______________О.Г. Кузнецова
Актуальность программы | Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья школьников, а именно детей, есть актуальная педагогическая задача. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельных внеклассных мероприятий, от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса. В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, содействию воспитания у школьников ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих. Современная школа находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. |
Цель программы | Способствовать формированию активной жизненной позиции по вопросам укрепления и сохранения своего здоровья. |
Задачи программы | пропаганда здорового образа жизни; формирование у детей мотивации к ведению здорового образа жизни; формирование навыков ответственного, бережного отношения к своему здоровью; профилактика вредных привычек. |
Адресат | Обучающиеся 5 – 6 классов |
Условия реализации программы | Продолжительность и периодичность занятий. Программа рассчитана на 17 часов в год по 20 с периодичностью их проведения 1 раз в неделю. Форма проведения занятия - индивидуальная работа; работа в паре; групповая работа; коллективная работа. Методы работы на занятиях - ролевые игры, деловые игры, дискуссии, ток-шоу, анализ проблемных ситуаций. Структура занятий: Разминка. Включает в себя один из вариантов: упражнения, способствующие активизации учащихся, созданию непринуждённой, доброжелательной атмосферы, повышению сплочённости. Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя беседы по теме, игры, упражнения, задания, опыты, практикумы, анализы ситуаций, помогающие понять и усвоить главную тему занятия. Оздоровительная минутка. Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «упражнения для души», например, «Сотвори солнце в себе». |
Предполагаемый результат | В результате обучения по данной программе учащиеся: изучая себя, особенности своего организма, готовятся к тому, чтобы осуществлять оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье; получат знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретут навыки самосовершенствования; с помощью родителей и учителя смогут спроектировать индивидуальную программу по самооздоровлению (режим дня, своевременный сон, правильное питание, физическая нагрузка, необходимость говорить добрые слова близким, и т.п.); улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе |
Дата | № | Тема занятия | Кол-во часов
| Основное содержание |
Раздел «Секреты здоровья» |
| 1 | От улыбки хмурый день светлей… | 1 | Знакомятся с режимом дня. Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Получают установку на здоровый образ жизни. |
| 2 | Режим дня | 1 | Знакомятся с режимом дня. Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Получают установку на здоровый образ жизни. |
| 3 | Утренняя зарядка | 1 | Знакомятся с режимом дня. Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Получают установку на здоровый образ жизни. |
| 4 | Сон – лучшее лекарство | 1 | Получают установку на здоровый образ жизни. Учатся следовать нормам здоровьесберегающего поведения. Учатся соблюдать режим дня. |
| 5 | Наши друзья – вода и мыло | | Учатся соблюдать правила личной гигиены. Понимают важность соблюдения правил личной гигиены. |
| 6 | Чтобы зубы не болели | | Понимать важность соблюдения гигиены полости рта. Учится, как правильно чистить зубы. Знать, кто такой стоматолог. Знать о необходимости посещения стоматолога 2 раза в год. |
| 7 | Гимнастика для глаз | | Уметь выполнять простые упражнения для гимнастики глаз. Знать правила гигиены органов зрения. |
| 8 | Гигиена кожи | | Учатся следовать правилам личной гигиены. Составлять с помощью учителя правила гигиены. |
| 9 | Осанка - стройная спина | | Знать и уметь проводить 1-2 физминутки. Знать упражнения для укрепления мышц спины. Знать правила правильной посадки при письме и чтении. |
| 10 | Солнце, воздух и вода - наши верные друзья | | Познакомиться с факторами укрепления здоровья. Знать, что такое закаливание. Познакомиться с правилами закаливания. |
| 11 | Самые полезные продукты | | Учатся применять установленные правила Получают установку на здоровый образ жизни. |
| 12 | Лекарства в лесу | | Учиться соблюдать правила техники безопасности в природе. Учиться нести личную ответственность за свои поступки. |
Профилактика детского травматизма |
| 13 | Правила дорожного движения. Я – пешеход. | 1 | Учиться соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог. Знать значение цветов светофора. Знать правила езды на велосипеде и соблюдать их. |
| 14 | Правила пожарной безопасности. Огонь - друг или враг? Где дым, там и огонь. | 1 | Знать телефон служб безопасности. Знать телефон пожарной службы. Учится следовать нормам безопасного поведения. |
| 15 | Моя безопасность | 1 | Составлять с помощью учителя правила безопасного поведения дома. Называть домашних животных. Знать и соблюдать правила безопасного поведения с домашними животными. Знать основные правила безопасного поведения. |
