СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Я - патриот России"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание подрастающего поколения

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Я - патриот России"»


Введение

21 век – век быстрого темпа жизни. Век стрессов, глобальных экологических проблем, новых информационных технологий. В связи с этим, чтобы обучаемые в результате обучения умели и были готовы упреждать негативные последствия и предвидеть последствия своих действий, условия обеспечения безопасности должны базироваться на следующих компонентах цели:

- коренные преобразования общества;

- личная ответственность каждого человека перед собой и обществом;

- глубокое знание и практические умения;

- здоровый образ жизни.

Программа кружка « Я – ПАТРИОТ РОССИИ » разработана на основе общественного заказа – пожеланий старшеклассников и их родителей, а также рекомендаций военного военкомата.

Для учащихся особенно привлекательна возможность получить ответы на актуальные вопросы жизни и деятельности, с которыми они столкнутся после окончания школы, при приобретении специальности.

Рабочая программа кружка «Я – ПАТРИОТ РОССИИ » составлена для учащихся 9 - 10 класса в соответствии, с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы.

Программа кружка рассчитана на 68 ч. в год (2ч. в неделю)

Кружок создан с целью формирования у детей и подростков социально–психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот».

Патриот – это человек, который горячо любит свою страну, свою малую родину, учится и трудится на её благо, приумножая её богатства, а если понадобится, должен быть готов встать на её защиту.

Актуальность программы.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы общеобразовательной школы.

Цель и задачи программы кружка.

Целью программы является развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах деятельности.

Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:

- усиление акцента на изучение в школе истории и культуры Отечества и родного края;

- формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству;

- формирование патриотических чувств и сознания, на основе исторических ценностей и роли России в судьбе мира;

- физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;

- популяризация научно – исследовательской и научной деятельности учащихся;

- консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании детей.

Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и соседей, знаешь свою культуру, понимаешь своё место в мире природы и в мире людей.

Нормативно- правовое обеспечение:

· Закон РФ «Об образовании»

· Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

· Закон «О ветеранах»

· Конституция Российской Федерации»

· Закон «О воинской обязанности и военной службе»

· Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России

от 13 марта 1995 г. № 32 – ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года)

· Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой отечественной войне

1941- 1945 годов»

Основные направления деятельности кружка:

Культурно- историческое направление предполагающее:

  • Воспитание потребностей в освоении и сохранении национальной культуры, традиций и обычаев народов , населяющих Россию в целом и Смоленского края в частности;

  • Формирование понимания места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры;

  • Вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников, памятников боевой и трудовой славы;

  • Формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий;

  • Воспитания любви к малой Родине, гордости за их историю и достижения;

  • Формирование бережного отношения к природе своей страны и Смоленского края.

Гражданско- правовое направление , ориентированное на:

  • Изучение государственной системы Российской Федерации, ее Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России, знание Устава, атрибутики,  символики Смоленского края;

  • Формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, ее суверенитету, независимости и целостности;

  • Воспитание готовности при выборе сферы и конкретных видов деятельности учитывать не только личные, но и общественные и государственные интересы;

  • Развитие правового обучения и воспитания учащихся, формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

  • Усвоение учащимися гражданских прав, выполнение гражданских обязанностей, формирование уважения прав и свободы личности, человеческого достоинства;

  • Развитие демократической культуры и деятельность молодежных организаций, создание условий для развития ученического( школьного) самоуправления.

Военно- патриотическое направление, включающее в себя:

  • Изучение военной истории России, знание дней воинской славы, боевых, трудовых подвигов жителей страны и Смоленского края;

  • Сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

  • Формирование позитивного образа Вооруженных Сил России, готовности к выполнению  воинского долга;

  • Формирование у учащихся готовности к действиям в экстремальных условиях природного, техногенного и социального характера.

Оценка эффективности реализации программы.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры: 

1. Сформированности гражданских навыков:

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

  • умение принимать и защищать свои решения;

  • готовность к участию в общественных делах;

  • готовность к образованию.


2. Сформированности осознанного отношения к базовым ценностям:

  • патриотизм и любовь к Родине;

  • права и свободы человека и гражданина;

  • символика Российской Федерации;

  • национальное самосознание;

  • уважение чести и достоинства других граждан;

  • гражданственность.

