Программа внеурочной деятельности
общекультурного направления «В мире прекрасного»,
для 7-9 классов
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность – важная, неотъемлемая часть деятельности образования школьников. Это проявляемая вне уроков активность, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя в окружающей действительности, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию школьника. Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Цель программы: создание условий для развития общекультурных ценностей и формирование у учащихся основной школы чувства прекрасного, эстетических чувств и предпочтений, развития интереса к различным видам искусства, творчества, знакомство с культурными традициями г. Кемерово, Кемеровской области, России через развитие индивидуальных способностей детей, проектную и социально –значимую деятельность.
Задачи программы:
Создать условия для:
Расширения кругозора учащихся;
Развития познавательного интереса, воображения, памяти, мышления, речи;
Развития активности и самостоятельности;
Формирования представлений об эстетических и нравственных идеалах и ценностях;
Проектной и социально –значимой деятельности.
Общая характеристика курса
Актуальность курса обусловлена насущной социально –педагогической потребностью, обновления содержания образования, развитие. Подростковый возраст – время, когда совершенствуются духовные качества личности, благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия подростком окружающего мира. В этот период формируется зритель, читатель, слушатель, посредством включения подростка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественная –практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке.
Специфика курса состоит в том, что данная программа составлена как непредметный курс и разработана в рамках основной образовательной программы основного общего образования, традиций школы и сотрудничества с учреждениями культуры г. Кемерово, Кузбасса, России.
При проведении занятий ведущими формами деятельности являются: 1. Проектная и социально-значимая деятельность по общекультурному направлению;
2. Экскурсии (г. Кемерово, Кемеровская область, Россия), праздничные мероприятия, посещение театров, музеев, филармонии, библиотек г. Кемерово, самостоятельная творческая деятельность обучающихся.
Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация, создание проектов, социально –значимых акций.
Место курса в учебном плане
Возраст детей, участвующих в реализации данной воспитательной программы от 13 до 16 лет.
Сроки реализации воспитательной программы - 3 года.
Форма и режим занятий
Программа рассчитана на 68 часов (на каждый год обучения) соответственно. Исходя из специфики программы количество часов отводимых на каждый из разделов программы может варьироваться, с учетом фактически затраченного времени на мероприятие.
Расписание проведений занятий свободное, связано с планами работы учреждений культуры г. Кемерово, школьным планом воспитательной работы и планами воспитательной работы классных руководителей.
Связь содержания программы с учебными предметами
Данная программа осуществляет взаимосвязь между различными образовательными областями: литературы, географии, искусство (музыка, ИЗО), истории, информатики, МХК, технологии.
В структуре программы выделяется 4 разделов:
«Мир театра»
Посещение театров г. Кемерово, продолжение знакомства с театральными профессиями, с историей театров и театральным искусством в городе Кемерово, мира «закулисья», с культурой поведения в театре.
«Очаровательный мир музеев»
Посещение музеев г. Кемерово, Кемеровской области, в городах России, продолжение знакомства с историей родного края, России, их природой, знаменитыми людьми.
«В гостях у филармонии»
Продолжение знакомства учащихся основной школы с миром музыки, танца, вокального и хорового исполнения, знакомство с музыкальными инструментами, развитие музыкального вкуса.
«Проектная деятельность»
Проектная деятельность – это возможность реального участия в решении проблем школы, района, города, общества. Именно эта мысль – «я могу сделать сам и не только для себя» – больше всего воодушевляет подростков. Этот период становления детской личности характеризуется ярко выраженной потребностью быть нужным, полезным другим, желанием проверить свои способности в реальном деле. Именно реальность, жизненность социального проекта привлекает школьников. Это своеобразный тест на взрослость. И каждый из подростков хотел бы достойно выдержать его.
Проектная деятельность – это коллективная работа над большим и важным делом, которая формирует важные социальные навыки, крайне необходимые сегодня для трудовой деятельности в производственных коллективах, в фирмах и т.д. Школьник сегодня стоит перед серьезным выбором – жить только для себя или помнить о других и помогать им по мере своих сил и возможностей. Разумеется, обе эти позиции можно и нужно сочетать, переключаясь с сугубо личных интересов на групповые, коллективные, социальные.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта.
Проектная деятельность в ОУ реализуется по 2 направлениям:
Создание и реализация социальных проектов для родителей, учащихся начальной школы, детских садов, ветеранов и других социальных групп.
