СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа психологического кружка для младших школьников "Тропинка к своему Я"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа психологического кружка «Тропинка к своему Я» направлена на сохранение психологического здоровья детей.

В основу программы положены материалы учебно – методического пособия для психологов, учителей младших классов «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе» - автор Ольга Владимировна Хухлаева.

Основная цель программы – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками учителями и родителями, найти своё место в школьной жизни.

Выполнение программы рассчитано на 1 год. В реализации участвуют дети 8-10 лет. Занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Форма реализации групповая.

Просмотр содержимого документа
«Программа психологического кружка для младших школьников "Тропинка к своему Я"»

Программа психологического кружка

«Тропинка к своему Я»


Возраст 8 – 10 лет.

Срок реализации 1 год.

Составитель программы и руководитель кружка

педагог-психолог Котлярова А.П.

На основе программы формирования психологического

здоровья младших школьников О.В.Хухлаевой

«Тропинка к своему я».




Пояснительная записка


Программа психологического кружка «Тропинка к своему Я» направлена на сохранение психологического здоровья детей.

В основу программы положены материалы учебно – методического пособия для психологов, учителей младших классов «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе» - автор Ольга Владимировна Хухлаева.

Основная цель программы – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками учителями и родителями, найти своё место в школьной жизни.

Задачи программы:

  1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить у них интерес к внутреннему миру человека.

  2. Обучить детей умению находить достоинства в самих себе и других людях, повышение самоуважения детей.

  3. Обучить детей пониманию взаимосвязи между поступками людей и жизненным опытом, умению осознавать последствия своих поступков и поступков других людей.

  4. Обучить детей поиску внутренних ресурсов для разрешения конфликтных ситуаций.

Актуальность и новизна программы заключается в содержании программы, которая охватывает весьма широкий круг вопросов. Учитывая возрастные особенности учащихся 4 класса, в занятиях используются игровые моменты, дающие возможность межличностного взаимодействия. На личном опыте дети приобретают навыки и умения понимать свои чувства и свое эмоциональное состояние, а также видят, что дружеское расположение друг к другу улучшают отношения между людьми.

Отводится время на выражение своего эмоционального состояния в рисунке, это очень нравится детям и способствует раскрытию внутреннего мира детей, выражению их эмоционального состояния, особенно у тех детей, которые стесняются выразить свои чувства словами.

Презентации вызывают у ребят необыкновенный восторг, яркие иллюстрации, знакомые сказочные персонажи, способствуют более легкому восприятию, представленной темы. Иллюстрации к слайдам взяты из книги «Учимся понимать других» С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, и,г, Топоркова и др.

В занятиях затрагивается нравственная составляющая межличностного взаимодействия людей. Обсуждение поступков детей, их чувств, подводит ребят к пониманию культуры поведения в обществе, со сверстниками.

В течение всех занятий происходит рефлексия эмоционального состояния школьников. В конце каждого занятия подводится итог того, что узнали и прочувствовали сами ребята.

Предложенная программа направлена на успешное решение проблемы воспитания психического здоровья школьников.

Выполнение программы рассчитано на 1 год. В реализации участвуют дети 8-10 лет. Занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Форма реализации групповая.

Проецируемый результат по окончании курса:

По окончании курса развивающих занятий у учащихся должна наблюдаться положительная динамика в самостоятельности выполнять упражнения и задания; в поведении на занятиях, уроках; в повышении успеваемости по разным школьным предметам; в изменении эмоционального состояния каждого учащегося.


Эффективность программы оценивается по результатам психологического обследования, которое проводится в начале и в конце развивающих занятий.


Ожидаемые результаты

Измерители

Сформированность коммуникативных способностей

Тест Л.Михельсона «Коммуникативные умения»

Уровень самооценки не ниже среднего

Методика Дембо-Рубинштейн «Самооценка личности»

Уровень психологической грамотности не ниже среднего

Методика «Психологическая грамотность»


Календарно-тематическое планирование IV года обучения


№ п/п занятия

Тема

Кол-во часов лекция, диалог

Кол-во часов практикум

Кол-во часов тренинг

Тема 1. Кто я? Мои особенности и возможности.

1

Как я изменился летом?

1



2

Кто я?

1


1

3

Расту=взрослею?

1



4

Мои способности

1

1


5

Мои интересы

1


1

6

Мой путь к успеху

1

1


7

Мой внутренний мир



1

8

Уникальность внутреннего мира


1

1

9

Мой внутренний мир и мои друзья

1



Тема 2. Мой класс и мои друзья.

10

Мои друзья-девочки и мальчики


1

1

11

Мой класс

1



12

Мои одноклассники


1


13

Мои одноклассники — какие они?

1



14

Какие ученики мои одноклассники?

1



15

Лидерство в классе



1

16

Конфликты в классе

1


1

17

Взаимопомощь в классе


1

1

Тема 3. Мое прошлое, настоящее, будущее.

18

Мое детство


1


19

Мое настоящее


1


20

Мое будущее

1



21

Мой будущий дом


1


22

Моя будущая профессия



1

23

Мое близкое будущее — 5 класс

1



24

Что нового меня ждет в 5 классе

1


1

25

Итоговое занятие


1


Всего: 34 часа



Литература.


  1. Вайсен Р. и др. Обучение жизненным навыкам в школах. М., 1996.

  2. Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980.

  3. Лунъков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. М., 1995.

  4. Миллс Дж., Кроу ли Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». М., 1996.

  5. Мухина B.C. Детская психология. М., 1999.

  6. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской пси­хотерапии. М., 1997.

  7. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. М., 1999.

  8. Юнг К. Конфликты детской души. М., 1995.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!