СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа и тематическое планирование по обществознание 6-9 класс ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа и тематическое планирование по обществознание 6-9 класс к УМК Д.Д.Данилова, издательство ,БАЛАСС 2016 г, и 9 класс УМК Л.Н.Боголюбова, издательство " Просвещение" 2014 г

Просмотр содержимого документа
«Программа и тематическое планирование по обществознание 6-9 класс ФГОС.»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17


Согласована

Руководитель ШМО

___________Т.С.Калганова



«___» __________20__г.

 

Согласована

Зам. директора по УВР

МБОУСОШ №17 с,Хушенга _______ Л.Д.Богданова

«___» __________20__г.

Утверждена   Директор МБОУ СОШ №17

с.Хушенга

___________Н. В. Пуртова

Приказ №____от«___»_______20__


 











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


  по  обществознанию

для 6-9 класса

(уровень: базовый)

(срок реализации-4 года)


  





Рабочая программа разработана на основе: Примерной программы основного общего образования по обществознанию 5-9 классы. - Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. М: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения);

- Авторские программы по Обществознанию:

-Образовательной системы «Школа 2100». – Д.Д.Данилова и С.М.Давыдовой. М. : Баласс,

-программа для общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н. Боголюбова. «Обществознание, 5-9 класс», издательство «Просвещение», 2014


.




Разработчик программы:


Большакова Альбина Михайловна

учитель истории и обществознания

I квалификационная категория

2017 г.


Пояснительная записка

  • Настоящая рабочая программа ФГОС составлена для учащихся 5- 9-го класса МБОУСОШ №17 с. Хушенга предназначена для изучения Обществознания на ступени основного общего образования (5-9 классы) обеспечена УМК для 5-8-го классов авторов Д.Д. Данилова, Е.В. Сизовой, С.М. Давыдовой, А.А. Николаевой,Л.Н. Корпачеворй, Н.С. Павловой, С.В. Паршиной, М.Е. Турчиной; 9 класс-Л. Н. Боголюбова., А. И. Матвеева и рассчитана на170 уч. часа в 5-9 классе, соответственно в учебный год 34часа- 1 час в неделю.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:


1.Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение», 2011-с.31);


2.Примерная программа основного общего образования по обществознанию 5-9 классы. - Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. М: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения);


3.Приказ Министерства образования и науки РФ№1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897


4.Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №17 с, Хушенга


5.Федеральный список учебников, допущенных Министерством образования РФ на 2014-2015 учебный год, утвержденный Приказом МО РФ № 302 от 07. 12. 2005г.


и авторской программы:

Авторские программы по Обществознанию:

-Образовательной системы «Школа 2100». – Д.Д.Данилова и С.М.Давыдовой. М. : Баласс,

-программа для общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н. Боголюбова. «Обществознание, 5-9 класс», издательство «Просвещение», 2014


Рабочая программа ориентирована на использование:

1.Учебник для 6-го класса. Обществознание. (Как устроен мир людей?) Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Давыдова С.М., Николаева А.А., Корпачева Л.Н., Павлова Н.С., Паршина С.В. - М. : Баласс, 2011.

2.Учебник для 7-го класса. . Обществознание. (Как найти себя в обществе?). Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Давыдова С.М., Николаева А.А., Корпачева Л.Н., Павлова Н.С., Паршина С.В- М. : Баласс, 2011.

3.Учебник для 8-го класса. «Обществознание». (Что объединяет разных людей?). Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Давыдова С.М., Николаева А.А., Корпачева Л.Н., Павлова Н.С., Паршина С.В. - М. : Баласс, 2011.

4.Учебник для 9-го класса. Обществознание. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Про­свещение». - М.: Просвещение, 2013.





- Добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию.


Цели изучения курса «Обществознания»:


1-я линия развития.

- Понимать и объяснять связи, взаимоотношения между людьми в обществе, чтобы ориентироваться в нем.

\


-


Систематизировать обществоведческую \ информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, обществоведческих явлений, понятий) и представлять ее в разных формах разных формах (текст, схема)


2-я линия развития.


- Занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных позиций, взглядов, ценностей (личностно-оценочные и коммуникативные действия)

  • Определять и объяснять свое отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским,
    патриотическим, общечеловеческим).

  • Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за свой выбор, свое решение.

  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).

3-я линия развития


- Действовать в пределах правовых и нравственных норм, чтобы успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений (личностно-оценочные действия)



Общая характеристика учебного предмета, курса

Структура курса основана на делении каждого учебного года на четыре основных блока (темы) – по основным сферам жизни общества: духовная культура, социальные отношения, экономика, политика. Вопросы права освещаются при изучении каждой из этих сфер как способы правового регулирования разных общественных отношений


5-й класс (только при работе по ФГОС 2011 г.): Зачем изучать общество?

Единый модуль, в рамках к

философия, психология, культурология, этика;

оторого открывается, какую науки

социология;

пользу приносят людям разн

:

экономика;

ные обществоведческие

политология и правоведение.

6-й класс: Как устроен мир людей?

Модуль 1. Искусство быть человеком.

Что такое «человек»?

Модуль 2. Проблема понимания общества

Человек человеку - «друг» или «волк»?

Почему люди «добывают хлеб в поте лица»?

Зачем нужна власть?

7-й класс: Как найти себя в обществе?

Модуль 1.

Как понять - чего я хочу и что могу?

Модуль 2.

Где мое место в обществе?

Модуль 3.

Что я могу сделать для себя и для других?

Модуль 4.

Где пределы моей свободы и пределы власти надо мной?

8-й класс: Что объединяет разных людей?

Модуль 1.

Как разные люди понимают друг друга?

Модуль 2.

Как разные люди договариваются друг с другом?

Модуль 3.

Как разные люди работают вместе?

Модуль 4.

Как разные люди о рганизуют жизнь общества

9-й класс

Модуль 1.

Политика.

Модуль 2.

Право.



