СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа психокоррекционных занятий с детьми, имеющими нарушения в эмоционально - волевой сфере

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа психокоррекционных индивидуальных занятий с детьми, имеющими нарушения в эмоционально - волевой сфере

Цели:

1.  Развитие социально-психологического благополучия.

2.  Профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.

Задачи:

•     моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, исследование их ребенком и его ориентировка в этих отношениях;

•     изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного Я в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций;

•     формирование наряду с игровыми отношениями реальных отношений, т. е. равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстниками, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития;

•  организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение;

•     организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний, обеспечение осознания их благодаря вербализации и, соответственно, осознания смысла проблемной ситуации в целом и формирования ее новых значений;

Просмотр содержимого документа
«Программа психокоррекционных занятий с детьми, имеющими нарушения в эмоционально - волевой сфере»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционных занятий

с обучающейся 1 –Б класса

__________________________


(1 час в неделю. Всего – 9 часов)

на 2016 -2017 учебный год









































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус — он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками.

Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место в его жизни выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации. Во-вторых, существенные изменения происходят в психической сфере ребенка.

Если для начальных стадий рассматриваемого возрастного периода характерно доминирование наглядно-действенного мышления, то в дальнейшем у ребенка происходит формирование абстрактно-логического мышления. Под влиянием выполняемой ребенком деятельности изменяется характер функционирования его памяти, развивается речь, меняется восприятие окружающей действительности.

За годы дошкольного детства ребенок не только приобрел некоторый эмоциональный опыт, но у него сформировались определенные особенности эмоционального поведения, эмоционального отклика на воздействия сверстников и взрослых. Со временем он постепенно начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение), особенно когда он находится среди сверстников, боясь их осуждения. Его умение владеть своими чувствами растет год от года.

В младшем школьном возрасте у ребенка происходит развитие также собственной эмоциональной выразительности, что сказывается в большом богатстве интонаций, оттенков мимики. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное (Якобсон П. М., 1976).

Новая социальная ситуация, в которую попадает ребенок с приходом в школу, вводит его в строго нормированный мир отношений и требует организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности.

В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений в его поведении: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность ребенка, вызывают у него угнетенные состояния и т. д. (Мухина В. С, 1997).

Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Ужесточение требований к ребенку, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя. Необходимое воздержание от ситуативных импульсивных желаний и обязательная самоорганизация создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчужденности — ведь он должен нести ответственность за свою новую жизнь и сам ее организовывать.

В системе межличностных отношений ребенка с другими людьми — со взрослыми и сверстниками — у него возникает и развивается сложная гамма чувств, которые характеризуют его как уже социализированного человека.

Это прежде всего самолюбие, выражающее стремление ребенка не только к самоутверждению, но и к соперничеству с другими людьми.

Чувство ответственности, которое представляет собой способность ребенка понимать ситуацию и соответствовать существующим в социальном пространстве нормативам. Наиболее интенсивно это чувство развивается у ребенка в условиях учебной деятельности.

Кроме того, позитивными качествами социального развития ребенка является его расположение к другим людям (взрослым и детям), которое при непосредственном общении выражается во внутреннем чувстве доверия к ним и проявляется в развивающейся у ребенка способности к сопереживанию. Сопереживание «успешного» ребенка «неуспешному» создает особую атмосферу солидарности между детьми: все участники этой ситуации становятся внимательнее друг к другу, доброжелательнее.

Одной из наиболее распространенных и серьезных педагогических проблем в психологии является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся младших классов.

Кроме того, у детей в начале этапа среднего детства можно констатировать наличие не только ожидания и устремленности на предстоящие личностные преобразования (например, стать школьником), но и осознание себя (каким школьником я буду). Это позволяет включить в образ собственного Я ребенка различные качества личности, необходимые для успешного выполнения школьных учебных и организационных обязанностей.

Исследования показывают, что для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться в новой среде и преодолевать трудности, связанные с процессом обучения, ему необходимо иметь положительное представление о себе. От характера личных представлений ребенка о себе самом зависит большая или меньшая уверенность его в своих силах, осознание результата как успеха или неуспеха, соответственное отношение к допущенным ошибкам, выбор той задачи, которая по степени ее трудности является посильной ребенку.

___________________ является ученицей 1 – Б класса «школы №____________». О. отличается высокой двигательной активностью, неусидчивостью,, однако, работоспособность на занятиях низкая, предложенные задания не выполняет, отсутствуют навыки организованного труда, что вызывает значительные трудности в обучении. Часты нарушения дисциплины.

Общий запас знаний и представлений соответствуют возрастной норме, сформированы временные и пространственные представления. У О. выявлен низкий уровень концентрации внимания, произвольное внимания не устойчиво, обнаружена повышенная отвлекаемость.

Особенности памяти – низкая продуктивность запоминания, слабая переключаемость, уровень развития слухо – речевой памяти низкий. Особенности мышления – последовательность действий при выполнении задания не устанавливается, низкий уровень владения операциями синтеза и анализа, не устанавливает причинно – следственные связи. Преобладающий тип мышления – наглядно – действенное.

