СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по русскому языку. 5-11 классы. Факультативный курс. Сост. Л.В.Давыдюк

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАМА " РОСІЙСЬКА МОВА -  факультативний курс. ДЛЯ   ЗАГАЛЬНООСВІТНІХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДІВ З НАВЧАННЯМ УКРАЇНСЬКОЮ МОВОЮ."

Схвалено науково-методичною комісією для використання в загальноосвітніх навчальних закладах з українською мовою навчання протоколом № 6  від 28.10.2010 р. (лист Міністерства освіти і науки України  від 08.11.2010 р. № 1.4/18-4254).                                                          Укладач: Л. В. Давидюк

 

Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку. 5-11 классы. Факультативный курс. Сост. Л.В.Давыдюк»








ПРОГРАМА



РОСІЙСЬКА МОВА


факультативний курс


ДЛЯ ЗАГАЛЬНООСВІТНІХ


НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДІВ


З НАВЧАННЯМ УКРАЇНСЬКОЮ МОВОЮ






Схвалено науково-методичною комісією

для використання в загальноосвітніх

навчальних закладах з українською мовою навчання

протоколом № 6 від 28.10.2010 р.

(лист Міністерства освіти і науки України від 08.11.2010 р. № 1.4/18-4254)









Укладач: Л. В. Давидюк

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа факультативного курса определяет содержание курса русского языка, который изучается с 5-го по 11-й классы в школах с украинским языком обучения и является продолжением начального курса русского языка. Программа разработана с учётом новой социально-языковой ситуации, сложившейся в Украине. При изучении русского языка приоритетным следует считать развитие навыков речевой деятельности.

Цель изучения факультативного курса русского языка в школах с украинским языком обучения – формирование у учащихся коммуникативной компетентности, т.е. умений и навыков коммуникативно оправданно пользоваться средствами языка в разных жизненных ситуациях при восприятии и создании высказываний с соблюдением русского речевого этикета.

Данная цель реализуется в ходе решения следующих задач:

  • формирование у учащихся устойчивой мотивации изучения русского языка, развитие чувства красоты и выразительности русского слова; приобщение к русской культуре;

  • формирование речевой компетенции: обогащение запаса языковых средств школьников; развитие умения употреблять усвоенные языковые средства в соответствии с нормами русского литературного языка; формирование умений и навыки речевой деятельности;

  • формирование языковой компетенции на основе осознанных знаний о системе языка и лексических, грамматических, стилист ических, орфоэпических умений;

  • формирование социокультурной компетенции на основе знаний и умений социального характера, культурологической информации, необходимых для эффект иного общения;

  • формирование деятельностной компетенции, развитие творческих способностей.

Программа курса каждого класса распределена по 2 линиям:

  1. речевой – «Развитие навыков речевой деятельности» – определяет содержание работы по развитию навыков речевой деятельности;

  2. языковой – «Языковые средства и нормы их употребления в речи» – определяет содержание работы по овладению языковыми средствами и нормами их употребления.

Характерной особенностью процесса обучения русскому языку является его речевая направленность. В то же время наличие в курсе русского языка теоретических сведений о языке и речи, о нормах русского литературного языка создает основу для овладения нормативной русской речью.

Предполагается, что половина учебного времени будет отведена на развитие навыков речевой деятельности. Для этого учитель предусматривает специальные уроки (примерно четвертая часть от общего количества уроков), на которых отрабатываются наиболее важные умения, связанные с каждым видом речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением, письмом. Кроме того, эта часть содержания обучения реализуется и на уроках изучения языкового материала. Усвоение любого языкового средства либо предваряется работой над развитием определенного речевого навыка, либо полученные знания о языке закрепляются на материале текста (при этом попутно решаются и речевые задачи).

Первая часть программы для каждого класса определяет содержание работы по определённым видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму. В ней также перечислены умения, которые необходимо формировать в ходе обучения, указаны характеристики текстов, используемых в учебном процессе, даны некоторые количественные показатели (объем текстов, скорость чтения и т.д.).

Работа по слушанию-пониманию устной речи (аудированию) основывается на восприятии учащимися на слух и понимании текстов разных стилей, типов речи, жанров. Объём текстов и их сложность постепенно увеличиваются. Использование художественных, публицистических, научно-популярных текстов даёт возможность учителю, во-первых, приобщать школьников к лучшим произведениям русской литературы и, во-вторых, целенаправленно и систематически обогащать школьников культуроведческой и страноведческой информацией.

Работа над говорением направлена на формирование и развитие навыков диалогической и монологической речи. В ходе обучения диалогические и монологические высказывания строятся с учётом ситуации общения, а также с соблюдением норм русского литературного языка. Практикуются как подготовленные (с опорой на данный или коллективно составленный план, серию вопросов, слова и словосочетания), так и спонтанные высказывания.

Формирование и развитие навыков чтения наряду с совершенствованием техники чтения и пониманием прочитанного предполагает формирование интереса к чтению в оригинале произведений русских авторов, расширение круга чтения школьников.

Конечной целью работы над таким видом речевой деятельности как письмо является формирование умения создавать небольшие письменные высказывания с учётом коммуникативной задачи.

Вторая часть программы для основной школы определяет содержание и последовательность работы по усвоению языковых средств и норм употребления их в речи с учётом практической направленности обучения. Она состоит из разделов «Фонетика», «Лексика», «Состав слова», «Морфология», «Синтаксис».

Основной принцип построения программы – концентрический. В соответствии с концентрическим принципом одни и те же разделы на новых ступенях обучения изучаются во всё более широком объёме.

Значительное место в программе занимают синтаксические темы (программы 5, 6, 7 классов начинаются синтаксическими темами, в программах для 8 и 9 классов синтаксис занимает центральное место). Это объясняется тем, что формирование речевых умений и навыков учащихся осуществляется на основе знаний по синтаксису. Работа по синтаксису, главным образом, должна быть направлена на развитие умения понимать то речевое содержание, которое выражено с помощью той или иной синтаксической конструкции, и умения выражать то или иное содержание с помощью определённой синтаксической конструкции.

При изучении раздела «Морфология» учащимся предлагается сначала познакомиться со всеми самостоятельными и служебными частями речи. Это позволит уже с 5-го класса пользоваться терминами и общими сведениями о частях речи. Цель изучения данного раздела – формирование у учащихся умений правильно образовывать и употреблять формы слов при построении собственных высказываний.

Разделы «Фонетика», «Состав слова» изучаются только в 5-ом классе, но работа над развитием соответствующих умений и навыков должна продолжаться все годы обучения.

Раздел «Лексика» представлен в 5 и 6 классах, однако предполагается, что знания и умения по лексике будут расширяться и в следующих классах в связи с усвоением другого языкового материала.

В программе отсутствует содержание работы по орфографии и пунктуации. Учитель по своему усмотрению может знакомить учащихся с основными орфографическими и пунктуационными правилами при изучении соответствующих разделов.

Вторая часть программы для старшей школы определяет содержание и последовательность работы по обобщению и систематизации знаний учащихся о языковых средствах и нормах (в том числе и правописных) употребления их в речи с учетом практической направленности обучения. Систематизируются и обобщаются знания по разделам: «Фонетика», «Лексика», «Состав слова», «Морфология», «Синтаксис». В программе для старших классов заложено содержание работы по орфографии и пунктуации. Учитель знакомит учащихся с основными орфографическими и пунктуационными правилами попутно, параллельно и рассредоточенно, при обобщении и систематизации материала вышеназванных разделов.

Основной принцип построения программы - линейный. В соответствии с линейным принципом в 10-м классе рассматриваются разделы «Фонетика», «Лексика», «Состав слова», «Морфология», в 11-м - «Синтаксис».

