект создает то , чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь его получению. Метод проектов предполагает разрешение учащимся какой-то проблемы с помощью совокупности разнообразных способов деятельности и интегрирования знаний из различных предметных областей.

Исследовательская деятельность учащихся нацелена на получение субъективно новой информации при сохранении алгоритма в действиях ученика. Кроме цели, которую преследует учащийся, важна дидактическая цель, поставленная учителем, не имеющая ничего общего с принципиальной целью исследования как способа деятельности, н-р «формирование у учащихся умения проводить эксперимент по физике».

Дидактическая цель учителя – формирование ключевых компетентностей учащихся, а алгоритм ее достижения выражается в технологии создания ситуаций, в которых разворачиваются проекты учащихся, и сопровождении проектной деятельности учащихся.

Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели (субъектом которой является педагог) через детальную разработку проблемы (субъектом которой является учащийся) и ее разрешение, которое непременно должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Результаты выполненных проектов, которые получают учащиеся, должны быть ,что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее разрешение, оформленное в информационном продукте; если практическая – конкретный продукт, готовый к использованию. Результатом , с позиции педагога ,является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности.

Таким образом, под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы; под методом проектов –технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем.



Из истории метода проектов

Метод проектов возник как отклик на изменяющиеся социально – экономические условия жизни и в течение короткого времени превратился в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Его называли также методом решения проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии образования, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У. Х. Килпатриком. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, основанную на его личном интересе именно к этому знанию. Поэтому очень важно было показать, для чего и когда могут пригодиться эти знания в жизни. Это можно было сделать с помощью проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Первые попытки внедрения проектного обучения в отечественных школах относятся к 20-м годам ХХ века, где оно получает политическую окраску и в 1931 году этот метод был осужден. Со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию, но суть его остается прежней.

Метод проектов применялся для получения таких результатов образования, как умение и опыт. Такое применение можно проследить и в современной отечественной практике («предметный проект», «технологический проект»). По сути, он представляет собой разработку и выполнение учащимся действий для получения конечного результата или продукта, заданного учителем, т. е. выполнение определенного технического задания, но он не выполнял операций по анализу проблемы и целеполагание, а принимал информацию о цели своего проекта .С точки зрения формирования ключевых компетентностей, «учебный проект» не позволяет формировать компетентность разрешения проблем. Вместе с тем работа над учебным проектом может быть нацелена учителем на формирование элементов информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.

Метод проектов позволяет учителю сформировать педагогическую ситуацию, в которой учащийся ставит свою цель и достигает ее, организуя собственные и привлеченные (внешние)ресурсы, т. е. осуществляет деятельность.

Этапы работы над проектом

1. Поисковый

- Моделирование идеальной - Анализ имеющейся

(желаемой) ситуации. информации.

-Анализ реальной ситуации. - Определение потребности в

- Определение и анализ информации.

проблемы. - Сбор и изучение

информации.

2. Аналитический

- Постановка цели проекта. - Анализ имеющейся

-Определение задач проекта. информации.

- Определение способа разрешения - Определение потребности в

проблемы( 10-11 класс). информации.

-Анализ рисков. - Сбор и изучение

-Составление плана реализации информации.

проекта: пошаговое планирование

работ.

- Анализ ресурсов.

- Планирование продукта.

3.Практический

-Выполнение плана работ.

-Текущий контроль.

4.Презентационный

-Предварительная оценка продукта.

-Планирование презентации и подготовка презентационных материалов.

-Презентация продукта.

5.Контрольный

- Анализ результатов выполнение проекта

- Оценка продукта.

- Оценка продвижения.



Модель « учитель- ученик» при работе над проектом.

Роль учителя.

При работе над проектом учащийся разрешает значимую для него проблему.

Метод проектов - это учебная деятельность, связанная с непрерывными « пробами» вне стен школы , в окружающей социальной действительности.

Педагог должен отказаться от своей доминирующей роли в процессе передачи ученикам знаний и стать организатором проектной деятельности.

На всех этапах педагог выступает как помощник ,т . е. не передает знания , а обеспечивает деятельность:

• консультирует ( провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, и т. д.)

• мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом.

• наблюдает. Чтобы продуктивно работать во время консультации и оценивать уровни сформированности информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.

Роль ученика.

Ученик становится субъектом деятельности. Он свободен в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Ему никто не навязывает, как и что делать.

Ученик имеет право:

• не участвовать ни в одном из текущих проектов;

• участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

• в любой момент начать новый проект.

На всех этапах он:

• выбирает (принимает решения) Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности.

• выстраивает систему взаимоотношений с людьми.

• Оценивает. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что неудалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.) Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач ,неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы, например формируют личный интерес к новому знанию, если «провал» проекта обусловлен неверно интерпретированной информацией или непроверенными данными.

Учитель может прямо указать на ошибку в алгоритме, но не может указать на ошибки в содержании проекта.