Распределение учебных модулей по классам

Конец формы


Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане:

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Обществознание» изучается с 5-го по 9-й класс. На каждую учебную неделю с 5-го по 9-й класс выделяется по одному уроку.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание»:


Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно ­полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,



2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение

(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в с задачей коммуникации для выражения 11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

12) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции)

. Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

  1. я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе:

  • Добывать и критически оценивать информацию.

  • Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы.

  • Обобщать.

  • Группировать.

  • Сравнивать факты, явления и понятия.

  • Устанавливать причинно-следственные связи.

  1. я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе:

  • Определять и объяснять другим людям своё отношение к общественным нормам.

  • Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.

  • Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.

  1. я линия развития личности. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм:

Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.










Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:

  1. формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,  личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

  2. понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;

  3. владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;

  4. осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

  5. приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

  6. При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.


Предметные результаты изучения «Обществознания» должны отражать:

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин










6-й класс

Как устроен мир людей?

34 часа

Цели: развивать умения по применению обществоведческих знаний в жизни.

  1. я линия развития личности. Понимать и объяснять характер взаимоотношений между людьми. Анализировать простые системы фактов, явлений, понятий. Объяснять разнообразие современного мира с учетом знаний о его устройстве

  2. я линия развития личности. Определять свою позицию. Уметь договариваться, оценивать в т.ч. неоднозначные общественные поступки с разных точек зрения. Объяснять отличия своих оценок от других. Учиться делать нравственный выбор с точки зрения знаний об устройстве современного общества.

  3. я линия развития личности. Действовать в правовых и нравственных нормах. Приучать себя действовать в соответствии с выбранными ценностями, понимать последствия своих общественных поступков. Отмечать значимость своего вклада в правовые способы и средства защиты правопорядка в обществе.

Содержание:

Прямой шрифт - обязательная для контроля часть программы.

Курсив - обязательно для изучения, но не для контроля.

Модуль 1. Искусство быть человеком

Вводная тема. 1 час

Значение общества в жизни человека: различные сферы человеческой жизни (экономика, социальная структура, политика, духовная культура), их взаимосвязь. Социальное взаимодействие.

Тема 1. Что такое человек (сфера культуры). 12 часов

Проблема появления человека. Отличие человека от животного. Проблема антропогенеза. Биологические потребности. Мышление и язык. Происхождение человека и общества - научные и религиозные точки зрения. Биосоциальная природа человека. Мышление и речь как основные отличия человека от животного.

По каким законам живет человек. Общество как среда обитания человека. Интересы и общая деятельность как факторы, объединяющие людей в общество. Взаимосвязь природы и общества.

Процесс развития личности. Структура сознания. Чувство. Воля. Взаимосвязь сознания и тела. Индивид и личность.

Деятельность как способ существования людей. Самореализация. Основные формы деятельности (труд, игра, общение, познание). Многообразие видов деятельности. Труд как необходимое условие существования общества. Общение - связь между людьми, в результате которой они обмениваются информацией, понимают друг друга.

Индивидуальные качества личности: физические качества, умственные способности, черты характера. Качества характера, их отличие от физических качеств и умственных способностей. Наследственность, воздействия общественной среды и самовоспитание как три условия развития личности. Темперамент. Нравственные и волевые качества, их соотношение. Золотое правило нравственности. Понятия милосердия и добра.

Духовная жизнь человека. Духовные потребности, их взаимосвязь с характером и способностями.Человек как духовное существо. Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения: картина мира, ценности и цели.

Роль мировоззрения в жизни человека. Жизненный опыт. Научное, обыденное, мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.

Выбор между добром и злом в жизни человека. Этика. Мораль и нравственность. Нравственный выбор человека. Добро и добродетели, зло и пороки. Совесть как способность человека отделять добро от зла, критически оценивать свои действия, чувствовать свою вину за плохие поступки и мысли.

Проблема смысла жизни. Ценность творчества как отражения личностных качеств. Любовь как высшая ценность. Ценность человеческих отношений.

Обобщение и контроль (2 часа).

Модуль 2. Проблема понимания общества

Тема 2. Человек человеку - «друг» или волк»? (сфера социальной структуры).

8 часов

Проблема формирования межличностных отношений. Зависимость межличностных отношений от личных интересов и целей. Виды межличностных отношений. Конфликт как несовпадение интересов между людьми. Малая группа. Личность в группе. Межличностные отношения в группах.

Значение образования в жизни человека. Социальные общности. Социальные группы, их виды и цели. Взаимодействие социальных групп в обществе. Общественные отношения. Образование как процесс развития способностей, интересов, ценностей и идеалов человека.

Важность общения в жизни человека. Потребность людей в общении. Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Способы разрешения конфликтной ситуации.

Роль социальных норм в жизни человека. Социальные нормы, их виды. Значение социальных норм в жизни общества. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и его методы. Наркомания и алкоголизм.

Условия развития личности в обществе. Социализация индивида. Факторы развития личности. Роль мышления и деятельности в развитии личности.

Роль семьи в жизни человека. Семья как малая группа: роль любви, взаимопонимания, прощения и веры друг в друга. Здоровый образ жизни как условие развития личности.

Обобщение и контроль (2 часа).

Тема 3. Почему люди «добывают хлеб в поте лица»? (сфера экономики). 4 часа

Роль труда в жизни общества. Потребности. Пирамида человеческих потребностей. Потребление - использования благ для удовлетворения потребностей. Производство-организованный совместный труд людей по изготовлению необходимых вещей и услуг. Экономика как способ хозяйствования. Возникновение и развитие экономики. Деньги как эквивалент стоимости товара.

Проблема расходования ресурсов. Ресурсы и их виды: природные, трудовые, денежные, информационные. Ограниченность ресурсов и потребности человека. Понятие собственности. Обмен. Торговля как взаимосвязь производителей и потребителей. Товар и услуга в экономике. Механизмы рыночной торговли и регулирование. Реклама. Отношение покупателя к рекламе.

