СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по ФГОС «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» для 6 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

планировние внеурочных занятий по ФГОС для 6 класса "К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология"

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по ФГОС «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» для 6 класса»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Весёловская средняя общеобразовательная школа №1

347781 Ростовская область Весёловский район п. Весёлый пер. Комсомольский 57. Тел. 6-12-35





«Утверждаю»


Директор МБОУ Веселовская СОШ №1


Приказ от _______________№_________

___________________Г.Ф. Евдокимова













Программа внеурочной деятельности

«К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»

для 6-А класса





Направление: «Общеинтеллектуальное»

Составитель: учитель русского языка и литературы Шендрикова Е.А.


Программа «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе программы внеурочной деятельности по русскому языку. 5–6 классы / Сост. Т.Н. Трунцева. –

М.: ВАКО, 2014. – 32 с. –









п. Веселый

2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» в 6 классе составлена на основе программы Т.Н. Трунцевой для внеурочной деятельности по русскому языку в 5–6 классах и следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2013 года № 273 – ФЗ);

  • Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

  • письма Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 года №N03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности МБОУ Веселовская СОШ № 1 (Приказ № 416 от 01.09.2014);

  • Образовательной программы основного общего образования МБОУ Веселовская СОШ №1 (Приказ №367 от 24.08.2015год);

  • Устава школы, утвержденного Постановлением Администрации Веселовского района (Приказ №348 от 18.05.2012);

  • Учебного плана внеурочной деятельности основного общего образования МБОУ Веселовская СОШ №1 на 2015-2016 учебный год (Приказ №326 от 22.06.2015г.);

  • Календарного учебного графика МБОУ Веселовская СОШ №1 на 2015-2016 учебный год (Приказ №326 от 22.06.2015г.).


Назначение программы


Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Словарная работа на уроках русского языка в средней школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.

Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.

В школьных программах по русскому языку для 6 классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. 

Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по русскому языку, которая должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.

Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка. Предлагаемое пособие не является учебником: оно только дополняет уроки в игровой доступной форме. Его можно использовать не только во внеклассной работе, но и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, при подготовке учащихся пятых классов к олимпиаде по русскому языку.

 

Основное направление внеурочной деятельности – общеинтеллектуальное


Актуальность и перспективность курса: Урок не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, что необходимо для активной практики овладения русским языком. Именно внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и интеракции учащихся в творческой и исследовательской деятельности. На практико-ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного исследователя, составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной проектной деятельности алгоритму. Еще одной из причин создания данной программы является возможность удержать интерес к предмету « Русский язы» к у обучающихся, высокомотивированных к изучению русского языка, с высоким уровнем интеллекта, с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей. Словарная работа на уроках русского языка в средней школе является одной из составных частей многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку. Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая. В школьных программах по русскому языку для 5–6 классов придается большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по русскому языку, которая должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.

Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.

Программа внеурочной деятельности «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» является тематической и ориентирована на учащихся 6 класса МБОУ Веселовская СОШ №1

Количество часов в год: 35 часов

Количество часов в неделю: 1 час в неделю

Продолжительность занятия – 45 минут.


Цели реализации программы:


– создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц; проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучении раздела «Лексика и фразеология»; формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.

Задачи реализации программы:

Обучающие:

• развитие интереса к русскому языку;

• углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;

• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании родного языка;

• формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;

• развитие творчества и обогащение словарного запаса;

• совершенствование общего языкового развития учащихся;

• совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

• углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

• воспитание культуры обращения с книгой;

• формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

• воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Развивающие:

• развивать смекалку и сообразительность исследовательской работе;

• развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Программа внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода, является неотъемлемой частью образовательного

процесса и организуется в проектно-исследовательском направлении.

Планируемые результаты освоения конкретного курса

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;



Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.










Содержание курса

раздела


Наименование раздела


Количество часов


Сроки изучения


Характеристика основных содержательных линий

Тема практических,

лабораторных, творческих работ


Вид контроля

1

Звучащая строка

5

3.09

-

1.10

Что такое орфоэпия?



Что такое фонография или звукозапись?

Фонография. Звукопись.

практическое занятие

Звуки не буквы!

Звуки. Буквы.

практическое занятие

Звучащая строка.

Фонетика. Фонетическая транскрипция.

практическое занятие

«Пигмалион» учит орфоэпии.

Орфоэпические нормы современного русского языка. Ударение.

самостоятельная работа

2

Таинства лексики

18

8.10

-

18.02

Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических.



В царстве смыслов много дорог.



Как и почему появляются новые слова?



Многозначность слова.

Многозначные слова. Лексическое значение слова и способы его объяснения.

самостоятельная работа

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.



Об одном и том же - разными словами.

Слова-синонимы.

самостоятельная работа

Слова – антиподы.

Слова-антонимы

самостоятельная работа




Фразеологические обороты.

Фразеологический оборот.

языковой анализ текста

Словари «чужих» слов.



«Он весь свободы торжество».



Мы говорим его стихами.



Слова уходящие и слова – новички.

Архаизмы. неологизмы.

самостоятельная работа

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».



Словарь - грамотей.



Научная этимология.



3

Слово о словах

10

25.02

-

5.05

Какие бывают имена?



Древнерусские имена.

История появления имен, отчеств, фамилий, названий месяцев, предметов одежды, растений, птиц и зверей.

практическое занятие

Отчество и фамилия.

практическое занятие

Времена года.

практическое занятие

Капитан и капуста.

практическое занятие

О том, что мы носим

самостоятельная работа

Растения – почему их так называют?

самостоятельная работа

Птицы и звери – почему их так называют?

