СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса в 11 классе «Решение генетических задач»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В результате обучения  учащиеся должны:

знать и понимать

  • закономерности наследования признаков, цитологические основы наследственности, гипотезу чистоты гамет;
  • современную биологическую  терминологию и символику.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса в 11 классе «Решение генетических задач»»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шумячская средняя школа имени. В.Ф.Алешина».



Рекомендовано Согласовано Утверждено

Руководитель ШМО: Зам директора по УР: Директор школы:

-------------(Колотина Н.Л.) ------------------(Коптева В.В.) ------------------(Кухаренкова И.Н.)

Протокол № 1 от 28.08.2016 г. Приказ от 31.08.2016г. № 64/1







Программа элективного курса в 11 классе

«Решение генетичесских задач»



Составитель: Василенкова Ольга Владимировна,

учитель биологии





П. Шумячи

2016г.









Рабочая программа составлена на основе:

1.Приказа Министерства образования России от 05.03.2004 г. №1089

«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего,

основного общего и среднего (полного) общего образования»

2. Федерального компонента государственного стандарта общего образования


Планируемые результаты освоения учебного курса


В результате обучения учащиеся должны:

знать и понимать

  • закономерности наследования признаков, цитологические основы наследственности, гипотезу чистоты гамет;

  • современную биологическую терминологию и символику.

уметь

  • решать генетические задачи на различные типы наследования;

  • анализировать и оценивать различные этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.














Содержание курса.

Раздел 1. Дискретная природа наследственности (5 ч).

1 .1 Краткая история развития генетики. История формирования взглядов на наследственность и изменчивость. Ведущие ученые-генетики. (Демонстрация портретов ученых, презентация).

1.2. Закономерности наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследования признаков. Закономерности единообразия гибридов первого поколения и расщепление признаков во втором поколении. Статистическая природа закономерностей наследования. Закономерности наследования при дигибридном и полигибридном скрещивании (Законы Менделя). Анализирующее скрещивание.

1.3 Решение задач на моногибридное скрещивание

1.4 Решение задач на неполное доминирование

1.5 Решение задач на дигибридное скрещивание



Раздел 2. Локализация генов в клетке (5 ч).

2. 1. Деление клетки. Хромосомы- носители наследственной информации. Кариотип. Гаплоидный и диплоидный набор хромосом. Митоз. Мейоз. Биологическая сущность этих процессов.

2.2. Сцепленное наследование. Локус. Группы сцепления. Хромосомное определение пола и сцепленное с полом наследование. Механизм хромосомного определения пола. Заболевания, сцепленные с полом: гемофилия, дальтонизм.

2.3-2.4 Решение задач на сцепленное наследование

2.5 Решение задач на сцепленное с полом наследование


Раздел 3. Линейное расположение генов в хромосомах (2 ч).

3.1. Перекомбинация генов, лежащих в одной хромосоме. Кроссинговер. Кроссоверные и некроссоверные комбинации генов. Типы перекреста. Процент перекреста. Генетические карты.

3.2 Решение задач на составление генетических карт

Раздел 4. Структура гена и его химическая природа (5 ч).

4.1. Множественный аллелизм. Гены. Механизм действия генов.

4.2. Поиски вещества наследственности. Строение, химический состав и синтез нуклеиновых кислот.

4.3. Код наследственности. Цитоплазматическая наследственность.

4.4-4.5 Решение задач на молекулярные основы наследственности (нуклеиновые кислоты).


Раздел 5. Механизм синтеза белка и его регуляция( 5 ч).

5.1. Строение и функции белков. Химическая природа и свойства ферментов.

5.2. Синтез белка. Ген-оператор. Ген-регулятор. Структурные гены.

5.3-5.4. Решение задач по молекулярной биологии (белки)

5.5. Решение задач по молекулярной биологии (биосинтез белка)


Раздел 6. Генетика и индивидуальное развитие (4 ч).

6.1. Действие и взаимодействие генов при развитии. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Кодоминирование. Эпистаз. Комплементарность. Полимерия.

6.2-6.3 Решение задач на взаимодействие генов

6.4. Решение задач на группы крови

Раздел 7. Генетика и микроэволюция (3 ч).

7.1. Популяция – элементарная единица эволюции. Частота генов, равновесное состояние. Закон Харди – Вайнберга. Изменчивость как фактор эволюции. Генотипическая изменчивость и ее источники.

7.2-7.3. Решение задач по генетике популяций


Раздел 8. Генетика человека (3 ч).

8.1.Генетика человека. Методы изучения наследственности человека. Близнецовый метод. Цитогенетический метод. Популяционный метод.

8.2. Методы изучения наследственности человека. Генеалогический метод.

Практическая работа « Составление родословного древа».

8.3. Решение задач на родословную человека


Раздел 9. Заключение

9.1. Итоговая контрольная работа (1 ч).

9.2 Круглый стол «Этические аспекты медицинской генетики»(1ч)

9.3. Урок - конференция (1ч).















Учебно-тематическое планирование

Тематическое содержание

Кол-во

часов

Требование к уровню подготовки

Вид контроля

Раздел 1. Дискретная природа наследственности (5 ч)


1

Введение в генетику. Краткая история генетики

1 ч.