Обычно учитель отмечает 2 вида «ошибок», которые стремится исправить: фактические ошибки в информации, на которую опирается ученик, и «ошибки» в оценке ситуации, в определении «правильного» способа разрешения проблемы или достижения цели. Консультант не формулирует суждений, возражений или рекомендаций, пока учащийся полностью не выразит все свои чувства и мысли. В высказываниях консультанта недопустимы оценочные суждения ( не только негативные ,но и позитивные!) в отношении содержания обсуждаемой темы, проблемы или путей ее решения.

При консультировании учитель – руководитель проекта может занимать разные позиции: инструктора, эксперта.

Еще одной задачей, которую решает руководитель проекта во время консультаций, является оценка уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся.

Основным инструментом работы руководителя проекта во время консультаций являются вопросы. Чтобы работа с вопросами была эффективной ,консультант должен обеспечивать комфортные условия для высказывания учащимся своих мыслей и чувств.

Для этого применяется техника активного слушания. Она основана на 2 базовых положениях:

1. Консультант принимает на себя обязательство помочь ученику, возможно, более полно выразить свои мысли и чувства.

2. Консультант стремится не формировать суждений, возражений или рекомендаций, пока ученик полностью не выразит свои чувства и мысли.

Дневник проектной деятельности.

Функции дневника:

• Дидактическая. Дневник задает последовательность действий учащегося и таким образом помогает освоить алгоритм проектной деятельности.

• Дневник является необходимым элементом среды, в которой происходит разработка и реализация проекта учащимся. Записи, сделанные в дневнике во время самостоятельной работы, являются поводом для обсуждения во время консультаций или групповой работы.

• Записи в дневнике, позволяют объективизировать предмет оценки при оценке уровня сформированности компетентности разрешения проблем.

• Дневник является не контрольным, а рабочим материалом учащегося и заполняется учеником самостоятельно.( возможно сразу после консультации в режиме беседы).



Поисковый этап.

1) Определение проблемы. Под проблемой понимают противоречие между идеальной и реальной ситуацией. Проблемная ситуация возникает , когда у ученика формируется убежденность в том, « как должно быть», а реальность принципиально отличается от этой картины. Разрешение проблемы должно быть важно для ученика. В рамках поискового этапа осуществляется информационный поиск, направленный на обоснование идеальной ситуации, детальное описание и анализ реальной ситуации. Для обоснования идеальной ситуации используют анализ СМИ, опросы, наблюдения, экспертные интервью, работа с теоретической литературой.

Аналитический этап.

На этом этапе проектной деятельности учащийся определяет цель и задачи проекта, результат и планируемый продукт своей деятельности, ищет способ достижения поставленной цели, планирует порядок своих действий и необходимые ресурсы, а так же работа учащегося с информацией.

Цель отвечает на вопрос: «ЧТО должно быть изменено в реальной ситуации? Какой должна стать ситуация после завершения проекта?»

Определив цель , учащийся предлагает один или несколько способов ее достижения( отвечает на вопрос « КАКИМ ОБРАЗОМ? ».

Когда ясна цель проекта, следует организовать работу по определению задач, которые указывают на промежуточные результаты и отвечают на вопрос: «ЧТО ДОЛЖНО ПОЯВИТЬСЯ (быть сделано), чтобы цель проекта была достигнута. (чтобы результат был получен)?» Задачи могут решаться в различной последовательности, их не следует путать с этапами работы (сбор информации, изготовление предмета, подготовка материалов к презентации)

Каждая задача дробится на шаги( отдельные действия ,которые ученик выполняет полностью за ограниченный промежуток времени).

Учащиеся сообщают руководителю проекта о соблюдении или нарушении сроков работ ,своих успехах или неудачах. Самостоятельно справиться с планированием и проведением текущего контроля способны выпускники основных школ. Контроль за соблюдением технике безопасности при проведении тех или иных работ остается зоной ответственности учителя.

Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен быть детально продуман на этапе планирования. Для ученика он является ценным ,т. к. решает значимую для него проблему. Нельзя сводить цель проекта к получению продукта.

Практический этап.

На этом этапе учащийся реализует запланированные шаги (действия), выполняют текущий контроль. При работе над проектом учащиеся осваивают и различные конкретные технологии, необходимые для выполнения запланированных шагов, приобретают умения, не являющиеся обязательным содержанием образования. На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности учащихся.

В том случае, если проект был спланирован некорректно с точки зрения содержания деятельности, учащийся неизбежно столкнется с затруднениями. Уже в 6- 7 классах, если учитель заметил , что предложенный план ошибочен, не ведет к цели, а учащийся настаивает на своей позиции, несмотря проблематизирующие ее вопросы ,не следует настаивать на пересмотре плана. Когда учащийся поймет, что выполнить предложенный им план невозможно или этот план приводит к иным результатам, следует организовать анализ причин данной ситуации и вернуться к планированию. Следует помнить, что результат проекта и качество полученного в итоге продукта – личное дело и зона ответственности самого ученика. Зона ответственности учителя – формирование ключевых компетентностей , а сложившаяся ситуация – идеальный повод для организации размышлений учащегося, работы над компетентностью разрешения проблем.

