ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ г.МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение г. Москвы
«Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41»
Подразделение «Давыдково».
Рекомендована УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Руководитель подразделения
протокол ПС № 1 от Кочубей Г.Н.
«31» августа 2017г. «31» августа 2017г
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ»
НАПРАВЛЕННОСТЬ - социально-педагогическая
Программа разработана
Педагогом Хохловой Л.В.
г. Москва
2017 г.
Пояснительная записка.
Эпоха детства – так называл Д.Б. Эльконин два следующих друг за другом и тесно связанных периода в детском развитии – дошкольный и младший школьный. На их рубеже происходит смена, определяющих развитие, видов деятельности – игровая деятельность уступает ведущее место учебной. Но игры по-прежнему не теряют для детей своей привлекательности и занимают значительное место в режиме жизнедеятельности ребенка.
Разумеется, определённые и серьёзные изменения происходят в характере самой игры младших школьников, возрастает значение игр, игра начинает подчиняться учебной деятельности.
Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно, да ещё и не с каждой игрушкой. Отечественными психологами (Н.Д. Соколова, Г.В. Косова) и специальными педагогами (О.П. Гаврилушкина, Е.А. Стребелева и д.р.) доказано, что дети, имеющие речевые или умственные отклонения в развитии, требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога (дефектолога, воспитателя, логопеда), чем их нормально развивающиеся сверстники. В то же время, как показали экспериментальные исследования, игра в ЛЕГО эффективно содействует развитию и детей с нормальным психофизическим развитием, и тем более детей, имеющих какие-либо отклонения.
Использование ЛЕГО-конструкторов – это новый тип обучения с чрезвычайно эффективными социализирующими методами воздействия.
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет к ним серьезные требования. Как добиться того, чтобы знания, полученные в школе, помогали детям чувствовать себя комфортно, адаптироваться к постоянным переменам? Как научить их справляться с проблемами, возникающими в реальной жизни? Эти вопросы особенно актуальны для категории детей с отклонениями в развитии. Одним из вариантов такого подхода являются ЛЕГО-конструирование и проектная деятельность.
ЛЕГО-конструирование - это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредствам увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться.
Диапазон использования ЛЕГО-конструирования довольно широк. Прежде всего, занятия ЛЕГО-конструирования направлены на развитие познавательного интереса, психофизических функций организма, двигательной активности, моторики.
Проектная деятельность объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, ученики пользуются знаниями, полученными на уроках математики, развития речи, труда, русского языка и т.д. Кроме того, тема проекта помогает ребенку связать то новое, что он узнает, с чем-то знакомым и понятным из реальной жизни.
В ходе работы над выполняемым проектом дети учатся формулировать цели своей работы, принимать самостоятельные решения, пытаться связывать формальные знания с реальными ситуациями, знания из одной области применять для решения разных проблем, объяснять и аргументированно отстаивать свои идеи.
В основе проектной деятельности – перечисленные ниже ЛЕГО-конструкторы. Это не означает, что если у вас нет нужных наборов, то данная деятельность для вас недоступна. Вы можете использовать конструкторы, имеющиеся у вас. Важнее – желание работать с ЛЕГО, помочь детям украсить их жизнь положительными эмоциями, развить чувство уверенности в себе, а материал для конструирования найдется.
Каждый проект складывается из 4 этапов:
Введение в тему. Предварительное обсуждение темы с детьми. Детям дается возможность самим обдумать ситуацию.
Развитие темы. Используются подходящие иллюстрации. При их обсуждении находится решение сложных задач, модель связывается с жизнью и достигается понимание детьми ключевых понятий.
Игра в «Настоящую жизнь». Дети используют знания и навыки, полученные из первых двух этапов, в ситуациях, возникающих в реальной жизни. Эту часть работы можно организовать в виде веселого представления – игры.
Изобретения. Детям предлагается воспользоваться полученными знаниями и умениями в совершенно иной ситуации. Они могут самостоятельно найти решение новой проблемы.
Существующие методы и программы работы с ЛЕГО-конструкторами с нормальными детьми были нами адаптированы для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ. Методика обучения ЛЕГО-конструированию в условиях специальных (коррекционных) общеобразовательных школ разрабатывалась согласно деятельностному подходу, принятому в отечественной психологии (Л.С. Выгодский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев). Основу процесса его усвоения составляют чередование практических и умственных действий самого обучаемого, а также учитываются особенности конструктивно-игровой деятельности детей. Также был учтен опыт работы Т.В. Лусс по формированию навыков конструктивно-игровой деятельности у детей, имеющих отклонения в развитии.
