Нравственный выбор
ПРОГРАММА
воспитательной работы
по духовно-нравственному
воспитанию школьников
Паспорт программы
Исполнители | Педагоги, учащиеся, родители ДОШ № 94 |
Цель программы | Cоздание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности, для формирования ценностных ориентиров и нравственных норм. Тесное сотрудничество семьи и школы, повышение воспитательного и образовательного потенциала цепочки «семья- школа –ученик». |
Задачи программы | Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными. Воспитывать чувства долга, ответственности, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. |
Сроки реализации | 2015 – 2020 гг. |
Ожидаемые результаты | В сфере личностного развития: готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; готовность к непрерывному образованию и формированию духовно-нравственной установки «становиться лучше»; укрепление нравственности на основе духовных отечественных традиций, формирование внутренней установки поступать согласно своей совести; формирование морали на основе общепринятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; развитие совести, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата; трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, нравственному и физическому здоровью, умение им противостоять; свободолюбие в сочетании с моральной ответственностью перед семьёй, обществом, страной, будущими поколениями; формирование чувства ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. В сфере общественных отношений: осознание безусловной ценности семьи, понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода; законопослушность и сознательно поддерживаемый правопорядок; духовную, культурную и социальную преемственность поколений. В сфере государственных отношений: |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня особую тревогу у государства и общества вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, жестокости, разрушения семейного уклада отрицательно воздействуют на детские души.
Школа – это тот островок в нашем прагматичном и сложном мире, где учат добру, справедливости, честности и любви к ближнему. Кто, как не школа, должна заботиться о нравственном становлении личности?
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьников.
На протяжении веков в нашем обществе существовали ценности, которые «впитывались» в ребенка с молоком матери, ценности, составляющие менталитет нашего человека. Школа призвана продолжать развивать эти ценности, а возможно, и формировать их у учащихся.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые ценности:
патриотизм - любовь к Родине, своему народу, малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самооценка и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие;
природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
ІІ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
Cоздание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности, для формирования ценностных ориентиров и нравственных норм.
Тесное сотрудничество семьи и школы, повышение воспитательного и образовательного потенциала цепочки «семья- школа - ученик».
Задачи:
Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.
Воспитывать чувства долга, ответственности, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
Осуществлять комплекс мер по просвещению родителей в вопросах духовно-нравственного становления и воспитания детей.
ІІІ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания помогает ребёнку построить собственную систему ценностных отношений.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация – устойчивое отождествление себя с другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы – яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека).
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими взрослыми. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, а предусматривает его организацию средствами равноправного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребенка с другими людьми.
Принцип полисубъектности воспитания. Школьники сегодня включены в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (при ведущей роли школы) должна быть согласована.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. В ходе реализации программы каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
- общеобразовательных дисциплин;
- произведений искусства;
- периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
- духовной культуры и фольклора народов, проживающих на территории нашей страны;
- истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
- жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;
-общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
- других источников информации и научного знания.
IV. КОНТРОЛЬ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных в реализации системы патриотического воспитания и образования создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.
В состав совета входят:
Директор
обеспечение системного подхода к организации воспитательного процесса,
создание необходимых условий для проявления активной жизненной позиции, духовно-нравственного воспитания обучающихся,
обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничество с органами местного самоуправления, общественностью, родителями;
анализ состояния и совершенствование идеологической и воспитательной работы с учащимися, педагогами и родителями.
Заместитель директора по воспитательной работе
организация мониторинга эффективности идеологической и воспитательной работы в школе; взаимодействие с органами государственного управления по проблемам гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся;
анализ результатов изучения ценностных ориентаций, интересов, потребностей, идеалов обучающихся;
организация условий для реализации учащимися активной жизненной позиции, социальных устремлений, качеств гражданина, патриота, труженика;
координация деятельности всех участников воспитательного процесса, родителей, учащихся, направленная на реализацию идеологии и поддержку государственной политики;
разработка оптимальной модели воспитательного процесса и идеологической работы с учётом специфики учебного заведения, контингента учащихся.
осуществление контроля для проведения профилактической работы по преодолению асоциального поведения учащихся, для организации изучения личностного и социального развития учащихся, психологического климата в группах, во взаимодействии с родителями и общественностью в целях оптимизации процесса воспитания
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Классный руководитель
Создание системы духовно-нравственного воспитания с классом на весь период обучения;
постоянный мониторинг эффективности воспитательной деятельности и динамики личностного развития учащихся;
стимулирование планов самовоспитания и саморазвития учащихся;
взаимодействие в воспитательной и идеологической работе с учащимися родителей, представителей органов государственного управления, правоохранительных, распорядительной и исполнительной власти, депутатов;
формирование активной жизненной позиции;
создание условий для социальной адаптации учащихся, формирования гражданственности, патриотизма, коллективизма;
участие в создании воспитывающей среды учебного заведения,
обеспечение социального, профессионального, личностного становления учащихся;
участие в семинарах, конференциях, повышение квалификации, овладение новыми формами и технологиями воспитательной и идеологической работы;
организация работы органов самоуправления в группе, использование потенциала информационных часов для систематического и своевременного ознакомления с общественно- политической жизнью страны.