Попрыгать, поиграть |
| 16 | Игры народов мира. | 1 | Играть в подвижные игры. Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Учиться задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
| 17 | Эстафета | 1 | Выполнять упражнения по развитию координации движений, мышечной силы, гибкости. Получать установка на здоровый образ жизни. |
Дата | № | Тема занятия | Кол-во часов
| Основное содержание |
Раздел «Секреты здоровья» |
| 1 | Если хочешь быть здоровым… | 1 | Учатся следовать нормам здоровьесберегающего поведения. Учатся применять установленные правила. Получают установку на здоровый образ жизни. |
| 2 | Самые полезные продукты | 1 | Знакомятся с разнообразием продуктов. Учатся следовать нормам здоровьесберегающего поведения. Учатся применять установленные правила. Получают установку на здоровый образ жизни. |
| 3 | Утренняя зарядка | 1 | Знакомятся с режимом дня. Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Получают установку на здоровый образ жизни. |
| 4 | Удивительные превращения пирожка… | 1 | Знакомятся с правилами поведения во время еды. Учатся включать в свой рацион питания полезные продукты Учатся следовать нормам здоровьесберегающего поведения. |
| 5 | Наши друзья – вода и мыло | | Учатся соблюдать правила личной гигиены. Понимают важность соблюдения правил личной гигиены. |
| 6 | Кто умеет жить по часам | | Получают установку на здоровый образ жизни. Учатся следовать нормам здоровьесберегающего поведения. Учатся соблюдать режим дня. |
| 7 | Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной. | | Учатся включать в свой рацион питания полезные продукты Учатся следовать нормам здоровьесберегающего поведения. Учатся применять установленные правила. |
| 8 | Плох обед, если хлеба нет | | Знакомятся с правилами приёма пищи. Учатся следовать нормам здоровьесберегающего поведения. Учатся применять установленные правила. |
| 9 | Осанка - стройная спина | | Знать и уметь проводить 1-2 физминутки. Знать упражнения для укрепления мышц спины. Знать правила правильной посадки при письме и чтении. |
| 10 | Солнце, воздух и вода - наши верные друзья | | Познакомиться с факторами укрепления здоровья. Знать, что такое закаливание. Познакомиться с правилами закаливания. |
| 11 | На вкус и цвет товарищей нет. | | Знакомятся с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов. Учатся следовать нормам здоровьесберегающего поведения. |
| 12 | Овощи, ягоды и фрукты- витаминные продукты. | | Знакомятся с разнообразием фруктов, ягод, их значением для организма. Учатся применять установленные правила. Учатся следовать нормам здоровьесберегающего поведения |
Профилактика детского травматизма |
| 13 | Элементы улиц и дорог: дорожная разметка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке. Игра-путешествие «В стране дорожных знаков». | 1 | Учиться соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог. Знать значение цветов светофора. Знать правила езды на велосипеде и соблюдать их. |
| 14 | Как вести себя во время пожара. Азбука пожарной безопасности. | 1 | Знать телефон служб безопасности. Знать телефон пожарной службы. Учится следовать нормам безопасного поведения. |
| 15 | Правила техники безопасности на кухне, ванной, коридоре, балконе. Правила безопасности во время грозы. | 1 | Учиться соблюдать правила техники безопасности быту. Учиться нести личную ответственность за свои поступки. |
Попрыгать, поиграть |
| 16 | Игры народов мира. | 1 | Играть в подвижные игры. Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Учиться задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
| 17 | Эстафета | 1 | Выполнять упражнения по развитию координации движений, мышечной силы, гибкости. Получать установка на здоровый образ жизни. |
Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания Н.А. Агаджанян. – М.: Изд-во РУДН, 1998. – 27 с.
Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р.И. Айзман. – Новосибирск, 1996. – 197 с.
Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. /Н.М. Амосов. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 191 с.
Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: МГУ, 1982.
Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье – Л.: Наука, 1987. – 123с.
Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная школа. - 2003. - № 2.-С.65-66.
Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни .-1994.- 9.-С. 9-12.
Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию/ Образование. - 2002. - № 5.-С.88-91. - (Здоровье и образование).
Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии – СПб.: Акцидент, 1994. – 78 с.
Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения // Школа здоровья. – 2003. - Т. 4, №3. - С. 74 – 79.
Лисицын Ю.П. Санология – наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни. – М: 2001. –231 с.