Уровень развития мелкой моторики - движения пальцев скоординированы, умение делать мелкие движения на бытовом уровне, ведущая рука правая. Словарный запас сформирован на среднем уровне, отсутствуют слова обобщающего характера.

 В работу на уроке включается с большим трудом. Испытывает трудности в целенаправленной деятельности. Отношения с учителем и со сверстниками сложные, часто возникают конфликты. На замечания не реагирует. У ученицы не сформирована учебная мотивация, преобладающие мотивы – игровые. Некритична к себе, низкий уровень самооценки.

Для коррекции всех вышеуказанных трудностей была разработана рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий с обучающейся.

В программе элементы игротерапии используются в форме терапии отношений, где игра выступает сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим его миром и людьми. Применение данных форм работы способствует обучению детей отношениям друг с другом, со взрослыми.

Цели:

1. Развитие социально-психологического благополучия.

2. Профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.

Задачи:

• моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, исследование их ребенком и его ориентировка в этих отношениях;

• изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного Я в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций;

• формирование наряду с игровыми отношениями реальных отношений, т. е. равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстниками, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития;

• организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение;

• организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний, обеспечение осознания их благодаря вербализации и, соответственно, осознания смысла проблемной ситуации в целом и формирования ее новых значений;

Возраст обучающейся: 7-8 лет

Сроки реализации: в течение учебного года

Формы и организация занятий: индивидуальная, 1 раз в неделю

Продолжительность: 1 час

Количество занятий: 9

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

  • способность ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение;

• гармоничное развитие личности ребенка через развитие способностей самовыражения и самопознания;

• овладение ребенком адекватными формами поведения в проблемных ситуациях, повышение уровня «исполнительской компетентности» в отношении определенных ситуаций взаимодействия и общения с социальным окружением, предметным миром;

• повышение уровня коммуникативной компетентности обучающейся.






















УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



№ п/п

Темы

Кол-во

часов

Ориентационный блок (18 часов)


1.

Каждый привлекателен по-своему

2

2.

Я+Ты=Мы

2

3.

Волшебные средства понимания

2

4.

Настроение

2

5.

Волшебная линия

2

6.

Я – хороший, я – плохой.

2

7.

Любимые сказки

2

8.

Вместе веселее

2

9.

Хорошо и плохо

2

Итого:

9


Содержание программы.


Занятие 1. Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости, физических особенностей. Развитие репертуара телесных ощущений, обучение использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу

Занятие 2. Развитие чувства принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия.

Занятие 3. Знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие отрицательного отношения к безучастному отношению к проблемам других. Развитие умения принимать настроение других людей.

Занятие 4. Описание своего настроения, обогащение опыта самоконтроля. Осознание настроения другого. Обогащение способами выражения своего настроения. Влияние настроения на взаимоотношения людей.

Занятие 5. Обогащение опыта отреагирования эмоций. Упражнение в регулировании эмоций.

Занятие 6. Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт характера.

Занятие 7. Развитие понимания себя и других. Преодоление барьеров в общении. Отреагирование собственных чувств.

Занятие 8. Расширение опыта позитивного взаимодействия. Развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других.

Занятие 9. Развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Развитие потребности в общении, взаимодействии.


Методическое обеспечение программы


1. Словесные и подвижные игры.

2. Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств.

3. Рисование (тематическое и свободное).

4. Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами.

5. Проблемные ситуации.

6. Терапевтические сказки




Список литературы:

1.Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. Пособие для шк. Психологов. – Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2002.

3. Матюхина М. В., Михальчик Т. С, Ларина К. П. Психология младшего школьника. М., 1976.

4. Морянова Н. П. Влияние учебно-познавательной мотивации на уровень тревожности у младших школьников в процессе их учебной деятельности. Автореф. дис. канд. психол. наук. Тверь, 1999.

5. Осорина М. В. Секретный мир ребенка в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.

6. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 2007.

7. Психодиагностика детей / Сост. А.С. Галанов.- М.: ТЦ Сфера, 2002

8. Психология человека от рождения до смерти. – Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. Под ред. А.А. Реана.

9. Справочник дошкольного психолога. Г.А. Широкова.-Изд. 4-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ (младший школьник)

Тема

Цель, задачи

Содержание

Кол-во

часов

Методическое

Обеспечение, оборудование

Ориентационный блок (18 часов)

1. Каждый привлекателен по-своему


Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости, физических особенностей.








Развитие репертуара телесных ощущений, обучать использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу


Беседа о том, какие люди разные, чем отличаются, чем похожи.

2. Игра « Назови ласково». Цель: развивать позитивное самовосприятие. Ход: ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома.

3. Рисование. Автопортрет.

4. Беседа по рисункам.

1. Беседа о том, как можно показать другому, что он хороший.

2. Игра «Комплимент». Цель: развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие.

2

Краски, карандаши, мелки на выбор. Бумага разного формата.















2. Я+Ты=Мы

Развивать чувство принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия.