Обобщение и систематизация знаний учащихся по данным разделам должны быть организованы на стилистической основе и направлены на совершенствование навыков понимания значения языковых единиц, цели их использования мастерами художественного слова, а также умений и навыков нормативного и уместного употребления языковых единиц при построении собственных высказываний.

Данный курс является факультативным и не ставит целью формирование у учащихся полной системы знаний о русском языке. Элементы языковой теории, включенные в программу, служат расширению представлений о системе языка и использу­ются для организации работы по совершенствованию произноси­тельных, лексических и грамматических навыков учащихся.


І. ОСНОВНАЯ ШКОЛА - 5 - 9 КЛАСС


  1. КЛАСС


35 часов – 1 час в неделю


ВВЕДЕНИЕ (1ч)


Содержание темы

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Язык – важнейшее средство общения и познания

- понимает роль языка в жизни человека и общества

- оперирует конкретными сведениями о языке

- обосновывает тезис: «Язык – важнейшее средство общения и познания»


I. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (9 ч)


Содержание темы

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Слушание-понимание устной речи (аудирование)

Восприятие на слух, понимание текстов, относящихся к художественному, научно-популярному, разговорному стилям. Жанры произведений, предлагаемых для слушания: сказка, легенда, рассказ, стихотворение, басня. Тип речевого высказывания: повествование, описание, рассуждение.

Говорение

Диалогическая речь:

Воспроизведение, разыгрывание диалогов из прослушанных и прочитанных произведений дословно или близко к тексту.

Составление и разыгрывание диалогов (4-7 реплик) по образцу и по предложенной учителем ситуации такого обобщенного содержания: а) просьба – отказ – разъяснение – толкование; б) вопрос – объяснение – реакция на объяснение – ответ; в) выражение оценки/отношения – реакция на оценку/отношение - ответ – пояснение.

Монологическая речь:

Заучивание наизусть небольших стихотворных и прозаических текстов.

Воспроизведение (подробный пересказ) художественных, научно-популярных текстов или отрывков из них.

Составление текстов повествовательного характера с элементами описания и рассуждения с учётом ситуации общения и заданной структуры текста (вступление, основная часть, заключение).


Чтение

Чтение молча и вслух художественных, научно-популярных текстов.

Жанры произведений, предлагаемых для чтения: сказка, легенда, рассказ, стихотворение, басня.



Письмо

Письменное воспроизведение слов, словосочетаний, предложений, текстов.

Составление небольших высказываний (7-9 предложений).





- внимательно слушает текст (время звучания разговорного и художественного текста 3-4 минуты, научно-популярного – 2-3 минуты);

- понимает с одного прослушивания фактическое содержание текста;

- определяет тему и основную мысль текста;

- воспринимает изобразительно-выразительные особенности текста









- воспроизводит, разыгрывает заученные диалоги;

- составляет и разыгрывает диалоги по образцу и по предложенной учителем ситуации;

- выразительно читает наизусть стихотворения и прозаические произведения;

- пересказывает небольшие (100-150 слов) художественные и научно-популярные тексты;

- строит высказывания по данному плану, серии рисунков, опорным словам (объём монологического высказывания – 5-7 предложений)

































- выразительно читает вслух знакомый текст, соблюдая произносительные нормы (скорость чтения – 70-100 слов в минуту);

- читает молча незнакомый текст (скорость чтения – 90-120 слов в минуту); понимать прочитанное;

- определяет тему и основную мысль прочитанного;

- составляет простой план, вопросы по тексту





- списывает и записывает под диктовку слова, словосочетания, предложения, тексты, подобранные с учётом изученного языкового материала;

- составляет письменные ответы на вопросы по содержанию текста, ситуации, рисунку;

- пишет подробное изложение повествовательного текста с предварительной подготовкой (объём текста для изложения 60-80 слов);

- строит небольшое письменное высказывание повествовательного характера на основе личного опыта учащихся



II. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА И НОРМЫ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ В РЕЧИ (24 ч)


Содержание темы

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся


Синтаксис (8 ч)

Текст (2 ч)

Основные признаки текста. Деление текста на части. Средства связи предложений в тексте.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.










Предложение (6 ч)

Предложение. Роль предложений в языке. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Разнообразие значений предложений.

Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.


















Фонетика (2 ч)

Звуки речи и знаки письма. Соотношение звуков и букв.

Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные, их произношение и обозначение на письме.








Состав слова. Словообразование (2 ч)

Однокоренные слова и формы слов. Основа и окончание изменяемых слов.

Корень, суффикс, префикс, окончание – значимые части слова.




Лексика (2 ч)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

Группы слов по значению: синонимы, антонимы, омонимы.


Морфология (10 ч)

Части речи (1 ч)

Общее представление о частях речи. Самостоятельные части речи (существительное, прилагательное, числительное, глагол, местоимение, наречие), служебные части речи (союз, предлог, частица), междометие.


Имя существительное (1 ч)

Значение имени существительного; роль в предложении; существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные.

Род и число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.


Имя прилагательное (1 ч)

Значение имени прилагательного; роль в предложении.

Изменение прилагательного по родам и числам.




Имя числительное (1 ч)

Значение имени числительного. Числительные, которые обозначают количество предметов и порядок при счёте.

Изменение числительных по падежам.


Местоимение (1 ч)

Общее представление о местоимении. Личные местоимения.







Глагол (2 ч)

Общее значение глагола; роль в предложении. Неопределённая форма глагола.

Время глагола. Изменение глагола в настоящем и будущем времени по лицам и числам, в прошедшем по времени и числам, в единственном числе по родам.


Наречие (1 ч)

Общее представление о наречии. Значение наречий.






Предлог. Союз (1 ч)

Общее представление о предлоге и союзе.










Частица. Междометие (1 ч)

Общее представление о частице. Значение частиц.

Общее представление о междометии.



- определяет тему текста и отдельных его частей, понимать логическое членение текста на абзацы;

- находит в тексте вступление, основную часть, заключение; осознаёт особенности содержания и роль этих частей текста;

- находит различные средства связи предложений в тексте: местоимения, наречия, повторы, синонимические замены; находить слова и предложения с временным и пространственным значение (завтра, вчера, здесь, там и т.д.), которые обеспечивают логические связи в тексте;

- различает повествование, описание, рассуждение, осознавать особенности содержания их композиционных частей (вступления, основной части, заключения)




- вычленяет отдельные предложения в тексте и потоке речи; воспринимать на слух, понимать и употреблять в речи повествовательные (сообщение, выражение чувства, оценка), побудительные (просьба, приказ, совет) и вопросительные (без вопросительных слов и с вопросительными словами) предложения;

- воспринимает особенности интонации эмоционально окрашенных предложений; строить, правильно произносить и уместно употреблять в речи восклицательные предложения;

- правильно пунктуационно оформляет различные виды предложений;

- понимает содержание предложения, осознавая, что в нём является предметом высказывания (подлежащим), а что утверждением о нём (сказуемым); находить подлежащее, выраженное существительным, местоимением, числительным, неопределённой формой глагола, сочетанием слов (брат с сестрой, несколько ягод и др.), и сказуемое (простое глагольное, составное глагольное, составное именное – без употребления терминов) по смысловым вопросам;

- правильно строит и уместно употребляет в речи предложения, в которых главные члены выражены различными синтаксическими способами



- различает в словах безударные и ударные гласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные; определяет звуковое значение букв в слове;

- правильно ставит ударение в широкоупотребительных словах, а также в тех, которые отличаются местом ударения от соответствующих слов украинского языка;

- правильно произносит звуки, обозначаемые буквами ц, ч, согласные звуки перед е в заимствованных словах;

- замечает и исправляет в своей речи и речи других орфоэпические ошибки



- отделяет окончание от основы; членит основу на значимые части; подбирает однокоренные слова, слова с одинаковыми префиксами и суффиксами; различает формы одного и того же слова и однокоренные слова;

