СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональная деятельность учителя-логопеда в условиях инклюзии с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации дана характеристика детей с ТНР, Описана логопедическая работа с данной категорией дошколят.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная деятельность учителя-логопеда в условиях инклюзии с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.»

 Методы и приёмы в логопедической  практике в группе для детей с тяжёлыми  нарушениями речи. Подготовила: учитель-логопед Абрамова Анна Петровна

Методы и приёмы в логопедической

практике в группе для детей с тяжёлыми

нарушениями речи.

Подготовила: учитель-логопед Абрамова Анна Петровна

Дети с тяжелыми нарушениями речи  – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.

Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков),  фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Такое нарушение называется  общим недоразвитием речи .

  Три уровня общего недоразвития речи:

I уровень – наблюдается полное отсутствие  или резкое ограничение словесных средств общения в возрасте 4-5лет. Словарный запас состоит из звуковых или звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами;

II уровень – у ребенка появляются некоторые искаженные слова, намечается различение некоторых грамматических форм. Но наряду с этим  произносительные возможности ребенка значительно отстают  от возрастной нормы;

III уровень – характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное речевое общение затруднено.

Индивидуальные особенности детей с ТНР:                     Недоразвитие познавательной сферы (внимания, восприятия, памяти, мышления, речи) Нарушение лексико-грамматического строя речи, звукопроизношения, связной монологической и диалогической речи, трудности в обучении грамоте Сложности в переработке слуховой, зрительной и зрительно-пространственной информации Двигательные расстройства Отклонения в эмоционально-волевой сфере Снижение способности к обобщению и абстрагированию Неустойчивость внимания, быстрое забывание материала (особенно речевого), сниженная работоспособность, долгое включение в выполнение задания

Индивидуальные особенности детей с ТНР:

Недоразвитие познавательной сферы (внимания, восприятия, памяти, мышления, речи)

Нарушение лексико-грамматического строя речи, звукопроизношения, связной монологической и диалогической речи, трудности в обучении грамоте

Сложности в переработке слуховой, зрительной и зрительно-пространственной информации

Двигательные расстройства

Отклонения в эмоционально-волевой сфере

Снижение способности к обобщению и абстрагированию

Неустойчивость внимания, быстрое забывание материала (особенно речевого), сниженная работоспособность, долгое включение в выполнение задания

Повышение профессиональной компетенции педагога: -Предварительное проведение психолого-педагогической(логопедической) диагностики, выясняется характер нарушения речевой деятельности. -Обсуждение результатов обследования со всеми специалистами, сопровождающих процесс обучения с данным ребёнком. -Составление плана индивидуального развития, определяется образовательный маршрут.

Повышение профессиональной компетенции педагога:

-Предварительное проведение психолого-педагогической(логопедической) диагностики, выясняется характер нарушения речевой деятельности.

-Обсуждение результатов обследования со всеми специалистами, сопровождающих процесс обучения с данным ребёнком.

-Составление плана индивидуального развития, определяется образовательный маршрут.

Привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса. Привлечение дополнительных ресурсов сопровождения и поддержки Формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку «внешних» социальных партнёров (методического центра, городского ПМПК, общественных организаций). Организация взаимодействия специалистов ДОО и родителей на основе сотрудничества и разделения ответственности.

Привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса.

Привлечение дополнительных ресурсов сопровождения и поддержки

Формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку «внешних» социальных партнёров (методического центра, городского ПМПК, общественных организаций).

Организация взаимодействия специалистов ДОО и родителей на основе сотрудничества и разделения ответственности.

Внедрение ФГОС Модернизация содержания образования Изменение контингента дошкольников Создание условий для обучения и воспитания всех детей с учётом их потребностей и возможностей Компетенция педагога состоит в том, что он должен уметь проектировать и адаптировать образовательный процесс, что обеспечивает качество и доступность овладения дошкольниками программным материалом;  конструктивно взаимодействовать с различными специалистами и родителями; создавать условия для проявления субъектами педагогического процесса инициативы и заинтересованности; нести ответственность за результаты действий своих воспитанников.

