Пояснительная записка.
С поступлением в школу круг общения ребенка расширяется, повышаются требования к его поведению. Если между ребенком-дошкольником и окружающей его жизнью посредником почти всегда является взрослый, то школьнику часто приходится самостоятельно решать, как вести себя, как поступить в той или иной ситуации. Бесконфликтному, уверенному вхождению ребенка в широкий круг общения поможет знание правил культурного поведения, правил современного этикета. Соблюдение правил поведения позволяет, не ущемляя интересов окружающих, чувствовать себя уверенно и комфортно в любой ситуации. В начальной школе на уроках и во внеклассной работе дети получают нравственные знания и представление, для закрепления которых отводится очень мало времени. Поэтому возникла необходимость введения уроков этики, на которых дети оказываются в разных жизненных ситуациях и учатся решать их. В настоящее время, когда общество испытывает острую нужду в таких нравственных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, необходимо проводить уроки нравственности и этикета.
Целью данной программы является формирование навыков общения и культуры поведения школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Основными методами реализации программы является изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
На реализацию программы отводится 1 час в неделю.
Содержание предполагает решение следующих задач:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Общая атмосфера на занятиях создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе. Все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются и в итоге обсуждения приходят к правильному решению.
Отбор содержания курса осуществляется с учетом знаний о человеке, жизненного опыта учащихся, их возрастных особенностей. С целью перехода знаний в убеждения широко используются жизненные ситуации.
Основными принципами работы программы являются:
учет современных требований;
учет возрастных особенностей;
доступность;
последовательность;
системность;
эффективность;
личностно-ориентированный подход;
управляемость образовательным процессом;
сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Формы работы:
Индивидуальные,
Групповые,
Индивидуальные.
Формы организации занятий:
учебное занятие;
открытое занятие;
экскурсии;
организация праздников;
театрализованное занятие;
участие в выставках и конкурсах различного уровня;
участие в воспитательных мероприятиях.
Содержание: система этического воспитания, включает в себя следующие компоненты:
Курс «Школа этикета» - с 1 класса 1 раз в неделю;
Ежедневное общение учителя с учащимися для построения нравственных взаимоотношений в школьном коллективе;
Внеурочная деятельность с этической направленностью (театрализованные представления, решение этических задач, анализ и самоанализ ситуации и т.п.)
Программа спецкурса «Школа этикета» содержит следующие разделы:
Культура общения
Культура поведения
Повседневный этикет
Тесты, практические занятия.
Учебно - тематический план cпецкурса “Школа этикета»
№ п/п | Название раздела | Примерная дата | Общее количество часов. | Часы аудиторных заня-тий | Часы внеаудиторных актив-ных занятий | Форма проведения занятий |
Первый год занятий |
1 | Культура общения | | 10 | 4 | 6 | беседа, конкурс практикум ролевая игра, разыгрывание сценки; игра-соревнование; игра- инсценировка |
2 | Культура поведения | | 10 | 4 | 6 | беседа, ролевая игра, разыгрывание сценки; игра-соревнование; практикумы проект |
3 | Повседневный этикет | | 10 | 3 | 7 | |
4 | Маленький экзамен | | 1 | 0 | 1 | Участие в театральных постановках |
5 | Тест | | 2 | 2 | 0 | Тесты, практические занятия |
| Итого за первый год | 33 | 13 | 20 | |
І класс (33 ч)
Встреча со страной Хороших Манер.(1ч)
Общение людей в древние времена. Древние обычаи, дошедшие до наших дней. Как люди приветствуют друг друга? Разбор литературных произведений.
Знакомство. Прощание.(1ч)
Слова приветствия и прощания. Правила знакомства и прощания. Ролевые игры.
Волшебные слова в нашей жизни. (3 ч)
Слова просьбы и извинения. Разбор литературных произведений.
Поведение в общественных местах. (3 ч)
Поведение на улице, в подъезде. Поведение в лесу, на пляже. Поведение в музее, в зоопарке. Разбор литературных произведений. Продолжи сказку.