Методика разработана для учащихся 1 – 4 классов для детей с нарушением интеллекта, обучающихся по АООП. Программа так же может использоваться для детей, старше по возрасту и году обучения в учреждении, имеющих ТМНР или умеренную умственную отсталость.
В соответствии с имеющимися недостатками восприятия – воспроизведения пространства, а также пространственной ориентировки школьников с нарушениями интеллекта была определена цель дальнейшей работы: создание условий для формирования ориентировки в пространстве как особой, целостной сенсорно-перцептивной способности, находящейся в непосредственной связи с мышлением, речью и деятельностью ребенка.
Были поставлены следующие задачи:
развитие познавательного интереса учащихся
активное привлечение родителей к процессу развития учащихся
интеграция классно-урочных, внеурочных и семейных форм образования
коррекция недостатков умственного, психического и физического развития учащихся
Оптимальная наполняемость учебной группы – 12 человек
Учебный процесс предусматривает групповые (вся группа) формы учебных занятий.
1. ФОРМА КОНТРОЛЯ:
I ЭТАП
К концу каждого года обучения учащиеся должны овладеть набором определенных навыков, позволяющих им конструировать модели из лего-конструктора различной степени сложности.
II ЭТАП
Полученные в процессе работы объединения дополнительного образования умения и навыки включаются в учебный процесс и используются учителем на уроках развития речи на основе знакомства с предметами и явлениями окружающей действительности, на уроках изобразительного искусства и ручного труда.
III ЭТАП
Определяется формированием у учащихся младших классов специальной коррекционной школы VIII вида ответственного отношения к среде своей жизнедеятельности
2. Планируемые знания, умения и навыки
Первый год обучения
№ | Наименование разделов | ЗНАНИЯ | УМЕНИЯ |
1. | ЛЕГО-конструирование. Знакомство с LEGO-конструктором | Учащиеся должны знать правила поведения в леготеке, различать детали по форме, цвету, размеру. Знать различные соединения деталей | Учащиеся должны уметь соединять и рассоединять детали конструктора, повторять модели, созданные учителем по образцу и по памяти. |
2. | ЛЕГО-конструирование. Дикие и домашние животные. | Учащиеся должны знать и различать диких и домашних животных | Учащиеся должны уметь различать диких и домашних животных, уметь собирать животных из Лего-конструктора. |
3. | Проектная деятельность. Животные. | Учащиеся должны знать условия жизни различных животных | Учащиеся должны уметь моделировать среду обитания различных животных из Лего-конструктора |
4. | ЛЕГО-конструирование. Мебель. Дом, квартира. Транспорт. Школа. | Учащиеся должны знать названия предметов мебели, их назначение. | Учащиеся должны уметь собирать из Лего-конструктора предметы мебели, уметь их правильно называть |
5. | Проектная деятельность. Улица. Наша школа. | Учащиеся должны знать название улицы на которой находится их школа, номер школы, расположение и название школьных помещений. | Учащиеся должны уметь собирать из Лего-конструктора школьные принадлежности и школьную мебель, создавать модель класса |
6. | ЛЕГО-конструирование Человек. Лицо, мимика. | Учащиеся должны знать названия частей тела человека, названия частей лица. | Учащиеся должны уметь собирать из Лего-конструктора на плато лицо человека. |
7. | Проектная деятельность. Сказки. | Учащиеся должны знать различные сказки и их героев. | Учащиеся должны уметь собирать из Лего-конструктора сказочных героев |
Календарно - тематическое планирование гр.6 «Легоконструирование»
Педагог доп. образования – Новикова Н.Н.
