СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональная компетентность педагогов в области дистанционного обучения. Эффективность педагогического опыта внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педсовете

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная компетентность педагогов в области дистанционного обучения. Эффективность педагогического опыта внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс»

Профессиональная компетентность педагогов в области дистанционного обучения. Эффективность педагогического опыта внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс


Современные условия развития общества дали толчок для разработки и введения в образовательную систему новых образовательных стандартов, которые предполагают пересмотр понятия «результат образовательной деятельности». Система российского образования обновляется в условиях, когда целевая ориентация подготовки специалистов (знания, умения, навыки) претерпела значительные изменения. Их усвоение обучающимся становится недостаточным и не обеспечивает добывания новых знаний. Это основной недостаток ЗУНовской подготовки. Приоритетной целью образовательного процесса стали понятия «компетенции», «компетентность».

Следует заметить, что до сих пор в педагогической науке нет единого понимания сути данных понятий. В основном мы исходим из мнения, что все-таки следует избегать использования понятий «компетенция» и «компетентность» в одном контексте.

С одной стороны, само понятие «дистанционное образование» предполагает самостоятельность обучающегося в выборе собственной образовательной траектории в рамках выбранного направления подготовки, с другой, - немаловажно обеспечение воспроизводимости учебно-программного и контрольно-оценочного материала, необходимых образовательных технологий вне зависимости от места нахождения и времени потребителя данного вида образовательных услуг собственно учебного заведения.

Наряду с этим, ключевым фактором обеспечения качества образования саму личность учителя. Речь идет об острейшей необходимости пересмотра и усовершенствования комплекса профессиональных компетенций педагога.

Основным звеном дистанционного профессионального образования является активность, самостоятельность и мобильность ученика, способного адекватно реагировать на складывающуюся учебную ситуацию в соответствии со своими собственными образовательными целями. А педагог направляет и контролирует самостоятельную деятельность обучающегося. В ходе непосредственного образовательного процесса играет роль наставника, помощника, тьютора, коуча, в зависимости от конкретных учебных целей и задач.

Успешная реализация эффективного дистанционного обучения на различных уровнях образования возможна при условии комплексного учета методологического, организационного, психологического, содержательного и регионального аспектов. Модель управления дистанционным обучением целесообразно строить на основе следующих положений:

1. В центре процесса обучения находится целеустремленная и активная самостоятельная учебно-познавательная деятельность, управляемая посредством программы ДО и осознанного выбора обучающегося.

2. Гибкая система дистанционного обучения позволит обучающемуся самостоятельно приобретать в последующем знания на протяжении всей жизни.

3. Дистанционное обучение должно носить активный и целенаправленный характер, предусматривающий получение человеком знаний для решения практических проблем его трудовой деятельности и реализации карьерных ожиданий.

4. Дистанционное обучение не должно исключать возможности прямого личностного общения его участников (педагог и обучающийся, обучающий-обучающийся) и сотрудничества в процессе познавательной и творческой деятельности.

5. Система контроля за усвоением знаний должна носить оперативный характер, строиться на основе обработки данных контроля успеваемости, сведений об участии в научно-исследовательской работе и др.

6. Целенаправленное использование в процессе дистанционного обучения времени и здоровьесберегающих технологий обучения.

7. Ведение воспитательной работы в процессе дистанционного обучения в формах, сообразных его особенностям и условиям.

Дидактическая система непрерывного профессионального образования обладает структурой, содержанием, методами, формами, средствами и способами контроля, которые обеспечивают обучающимся достижение определенного уровня подготовленности.

Общие компетенции педагога можно сгруппировать в несколько блоков:

1. Личностные компетенции: ценностные ориентации, мотивация профессиональной деятельности;

2. Организационные компетенции: управление собственной деятельностью и деятельностью обучающегося от начала до завершения образовательного процесса; рефлексия успеха/неуспеха; умение организовать процесс рефлексии в ходе общения с обучающимся.

3. Интеллектуальные компетенции: навыки информационного сопровождения самостоятельной учебной деятельности студента; способность применять метода проблемного, проектного обучения.

4. Коммуникативные компетенции: навыки эффективного сотрудничества с обучающимися; речевая и коммуникативная культура.

Что касается профессиональных компетенций, вопрос не так однозначен. С одной стороны, педагог профессионального образования должен обладать с определенной долей допуска стандартным комплексом компетенций, среди которых можно выделить предметную, общепедагогическую, профессионально-коммуникативную, управленческую, рефлексивную. В этом ряду особо необходимо выделить информационно-коммуникативную компетенцию: владение информационно-коммуникационными и Интернет технологиями.

Но функции педагога дистанционного образования не ограничиваются только пересылкой и получением информации через Интернет. Он должен быть компетентным во всех областях, которые, так или иначе, затрагивают его профессиональную деятельность. Преподаватель дистанционного образования должен владеть системой профессионально значимых качеств. Именно системой, а не отдельно взятыми навыками и компетенциями в какой-то из смежных областей.

В данном случае можно говорить о применении современных технологий с учетом особенностей дистанционной формы обучения; знаний в области психологических особенностей общения в виртуальной среде, особенностей возрастных изменений восприятия виртуального общения, принципах дистанционного обучения детей, подростков, взрослых и т.д.:

  • обучение в сотрудничестве;

  • технологии кооперативного обучения;

  • метод проектов (как разновидность - метод телекоммуникационных проектов);

  • технологии проблемного обучения;

  • исследовательский метод;

  • индивидуальное и дифференцированное обучение;

  • модульное обучение;

  • игровые технологии;

  • метод "мозгового штурма" и др.

  1. Компетенции в области информационных технологий: свободное владение средствами общения в сети Интернет, стремление к изучению новых средств, сервисов сети, овладение такими постоянно совершенствующимся сетевым инструментарием, как поддержка проектирования учебного материала (курсов); доставка учебного материала слушателям; поддержка "справочных" материалов (библиотека); консультации; контроль знаний; организация общения обучаемых (коллективные формы обучения). 

Речь в данном случае идет об Интернет-ориентированных педагогических технологиях, которые уже давно известны в системе очного обучения, но в последнее время в несколько измененном виде все чаще стали использоваться при дистанционном обучении:

  • индивидуальное обучение (менторство (индивидуальное наставничество);

  • парное обучение (репетиция, друзья по переписке, совместная творческая работа, рецензирование, аннотирование, пила, коллективное обучение, диспут, доклад (презентация), проблемная лекция, встречи с экспертами).

Современные требования к качеству подготовки специалистов и новые возможности быстро развивающихся ИКТ настоятельно диктуют необходимость создания программы (системы) подготовки и повышения квалификации педагогических работников, готовых (способных) к профессиональному развитию в области дистанционных технологий в профессиональном образовании.

Назрела необходимость создания программы подготовки и повышения квалификации педагогических работников, готовых к профессиональному развитию в области дистанционных технологий.

Актуальность предложения связана с проблемой оторванности знаний, умений и навыков, необходимых преподавателю дистанционного обучения, от требований современного работодателя. Просто знания и умения, даже доведенные до автоматизма, не могут служить гарантией качества педагогической деятельности.

С другой стороны, отсутствует единая классификация компетенций, к формированию которых следовало бы стремиться при подготовке педагогов.

Для подготовки компетентного педагога необходимо систематизировать требования к уровню квалификации специалиста и ожидания работодателя  по отношению к выпускнику учебного заведения.

Таким образом, предлагаемый подход к дистанционному обучению ставит новые непростые задачи, решение которых затрагивает множество вопросов (педагогику, методику, обеспечение качества обучения, права интеллектуальной собственности и др.). Однако, если пойти именно в этом направлении и основательно изучить выдвинутые вопросы, то и образовательный процесс в дистанционном обучении станет по-настоящему «открытым», эффективным и заслужит доверие общества.

Так уж получилось, что нам всем пришлось окунуться в новую форму обучения. Перепробовав много образовательных сайтов, порталов, платформ, я остановилась на одной, которая мне понравилась больше всего.( слайд 1)

Я хочу рассказать о своей работе в приложении ЯКласс, которая находится во вкладке Приложения нашего электронного журнала. (Слайд 2)

Это уникальный тренажер знаний по школьной программе. Поможет освоить непонятную тему и улучшить успеваемость. В приложении можно делать домашние задания или контрольные работы. Результаты работы своих учеников можно узнать сразу после окончания работы. ЯКласс – это доступ к более чем 6 000 000 вариантов заданий по основным предметам школьной программы и турбоподготовка к ЕГЭ. Дети могут создать прокачанный профиль и соревноваться с одноклассниками. (Слайд 3)

Вот так выглядит страница приложения, когда вы на нее зайдете. (Слайд 4)

В справочном разделе можно найти ответы на все вопросы, которые могут возникнуть при работе с ЯКласс. (Слайд 5)

В разделе «Мои классы» вы можете работать как с классами, которые уже созданы, так и можете выбрать из списка и присоединить к себе те классы, с которыми вам предстоит работать. Можно создавать группы детей, например, если у вас работает не весь класс, например, учителя английского языка могут создать класс «5 Г 1 группа» или «5 Г 2 группа» и включить туда тех детей, с которыми работаете. (Слайд 6)

В разделе «Вебинары» можно увидеть анонсы предстоящих вебинаров и зарегистрироваться на них. Если у вас в данный момент нет времени поучаствовать в вебинаре, вы всегда его сможете просмотреть, когда вам это будет удобно. Все прошедшие вебинары можно найти, если нажмете вкладку «Прошедшие вебинары». В чатах этих вебинаров организаторы дают много полезных ссылок, которыми можно воспользоваться. (Слайд 7)

Если вы в назначенное время зашли и просмотрели вебинар, в течение 1-2 дней вам на почту придет Сертификат. (Слайд 8)

В разделе «ТОПы» можно посмотреть рейтинг школы в стране, регионе, области, городе. На слайде показан ТОП классов в школе, можно также посмотреть ТОП одноклассников определенного класса. (Слайд 9)

В разделе «Учебные заведения» можно посмотреть информацию по любой школе. (Слайд 10)

Самый главный раздел – «Предметы». (Слайд 11) Есть предметы почти все, которые изучаются с 1 по 11 класс. Выше уже сказала, что контент составляет более 6 000 000 вариантов разных заданий. Помимо заданий, выложен весь теоретический материал по предметам, есть решения к каждому заданию. Есть предметы, в которые могут зайти и заниматься все. Такие предметы, как «ВПР», «ОГЭ», «ЕГЭ» и некоторые другие, могут просматривать и решать задания только те, кто оформит лицензию.

В разделе «Проверочные работы» я могу создавать проверочные работы, могу отслеживать процесс выполнения работы каждым учеником, оценка выставляется автоматически, я могу сразу увидеть, в каком задании и на каком этапе ребенок допустил ошибку. Проверочные работы я могу дать на любое время, на 15 минут, на 1 час, на день, на неделю. В настройках я могу установить количество попыток решения заданий. Мне нравится, что каждому ребенку дается индивидуальный вариант, они не повторяются, поэтому исключается возможность списывания. (Слайд 12)

В разделе «Обновления» можно увидеть новый контент, который добавляется разработчиками приложения ЯКласс. (Слайд 13)

Вот все учителя, которые в данный момент зарегистрированы в Приложении (Слайд 14)

Что дает подписка ЯКласс? (Слайд 15 - 21)

Есть еще разделы «Новости», «Переменка», о них я говорить пока не буду.

В заключение хочу сказать, что из всех приложений, в которых я пыталась работать, это приложение лично для меня показалось самое лучшее. (Слайд 22)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!