СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа доп.объединения"Декоративное цветоводство"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного объединения "Декоративное цветоводство" для учащихся 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа доп.объединения"Декоративное цветоводство"»

Пояснительная записка


Цель программы – начальная подготовка в области декоративного садоводства, включающая изучение травянистых и цветочных растений, особенностей выращивания и умение использовать их в оформлении ландшафта и интерьера, приобретение навыков выполнения основных видов работ: подготовки почвы (перекопки), выравнивания, рыхления, разметки; предпосевной подготовки семян к посеву; посева, подготовки посадочного материала к посадке; умение отличать всходы культурных растений от сорняков, определять по внешнему виду тип почвы, потребность растений в свете, поливе, подкормках, осуществлять своевременный уход за растениями (пикировать, прореживать, формировать, поливать, подкармливать, опрыскивать, бороться с вредителями и болезнями), вести дневник наблюдений за развитием растений, озеленить школу и обеспечивать своевременный уход за имеющимися растениями.

Задача обучения – получение знаний о травянистых и цветочных растениях открытого и защищённого грунта, особенностей их биологии и декоративных качеств, технологии возделывания и применении в оформлении ландшафта и интерьеров.

В ходе изучения ребята должны уметь ставить перед собой цель предстоящей трудовой деятельности, планировать работу, подбирать и готовить инструменты и материалы, усваивать требования к качеству исполнения, практически выполнять намеченный план, осуществляя самоконтроль, оценивать результаты деятельности. В процессе подготовки, выполнения, анализа итогов работы дети должны овладевать основами трудовой культуры, знаниями техники безопасности, работать на своём месте аккуратно, экономить материалы, беречь время.






В результате освоения программы

дети должны знать:

  • Биологические особенности декоративных растений;

  • Ассортимент декоративных травянистых и цветочных растений, применяемых в озеленении территорий и интерьеров;

  • Декоративные качества травянистых и цветочных культур;

  • Технологию выращивания и использования различных видов травянистых и цветочных культур;

  • Об уходе за комнатными растениями;

  • Об уходе за однолетними цветочно-декоративными растениями

должны уметь:

  • Проверить качество и всхожесть семян декоративных растений;

  • Подготовить семена к посеву;

  • Правильно провести посев, пикировку и высадку рассады на постоянное место;

  • Составить настольную композицию, собрать букет, оформить зелёный уголок в интерьере;

  • Делать икебаны, собирать гербарий.

  • Собирать семена

Программа рассчитана на участие в обучении детей разного возраста (10-12 лет). Программа рассчитана на 36 часов, занятия будут проходить 1 раз в неделю.

Форма занятий: групповая.

Формы контроля: тесты, кроссворды, вопросы для самоконтроля.

Кроме занятий в классе, работа может осуществляться на участке, а также в организации семинаров, тематических вечеров, викторин, конкурсов.






Учебно-тематический план кружка

Тема

Общее количество часов

1

  1. Знакомство с планом работы кружка.

Правила поведения на экскурсиях, в кабинете.

1


2

Биологические основы цветоводства

  1. Классификация декоративных растений.

  2. Отношение декоративных растений к внешним условиям.

  3. Методы улучшения внешних условий.

  4. Экскурсия на пришкольный участок.

  5. Тепловой режим. Вода.

  6. Почвы и субстраты. Удобрения.

6

3

Строение цветочно-декоративных растений

  1. Строение корня, стебля, листа, цветка, плода.

  2. Сбор листьев и цветов для высушивания.

3. Сбор семян однолетних культур (календула, бархатцы, астры, петуния).

4. Составление гербария

3

4

Размножение декоративных растений

  1. Семенное размножение.

  2. Конкурс рисунков «Цветик-семицветик».

  3. Вегетативное размножение. Искусственные способы размножения.

  4. Икебана из сухих и засушенных цветов и листьев.

  5. Размножение комнатных растений.

5

5

Вредители и болезни комнатных культур

  1. Болезни комнатных растений.

  2. Признаки болезней, лечение и профилактика.

  3. Вредители комнатных растений.

  4. Признаки повреждения, меры борьбы.

  5. Приготовление и использование настоев табачной пыли, чеснока, золы, луковой шелухи.

5





6

Подготовка почвы под посев цветочно-декоративных растений в грунт

  1. Состав почвы.

  2. Виды почвенных смесей.

3.4. Подготовка земли к посеву.

4

7

Выращивание цветочных растений через рассаду

  1. Ассортимент.

  2. Расчет потребности семян и рассады.

  3. Тара для посева семян.

