ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ
СФЕРЫ ДЕТЕЙ «СЕМЬ Я»
Пояснительная записка
В содержании развивающей работы по программе «Семь Я» учтены федеральные государственные требования в части реализации социально-личностного направления развития школьников. Программа представляет собой систему парциальной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы,
устранение которых является одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации детей, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в профессиональной и социальной деятельности.
Цель программы: социализация ребенка в школьной среде, адаптация в начальной школе.
Планируемые итоговые результаты усвоения программы «Семь Я» едины как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Программа развивающей работы в группах 7-9 лет в соответствии с ФП направлена на успешную социализацию и создание системы
комплексной адаптации детей к обучению в школе.
Задачи программы «Семь Я»: развитие игровой, продуктивной (конструктивной) деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; формирование семейной принадлежности, чувства принадлежности к сообществу сверстников; сенсорное развитие.
Содержание программы развития «Семь Я» определяют принципы:
- Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию педагога-психолога, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой в интересах ребенка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, то есть системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей 7-9 лет, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к ее решению.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает создание условий для соблюдения гарантированных законодательством прав и законных интересов ребенка, содействия ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов.
Целевая группа и лица, непосредственно получающие помощь: дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Работа планируется в группе детей 7-9 лет и предлагает активное внедрение интегрированных и комплексных занятий-проектов по развитию коммуникации. Расписание непосредственно образовательной деятельности в рамках программы «Семь Я» целесообразно составлять на основе реализуемой школьной программой.
Направления работы:
Формирование эмоционально-волевой сферы детей осуществляется в разных направлениях, основные - работа с детьми. Важно развивать коммуникативные качества, направленные на устранение признаков дезадаптации у школьников, формировать адекватное реагирование на жизненные ситуации, способность эмоционального саморегулирования, прививать навыки конструктивных поведенческих реакций в быту совместно с родителями, которые являются для ребенка примером для подражания.
Программа развития на начальной школьной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психологической помощи в условиях образовательного учреждения;
- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере в условиях школьного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере.
Характеристика содержания:
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере;
- комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития воспитанника с нарушениями в эмоционально-волевой сфере, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с нарушениями в эмоционально-волевой сфере;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребенка;
- анализ успешности развивающей работы.
Развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребенка с нарушениями в эмоционально-волевой сфере коррекционных программ/методик и приемов обучения в соответствии с его особыми потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- психокоррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой сферы и личностных сфер ребенка и психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с воспитанниками с нарушениями в эмоционально-волевой сфере;
- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов развивающего обучения ребенка с нарушениями в эмоционально-волевой сфере.
Информационно - просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (мини-лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные и групповые практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с нарушениями в эмоционально-волевой сфере, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.
Методы и приемы работы: психогимнастика, арт-терапия в различных ее видах: изобразительные средства (коллаж, фотография - А. И. Копытин, 2010), музыкотерапия, камнетерапия, творческое рассказывание; аутомануальный комплекс (самомассаж - А. Л. Сиротюк, 2008); релаксационный метод.
Программа «Семь Я» составлена для работы с детьми начального школьного возраста. Количество детей в группе развития – 6-10 человек, продолжительность одного занятия 40 минут 2 раза в неделю.
Работа с детьми может осуществляться как в индивидуальной форме, так и в групповой - тематическая интерактивная группа развития. Понятие интерактивности в данном случае означает, что одной из ведущих особенностей групповой работы выступает взаимодействие между ее участниками посредством вербального канала коммуникации и визуальных образов.
Структурирование работы участников тематической группы развития осуществляется, главным образом, за счет фокусировки их внимания на какой-либо значимой для них теме индивидуального, парного, микрогруппового или макрогруппового характера упражнений.