1. Схематическое рисование правил «хорошего» общения:

· Помогай друзьям;

· Делись с ними;

· Умей остановить друга, если он делает что-то нехорошее;

· Не срывай злость на других;

· Не ссорься по пустякам;

· Не смейся над ошибками других, ты можешь ошибиться сам.

2. Беседа по рисункам.

3. Игра «Прикосновения».

1. Игра «Молекула». Ход: дети бегают по комнате, при слове МОЛЕКУЛА все собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу.


2. Игра «Комплимент».

3. Рисование «Мой класс».

1. Игра «Колокольчик». Ход: дети стоят в плотном кругу, один ребенок посередине. Он раскачивается из стороны в сторону, остальные его поддерживают.

2. Игра «Ток». Ход: дети стоят в кругу, держаться за руки и пожимают их – передают ток.

3. Создание коллажа «Моя школа». Рисование карандашами.

2

Бумага, карандаши, доска, мел.


























Бумага, краски, карандаши.

3. Волшебные средства понимания



Знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие отрицательного отношения к безучастному отношению к проблемам других. Развитие умения принимать настроение других людей.


Игра «Я чувствую…» Ход: детям раздаются карточки с изображением различных эмоций. Ребенок называет нарисованное чувство и говорит, когда он его испытывает.

2. Игра «Молекула».

3. Интонационные этюды: детям предлагается произнести фразу «пойдем играть» грустно, весело, со злостью, испуганно, обиженно.

1. Беседа о волшебных средствах понимания: интонации, мимики, пантомимики.

2. Изготовление масок.

3. Игра «Маски» Ход: ребенок, одев маску, передает настроение этой маски.

1. Игра «Руки» Ход: дети работают в парах. Ведущий предлагает: познакомиться руками, поссориться руками, помириться руками.

2. Игра «Ниточка с иголочкой».

3. Игра «Я чувствую…»

2

Карточки с изображением эмоций











Бумага, краски, карандаши, мелки, шнурочки.


4. Настроение


Описание своего настроения, обогащение опыта самоконтроля. Осознание настроения другого. Обогащение способами выражения своего настроения. Влияние настроения на взаимоотношения людей.



1. Игра «Лото настроение».

2. Рисование «Мое настроение».

3. Беседа по изображениям эмоций.

1. Упражнение «Возьми себя в руки!»

2. Упражнение «Лев»

3. Игра «Создай марионетку»

2

Краски, бумага, карточки-лото, карточки с изображением эмоций.



Заготовки марионеток

5. Волшебная линия


Обогащение опыта отреагирования эмоций. Упражнение в регулировании эмоций.



1. Рисование «Волшебная линия». С помощью линейки и цвета передать настроение: спокойная линия, радостная, хитрая, злая, больная, волнующаяся.

2. Создание картины с помощью линий.

1. Беседа по рисункам.

2. Игра «Нехочуха».

3. Игра-релаксация «Волшебный сон».

2

Бумага, краски.


6. Я – хороший, я – плохой.


Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт характера.



1. Игра «Наоборот». Ход: дети сидят в кругу, тот, кому кинули мяч, называет противоположное качество: добрый – злой.

2. Сказка «Чертенок» (см. Сказка «Чертенок» (см. . Яковлева «Психологическая помощь…»).

3. Игра «Собаки бывают». Ход: дети изображают собак. Педагог спрашивает о том, какие это собаки.

1. Игра «Я умею» Ход: дети сидят в кругу. Ведущий кидает каждому мяч. Ребенок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее и плохое).

2. Игра-релаксация «Цветочная поляна». Детям предлагается представить себе цветочную поляну, найти цветок и хорошо его рассмотреть.


3. Рисование цветка.

2

Мяч.










Мяч, воск, бумага, краски.

7. Любимые сказки


Развитие понимания себя и других. Преодоление барьеров в общении. Отреагирование собственных чувств


1. Игра «Назови героя». Ход: ведущий называет черту характера, дети подбирают к ней героя сказки.

2. Игра «Сказка наоборот». Ход: поменять героев местами, придумать, что они теперь будут делать.

3. Рисование «Письмо любимому герою».

2

Мяч, воск, бумага, краски.


8. Вместе веселее


Расширение опыта позитивного взаимодействия. Развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других.


1. Игра «Бумажные развалы». Ход: сразу оговорить, что дети после занятия убирают. Затем предлагается начать. Дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные кусочки складывают в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бумагу вверх.

1. Игра «Клубок».

2. Игра «Найди пару».

3. Игра «Зеркало»

2

Старые газеты, бумага.

9. Хорошо и плохо


Развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Развитие потребности в общении, взаимодействии.


1. Сценка «Вместе и порознь». Лисенок и Медвежонок дружили давно, любили играть вместе. Однажды Лисенок очень сильно захотел поиграть с машинкой Медвежонка, но и Медвежонок хотел поиграть с машинкой. В конце концов, они поссорились. Им стало очень плохо, скучно. А потом они поговорили и помирились.

2. Обсуждение сценки.

1. Игра «Вежливые слова».

2. Игра «Гамак».

3. Игра «Гусеничка».

1. Сочинение сказки.

2. Игра «Колокольчик».

3. Игра-релаксация.

2

Не требуется






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!