Внедрение ФГОС

Модернизация содержания образования

Изменение контингента дошкольников

Создание условий для обучения и воспитания всех детей с учётом их потребностей и возможностей

Компетенция педагога состоит в том, что он должен уметь

  • проектировать и адаптировать образовательный процесс, что обеспечивает качество и доступность овладения дошкольниками программным материалом;
  • конструктивно взаимодействовать с различными специалистами и родителями;
  • создавать условия для проявления субъектами педагогического процесса инициативы и заинтересованности;
  • нести ответственность за результаты действий своих воспитанников.
Создание условий для освоения ребёнком с ТНР индивидуальной программы: -Организация в группе, кабинете безбарьерной развивающей предметной среды, использование наглядности, подбор многофункционального оборудования и материалов. Создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование духа сотрудничества, принятие особенностей каждого ребёнка. Формирование позитивной, социально-направленной деятельности. Применение современных технологий, методов, приёмов, форм организации работы, адекватных возможностям и потребностям детей с ТНР. Адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов для воспитанников.

Создание условий для освоения ребёнком с ТНР индивидуальной программы:

-Организация в группе, кабинете безбарьерной развивающей предметной среды, использование наглядности, подбор многофункционального оборудования и материалов.

  • Создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование духа сотрудничества, принятие особенностей каждого ребёнка.
  • Формирование позитивной, социально-направленной деятельности.
  • Применение современных технологий, методов, приёмов, форм организации работы, адекватных возможностям и потребностям детей с ТНР.
  • Адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов для воспитанников.
Создание условий для адаптации детей с ТНР в группе сверстников: -Организация занятий с использований интерактивных форм деятельности, т.е. вовлечение в процесс всех детей, формирование атмосферы взаимоподдержки и доброжелательности, взаимопонимания, взаимообогащения как между учителем-логопедом и детьми, так и между воспитанниками. Можно проводить как в подгруппах, в минигруппах, используя игровые приёмы. -Раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка, реализация его потребности в самовыражении. -Использование способов оценки учебных достижений, адекватных возможностям детей. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактичная помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Создание условий для адаптации детей с ТНР в группе сверстников:

-Организация занятий с использований интерактивных форм деятельности, т.е. вовлечение в процесс всех детей, формирование атмосферы взаимоподдержки и доброжелательности, взаимопонимания, взаимообогащения как между учителем-логопедом и детьми, так и между воспитанниками.

Можно проводить как в подгруппах, в минигруппах, используя игровые приёмы.

-Раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка, реализация его потребности в самовыражении.

-Использование способов оценки учебных достижений, адекватных возможностям детей. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактичная помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Работа учителя-логопеда с детьми с ТНР имеет ряд особенностей:  -Подбор наглядных материалов, которые заставляют работать сразу несколько анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный). -Ежедневное использование игровых и практических приёмов и методов обучения, повышающих интерес к занятиям, познавательную активность, формирует учебную мотивацию. -Предоставлять каждому ребёнку работать в удобном для него темпе. -Учитывать смену состава подгруппы для формирования у детей адекватной самооценки. Исключить соревнования между детьми.

Работа учителя-логопеда с детьми с ТНР имеет ряд особенностей:

-Подбор наглядных материалов, которые заставляют работать сразу несколько анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный).

-Ежедневное использование игровых и практических приёмов и методов обучения, повышающих интерес к занятиям, познавательную активность, формирует учебную мотивацию.

-Предоставлять каждому ребёнку работать в удобном для него темпе.

-Учитывать смену состава подгруппы для формирования у детей адекватной самооценки. Исключить соревнования между детьми.

Работа учителя-логопеда с детьми с ТНР имеет ряд особенностей: -Опираться на более сильные стороны развития ребёнка. -Регулярная смена видов деятельности и форм работы позволяет снять напряжение, повысить уровень внимания. -Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух, учить их говорить тихо, вполголоса, чтобы не мешать другим. -Чаще предлагать детям задания, которые бы они выполняли с удовольствием. Требовать выполнения неинтересных или более сложных заданий следует осторожно и дозированно. -Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту ребёнка.

Работа учителя-логопеда с детьми с ТНР имеет ряд особенностей:

-Опираться на более сильные стороны развития ребёнка.

-Регулярная смена видов деятельности и форм работы позволяет снять напряжение, повысить уровень внимания.

-Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух, учить их говорить тихо, вполголоса, чтобы не мешать другим.

-Чаще предлагать детям задания, которые бы они выполняли с удовольствием. Требовать выполнения неинтересных или более сложных заданий следует осторожно и дозированно.

-Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту ребёнка.