Мы – пешеходы. Мы – пассажиры. Поведение в транспорте. (1ч).
Правила перехода проезжей части. Разбор стих С.Михалкова «Два барана». Разыгрывание ситуаций. Правила поведения в транспорте.
Поведение в школе. Подготовка инструкции о забытых вещах в школе. (1ч).
Отношение к учебе. Списывать или не списывать? Разбор стихов А. Степанова «Олег – мечтатель».
Поведение в семье, дома. Праздники в моей семье. (2ч)
Отношение к членам семьи. Разбор рассказа Сухомлинского «Именинный обед». Праздники в семье.
Поведение на природе. Экскурсия. Проведение экологической экспедиции. (2ч).
Значение природы для человека. Природа – дом для растений и животных. Правила поведения на природе.
Поведение в театре. Проект «Подготовка плана театрального зала и обозначения на нем партера, амфитеатра» (3ч).
Советы Знайки «Как вести себя в театре». Советы Незнайки. Театрализованное представление. Э.Мошковская «Вежливое слово». Тестирование «Как вести себя в театре». Составление плана театра.
У меня зазвонил телефон. (2ч)
Правила разговора по телефону. Звоним в разные службы.Анализ рассказов В.Голявкина. Игра «Испорченный телефон»
Гость – хозяину радость. (5ч).
Приглашаем к себе в гости. Как встретить гостя. Как развлечь гостей. Неожиданный гость. Бесцеремонный гость. Разыгрывание ситуаций «Вы приглашены в гости…». Практические занятия.
Поведение за столом (3 ч)
Знакомство с правилами сервировки стола. Как пользоваться ложкой, вилкой, ножом, салфеткой. Практические занятия «Правила поведения за столом. Как правильно есть». История ложки и вилки.
О подарках (3ч).
Каким должен быть подарок. Как вручить подарок? Получаем подарки. Разыгрывание ситуаций. Практическое занятие.
Твой внешний вид(2ч)
Поговорим о гигиене. По одежке встречают…Разбор ситуаций.
Маленький экзамен (1ч).
ІІ класс. (34 ч)
Я и мое место на Земле.(2ч)
Что такое этика. Кто я? Какой я? С кем я живу на этой Земле?
Правила обращения .(1ч).
В стране Хороших Манер, или что такое этикет? (1ч)
Четыре кита этикета.
Так ли уж важно быть вежливым? (1ч)
Повторение вежливых слов. Игра «Кто назовет больше вежливых слов?»
Я, ты, мы. (8ч)
Что такое «дружба»? Дружбой надо дорожить. Девочки, мальчики. Моя семья и я. Праздники в моей семье.
Мое, твое, наше. (6ч)
Что такое «доброта» и «зло»? Что такое «счастье»? Надо и нельзя. Мои и твои обязанности. Мои и твои вещи.
Поведение в православном храме. (1ч).
В автобусе и поезде. (2ч)
В автобусе и поезде, в оздоровительном лагере. Разыгрывание ситуаций.
Поведение на природе. (1ч).
Ты и общество. (1ч)
Правила поведения на улице в обществе. Разыгрывание ситуаций.
Посещение музея (1ч).
О красивых словах и красивых делах. (2ч)
Красивые слова и красивые дела. Нужна ли плата за добрые дела?
Снова о телефоне.(1ч)
Как обращаться с телефоном. Разыгрывание ситуаций.
Хлеба и зрелищ!(2ч).
Театральный словарик. Театральные зарисовки. Разыгрывание ситуаций. Прослушивание фрагментов спектакля.
Хозяин весел – гости радостны.(3ч)
Правила приема гостей. Разбор ситуаций. Практическое занятие «С Днем рождения». Что подарить? Как вести себя за столом?
Утренник «Я и другие». (1ч)
ІІІ класс (34 ч)
Речевой этикет. (2 ч)
Этикет – правила поведения и речи. Речевой этикет как система устойчивых выражений, соответствующих различным ситуациям общения. Этикетная формула: слово (спасибо), сочетание слов (большое спасибо), предложение (Мы рады видеть вас в своем доме). Речевая ситуация.