- использует однокоренные слова как средство связи предложений в тексте; использует в речи слова с различными значимыми частями с учётом смысловых и стилистических особенностей этих слов



- понимает значение слова, употребляет слова в соответствии с их значением, слова в переносном значении, стилистически окрашенные слова с учётом коммуникативной задачи высказывания;

- использует лексические повторы и синонимы для предупреждения неоправданного повторения слов, а также для связи предложений в тексте




- различает слова, которые обозначают предмет, признак предмета, количество предметов или порядок при счёте, действие, признак действия, которые не называют предмет, признак, количество, а только указывают на них, а также слова, которые выражают зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении, связывают слова и предложения, вносят в предложения различные оттенки значения




- правильно употребляет в речи имена существительные (в том числе и те, род которых не совпадает в украинском и русском языках), а также существительные, имеющие форму одного числа;

- использует в речи существительные в прямом и переносном значении, существительные-синонимы, существительные-антонимы с учётом коммуникативной задачи высказывания










- правильно изменяет имена прилагательные по родам и числам при сочетании с существительными;

- использует в речи прилагательные в прямом и переносном значении, прилагательные-синонимы, прилагательные-антонимы с учётом коммуникативной задачи высказывания


- отличает имена числительные от других частей речи;

- употребляет в речи числительные для обозначения количества предметов, порядка их при счёте; использует числительные для обозначения дат, количества денег





- отличает местоимения от других частей речи по значению, роли в предложении;

- изменяет по падежам личные местоимения;

- употребляет местоимения для связи предложений в тексте;

- правильно употребляет местоимения в речи, в том числе местоимение Вы (правила этикета), местоимения свой, сам, их (для обозначения принадлежности)



- употребляет в речи глаголы в прямом и переносном значении, а также глаголы-синонимы, глаголы-антонимы;

- употребляет глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени, правильно произносить формы глаголов (взяла, спала, начала);

- правильно употребляет словосочетания, в которых допускаются ошибки в форме зависимого слова (в том числе и словосочетания, различающиеся в русском и украинском языках)




- отличает наречие от других частей речи – по значению, роли в предложении, грамматическим свойствам;

- понимает значение наречий, употребляет наречия в прямом и переносном значении, наречия-синонимы, наречия-антонимы



- различает предлоги и союзы – по значению, роли в предложении;

- строит словосочетания с предлогами, в том числе и с теми, употребление которых не совпадает в русском и украинском языках;

- употребляет предлоги в, на, из, с;

- правильно использует союзы для связи слов в предложении и предложений в тексте;

- соблюдает нормы произношения предлогов и союзов


- определяет роль в предложении наиболее употребительных частиц и междометий;

- различает в тексте частицы и междометия,

- использует в речи частицы и междометия для повышения выразительности речи


ПОВТОРЕНИЕ ( 1ч)



  1. КЛАСС


(35 ч; 1 ч в неделю)


ВВЕДЕНИЕ (1 ч)


Содержание темы

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

О богатстве русского языка.


- воспринимает и осознаёт богатство русского языка;

- оперирует сведениями о богатстве русского языка;

- обосновывает тезис о богатстве русского языка


I. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (9 ч)


Содержание темы

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Слушание-понимание устной речи (аудирование)

Восприятие на слух, понимание текстов, относящихся к художественному, публицистическому, научно-популярному, разговорному стилям. Жанры произведений, предлагаемых для слушания: сказка, легенда, рассказ, стихотворение, басня, заметка, статья. Тип речевого высказывания: повествование, описание, рассуждение.



Говорение

Диалогическая речь:

Воспроизведение, разыгрывание диалогов из прослушанных и прочитанных произведений дословно или близко к тексту.

Составление и разыгрывание диалогов с опорой на художественные, публицистические и научно-популярные тексты различных жанров и типов речи, а также на основе жизненного опыта учащихся.

Монологическая речь:

Заучивание наизусть небольших стихотворных и прозаических текстов.

Воспроизведение (подробный и сжатый пересказ) художественных, публицистических, научно-популярных текстов или отрывков из них.

Составление текстов – повествований, описаний, рассуждений. Планирование высказывания с учётом ситуации общения, основной мысли текста, содержания его частей (вступление, основная часть, заключение).


Чтение

Чтение молча и вслух художественных, публицистических, научно-популярных текстов.

Жанры произведений, предлагаемых для чтения: сказка, легенда, рассказ, стихотворение, басня, заметка, статья.





Письмо

Письменное воспроизведение слов, словосочетаний, предложений, текстов.

Составление небольших высказываний (9-11 предложений).






- внимательно слушает текст (время звучания разговорного и художественного текста 4-5 минут, публицистического и научно-популярного – 3-4 минут); следит за содержанием речи и её особенностями, обусловленными речевой ситуацией;

- понимает с одного прослушивания фактическое содержание текста;

- определяет тему и основную мысль текста, причинно-следственные отношения, различает основную и дополнительную информацию;

- воспринимает изобразительно-выразительные особенности текста








- воспроизводит, разыгрывает заученные диалоги;

- составляет и разыгрывает диалоги с опорой на текст и по предложенной учителем ситуации;

- выразительно читает дословно стихотворения и прозаические произведения;

- пересказывает небольшие (140-180 слов) художественные, публицистические и научно-популярные тексты;

- строит высказывания по коллективно составленному плану, серии рисунков, опорным словам (объём монологического высказывания – 7-8 предложений)



























- выразительно читает вслух знакомый текст, соблюдая правила произношения, а также соответствующую интонацию (пауза, повышение и понижение тона голоса, логическое ударение); скорость чтения – 100-120 слов в минуту;

- читает молча незнакомый текст (скорость чтения – 140-160 слов в минуту); понимать прочитанное;

- определяет тему и основную мысль прочитанного;

- вычленяет в тексте составные части, составляет простой план, ставит вопросы по тексту, осмысливая его построение, содержание, некоторые художественные особенности;

- находит в тексте ключевые слова, различает основную и дополнительную информацию



- списывает и записывает под диктовку слова, словосочетания, предложения, тексты, подобранные с учётом изученного языкового материала;

- составляет письменные вопросы и ответы на вопросы по содержанию текста, ситуации, рисунку;

- пишет подробное (описание) и сжатое (повествование) изложение текста с предварительной подготовкой по содержанию и отбору языкового материала (объём текста для подробного изложения 80-100 слов, для сжатого изложения – 160-180 слов);

- строит небольшое письменное высказывание повествовательного характера с элементами описания на основе личного опыта учащихся



  1. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА И НОРМЫ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ В РЕЧИ (24 ч)


Содержание темы

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Лексика (2 ч)

Лексическое богатство русского языка. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

Фразеологизмы, пословицы, поговорки и афоризмы.


Синтаксис (8 ч)

Текст (2 ч)

Смысловое, тематическое единство текста.

Средства связи между предложениями в тексте.










Предложение (6 ч)

Порядок слов, интонация предложения.

Обращение. Интонация в предложениях с обращениями.

Вводные слова и выражения. Интонация в предложениях с вводными словами.

Однородные члены предложения. Интонация в предложениях с однородными членами.

Односоставные предложения (ознакомление).

Простые и сложные предложения. Интонация простого и сложного предложения.







Морфология (13 ч)

Имя существительное (2 ч)

Изменение имён существительных по падежам. Разносклоняемые существительные (ознакомление). Несклоняемые имена существительные (ознакомление).




















Имя прилагательное (3 ч)

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные.

Степени сравнения качественных прилагательных.

Полная и краткая форма качественных прилагательных, их роль в предложении.


Имя числительное (2 ч)

Значение числительного. Числительные количественные и порядковые. Изменение имени числительного по падежам.













Местоимение (2 ч)

Разряды местоимений (ознакомление). Личные местоимения. Возвратное местоимение.

Вопросительные и относительные местоимения.

Отрицательные и неопределённые местоимения.