Педагог-организатор
Организация и проведение культурно-массовой работы по поддержке государственной внутренней и внешней политики;
оказание помощи пожилым людям, ветеранам, нуждающимся;
анализ интересов и потребностей учащихся и их привлечение их к разработке и участию в различных воспитательных и культурно-массовых программах;
применение современных форм и методов воспитательной работы;
приобщение учащихся к народным традициям, культуре;
привлечение родителей к проведению совместного досуга с учащимися, установление контактов и сотрудничества с другими заинтересованными организациями по вопросам организации досуга учащихся;
проведение конкурсов, выставок достижений учащихся.
Преподаватель–предметник
Анализ содержания и изучение, в рамках учебных дисциплин, вопросов духовно-нравственного воспитания, функционирования государства, государственной политики и идеологии;
формулировка и реализация воспитательной цели каждого урока;
разработка примерной тематики рефератов, отражающих углубленное изучение учащимися проблем идеологии, деятельность по формированию мировоззрения;
обучение учащихся навыкам ведения дискуссии, формирование убеждений, высказываний собственного мнения, формирование инициативы, ответственности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия учащихся;
пропаганда активной жизненной позиции, аргументированное разъяснение государственной политики и интересов страны;
использование дополнительных источников информации.
Руководители кружков
Организация работы кружка, секции, направленная на формирование социальной активности и духовно-нравственного воспитания учащихся;
оказание помощи нуждающимся через изготовление продукции, организация выставок, оказание услуг населению;
планирование мероприятий, направленных на поддержку и пропаганду культуры, народных традиций, государственности;
шефство над подростками группы риска, пропаганда здорового образа жизни;
участие семей учащихся в массовых мероприятиях,
организация участия молодежи в общественно – полезной деятельности.
Библиотекарь
Анализ и обобщение содержания библиотечного фонда школы по вопросам духовно-нравственного воспитания;
изучение интересов учащихся;
организация постоянно действующих выставок, посвященных наиболее важным событиям жизни государства, общества;
разработка списков рекомендуемой литературы по проблемам духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания,
подготовка аннотаций и выставок новых поступлений;
участие в организации воспитательных мероприятий;
пропаганда содержания периодических изданий по проблемам общественно – полезной жизни страны.
V. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
В результате реализации Программы ожидается достижение учащимися:
воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности;
эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие учащегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).
Ожидаемые результаты в духовно-нравственном воспитании
В качестве результата воспитательного процесса при реализации данной программы рассматривается развитие духовно-нравственной сферы личности школьников. «Идеальный» прогнозируемый результат освоения детьми программы духовно-нравственного воспитания и развития: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин нашего государства, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях нашего народа.
В духовно-нравственном воспитании предусматривается приобретение опыта в:
принятии духовных и нравственных ценностей;
активном общении;
нормативном поведении;
практической социально-направленной деятельности,
бережном отношения к своему здоровью;
реализации активной добротворческой позиции в коллективной деятельности;
принятии самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу духовных ценностей.
VI. ЭТПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап: проектный (сентябрь 2015 г.- декабрь 2015 г.)
Задачи:
Проанализировать работу и результаты по нравственному воспитанию школьников, выявить проблемы.
Наметить план для начального этапа осуществления программы.
Разработать материал для классных часов и внеклассных мероприятий
II этап: практический (декабрь 2015 г.-2019 г.)
Задачи:
Организовать методическую работу с педагогами школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников.
Реализация программы.
Проводить мониторинг реализации программы.
Принимать участие в мероприятиях, направленных на духовно-нравственное воспитание школьников.
III этап: аналитический (январь 2020 года – июнь 2020 года)
Задачи:
1. Обобщить результаты работы учреждения.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
VII. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Программа составлена на основе принципов следования нравственному примеру, идентификации (персонификации), диалогического общения, полисубъектности воспитания, системно-деятельностной организации воспитания и рассчитана на пять лет.
Программа предусматривает приобщение учащихся к духовным ценностям нашего государства, базовым ценностям общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:
создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащимся осваивать и на практике использовать полученные знания;
формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, региональную специфику;
формирование у учащихся активной деятельностной жизненной позиции;
формирование созидательной нравственной позиции учащихся, основанной на принципах духовной культуры.
