Программа психологического кружка «Тропинка к своему Я» направлена на сохранение психологического здоровья детей.
В основу программы положены материалы учебно – методического пособия для психологов, учителей младших классов «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе» - автор Ольга Владимировна Хухлаева.
Основная цель программы – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками учителями и родителями, найти своё место в школьной жизни.
Выполнение программы рассчитано на 1 год. В реализации участвуют дети 8-10 лет. Занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Форма реализации групповая.
Просмотр содержимого документа
«Программа психологического кружка для младших школьников "Тропинка к своему Я"»
Программа психологического кружка
«Тропинка к своему Я»
Возраст 8 – 10 лет.
Срок реализации 1 год.
Составитель программы и руководитель кружка
педагог-психолог Котлярова А.П.
На основе программы формирования психологического
здоровья младших школьников О.В.Хухлаевой
«Тропинка к своему я».
Пояснительная записка
Программа психологического кружка «Тропинка к своему Я» направлена на сохранение психологического здоровья детей.
В основу программы положены материалы учебно – методического пособия для психологов, учителей младших классов «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе» - автор Ольга Владимировна Хухлаева.
Основная цель программы – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками учителями и родителями, найти своё место в школьной жизни.
Задачи программы:
Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить у них интерес к внутреннему миру человека.
Обучить детей умению находить достоинства в самих себе и других людях, повышение самоуважения детей.
Обучить детей пониманию взаимосвязи между поступками людей и жизненным опытом, умению осознавать последствия своих поступков и поступков других людей.
Обучить детей поиску внутренних ресурсов для разрешения конфликтных ситуаций.
Актуальность и новизна программы заключается в содержании программы, которая охватывает весьма широкий круг вопросов. Учитывая возрастные особенности учащихся 4 класса, в занятиях используются игровые моменты, дающие возможность межличностного взаимодействия. На личном опыте дети приобретают навыки и умения понимать свои чувства и свое эмоциональное состояние, а также видят, что дружеское расположение друг к другу улучшают отношения между людьми.
Отводится время на выражение своего эмоционального состояния в рисунке, это очень нравится детям и способствует раскрытию внутреннего мира детей, выражению их эмоционального состояния, особенно у тех детей, которые стесняются выразить свои чувства словами.
Презентации вызывают у ребят необыкновенный восторг, яркие иллюстрации, знакомые сказочные персонажи, способствуют более легкому восприятию, представленной темы. Иллюстрации к слайдам взяты из книги «Учимся понимать других» С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, и,г, Топоркова и др.
В занятиях затрагивается нравственная составляющая межличностного взаимодействия людей. Обсуждение поступков детей, их чувств, подводит ребят к пониманию культуры поведения в обществе, со сверстниками.
В течение всех занятий происходит рефлексия эмоционального состояния школьников. В конце каждого занятия подводится итог того, что узнали и прочувствовали сами ребята.
Предложенная программа направлена на успешное решение проблемы воспитания психического здоровья школьников.
Выполнение программы рассчитано на 1 год. В реализации участвуют дети 8-10 лет. Занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Форма реализации групповая.
Проецируемый результат по окончании курса:
По окончании курса развивающих занятий у учащихся должна наблюдаться положительная динамика в самостоятельности выполнять упражнения и задания; в поведении на занятиях, уроках; в повышении успеваемости по разным школьным предметам; в изменении эмоционального состояния каждого учащегося.
Эффективность программы оценивается по результатам психологического обследования, которое проводится в начале и в конце развивающих занятий.
Ожидаемые результаты | Измерители |
Сформированность коммуникативных способностей | Тест Л.Михельсона «Коммуникативные умения» |
Уровень самооценки не ниже среднего | Методика Дембо-Рубинштейн «Самооценка личности» |
Уровень психологической грамотности не ниже среднего | Методика «Психологическая грамотность» |
Календарно-тематическое планирование IV года обучения
№ п/п занятия | Тема | Кол-во часов лекция, диалог | Кол-во часов практикум | Кол-во часов тренинг |
Тема 1. Кто я? Мои особенности и возможности. |
1 | Как я изменился летом? | 1 | | |
2 | Кто я? | 1 | | 1 |
3 | Расту=взрослею? | 1 | | |
4 | Мои способности | 1 | 1 | |
5 | Мои интересы | 1 | | 1 |
6 | Мой путь к успеху | 1 | 1 | |
7 | Мой внутренний мир | | | 1 |
8 | Уникальность внутреннего мира | | 1 | 1 |
9 | Мой внутренний мир и мои друзья | 1 | | |
Тема 2. Мой класс и мои друзья. |
10 | Мои друзья-девочки и мальчики | | 1 | 1 |
11 | Мой класс | 1 | | |
12 | Мои одноклассники | | 1 | |
13 | Мои одноклассники — какие они? | 1 | | |
14 | Какие ученики мои одноклассники? | 1 | | |
15 | Лидерство в классе | | | 1 |
16 | Конфликты в классе | 1 | | 1 |
17 | Взаимопомощь в классе | | 1 | 1 |
Тема 3. Мое прошлое, настоящее, будущее. |
18 | Мое детство | | 1 | |
19 | Мое настоящее | | 1 | |
20 | Мое будущее | 1 | | |
21 | Мой будущий дом | | 1 | |
22 | Моя будущая профессия | | | 1 |
23 | Мое близкое будущее — 5 класс | 1 | | |
24 | Что нового меня ждет в 5 классе | 1 | | 1 |
25 | Итоговое занятие | | 1 | |
Всего: 34 часа |
Литература.
Вайсен Р. и др. Обучение жизненным навыкам в школах. М., 1996.
Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980.
Лунъков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. М., 1995.
Миллс Дж., Кроу ли Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». М., 1996.
Мухина B.C. Детская психология. М., 1999.
Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М., 1997.
Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. М., 1999.
Юнг К. Конфликты детской души. М., 1995.