Количественные параметры:

  • Включенность каждого ученика в воспитательные ситуации; 

  • Качество человеческих отношений (отношения  учащихся к реалиям школьной жизни, к школе, к классному руководителю, классу, совместным делам);

  • Отсутствие  у учащихся девиантного поведения;

  • Деятельность ученического (школьного) самоуправления;

  • Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

  • Проведение мероприятий.










УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ

ФОРМА И МЕСТО

ПРОВЕДЕНИЯ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

РАЗДЕЛ 1. ГРАЖДАНИН

1.История российской государственной символики. Современная российская символика (история государственных символов России и СССР в ХХI веке)

Лекция

2

2. Конституционные права и обязанности, удостоверяемые свидетельством о рождении, паспортом, ИНН, стразовым свидетельством Пенсионного фонда РФ

Лекция

1

3. Трудовое законодательство в РФ, регламентирующее порядок приема на работу, перехода, увольнения, права и обязанности работодателя и работника

Лекция и ролевая игра

1

4. «Моя малая родина». Город-герой Смоленск, Смоленская область

Герб Смоленской области

Лекция

2

4. Решение проблемных вопросов в гражданско – правовых отношениях. Гражданский кодекс РФ. Правоспособность и дееспособность гражданина РФ

Лекция

1

5. Порядок обращения в органы исполнительной власти, судебные инстанции, правоохранительные органы и другие государственные структуры

Лекция, практикум по написанию документов

1

6. Административная и уголовная ответственность граждан РФ перед законом и обществом. Последствия утраты личных документов гражданина РФ

Лекция

1

7. Выбор профессии. Профессия моей семьи (рефераты учащихся о профессиях )

Встречи с родителями разных профессий

1

8. Столица России - Москва


1

9. Народы России


2

10. Писатели о Родине


1

11. Правители России


1

12. Памятники истории вокруг нас


2

13. Прогулка к памятным местам города Смоленска


2

14. Государственные праздники


1

РАЗДЕЛ 2 Я СПОРТСМЕН

1.Олимпийское движение в России

Лекция

1

2. Гимнастика и атлетическая подготовка. Комплексы вольных упражнений №1,2,3

Практическое

занятие

2

3. Ускоренное передвижение и лёгкая атлетика (Бег 100м, подтягивание, бег 1000 м)

Практическое

занятие

2

4. Метание ручных наступательных гранат на местности.

Практическое

занятие

1

5. Устройство и порядок применения боевого ручного стрелкового оружия

Практическое

занятие

1

6. Разборка и сборка автомата Калашникова

Практическое занятие

3

7. Выполнение стрельб из ИЖ -38, М-512

Практическое занятие

2

8. Боевое оружие ВС РФ


1


РАЗДЕЛ 3 Я ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА

1.Конституционные обязанности и права гражданина РФ по защите Отечества. Федеральный закон « О воинской обязанности и военной службе»

Лекция

1

2. История Вооружённых сил РФ

Просмотр видеофильмов

2

3 Первая мировая война

Просмотр видеофильмов

2

4. Вторая мировая война

Просмотр видеофильмов

2

5. Уставы Вооружённых сил РФ. Размещение и быт военнослужащих

Лекция с последующим посещением воинской части во внеурочное время

2

6.История военной формы одежды

Просмотр видеофильмов

1

7. Великие полководцы

Просмотр видеофильмов

2

8. История военной символики


1

9.Обязанности граждан РФ допризывного и призывного возраста. Как стать офицером ВС РФ. Военно – учебные заведения и правила приёма в них

Лекция, показ видеофильмов

2

10. Огневая подготовка

Лекция

Меры безопасности при выполнении стрельб

1

Выполнение стрельб из пневматической винтовки

2

Командное участие в городских соревнованиях по стрельбе

1

11. Строевая подготовка

Практическое

занятие

4

12. Медицинская подготовка

Практическое

занятие

2


РАЗДЕЛ 4 ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ

1.Способы выживания в природе

Лекция, практическое занятие

2

2.Топография и ориентирование

Практическое занятие

2

3.Порядок движения по азимутам

Практическое занятие

2

4. Порядок выживания в природе


1

5.Полоса препятствий (разведение костра, сигналы оповещения, узлы


2

ВСЕГО


68










ПРОГРАММА КРУЖКА « Я – ПАТРИОТ РОССИИ »

  1. Введение. История российской государственной символики. Современная российская символика (история государственных символов России и СССР в 21 веке)

  2. Конституционные права и обязанности, удостоверяемые свидетельством о рождении, паспортом, ИНН, страховым свидетельством Пенсионного фонда РФ.