Интеграция образовательной области «Социализация» в другие образовательные области в условиях реализации программы «Семь Я»
«Физическая культура» | Формирование физических качеств и накопление двигательного опыта, необходимых в разнообразных жизненных ситуациях для сохранения жизни и здоровья |
«Здоровье» | Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека |
«Коммуникация» | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов социализации в части формирования основ психологической грамотности |
«Познание» | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о семейной принадлежности, положительном отношение к себе |
«Социализация» | Формирование первичных представлений о себе, своих особенностях, семье, социуме; освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте основ психологической грамотности |
«Труд» | Формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ психологической грамотности в процессе трудовой деятельности |
«Художественное творчество» | Конструктивные способы поведения с использованием художественных творений для формирования основ мира |
Планируемые результаты по итогам освоения детьми
и реализации программы «Семь Я»
Итоговые | Промежуточные |
1 | 2 |
Интегративные качества: • эмоционально-отзывчивый; • активный; • овладевший средствами общения и способа- ми взаимодействия со взрослыми и сверстниками; • способный управлять своим поведением; • соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; • способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; • имеющий первичные представления о себе, семье; • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; • овладевший необходимыми умениями и навыками | Формальные результаты: • количество проведенных занятий; • количество участников занятий; • количество выполненных детьми творческих работ индивидуального плана; • фотоальбом, где отражается динамика эмоциональной включенности участников занятий в совместный творческий процесс. Качественные результаты: 1. Ребенок должен знать, распознавать и адекватно проявлять различные эмоциональные состояния. 2. Ребенок должен знать о способах снятия напряжения. З. Ребенок должен произвольно управлять своими эмоциями. 4. Повышается компетентность ребенка в познании себя, своих индивидуальных психологических особенностей на доступном для данного возраста уровне: • появляется осознание того, что каждый человек является уникальным и неповторимым и обладает как сильными, так и слабыми сторонами; о осознание ребенком своих чувств, переживаний, потребностей через конкретные образы и действия. 5. Повышение чувства уверенности в себе, снижение уровня тревожности, агрессивности. |
'Организация работы с детьми
Цель: оптимизации психического развития в детском возрасте.
Диагностические задачи: выявление уровня самооценки учащихся; выявление нарушений эмоционально- волевой сферы; выявление нарушений в детско-родительских взаимоотношениях.
Психокоррекционные задачи: снижение уровня нарушений эмоционально-волевой сферы посредствам камнетерапии; развитие коммуникативных качеств, направленных на устранение признаков дезадаптации у школьников; формирование адекватного реагирования на жизненные ситуации, развитие конструктивных поведенческих реакций; развитие установки «Семь моих положительных Я, семь положительных Я моей семьи»; формирование способности эмоционального саморегулирования.
Профилактические задачи: развитие психологической грамотности школьников в вопросах конструктивного взаимодействия с другими детьми и взрослыми.
Тематическое планирование занятий
1 четверть – 16 часов
№ п/п | Тема, содержание | Материалы | Количество часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 -2 | Тема: Я 1. Вводная беседа. 2. Игра-знакомство. 3. Игра «Люди-камни». 4. Камнетерапия. Автопортрет. 5. Беседа по творческим работам на тему «Автопортрет». 6.Рефлексия. | Оформление бейджиков; камушки разного цвета, формы, состава; карандаши; клей; скотч; ножницы; скрепки; правила на отдельном листке; спокойная музыка для релаксации; фотоаппарат. | 2 |