Приёмы активизации речевой деятельности детей: Символы звуков, опорные сюжетные и предметные картинки, сигнальные карточки, сюрпризные моменты, присутствие сказочного персонажа или игрушки, «волшебный мешочек».

Приёмы активизации речевой деятельности детей:

Символы звуков, опорные сюжетные и предметные картинки, сигнальные карточки, сюрпризные моменты, присутствие сказочного персонажа или игрушки, «волшебный мешочек».

Приёмы активизации речевой деятельности детей: Сказкотерапия с использованием кукол бибабо, пальчикового театра, игрушек из киндер-сюрпризов, настольного театра.

Приёмы активизации речевой деятельности детей:

Сказкотерапия с использованием кукол бибабо, пальчикового театра, игрушек из киндер-сюрпризов, настольного театра.

Приёмы активизации речевой деятельности детей: Кинезиологические упражнения влияют на развитие умственных способностей и физического здоровья. Они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий. У ребёнка улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, общая и мелкая моторика, снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю. «Лезгинка», «Флажок-Рыбка-Лодочка», «Ухо-нос» и т.д.

Приёмы активизации речевой деятельности детей:

Кинезиологические упражнения влияют на развитие умственных способностей и физического здоровья. Они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий. У ребёнка улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, общая и мелкая моторика, снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю. «Лезгинка», «Флажок-Рыбка-Лодочка», «Ухо-нос» и т.д.

Приёмы активизации речевой деятельности детей: Кинезиологические упражнения

Приёмы активизации речевой деятельности детей:

Кинезиологические упражнения

Здоровьесберегающие технологии: Самомассаж.  Самомассаж ладоней и пальцев рук массажерами «Су-джок» (массажные шарики, пружинки). Это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах (

Здоровьесберегающие технологии:

Самомассаж. Самомассаж ладоней и пальцев рук массажерами «Су-джок» (массажные шарики, пружинки). Это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах ("Су" - кисть, "Джок" - стопа). Использование массажеров - это наиболее простой и доступный всем способ стимуляции. Поверхностный массаж зон соответствия не требует точного поиска болезненных точек и может осуществляться в виде веселой игры!

Артикуляционная гимнастика.

Развитие тонких движений кистей рук (пальчиковая гимнастика, шнуровки, штриховки и т.д.)

Здоровьесберегающие технологии: Дыхательная гимнастика .

Здоровьесберегающие технологии:

Дыхательная гимнастика .

Здоровьесберегающие технологии:  Биоэнергопластика (содружественные движения языка и кисти во время проведения артикуляционной гимнастики). Применение метода биоэнергопластики ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Метод биоэнергопластики особенно эффективен в самом начале обучения ребенка артикуляционным упражнениям, так ладонь и пальцы рук наглядно демонстрируют движения языка.

Здоровьесберегающие технологии:

Биоэнергопластика (содружественные движения языка и кисти во время проведения артикуляционной гимнастики). Применение метода биоэнергопластики ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Метод биоэнергопластики особенно эффективен в самом начале обучения ребенка артикуляционным упражнениям, так ладонь и пальцы рук наглядно демонстрируют движения языка.

Приёмы активизации речевой деятельности детей: Использование ИКТ

Приёмы активизации речевой деятельности детей:

Использование ИКТ

Приёмы активизации речевой деятельности детей: Фонетическая ритмика.

Приёмы активизации речевой деятельности детей:

Фонетическая ритмика.

Приёмы активизации речевой деятельности детей: Мнемотехника - система различных приёмов и способов, облегчающее запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциативных связей.

Приёмы активизации речевой деятельности детей:

Мнемотехника - система различных приёмов и способов, облегчающее запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциативных связей.

Приёмы активизации речевой деятельности детей: Игры и игровые ситуации, направленные на всестороннее развитие детей. Дифференцированная игра «Магазин игрушек» для детей с ЗПР младшего дошкольного возраста. Дифференцированная игра для детей младшего дошкольного возраста «Весёлые зверушки».

Приёмы активизации речевой деятельности детей:

Игры и игровые ситуации, направленные на всестороннее развитие детей.

Дифференцированная игра «Магазин игрушек» для детей с ЗПР младшего дошкольного возраста.

Дифференцированная игра для детей младшего дошкольного возраста «Весёлые зверушки».

Цель обучение ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.                                                              (Э. Хаббард)

Цель обучение ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

                                                           

(Э. Хаббард)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!