Общение с людьми различных возрастов и профессий: продавцом, билетёром, экскурсоводом в музее, посетителями музея, кинотеатра, театра, цирка. Способы выражения своих эмоций. Поведение в детской поликлинике, детской библиотеке, парикмахерской, школе, раздевалке, на перемене, в школьной столовой. Умение соблюдать дисциплину, детские капризы.
Знакомство. (3 ч)
Правила речевого этикета во время знакомства. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и вежливость. Национальные традиции и этикет.
Речевое поведение взрослых и детей. Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом.
Приветствие. (3 ч)
Утреннее приветствие как знак внимания и тёплого отношения к близким людям. Приветствие в адрес взрослых людей: соседей, воспитателей, учителей. Обмен приветствиями с ровесниками. Сопутствующие этикетные формулы: обращение к знакомым и незнакомым людям. Мимика и жесты. Приветливость как норма поведения. Рукопожатие, его уместность.
Прощание. (3 ч)
Правила поведения при прощании. Этикетные формулы прощания, выражение благодарности, одобрения, обмена любезностями, приглашение в гости, пожелания. Рукопожатие, поклон, приветливая улыбка, доброжелательный тон. Ситуация расставания: обещания звонить, писать, договор о следующей встрече. Сопутствующие жесты и обычаи (например, посидеть перед дорогой).
Благодарность. (3 ч)
Уместность в выражении благодарности. Необходимость выражения благодарности в конкретных ситуациях общения. Этикетные формулы благодарности в зависимости от адресата и конкретной ситуации.
Благодарность как выражение своей признательности в словах, поступках. Благодарность за помощь, поддержку. Происхождение слов «благодарность», «спасибо». Интонации и жесты.
Извинение .(3 ч)
Извинение за небольшой проступок (кого-то нечаянно толкнул, наступил на ногу, не успел пропустить вперёд) без объяснения самой вины. Формулы извинения, обращённые к ровесникам, к старшим по возрасту. Формулы, позволяющие загладить свою неловкость. Формулы извинения при обращении к незнакомым людям. Выбор формулы благодарности в конкретной речевой ситуации. Использование формул извинения для привлечения внимания.
Просьба. (3 ч)
Формы выражения просьбы. Мимика и жесты, усиливающие просьбу. Вежливая просьба в различных ситуациях. Просьба, обращённая к ровесникам, к старшим. Обращение к незнакомым людям, умение сформулировать просьбу. Выражение вежливой просьбы в различных ситуациях (в школе, дома, на улице, в транспорте). Формулы привлечения внимания, вежливая просьба в соединении с обращением к незнакомым людям. Интонация вежливой просьбы. Формулы разрешения и благодарности.
Похвала, одобрение. (4 ч)
Обычай говорить человеку слова одобрения, комплименты. Роль формул похвалы, одобрения во взаимоотношениях людей.
Слова одобрения, похвалы, комплимента. Понимание ситуации, в которой необходимо выразить одобрение, похвалу. Использование слов одобрения, похвалы в адрес хозяев дома при визите в гости. Комплименты по поводу внешнего вида, одежды, их уместность и соответствие речевой ситуации. Добрые слова по поводу удачно выполненной работы, победы в спортивных соревнованиях, конкурсах. Чувство меры и такта при выражении похвалы, одобрения.
Сочувствие, утешение. (2 ч).
Слова поддержки, одобрения. Речевые формулы, выражающие сочувствие, сопереживание, сострадание, ситуации их употребления. Слова поддержки, одобрения. Утешение, адресованное младшим по возрасту, ровесникам, старшим людям. Шутка как средство утешения. Сочувствие, подбадривание как свидетельство понимания, сопереживания. Интонации сочувствия, добрые и ласковые жесты. Пословицы, передающие утешение, сочувствие.
Чувство меры и такта при выражении похвалы, одобрения.
