Введение
21 век – век быстрого темпа жизни. Век стрессов, глобальных экологических проблем, новых информационных технологий. В связи с этим, чтобы обучаемые в результате обучения умели и были готовы упреждать негативные последствия и предвидеть последствия своих действий, условия обеспечения безопасности должны базироваться на следующих компонентах цели:
- коренные преобразования общества;
- личная ответственность каждого человека перед собой и обществом;
- глубокое знание и практические умения;
- здоровый образ жизни.
Программа кружка « Я – ПАТРИОТ РОССИИ » разработана на основе общественного заказа – пожеланий старшеклассников и их родителей, а также рекомендаций военного военкомата.
Для учащихся особенно привлекательна возможность получить ответы на актуальные вопросы жизни и деятельности, с которыми они столкнутся после окончания школы, при приобретении специальности.
Рабочая программа кружка «Я – ПАТРИОТ РОССИИ » составлена для учащихся 9 - 10 класса в соответствии, с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы.
Программа кружка рассчитана на 68 ч. в год (2ч. в неделю)
Кружок создан с целью формирования у детей и подростков социально–психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот».
Патриот – это человек, который горячо любит свою страну, свою малую родину, учится и трудится на её благо, приумножая её богатства, а если понадобится, должен быть готов встать на её защиту.
Актуальность программы.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы общеобразовательной школы.
Цель и задачи программы кружка.
Целью программы является развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах деятельности.
Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:
- усиление акцента на изучение в школе истории и культуры Отечества и родного края;
- формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству;
- формирование патриотических чувств и сознания, на основе исторических ценностей и роли России в судьбе мира;
- физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
- популяризация научно – исследовательской и научной деятельности учащихся;
- консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании детей.
Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и соседей, знаешь свою культуру, понимаешь своё место в мире природы и в мире людей.
Нормативно- правовое обеспечение:
· Закон РФ «Об образовании»
· Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
· Закон «О ветеранах»
· Конституция Российской Федерации»
· Закон «О воинской обязанности и военной службе»
· Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России
от 13 марта 1995 г. № 32 – ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года)
· Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой отечественной войне
1941- 1945 годов»
Основные направления деятельности кружка:
Культурно- историческое направление предполагающее:
Воспитание потребностей в освоении и сохранении национальной культуры, традиций и обычаев народов , населяющих Россию в целом и Смоленского края в частности;
Формирование понимания места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры;
Вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников, памятников боевой и трудовой славы;
Формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий;
Воспитания любви к малой Родине, гордости за их историю и достижения;
Формирование бережного отношения к природе своей страны и Смоленского края.
Гражданско- правовое направление , ориентированное на:
Изучение государственной системы Российской Федерации, ее Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России, знание Устава, атрибутики, символики Смоленского края;
Формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, ее суверенитету, независимости и целостности;
Воспитание готовности при выборе сферы и конкретных видов деятельности учитывать не только личные, но и общественные и государственные интересы;
Развитие правового обучения и воспитания учащихся, формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
Усвоение учащимися гражданских прав, выполнение гражданских обязанностей, формирование уважения прав и свободы личности, человеческого достоинства;
Развитие демократической культуры и деятельность молодежных организаций, создание условий для развития ученического( школьного) самоуправления.
Военно- патриотическое направление, включающее в себя:
Изучение военной истории России, знание дней воинской славы, боевых, трудовых подвигов жителей страны и Смоленского края;
Сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
Формирование позитивного образа Вооруженных Сил России, готовности к выполнению воинского долга;
Формирование у учащихся готовности к действиям в экстремальных условиях природного, техногенного и социального характера.
Оценка эффективности реализации программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированности гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к образованию.
2. Сформированности осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свободы человека и гражданина;
символика Российской Федерации;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан;
гражданственность.