Глагол (3 ч)

Изменение глаголов по лицам и числам.

Совершенный и несовершенный вид глагола.







Наречие (1 ч)

Группы наречий по значению.



- находит в тексте заимствованные слова, устаревшие слова, фразеологизмы;

- объясняет значение фразеологизмов;

- уместно использовать в речи заимствованные, устаревшие слова; правильно употреблять в речи фразеологизмы





- различает в тексте основную и дополнительную информацию, определяет основную тему и микротемы; находит ключевые слова; вычленяет в тексте логически завершённые части, подбирая к ним заголовки;

- находит различные средства связи предложений в тексте; находит в тексте слова и выражения со значением причины, следствия, цели, которые используются для связности текста (итак, из-за этого, на этом основании, для того чтобы и т.д.);

- употребляет различные средства связи при создании собственных высказываний



- использует порядок слов и интонацию предложения для более точного выражения смысла предложения;

- находит в предложении обращения, вводные слова, понимает их значение, роль в предложении; интонационно правильно читает предложения с обращениями, вводными словами; строит предложения с обращениями, вводными словами; употребляет их в речи;

- различает в предложении однородные члены, осознаёт характер отношений между ними, который выражен с помощью союзов, а также без союзов; интонационно правильно произносит предложения с однородными членами; строит предложения с различными членами предложения в качестве однородных; использует предложения с однородными членами в речи;

- опознаёт односоставные предложения; понимает значение односоставных предложений различных типов, строит односоставные предложения, употребляет их в речи;

выделяет части в сложном предложении; интонационно правильно произносит сложные предложения; строит сложные предложения; употребляет их в речи



- строит сочетания слов, используя нужные падежные формы имён существительных, в том числе и те, которые различаются в русском и украинском языках:

родительный падеж с предлогами около, после, из, от, до – со значением места и времени (около дама, после собрания);

дательный падеж с предлогами – в значении направления действия (к городу, к дому);

винительный падеж с предлогами в, на – для обозначения направления или места действия (пошёл в рощу, положил на стол);

предложный падеж с предлогами о, об – со значением предмета речи, мысли(говорить о книге, думать о друге);

предложный падеж с предлогами в, на – со значением места (отдыхать в санатории, загорать на пляже), средства и способа передвижения (ехать в поезде, кататься на лыжах);

- опознаёт разносклоняемые и несклоняемые имена существительные;

- употребляет падежные формы разносклоняемых имён существительных;

- употребляет несклоняемые имена существительные



- распознаёт качественные, относительные и притяжательные прилагательные;

- правильно произносит, употребляет в речи простую и составную форму сравнительной и превосходной степени имён прилагательных;

- произносит, употребляет в речи имена прилагательные в полной и краткой форме;

- употребляет в речи имена прилагательные в роли составного именного сказуемого, второстепенных членов предложения, в составе обращений и вводных слов



- распознаёт количественные и порядковые числительные;

- строит словосочетания и предложения, используя косвенные формы имён числительных, в том числе числительных, различающихся формами в русском и украинском языках:

числительного одна в родительном, дательном и творительном падежах (одной книги, одной девочке, одной музыкой);

числительных два – две в именительном, родительном, дательном и творительном падежах;

числительных от пятидесяти до восьмидесяти;

числительных от пятисот до девятисот;

числительных оба, обе



- различает местоимения по значению, правильно употребляет их в речи;

- образовывает падежные формы местоимений с предлогами и без предлогов;

- различает произношение и значение местоимений ничего – нечего, никого – некого, ничему – нечему; никому – некому, а также ни у кого – не у кого, ни к чему – не к чему;

- употребляет местоимения в роли главных и второстепенных членов предложения;

- употребляет вопросительные местоимения в вопросительных и восклицательных предложениях;

- использует местоимения как средство связи предложений в тексте; заменять местоимениями существительные и прилагательные для предупреждения неоправданных повторов



- распознаёт глаголы совершенного и несовершенного вида, правильно и уместно употребляет их в речи;

- строит словосочетания и предложения, используя личные формы глаголов, в том числе и те, которые различаются в русском и украинском языках, правильно употребляет их в речи;

- употребляет глаголы (в том числе в форме инфинитива) в роли главных и второстепенных членов предложения


- различает наречия обозначающие место действия (вверху, издалека), время действия (сейчас, тогда), цель действия (нарочно, назло), причину действия (сгоряча, второпях), образ действия (медленно, страшно), меру и степень (слишком, чрезмерно);

- правильно, уместно употребляет наречия в речи;

- употребляет наречия в роли второстепенных членов предложения;

- использует наречия для связи предложений в тексте;

- использует наречия для усиления образности речи, а также как способ выражения оценки



ПОВТОРЕНИЕ (1 ч)



  1. КЛАСС


(35 ч; 1 ч в неделю)


ВВЕДЕНИЕ (1 ч)


Содержание темы

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

О месте русского языка среди других языков


- осознаёт роль русского языка и его место среди других языков:

- оперирует сведениями о роли русского языка и его месте среди других языков:

- обосновывает тезис о равноправии языков


I. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (8 ч)


Содержание темы

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Слушание-понимание устной речи (аудирование)

Восприятие на слух, понимание текстов, относящихся к художественному, публицистическому, научно-популярному, деловому, разговорному стилям. Жанры произведений, предлагаемых для слушания: сказка, легенда, рассказ, стихотворение, басня, заметка, статья, пьеса. Тип речевого высказывания: повествование, описание, рассуждение.





Говорение

Диалогическая речь:

Воспроизведение, разыгрывание диалогов из прослушанных и прочитанных произведений дословно или близко к тексту.

Составление и разыгрывание диалогов с опорой на художественные, публицистические и научно-популярные тексты различных жанров и типов речи, а также на основе жизненного опыта учащихся.

Составление диалогов, содержащих обмен мнениями о прослушанном, прочитанном, увиденном.

Монологическая речь:

Заучивание наизусть небольших стихотворных и прозаических текстов.

Воспроизведение (подробный и сжатый пересказ) художественных, публицистических, научно-популярных текстов или отрывков из них.

Составление текстов – повествований, описаний, рассуждений, а также высказываний, сочетающих эти типы речи. Планирование темы, основной мысли, построения высказывания, отбор содержания и языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей..


Чтение

Чтение молча и вслух художественных, публицистических, научно-популярных текстов.

Жанры произведений, предлагаемых для чтения: сказка, легенда, рассказ, стихотворение, басня, заметка, статья, пьеса.















Письмо

Письменное воспроизведение слов, словосочетаний, предложений, текстов.

Составление небольших высказываний (9-11 предложений).






- внимательно слушает текст (время звучания разговорного и художественного текста 5-6 минут, публицистического и научно-популярного – 4-5 минут); следит за содержанием речи и её особенностями, обусловленными речевой ситуацией;

- понимает с одного прослушивания фактическое содержание текста;

- определяет тему и основную мысль текста, причинно-следственные отношения, различает основную и дополнительную информацию, определяет ключевые слова;

- осознаёт авторскую позицию в описании ситуаций, персонажей, эмоциональную окраску текста;

- воспринимает изобразительно-выразительные особенности текста



- воспроизводит, разыгрывает заученные диалоги;

- составляет и разыгрывает диалоги с опорой на текст, рисунки, по предложенной учителем ситуации;

- поддерживает диалог в естественной ситуации;

- выразительно читает наизусть стихотворения и прозаические произведения;

- пересказывает небольшие (170-200 слов) художественные, публицистические и научно-популярные тексты, выражая своё отношение к излагаемому материалу;

- строит высказывания по коллективно составленному плану, серии рисунков, опорным словам (объём монологического высказывания – 9-10 предложений)





























- выразительно читает вслух знакомый и незнакомый текст, соблюдая правила произношения, а также соответствующую интонацию (пауза, повышение и понижение тона голоса, логическое ударение); скорость чтения – 120-130 слов в минуту;

- читает молча незнакомый текст (скорость чтения – 160-180 слов в минуту); понимать прочитанное;

- определяет тему и основную мысль прочитанного;

- вычленяет в тексте составные части, составляет простой план, ставит вопросы по тексту, осмысливая его построение, содержание, некоторые художественные особенности;

- находит в тексте ключевые слова, различает основную и дополнительную информацию;

- просматривает текст, находя в нём указанные учителем зрительно воспринимаемые элементы текста (абзацы, цифры, слова, выделенные специальным шрифтом, имена, названия и т.д.) и те или иные смысловые элементы (слова автора и действующих лиц, диалог, описание, выводы и т.д.)