Приглашение. (3 ч)
Приглашение в гости, этикетные формы приглашения. Приглашение ровесников, старших по возрасту людей. Приглашение на школьные мероприятия родителей, друзей. Приглашение на день рождения. Устное и письменное приглашение. Ответ на приглашение благодарностью, согласием или отказом. Формы вежливого извинения в случае отказа в сочетании с благодарностью за приглашение.
Поздравление, пожелание. (3 ч)
Поздравление с праздником, с успехом, с удачным завершением (а иногда и удачным началом) какого-либо дела. Поздравление с днём рождения. Различные формулы поздравлений в зависимости от адресата. Индивидуальные и коллективные поздравления. Выбор и вручение подарков. Изготовление подарков, составление текста поздравления. Вкус и чувство меры, уместность поздравлений и пожеланий.
Пожелания в связи с днём рождения и праздником. Ответ на поздравления и пожелания. Культура поведения: умение поддержать праздничное настроение, искренность, непосредственность, творческий подход.
Обобщающее занятие. (2 ч)
Подведение итогов занятий, определение уровня усвоения учащимися этических норм и применение их в разных ситуациях (возможно в форме соревнований между командами, отдельных конкурсов, викторин).
IV класс. (34 ч)
Речевой этикет. Актуализация изученного. (2 ч)
Общение, его роль в жизни людей. Правила речевого этикета. Национальные особенности норм и правил этикета. Влияние речи на поступки людей. Уместность использования этикетных формул извинения, благодарности, просьбы, приглашения, приветствия, поздравления, пожелания. Культура диалога. Вежливый тон речи.
Культура разговора. Вопрос — ответ. (3 ч)
Общение с ровесниками, младшими и старшими по возрасту людьми. Разговор с людьми различных профессий: учителем, врачом, продавцом. Способы выражения своих эмоций. Поведение в детской поликлинике, детской библиотеке, парикмахерской, школе, раздевалке, на перемене, уроке, в школьной столовой. Умение соблюдать дисциплину; неуместные капризы.
Этические нормы поведения детей по отношению к взрослым, возможный выбор тем для беседы, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых, тон, умение внимательно выслушивать взрослых.
Культура спора. (2 ч)
Речевые формулы, помогающие избежать конфликтов в споре. Уступчивость как признак собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера. Форма тактичного возражения несогласия, возражения ровесникам и взрослым. Убеждение, подбор доказательств своей правоты. Правила речевого поведения в разговоре, ровный приветливый тон, уравновешенность, спокойный взгляд, нерезкие жесты.
Несогласие, отказ. (2 ч)
Разговор с незнакомым человеком на улице. Формы обращения, привлечения внимания. Извинение как форма обращения к незнакомому человеку. Опасные взрослые. Действия в опасных ситуациях. Научись говорить громко: «Я вас не знаю!»
Ты и вы. (3 ч)
Разговор со знакомым и незнакомым взрослым. Обращение по имени и отчеству. Общение с ровесниками. Возможный выбор обращения. Выбор темы для беседы. Контекстные этикетные формулы: благожелательность, благодарность, просьба, разрешение. Уважительный тон, умение не вмешиваться в разговор взрослых, внимательно слушать. Приветливость, сдержанность. Недопустимость о присутствующих говорить, употребляя местоимения 3-го лица.
Мимика и жесты. (3 ч)
Манера поведения в разговоре со старшими, ровесниками. Лицо как источник информации. Значение мимики и жестов. Национальная специфика этикета: значение жестов у разных народов. Уместность жестов. Недопустимость излишней жестикуляции. Тактичность в разговоре.
«Вредные» слова. (3 ч)
Чистота речи. Слова-паразиты – слова, лишенные смысла, но ставшие привычкой ля некоторых людей. «Вредные» слова как преграда для взаимопонимания. Необходимость исключения из речи слов-паразитов.
Привычка произносить слова – паразиты как удел людей с небольшим словарным запасом. Темп и тон речи. Обогащение словарного запаса как необходимое условие развития речи.
