Программа развития воспитательной компоненты в МБОУ СОШ №2 на 2014-2018 год
Актуальность программы.
НАЧАЛО 1990-х
СТРАТЕГИЯ РАЗРУШЕНИЯ
СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
- Из книги Президента РАО Никандрова Н.Д.:
- «на рубеже 1980-х – 1990-х годов была практически и сознательно разрушена система советского воспитания без адекватной ее замены…»,
- «…стало неясным, что же воспитывать, каким мы хотим видеть россиянина в наших специфических условиях переходного периода и в ближайшей перспективе»
- Никандров Н.Д.
- Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий.
- – М.: Педагогическое общество России, 2000. – С. 21-22
Принципиальное значение воспитательного компонента ФГОС
После разрушительных тенденций 1990-х воспитание официально возвращено в школу.
За школой закреплена воспитательная функция, что будет способствовать формированию условий для воспитательной деятельности.
Воспитательный компонент приблизил современную школу к лучшим традициям отечественной культуры. Российская школа – всегда была и должна остаться школой воспитания, школой личностного становления подрастающих поколений.
Назначение программы.
- Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, ориентированный на ценности демократического общества, общечеловеческие, нравственные приоритеты, гармоничное развитие личности ребенка.
- Под воспитанием в общеобразовательной организации понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению. Содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
Сегодня школа испытывает потребность в преодолении разрыва между процессом обучения и воспитания.
Принимая во внимание выше изложенное, педагогический коллектив школы считает, что решить сверхсложные задачи образования детей в современном обществе возможно только в условиях приоритетной воспитательной деятельности школы, и создание единого воспитательного пространства.
Цель:
- Создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.
Задачи.
- Содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью.
- Формирование у учащихся гуманистических, социально-значимых ценностей и ответственного гражданского поведения.
- Организация воспитательного пространства через ученическое самоуправление.
- Укрепление и развитие воспитательного потенциала школы на основе интеграции систем общего и дополнительного образования.
Основные принципы и подходы к воспитанию .
личностно-ориентированный подход
принцип свободы
принцип целостного образования
возрастной подход
принцип психолого-педагогической поддержки
Направления воспитательного процесса.
- Формирование гражданско-правового и патриотического сознания учащихся
- Формирование духовно-нравственных качеств, развитие этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности
- Художественно- эстетическое воспитание
- Правовое воспитание и культура безопасности
Содержание воспитательной системы школы.
Деятельностными компонентами воспитательной системы школы являются сферы деятельности, к ним относятся:
- воспитывающая среда;
- учебная деятельность;
- внеурочная деятельность;
- система дополнительного образования;
Диагностика.
Объектом изучения в школе являются:
- степень удовлетворенности учащихся, учителей и родителей жизнедеятельностью школы;
- уровень воспитанности учащихся;
- уровень сформированности классных коллективов;
- интересы и потребности учащихся в дополнительном образовании;
- рейтинг учащихся в классном коллективе (социометрия);
- результативность работы
классных руководителей .
Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней :
воспитанности младшего
школьника
формирования
ОТНОШЕНИЕ К ОБЩЕСТВУ
нравственного деятельно-
ОТНОШЕНИЕ К
патриотизм:
ОТНОШЕНИЕ К ОБЩЕСТВУ
Формирования гражданской
(1-4 классы)
И ПРИРОДЕ:
ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБНОМУ
УМСТЕННОМУ ТРУДУ
зрелости старшеклассников
волевого характера
ОТНОШЕНИЕ К ОБЩЕСТВУ:
-отношение к родной природе
ТРУДУ И ДЕЛУ :
подростков
любознательность:
-любовь к своему Отечеству, забота
- гордость за свою страну
- любовь к Отечеству
(9-11 классы)
ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБНОМУ
-настойчивость в достижении успеха
- познавательная активность
ТРУДУ И ДЕЛУ:
(5-8 классы)
об общем благе
- политическая культура
в учении
- успешность в учении и
- любовь к родной природе
- правовая культура
- творческое отношение и
самообразовании
- интернационализм
успешность во внеурочных и внешкольных делах
-деловитость и организованность
ОТНОШЕНИЕ К
ОТНОШЕНИЕ К
ФИЗИЧЕСКОМУ ТРУДУ ,
ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ ,
СОБСТВЕННОСТИ :
трудолюбие:
ОТНОШЕНИЕ К
доброта и отзывчивость:
ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ,
ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ :
-инициативность и творчество в труде
- бережливость в отношении к общественной и чужой
ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ :
СОБСТВЕННОСТИ:
самодисциплина:
-товарищество, верность дружбе
ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ :
- уважительное отношение к старшим
собственности
- забота о своем здоровье
- доброжелательность
ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ:
- доброта и отзывчивость
- бережливость в отношении к общественному достоянию экономность в отношении к личной собственности
- развитая добрая воля
- здоровый образ жизни
-вежливость и культура поведения
- самообладание и сила воли
-тактичность, культура поведения
- целеустремленность в
самоопределении
-чувство собственного достоинства
Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:
- конкретизировать цели воспитательной работы;
- дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;
- обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
- обосновать выбор содержания и методов воспитания;
- соотнести промежуточный результат с первоначально зафиксированным;
- видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.
Ожидаемые результаты реализации Программы по развитию воспитательной компоненты
- Обновление содержания воспитания и обеспечение достижения личностных образовательных результатов обучающихся МБОУ СОШ №2 в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
- Совершенствование условий для реализации Программы по развитию воспитательной компоненты.
- Организация оптимального взаимодействия воспитательных сил образовательного учреждения и социума.
- Отсутствие правонарушений среди учащихся
- Минимизация учащихся с низким уровнем воспитанности
- Повышение активности вовлечения родительского сообщества в воспитательный процесс школы, в работу Управляющего совета.
- Повышение уровня духовно-нравственного, экологического воспитания, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Развитие условий для этнокультурного самосознания обучающихся.
- Рост числа обучающихся, включенных в деятельность детских и молодежных общественных объединений.
- Рост числа обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни.
- Положительная динамика интеграции общего и дополнительного образования детей, сферы культуры и спорта для организации внеурочной деятельности в школе.
Воспитание (взъпитание) – возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное.
В.И.Даль