Обобщение и контроль (2 часа).

Тема 4. Зачем нужна власть? (сфера политики). 8 часов

Зачем нужна власть. Зарождение власти как формы управления обществом. Политическая власть - влияние правительства государства на народ своей страны. Законы как правила поведения для граждан. Понятия обязанности и ответственности. Разделение властей.

Зачем нужны законы. Зарождение права в обществе: обычаи. Законы. Правовые нормы в жизни общества. Кодексы как своды законов (Трудовой, Гражданский, Семейный, Уголовный). Иерархия законов. Конституция - основной закон страны. Система права. Правовые санкции. Правонарушение: проступок, преступление. Юридическая ответственность.

Государство - его признаки, функции. Понятие суверенитета. Форма правления (монархия и её виды, республика и её виды). Территориальное устройство (унитарное государство, федерация). Политические режимы (демократические, недемократические). Патриотизм. Что значит быть патриотом.

Обобщение и контроль (3 часа).



















Результаты - требования к уровню подготовки в конце 6-го класса

  1. я линия развития личности (интеллектуально-познавательные действия):

  • Добывать и критически оценивать поступающую информацию об особенностях личности разных людей, особенностях человеческого общения, экономики и политики.

  • Систематизировать и представлять в разных формах (текст, схему, модель и т.д.) информацию об особенностях личности и поведения разных людей, взаимоотношений людей в социальной сфере, экономике и политике.

  • Понимать и объяснять характер взаимоотношений между людьми. Анализировать простые системы фактов, явлений, понятий.

  1. я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия):

• Определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и ценностям, к правилам и нормам человеческого общения, основам экономического и политического устройства общества.

  • Делать свой выбор в учебных ситуациях отношения к личности и поведению разных людей и отвечать за свой выбор, а так же моделирующих основы общественных отношений в социальной сфере, экономике и политике.

  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).

3-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные действия).

  • Решать учебно-жизненные задачи в моделях межличностного общения в соответствии с моральными нормами.

Межпредметные связи в рамках Образовательной системы «Школа 2100»

История, 6-й класс: формирование единой с обществознанием системы понятий, структуры общественных связей.

Литература, 6-й класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, в том числе через эпос и фольклор разных народов России и мира, сложившихся преимущественно в Средние века.

География, 6-й класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.

Биология, 6-й класс: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом.





















Кол-во часов

Тематическое планирование 6 кл



Тема, раздела урока

Домашнее задание

дата


запланир

Факт

Введение- 2ч.

1.

Введение. Путешествие в страну Обществознания.




2

Сферы жизни общества.




Глава 1. Что такое человек? (сфера культуры)- 12ч.

3

. Загадка человеческой природы

§ 1



4

Среда обитания человека

§ 2.



5-6

«Волшебство» человеческого сознания

§ 3—4.



7

. Разнообразие человеческих дел

§ 5



8

. Сложность человеческого характера

§ 6



9

Богатство человеческого духа

§ 7.



10

Взгляд человека на мир

§ 8.



11

Выбор человека между добром и злом

§ 9.



12

Проблема смысла жизни человека

§ 10.



13

Обобщение

Стр.91



14

Контрольная работа№1

Стр 91



Глава 2. Человек человеку - друг или волк? (сфера социальной структуры) -8 ч.

15

Создание отношений между людьми

§ 11.



16

Объединения разных людей

§ 12.



17

Встречи и ссоры разных людей

§ 13.



18

Правила совместной жизни людей

§ 14.



19

Умение быть самим собой

§ 15.



20

Начало мира людей — семья

§ 16.



21-22

Практическая работа №1

С.138



Глава 3. Почему люди «добывают хлеб в поте лица»? (сфера экономики) -4ч.

23

Производство всего, что нам необходимо

§ 17.



24

Обмен вещами и услугами

§ 18.



25

Обобщение по теме: Почему люди «добывают хлеб в поте лица»?

Стр 168



26

Практическая работа №2

Стр 170



Глава 4. Зачем нужна власть? (сфера политики) -8ч.

27

Суровая необходимость власти

§ 19.



28

Законы писаные и неписаные

§ 20.



29

Сложность устройства государства

§ 21.



30

Слова и дела патриота

§ 22.



31

Обобщение по теме: Зачем нужна власть?

С.195



32

Практическая работа№3

Подгод к/р



33

Контрольная работа №2

сообщ



34

Итоговый урок










































































7 класс



Цель обучения : Развитие умения по применению обществоведческих знаний в жизни.

1-я линия развития личности. Понимать и объяснять разнообразие современного мира, характеризуя более сложные системы и абстрактные понятия. Систематизировать обществоведческую информацию с целью определения своего места и роли в обществе.

2-я линия развития личности. Давать оценку не только поступкам, но и комплексным сложным общественным явлениям. Учиться договариваться с другими, осознавая значимость коммуникации в межличностном общении и определении своего места в обществе.

3-я линия развития личности. Понимать и принимать последствия своего выбора и правила поведения в той или иной ситуации. Выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей.


Содержание.

Модуль 1. Как понять - чего я хочу и что могу? (сфера культуры) 10 часов

Вводная тема. 1 час

Проблема достоверности истины. Познание как деятельность. Чувственное и рациональное познание. Этапы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Знание, его виды (обыденное, религиозное, научное). Законы логики - ядро рационального мышления. Дедукция и индукция.

Свобода выбора взгляда на мир. Этапы становления мировоззрения в жизни человека. Научное, обыденное, мифологическое, религиозное, философское мировоззрение. Религии мира - противоречивые ответы на одинаковые вопросы. Свобода совести.

Правила поведения в обществе и свои интересы. Индивидуальное сознание, процесс его формирования и уникальность. Направленность общественного сознания на решение общих для людей проблем. Формы общественного сознания (искусство, религия, философия, мораль и право, общественно-политические теории). Соотношение частного и общественного мнения.

Проблема свободы выбора в обществе. Степень внутренней свободы личности. Свобода воли и нравственная оценка. Совесть - высшая нравственная инстанция в человеке, угрызения совести. Долг - нравственный мотив поведения. Справедливость - как признание правильности и честности в отношениях между людьми. Милосердие, честность, любовь, дружба, верность, альтруизм. Золотое правило нравственности - универсальная формула поведения человека, согласующаяся с его совестью и чувством долга.

Обобщение и контроль (2 часа).

Модуль 2. Где мое место в обществе? (сфера социальной структуры) 8 часов

Причины социального деления общества. Социальная структура. Сложность социальной структуры современного общества. Принципы социального деления. Этнос и этнические отличия. Национальное самосознание (самоназвание, язык, обычаи, традиционный образ жизни) и процесс его формирования в жизни человека. Этнические (национальные) общности.

Социальные институты в жизни общества. Основные социальные институты, их структура, функции, роль в жизни общества. Религия как социальный институт.

Социальные статусы и роли, их значение в жизни человека и общества. Исходные и достигаемые социальные статусы. Престижность социального статуса в обществе. Взаимосвязь социального статуса и социальных ролей. Поиск смысла жизни (лично для каждого, для тебя). Счастье - основной жизненный ориентир и ценность.

Причины конфликтов в обществе. Потребность в общении и способы ее удовлетворения. Умение общаться как одна из причин успеха в обществе. Структура, функции, динамика конфликта. Способы выхода из конфликтной ситуации.

Конфликт отцов и детей. Взаимосвязь распределения власти в семье и непонимания родителями своих детей. Причины конфликта поколений и основные способы его преодоления.

Положение подростка в обществе. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Объем дееспособности несовершеннолетних. Соотношение прав и обязанностей и их зависимость от возраста ребенка. Ответственность и её виды:

уголовная, административная, гражданская. Правовой статус личности.

Обобщение и контроль (2 часа).

Модуль 3. Что я могу сделать для себя и для других? (сфера экономики)

6 часов

Требования рыночной экономики к современному работнику. Экономическая система. Типы экономических систем (традиционная, рыночная, плановая). Особенности рыночной экономики: частная собственность, хозяйственная инициатива, конкуренция, большая разница в доходах. Особенности плановой экономики: государственный план, дефицит. Формы собственности. Экономика современного общества как сочетание принципов рыночной экономики (частная собственность, конкуренция, свободная торговля) с частичным государственным регулированием и системой государственной защиты граждан от нищеты.

Важность денег и банков в жизни общества. Функции денег: мера ценности и стоимости, обращения, средство накопления. Свойства денег: эквивалент при обмене, неподдельность, делимость, сохранность. Предназначение банков в современном обществе. Виды банков. Кредитно-банковская система.

Зависимость благополучия от экономической ситуации в мире. Мировая экономика. Внешняя торговля. Международное разделение труда. Сближение и взаимопроникновение национальных экономик. Принципы свободной внешней торговли и их взаимосвязь с протекционизмом.

Экономические права подростков. Физические и юридические лица - полноправные участники хозяйственной деятельности. Гражданские правоотношения. Право собственности. Права подростков на хозяйственную самостоятельность и их ограничения. Объем дееспособности несовершеннолетних (имущественные, неимущественные права). Трудовые правоотношения в подростковом возрасте.

Обобщение и контроль (2 часа).

Модуль 4. Где пределы моей свободы и пределы власти надо мной? (сфера политики)

10 часов

Как возможно повлиять на власть. Политическая система как гарант способности общества реагировать на изменения, сохраняя стабильность и порядок. Структура политической системы: политические партии, общественные движения, СМИ, правовые нормы, система ценностей общества, средства и способы управления. Функции политической системы в обществе. Государство как основной институт политической системы. Политическая система современной России. Организация публичной власти в России.

Права человека. Всеобщая декларация прав человека. Конституция РФ и защита прав человека. Виды прав человека: гражданские (личные), политические, социальные, экономические и культурные права. Важность соблюдения прав других людей. Нарушение прав человека (геноцид, дискриминация).

Правовые способы решения конфликтов. Законы. Презумпция невиновности.

Правовые способы защиты прав граждан и решения конфликтов. Поддержание порядка с помощью законов - самый надёжный способ установления справедливости в обществе. Процесс принятия законов в РФ. Механизм реализации законов и защиты прав граждан в РФ. Правоохранительные органы РФ. Санкции общества за правонарушения (преступления и проступки).

Защита прав детей в обществе. Международное право по защите прав детей (Конвенция о правах ребенка). Правоспособность и дееспособность ребенка. Механизмы защиты прав ребенка в РФ. Ответственность несовершеннолетних, в т.ч. уголовная.

Способы изменения общества. Роль традиций в сохранении культурного опыта. Движение общества к прогрессу. Революции и их причины (теории М. Вебера и К. Маркса). Реформы и их роль в эволюционном прогрессе.

Обобщение и контроль ( 3 часа).

Требования к уровню подготовки в конце 7-го класса

1-я линия развития личности (интеллектуально-познавательные действия)

Понимать связи между людьми в обществе, чтобы правильно ориентироваться в нём.

Добывать и критически оценивать информацию:

• о способах познания мира; об особенностях разных мировоззрений; о проблеме поиска смысла жизни; об этических понятиях «долг», «совесть» и др.; о структуре и правилах социальных отношений;

• о структуре общества (различать деление по возрасту, профессиональной принадлежности, национальному признаку, принадлежности к различным социальным институтам и др. ); о правилах социальных отношений внутри и между частями общества;

• о разных типах экономических систем; о значении денег, банков; о роли мировой экономики; о нормах, регулирующих гражданские экономические правоотношения;

• об элементах политической системы и её устройстве в Российской Федерации; о

• структуре прав человека и о защите их с помощью законов, о правах и ответственности несовершеннолетних; о способах изменения политической системы.

Систематизировать всю получаемую информацию (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать) и представлять её в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д.

2- я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия)

Занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных взглядов и ценностей.

Определять и корректно формулировать своё отношение к различным типам мировоззрения, иным способам доказательства истины, общепринятым нравственным нормам и ценностям, выражаемым в понятиях «долг», «совесть», «милосердие»; отстаивать свою точку зрения при обсуждении проблем свободы совести, нравственного выбора между долгом и эгоизмом и т.д.

Определять и выражать своё отношение к делению общества на группы и слои, к сложившимся правилам социальных взаимоотношений, к справедливости устройства разных экономических систем.

Формулировать и обосновывать свою точку зрения при обсуждении проблем поиска смысла жизни, отношений между поколениями. Определять и выражать своё отношение к идее прав человека, в возможности граждан влиять на власть, к революциям и реформам как способам изменения общества.

Отстаивать свою точку зрения при обсуждении экономических прав подростков.

Формулировать и обосновывать свою точку зрения о возможности защиты прав ребёнка и прав человека в условиях существующей политической системы.

3- я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные действия)

Действовать в пределах норм нравственности и права. Определять свою линию поведения в ситуациях, моделирующих нравственный выбор между желаемым и необходимым (должным); договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты, в основе которых столкновение различных типов мировоззрения.

Выстраивать линию своего поведения в ситуациях:

• моделирующих межличностные отношения в различных общественных группах и слоях; договариваться с людьми, предотвращать или преодолевать конфликты,

• связанных с межличностными, межнациональными, классовыми и другими взаимоотношениями;

• моделирующих экономические отношения между подростками и взрослыми.

• нарушения прав человека, отношения граждан и органов власти.

Межпредметные связи в рамках Образовательной системы «Школа 2100»

История, 7-й класс: наращивание единой с обществознанием системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей. Литература, 7-й класс: общая с историей ориентация на интерес личности подростка к внутреннему духовному миру и миру межличностных отношений, проявляемая в схожих формах и приемах анализа литературных произведений и исторических явлений, действий литературных и исторических персонажей.

География, 7-й класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.Биология, 7-й класс: общие закономерности развития биологических видов, позволяющие находить общее и различное с развитием человеческого общества.

Тематическое планирование 7 кл

Кол-во часов

Тема, раздела урока

Домашнее задание

дата


запланир

Факт

Глава 1. Как понять — чего я хочу и что могу? (сфера культуры) 10ч.

1

Введение.




2-3

Способы познания мира

§ 1-2.



4-5

. Свобода выбора взгляда на мир

§ 3-4



6

Соотношение моих и чужих взглядов

§ 5.



7-8

Пределы моих желаний

§ 6-7.



9

Обобщение по теме: Как понять — чего я хочу и что могу?

Подгот к к/р



10

Контрольная работа №1

С.52




Глава 2. Где моё место в обществе? (сфера социальной структуры) 8ч.

11

Сложность структуры общества

§ 8.



12

Роль организаций в нашей жизни

§ 9.



13

Поиск смысла жизни в обществе

§ 10.



14

Правила общения без конфликтов

§ 11.



15

Споры отцов и детей

§ 12.



16

Положение подростков в законах общества

§ 13.



17

Обобщение по теме: Где моё место в обществе?

Повтор.

термин.

главы



18

Практическая работа№1

с.103



Глава 3. Что я могу сделать для себя и для других?(сфера экономики) 6 ч.

19

Стимул рыночной экономики

§ 14.



20

Необходимость денег и банков

§ 15.



21

Единство мировой экономики

§ 16.



22

Участие подростков в хозяйственных делах

§ 17.



23

Обобщение по теме: Что я могу сделать для себя и для других?

Повтор.§ 14.-15



24

Практическая работа№2

С.143



Глава 4. Где пределы моей свободы и пределы власти надо мной? (сфера политики) 10ч.

25-26

Диалог власти и общества

§ 18-19.



27

Величие и пределы прав человека

§ 20.



28-29

Использование силы законов

§ 21-22.



30

Борьба за права и ответственность за поступки

§ 23.



31

Способы изменения общества

§ 24.



32

Обобщение по теме: Где пределы моей свободы и пределы власти надо мной?

Подг. к/р



33

Контрольная работа№2




34

Итоговый урок




8-й класс



Что объединяет разных людей?

34 часа

Цели обучения: Развивать умения по применению обществоведческих знаний в жизни.

  1. я линия развития личности. Понимать и объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные понятия и факты общественной жизни современной России и мира в целом. Рассматривать современное глобальное общество с позиций толерантности и осознания единства, стоящих перед ним задач.

  2. я линия развития личности. Из оценок ситуаций и явлений формулировать принципы и правила своего поведения. Уметь общаться с людьми, преодолевая и предотвращая конфликты.

  3. я линия развития личности. Делать мировоззренческий и гражданско-патриотический выбор (подтверждать его аргументами и фактами) в ситуациях, характеризующих развитие современного общества. Понимать и принимать последствия своего выбора и правила поведения в той или иной обстановке. В дискуссии с теми, кто придерживается иных оценок, обосновывать свою позицию и иную, учиться договариваться с людьми иных позиций.

Содержание:

Прямой шрифт - обязательная для контроля часть программы.

Курсив - обязательно для изучения, но не для контроля.

Модуль1. Как разные люди понимают друг друга? (сфера культуры) 8 часов.

Вводный урок (1 час).

Как договариваться с людьми. Духовная жизнь человека. Формирование мировоззрения. Роль философского мировоззрения в жизни человека. Общечеловеческие ценности. Глобальные проблемы и пути их решения. ООН.

Истина и ее критерии, относительность истины. Чувственное и рациональное познание. Методы обоснования истины: доказательство, наблюдение, эксперимент, практика. Объяснение и понимание как способ обретения нового знания наиболее оптимальным путём. Виды объяснений. Парадоксы, спор, дискуссия, полемика.

Научное знание, его характерные признаки. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Научные теории - системы понятий и закономерностей, объясняющие сущность явлений изучаемой реальности. Объективность и доказательность - критерии научности. Этические ценности науки.

Роль самопознания в развитии личности. Стремление личности к самосовершенствованию. Проблема смысла жизни в разные исторические эпохи. Надежда и её роль в жизни человека. Свобода воли и нравственная оценка.

Обобщение и контроль (2 часа).

Модуль 2. Как разные люди договариваются друг с другом? (сфера социальной структуры) 9 часов

Проблема самореализации в обществе. Ценность человеческой жизни. Стремление к самореализации и реакция общества. Свобода как главная ценность. Проблема выбора и ответственность (социальная). Внешняя и внутренняя ответственность.

Искусство человеческого общения. Функции и структура общения. Стили общения. Манера общения. Значение общения для юношеского возраста. Основные социальные роли в юношеском возрасте.

Семья в современном обществе. Институт семьи и брака. Функции семьи. Семейные правоотношения. Семейный кодекс. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов, родителей и детей. Судьбы семьи в современном обществе. Гражданские и церковные браки.

Восприятие конфликтной ситуации: конструктивный и деструктивный вид конфликта. Поведение в конфликте: соперничество, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество. Пути конструктивного решения конфликта.

Причины возникновения национальных конфликтов. Интеграция народов. Культурная индивидуальность. Толерантность. Дифференциация - стремление народов к самостоятельности, сохранению и развитию своей национальной культуры, экономики и политики. Причины появления национальных проблем. Социальные, этносоциальные (национальные) конфликты, пути их разрешения.

Социальное неравенство в современном обществе. Проблема социального неравенства и социальной несправедливости. Стратификация (элита, средний класс, малоимущие, маргиналы, люмпены). Гендерные отношения.

Способности и возможность изменить свое положение в обществе. Интересы. Задатки. Талант. Роль труда в достижении социального успеха. Социальная мобильность, ее формы (горизонтальная, вертикальная) и каналы в современном обществе.

Обобщение и контроль (2 часа).

Модуль 3. Как разные люди работают вместе? (сфера экономики) 8 часов

Экономика семьи. Источники семейных доходов. Семейный бюджет - свод доходов и расходов в семье. Государственные пособия. Виды семейного бюджета (совместный, долевой, раздельный). Брачный контракт.

От чего зависит цена товара. Спрос. Закон спроса. Предложение. Закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная

цена.

Влияние законов на хозяйство. Гражданско-правовые отношения. Гражданский кодекс. Вопросы, регулируемые гражданским правом: вещное право и формы собственности, обязательственное право, авторское право, права наследования. Трудовой кодекс РФ. Порядок заключения и действия трудового договора. Предпринимательская деятельность. Правила и порядок создания предприятия. Налоговый кодекс РФ. Предпринимательская активность населения.

Честность трудовых отношений. Трудовой кодекс. Трудовой договор. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Прожиточный минимум. Минимальная зарплата. Профессиональные союзы. Занятость. Безработица. Виды безработицы.

Роль государства в экономике. Функции государства в рыночной экономике. Монополия и антимонопольное законодательство. Положительные и отрицательные стороны государственного регулирования экономики. Формы вмешательства государства в экономику. Обобщение и контроль (2 часа).

Модуль 4. Как разные люди организуют жизнь общества? (сфера политики) 8 часов

Государство для человека или человек для государства. Правовое государство. Принципы правового государства. Конституция Российской Федерации и правовое государство.

Государственная охрана права. Нормы права и их нарушения. Виды правонарушений: уголовные преступления, административные проступки и гражданские правонарушения. Государство в политической системе. Правоохранительные органы РФ. Защита прав человека в РФ. Общественные правозащитные организации.

Защита прав личности. Правовые способы защиты конституционных прав граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Виды ответственности. Гражданский процесс. Суды разной юрисдикции и принципы их деятельности. Истец. Ответчик. Состязательность суда. Административный порядок защиты прав человека.

Условия существования демократии. Основные направления политики государства. Гражданское общество. Активная гражданская позиция как часть политической культуры. Признаки демократической политической системы. Демократия, ее основные ценности и признаки. Выборы в демократическом обществе. Роль оппозиции. Свобода слова и независимость СМИ.

Необходимость разных партий в обществе. Политические идеологии: либерализм, консерватизм, социализм. Умеренные и радикальные политические идеологии. Признак и типы политических партий. Типы политических систем (однопартийная, двухпартийная, многопартийная). Политический плюрализм. Функции политических партий. Организация публичной власти в России. Обобщение и контроль (2 часа

Требования к уровню подготовки в конце 8-го класса

1-я линия развития личности (интеллектуально-познавательные действия)

Добывать и критически оценивать информацию:

  • о разных типах мировоззрений; об общечеловеческих ценностях, об отличительных особенностях научного познания, научных критериях истинности, о значении самопознания в становлении личности (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);

  • о самореализации личности, средствах и функциях общения, особенностях семьи и брака, стилях разрешения личностных, социальных и межнациональных конфликтов, толерантности, стратовом и гендерном делении общества (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать).

  • о видах семейного бюджета, рыночных законах спроса и предложения, задачах Гражданского, Трудового и Налогового кодексов РФ, предпринимательстве, трудовом договоре, прожиточном минимуме, безработице, профсоюзах, функциях государства в рыночной экономике (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);

  • о правовом государстве, гражданском обществе, демократии, партийных системах, правоохранительной системе, механизмах защиты прав человека, гражданской, административной и уголовной ответственности (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать).

Представлять информацию в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д.

2-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия)

Определять и объяснять своё отношение:

  • к многообразию мнений и представлений, существующих в обществе по самым разным вопросам;

  • к существующему в обществе социальному неравенству, проблеме толерантности, проблеме семьи и брака;

  • к проблеме взаимоотношений работодателей и работников (профсоюзы, зарплаты, забастовки, безработица и т.п.);

  • к проблемам формирования правового государства и гражданского общества, к возможности осуществления демократии; Формулировать и обосновывать свою точку зрения на проблему существования общечеловеческих ценностей, критерии истинности знания, самосовершенствования личности.