В транспорте. (3 ч)
Правила поведения в любом виде транспорта. Внимательность и предупредительность по отношению к другим пассажирам. Правила общения с незнакомыми людьми в транспорте. Этикетные формулы «будьте добры», «благодарю», «извините», «пожалуйста». Особые формулы вежливости. Умение создавать у окружающих мнение о себе как человеке воспитанном и доброжелательном. Сопутствующие сигналы: негромкий тон разговора, предупредительность, умение не причинять неудобство другим пассажирам, не проявлять агрессивность, враждебность.
В магазине. (3 ч)
Правила поведения в общественных местах. Обращение к продавцу, кассиру. Вежливая просьба, общение с продавцом, кассиром. Сопутствующие формулы: приветствие, просьба, согласие, отказ, благодарность. Вежливая интонация. Параметры поведения: сдержанность, умение негромко говорить, не проявлять резкость, темп и тон речи.
Общение по телефону. (4 ч)
Вежливая беседа по телефону. Начало разговора. Выбор формул приветствия и прощания в зависимости от собеседника. Заключительные формулы. Освоение типичных ситуаций: звонок на работу родителям, разговор с другом или подругой, разговор с родителями друзей, разговор с незнакомым взрослым. Степень официальности разговора. Извинение, приглашение, просьба, информация о чём-либо. Умение кратко излагать свои мысли. Сопутствующие сигналы: вежливый доброжелательный тон, умение найти необходимую громкость и темп речи. Мобильный телефон, его назначение, культура пользования. Продолжительность разговора.
Письмо. (3 ч)
История письма. Письмо и технические средства связи. Традиционные формы построения письма, аккуратность и разборчивость написания. Формулы приветствия и прощания в зависимости от адресата. Вежливые вопросы в письме. Уместность этикетных форм обращения, приветствия, прощания. Письма — поздравления, приглашения. Ответ на письмо, своевременность ответа. Чужое письмо.
Обобщающее занятие. (2 ч)
Подведение итогов занятий, определение уровня усвоения учащимися этических норм и применение их в разных ситуациях (возможно в форме соревнований между командами, отдельных конкурсов, викторин).
Итоговое тестирование. (1ч).
1 класс.
Тематическое планирование.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Примерная дата |
1 | Встреча со страной Хороших Манер. | 1 | 04.09 |
2 | Знакомство. Прощание. | 1 | 11.09 |
3-5 | Волшебные слова в нашей жизни | 3 | 18.09, 25.09, 02.10 |
6-8 | Поведение в общественных местах. | 3 | 16.10, 23.10, 30.10 |
9 | Мы – пешеходы. Мы – пассажиры. Поведение в транспорте. | 1 | 06.11 |
10 | Поведение в школе. Подготовка инструкции о забытых вещах в школе. | 1 | 13.11 |
11-12 | Поведение в семье, дома. Праздники в моей семье. | 2 | 27.11, 04.12 |
13-14 | Поведение на природе. Экскурсия. Проведение экологической экспедиции. | 2 | 11.12, 18.12 |
15-17 | Поведение в театре. Проект «Подготовка плана театрального зала и обозначения на нем партера, амфитеатра» | 3 | 25.12, 10.01, 17.01 |
18-19 | У меня зазвонил телефон. | 2 | 24.01, 31-01 |
20-24 | Гость – хозяину радость. | 5 | 07.02, 14.02, 28.02, 07.03, 14.03 |
25-27 | Поведение за столом. | 3 | 21.03, 28.03, 04.04 |
28-30 | О подарках. | 3 | 18.04, 25.04, 02.05 |
31-32 | Твой внешний вид. | 2 | 08.05, 16.05 |
33 | Маленький экзамен. | 1 | 23.05 |
| Итого | 33 | |
2 класс.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Примерная дата |
1-2 | Я и моё место на Земле. | 2 | |
3 | Правила обращения. Подготовка инсценировки. Тест «Правила обращения». | 1 | |
4 | В стране Хороших Манер или что такое этикет. | 1 | |
5 | Так ли уж важно быть вежливым? | 1 | |
6-13 | Я, ты, мы. | 8 | |
14-19 | Мое, твое, наше. Тест №8. | 6 | |
20 | Поведение в православном Храме. Экскурсия. | 1 | |
21 | В автобусе и поезде. | 1 | |