Знать основные понятия генетики и уметь их применять

Текущий контроль

2

Законы Менделя

1 ч.

Уметь составлять схемы решения генетических задач

Фронтальный опрос

3

Решение задач на моногибридное скрещивание

1 ч.

Уметь применять законы Менделя, делить на их основании выводы.


Фронтальный опрос

4

Решение задач на неполное доминирование

1 ч.

Уметь решать задачи на промежуточный характер наследования; отличать полное доминирование от неполного

Текущий контроль

5

Решение задач на дигибридное скрещивание

1 ч.

Уметь применять законы Менделя, делить на их основании выводы.


Текущий контроль

Раздел 2. Локализация генов в клетке (5 ч).


6

Деление клетки (митоз и мейоз).

Л/р. «Митоз в клетках корешка лука»

1 ч.


Фронтальный опрос

7

Сцепленное наследование. Хромосомное определение пола и сцепленное с полом наследование

1 ч.

Уметь производить анализ признаков по родословной

Фронтальный опрос

8-9

Решение задач на сцепленное наследование

2 ч.

Уметь составлять решётку Пеннета; решать задачи на полигибридное скрещивание 3 способами

Текущий контроль

10

Решение задач на сцепленное с полом наследование

1 ч.

Уметь решать задачи на сцепленное с полом

Текущий контроль

Раздел 3. Линейное расположение генов в хромосомах (2 ч).

11

Кроссинговер. Процент перекреста. Генетические карты


1 ч.

Уметь решать комбинированные задачи. Определять тип задачи.


Фронтальный опрос

12

Решение задач на составление генетических карт

1 ч.

Уметь решать комбинированные задачи. Определять тип задачи.


Текущий контроль

Раздел 4. Структура гена и его химическая природа (5 ч).

13

Множественный аллелизм. Понятие о гене. Механизм действия генов

1 ч.

Знать о строение гена, закономерностях наследования.

Фронтальный опрос

14

Поиски вещества наследственности. Нуклеиновые кислоты

1 ч.

Правило комплементарности, его применение.Решение задач на вычисление количества азотистых оснований, количества связей в молекулах ДНК и РНК

Текущий контроль

15

Код наследственности

1 ч.

Уметь решать комбинированные задачи. Определять тип задачи

Фронтальный опрос

16-17

Решение задач по молекулярной биологии (нуклеиновые кислоты)

2 ч.

Решение задач на вычисление количества азотистых оснований, количества связей в молекулах ДНК и РНК

Текущий контроль



Раздел 5. Механизм синтеза белка и его регуляция (5 ч).



18

Строение и функции белков. Химическая природа и свойства ферментов.

1 ч.

Уметь решать задачи по молекулярной генетике.

Текущий контроль



19

Синтез белка.

1 ч.

Знать особенности синтеза белка.

Текущий контроль


20-21

Решение задач по молекулярной биологии (белки)


3 ч.

Уметь решать задачи по молекулярной генетике.

Фронтальный опрос


22

Решение задач по молекулярной биологии (биосинтез белка)

2 ч.

Решение задач на вычисление количества азотистых оснований, количества связей в молекулах ДНК и РНК




Раздел 6. Генетика и индивидуальное развитие (4 ч).




23

Генетика и индивидуальное развитие. Действие и взаимодействие генов при развитии

1 ч.

Уметь решать задачи на взаимодействие генов ( эпистаз, полимерия)

конспект


24-25

Решение задач на взаимодействие генов.

2 ч.

Уметь производить анализ признаков по родословной

Текущий контроль


26

Кодоминирование. Решение задач на группы крови

1 ч.


Текущий контроль


Раздел 7. Генетика и микроэволюция (3 ч).



27

Популяция – элементарная единица эволюции.

Изменчивость как фактор эволюции. Генотипическая изменчивость и ее источники.

1 ч.

Уметь решать задачи по генетики популяций. Знать закон Харди Вайенберга

Текущий контроль


28-29

Решение задач по генетике популяций

2 ч.

практика

Итоговый контроль


Раздел 8. Генетика человека (3 ч).



30

Генетика человека. Методы изучения наследственности человека: близнецовый метод и цитогенетический метод.

1 ч.


Уметь производить анализ признаков по родословной

Фронтальный опрос


31

Генеалогический метод. Практическая работа

« Составление родословного древа».

1 ч.

Уметь производить анализ признаков по родословной

Текущий контроль


32

Решение задач на родословную человека

1 ч.

Уметь решать комбинированные задачи по генетике.


Фронтальный опрос


Раздел 9. Заключение (3ч).


33

Итоговая контрольная работа.

1 ч.

Уметь решать комбинированные задачи по генетике.




Фронтальный опрос









Учебно- методическое обеспечение:


1.И.Н.Пономарёва,В.С.Кучменко,О.А.Корнилова Биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: Вентана-Граф,2015.

2..Решение задач по генетике С.Г.М.У. Саратов 2005

3.Генетика. А.А. Жученко, Ю.Л. Гужов ; Москва, «Колос»,2004

4..Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.









8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!