Жукова Людмила Александровна
Профессиональная компетентность преподавателя в системе СПО
В статье разъясняются понятия компетентности, профессионализма, подробно рассмотрены ключевые составляющие профессиональной компетентности преподавателя в системе СПО, определена их взаимосвязь, представлена структура формирования и оценки уровня компетентности педагога, сделан вывод о необходимости ее формирования в процессе профессиональной подготовки педагогов.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, преподаватель, ФГОС СПО, профессионализм, студент.
На рынке образовательных услуг одним из главных условий обеспечения конкурентоспособности учебного заведения СПО является уровень профессиональной компетентности преподавателей, определяющий качество подготовки будущих специалистов. В условиях конкуренции в системе СПО происходит внедрение инновационных образовательных технологий, рассчитанных на компетентных педагогов, становление которых тормозится наличием определенных проблем. К таковым относятся ригидность мышления педагога (тяготение к «старым», традиционным методам и формам обучения), отсутствие у определенной части преподавателей педагогического образования, а также усталость от необходимости нахождения в процессе постоянного переделывания чего-либо, что в совокупности являются факторами скрытого сопротивления инновационным изменениям.
Между тем, реальные изменения в процессе подготовки специалистов СПО в русле последних требований, в частности, внедрения ФГОС возможно только при условии развития профессиональной компетентности самого педагога, осознающего меру своей ответственности перед студентами, собой и всего общества.
В современной практике в общем смысле под профессиональной компетентностью понимается способность специалиста в той или иной области, успешно решать задачи профессиональной деятельности согласно заданным стандартам. Профессиональную компетентность преподавателя следует рассматривать как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры. Компетентность может быть объективно наблюдаема, с определённой точностью измеряема, целенаправленно сформирована. [3,с.27]
Исходя из выше сказанного в качестве структурных компонентов профессиональной компетентности преподавателя образовательного учреждения СПО следует выделить:
1.Предметную компетентность, включающую знания и умения в области преподаваемой дисциплины, компетентный преподаватель непременно должен владеть научными знаниями в области преподаваемой дисциплины.
2. Социально-правовую компетентность – включающую знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения.
3. Психолого-педагогическую компетентность, которая включает знание психологии учебно-познавательной деятельности студентов; знание психологии педагогического общения; основы психодиагностики, а педагогическую компетентность преподавателя составляет совокупность знаний, умений и педагогических и научно-исследовательских способностей, необходимых ему для выполнения функции обучения и воспитания студентов. Преподаватель техникума должен знать: цели и содержание ФГОС СПО, принципы построения содержания профессионального образования, современные педагогические технологии, должен правильно планировать и организовывать занятия с использованием активных и интерактивных методов обучения, обеспечивающих процесс творческого познания и добывания собственных знаний, формирования умений и компетенций самими студентами.. [1,с. ]
4. Коммуникативную компетентность, представляющую собой умение выстраивать общение преподавателя со студентами, своими коллегами. Для этого преподаватель должен владеть специальными коммуникативными умениями, к которым относятся: познание личности обучающегося – студента; организация деятельности студентов в образовательном процессе в форме сотрудничества, творческого поиска; восприятие и правильное оценивание ситуации общения; сочувствие, сострадание, понимание личности студента; сочетание уважения личности обучающегося с высоким уровнем требовательности к нему, построенного на гуманистических методах взаимодействия. [6,с.122] .
6. Персональную компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
7. Креативную компетентность преподавателя, которая проявляется в способности к творчеству: интуиция, ассоциативность, одухотворенность, воображение; чувство новизны; гибкость и критичность ума, изобретательность, самобытность; способность к анализу, синтезу и комбинированию; способность к предвидению, переносу опыта; способность ставить и решать нестандартные задачи; стремление к новому, свободе и др.. [1,с.35]
8. Экстремальную компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях. [1,с.34]
Исходя из вышеизложенного теоретического материала по определению составляющих профессиональной компетентности преподавателя, на методической комиссии ООД техникума, председателем которого я являюсь, совместно с педагогами были определены основные пути развития профессиональной компетентности, включающие в себя следующее:
работу в методических комиссиях, творческих группах как в рамках техникума, так и на различных уровнях;
исследовательскую и инновационную деятельность педагогов;
проектную деятельность и презентацию результатов урочной и внеурочной деятельности;
прохождение курсов повышения квалификации;
активное участие в научно- практических конференциях, семинарах, педагогических конкурсах и фестивалях различного уровня;
изучение, освоение и применение новых педагогических технологий;
трансляцию собственного педагогического опыта, проведение мастер- классов;
прохождение курсов ИКТ- компетентности педагогов и использование ИКТ в своей работе;
подготовку студентов к олимпиадам и конкурсам с использованием инновационных практик
Все вышеперечисленные направления по развитию профессиональной компетентности успешно реализуются в нашем техникуме
Не только учебная деятельность, но также воспитательная работа дает широкие возможности для профессионального роста педагогов в нашем техникуме. Это мастер-классы и выступления классных руководителей на заседаниях методической комиссии, участие вместе со студентами в разработке социальных проектов, участие в мероприятиях своего района и города позволяют и здесь достичь определенных успехов. По результатам прошлого учебного года моя группа стала победителем в конкурсе «Лучшая группа года», награждена путевками на турбазу нашего базового предприятия.
Отражением профессиональной деятельности, в процессе формирования которой происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития является портфолио. Каждый преподаватель нашего техникума создает портфолио, постоянно пополняя его результатами своей профессиональной деятельности и деятельности свои воспитанников. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности
Считаю, что в нашем техникуме созданы все условия для повышения профессионального мастерства педагогов, и важнейшая задача педагогов – удачно и максимально использовать все ресурсные возможности.
Литература
Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность специалиста: взгляд психолога // Профессиональное образование. 2011. № 12, с.34-37
Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетенции педагога //Педагогика. -2012. - №10
Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г. Новокузнецк. – 2014 (выпуск 8). – с. 26-44.
Зеер Э., Самаюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2013. № 4. с. 23-29.
Кутейникова И.Х. Профессиональная нравственность как важный элемент педагогической квалификации // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы межрегиональной науч.- практ. конф. - Челябинск, 2002. - Ч. I, с. 46-48.
Кучугурова Н.Д. Формирование профессиональной компетенции будущего специалиста //Проблемы и перспективы педагогического образования в 21 веке. – М.,2014, с.122-124.
Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя //Педагогика. – 2001. - №10.
Маркова А.К. Психология профессионализма. – Мю: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2008. – с.287-289.