Количественные параметры:
Включенность каждого ученика в воспитательные ситуации;
Качество человеческих отношений (отношения учащихся к реалиям школьной жизни, к школе, к классному руководителю, классу, совместным делам);
Отсутствие у учащихся девиантного поведения;
Деятельность ученического (школьного) самоуправления;
Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
Проведение мероприятий.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ | ФОРМА И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
РАЗДЕЛ 1. ГРАЖДАНИН |
1.История российской государственной символики. Современная российская символика (история государственных символов России и СССР в ХХI веке) | Лекция | 2 |
2. Конституционные права и обязанности, удостоверяемые свидетельством о рождении, паспортом, ИНН, стразовым свидетельством Пенсионного фонда РФ | Лекция | 1 |
3. Трудовое законодательство в РФ, регламентирующее порядок приема на работу, перехода, увольнения, права и обязанности работодателя и работника | Лекция и ролевая игра | 1 |
4. «Моя малая родина». Город-герой Смоленск, Смоленская область Герб Смоленской области | Лекция | 2 |
4. Решение проблемных вопросов в гражданско – правовых отношениях. Гражданский кодекс РФ. Правоспособность и дееспособность гражданина РФ | Лекция | 1 |
5. Порядок обращения в органы исполнительной власти, судебные инстанции, правоохранительные органы и другие государственные структуры | Лекция, практикум по написанию документов | 1 |
6. Административная и уголовная ответственность граждан РФ перед законом и обществом. Последствия утраты личных документов гражданина РФ | Лекция | 1 |
7. Выбор профессии. Профессия моей семьи (рефераты учащихся о профессиях ) | Встречи с родителями разных профессий | 1 |
8. Столица России - Москва | | 1 |
9. Народы России | | 2 |
10. Писатели о Родине | | 1 |
11. Правители России | | 1 |
12. Памятники истории вокруг нас | | 2 |
13. Прогулка к памятным местам города Смоленска | | 2 |
14. Государственные праздники | | 1 |
РАЗДЕЛ 2 Я СПОРТСМЕН |
1.Олимпийское движение в России | Лекция | 1 |
2. Гимнастика и атлетическая подготовка. Комплексы вольных упражнений №1,2,3 | Практическое занятие | 2 |
3. Ускоренное передвижение и лёгкая атлетика (Бег 100м, подтягивание, бег 1000 м) | Практическое занятие | 2 |
4. Метание ручных наступательных гранат на местности. | Практическое занятие | 1 |
5. Устройство и порядок применения боевого ручного стрелкового оружия | Практическое занятие | 1 |
6. Разборка и сборка автомата Калашникова | Практическое занятие | 3 |
7. Выполнение стрельб из ИЖ -38, М-512 | Практическое занятие | 2 |
8. Боевое оружие ВС РФ | | 1 |
РАЗДЕЛ 3 Я ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА |
1.Конституционные обязанности и права гражданина РФ по защите Отечества. Федеральный закон « О воинской обязанности и военной службе» | Лекция | 1 |
2. История Вооружённых сил РФ | Просмотр видеофильмов | 2 |
3 Первая мировая война | Просмотр видеофильмов | 2 |
4. Вторая мировая война | Просмотр видеофильмов | 2 |
5. Уставы Вооружённых сил РФ. Размещение и быт военнослужащих | Лекция с последующим посещением воинской части во внеурочное время | 2 |
6.История военной формы одежды | Просмотр видеофильмов | 1 |
7. Великие полководцы | Просмотр видеофильмов | 2 |
8. История военной символики | | 1 |
9.Обязанности граждан РФ допризывного и призывного возраста. Как стать офицером ВС РФ. Военно – учебные заведения и правила приёма в них | Лекция, показ видеофильмов | 2 |
10. Огневая подготовка | Лекция Меры безопасности при выполнении стрельб | 1 |
Выполнение стрельб из пневматической винтовки | 2 |
Командное участие в городских соревнованиях по стрельбе | 1 |
11. Строевая подготовка | Практическое занятие | 4 |
12. Медицинская подготовка | Практическое занятие | 2 |
РАЗДЕЛ 4 ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ |
1.Способы выживания в природе | Лекция, практическое занятие | 2 |
2.Топография и ориентирование | Практическое занятие | 2 |
3.Порядок движения по азимутам | Практическое занятие | 2 |
4. Порядок выживания в природе | | 1 |
5.Полоса препятствий (разведение костра, сигналы оповещения, узлы | | 2 |
ВСЕГО | | 68 |
ПРОГРАММА КРУЖКА « Я – ПАТРИОТ РОССИИ »
Введение. История российской государственной символики. Современная российская символика (история государственных символов России и СССР в 21 веке)
Конституционные права и обязанности, удостоверяемые свидетельством о рождении, паспортом, ИНН, страховым свидетельством Пенсионного фонда РФ.
Трудовое законодательство в РФ, регламентирующее порядок приема на работу, перехода, увольнения.
Трудовое законодательство в РФ, права и обязанности работодателя и работника
Решение проблемных вопросов в гражданско – правовых отношениях. Гражданский кодекс РФ. Правоспособность и дееспособность гражданина РФ.
Порядок обращения в органы исполнительной власти, судебные инстанции, правоохранительные органы и другие государственные структуры.
Административная и уголовная ответственность граждан РФ перед законом и обществом. Последствия утраты личных документов гражданина РФ.
Выбор профессии. Профессия моей семьи. (Выполнение реферата)
Олимпийское движение в России
Гимнастика и атлетическая подготовка. Разучивание и выполнение КВУ № 1,2.
Гимнастика и атлетическая подготовка. Разучивание и выполнение КВУ №3.
Ускоренное передвижение и лёгкая атлетика. Подтягивание, бег на 100м.
Ускоренное передвижение и лёгкая атлетика. Бег 1000м.
Метание ручных наступательных гранат на местности.
Устройство и порядок применения боевого ручного стрелкового оружия.
Конституционные обязанности и права гражданина РФ по защите Отечества. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
« Моя малая родина». Смоленск город – герой.
История Вооруженных сил РФ.
Уставы Вооружённых сил РФ. Размещение и быт военнослужащих.
Посещение воинской части. Размещение и быт военнослужащих.
Обязанности граждан РФ допризывного и призывного возраста. Как стать офицером ВС РФ. Военно – учебные заведения и правила приёма в них.
Огневая подготовка. Меры безопасности при выполнении стрельб из стрелкового оружия.
Огневая подготовка. Выполнение стрельб из пневматической винтовки
Огневая подготовка. Командное участие в городских соревнованиях по стрельбе
Строевая подготовка. Строй и его элементы.
Строевая подготовка. Строевые приёмы и движение без оружия.
Строевая подготовка. Строи отделения.
Медицинская подготовка. Оказание первой медицинской помощи при ранении.
Медицинская подготовка. Порядок транспортировки раненых с поля боя.
Способы выживания в природе. Способы устройства жилища, добывания продуктов питания и воды.
. Способы выживания в природе. Способы разведения огня, подача сигналов бедствия.
Топография и ориентирование. Общее понятие об ориентировании. Определение сторон горизонта по компасу, по Солнцу и часам, по признакам местных предметов.
Порядок движения по азимутам.
Ориентирование на местности без карты. Сущность и способы ориентирования. Определение направлений на местности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения программы учащиеся должны:
А) знать:
Установленные Конституцией РФ, трудовым законодательством права и обязанности гражданина России, требования к гражданам РФ допризывного и призывного возраста, пути подготовки к выполнению своих обязанностей;
Виды документов гражданина РФ, порядок и сроки их получения;
Порядок обращения в органы исполнительной власти, судебные инстанции, правоохранительные органы и другие государственные структуры по гражданско – правовым вопросам;
Пути улучшения допризывной подготовки и приобретения военной профессии;
Методы укрепления здоровья и совершенствования физической подготовки;
Способы обеспечения безопасности в различных условиях и выживания в экстремальных ситуациях;
Б) уметь:
Выполнять установленные Конституцией РФ, Гражданским кодексом и трудовым законодательством обязанности гражданина России, требования к гражданам РФ допризывного и призывного возраста;
Добиваться решения гражданско – правовых вопросов законным путём;
Планировать собственную жизнедеятельность с позиций здоровьесбережения и безопасности;
Определять пути выхода из сложных и опасных ситуаций, принимать обоснованные решения и прогнозировать их последствия;
Обеспечить безопасность – личную и окружающих – в различных условиях повседневной жизни, экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ
Формы контроля: самостоятельные работы (рефераты), опросы, собеседования, тестирование, выполнение нормативов, практикум, олимпиада по всему курсу.
Аттестация учащихся проводится по следующим направлениям:
Гражданско – правовая подготовка;
Физическая подготовка (общая);
Основы допризывной подготовки;
Топография и ориентирование;
Стрелковая подготовка;
Медицинская подготовка;
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;
Основы туристической подготовки.
Оценивание проводится по балльно – рейтинговой системе в зависимости от уровня освоения программы.
№ п/п | Форма деятельности | Количество баллов | Всего баллов |
1. | Присутствие на занятии | 1б | 19б |
2 | Правильность выполнения задания | 2б | |
3 | Тестирование | 5б | 10б |
4. | Активная работа в группах, на занятии | 1б | |
5 | Способность ориентироваться в обстановке | 2б | |
6 | Выполнение практического задания | 10б | |
| | | 100б |
Соответствие баллов оценке:100– 90 баллов– «5», 89– 70 баллов- «4»,69 – 55 баллов - « 3»
ОЦЕНКА ДИНАМИКИ ДЕЙСТВИЙ
Ошибки | Вид нарушений | Отклонения | Оценка |
Отсутствие ошибок | Без ошибок | Без отклонений(начало действий строго без опережения или задержки) | «5» |
Несущественные ошибки | Непоследовательное выполнение элементов при выполнении действия (операции) | Преждевременное начало выполнения действия или его элементов | «4» |
Существенные ошибки | Пропуск (забывание) одного или нескольких элементов при выполнении действия | Задержка начала выполнения действия или его элементов | «3» |
Грубые ошибки | Беспорядочные (бесконтрольные) действия при выполнении приёмов или действий | Оцепенение перед началом выполнения действия или его элементов | «2» |
Литература
Артамонов В.А.,Соболева Н.А. Символы России: Очерки государственной символики России. – М.,1993.
Дегтярёв А.Я. История Российского флага. – М.,2000.
Золин П.М.Герб,Гимн,Флаг и столица нашей Родины: Книга для учащихся.
– М., 1987.
Соболева Н.А. История герба Москвы. – М.,2002.
Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. – М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1
( с изм. На 1 декабря 2007 г.)
Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Прикладная физическая подготовка.
М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.
Наставление по физической подготовке и спорту в Вооружённых Силах РФ
(НФП -2001). М.: Редакционно – издательский центр ГШ ВС РФ, 2001.
Цвилюк Г.Е. Азы безопасности ( Текст) / Г.Е. Цвилюк. – М., 1990
Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 181 –ФЗ «Об основах охраны труда в РФ»
Трудовой кодекс РФ.
«Санитарно- эпедемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.2821-10 .
Уголовный кодекс РФ.
1. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2002. – С. 595.
2. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания// Педагогика. – 2006. – № 2. – С. 37-42.
3. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб.: Каро, 2004. – 224 с.
4. Введение в научное исследование по педагогике. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.
5. Возрождение и будущее Отечества – в патриотизме молодежи. – М.: МПА, 2000. – 208 с.
6. Воспитание: современные парадигмы. – М., 2006. – 160 с.
7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.». – М.: Росвоенцентр, 2010г. – 61 с.
8. Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина. – М.: Веди-принт, 2001. – 288 с.
9. Гражданское образование в российской школе. – М.: Астрель, 2003. – 605 с.
10. Дан старт реализации новой госпрограммы// Патриот Отечества. – 2006. – № 8. –
11. Итоги выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.»// Патриот Отечества. – 2010. – № 4. – С. 15-33.
12. Квятковский Ю.П. Программа работает на консолидацию общества// Патриот Отечества. – 2006. – № 1. – С. 26-30.
13. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
14. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. – М.: Росвоенцентр, 2010г. – 25 с.
15. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника. – М.: Педагогика, 1983. – 256 с.