- списывает и записывает под диктовку слова, словосочетания, предложения, тексты, подобранные с учётом изученного языкового материала;

- записывает текст, выученный дословно;

- составляет письменные вопросы и ответы на вопросы по содержанию текста, ситуации, рисунку;

- пишет подробное и сжатое изложение текста – повествования, описания, рассуждения - с предварительной подготовкой по содержанию и отбору языкового материала (объём текста для подробного изложения 100-120 слов, для сжатого изложения – 180-200 слов);

- строит небольшое письменное высказывание повествовательного характера с элементами описания и рассуждения на основе личного опыта учащихся



  1. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА И НОРМЫ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ В РЕЧИ (24 ч)


Содержание темы

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Синтаксис (5 ч)

Текст (2 ч)

Средства связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь в тексте.




Предложение (3 ч)

Простые и сложные предложения.

Сложные предложения с союзами и без союзов.

Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.


Морфология (19 ч)

Имя существительное (1 ч)

Повторение.










Имя прилагательное (2 ч)

Степени сравнения прилагательных (повторение). Полная и краткая форма прилагательных (повторение).






Имя числительное (2 ч)

Числительные количественные и порядковые (повторение). Изменение имени числительного по падежам (повторение).



Местоимение (2 ч)

Разряды местоимений (повторение).

Притяжательные, указательные, определительные местоимения.




Глагол (2 ч)

Наклонение глагола (ознакомление).

Безличные глаголы.









Причастие (2 ч)

Значение причастия.

Причастный оборот.








Деепричастие (2 ч)

Значение деепричастия.

Деепричастный оборот.









Наречие (2 ч)

Степени сравнения наречия (ознакомление).
















Союз (1 ч)

Союзы сочинительные и подчинительные.




Предлог (1 ч)

Общее понятие о предлоге.









Частица (1 ч)

Формообразующие, отрицательные и модальные частицы (ознакомление).











Междометие (1 ч)

Назначение междометия.



- находит различные средства связи предложений в тексте;

- распознаёт последовательную и параллельную связь предложений в тексте;

- использует различные средства связи предложений в собственных высказываниях



- распознаёт простые и сложные предложения, сложные предложения с союзами и без союзов;

- выделяет части в сложном предложении; различает равноправные и неравноправные отношения между частями сложного предложения; интонационно правильно произносит сложные предложения; строит сложные предложения; употреблять их в речи



- употребляет имена существительные в прямом и переносном значении, существительные-синонимы, существительные-антонимы;

- использует имена существительные (в том числе несклоняемые и разносклоняемые) в роли подлежащего, именного составного сказуемого, различных второстепенных членов, в роли главного члена односоставного предложения, а также в составе обращений, вводных слов



- правильно произносит, употребляет в речи простую и составную форму сравнительной и превосходной степени имён прилагательных;

произносит, употребляет в речи имена прилагательные в полной и краткой форме;

употребляет в речи имена прилагательные в роли составного именного сказуемого, второстепенных членов предложения, в составе обращений и вводных слов




- распознаёт количественные и порядковые числительные;

- строит словосочетания и предложения, используя косвенные формы имён числительных, в том числе числительных, различающихся формами в русском и украинском языках




- различает местоимения по значению, правильно употребляет их в речи;

- употребляет в речи местоимения каждый, всякий в различных значениях; местоимение сам в значении «самостоятельно»;

- употребляет местоимения в роли главных и второстепенных членов предложения;

- использует местоимения как средство связи предложений в тексте



- употребляет в речи глаголы в изъявительном, условном и повелительном наклонениях, в том числе формы, образованные от глаголов ехать, положить, класть, вынуть, лечь. бежать и др.;

- употребляет в речи безличные глаголы, обозначающие явления природы, человека;

- использует глаголы в роли сказуемого, главного члена односоставных предложений, а также в роли второстепенных членов предложения



- распознаёт причастие, понимает значение причастий, понимает значение предложений, содержащих причастия и причастные обороты;

- строит сочетания слов с причастиями в роли главного и зависимого слова;

- правильно строит предложения с причастиями и причастными оборотами, употребляет их в речи





- распознаёт деепричастие, понимает значение деепричастий, понимает значение предложений, содержащих деепричастия и деепричастные обороты;

- строит сочетания слов с деепричастиями в роли главного и зависимого слов;

- правильно строит предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами, употребляет их в речи



- распознаёт сравнительную (простую и составную формы) и превосходную (составную форму) степень сравнения наречий;

- правильно, уместно употребляет наречия в речи, в том числе наречия в сравнительной и превосходной степени;

- употребляет наречия (в том числе наречия в сравнительной и превосходной степени) в роли второстепенных членов предложения;

- использует наречия (в том числе наречия в сравнительной и превосходной степени) для связи предложений в тексте;

- использует наречия (в том числе наречия в сравнительной и превосходной степени) для усиления образности речи, а также как способ выражения оценки



- распознаёт союзы;

- правильно использует союзы для связи слов в предложении и предложений в тексте




- распознаёт предлоги;

- правильно и уместно употребляет предлоги в речи, в том числе те, употребление которых не совпадает в русском и украинском языках;

- правильно употребляет имена существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки;

- соблюдает нормы произношения предлогов



- распознаёт формообразующие, отрицательные и модальные частицы, определяет их роль в предложении;

- правильно использует частицы в речи, в том числе и как средство повышения изобразительности речи;

- использует частицы не и ни в предложениях с утверждением и отрицанием, частицу бы – в повелительных предложениях, частицы разве, неужели, ли в вопросительных предложениях, частицы ну, ну и, что за – в восклицательных предложениях;

- соблюдает правильную интонацию в предложениях с частицами



- распознаёт междометия, определяет роль междометий в предложении;

- уместно использует междометия в речи, в том числе для повышения выразительности речи;

- правильно интонировать предложения с междометиями


ПОВТОРЕНИЕ (1 ч)



  1. КЛАСС


(35 ч; 1 ч в неделю)


ВВЕДЕНИЕ (1 ч)


Содержание темы

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Русский язык в современном мире


- раскрывает функции русского языка в современном мире:

- обосновывает функции русского языка в современном мире


  1. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (9 ч)


Содержание темы

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Слушание-понимание устной речи (аудирование)

Восприятие на слух, понимание текстов, относящихся к художественному, публицистическому, научно-популярному, деловому, разговорному стилям. Жанры произведений, предлагаемых для слушания: легенда, рассказ, стихотворение, басня, заметка, статья, пьеса, отрывок из повести. Тип речевого высказывания: повествование, описание, рассуждение.





Говорение

Диалогическая речь:

Воспроизведение, разыгрывание диалогов из прослушанных и прочитанных произведений дословно или близко к тексту.

Составление и разыгрывание диалогов в художественном, публицистическом, научно-популярном стилях речи на основе теле- или радиопередачи, ситуации в классе, а также на основе жизненного опыта учащихся.

Составление диалогов, содержащих обмен мнениями о прослушанном, прочитанном, увиденном.

Монологическая речь:

Заучивание наизусть небольших стихотворных и прозаических текстов.

Воспроизведение (подробный и сжатый пересказ) художественных, публицистических, научно-популярных текстов или отрывков из них.

