СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления "В мире прекрасного" (7-9 класс)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфика курса состоит в том, что данная программа составлена как непредметный курс и разработана в рамках плана воспитательной деятельности  образовательного учреждения, традиций  школы и сотрудничества с учреждениями культуры г. Кемерово.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности общекультурного направления "В мире прекрасного" (7-9 класс)»


Программа внеурочной деятельности

общекультурного направления «В мире прекрасного»,

для 7-9 классов


  1. Пояснительная записка


Внеурочная деятельность – важная, неотъемлемая часть деятельности образования школьников. Это проявляемая вне уроков активность, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя в окружающей действительности, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию школьника. Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Цель программы: создание условий для развития общекультурных ценностей и формирование у учащихся основной школы чувства прекрасного, эстетических чувств и предпочтений, развития интереса к различным видам искусства, творчества, знакомство с культурными традициями г. Кемерово, Кемеровской области, России через развитие индивидуальных способностей детей, проектную и социально –значимую деятельность.

Задачи программы:

Создать условия для:

  • Расширения кругозора учащихся;

  • Развития познавательного интереса, воображения, памяти, мышления, речи;

  • Развития активности и самостоятельности;

  • Формирования представлений об эстетических и нравственных идеалах и ценностях;

  • Проектной и социально –значимой деятельности.


  1. Общая характеристика курса


Актуальность курса обусловлена насущной социально –педагогической потребностью, обновления содержания образования, развитие. Подростковый возраст – время, когда совершенствуются духовные качества личности, благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия подростком окружающего мира. В этот период формируется зритель, читатель, слушатель, посредством включения подростка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественная –практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке.

Специфика курса состоит в том, что данная программа составлена как непредметный курс и разработана в рамках основной образовательной программы основного общего образования, традиций школы и сотрудничества с учреждениями культуры г. Кемерово, Кузбасса, России.

При проведении занятий ведущими формами деятельности являются: 1. Проектная и социально-значимая деятельность по общекультурному направлению;

2. Экскурсии (г. Кемерово, Кемеровская область, Россия), праздничные мероприятия, посещение театров, музеев, филармонии, библиотек г. Кемерово, самостоятельная творческая деятельность обучающихся.

Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация, создание проектов, социально –значимых акций.

Место курса в учебном плане

Возраст детей, участвующих в реализации данной воспитательной программы от 13 до 16 лет.

Сроки реализации воспитательной программы - 3 года.

Форма и режим занятий

Программа рассчитана на 68 часов (на каждый год обучения) соответственно. Исходя из специфики программы количество часов отводимых на каждый из разделов программы может варьироваться, с учетом фактически затраченного времени на мероприятие.

Расписание проведений занятий свободное, связано с планами работы учреждений культуры г. Кемерово, школьным планом воспитательной работы и планами воспитательной работы классных руководителей.

Связь содержания программы с учебными предметами

Данная программа осуществляет взаимосвязь между различными образовательными областями: литературы, географии, искусство (музыка, ИЗО), истории, информатики, МХК, технологии.

В структуре программы выделяется 4 разделов:

  1. «Мир театра»

Посещение театров г. Кемерово, продолжение знакомства с театральными профессиями, с историей театров и театральным искусством в городе Кемерово, мира «закулисья», с культурой поведения в театре.

  1. «Очаровательный мир музеев»

Посещение музеев г. Кемерово, Кемеровской области, в городах России, продолжение знакомства с историей родного края, России, их природой, знаменитыми людьми.

  1. «В гостях у филармонии»

Продолжение знакомства учащихся основной школы с миром музыки, танца, вокального и хорового исполнения, знакомство с музыкальными инструментами, развитие музыкального вкуса.

  1. «Проектная деятельность»

Проектная деятельность – это возможность реального участия в решении проблем школы, района, города, общества. Именно эта мысль – «я могу сделать сам и не только для себя» – больше всего воодушевляет подростков. Этот период становления детской личности характеризуется ярко выраженной потребностью быть нужным, полезным другим, желанием проверить свои способности в реальном деле. Именно реальность, жизненность социального проекта привлекает школьников. Это своеобразный тест на взрослость. И каждый из подростков хотел бы достойно выдержать его.

Проектная деятельность – это коллективная работа над большим и важным делом, которая формирует важные социальные навыки, крайне необходимые сегодня для трудовой деятельности в производственных коллективах, в фирмах и т.д. Школьник сегодня стоит перед серьезным выбором – жить только для себя или помнить о других и помогать им по мере своих сил и возможностей. Разумеется, обе эти позиции можно и нужно сочетать, переключаясь с сугубо личных интересов на групповые, коллективные, социальные.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта.