№ | дата | тема | содержание |
1 | 06.09. | ЛЕГО-конструирование. Знакомство с LEGO-конструктором | Знакомство с ЛЕГОшей, ЛЕГОтекой. Правила поведения в кабинете. |
2 | 13.09. | ЛЕГО-конструирование. Знакомство с LEGO-конструктором | Работа с конструктором. Различение деталей по цвету и форме. |
3 | 20.09. | ЛЕГО-конструирование. Способы соединения деталей. | Различение деталей по размеру, количеству кнопочек. |
4 | 27.09. | ЛЕГО-конструирование. Способы соединения деталей. | Игра «Построй башню». |
5 | 4.10. | ЛЕГО-конструирование. Способы соединения деталей. | Построение пирамиды по образцу ( с учетом размера, цвета). |
6 | 11.10. | ЛЕГО-конструирование. Знакомство с LEGO-конструктором | Построение орнамента по образцу. Знакомство с технологической картой. |
7 | 18.10. | ЛЕГО-конструирование. Знакомство с LEGO-конструктором | Игра «Запомни модель», построение. |
8 | 25.10. | ЛЕГО-конструирование. Знакомство с LEGO-конструктором | Свободное построение фигур. Дидактические игры. |
9 | 1.11. | ЛЕГО-конструирование. Знакомство с LEGO-конструктором | Развитие умения ориентироваться в деталях конструктора. Игра: «Пылесос» с использованием 3 -4 цветов. |
10 | 8.11. | ЛЕГО-конструирование. Способы соединения деталей. | Что нас окружает? Построение любого предмета( шкаф, стол и др.) Дидактические игры. |
11 | 15.11. | ЛЕГО-конструирование. Способы соединения деталей. | Составление геометрических фигур разных размеров и цветов. |
12 | 22.11. | ЛЕГО-конструирование. Дикие и домашние животные. | Беседа «Домашние животные» Работа с конструктором №9137. Построение фигур. |
13 | 29.11. | ЛЕГО-конструирование. Дикие и домашние животные. | Беседа «Дикие животные» Работа с конструктором №9210. Составление композиции. |
14 | 6.12. | ЛЕГО-конструирование. Дикие и домашние животные. | «Дикие и домашние животные». Составление композиции, создание игровой ситуации. |
15 | 13.12. | ЛЕГО-конструирование. Дикие и домашние животные. | «Петушок». Работа с конструктором № 9517 . |
16 | 20.12. | ЛЕГО-конструирование. Дикие и домашние животные. | Работа над проектом «Животные». |
17 | 27.12. | ЛЕГО-конструирование. Дикие и домашние животные. | Итоговое занятие. Свободное конструирование. |
18 | 10.01. | ЛЕГО-конструирование. Способы соединения деталей. | Повторение правил поведения в кабинете, правил соединения деталей и их рассоединения. Различие их по форме, цвету, размеру. |
19 | 17.01. | ЛЕГО-конструирование. Мебель. Дом, квартира. Транспорт.Школа. | «Мебель». Сбор «стула» и «стола» по технологической карте. |
20 | 24.01. | ЛЕГО-конструирование. Мебель. | «Мебель». Сбор «дивана» и «кресла» по технологической карте. |
21 | 31.01. | ЛЕГО-конструирование. Мебель. | Итоговое занятие по теме «Мебель». Сбор предметов мебели из крупного конструктора № 9020. |
22 | 7.02. | ЛЕГО-конструирование. Мебель. Дом, квартира. | «Дом, квартира». Работа с конструктором № 9148 «Дом Duplo» |
23 | 14.02. | ЛЕГО-конструирование. Мебель. Дом, квартира. | «Дом, квартира». Создание игровой ситуации. |
24 | 21.02. | ЛЕГО-конструирование. Мебель. Дом, квартира. Транспорт.Школа. | «Город». Работа с конструктором № 9248 «Город Lego». Сбор макета «дома». |
25 | 28.02. | ЛЕГО-конструирование. Транспорт.Школа. | «Транспорт». Сбор «машины» по технологической карте. |
26 | 7.03. | ЛЕГО-конструирование. Транспорт.Школа. | «Транспорт». Работа с конструктором № 9124 «Транспортные средства». Сбор транспортных средств самостоятельно. |
27 | 14.03. | ЛЕГО-конструирование. Проектная деятельность. Улица. Наша школа. | Работа над проектом «Улица» |
28 | 21.03. | ЛЕГО-конструирование. Проектная деятельность. Улица. Наша школа. | Работа над проектом «Улица» |
29 | 28.03. | ЛЕГО-конструирование. Проектная деятельность. Улица. Наша школа. | Работа над проектом «Наша школа» |
30 | 4.04. | ЛЕГО-конструирование. Мебель. Дом, квартира. Транспорт.Школа. | Свободное конструирование. |
31 | 11.04. | ЛЕГО-конструирование Человек. Лицо, мимика. | Игра: «Запомни модель» (развитие внимания, мышления, памяти). |
32 | 18.04. | ЛЕГО-конструирование Человек. Лицо, мимика. | «Человек». Сбор модели «человека» по технологической карте. |
33 | 25.04. | ЛЕГО-конструирование Человек. Лицо, мимика. | «Лицо. Мимика». Сбор модели «лица человека» по технологической карте на плоскости. |
34 | 16.05. | ЛЕГО-конструирование Человек. Лицо, мимика. | «Лицо. Мимика». Сбор по технологическим картам на плоскости (парте, без плато) двух видов лиц: весёлого и грустного. |
35 | 23.05. | Проектная деятельность. Сказки. | «Игрушки». Игра: «Построй и расскажи». Самостоятельное построение любой игрушки, рассказ о своей игрушке. |
36 | 22.05. | Проектная деятельность. Сказки. | Работа над проектом «Сказка». Свободное конструирование. |
3. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ | Наименование разделов | Количество часов | В том числе |
теоретические | практические | примечания |
1. | ЛЕГО-конструирование. Знакомство с LEGO-конструктором | 9 | | | |
2. | ЛЕГО-конструирование. Дикие и домашние животные. | 8 | | | |
3. | Проектная деятельность. Животные. | | | | |
4. | ЛЕГО-конструирование. Мебель. Дом, квартира. Транспорт. Школа. | 12 | | | |
5. | Проектная деятельность. Улица. Наша школа. | | | | |
6. | ЛЕГО-конструирование Человек. Лицо, мимика. Игрушки | 9 | | | |
7. | Проектная деятельность. Сказки. | | | | |
| ВСЕГО: | | | | |
4. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
1 год обучения
1 четверть.
«Здравствуй, ЛЕГО!». Знакомство с ЛЕГОшей, ЛЕГОтекой. Правила поведения в кабинете.
Знакомство с ЛЕГОконструктором. Различение деталей.
Знакомство с ЛЕГОконструктором. Различение деталей по цвету.
Знакомство с ЛЕГОконструктором. Различение деталей по форме.
Знакомство с ЛЕГОконструктором. Различение деталей по размеру, количеству кнопочек.
Знакомство с ЛЕГОконструктором. Способы соединения деталей.
Построение пирамиды по образцу
Построение орнамента по образцу
Знакомство с конструктором № 9009 «Игрушки – погремушки»
Работа с конструктором № 9009 «Игрушки – погремушки».
Построение орнамента по образцу. Знакомство с технологической картой.
Игра: «Запомни модель».
Развитие умения ориентироваться в деталях конструктора, умения найти деталь по описанию.
Развитие умения ориентироваться в деталях конструктора. Игра: «Пылесос»
Знакомство с конструктором № 9087 «Аттракцион».
Построение города «Развлечений» (групповая работа).
Игра: «Угадай-ка» (развитие образного мышления, внимания, воображения).
Итоговое занятие. Дидактические игры. Свободное построение фигур.
2 четверть
Повторение правил поведения в ЛЕГОтеке, правил соединения деталей и их рассоединения.
Орнамент на плоскости. Работа с технологической картой.
Беседа: «Что нас окружает?». Построение любого предмета.
Работа с конструктором № 9129 «Лесные друзья Duplo».
Работа с конструктором № 9129 «Лесные друзья Duplo». Создание игровой ситуации.
Беседа: «Какие бывают животные?» Классификация: дикие и домашние животные. Используются конструкторы № 9210 и № 9137.
«Домашние животные». Работа с конструктором № 9137 «Домашние животные».
«Дикие животные». Работа с конструктором № 9210 «Дикие животные». Составление композиции, создание игровой ситуации.
«Гусеница». Работа с конструктором № 9517 «Мои игрушки»
«Собака». Работа с конструктором № 9517 «Мои игрушки»
«Петушок». Работа с конструктором № 9517 «Мои игрушки»
Работа над проектом «Животные»
Работа над проектом «Животные»
Итоговое занятие. Свободное конструирование.
3 четверть
Повторение правил поведения в ЛЕГОтеке, правил соединения деталей и их рассоединения. Различие их по форме, цвету, размеру.
«Мебель».. Сбор «стула» по технологической карте.
«Мебель». Сбор «стола» по технологической карте.
«Мебель». Сбор «дивана» и «кресла» по технологической карте.
Итоговое занятие по теме «Мебель». Сбор предметов мебели из крупного конструктора № 9020.
«Дом, квартира». Работа с конструктором № 9148 «Дом Duplo»
«Дом, квартира». Создание игровой ситуации.
«Город». Работа с конструктором № 9064 «Город Duplo».
«Город». Работа с конструктором № 9248 «Город Lego». Сбор макета «дома».
«Город». Работа с конструктором № 9248 «Город Lego». Сбор макетов различных домов. Расстановка их на общем плато.
«Транспорт». Сбор «машины» по технологической карте.
«Транспорт». Работа с конструктором № 9124 «Транспортные средства». Сбор транспортных средств самостоятельно.
Работа над проектом «Улица»
Работа над проектом «Улица»
Работа над проектом «Улица»
Работа над проектом «Улица»
«Продолжи узор». Работа с конструктором «Мои игрушки» № 9517
«Школа». Сбор «здания школы».
Работа над проектом «Наша школа»
Работа над проектом «Наша школа»
Работа над проектом «Наша школа»
Свободное конструирование.
4 четверть
Игра: «Запомни модель» (развитие внимания, мышления, памяти).
Игра: «Спина к спине» (развитие умения ориентироваться в деталях конструктора, умения найти деталь по описанию).
Игра: «Кто больше соберет» (развитие тактильных ощущений, внимания, двигательной активности, мышления).
«Человек».Коллективная работа. Сбор « фигуры человека».
«Человек». Сбор модели «человека» по технологической карте.
«Лицо. Мимика». Сбор модели «лица человека» по технологической карте на плоскости.
«Лицо. Мимика». Сбор по технологическим картам на плоскости (парте, без плато) двух видов лиц: весёлого и грустного.
Игра: «Построй самую высокую башню» Работа с конструктором № 9517 «Мои игрушки»
«Игрушки». Сбор по технологической карте «Пирамидки».
«Игрушки». Построение по технологической карте «Машинки».
«Игрушки». Построение по технологической карте «Куклы»
«Игрушки». Игра: «Построй и расскажи». Самостоятельное построение любой игрушки, представление её классу, рассказ о своей игрушке.
Свободное конструирование.
Работа над проектом «Сказка»
Работа над проектом «Сказка»
Работа над проектом «Сказка»
Работа над проектом «Сказка»
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Книги и наглядные пособия.
Документальные и художественные фильмы экологического содержания, об архитектуре.
Произведения искусства
Игры и игрушки.
Организация зимнего сада.
6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Предлагаемая программа ориентирована на развитие у детей конструктивной деятельности.
Успешная работа объединения дополнительного образования «Легоконструирование» обусловлена наличием класса со свободным пространством, где можно заниматься 12 участникам.
Так же важен дифференцированный подход в подборе участников объединения дополнительного образования «Легоконструирование»
Для успешной реализации образовательной программы объединения дополнительного образования «Легоконструирование» необходимо последовательное выполнение задач и целей поставленных в данной программе.
Для реализации задач программы объединения дополнительного образования «Легоконструирование» педагог должен предъявлять к себе четкие требования к выполнению этих задач.
Для оценки деятельности и результатов работы объединения дополнительного образования «Природа и мы» предполагается использовать метод проектной деятельности. А также участие в школьной и окружной сессиях защиты Лего-проектов и Лего-дипломов, организацию праздников и викторин для учащихся начальных классов, с использованием декораций созданных из лего-конструктора силами участников объединения дополнительного образования «Легоконструирование»
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Антонова Н.Н. Учебные занятия в природе с шестилетними детьми – Взаимосвязь познавательной и социальной активности. – М.,1987.С.89 – 92
Бгажнокова И.М. Изучение мотивации мышления умственно отсталых школьников. В сб. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. – М., 1983, С. 3-9
Блинова И.К. Методика обучения младших школьников умению решать познавательные задачи природоохранительного содержания. – Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников. – Ленинград, 1987. С. 84 – 93
«Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе»./под ред. В.В. Воронковой, - М. : Школа- Пресс, 1994г.
Ильина Е.В. Экологическое воспитание учащихся коррекционной школы для детей с нарушением интеллекта – Теоретические и прикладные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. – СПб., 1997. С. 157 – 158
Китежева Д.М. Педагогические условия формирования интересов к познанию природы у младших школьников – Взаимосвязь познавательной и социальной активности. – М., 1987. С. 93 – 99
Уфимцева Л.П., Попова Г.П., Березинская Г.А. Воспитание познавательного интереса у учащихся младших классов вспомогательной школы с помощью экологического букваря – Обучение, воспитание и развитие учащихся с нарушением интеллекта (наука, практика, опыт) – Красноярск, 1995. С. 78 – 84
11