VIII. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
«Новое поколение»
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Задачи:
представления о политическом устройстве государства, о его важнейших законах, о правах и об обязанностях гражданина нашего государства; интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
представления о народах нашего государства, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
представления о народных героях и важнейших событиях нашей истории;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни страны;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
любовь к школе, своему городу, народу, государству;
уважение к защитникам Родины;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Формы:
беседы,
экскурсии,
просмотр кинофильмов,
сюжетно-ролевые игры,
творческие конкурсы, фестивали, праздники,
экскурсии,
туристско-краеведческие экспедиции,
подготовка и проведение игр военно-патриотического содержания,
встречи с ветеранами и военнослужащими;
народные игры,
организация и проведение национально-культурных праздников,
встречи и беседы с выпускниками школы.
«Добрые чувства, мысли и поступки»
Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Задачи:
представления о базовых духовных ценностях нашего народа;
представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии государства, в истории и культуре нашей страны;
уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
понимания установления дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи;
стремление избегать плохих действий, умение признаться и анализировать свои поступки;
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Формы:
беседы,
экскурсии,
заочные путешествия,
театральные постановки,
литературно-музыкальные композиции,
художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции нашего народа,
экскурсии в места богослужения,
игровые программы,
просмотр учебных фильмов,
обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей,
коллективные игры,
акции благотворительности, милосердия,
«открытые» семейные праздники,
презентации совместно с родителями творческих проектов.
«Ценность труда и творчества»
Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Задачи:
представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Формы:
экскурсии на производственные предприятия,
встречи с представителями разных профессий;
сюжетно-ролевые экономические игры,
праздники труда, ярмарки, конкурсы,
разработке и реализации различных проектов,
занятие народными промыслами,
природоохранительная деятельность,
трудовые акции,
встречи с выпускниками школы.
«Здоровье тела и духа »
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, душевного, социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Формы:
беседы,
просмотр учебных фильмов,
встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью,
прогулки на природе,
подвижные игры,
туристические походы,
спортивные мероприятия,
беседы с психологом, медицинскими работниками, родителями
«Природа-наш дом »
Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Задачи:
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
Формы:
беседы,
просмотр учебных фильмов,
экскурсии, прогулки,
туристические походы и путешествия по родному краю,
экологические акции,
высадка растений,
создание цветочных клумб,
участие вместе с родителями в экологической деятельности
«Красота спасет мир »
Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи:
представления о душевной и физической красоте человека;
умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам;
интерес к занятиям художественным творчеством;
Формы:
встречи с представителями творческих профессий,
экскурсии на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей,
знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам;
экскурсионно-краеведческая деятельность,
шефство над памятниками культуры вблизи школы,
посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки,
художественное оформление помещений школы и классной комнаты.
«Истоки » ( взаимодействие школы и семьи)
Цель: повышение компетентности родителей в нравственном воспитании школьников
Задачи:
организация сотрудничества школы и семьи по вопросам формирования высоконравственных качеств и культуры поведения учащихся;
объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию школьников;
создание системы целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
создание условия для духовного общения детей и родителей;
Формы:
психолого-педагогическое просвещение родителей,
индивидуальные консультации,
родительские собрания,
тренинги,
дни открытых дверей,
анкетирование;
тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи;
семейные праздники;
участие родителей в общешкольных мероприятиях и классных делах,
совместные праздники, соревнования, конкурсы, походы, фестивали, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;
дни творчества, дни открытых дверей.
План мероприятий по реализации программы
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| Проведение дискуссий «Справедливо ли делить людей на достойных и недостойных?», «Твоя позиция по отношению к людям, оказавшимся на социальном «дне»?», «Что мы можем сделать для преодоления межнациональных конфликтов?», | | | |
-
| Проведение классных часов для учащихся подросткового возраста «Каким я себя вижу?», «Мои увлечения», «Я в поле выбора ценностей», «Принять себя», «Формирование толерантности к себе», «Я и другие» | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| Проведение выставок и показательных ярмарок, представляющих лучшие образцы поделок, творческих работ, выполненных учащимися и их родителей | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Примерная тематика классных часов в рамках реализации программы духовно-нравственного воспитания
1 класс
1.Теперь я школьник, теперь я ученик.
2.Кодекс чести школьника.
3. Что в имени тебе моём?
4. Откуда пришла моя фамилия.
5. Мои знаменитые тезки
6. Какой (ая) Я?
7. «Я - мы»
-
2-й класс
1. Моя дружная семья
2. Кем были мои прадеды?
3. Мой класс - мои друзья.
4. По улицам города
7. Памятные места города
3-й класс
1. Учись учиться.
2. Народные промыслы
3. Театральная жизнь города
4. Широка страна моя родная.