Составление текстов – повествований, описаний, рассуждений, а также высказываний, сочетающих эти типы речи, в которых учитываются коммуникативные задачи, особенности речевой ситуации.


Чтение

Чтение молча и вслух художественных, публицистических, научно-популярных текстов.

Жанры произведений, предлагаемых для чтения: легенда, рассказ, стихотворение, повесть, басня, заметка, статья, пьеса, очерк.












Письмо

Письменное воспроизведение предложений, текстов.

Составление небольших высказываний (13-15 предложений).





- внимательно слушает текст (время звучания разговорного и художественного текста 6-7 минут, публицистического и научно-популярного – 5-6 минут); следит за содержанием речи и её особенностями, обусловленными речевой ситуацией;

- понимает с одного прослушивания фактическое содержание текста;

- определяет тему и основную мысль текста, причинно-следственные отношения, различает основную и дополнительную информацию, определять ключевые слова;

- осознаёт авторскую позицию в описании ситуаций, персонажей, эмоциональную окраску текста;

- замечает языковые средства, обеспечивающие логичность, связность текста;

- воспринимает изобразительно-выразительные особенности текста



- воспроизводит, разыгрывает заученные диалоги;

- составляет и разыгрывает диалоги с опорой на текст, рисунки, по предложенной учителем ситуации, материалам теле- и радиопередач;

- поддерживает диалог в естественной ситуации;

- выразительно читает наизусть стихотворения и прозаические произведения;

- пересказывает небольшие (190-220 слов) художественные, публицистические и научно-популярные тексты, выражая своё отношение к излагаемому материалу;

- строит высказывания по самостоятельно составленному плану, серии рисунков, опорным словам (объём монологического высказывания – 10-12 предложений)




























- выразительно читает вслух знакомый и незнакомый текст, соблюдая правила произношения, а также соответствующую интонацию (пауза, повышение и понижение тона голоса, логическое ударение); скорость чтения – 130-150 слов в минуту;

- читает молча незнакомый текст (скорость чтения – 180-200 слов в минуту); понимает его содержание;

- адекватно авторскому замыслу воспринимает логическое содержание, идейную направленность, особенности построения и художественные достоинства текста;

- просматривает текст, находя в нём указанные учителем зрительно воспринимаемые элементы текста (абзацы, цифры, слова, выделенные специальным шрифтом, имена, названия и т.д.) и те или иные смысловые элементы (слова автора и действующих лиц, диалог, описание, выводы и т.д.)




- списывает и записывает под диктовку предложения и тексты, подобранные с учётом изученного языкового материала;

- делает выписки из нескольких источников на определённую тему;

- пишет подробное и сжатое изложение текста – повествования, описания, рассуждения - с предварительной подготовкой по содержанию и отбору языкового материала (объём текста для подробного изложения 120-140 слов, для сжатого изложения – 200-220слов);

- строит небольшое письменное высказывание (повествование, описание, рассуждение) личного опыта учащихся



  1. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА И НОРМЫ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ В РЕЧИ (24 ч)


Содержание темы

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Морфология (4 ч)

Самостоятельные и служебные части речи (повторение)

Причастие и деепричастие (повторение)


Синтаксис (20 ч)

Текст (2 ч)

Способы связи предложений в тексте.




Предложение (повторение) (1 ч)




Обособленные второстепенные члены предложения (4 ч)










Прямая и косвенная речь (3 ч)

Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи.

Цитата как способ передачи чужой речи.

Диалог






Сложносочинённые предложения (4 ч)

Строение сложносочиненного предложения. Средства связи в сложносочинённом предложении. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.



Сложноподчинённые предложения (8 ч)

Строение сложноподчинённого предложения. Средства связи в сложноподчинённом предложении. Основные значения придаточных предложений (определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени. сравнительные, причины, цели, условия, уступки).




- распознаёт все части речи;

- уместно использует все части речи






- находит в тексте различные виды связи: последовательную, параллельную; использует их при построении собственных высказываний;

- правильно и уместно использует языковые средства в речи


- правильно строит, употребляет в речи предложения, в которых главные и второстепенные члены выражены различными синтаксическими способами


- различает второстепенные члены, которые несут большую смысловую нагрузку;

- осознаёт значение обособленных второстепенных членов, роль порядка слов в передаче значения предложения, особенности интонации предложений с обособленными членами;

- интонационно правильно читает предложения с обособленными членами предложения;

- строит предложения с обособленными членами, употреблять их в речи



- распознаёт предложения, содержащие передачу чужой речи;

- понимает и воспринимает интонационные особенности предложений с прямой речью;

- понимает предложения с косвенной речью, различая в них авторское указание на то, кому принадлежит речь и пересказ слов персонажей;

- строит предложения с прямой и косвенной речью, диалоги; интонационно правильно их произносит;

- заменяет прямую речь косвенной;

- использует предложения с прямой и косвенной речью, диалоги при передаче чужой речи



- распознаёт сложносочинённые предложения;

- толкует смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения (соединительные, присоединительные, противительные, сопоставительные, разделительные);

- строит сложносочинённые предложения; правильно и уместно использует сложносочинённые предложения;

- соблюдет интонацию сложносочинённого предложения


- распознаёт сложноподчинённые предложения;

- толкует разнообразные смысловые отношения между главным и придаточным предложениями; осознаёт роль союзов и союзных слов, особенности интонации;

- строит сложноподчинённые предложения с различными смысловыми оттенками; правильно и уместно использовать в речи сложноподчинённые предложения;

- соблюдает интонацию сложноподчинённого предложения




ПОВТОРЕНИЕ (1 ч)



  1. КЛАСС


(35 ч; 1 ч в неделю)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)


Содержание темы

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Литературный язык как высшая форма национального языка

- осознаёт, что литературный язык является высшей формой национального языка;

- обосновывает тезис: «Литературный язык - высшая форма национального языка»


  1. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (9 ч)


Содержание темы

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Слушание-понимание устной речи (аудирование)

Восприятие на слух, понимание текстов, относящихся к художественному, публицистическому, научно-популярному, деловому, разговорному стилям. Жанры произведений, предлагаемых для слушания: легенда, рассказ, стихотворение, повесть, басня, заметка, статья, пьеса, очерк. Тип речевого высказывания: повествование, описание, рассуждение.


Говорение

Диалогическая речь:

Воспроизведение, разыгрывание диалогов дословно или близко к тексту из прослушанных и прочитанных произведений.

Составление и разыгрывание диалогов с опорой на художественные, публицистические и научно-популярные тексты различных жанров и типов речи, а также на основе жизненного опыта учащихся с учётом коммуникативной задачи и особенностей речевой ситуации.

Монологическая речь:

Заучивание наизусть небольших стихотворных и прозаических текстов.

Воспроизведение (подробный и сжатый пересказ) художественных, публицистических, научно-популярных текстов или отрывков из них.

Составление текстов – повествований, описаний, рассуждений, а также высказываний, сочетающих эти типы речи в соответствии с коммуникативной задачей.


Чтение

Чтение молча и вслух художественных, публицистических, научно-популярных текстов.

Жанры произведений, предлагаемых для чтения: сказка, легенда, рассказ, стихотворение, пьеса, басня, заметка, статья, пьеса, очерк.













Письмо

Письменное воспроизведение слов, словосочетаний, предложений, текстов.

Составление небольших высказываний (15-17 предложений).