3-4 | Тема: Семь Я 1. Упражнение «Ласковое имя». 2. Упражнение «Мое настроение, когда я ... », 3. Беседа «Семья это ... », 4. Камнетерапия. Портрет семьи. 5. Беседа по творческим работам «Портрет семьи». 6. Рефлексия | Камушки разного цвета, формы, состава; спокойная музыка для релаксации. | 2 |
5 | Т е м а: Я чувствую 1. Психогимнастика «Вкусные конфеты», «Кислый лимон» и др. 2. Игра «Руки». 3. Игра «Я чувствую». 4. Рефлексия | Запись классической музыки; картинки с изображением зверей во время проявления ими различных эмоций; песочные часы. | 1 |
6 | Т е м а: Я и семья 1. Игра «Комплимент». 2. Беседа «Я люблю свою семью, потому что ... », 3. Камнетерапия. Портрет семьи. 4. Беседа по творческим работам на тему «Портрет семьи». 5. Рефлексия | Камушки разного цвета, формы, состава; спокойная музыка для релаксации; фотоаппарат. | 1 |
7-8 | Т е м а : Я умница 1. Аутомануальный комплекс. 2. Игра «Добрые слова». 3. Игра «Я такой». 4. Рефлексия | Открытки с изображением цветов, природных явлений и т.д.; спокойная музыка для релаксации. | 2 |
9-10 | Те м а: Я хороший 1. Аутомануальный комплекс. 2. Игра «Аплодисменты по кругу». 3. Игра «Цветы». 4. Игра «Цветок от меня к тебе» 4. Упражнение «Мне понравилось ... » | Открытки с изображением цветов, природных явлений и т.д.; спокойная музыка для релаксации. | 2 |
11-12 | Т е м а : Я дающий 1. Аутомануальный комплекс. 2. Релаксационное упражнение «Лентяи». 3. Игра «Дарю тебе». 4. Игра «Самое приятное» | Открытки с изображением цветов, природных явлений и т.д.; спокойная музыка для релаксации. | 2 |
13-14 | Т е м а : Сказочный Я 1. Аутомануальный комплекс. 2. Игра «Я сказочный герой». 3. Игра «Пожелания в круг». 4.Рефлексия. | Картинки с изображением сказочных героев, природных явлений и т.д.; спокойная музыка для релаксации. | 2 |
15-16 | Т е м а: Идеальная семья 1. Игра «Стихия». 2. Беседа «Назови семь качеств, которые тебе нравятся в своей семье». 3. Камнетерапия. Портрет моей идеальной семьи. 4. Беседа по творческим работам на тему «Портрет моей идеальной семьи». 5. Рефлексия | Камушки разного цвета, формы, состава; спокойная музыка для релаксации; фотоаппарат. | 2 |
17-18 | Т е м а: Семья и Я 1. Обобщающая беседа. 2. Игра-знакомство. 3. Создание коллажа «Семья». 4. Рефлексия | Бумага (разного цвета и размера), газеты, журналы; карандаши, восковые мелки; краски; иллюстрации; клей; ножницы; камушки разного цвета; спокойная музыка для релаксации; фотоаппарат. | 2 |
Методические рекомендации.
Для проведения занятий необходимо: наличие «защищенного», безопасного пространства - исключить присутствие посторонних, не участвующих в процессе людей, проходных помещений; отсутствие оценки и критики как к окружающим, так и к продукту их творчества. Предварительно каждым ребенком оформляется «визитка» (личный бейджик), Ребенок на «визитке» изображает рисунок, подчеркивающий какую-то его особенность (символ имени, игрушка, цветок или то, что ребенок любит). Изготовление и использование «визитки» становится ритуалом занятия, который оказывает мягкое организационное воздействие на ребенка,
настраивая его на совместную творческую деятельность.
Структура занятия:
1. Вводная часть: игры и беседы, направленные на положительное отношение к занятию, ведущему, членам группы, на сплочение и эмоциональный настрой (3-5 мин); аутомануальный и релаксационный комплекс, техники, снижающие психомышечное напряжение (10 мин).
2. Основная часть: камнетерапия и арт-терапия, направленная на отработку позиции жизненной активности, расширение поведенческих механизмов психологической защиты в ситуации одиночества и разлуки, адаптации, формирование положительного образа Я, повышение компетентности ребенка в познании себя (15-25 мин).
3. Заключительная часть: обратная связь - отработка механизмов расставания (5-8 мин).
Формы контроля:
1. Перед проведением и по завершении развивающего комплекса занятий проводится диагностика эмоционально-волевой сферы детей.
2. Рефлексия по итогам выполненного упражнения и каждого занятия в форме вербального проговаривания.
3. В ходе ряда занятий собирается фотоматериал, отражающий эмоциональную включенность детей в творческий процесс.
4. Протоколы собеседования с родителями и педагогами.