5. Героическое прошлое моей Родины.
6. Если бы я был президентом.
7 .Какой (ая) Я в глазах одноклассников?
-
4 класс
1. Для меня Родина – это…
2. Донецкие художники слова
3. История Донбасса
4. Промышленность края
5. «Я к вам пишу…»
6. Что я открыл для себя, изучая родной край…
-
5 класс
1. Твой режим дня
2. Игрушка моих родителей.
3. Увлечения старших.
4. Бабушкин сундучок.
5. «Мастерим мы, мастерят родители (бабушки, дедушки)
6. Наш семейный альбом.
7. Реклама семейных праздников.
-
6 класс
1. Дружный класс как маленькая планета.
2. Погружение в мир своего «Я»
3. Моя семья – чудесное место для жизни.
4.Правильное питание – основа здорового образа жизни.
5. Гимнастика чувств.
6. Я – лидер.
7. Расскажи мне обо мне.
-
7 класс
1.Человек и его качества в народной мудрости.
2. Художник или мыслитель (определение типа мышления)
3. Что такое темперамент?
4. Экстраверт или интроверт?
5. Умеете ли вы общаться?
6. Мальчики и девочки.
7.Все мы разные
8 класс
1. Я и культура родного края.
2. Человек среди людей (о культуре общения между школьниками)
3. Как завоевать друзей?
4. Учение с увлечением.
5. Хочу все знать.
6. Здоровье и благополучие.
7. Здоровый образ жизни.
8.Воспитание женственности и мужественности.
-
9 класс
1. Что такое духовность?
2. Что ты знаешь о себе?
3. Человек среди людей.
4. Что для меня является духовной ценностью?
5. «Нет уз святее товарищества».
6. «Счастье жить»
7. Этикет и мы.
8. Стали ли мы лучше?
-
10 класс
1. Индивидуальный учебный план: моё настоящее и моё будущее.
2. Гамма моих способностей.
3. Мир профессий.
4. Дороги, которые мы выбираем.
5. Роль традиций семьи и мнения родителей в выборе профессии.
6.Мои жизненные и профессиональные планы.
7.Перспективы моего профессионального старта.
-
11 класс
1. Я и моё будущее.
2. Мир человека и человек в мире.
3.Научно-технический прогресс: цивилизация и человек.
4. Человек и природа.
5. Человек и политика.
6.Человек и его духовные ценности.
7. Человек и его дело.
8. Человек и семейное счастье.
9. В чем смысл жизни?
-
-
-
Примерная тематика родительских собраний в рамках реализации программы духовно-нравственного воспитания
1 класс
1. Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни.
2.«Учись учиться» (методические рекомендации по организации учебной деятельности)
3.Круг детского чтения.
4.Здоровый образ жизни школьников.
2-й класс
1. Отметка - не самоцель, а показатель качества знаний и прилежания.
2. Организация семейного чтения (из опыта родителей)
3. Трудовое воспитание школьников.
4. Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее.
3-й класс
1. Возрастные особенности младшего подростка.
2. Стимулирование школьников: кнут или пряник?
3. Место ребенка в детском коллективе.
4. Детское лидерство.
4-й класс
1. Как помочь ребенку учиться?
2. Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения.
3. Как по-настоящему любить детей.
4.Подготовка к переходу на следующую ступень обучения.
5-й класс
1. Проблемы адаптации детей к обучению на второй ступени школы.
2. Культурные традиции семьи.
3.Семья и школа – грани взаимодействия.
4. Мир читательских интересов семьи.
6-й класс
1.Психологические особенности детей 11-12летнего возраста.
2. «Дети + семья + школа =?»
3. «Разрешите ребенку быть ребенком»
4. Творческий отчет о жизни класса.
7-й класс
1. Каждый человек – кузнец своего счастья.
2.Психология межличностных отношений.
3.Простые основы бесконфликтности.
4. Поговорим о характере ребенка.
8-й класс
1.Основные направления учебно-творческой деятельности школьника.
2.Особенности полового развития подростков.
3. Здоровый образ жизни школьника.
4.Воспитание школьника средствами искусства.
9-й класс
1. Презентация учебного плана 9-го класса. 9 класс – первые экзамены.
2. Как научить дочь или сына говорить «НЕТ»?
3. Выбор дальнейшего пути: «за» и «против»
10-й класс
1.Особенности организации образовательного процесса в 10 классе.
2. Проблемы профессионального самоопределения старшеклассника
3.Как помочь старшеклассникам в выборе своего жизненного пути?
11-й класс
1.Организация образовательного процесса в 11 классе.
2.Проблемы самоопределения старшеклассника.
3.Как помочь выпускникам в подготовке к экзаменам.
4.Итоговая государственная аттестация.