  3. Трудовое законодательство в РФ, регламентирующее порядок приема на работу, перехода, увольнения.

  4. Трудовое законодательство в РФ, права и обязанности работодателя и работника

  5. Решение проблемных вопросов в гражданско – правовых отношениях. Гражданский кодекс РФ. Правоспособность и дееспособность гражданина РФ.

  6. Порядок обращения в органы исполнительной власти, судебные инстанции, правоохранительные органы и другие государственные структуры.

  7. Административная и уголовная ответственность граждан РФ перед законом и обществом. Последствия утраты личных документов гражданина РФ.

  8. Выбор профессии. Профессия моей семьи. (Выполнение реферата)

  9. Олимпийское движение в России

  10. Гимнастика и атлетическая подготовка. Разучивание и выполнение КВУ № 1,2.

  11. Гимнастика и атлетическая подготовка. Разучивание и выполнение КВУ №3.

  12. Ускоренное передвижение и лёгкая атлетика. Подтягивание, бег на 100м.

  13. Ускоренное передвижение и лёгкая атлетика. Бег 1000м.

  14. Метание ручных наступательных гранат на местности.

  15. Устройство и порядок применения боевого ручного стрелкового оружия.

  16. Конституционные обязанности и права гражданина РФ по защите Отечества. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

  17. « Моя малая родина». Смоленск город – герой.

  18. История Вооруженных сил РФ.

  19. Уставы Вооружённых сил РФ. Размещение и быт военнослужащих.

  20. Посещение воинской части. Размещение и быт военнослужащих.

  21. Обязанности граждан РФ допризывного и призывного возраста. Как стать офицером ВС РФ. Военно – учебные заведения и правила приёма в них.

  22. Огневая подготовка. Меры безопасности при выполнении стрельб из стрелкового оружия.

  23. Огневая подготовка. Выполнение стрельб из пневматической винтовки

  24. Огневая подготовка. Командное участие в городских соревнованиях по стрельбе

  25. Строевая подготовка. Строй и его элементы.

  26. Строевая подготовка. Строевые приёмы и движение без оружия.

  27. Строевая подготовка. Строи отделения.

  28. Медицинская подготовка. Оказание первой медицинской помощи при ранении.

  29. Медицинская подготовка. Порядок транспортировки раненых с поля боя.

  30. Способы выживания в природе. Способы устройства жилища, добывания продуктов питания и воды.

  31. . Способы выживания в природе. Способы разведения огня, подача сигналов бедствия.

  32. Топография и ориентирование. Общее понятие об ориентировании. Определение сторон горизонта по компасу, по Солнцу и часам, по признакам местных предметов.

  33. Порядок движения по азимутам.

  34. Ориентирование на местности без карты. Сущность и способы ориентирования. Определение направлений на местности.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения программы учащиеся должны:

А) знать:

  • Установленные Конституцией РФ, трудовым законодательством права и обязанности гражданина России, требования к гражданам РФ допризывного и призывного возраста, пути подготовки к выполнению своих обязанностей;

  • Виды документов гражданина РФ, порядок и сроки их получения;

  • Порядок обращения в органы исполнительной власти, судебные инстанции, правоохранительные органы и другие государственные структуры по гражданско – правовым вопросам;

  • Пути улучшения допризывной подготовки и приобретения военной профессии;

  • Методы укрепления здоровья и совершенствования физической подготовки;

  • Способы обеспечения безопасности в различных условиях и выживания в экстремальных ситуациях;

Б) уметь:

  • Выполнять установленные Конституцией РФ, Гражданским кодексом и трудовым законодательством обязанности гражданина России, требования к гражданам РФ допризывного и призывного возраста;

  • Добиваться решения гражданско – правовых вопросов законным путём;

  • Планировать собственную жизнедеятельность с позиций здоровьесбережения и безопасности;

  • Определять пути выхода из сложных и опасных ситуаций, принимать обоснованные решения и прогнозировать их последствия;

  • Обеспечить безопасность – личную и окружающих – в различных условиях повседневной жизни, экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ

Формы контроля: самостоятельные работы (рефераты), опросы, собеседования, тестирование, выполнение нормативов, практикум, олимпиада по всему курсу.

Аттестация учащихся проводится по следующим направлениям:

  • Гражданско – правовая подготовка;

  • Физическая подготовка (общая);

  • Основы допризывной подготовки;

  • Топография и ориентирование;

  • Стрелковая подготовка;

  • Медицинская подготовка;

  • Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;

  • Основы туристической подготовки.


Оценивание проводится по балльно – рейтинговой системе в зависимости от уровня освоения программы.

№ п/п

Форма деятельности

Количество баллов

Всего баллов

1.

Присутствие на занятии

19б

2

Правильность выполнения задания


3

Тестирование

10б

4.

Активная работа в группах, на занятии


5

Способность ориентироваться в обстановке


6

Выполнение практического задания

10б





100б

Соответствие баллов оценке:100– 90 баллов– «5», 89– 70 баллов- «4»,69 – 55 баллов - « 3»

ОЦЕНКА ДИНАМИКИ ДЕЙСТВИЙ

Ошибки

Вид нарушений

Отклонения

Оценка

Отсутствие ошибок

Без ошибок

Без отклонений(начало действий строго без опережения или задержки)

«5»

Несущественные ошибки

Непоследовательное выполнение элементов при выполнении действия (операции)

Преждевременное начало выполнения действия или его элементов

«4»

Существенные ошибки

Пропуск (забывание) одного или нескольких элементов при выполнении действия

Задержка начала выполнения действия или его элементов

«3»

Грубые ошибки

Беспорядочные (бесконтрольные) действия при выполнении приёмов или действий

Оцепенение перед началом выполнения действия или его элементов

«2»




Литература

  1. Артамонов В.А.,Соболева Н.А. Символы России: Очерки государственной символики России. – М.,1993.

  2. Дегтярёв А.Я. История Российского флага. – М.,2000.

  3. Золин П.М.Герб,Гимн,Флаг и столица нашей Родины: Книга для учащихся.

– М., 1987.

  1. Соболева Н.А. История герба Москвы. – М.,2002.

  2. Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. – М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

  3. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1

( с изм. На 1 декабря 2007 г.)

  1. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Прикладная физическая подготовка.

М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.

  1. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооружённых Силах РФ

(НФП -2001). М.: Редакционно – издательский центр ГШ ВС РФ, 2001.

  1. Цвилюк Г.Е. Азы безопасности ( Текст) / Г.Е. Цвилюк. – М., 1990

  2. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 181 –ФЗ «Об основах охраны труда в РФ»

  3. Трудовой кодекс РФ.

  4. «Санитарно- эпедемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Правила и нормативы

СанПиН 2.4.2.2821-10 .

  1. Уголовный кодекс РФ.

  2. 1. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2002. – С. 595.

  3. 2. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания// Педагогика. – 2006. – № 2. – С. 37-42.

  4. 3. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб.: Каро, 2004. – 224 с.

  5. 4. Введение в научное исследование по педагогике. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.

  6. 5. Возрождение и будущее Отечества – в патриотизме молодежи. – М.: МПА, 2000. – 208 с.

  7. 6. Воспитание: современные парадигмы. – М., 2006. – 160 с.

  8. 7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.». – М.: Росвоенцентр, 2010г. – 61 с.

  9. 8. Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина. – М.: Веди-принт, 2001. – 288 с.

  10. 9. Гражданское образование в российской школе. – М.: Астрель, 2003. – 605 с.

  11. 10. Дан старт реализации новой госпрограммы// Патриот Отечества. – 2006. – № 8. –

  12. 11. Итоги выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.»// Патриот Отечества. – 2010. – № 4. – С. 15-33.

  13. 12. Квятковский Ю.П. Программа работает на консолидацию общества// Патриот Отечества. – 2006. – № 1. – С. 26-30.

  14. 13. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.

  15. 14. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. – М.: Росвоенцентр, 2010г. – 25 с.

  16. 15. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника. – М.: Педагогика, 1983. – 256 с.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!