Проектная деятельность в ОУ реализуется по 2 направлениям:

  • Социальное направление

Создание и реализация социальных проектов для родителей, учащихся начальной школы, детских садов, ветеранов и других социальных групп.

  • Художественно –эстетическое направление

Создание и реализация художественно –творческих проектов: выставки, мини спектакли, праздники, презентации, литературные гостиные, информационно –творческие продукты (буклеты, газеты, плакаты, репортажи, видеофильмы), фотоальбомы, и т.д.

Подготовка, проведение и рефлексия 1 проекта рассчитана на 1 четверть.


Ценностные ориентиры содержания курса

  • Развитие творческих способностей детей через творческую деятельность;

  • Формирование театральной культуры. Представление об эстетических и нравственных идеалах и ценностях;

  • Формирование гражданского отношения к своему государству, малой родине, родной школе, формирование способности размышлять по поводу увиденного, анализировать и обобщать способности наблюдения, впечатления;

  • Формирование читательской культуры, расширение кругозора и познавательной деятельности;

  • Формирование музыкальной культуры, расширение кругозора учащихся в области музыки и искусства;

  • Формирование потребности быть нужным, полезным другим, желанием проверить свои способности в реальном деле;

  • Формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.


  1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «В мире прекрасного»

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «В мире прекрасного» является сформированность следующих умений:

  • Определять и проявлять общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • Умение делать выбор в различных жизненных ситуация общения и сотрудничества со сверстниками и в социуме;

  • Рассказать об увиденном в (театре, музее, филармонии, библиотеках);

  • Разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;

  • Проявлять тактично чувства (восторг, радость и т.д.), участвовать в концертах;

  • Проявлять чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

  • Адекватно понимать причины успешности/неуспешности проектной деятельности;

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «В мире прекрасного» - является сформированность следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на творческих занятиях, экскурсиях;

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • Учиться самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • Высказывать своё предположение (версию) после просмотра спектакля, посещения экскурсий, музеев, выставок и пр.., учиться работать на творческих занятиях;

  • Проявлять самостоятельность, при консультации с педагогом;

  • Учиться совместно с другими учениками давать эмоциональную оценку собственной деятельности на творческих занятиях, проявлять интерес к различным видам искусства своего Отечества, края.

  • Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную после посещения театров, экскурсий, библиотек;

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети интернет;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Средством формирования этих действий служит познавательный материал, ориентированный на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • Слушать и понимать речь других;

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, приглашать своих друзей, близких посетить музеи, театры, библиотеки, филармонию;

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • Учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, формулировать собственное мнение и позицию;

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывания, владеть диалогической формой речи;

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Контроль и оценка планируемых результатов

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

  • Удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;

  • Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий, соблюдение правил техники безопасности);

  • Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • демонстрации и выставки проектных и творческих работ.  

     Контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы  ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.  

     Способом  организации накопительной системы оценки является  портфель достижений  обучающегося.


Критерии оценки планируемых результатов

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской и проектной деятельности, пассивное участие.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об исследовательской и проектной деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить исследовательскую и проектную деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.


  1. Содержание курса внеурочной деятельности «В мире прекрасного»


«Мир театра»


Цель: продолжение формирования театральной культуры,

представлений об эстетических и нравственных идеалах и ценностях.

- Посещение спектаклей театров:

  • Театр драмы имени А.В. Луначарского

  • Музыкальный театр Кузбасса имени А. Боброва

  • Театр для детей и молодежи

- Посещение театров городов России во время экскурсионных поездок по стране;

- Продолжение знакомства с историей театров и театральным искусством, театральным закулисьем, театральными коллективами и театральными профессиями;

- Тематические классные часы «Мои театральные впечатления», «Мои театральные пробы»;

- Мастер –классы «Путешествие в страну превращений», «Час театрального мастерства».


«Очаровательный мир музеев»


Цель: продолжение формирования гражданского отношения к родной школе, малой родине, России, способности размышлять по поводу увиденного, анализировать и обобщать свои наблюдения и впечатления.

- Посещение музеев г. Кемерово;

- Выезд в музеи городов Кемеровской области;

- Посещение музеев городов Росси во время экскурсионных поездок по стране;

- Встреча с интересным людьми;

- Посещение и участие в мастер – классах;

- «Путешествие – презентации».