3-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные действия)

Договариваться с людьми, преодолевая конфликты, связанные:

  • с этикой научной дискуссии, столкновением людей с разным мировоззрением, с неприятием общечеловеческих ценностей;

  • с недостатком толерантности в социальных, национальных, семейных отношениях;

  • с трудовыми конфликтами, имущественными спорами в семье и т.п.

с недостатком правовой культуры, неуважением к правам человека и демократическим свободам.

Межпредметные связи в рамках Образовательной системы «Школа 2100»

История, 8-й класс: наращивание единой с обществознанием системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.

Литература, 8-й класс: общая с историей ориентация на интерес личности подростка к внутреннему духовному миру и миру межличностных отношений, проявляемая в схожих формах и приемах анализа литературных произведений и исторических явлений, действий литературных и исторических персонажей.

География, 8-й класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названии

Биология, 8-й класс: общие закономерности развития и функционирования человеческого организма позволяющие устанавливать взаимосвязи проявлений биолог-го и соц-но-психолог-го в поведении























































Кол-во часов

Тематическое планирование 8 кл

Тема, раздела урока

Домашнее задание

дата


запланир

Факт

Глава 1.как разные люди понимают друг друга? 7ч.

1

Введение

стр. 4-7



2

Спорность места человека в мире

§1



3-4

Трудности на пути к истине.

§2-3



5

Критерии научной истины.

§4



6

Терзания самопознания.

§5



7

Контрольная работа №1

С.45



Глава 2. Как разные люди договариваются друг с другом?- 8 ч.

8

Ценность человеческой жизни.

§6



9

Искусство человеческого общения.

§7



10

Священность семьи и брака.

§8



11

На перекрестке конфликта.

§9



12

Острота национальных отношений.

§10



13

Естественность человеческих различий.

§11



14

Способности к социальным отношениям.

§12



15

Практикум № 1

стр. 107



Глава 3.Как разные люди работают вместе?- 9 ч.


16-17

Устройство экономики семьи.

§13-14



18

Логика рыночных отношений.

§15



19

Закономерность в трудовых отношениях.

§16



20-21

Честность в трудовых отношениях.

§17



22-23

Роль государства в экономике.

§18



24

Практикум №2

стр. 150



Глава 4 Как разные люди организуют жизнь общества? – 9 ч.

25-26

Идеал правового государства.

§19-20



27

Государственная охрана права.

§21



28-29

Защита прав личности.

§22-23



30-31

Условия работы демократии.

§24



32

Необходимость состязания партии

§25



33

Контрольная работа№2

стр208



34

Итоговый урок







































9- й класс

Как жить по законам общества?

34 часа

Цели обучения: Развивать умение по применению обществоведческих знаний в жизни.

  1. я линия развития личности. Понимать и объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные понятия и факты общественной жизни современной России и мира в целом. Способность воспринимать законы как механизмы и регуляторы деятельности людей

  2. я линия развития личности. Из оценок ситуаций и явлений формулировать принципы и правила своего поведения с установкой на необходимость руководствоваться нравственными и правовыми понятиями, нормами и правилами.

  3. я линия развития личности. Понимать и принимать последствия своего выбора и правила поведения в той или иной ситуации. В дискуссии с теми, кто придерживается иных оценок, обосновывать свою позицию с точки зрения приверженности гуманистическим и нравственным, демократическим ценностям, патриотизму, гражданственности.

Модуль 1. Политика. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государ­ственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в совре­менном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в вы­борах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность полити­ческого экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общест­венной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на по­литическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Модуль 2.Право. Право, его роль в жизни человека, общества и госу­дарства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовер­шеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правона­рушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаи­моотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декла­рация прав человека — идеал права. Воздействие между­народных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их га­рантии. Конституционные обязанности гражданина. Пра­ва ребенка и их защита. Механизмы реализации и защи­ты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заклю­чения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административ­ное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. По­нятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.


Требования к уровню подготовки в конце 9-го класса

  1. я линия развития личности (интеллектуально-познавательные действия)

Добывать и критически оценивать информацию:

  • о правилах рационального спора, СМИ, глобализации и глобальных проблемах, теории исторического развития: формационной, цивилизационной, модернизационной (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);

  • о типах, стадиях и способах разрешения конфликтов, опасностях национальных конфликтов, особенностях юношеского возраста, принципах социального государства (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);

  • о смешанной экономике, валютном курсе, международном разделении труда, ВВП, фазах экономического цикла, инфляции, фондовом рынке, рынке труда, прибыли, затратах, формах частного предпринимательства, структуре государственного бюджета (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);

  • о стадиях политического процесса, тоталитаризме, суверенитете, легитимности, структуре публичной власти в Российской Федерации, политических идеологиях, партийных и избирательных системах, политических конфликтах и экстремизме (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать).

Представлять информацию в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д.

  1. я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия)

Определять и объяснять своё отношение к проблемам:

  • манипуляции общественным сознанием, глобализации и её противникам;

  • социализации молодёжи, существующим социальным конфликтам, трудностям построения социального государства;

  • «теневой экономики», справедливой и честной конкуренции на разных видах рынках;

  • тоталитаризма, политического экстремизма, борьбы политических партий и идеологий, гражданского выбора.

Формулировать и обосновывать свою точку зрения на проблему существования общечеловеческих ценностей, критерии истинности знания, самосовершенствования личности.

3-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные действия)

Договариваться с людьми, преодолевая конфликты, связанные:

  • с разными критериями истинности в споре, с разной оценкой информации, поставляемой СМИ, с разным отношением к процессам исторического развития человечества;

  • с национальными отношениями, проблемами поиска молодыми людьми своего места в обществе;

  • с рыночной конкуренцией, налогообложением и т.п.;

  • с борьбой разных политических партий и идеологий, проявлениями экстремизма или авторитарных действий государственной власти.

