СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развития эмоционально-волевой сферы детей «семь я»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционная школа для детей 8 вида с ограниченными возможностями здоровья

Просмотр содержимого документа
«Программа развития эмоционально-волевой сферы детей «семь я»»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ
СФЕРЫ ДЕТЕЙ «СЕМЬ Я»

Пояснительная записка


В содержании развивающей работы по программе «Семь Я» учтены федеральные государственные требования в части реализации социально-личностного направления развития школьников. Программа представляет собой систему парциальной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы,
устранение которых является одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации детей, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в профессиональной и социальной деятельности.


Цель программы: социализация ребенка в школьной среде, адаптация в начальной школе.

Планируемые итоговые результаты усвоения программы «Семь Я» едины как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Программа развивающей работы в группах 7-9 лет в соответствии с ФП направлена на успешную социализацию и создание системы
комплексной адаптации детей к обучению в школе.


Задачи программы «Семь Я»: развитие игровой, продуктивной (конструктивной) деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; формирование семейной принадлежности, чувства принадлежности к сообществу сверстников; сенсорное развитие.


Содержание программы развития «Семь Я» определяют принципы:

- Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию педагога-психолога, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой в интересах ребенка.

- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, то есть системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей 7-9 лет, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий.

- Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к ее решению.

- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает создание условий для соблюдения гарантированных законодательством прав и законных интересов ребенка, содействия ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов.

Целевая группа и лица, непосредственно получающие помощь: дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Работа планируется в группе детей 7-9 лет и предлагает активное внедрение интегрированных и комплексных занятий-проектов по развитию коммуникации. Расписание непосредственно образовательной деятельности в рамках программы «Семь Я» целесообразно составлять на основе реализуемой школьной программой.


Направления работы:

Формирование эмоционально-волевой сферы детей осуществляется в разных направлениях, основные - работа с детьми. Важно развивать коммуникативные качества, направленные на устранение признаков дезадаптации у школьников, формировать адекватное реагирование на жизненные ситуации, способность эмоционального саморегулирования, прививать навыки конструктивных поведенческих реакций в быту совместно с родителями, которые являются для ребенка примером для подражания.

Программа развития на начальной школьной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психологической помощи в условиях образовательного учреждения;

- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере в условиях школьного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере.


Характеристика содержания:

Диагностическая работа включает:

- своевременное выявление детей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере;

- комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- определение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития воспитанника с нарушениями в эмоционально-волевой сфере, выявление его резервных возможностей;

- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с нарушениями в эмоционально-волевой сфере;

- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребенка;

- анализ успешности развивающей работы.

Развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для развития ребенка с нарушениями в эмоционально-волевой сфере коррекционных программ/методик и приемов обучения в соответствии с его особыми потребностями;

- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

- психокоррекцию и развитие высших психических функций;

- развитие эмоционально-волевой сферы и личностных сфер ребенка и психокоррекцию его поведения;

- социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере, единых для всех участников образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с воспитанниками с нарушениями в эмоционально-волевой сфере;
- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов развивающего обучения ребенка с нарушениями в эмоционально-волевой сфере.

Информационно - просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (мини-лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные и групповые практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с нарушениями в эмоционально-волевой сфере, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.

Методы и приемы работы: психогимнастика, арт-терапия в различных ее видах: изобразительные средства (коллаж, фотография - А. И. Копытин, 2010), музыкотерапия, камнетерапия, творческое рассказывание; аутомануальный комплекс (самомассаж - А. Л. Сиротюк, 2008); релаксационный метод.

Программа «Семь Я» составлена для работы с детьми начального школьного возраста. Количество детей в группе развития – 6-10 человек, продолжительность одного занятия 40 минут 2 раза в неделю.

Работа с детьми может осуществляться как в индивидуальной форме, так и в групповой - тематическая интерактивная группа развития. Понятие интерактивности в данном случае означает, что одной из ведущих особенностей групповой работы выступает взаимодействие между ее участниками посредством вербального канала коммуникации и визуальных образов.

Структурирование работы участников тематической группы развития осуществляется, главным образом, за счет фокусировки их внимания на какой-либо значимой для них теме индивидуального, парного, микрогруппового или макрогруппового характера упражнений.



Интеграция образовательной области «Социализация» в другие образовательные области в условиях реализации программы «Семь Я»


«Физическая культура»

Формирование физических качеств и накопление двигательного опыта, необходимых в разнообразных жизненных ситуациях для сохранения жизни и здоровья

«Здоровье»

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека

«Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов социализации в части формирования основ психологической грамотности

«Познание»

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о семейной принадлежности, положительном отношение к себе

«Социализация»

Формирование первичных представлений о себе, своих особенностях, семье, социуме; освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте основ психологической грамотности

«Труд»

Формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ психологической грамотности

в процессе трудовой деятельности

«Художественное

творчество»

Конструктивные способы поведения с использованием художественных творений для формирования основ мира





Планируемые результаты по итогам освоения детьми

и реализации программы «Семь Я»



Итоговые

Промежуточные

1

2

Интегративные качества:

• эмоционально-отзывчивый;

• активный;

• овладевший средствами общения и способа-

ми взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

• способный управлять своим поведением;

• соблюдающий элементарные общепринятые

нормы и правила поведения;

• способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

• имеющий первичные представления о себе,

семье;

• овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

• овладевший необходимыми умениями и навыками

Формальные результаты:

• количество проведенных занятий;

• количество участников занятий;

• количество выполненных детьми творческих работ индивидуального плана;

• фотоальбом, где отражается динамика эмоциональной включенности участников занятий в совместный творческий процесс.

Качественные результаты:

1. Ребенок должен знать, распознавать и адекватно проявлять различные эмоциональные состояния.

2. Ребенок должен знать о способах снятия напряжения.

З. Ребенок должен произвольно управлять своими эмоциями.

4. Повышается компетентность ребенка в познании себя, своих индивидуальных психологических особенностей на доступном для данного возраста уровне:

• появляется осознание того, что каждый человек является уникальным и неповторимым и обладает как сильными, так и слабыми сторонами; о осознание ребенком своих чувств, переживаний, потребностей через конкретные образы и действия.

5. Повышение чувства уверенности

в себе, снижение уровня тревожности, агрессивности.



'Организация работы с детьми

Цель: оптимизации психического развития в детском возрасте.

Диагностические задачи: выявление уровня самооценки учащихся; выявление нарушений эмоционально- волевой сферы; выявление нарушений в детско-родительских взаимоотношениях.

Психокоррекционные задачи: снижение уровня нарушений эмоционально-волевой сферы посредствам камнетерапии; развитие коммуникативных качеств, направленных на устранение признаков дезадаптации у школьников; формирование адекватного реагирования на жизненные ситуации, развитие конструктивных поведенческих реакций; развитие установки «Семь моих положительных Я, семь положительных Я моей семьи»; формирование способности эмоционального саморегулирования.

Профилактические задачи: развитие психологической грамотности школьников в вопросах конструктивного взаимодействия с другими детьми и взрослыми.


















Тематическое планирование занятий

1 четверть – 16 часов



п/п

Тема, содержание

Материалы

Количество

часов

1

2

3

4

1 -2

Тема: Я

1. Вводная беседа.

2. Игра-знакомство.

3. Игра «Люди-камни».

4. Камнетерапия. Автопортрет.

5. Беседа по творческим работам на тему

«Автопортрет».

6.Рефлексия.

Оформление бейджиков; камушки разного цвета, формы, состава; карандаши; клей; скотч; ножницы; скрепки; правила на отдельном листке; спокойная музыка для релаксации; фотоаппарат.

2

3-4

Тема: Семь Я

1. Упражнение «Ласковое имя».

2. Упражнение «Мое настроение, когда я ... »,

3. Беседа «Семья это ... »,

4. Камнетерапия. Портрет семьи.

5. Беседа по творческим работам «Портрет

семьи».

6. Рефлексия

Камушки разного цвета, формы, состава; спокойная музыка для релаксации.

2

5

Т е м а: Я чувствую

1. Психогимнастика «Вкусные конфеты»,

«Кислый лимон» и др.

2. Игра «Руки».

3. Игра «Я чувствую».

4. Рефлексия

Запись классической музыки; картинки с изображением зверей во время проявления ими различных эмоций; песочные часы.

1

6

Т е м а: Я и семья

1. Игра «Комплимент».

2. Беседа «Я люблю свою семью, потому

что ... »,

3. Камнетерапия. Портрет семьи.

4. Беседа по творческим работам на тему

«Портрет семьи».

5. Рефлексия

Камушки разного цвета, формы, состава; спокойная музыка для релаксации; фотоаппарат.

1

7-8

Т е м а : Я умница

1. Аутомануальный комплекс.

2. Игра «Добрые слова».

3. Игра «Я такой».

4. Рефлексия

Открытки с изображением цветов, природных явлений и т.д.; спокойная музыка для релаксации.

2

9-10

Те м а: Я хороший

1. Аутомануальный комплекс.

2. Игра «Аплодисменты по кругу».

3. Игра «Цветы».

4. Игра «Цветок от меня к тебе»

4. Упражнение «Мне понравилось ... »

Открытки с изображением цветов, природных явлений и т.д.; спокойная музыка для релаксации.

2

11-12

Т е м а : Я дающий

1. Аутомануальный комплекс.

2. Релаксационное упражнение «Лентяи».

3. Игра «Дарю тебе».

4. Игра «Самое приятное»

Открытки с изображением цветов, природных явлений и т.д.; спокойная музыка для релаксации.

2

13-14

Т е м а : Сказочный Я

1. Аутомануальный комплекс.

2. Игра «Я сказочный герой».

3. Игра «Пожелания в круг».

4.Рефлексия.

Картинки с изображением сказочных героев, природных явлений и т.д.; спокойная музыка для релаксации.

2

15-16

Т е м а: Идеальная семья

1. Игра «Стихия».

2. Беседа «Назови семь качеств, которые тебе нравятся в своей семье».

3. Камнетерапия. Портрет моей идеальной

семьи.

4. Беседа по творческим работам на тему

«Портрет моей идеальной семьи».

5. Рефлексия

Камушки разного цвета, формы, состава; спокойная музыка для релаксации; фотоаппарат.

2

17-18

Т е м а: Семья и Я

1. Обобщающая беседа.

2. Игра-знакомство.

3. Создание коллажа «Семья».

4. Рефлексия

Бумага (разного цвета и размера), газеты, журналы; карандаши, восковые мелки; краски; иллюстрации; клей; ножницы; камушки разного цвета; спокойная музыка для релаксации; фотоаппарат.

2















Методические рекомендации.

Для проведения занятий необходимо: наличие «защищенного», безопасного пространства - исключить присутствие посторонних, не участвующих в процессе людей, проходных помещений; отсутствие оценки и критики как к окружающим, так и к продукту их творчества. Предварительно каждым ребенком оформляется «визитка» (личный бейджик), Ребенок на «визитке» изображает рисунок, подчеркивающий какую-то его особенность (символ имени, игрушка, цветок или то, что ребенок любит). Изготовление и использование «визитки» становится ритуалом занятия, который оказывает мягкое организационное воздействие на ребенка,
настраивая его на совместную творческую деятельность.

Структура занятия:

1. Вводная часть: игры и беседы, направленные на положительное отношение к занятию, ведущему, членам группы, на сплочение и эмоциональный настрой (3-5 мин); аутомануальный и релаксационный комплекс, техники, снижающие психомышечное напряжение (10 мин).

2. Основная часть: камнетерапия и арт-терапия, направленная на отработку позиции жизненной активности, расширение поведенческих механизмов психологической защиты в ситуации одиночества и разлуки, адаптации, формирование положительного образа Я, повышение компетентности ребенка в познании себя (15-25 мин).

3. Заключительная часть: обратная связь - отработка механизмов расставания (5-8 мин).

Формы контроля:

1. Перед проведением и по завершении развивающего комплекса занятий проводится диагностика эмоционально-волевой сферы детей.

2. Рефлексия по итогам выполненного упражнения и каждого занятия в форме вербального проговаривания.

3. В ходе ряда занятий собирается фотоматериал, отражающий эмоциональную включенность детей в творческий процесс.
4. Протоколы собеседования с родителями и педагогами.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!