самостоятельная работа

4

Итоговые занятия

2

12.05 -

19.05
















Учебно-тематическое планирование

занятий

Тема занятий

Дата

Описание примерного содержания занятий

Характеристика основных видов деятельности

Оборудование

Звучащая строка – 5 часов

1

Что такое орфоэпия?

3.09

Познавательные:

находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, владеть смысловым чтением, анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, представлять информацию в разных формах.

Регулятивные: определять цель, проблемы в учебной деятельности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе, работать по плану, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя его, создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения, использовать речевые средства в соответствие с ситуацией общения,

Личностные: осознавать свои эмоции, черты характера, цели, позиции.

Овладевать основными понятиями орфоэпии и фонетики.

Осознавать смыслоразличительную функцию звука.

Распознавать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные и непарные по мягкости/твёрдости, звонкости/глухости звуки.

Характеризовать отдельные звуки речи, слово с точки зрения деления его на слоги, возможность переноса слова с одной строки на другую.

Проводить фонетический анализ слова.

Выразительно читать прозаические и поэтические тексты.

Использовать орфоэпический словарь.

Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения.

Осознать важность нормативного произношения для культурного человека

Презентация словари

2

Что такое фонография или звукозапись?

10.09

таблицы

Словари, индивидуальный раздаточный материал

3

Звуки не буквы!

17.09

ресурсы Интернета

словари

4

Звучащая строка.

24.09

ресурсы Интернета

словари

5

«Пигмалион» учит орфоэпии.

1.10

ресурсы Интернета

словари

Таинства лексики – 18 часов

6

Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических.

8.10

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Познавательные:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


Регулятивные:

-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


Личностные:

оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

Овладеть основными понятиям лексикологии.

Объяснять лексическое значение слов.

Опознавать омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, архаизмы, неологизмы.

Проводить лексический анализ слова.

Использовать в собственной речи синонимы, антонимы и т.д.

Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и использовать ее в различных видах деятельности.

Создавать письменные монологические высказывания (тексты-описания) в

соответствии с коммуникативной установкой


Презентация

ресурсы Интернета

словари

7-8

В царстве смыслов много дорог.

15.10

Таблицы

Словари, индивидуальный раздаточный материал

9

Как и почему появляются новые слова?

22.10

Презентация

ресурсы Интернета

словари

10

Многозначность слова.

29.10

Словари

презентация

11

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

12.11

ресурсы Интернета

словари

12

Об одном и том же - разными словами.

19.11

Презентация

Словари

13

Слова – антиподы.

26.11

Словари

14-15

Фразеологические обороты.

3.12

10.12

Словари,

повесть

А. Рыбакова «Приключение Кроша».

16

Словари «чужих» слов.

17.12

Таблицы

Словари, индивидуальный раздаточный материал

17

«Он весь свободы торжество».

24.12

ТаблицыСловари, индивидуальный раздаточный материал

18

Мы говорим его стихами.

14.01

Таблицы

Словари, индивидуальный раздаточный материал

19

Слова уходящие и слова – новички.


21.01

Словари

ресурсы Интернета

20-21

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

28.01

4.02

Презентация

ресурсы Интернета

22

Словарь - грамотей.

11.02

Словари

презентация

23

Научная этимология.

18.02

Презентация

ресурсы Интернета

словари

Слово о словах – 10 часов

24

Какие бывают имена?

25.02

Познавательные:

построение речевого высказывания;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

Овладеть основными понятиями ономастики.

Объяснять историю появления нарицательных слов, обозначающих предметы и их свойства, явления природы. 

Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон.

Объяснять различие ЛЗ и ГЗ слова; толковать ЛЗ разными способами.

Группировать слова по тематическим группам. Проводить лексический и этимологический анализ слова.

Извлекать необходимую информацию из этимологического словаря.


ресурсы Интернета

25-26

Древнерусские имена.

3.03

10.03

ресурсы Интернета

27

Отчество и фамилия.

31.03

ресурсы Интернета

28

Времена года.

2.04

ресурсы Интернета

29

Капитан и капуста.

7.04

ресурсы Интернета

30-31

О том, что мы носим

14.04

21.04

ресурсы Интернета

32

Растения – почему их так называют?

28.04

ресурсы Интернета

33

Птицы и звери – почему их так называют?

5.05

ресурсы Интернета

34-35

Итоговое занятие- 2 часа

12.05

19.05








Информационно – методическое обеспечение

Основная литература для учителя

Программа внеурочной деятельности по русскому языку. 5–6 классы / Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014. – 32 с. –

Дополнительная литература

  1. Арсирий  А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.

  2. Вартаньян Э.А Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1987.

  3. Горбаневский М.В. В мире имён и названий. – М.: Знание, 1987.

  4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.

  5. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

  6. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1966.

  7. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – Просвещение, 1990

  8. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. – М.: Знание, 1982

  9. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.

  10. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. – СПб.: Просвещение, 1992.

  11. Успенский Л.В. Культура речи. – М.: Знание, 1976.

  12. Шкатова Л.А.  Подумай и ответь. – М.: Просвещение. 1989.


Цифровые образовательные ресурсы

  1. Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru

  2. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru

  3. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

  4. Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http://www.philolog.ru/dahl/

  5. Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка http://www.gimn13.tl.ru/rus/

  6. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru

  7. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

  8. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org

  9. Мир слова русского http://www.rusword.org

  10. Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru

  11. Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook/

  12. Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

  13. Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы http://gramota.ru/book/ritorika/

  14. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru

  15. Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru

  16. Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/

  17. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

  18. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

  19. Свиток — История письменности на Руси http://www.ivki.ru/svitok/

  20. Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык http://vedi.aesc.msu.ru

  21. Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru










Рассмотрено: Согласовано: на заседании школьного зам. директора по УВР методического совета «___»____________2015г. « 28 » августа 2015г. Т.В.Никонова__________


О.В.Беркун ___________






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!