- внимательно слушает текст (время звучания разговорного и художественного текста 7-8 минут, публицистического и научно-популярного – 6-7 минут); адекватно авторскому замыслу воспринимает логическое содержание, идейную направленность, особенности построения и художественные достоинства













- воспроизводит, разыгрывает заученные диалоги;

- составляет и разыгрывает диалоги с опорой на текст, рисунки, по предложенной учителем ситуации;

- поддерживает диалог в естественной ситуации;

- выразительно читает наизусть стихотворения и прозаические произведения;

- пересказывает небольшие (210-240 слов) художественные, публицистические и научно-популярные тексты, выражая своё отношение к излагаемому материалу;

- строит высказывания по самостоятельно составленному плану, серии рисунков, опорным словам (объём монологического высказывания – 12-15 предложений)






















- выразительно читает вслух знакомый и незнакомый текст, соблюдая правила произношения, а также соответствующую интонацию (пауза, повышение и понижение тона голоса, логическое ударение); скорость чтения – 140-160 слов в минуту;

- читает молча незнакомый текст (скорость чтения – 200-220 слов в минуту); понимает его содержание;

- адекватно авторскому замыслу воспринимает логическое содержание, идейную направленность, особенности построения, стилевые признаки и художественные достоинства текста;

- просматривает текст, находя в нём указанные учителем зрительно воспринимаемые элементы текста (абзацы, цифры, слова, выделенные специальным шрифтом, имена, названия и т.д.) и те или иные смысловые элементы (слова автора и действующих лиц, диалог, описание, выводы и т.д.)




- списывает и записывает под диктовку предложения и тексты, подобранные с учётом изученного языкового материала;

- пишет подробное и сжатое изложение текста – повествования, описания, рассуждения - с предварительной подготовкой по содержанию и отбору языкового материала (объём текста для подробного изложения 140-160 слов, для сжатого изложения – 220-240 слов);

- строит небольшое письменное высказывание (повествование, описание, рассуждение) на основе личного опыта учащихся



  1. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА И НОРМЫ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ В РЕЧИ (16ч)


Содержание темы

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Синтаксис (16 ч)

Текст (4 ч)

Стилистические особенности текста.






Предложение (12 ч)

Сложные предложения с союзами и без союзов (1 ч)



Бессоюзные сложные предложения (6 ч)

Строение бессоюзного сложного предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.






Сложное синтаксическое целое (5 ч)

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи:

предложение, в котором к главной части относятся два или несколько придаточных (соподчинение),

предложение, в котором к главной части относится одна придаточная часть, а вторая придаточная подчинена первой придаточной (последовательное подчинение),

предложение, в котором имеется сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь.





- различает тексты, относящиеся к художественному, научно-популярному, деловому, разговорному стилям;

- правильно и уместно использует языковые средства в собственных высказываниях, относящихся к определённому стилю речи


- распознаёт сложные предложения с союзами и без;

- интонационно правильно произносит сложные предложения с союзами и без союзов


- распознаёт бессоюзные сложные предложения;

- определяет смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, осознавать особенности интонации, порядок расположения частей;

- интонационно правильно произносит бессоюзные сложные предложения

- строит бессоюзные сложные предложения с разнообразными смысловыми отношениями между частями; правильно и уместно использует их в речи




- распознаёт сложное синтаксическое целое;

- определяет смысловые отношения между частями сложных синтаксических конструкций;

- интонационно правильно произносит сложные синтаксические конструкции;

- строит сложные синтаксические конструкции; правильно и уместно употребляет их в речи





ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКОЛОГИИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЮ, МОРФОЛОГИИ И СИНТАКСИСУ (9 ч)


Содержание темы

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Основные нормы русского литературного языка: фонетические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические

= владеет основным и нормами русского литературного языка




ІІ. СТАРШАЯ ШКОЛА - 10 - 11 КЛАСС



  1. КЛАСС


(35 ч; 1 ч в неделю)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)


Содержание темы

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Развитие русского языка


- понимает и осознаёт язык как развивающееся явление;

- оперирует сведениями о развитии русского языка;

- обосновывает тезис о русском языке как развивающемся явлении


  1. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (9 ч)


Содержание темы

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Слушание-понимание устной речи (аудирование)

Восприятие на слух, понимание текстов, относящихся к художественному, публицистическому, научно-популярному, деловому, разговорному стилям. Жанры произведений, предлагаемых для слушания: сказка, легенда, рассказ, стихотворение, повесть, басня, заметка, статья, пьеса, очерк, от рывок из повести, отрывок из романа.

Тип речевого высказывания: повествование, описание, рассуждение, повествование с элементами описания и рассуждения, рассуждение с элементами описания и повествования и т. д.


Говорение

Диалогическая речь:

Составление и разыгрывание диалогов с опорой на художественные, публицистические и научно-популярные тексты различных жанров и типов речи, а также на основе жизненного опыта учащихся с учётом коммуникативной задачи и особенностей речевой ситуации.

Монологическая речь:

Заучивание небольших стихотворных и прозаических текстов.

Воспроизведение (подробный и сжатый пересказ) художественных, публицистических, научно-популярных текстов или отрывков из них.

Составление текстов – повествований, описаний, рассуждений, а также высказываний, сочетающих эти типы речи в соответствии с коммуникативной задачей.


Чтение

Чтение молча и вслух художественных, публицистических, научно-популярных текстов.

Жанры произведений, предлагаемых для чтения: сказка, легенда, рассказ, стихотворение, басня, заметка, статья, пьеса, очерк, отрывок из повести, отрывок из романа.













Письмо

Письменное воспроизведение текстов.

Составление небольших (до 20 предложений) высказываний.





- внимательно слушает текст (время звучания разговорного и художественного текста 7-8 минут, публицистического и научно-популярного – 6-7 минут),

- адекватно авторскому замыслу воспринимает логическое содержание, идейную направленность, особенности построения и художественные достоинства текста
















- составляет и разыгрывает диалоги с опорой на тексты;

- поддерживает диалог в естественной ситуации;

- принимает участие в дискуссии;

- выразительно читает наизусть стихотворения и прозаические произведения;

- пересказывает небольшие (до 350 слов) художественные, публицистические и научно-популярные тексты, выражая своё отношение к излагаемому материалу;

- строит высказывания на заданную учителем или самостоятельно избранную тему (объем монологического высказывания – до 20 предложений)


















- выразительно читает вслух знакомый и незнакомый тексты, соблюдая правила произношения, а также соответствующую интонацию (пауза, повышение и понижение тона голоса, логическое ударение); скорость чтения – 140-160 слов в минуту;

- читает молча незнакомый текст (скорость чтения – 200-220 слов в минуту);

- читать молча незнакомый текст (скорость чтения - 200-220 слов в минуту);

адекватно авторскому замыслу воспринимает логическое содержание, идейную направленность, особенности по­строения, стилевые признаки и художественные достоинства текста;

- просматривает текст, находя в нем указанные учителем, зрительно воспринимаемые элементы (абзацы, цифры, сло­ва, выделенные специальным шрифтом, имена, названия и т. д.) и те или иные смысловые элементы (слова автора и действующих лиц, диалог, описание, выводы и т. д.)



- подробно и сжато в письменной форме излагает текст (повествование, описание, рассуждение) с предварительной подготовкой по содержанию и отбору языкового материала (объем текста для подробного изложения – 140-160 слов, для сжатого изложения – 220-240 слов);

- строит небольшое письменное высказывание (повествование, описание, рассуждение) на основе личного опыта



II. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА И НОРМЫ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ В РЕЧИ. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ (24 ч)


Содержание темы

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография (2 ч.)

Звуки речи и знаки письма.

Слог. Ударение. Гласные (ударные и безударные), согласные (звонкие и глухие, твердые и мягкие).

Основные нормы произношения гласных и согласных звуков русского языка. Типичные орфоэпические ошибки русской речи в Украине.

Проверяемые безударные гласные в корне слова. Прове­ряемые согласные в корне слова. Непроизносимые соглас­ные в корне слова. Употребление мягкого знака. Раздели­тельные ъ и ь.


Лексика (4 ч.)

Лексическое значение слова. Добавочные значения слова: эмоционально-экспрессивное и стилистическое. Однознач­ные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Тематические и лексико-семантические группы слов.