  4. Посев семян цветочных культур (по потребности школы).

  5. Уход.Пикировка.

5

8

Высадка рассады цветочных культур

  1. Правила высадки. Сроки.

  2. Качество рассады. Выборка.

  3. Подготовка почвы к высадке рассады.

4. 5.Высадка. Уход.

5

9

Итоговое занятие

Выставка-отчёт «Цветочная фантазия»

1

ИТОГО

36

Содержание программы

Программа включает 7 тематических последовательно изучаемых разделов.

Раздел 1. Биологические основы цветоводства.

Классификация декоративных растений. Многообразие растений, используемых в цветоводстве, и их биологический состав. Растения открытого и защищённого грунта.

Отношение декоративных растений к внешним условиям. Климатические, почвенные и биологические факторы.

Свет и его значение для выращивания декоративных растений. Группы растений по отношению к свету (светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые). Методы создания благоприятного светового режима в открытом и защищённом грунте (сроки посева и посадки, схема размещения растений).

Тепловой режим и его значение для декоративных культур. Группы растений по отношению к теплу. Холодо-, морозо- и жароустойчивость цветочных растений. Влияние температуры почвы на прорастание семян.

Вода и её значение для декоративных культур. Группы растений по отношению к влажности воздуха и почвы. Отрицательное влияние избыточного увлажнения.

Питание декоративных растений. Способы внесения удобрений под цветочные культуры (корневые и внекорневые подкормки). Сроки внесения удобрений

Виды садовых земель (дерновая, листовая, перегнойная, торфяная и др.) и их приготовление, хранение и применение.


Раздел 2. Строение цветочно-декоративных растений.

Строение корня. Виды корневых систем (стержневая и мочковатая). Рост и строение корня.

Строение стебля. Строение и способы роста побега. Понятие узла, междоузлия и пазухи листа. Способы роста стебля (прямой, поднимающийся, лежачий или стелющийся, ползучий, вьющийся, цепляющийся и прикорневая розетка).

Строение листа. Основные части листа (листовая пластинка и черешок). Листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое и листья, собранные в прикорневую розетку). Простые и сложные листья. Жилкование листьев. Метаморфозы листа (колючки, усики, сочные листья).

Строение цветка, плода. Виды завязей: верхняя, средняя, нижняя. Соцветия: кисть, метёлка, колос, початок, щиток, корзинка, зонтик, головка, завиток. Опыление: самоопыление, перекрёстное. Плоды и соцветия. Типы плодов: костянка, ягода, коробочка, стручок, боб, листовка, семянка, орешек.



Раздел 3. Размножение декоративных растений.

Семенное размножение. Морфологические особенности семян: величина, форма, окраска, характер поверхности. Условия прорастания семян. Сроки сохранения всхожести. Сортовые и посевные качества семян. Определение посевных качеств семян (лабораторная и полевая всхожесть). Глубина заделки семян. Рассадный способ выращивания и его значение для получения раннего цветения. Пикировка и её значение. Безрассадный способ выращивания семян.

Вегетативное размножение.

Естественные способы размножения. Размножение луковицами (подземными и надземными бульбочками). Размножение клубнями, корнеклубнями, корневищами. Размножение «усами».

Искусственные способы размножения. Размножение делением (куст, корневище и др.). Размножение отводками, черенками. Типы черенков: корневые, стеблевые (зелёные, полуодревесневшие, одревесневшие), листовые.


Раздел 4. Вредители и болезни комнатных культур.

Болезни комнатных растений. Признаки болезней, лечение и профилактика.

Вредители комнатных растений. Признаки повреждения, меры борьбы.


Раздел 5. Подготовка почвы под посев цветочно-декоративных растений в грунт

Состав почвы. Виды почвенных смесей. В зависимости от того, какое растение, в какой земле лучше приживается.

Подготовка земли к посеву. Инвентарь. Сырая, сухая или влажная земля. Каким инвентарём нужно пользоваться при посеве семян: лопатка, грабельки, леечка, опрыскиватель и др.


Раздел 6. Выращивание цветочных растений через рассаду

Ассортимент. Изучение количества цветов для посадки в школу в нужном количестве.

Расчет потребности семян и рассады. Учет процента всхожести. Тара для посева семян. Ящики, рассадники и др.


Раздел 7. Высадка рассады цветочных культур

Правила высадки. Сроки.

Качество рассады. Выборка.



Контрольное тестирование за 1 полугодие

1. Цветовод

        а)  разводит и выращивает цветы

        б) продает цветы

        в) любуется цветами

2. Как подкапывается куст георгина при выкопке?