«Удивительный мир библиотеки»


Цель: продолжение формирования читательской культуры, расширение кругозора и познавательной деятельности.

- Посещение библиотек:

  • Кемеровская областная научная библиотека имени В.Д. Федорова;

  • Кемеровская областная библиотека для детей и юношества;

  • Центральная городская библиотека имени Н.В. Гоголя;

  • Школьная библиотека


«В гостях у филармонии»


Цель: продолжение формирования музыкальной культуры, расширение кругозора учащихся в области музыки и искусства.

  • Тематические музыкальные программы для подростков;

  • Посещение концертов с участием лучших юных музыкантов нашего города, Кузбасса;

  • «Музыкальное краеведение Кузбасса» (продолжение знакомства с искусством народов, проживающих на территории Кемеровской области);

  • Часы общения «Музыкальный мир моих увлечений».


«Проектная деятельность»


Цель: создание условий для перевода ребенка в пози­цию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты.

Примерные темы проектов:

  • Социальное направление

  1. «Подари праздник детям» (подготовка и проведение развлекательной программы, праздников, мини спектаклей, украшение кабинета, дворовой территории, изготовление подарков для учащихся начальной школы, детского сада, микроучастке школы);

  2. «Мамины глаза» (подготовка и проведение поздравительного концерта для женщин в классе, в школе);

  3. «Твори добро» (изготовление праздничных сувениров, подготовка и проведение праздничных концертов в школе, на дому у ветеранов, в центре здоровья для ветеранов Рудничного района и т.д.).

Каждый класс выбирает свои темы социальных проектов (их может быть несколько в одном направлении)

  • Художественно – эстетическое нправление

  1. Подготовка и участие в общешкольных мероприятиях:

  • «Новые имена»;

  • Конкурс смотра строя и песни;

  • Конкурс солдатской песни «Я бы с песней начал свой рассказ…»;

  1. Участие в реализации проекта «Глаголом жечь сердца людей»

  • Конкурс чтецов

  • Конкурс «Живое слово»

  • Тематические мини - спектакли

  1. Подготовка и участие в выставках (плакатов, газет, буклетов, фотографий и т.д.)

  • «По дорогам памяти»;

  • «Красота родного края»;

  • Буклеты –путеводители «Мои любимые места г. Кемерово»;

  • «Театральные зарисовки»


  1. Тематический планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

7 класс

Темы

Общее

кол-во часов

В том числе

Виды

деятельности

Теория

Практика

«Мир театра», 9 ч

1

Посещение театра для детей и молодежи

3

1

2

Посещение театра

2

Посещение драматического театра

3

1

2

Посещение театра

3

Посещение музыкального театра имени Боброва

3

1

2

Посещение театра

« Очаровательный мир музеев», 24 ч

4

Посещение музеев г. Кемерово

9

2

7

Экскурсия

5

Выездные экскурсии по Кемеровской области

15 ч

2

13

Экскурсия

«Увлекательный мир библиотеки», 6 ч

6

Посещение библиотеки для детей и юношества

1

1

1

Посещение библиотеке

7

Посещение областной научной библиотеки имени В.Д. Федорова

2

1

1

Посещение библиотеке

8

Посещение городская библиотека имени

Н.В. Гоголя

2


2

Посещение библиотеке

9

Посещение школьной библиотеки

1


1

Посещение библиотеке

«В гостях у филармонии», 4 ч

10

«Музыка и мировая художественная культура»

2

1

1

Посещение филармонии

11

«Тайны органного королевства»

2


1

Посещение филармонии

«Проектная деятельность», 25 часа

12

Социальное направление


12

4

8

Подготовка, проведения проекта

13

Художественное -эстетическое

13

4

9

Подготовка, проведения проекта


Итого


68 ч

18

50


8 класс

Темы

Общее

кол-во часов

В том числе

Виды

деятельности

Теория

Практика

«Мир театра», 9 ч

1

Посещение театра для детей и молодежи

3

1

2

Посещение театра

2

Посещение драматического театра

3

1

2

Посещение театра

3

Посещение музыкального театра имени Боброва

3

1

2

Посещение театра

« Очаровательный мир музеев», 23 ч

4

Посещение музеев г. Кемерово

6

1

5

Экскурсия

5

Выездные экскурсии по Сибири

17 ч

2

15

Экскурсия

«Увлекательный мир библиотеки», 5 ч

6

Посещение библиотеки для детей и юношества

1


1

Посещение библиотеке

7

Посещение областной научной библиотеки имени В.Д. Федорова

2

1

1

Посещение библиотеке

8

Посещение городская библиотека имени

Н.В. Гоголя

1


1

Посещение библиотеке

9

Посещение школьной библиотеки

1


1

Посещение библиотеке

«В гостях у филармонии», 4 ч

10

«Хорошо в гостях у хора»