22-23 | Поведение на природе. Экскурсия «Проведение экологической экспедиции». Тест. | 2 | |
24 | Ты и общество. | 1 | |
25-26 | Посещение музея. Просмотр учебных фильмов о музеях мира. Тест. | 2 | |
27-28 | О красивых словах и красивых делах. | 2 | |
29 | Снова о телефоне. | 1 | |
30-31 | Хлеба и зрелищ! Подготовка инсценировки. | 2 | |
32-33 | Хозяин весел - гости радостны. Тест. | 2 | |
34 | Утренник «Я и другие». Проект «Подготовка танцевальных номеров». Участие в школьном бале | 1 | |
| Итого: | 34 | |
3 класс.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Примерная дата |
1-2 | Речевой этикет. Тест «Правила обращения». | 2 | |
3-5 | Приветствие. Проект «Подготовка сообщения о всемирном празднике, который отмечается 27 ноября. Тест «Приветствия» | 3 | |
6-8 | Прощание. | 3 | |
9-11 | Благодарность. | 3 | |
12-14 | Извинение. | 3 | |
15-17 | Просьба. Проект «Подготовка инструкции о забытых вещах в школе» | 3 | |
18-20 | Похвала, одобрение. | 3 | |
21-24 | Сочувствие, утешение. | 4 | |
25-26 | Приглашение. Проект «Подготовка плана театрального зала и обозначения на нем партера, амфитеатра, ложи, балкона и т.д.» | 2 | |
27-29 | Поздравление, пожелание. Проект «Подготовка рассказа об истории ложки» | 3 | |
30-32 | Обобщающее занятие. Тест «Правила сервировки стола». | 3 | |
33-34 | Итоговое тестирование. | 2 | |
| Итого: | 34 | |
4 класс.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Примерная дата |
1-2 | Речевой этикет. Проект «Подготовка диалогового текста по представлению кого-нибудь». Тест «Представление». | 2 | |
3-5 | Культура разговора. Вопрос - ответ. Тест «Правила беседы и культуры речи». | 3 | |
6-8 | Культура спора.Проект «Подготовка дискуссии «Школьная форма – за и против». | 3 | |
9-10 | Несогласие, отказ. | 2 | |
11-13 | Ты и вы. | 3 | |
14-16 | Мимика и жесты. Проект «Организация конкурса раскрашенных лиц «Веселый мимклоун». Тест «Мимика и жесты». | 3 | |
17-19 | «Вредные» слова. Проект «Организация судебного заседания над словами – паразитами». Тест «Правила беседы и культуры речи». | 3 | |
20-22 | В транспорте. Проведение занятия – практикума. Тест «Поведение в общественном транспорте». | 3 | |
23-25 | В магазине. Проведение занятия – практикума. | 3 | |
26-28 | Общение по телефону. Проведение занятия-практикума.Тест «Телефонный разговор». | 3 | |
29-31 | Письмо. | 3 | |
32-33 | Обобщающее занятие. Проведение открытого семейного праздника. | 2 | |
34 | Итоговое тестирование. | 1 | |
Итого: 34 часа |
Планируемые результаты, включая УУД.
Проблемно-ценностное общение, а отличие от досугового общения, затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, её ценностей, смысла. Проблемно-ценностное общение школьников может быть организовано в форме этических бесед, дебатов, тематических диспутов, проблемно-ценностных дискуссий.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний об принятых общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, элементарное представление о правилах конструктивной групповой работы, о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Вместе с тем реализация в полной мере данной программы внеурочной деятельности не исключает возможности выхода на начальные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к другим людям, к внутреннему миру.
Для достижения результатов первого уровня – приобретения школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни – оптимальна форма этической беседы.
Этическая беседа – это не лекция педагога по морально-нравственной проблематике. Это обращенное к слушателям развернутое личное высказывание инициатора беседы, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, реплик). Предметом общения здесь выступают морально-нравственные коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях и художественных текстах.
Хорошо организованная беседа – это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации. У педагога должно быть в наличии ясное представление и умение удерживать основную нить разговора и одновременно разные сценарии развития коммуникации. Например, обсуждая с воспитанниками тему «Цель оправдывает средства?». Приводя исторические и литературные примеры разных ответов на этот сложный вопрос, педагог должен подвести школьников к тому. Чтобы они примерили эту проблему на себя. В частности, в определенный момент разговора он может ввести обращенную к кому-либо из участников беседы коллизию «Такая ситуация: у тебя есть идея, которая очень дорога тебе и которую ты мечтаешь реализовать. Но есть люди, которые эту идею не разделяют и противятся её осуществлению. Если они будут упорствовать, у тебя ничего не получится. Как ты поступишь с этими людьми?».
Выслушав ответ ученика, педагог может предложить ему несколько сценариев поведения.
В рамках этической беседы основной канал общения – Педагог - Дети. Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой (максимум допустимого – обмен детей непродолжительными репликами). А без отстаивания своего мнения перед лицом другого, особенно сверстника, непросто понять, готов ли ребенок всерьез отвечать за свои слова. Иными словами, ценит он то, что утверждает или нет.
Понять это можно, например, участвуя в дебатах. Эта образовательная форма способна при правильном использовании обеспечить достижение результатов второго уровня – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), получение школьником опыта переживания, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружеской просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает ценить их ( или отвергает).
Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками проблемно-ценностной дискуссии. Обсуждение строится таким образом, чтобы человек встал перед выбором: действовать или нет? Именно эта образовательная форма призвана содействовать достижению результатов третьего уровня – получению школьниками опыта самостоятельного социального действия: опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде и взятия на себя ответственности за других людей, нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается та готовность к поступку, без которой немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т.е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограниченны.
1-й класс
Личностными результатами изучения спецкурса «Школа вежливости» в 1-м классе является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения спецкурса «Школа вежливости» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) в различных ситуациях;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих ситуаций.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Результативность реализации Программы.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, гендерном и других аспектах..
Ожидаемые результаты:
наличие в активном словаре учащихся достаточного количества этикетных стереотипов;
умение выбирать необходимую этикетную формулу с учётом ситуации общения;
соблюдение этических норм в ситуациях учебного и бытового речевого общения;
владение навыками речевого самоконтроля; соблюдение правил культурного поведения.
Список литературы.
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение.2011 г. – 223 с.
Богданова О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1986. – 192с.
Армер А.Н. Что такое этикет?.-Тольятти.: Анфас, 1998 г. – 208 с.:
В. Трофименко, А.Волгин. Поговорим об этикете. – М.: «Московская правда»,1991 г.
Богуславская Н.Е. Веселый этикет. Екатеринбург: «Арго», 1997 г. – 192 с.
В.Н.Суслов. Этикет. Учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты, практические занятия. : учебно-методическое пособие /Ростов н/Д: Легион, 2010.-224 с.
Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия 1-4 класс. – 3-е изд. Перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2007 г. -272 с.
Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997 г.
– 336 с.
Материально – техническое обеспечение спецкурса
«Школа этикета».
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Количество | Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
В.Н.Суслов. Этикет. Учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты, практические занятия. : учебно-методическое пособие /Ростов н/Д: Легион, 2010.-224 с. | К | |
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение.2011 г. – 223 с. | Д | |
Армер А.Н. Что такое этикет?.-Тольятти.: Анфас, 1998 г. – 208 с. | К | |
В. Трофименко, А.Волгин. Поговорим об этикете. – М.: «Московская правда»,1991 г | Д | |
Печатные пособия | Печатные пособия |
Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения | Д | |
Альбомы демонстрационного и раздаточного материала | Д/П | |
Технические средства обучения | Технические средства обучения |
Аудио/видеомагнитофон | Д | |
телевизор | Д | |
Мультимедийный проектор | Д | |