Создание и реализация художественно –творческих проектов: выставки, мини спектакли, праздники, презентации, литературные гостиные, информационно –творческие продукты (буклеты, газеты, плакаты, репортажи, видеофильмы), фотоальбомы, и т.д.
Подготовка, проведение и рефлексия 1 проекта рассчитана на 1 четверть.
Ценностные ориентиры содержания курса
Развитие творческих способностей детей через творческую деятельность;
Формирование театральной культуры. Представление об эстетических и нравственных идеалах и ценностях;
Формирование гражданского отношения к своему государству, малой родине, родной школе, формирование способности размышлять по поводу увиденного, анализировать и обобщать способности наблюдения, впечатления;
Формирование читательской культуры, расширение кругозора и познавательной деятельности;
Формирование музыкальной культуры, расширение кругозора учащихся в области музыки и искусства;
Формирование потребности быть нужным, полезным другим, желанием проверить свои способности в реальном деле;
Формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «В мире прекрасного»
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «В мире прекрасного» является сформированность следующих умений:
Определять и проявлять общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
Умение делать выбор в различных жизненных ситуация общения и сотрудничества со сверстниками и в социуме;
Рассказать об увиденном в (театре, музее, филармонии, библиотеках);
Разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;
Проявлять тактично чувства (восторг, радость и т.д.), участвовать в концертах;
Проявлять чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
Адекватно понимать причины успешности/неуспешности проектной деятельности;
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «В мире прекрасного» - является сформированность следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на творческих занятиях, экскурсиях;
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Учиться самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Высказывать своё предположение (версию) после просмотра спектакля, посещения экскурсий, музеев, выставок и пр.., учиться работать на творческих занятиях;
Проявлять самостоятельность, при консультации с педагогом;
Учиться совместно с другими учениками давать эмоциональную оценку собственной деятельности на творческих занятиях, проявлять интерес к различным видам искусства своего Отечества, края.
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную после посещения театров, экскурсий, библиотек;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети интернет;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Средством формирования этих действий служит познавательный материал, ориентированный на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
Слушать и понимать речь других;
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, приглашать своих друзей, близких посетить музеи, театры, библиотеки, филармонию;
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, формулировать собственное мнение и позицию;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывания, владеть диалогической формой речи;
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
Удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;
Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий, соблюдение правил техники безопасности);
Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося.
Критерии оценки планируемых результатов
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской и проектной деятельности, пассивное участие.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об исследовательской и проектной деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить исследовательскую и проектную деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Содержание курса внеурочной деятельности «В мире прекрасного»
«Мир театра»
Цель: продолжение формирования театральной культуры,
представлений об эстетических и нравственных идеалах и ценностях.
- Посещение спектаклей театров:
Театр драмы имени А.В. Луначарского
Музыкальный театр Кузбасса имени А. Боброва
Театр для детей и молодежи
- Посещение театров городов России во время экскурсионных поездок по стране;
- Продолжение знакомства с историей театров и театральным искусством, театральным закулисьем, театральными коллективами и театральными профессиями;
- Тематические классные часы «Мои театральные впечатления», «Мои театральные пробы»;
- Мастер –классы «Путешествие в страну превращений», «Час театрального мастерства».
«Очаровательный мир музеев»
Цель: продолжение формирования гражданского отношения к родной школе, малой родине, России, способности размышлять по поводу увиденного, анализировать и обобщать свои наблюдения и впечатления.
- Посещение музеев г. Кемерово;
- Выезд в музеи городов Кемеровской области;
- Посещение музеев городов Росси во время экскурсионных поездок по стране;
- Встреча с интересным людьми;
- Посещение и участие в мастер – классах;
- «Путешествие – презентации».
«Удивительный мир библиотеки»
Цель: продолжение формирования читательской культуры, расширение кругозора и познавательной деятельности.
- Посещение библиотек:
Кемеровская областная научная библиотека имени В.Д. Федорова;
Кемеровская областная библиотека для детей и юношества;
Центральная городская библиотека имени Н.В. Гоголя;
Школьная библиотека
«В гостях у филармонии»
Цель: продолжение формирования музыкальной культуры, расширение кругозора учащихся в области музыки и искусства.
Тематические музыкальные программы для подростков;
Посещение концертов с участием лучших юных музыкантов нашего города, Кузбасса;
«Музыкальное краеведение Кузбасса» (продолжение знакомства с искусством народов, проживающих на территории Кемеровской области);
Часы общения «Музыкальный мир моих увлечений».
«Проектная деятельность»
Цель: создание условий для перевода ребенка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты.
Примерные темы проектов:
«Подари праздник детям» (подготовка и проведение развлекательной программы, праздников, мини спектаклей, украшение кабинета, дворовой территории, изготовление подарков для учащихся начальной школы, детского сада, микроучастке школы);
«Мамины глаза» (подготовка и проведение поздравительного концерта для женщин в классе, в школе);
«Твори добро» (изготовление праздничных сувениров, подготовка и проведение праздничных концертов в школе, на дому у ветеранов, в центре здоровья для ветеранов Рудничного района и т.д.).
Каждый класс выбирает свои темы социальных проектов (их может быть несколько в одном направлении)
Подготовка и участие в общешкольных мероприятиях:
Участие в реализации проекта «Глаголом жечь сердца людей»
Подготовка и участие в выставках (плакатов, газет, буклетов, фотографий и т.д.)
Тематический планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
7 класс
№ | Темы | Общее кол-во часов | В том числе | Виды деятельности |
Теория | Практика |
«Мир театра», 9 ч |
1 | Посещение театра для детей и молодежи | 3 | 1 | 2 | Посещение театра |
2 | Посещение драматического театра | 3 | 1 | 2 | Посещение театра |
3 | Посещение музыкального театра имени Боброва | 3 | 1 | 2 | Посещение театра |
« Очаровательный мир музеев», 24 ч |
4 | Посещение музеев г. Кемерово | 9 | 2 | 7 | Экскурсия |
5 | Выездные экскурсии по Кемеровской области | 15 ч | 2 | 13 | Экскурсия |
«Увлекательный мир библиотеки», 6 ч |
6 | Посещение библиотеки для детей и юношества | 1 | 1 | 1 | Посещение библиотеке |
7 | Посещение областной научной библиотеки имени В.Д. Федорова | 2 | 1 | 1 | Посещение библиотеке |
8 | Посещение городская библиотека имени Н.В. Гоголя | 2 | | 2 | Посещение библиотеке |
9 | Посещение школьной библиотеки | 1 | | 1 | Посещение библиотеке |
«В гостях у филармонии», 4 ч |
10 | «Музыка и мировая художественная культура» | 2 | 1 | 1 | Посещение филармонии |
11 | «Тайны органного королевства» | 2 | | 1 | Посещение филармонии |
«Проектная деятельность», 25 часа |
12 | Социальное направление | 12 | 4 | 8 | Подготовка, проведения проекта |
13 | Художественное -эстетическое | 13 | 4 | 9 | Подготовка, проведения проекта |
| Итого | 68 ч | 18 | 50 | |
8 класс
№ | Темы | Общее кол-во часов | В том числе | Виды деятельности |
Теория | Практика |
«Мир театра», 9 ч |
1 | Посещение театра для детей и молодежи | 3 | 1 | 2 | Посещение театра |
2 | Посещение драматического театра | 3 | 1 | 2 | Посещение театра |
3 | Посещение музыкального театра имени Боброва | 3 | 1 | 2 | Посещение театра |
« Очаровательный мир музеев», 23 ч |
4 | Посещение музеев г. Кемерово | 6 | 1 | 5 | Экскурсия |
5 | Выездные экскурсии по Сибири | 17 ч | 2 | 15 | Экскурсия |
«Увлекательный мир библиотеки», 5 ч |
6 | Посещение библиотеки для детей и юношества | 1 | | 1 | Посещение библиотеке |
7 | Посещение областной научной библиотеки имени В.Д. Федорова | 2 | 1 | 1 | Посещение библиотеке |
8 | Посещение городская библиотека имени Н.В. Гоголя | 1 | | 1 | Посещение библиотеке |
9 | Посещение школьной библиотеки | 1 | | 1 | Посещение библиотеке |
«В гостях у филармонии», 4 ч |
10 | «Хорошо в гостях у хора» | 2 | 1 | 1 | Посещение филармонии |
11 | «От малой Родины к просторам мира» | 2 | 1 | 1 | Посещение филармонии |
«Проектная деятельность», 27 часа |
12 | Социальное направление | 12 | 3 | 9 | Подготовка, проведения проекта |
13 | Художественное -эстетическое | 15 | 4 | 11 | Подготовка, проведения проекта |
| Итого | 68 ч | 16 | 52 | |
9 класс
№ | Темы | Общее кол-во часов | В том числе | Виды деятельности |
Теория | Практика |
«Мир театра», 9 ч |
1 | Посещение театра для детей и молодежи | 3 | 1 | 2 | Посещение театра |
2 | Посещение драматического театра | 3 | 1 | 2 | Посещение театра |
3 | Посещение музыкального театра имени Боброва | 3 | 1 | 2 | Посещение театра |
« Очаровательный мир музеев», 24 ч |
4 | Посещение музеев г. Кемерово | 7 | 2 | 5 | Экскурсия |
5 | Выездные экскурсии по Сибири | 17 ч | 2 | 15 | Экскурсия |
«Увлекательный мир библиотеки», 3 ч |
6 | Посещение библиотеки для детей и юношества | 1 | | 1 | Посещение библиотеке |
7 | Посещение областной научной библиотеки имени В.Д. Федорова | 1 | | 1 | Посещение библиотеке |
8 | Посещение городская библиотека имени Н.В. Гоголя | 1 | | 1 | Посещение библиотеке |
«В гостях у филармонии», 4 ч |
9 | «Хоровая вселенная» | 2 | 1 | 1 | Посещение филармонии |
10 | «Это танец» | 2 | 1 | 1 | Посещение филармонии |
«Проектная деятельность», 28 часа |
11 | Социальное направление | 14 | 2 | 12 | Подготовка, проведения проекта |
12 | Художественное -эстетическое | 14 | 2 | 12 | Подготовка, проведения проекта |
| Итого | 68 ч | 13 | 55 | |
Примерное распределение часов по четвертям
| 7 класс | 8 класс | 9 класс |
«Мир театра» |
1 четверть | 2 | 2 | 3 |
2 четверть | 2 | 3 | 3 |
3 четверть | 3 | 3 | 3 |
4 четверть | 2 | 2 | - |
| 9 | 9 | 9 |
«Очаровательный мир музеев» |
1 четверть | 6 | 6 | 6 |
2 четверть | 5 | 5 | 5 |
3 четверть | 7 | 7 | 7 |
4 четверть | 6 | 5 | 6 |
| 24 | 23 | 24 |
«Увлекательный мир библиотеки» |
1 четверть | 2 | 1 | 1 |
2 четверть | 1 | 1 | |
3 четверть | 2 | 2 | 1 |
4 четверть | 1 | 1 | 1 |
| 6 | 5 | 3 |
«В гостях у филармонии» |
1 четверть | - | 2 | 2 |
2 четверть | 2 | - | - |
3 четверть | - | 2 | 2 |
4 четверть | 2 | - | - |
| 4 | 4 | 4 |
«Проектная деятельность» |
1 четверть | 6 | 6 | 6 |
2 четверть | 5 | 6 | 7 |
3 четверть | 8 | 8 | 8 |
4 четверть | 6 | 7 | 7 |
| 25 | 27 | 28 |
Описание учебно –методического и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности «В мире прекрасного»
Учебно-иллюстративный материал:
презентации по темам;
видеоматериалы по темам;
аудиоматериалы по темам;
иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;
наглядные пособия (таблицы, картинки).
Авторские методические разработки:
разработка тем программы;
описание отдельных занятий;
сценарии театральных постановок.
Методические материалы:
литература для учителя
Аленский, В.Л. Азбука театра [Текст]/ В.Л., Аленский. М.: Ленинград,1990.- 273 с.
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
Красношлыкова, О.Г.Воспитание на региональном материале [Текст]/ О.Г., Красношлыкова. Кемерово, 2002.-168 с.
Корчинова, О.В. Детский этикет [Текст]/ О.В.,Корчинова. Ростов на Дону.: Феникс,2002.-216с.
Кудрина, Т.А. Музей и школа [Текст]: пособие для учителя/ Т.А., Кудрина. М.: Просвещение, 1995.-342 с.
Солодова, Г.Г., Губанова, М.И. Развитие и воспитание личности в общении [Текст]: учебное пособие/ Г.Г.,Солодова, М.И., Губанова. Кемерово, 2005.-287с.
Силуянова, С.В. От интереса к чтению –духовно-нравственному здоровью учащихся [Текст] / С.В.,Силуянова. М.: Школьная библиотека,2008.-312 с.
Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
23