Роль ученика на этом этапе:

• Выполняет запланированные действия самостоятельно или в группе.

• Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты.

• При необходимости консультируется с учителем (экспертом).

Роль учителя :

• Обеспечивает процесс группового обсуждения. Мотивирует учащихся к самоконтролю.

• Наблюдает (оценивает) за процессом и содержанием группового взаимодействия и техники безопасности.

• Организует доступ к оборудованию и другим ресурсам.

• Информирует о нарушении временных рамок деятельности.

Презентационный этап.

Каждый проект предполагает получение, какого – либо продукта. Это могли быть: видеофильм, альбом, барометр, компьютерная газета, бюллетень, зимний сад, альманах, сварочный аппарат, сайт, костюм, исковое заявление, письмо главе местной администрации, макет, словарь, электромагнит, атлас, воздушный змей, передвижная выставка, экспозиция музея, генеалогическое дерево, электродвигатель, сбор лекарственных трав и т. д.

Презентация в логике проектной деятельности предназначена для представления полученного продукта. Достаточно распространено стремление учителя включить в содержание презентации все, что было создано учеником во время работы над проектом ,а также рассказ о том, чему научились и что узнали ученики в процессе работы. Однако культурная форма презентации ,с одной стороны, и задача формировать компетентность публичного выступления, с другой, делают рассказ о процессе работы над проектом в рамках презентации просто неуместным. Планировать свое выступление следует, исходя не из собственного желания разделить успех проекта со слушателями, а из запросов аудитории и поставленной самим учеником цели презентации.

Презентация может быть направлена на :

• продвижение продукта (коммерческое или некоммерческое);

• привлечение ресурсов (н - р, для доработки или тиражирование продукта);

• информирование ( просвещение, формирование общественного мнения);

• самопрезентацию (позиционирование себя как специалиста в определенной области).

Презентацию проектов надо организовать специальным образом.

Педагог несет ответственность за создание условий для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (свободный доступ к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству)

Действия ученика и учителя на этом этапе:

Ученик:

• Выбирает форму презентации .

• Готовит и проводит презентацию.

• Задает вопросы( при презентации других групп).

Учитель:

• Задает вопросы , нацеленные на продвижение учащегося.Обеспечивает процесс группового обсуждения.

• Наблюдает( оценивает) за процессом и содержанием группового обсуждения. За презентацией. Задает вопросы с целью оценить коммуникативную компетентность.

• Организует место и время проведения презентации.

• Предлагает при необходимости , различные формы презентации , цель презентации и способы воздействия на аудиторию.

Контрольный этап.

Содержанием контрольного этапа является осмысление учащимся хода и результатов проектной деятельности и оценочная деятельность.

При руководстве проектами учитель должен постепенно отказываться от выполнения функции контроля и организовывать ситуации, вынуждающие учащихся проводить самоконтроль.

Объектами оценки являются:

• результативность проектной деятельности,

• продукт проектной деятельности,

• продвижение учащегося( личностное приращения: узнал, научился , смог, понял, преодолел…),

• уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся.

Оценка результативности проекта дается учащимся в форме качественной ( описательной ) оценки. Он возвращается к ситуации, в которой появился проектный замысел, обращает внимание на то ,как и почему изменился замысел, соотносит планируемые и полученные изменения, делает вывод о достижении цели (степени достижения цели),говорит о своей удовлетворенности(или об отсутствии таковой) результатами проекта.

Оценка продукта осуществляется путем сопоставления замысла (планируемого продукта) и полученного продукта. Давая окончательную оценку продукту на контрольном этапе, учащийся может использовать обратную связь, полученную во время презентации. При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом очень важно организовать и оценку своего собственного продвижения в проекте ( назвать сильные и слабые стороны работы, анализировать причины успехов и неудач в работе, предложить способы преодоления трудностей).

Оценка продукта и оценка продвижения учащихся в проекте может быть только качественной, но не количественной(выраженной в баллах).Руководителю проекта не рекомендуется высказывать собственную оценку в отношении результатов проекта, продукта, продвижения учащегося.

По окончанию данного этапа учитель проводит оценку уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся согласно критериям, которые должны быть понятны ученику. (см. приложение)

Выявить уровень сформированности информационной и коммуникативной компетентностей по целому ряду оснований- способов деятельности ,владение которыми демонстрирует учащийся.

Предметом оценки являются дневник проектной деятельности учащегося, результаты наблюдения за презентацией продукта, а также за работой в группе и консультацией. Продукт, полученный учащимся, не является объектом оценки, поскольку его качество очень опосредовано указывает на уровень сформированности компетенции учащегося в целом (т. е. соорганизации внешних и внутренних ресурсов для разрешения проблемы). Получение продукта в рамках метода проектов является единственным свидетелем того, что проект состоялся, а следовательно деятельность учащегося может быть оценена.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!