Межпредметные связи в рамках Образовательной системы «Школа 2100»

История, 9-й класс: оформление единой с обществознанием системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей; активный перенос общественно-исторических знаний и умений в ситуации, моделирующие актуальные для подростка жизненные задачи.

Литература, 9-й класс: систематический курс развития отечественной литературы, позволяющий прослеживать закономерности отражения общественно-исторических явлений Новейшего времени в произведениях литературы и судьбе писателей.

География, 9-й класс: закономерности взаимодействия общества и природы в глобальном контексте мировой экономической системы.

Биология, 9-й класс: общие закономерности развития жизни на Земле, позволяющие устанавливать взаимосвязи биологических и социальных процессов. Перечень требований к результатам обучения по программе «Российская и всеобщая история, 5-9-е классы» представлен ниже в удобной для контроля форме таблицы требований.




Р/S. Так как в течении 2-х лет учащиеся всего 9 класса МБОУСОШ №17 выбирают в качестве итоговой аттестации в форме ОГЭ предмет «Обществознание» в программу включена подготовка к ОГЭ, на нее выделяются уроки 28- 34.





Кол-во часов



Тема урока

Домашнее задание

дата


запланир

Факт

Глава 1. Политика.- 9ч.

1

Политика и власть

§ 1.



2

Государство.

§ 2



3

Политические режимы

§ 3.



4-5

Правовое государство

§ 4.



6

Гражданское общество и государство

§ 5



7

Участие граждан в политической жизни

§ 6.



8

Политические партии и движения

§ 7.



9

Контрольная

работа по теме «Политика»




Глава 2. Право.- 18ч.

10

Право и его роль в жизни общества и государства.


§ 8.



11

Правоотношения и субъекты права

§ 9



12-13

Правонарушения и юридическая ответственность

§ 10.



14

Правоохранительные органы

§ 11



15-16

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ

§ 12-13



17-18

Права и свободы человека и гражданина

§ 14-15



19

Гражданские правоотношения

§ 16



20

Право на труд. Трудовые правоотношения

§ 17



21

Семейные правоотношения

§ 18



22

Административные правоотношения

§ 19



23

Уголовно-правовые отношения

§ 20



24

Социальные права

§ 21.



25

Международно-правовая защита жертв международных конфликтов

§ 22



26

Правовое регулирование отношений в сфере образования

§ 23



27

Контрольная

работа по теме «Право»

Кимы




Готовимся к экзамену-7ч




28

Повторение по теме: Общество.

зад 1-4



29

Повторение по теме: Экономическая сфера

Зад 7-10



30

Повторение по теме: Социальная сфера

Зад11-13



31

Повторение по теме: Сфера духовной культуры

Зад 5-6



32

Повторение по теме: Политическая сфера

Зад.14-16



33

Повторение по теме: Право.

Зад.17-20



34

Практическая работа: Работа с текстом

Зад26-31






































Литература.

1.Поздеев А.В. « Универсальные поурочные разработки по обществознанию»: 8 класс. - М.: ВАКО, 2010. — 320 с. — (В помощь школьному учителю).


2.Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. - М.:Просвещение, 2010.

3.Обществознание. 9 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. - М.: Просвещение, 2013.

4.Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. - М.: Про­свещение, 2010.

5.Контрольно-измерительные материалы.Обществоведение. 9 класс./Составит. А.В. Поздеев./ М.ВАКО,2013

6.Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М.:АСТ: Астрель, 2011.

Используемые сайты по предмету:

  1. http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки;

  2. http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;

  3. http://wwwge.edu.ru – Портал Огэ (информационной поддержки ОГЭ);

  4. http://www.probaege.edu.ru – Портал Единый экзамен;

  5. http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;

  6. http://www.infomarker.ru/top8.html - RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

  7. http://www.proshkolu.ru/- методическая помощь учителю

  8. сентября» и сайт «Я иду на урок обществознания»): http://his.1september.ru/

РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ (ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ) В КОНЦЕ 9-го КЛАССА

1-я линия развития личности (интеллектуально-познавательные действия)

Добывать и критически оценивать информацию:

  • о правилах рационального спора, СМИ, глобализации и глобальных проблемах, теории исторического развития: формационной, цивилизационной, модернизационной (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);

  • о типах, стадиях и способах разрешения конфликтов, опасностях национальных конфликтов, особенностях юношеского возраста, принципах социального государства (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);

  • о смешанной экономике, валютном курсе, международном разделении труда, ВВП, фазах экономического цикла, инфляции, фондовом рынке, рынке труда, прибыли, затратах, формах частного предпринимательства, структуре государственного бюджета (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);

  • о стадиях политического процесса, тоталитаризме, суверенитете, легитимности, структуре публичной власти в Российской Федерации, политических идеологиях, партийных и избирательных системах, политических конфликтах и экстремизме (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать).

Представлять информацию в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д.

2-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия)

Определять и объяснять своё отношение к проблемам:

  • манипуляции общественным сознанием, глобализации и её противникам;

  • социализации молодёжи, существующим социальным конфликтам, трудностям построения социального государства;

  • «теневой экономики», справедливой и честной конкуренции на разных видах рынках;

  • тоталитаризма, политического экстремизма, борьбы политических партий и идеологий, гражданского выбора.

Формулировать и обосновывать свою точку зрения на проблему существования общечеловеческих ценностей, критерии истинности знания, самосовершенствования личности.

3-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные действия)

Договариваться с людьми, преодолевая конфликты, связанные:

  • с разными критериями истинности в споре, с разной оценкой информации, поставляемой СМИ, с разным отношением к процессам исторического развития человечества;

  • с национальными отношениями, проблемами поиска молодыми людьми своего места в обществе;

  • с рыночной конкуренцией, налогообложением и т.п.;

  • с борьбой разных политических партий и идеологий, проявлениями экстремизма или авторитарных действий государственной власти.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей