СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по биологии 5-7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа содержит календарно-тематическое планирование, рассчитана на 3 года обучения

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по биологии 5-7 класс»

Планируемые результаты освоения программы

Результатом освоения программы являются следующие компоненты универсальных учебных действий.

5 класс

Познавательный компонент – знание основ экологически целесообразного поведения, биологического разнообразия живых организмов, живущих рядом с человеком.

Регулятивный компонент – умение правильно распознавать живые существа, представителей разных царств живой природы, понимать особенности их жизнедеятельности, правильно взаимодействовать с ними.

Коммуникативный компонент – умение транслировать, отстаивать, аргументировать и подтверждать фактами свою точку зрения в вопросах сохранения природной среды.

Деятельностный компонент – обладание опытом наблюдения за живой природой, своевременного обращения к взрослым при возникновении экологически опасных ситуаций.

6 класс

Познавательный компонент – знание значения сохранения всех живых существ, экологического поддержания равновесия в природе.

Регулятивный компонент – умение соблюдать правила поведения в живой природе; самооценка собственного поведения в природе; умение оценить результат своей деятельности.

Коммуникативный компонент –умение организовывать взаимодействие в семье, слушать педагогов и родителей, принимать другую точку зрения в случае личного заблуждения; быть открытым к получению научной информации и диалогу по любым аспектам взаимодействий с живыми существами.

Деятельностный компонент – обладание опытом экологически целесообразного поведения в природных условиях, без разделения живых существ на полезные и вредные; обладание опытом правильного сбора ягод и грибов, ухода за растениями и животными в природных условиях; составление и презентация мини-проектов.



Содержание программы

Раздел 1. Биологическое разнообразие живых существ на пришкольном участке.

Понятие об экологических сообществах, живых организмов, их составляющих. Взаимосвязь и взаимозависимость всех живых существ в экологических сообществах. Отсутствие в природе деления живых существ на вредные и полезные. Растения как производители органических питательных веществ в экологическом сообществе. Животные как потребители питательных веществ. Грибы и бактерии как разрушители органических веществ, возвращающие неорганические вещества в экологическое сообщество. Круговорот веществ в экологическом сообществе.

Бытовыми и промышленными отходами

Создание мини-проектов, отражающих особенности существ, обнаруженных на пришкольном участке.

Раздел 2. Экологически безопасное поведение.

Последствия нарушения круговорота веществ в природе. Снижение плодородия почвы из-за гибели бактерий и грибов во время пожара, загрязнения бытовыми и промышленными отходами как пример нарушения круговорота веществ. Способность грибов и растений накапливать вредные неорганические вещества, вносимые человеком в результате загрязнения почвы выхлопными газами, чужеродными растворителями, маслами, красками, другими отходами хозяйственной деятельности человека. Недопустимость сбора ягод и грибов в экологически неблагополучных районах: вблизи бытовых и промышленных свалок, автомобильных и железных дорог, промышленных и торговых предприятий.

Особенности правильного сбора ягод и грибов в экологически благополучных районах. Способы сбора ягод и грибов, не нарушающие их воспроизводство. Признаки молодых и старых грибов. Недопустимость сбора ягод и грибов, незнакомых или только похожих на знакомые. Ядовитые ягоды: волчье лыко, паслен сладко-горький, ландыш майский, вороний глаз. Местные ядовитые ягоды. Ядовитые грибы. Причины отравления грибами.

Создание мини-проектов с целью информирования коллектива школы, района, города об экологических проблемах.

Раздел 3. Экологическая тропа на пришкольном участке.

Понятие «экологическая тропа» как вид пропаганды экологических знаний. Планирование маршрута экологической тропы на пришкольном участке. Поиск информации о растениях, животных, грибах, лишайниках, обитающих на пришкольном участке. Оформление карты экологической тропы. Составление «Живой книги» школы – перечня живых существ, обитающих на участке.

Подготовка тематических разделов экскурсий «Растения рядом с нами», «Животные рядом с нами», «Грибы рядом с нами», создание виртуальной экскурсии.



Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

5 класс

Раздел 1. Биологическое разнообразие живых существ на пришкольном участке 34 часа

1

Понятие об экологических сообществах, живых организмов, их составляющих.

1


2

Взаимосвязь и взаимозависимость всех живых существ в экологических сообществах. Отсутствие в природе деления живых существ на вредные и полезные.

4


3

Растения как производители органических питательных веществ в экологическом сообществе.

2


4

Наблюдения за ростом и развитием растительного покрова.

4


5

Экологическая пирамида - взаимосвязь всего живого на Земле.

2


6

Создай свою планету и насели ее растениями.

3


7

Узнай растение, живущее с тобой рядом.

2


8

Животные как потребители питательных веществ.

2


9

Расскажи о том, что тебя больше всего заинтересовало.

3


10

Грибы и бактерии как разрушители органических веществ, возвращающие неорганические вещества в экологическое сообщество.

2


11

Круговорот веществ в экологическом сообществе.


1


12

Создай свою планету и насели ее существами, которым нужны растения

3


13

Убери свою планету. Расскажи как на твоей планете происходит круговорот веществ.

3


14

Экскурсия в экопарк. Что делают растения, грибы, животные?

2






6 класс

Раздел 2. Экологически безопасное поведение 10 часов

1

Последствия нарушения круговорота веществ в природе.

1


2

Снижение плодородия почвы из-за гибели бактерий и грибов во время пожара, загрязнения бытовыми и промышленными отходами как пример нарушения круговорота веществ.

1


3

Сбор ягод и грибов. Недопустимость сбора ягод и грибов в экологически неблагополучных районах: вблизи бытовых и промышленных свалок, автомобильных и железных дорог, промышленных и торговых предприятий.


1


4

Ядовитые ягоды: волчье лыко, паслен сладко-горький, ландыш майский, вороний глаз. Местные ядовитые ягоды. Ядовитые грибы. Причины отравления грибами.


1


5

Создание мини-проектов с целью информирования коллектива школы, района, города об экологических проблемах. Выбор тем проектов.


2


6

Работа над мини-проектами, обсуждение этапов подготовки к презентации проектов.

1


7

Способность грибов и растений накапливать вредные неорганические вещества, вносимые человеком в результате загрязнения почвы выхлопными газами, чужеродными растворителями, маслами, красками, другими отходами хозяйственной деятельности человека.

1


8

Недопустимость сбора ягод и грибов в экологически неблагополучных районах: вблизи бытовых и промышленных свалок, автомобильных и железных дорог, промышленных и торговых предприятий.


1


9

Особенности правильного сбора ягод и грибов в экологически благополучных районах. Способы сбора ягод и грибов, не нарушающие их воспроизводство.

1


Раздел 3. Экологическая тропа на пришкольном участке 24 часа

10

Экологическая тропа как вид пропаганды экологических знаний.

1


11

Планирование маршрута экологической тропы на пришкольном участке.

3


12

Растения, животные, грибы, лишайники, обитающие на пришкольном участке

2


13

Поиск информации о растениях, обитающих на пришкольном участке

2


14

Поиск информации о животных, обитающих на пришкольном участке

2


15

Поиск информации о грибах, обитающих на пришкольном участке

2


16

Поиск информации о лишайниках, обитающих на пришкольном участке

1


17

Оформление карты экологической тропы.

3


18

Конкурс рисунков живых существ, обитающих на пришкольном участке.

1


19

Составление «Живой книги» школы – перечня живых существ, обитающих на участке.


2


20

Подготовка к Фестивалю живой природы.

1


21

Фестиваль живой природы

4







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!