Группы слов по значению: синонимы, антонимы, омонимы. Лексическое богатство русского языка. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

Фразеологизмы, пословицы, поговорки и афоризмы.



Состав слова. Словообразование. Орфография (4 ч.)

Корень, суффикс, префикс, окончание – значимые части слова.

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Гласные и согласные в префиксах.

Способы словообразования в русском языке. Сложные и сложносокращенные слова. Соединительные о, е в сложных словах. Сложные слова с пол-, полу-.



Морфология. Орфография (14 ч.)

Самостоятельные части речи (существительное, прилагательное, числительное, глагол, местоимение, наречие), служебные части речи (союз, предлог, частица), междометие, их грамматические признаки.

Правописание самостоятельных и служебных частей речи. Основные орфографические правила.



- выделяет звуки в словах, различает звук и букву, гласные и согласные звуки, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;

- соблюдает нормы русского литературного произношения в устной речи;

- замечает и исправляет типичные орфоэпические ошибки русской речи в Украине;

- правильно писать слова с изученными орфограммами














- употребляет слова в соответствии с их значением, уместно использует эмоционально-экспрессивные и стилистически окрашенные слова, а также слова в прямом и переносном значении для точного и образного изображения действительности;

- употребляет синонимы как средство выразительности речи; использует синонимы для связи предложений в тексте, для предупреждения неоправданного повтора слов, для выражения отношения говорящего к предмету речи; уместно и точно употребляет синонимы в речи; использует антонимы в своей речи для создания контраста;

- правильно и уместно использует заимствованные и устаревшие слова;

- определяет цель использования в тексте фразеологизмов; употребляет в своей речи фразеологизмы, пословицы, поговорки и афоризмы для решения определенной коммуникативной задачи





- отделяет окончание от основы; определяет грамматическое значение слова, выраженное окончанием; членит основу на значимые части и обозначает условными знаками значимые части слова; использует однокоренные слова и формы слов для связи предложений в тексте;

- определяет способ образования известных слов; сопоставляет структуру слова и способ его образования; согласовывает со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы прошедшего времени; использует в речи сложные и сложносокращенные слова;

- правильно пишет слова с изученными орфограммами




- определяет грамматические признаки частей речи; правильно и уместно использует в речи грамматические формы слов;

- правильно пишет слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях разных частей речи; правильно производит слитное, раздельное и дефисное написание (в том числе не с разными частями речи)


ПОВТОРЕНИЕ (1 ч.)



  1. клАСС


(35 ч; 1 ч в неделю)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)


Содержание темы

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Развитие русского языка


- понимает и осознаёт язык как развивающееся явление;

- оперирует сведениями о развитии русского языка;

- обосновывает тезис о русском языке как развивающемся явлении


  1. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (9 ч)


Содержание темы

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

  • Слушание-понимание устной речи (аудирование)

Восприятие на слух, понимание текстов, относящихся к художественному, публицистическому, научно-популярному, деловому и разговорному стилям.

Жанры произведений, предлагаемых для слушания: легенда, рассказ, стихотворение, заметка, статья, пьеса, очерк, отрывок из повести, отрывок из романа.

Тип речевого высказывания: повествование, описание, рассуждение, повествование с элементами описания и рассуждения, рассуждение с элементами описания и повество­вания и т. д.


  • Говорение

Диалогическая речь:

Составление и разыгрывание диалогов с опорой на художест­венные, публицистические и научно-популярные тексты различных жанров и типов речи, а также на основе жизнен­ного опыта учащихся с учетом коммуникативной задачи и особенностей речевой ситуации.

Монологическая речь:

Заучивание наизусть небольших стихотворных и прозаиче­ских текстов.

Воспроизведение (подробный и сжатый пересказ) художе­ственных, публицистических, научно-популярных текстов или отрывков из них.

Составление текстов – повествований, описаний, рассуж­дений, а также высказываний, сочетающих эти типы речи в соответствии с коммуникативной задачей.


  • Чтение

Чтение молча и вслух художественных, публицистических, научно-популярных текстов.

Жанры произведений, предлагаемых для чтения: сказка, легенда, рассказ, стихотворение, басня, заметка, статья, пьеса, очерк, отрывок из повести, отрывок из романа.









  • Письмо

Письменное воспроизведение текстов.

Составление небольших (до 20 предложений) высказываний.

Составление деловых бумаг (заявления, автобиографии, резюме, апелляции, расписки).





- внимательно слушает текст (время звучания художественно­го, публицистического и разговорного текстов – 7-8 мин., научно-популярного и делового – 6-7 мин.);

- адекватно авторскому замыслу воспринимает логическое содержание, причинно-следственные связи, идейную на­правленность, особенности построения, стилевую принад­лежность и художественные достоинства текста















- составляет и разыгрывает диалоги с опорой на тексты; поддерживает диалог в естественной ситуации; принимает участие в дискуссии;

- выразительно читает наизусть стихотворения и прозаические произведения;

- пересказывает небольшие (до 350 слов) художественные, публицистические и научно-популярные тексты, выражая свое отношение к излагаемому материалу;

- строит высказывания на заданную учителем или самостоятельно избранную тему (объем монологического высказыва­ния – до 20 предложений)



















- выразительно читает вслух знакомый и незнакомый тексты, соблюдая правила произношения, а также соответствующую интонацию (паузу, повышение и понижение тона голоса, логическое ударение); скорость чтения – 140-160 слов в минуту;

читает молча незнакомый текст (скорость чтения – 200-220 слов в минуту);

адекватно авторскому замыслу воспринимает логическое содержание, идейную направленность, особенности построения, стилевые признаки и художественные достоинства текста;

просматривает текст, находя в нем указанные учителем зрительно воспринимаемые элементы текста (абзацы, цифры, слова, выделенные специальным шрифтом, имена, назва­ния и т. д.) и те или иные смысловые элементы (слова автора и действующих лиц, диалог, описание, выводы и т.д.)



- подробно и сжато в письменной форме излагает текст (повествование, описание, рассуждение) с предварительной подготовкой по содержанию и отбору языкового материала (объем текста для подробного изложения – 140-160 слов, для сжатого изложения – 220-240 слов);

- строит небольшое письменное высказывание (повествование, описание, рассуждение) на общественные и морально-этические темы на основе личного опыта;

составляет деловые бумаги: заявление, автобиографию, резюме, апелляцию, расписку.


II. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА И НОРМЫ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ В РЕЧИ. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ (20 ч.)


Содержание темы

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

  • Синтаксис. Пунктуация (20 ч.)

Текст (5 ч.)

Текст и его основные признаки. Подтекст (подтекстовая информация). Требования к развертыванию основной части текста. Концовка и ее назначение в тексте. Средства связи в тексте.



Предложение (15 ч.)

Предложение. Характер выражаемого в предложении отношения к действительности (предложения утвердительные и отрицательные). Цель высказывания. Состав предложения. Строение и структура.

Простое предложение. Главные и второстепенные (в том числе обособленные) члены предложения.

Сложное предложение. Сложные предложения с союзами (сложносочиненные, сложноподчиненные) и без (бессоюзные).

Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в простых и сложных предложениях. Основные пунктуационные правила.



- определяет основные признаки текста: информативность, связность, членимость, завершенность, подчиненность всех элементов содержания и языковых средств раскрытию темы и основной мысли;

- находит средства связи предложения и абзацев в тексте: по­втор, синонимы, антонимы, местоимения, предлоги, союзы, частицы, видо-временные формы глагола, вводные слова, порядок слов, речевые обороты; использует их при построении собственных высказываний



- строит различные по характеру выражаемого отношения к действительности, по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по составу, по строению и структуре предложения; правильно и уместно использует их в речи;

- пунктуационно грамотно оформляет различные предложения в письменной речи


ПОВТОРЕНИЕ (5 ч.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!