2

1

1

Посещение филармонии

11

«От малой Родины к просторам мира»

2

1

1

Посещение филармонии

«Проектная деятельность», 27 часа

12

Социальное

направление

12

3

9

Подготовка, проведения проекта

13

Художественное -эстетическое

15

4

11

Подготовка, проведения проекта


Итого


68 ч

16

52


9 класс

Темы

Общее

кол-во часов

В том числе

Виды

деятельности

Теория

Практика

«Мир театра», 9 ч

1

Посещение театра для детей и молодежи

3

1

2

Посещение театра

2

Посещение драматического театра

3

1

2

Посещение театра

3

Посещение музыкального театра имени Боброва

3

1

2

Посещение театра

« Очаровательный мир музеев», 24 ч

4

Посещение музеев г. Кемерово

7

2

5

Экскурсия

5

Выездные экскурсии по Сибири

17 ч

2

15

Экскурсия

«Увлекательный мир библиотеки», 3 ч

6

Посещение библиотеки для детей и юношества

1


1

Посещение библиотеке

7

Посещение областной научной библиотеки имени В.Д. Федорова

1


1

Посещение библиотеке

8

Посещение городская библиотека имени

Н.В. Гоголя

1


1

Посещение библиотеке

«В гостях у филармонии», 4 ч

9

«Хоровая вселенная»

2

1

1

Посещение филармонии

10

«Это танец»

2

1

1

Посещение филармонии

«Проектная деятельность», 28 часа

11

Социальное

направление

14

2

12

Подготовка, проведения проекта

12

Художественное -эстетическое

14

2

12

Подготовка, проведения проекта


Итого


68 ч

13

55


Примерное распределение часов по четвертям


7 класс

8 класс

9 класс


«Мир театра»

1 четверть

2

2

3

2 четверть

2

3

3

3 четверть

3

3

3

4 четверть

2

2

-


9

9

9

«Очаровательный мир музеев»

1 четверть

6

6

6

2 четверть

5

5

5

3 четверть

7

7

7

4 четверть

6

5

6


24

23

24

«Увлекательный мир библиотеки»

1 четверть

2

1

1

2 четверть

1

1


3 четверть

2

2

1

4 четверть

1

1

1


6

5

3

«В гостях у филармонии»

1 четверть

-

2

2

2 четверть

2

-

-

3 четверть

-

2

2

4 четверть

2

-

-


4

4

4

«Проектная деятельность»

1 четверть

6

6

6

2 четверть

5

6

7

3 четверть

8

8

8

4 четверть

6

7

7


25

27

28

  1. Описание учебно –методического и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности «В мире прекрасного»

  • Учебно-иллюстративный материал:

  • презентации по темам;

  • видеоматериалы по темам;

  • аудиоматериалы по темам;

  • иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;

  • наглядные пособия (таблицы, картинки).

  • Авторские методические разработки:

  • разработка тем программы;

  • описание отдельных занятий;

  • сценарии театральных постановок.

  • Методические материалы:

  • литература для учителя

  1. Аленский, В.Л. Азбука театра [Текст]/ В.Л., Аленский. М.: Ленинград,1990.- 273 с.

  2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.

  3. Красношлыкова, О.Г.Воспитание на региональном материале [Текст]/ О.Г., Красношлыкова. Кемерово, 2002.-168 с.

  4. Корчинова, О.В. Детский этикет [Текст]/ О.В.,Корчинова. Ростов на Дону.: Феникс,2002.-216с.

  5. Кудрина, Т.А. Музей и школа [Текст]: пособие для учителя/ Т.А., Кудрина. М.: Просвещение, 1995.-342 с.

  6. Солодова, Г.Г., Губанова, М.И. Развитие и воспитание личности в общении [Текст]: учебное пособие/ Г.Г.,Солодова, М.И., Губанова. Кемерово, 2005.-287с.

  7. Силуянова, С.В. От интереса к чтению –духовно-нравственному здоровью учащихся [Текст] / С.В.,Силуянова. М.: Школьная библиотека,2008.-312 с.

  8. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.



23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!