        А)с одной стороны Б) с двух сторон         В) со всех сторон

3. Какой высоты оставляют пенёк при срезке стебля перед уборкой георгинов?

        А) 10 см         Б) 15 см         В) 20 см

4. Срок уборки корнеклубней георгинов

        А) после цветения

        Б) после заморозков

        В) в сентябре

5. Какой высоты оставляют пенёк при срезке стебля хризантемы?

        А) 10-15 см         Б) 15-20 см         В) 20-25 см

6. Способ засушивания листьев

        А) укладка под пресс

        Б) подвешивание в темном помещении

        В) раскладывание на столе

7. От чего зависит состав комнатной смеси?

        А) от вида растения

        Б) от размера горшка

        В) от времени года

8. Розы на зиму укрывают…

        А) сосновыми ветками

        Б) еловыми ветками

        В) дубовыми ветками

9. Какое должно быть освещение при выращивании цинерарии?

        А) яркий свет

        Б) яркий рассеянный свет

        В) полутень

10. Вид зимней работы в парке

        А) обрезка деревьев

        Б) расчистка дорожек от снега

        Б) сгребание листьев

11. Для чего набрасывают снег на многолетние зимующие растения?

        А) для красоты

        Б) чтобы растение не замерзло

        В) чтобы растение было не видно

12. Осенний уход за кустарниками – это

        А) формирование кроны

        Б) подкормка

        В) обрезка побегов и сухих стеблей

13. После сбора семена однолетних цветковых растений

        А) укладывают в коробки для просушки

        Б) укладывают в мешки для хранения

          В) раскладывают в бумажные пакеты для семян

14. К основным признакам кустарников относятся?

        А) наличие ствола

        Б) наличие нескольких стволов

        В) высота  от 3 метров


Контрольное тестирование за 2 полугодие

1. К   растениям открытого грунта  относятся растения, которые растут…

а)  на клумбе;

б)  в оранжерее;

в) в помещении.

2.  К  многолетним растениям относятся

а)   календула; б)  маргаритки; в)  георгин.

3.  При черенковании хризантемы черенок должен быть

а)    3-4 см; б)    5-6 см; в)    6-10см.

4.   Для подращивания георгина берутся

а)   мягкие клубни;

б)   клубни с ростовой почкой;

в)   плотные клубни.

5.   К красивоцветущим кустарникам относится

а)  сирень;

б)  жимолость;

в)   барбарис.

7.   Прямые дорожки в парке

а)   регулярного стиля;

б)   пейзажного стиля.

8.   К местным хвойным деревьям относится

а)   можжевельник;

б)   пихта;

в)   ель.

9.  Ранневесенний уход за кустарниками

а)   нарезка черенков;

б)  обрезка;

в)  укрывание снегом.

10.   Цветковое растение для озеленения помещения

а)   аспидистра; б)  бархатцы в)  левкой.

11.   Расстояние между растениями хризантемы крупноцветковой при по садке

а)   10 см; б)   20 см; в)   30 см

12.  Георгины нужно сажать

а)    на солнечном месте;

б)    в тени;

в)   в полутени.

13.  Расстояние между рядками при посадке георгинов

а)    30 см; б)    50 см; в)    1 м.

14.  Приём ухода за газоном

а)   рыхление; б)    стрижка; в)   засыпка ям.

15.   Для скашивания и стрижки травы используют

а)    трактор;

б)    газонокосилку;

в)   дождевальную установку.

16.   Перед работой с секатором нужно

а)     проверить исправность секатора

б)     очистить секатор от грязи;

в)     наточить секатор.

17.  При обрезке однолетних ветвей кустарника применяют

а)     садовый нож;

б)     секатор;

в)     садовую пилу.


Перечень учебно - методических средств обучения



  1. Е.А.Ковалева Цветоводство и декоративное садоводство. Программа специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2012

  2. С.Л.Быховец « Энциклопедия комнатных растений», Минск, Харвест. 2004

  3. Л.А.Чечина «Азбука комнатных растений», Москва «Дрофа плюс», 2005

  4. Е.А.Ковалева «Сельскохозяйственный труд» учебник для 8 класса специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2007

  5. В. Воганка «Защита растений от болезней и вредителей», Москва «Издательство Мир книги», 2010

  6. О.В. Бердникова , А.В.Борисова «Комнатные растения», Москва «Эксмо», 2004

  7. http://www.zanimatika.narod.ru/ методическая копилка

  8. http://www.intergu.ru педагогический сайт















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей