17
Программа
внеурочной деятельности
учащихся 1 – 4 классов «Азбука здоровья»
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на учеников младших классов.(1 класс)..
Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» относится к спортивно-оздоровительному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность реализуемой программы заключается в необходимости сегодня сохранения и укрепление здоровья детей. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно эпидемиологическом благополучии
населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшнию положения детей в Российской Федерации».
Работа в этом направлении начинается на начальных этапах обучения и воспитания (в детских дошкольных учреждениях и начальной школе), продолжается в средней школе, а в дальнейшем сопровождает человека всю жизнь. Стремление заботиться о здоровье, своём и окружающих, — качество личности, которое очень востребовано в современном мире
Предлагаемый курс внеурочной деятельности «Азбука здоровья» нацелен на формирование у младшего подростка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников потребности к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Планируемые результаты
Учащиеся научатся:
- заинтересованно относиться к собственному здоровью;
-понимать пользу занятий физической культурой испортом;
-разбираться в негативных факторах риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
-соблюдать режим дня;
-навыкам личной гигиены;
-выполнять утреннюю зарядку, участвовать в оздоровительных мероприятиях;
-безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
- понимать новую лексику, связанную с темой здорового образа жизни;
- беседовать с родителями на тему здоровья, здорового питания.
Общая характеристика курса
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Программа рассчитана на 33 часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю).
Принципы построения программы:.
Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип доступности определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями предлагаемого курса.
Принцип системности определяет взаимосвязь и целостность содержания,форм и принципов предлагаемого курса.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.
Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Формы проведения занятий
• Занятия в классе и в природе.
• Уроки – путешествия.
• Уроки – КВН.
• Праздники.
• Игры.
• Викторины.
• Экскурсии.
Методы и приёмы работы.
Эффективность занятий по программе в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые использую в своей работе. «Азбука здоровья» предусматривает следующие методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение, обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр мультфильмов, кинофильмов, прослушивание песен и стихов, разучивание и исполнение песен, подвижные игры, физические упражнения, упражнения на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения..
Чтобы изучение программы способствовало развитию учащихся, на занятиях будут использованы логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др.
Ожидаемые результаты
Личностные | Регулятивные | Познаватель-ные | Коммуника-тивные |
Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями. Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей. Формулировать самому простые правила поведения в природе. Испытывать чувство гордости за красоту родной природы. Вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения. | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Составлять план выполнения задач. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Составлять и отбирать информацию,полученную из различных источников. | Предполагать, какая информация необходима. Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций. При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное взаимодействие в группе. |
4. Содержание программы
1. Мир вокруг и я в нём. (10 часов).
Типы темпераментов. Духовно-нравственное здоровье, что это такое, от чего оно зависит. Как научиться не обижать друг друга, прощать и просить прощение. Как выбирать друзей, к чему может привести неосмотрительность в выборе друга. Где нельзя знакомиться. Что стоит за детским одиночеством, как помочь ребёнку справиться с этим. Ещё раз о нецензурных словах, курении, алкоголе, наркотиках, СПИДе. Что значит быть ответственным, за что мы несём ответственность дома, в школе, на улице. Как становятся наркоманами, наркотические средства, к чему это приводит.
2. В гостях у Компьютошки. (3 часа).
Повторить технику безопасности при работе с компьютером, разучить новые комплексы зарядки для глаз и упражнения на релаксацию.
3.В поликлинике доктора Пилюлькина (16 часов).
От чего зависит утомляемость, как организовать учебный и физический труд. Двигательная активность. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат человека, мышцы, значение, какие нарушения могут быть, как с этим бороться. Как мы дышим, заболевания дыхательной системы и их профилактика. Сердце, как оно работает, заболевание сердечно-сосудистой системы, профилактика, функции крови. Значение ходьбы для человека. Кожа, её функции, заболевания кожи и их профилактика. Строение глаза, функции газа, профилактика глазных заболеваний, повторить известные упражнения для глаз, выучить новые. Строение уха, заболевания органов слуха и их профилактика. Органы чувств, для чего они нужны. Строение системы пищеварения, заболевания и их профилактика. Лекарственные травы России и нашего края, как их использовать. Какие бывают витамины и для чего их применяют, правила предосторожности.
4. Игротека. (5 часов).
Разучивание подвижных игр на свежем воздухе.
5. Тематическое планирование
№ п.п | Тема | Тео-рия | Содержание | Практика | Содержание |
1 | Характер человека | 1ч. | Типы темпераментов. | | |
2 | Духовно – нравственное здоровье человека | 1ч. | Духовно-нравственное здоровье, что это такое, от чего оно зависит. | | |
3 | О дружбе мальчиков и девочек. | 1ч. | Как научиться не обижать друг друга, прощать и просить прощение. | | |
4 | Опасная дружба. | 1ч. | Как выбирать друзей, к чему может привести неосмотрительность в выборе друга. Где нельзя знакомиться. | | |
5 | О детском одиночестве и путях его преодолении. | 1ч. | Что стоит за детским одиночеством, как помочь ребёнку справиться с этим. | | |
6-7 | Невидимые враги человека, которые мешают ему жить. | 1ч. | Ещё раз о нецензурных словах, курении, алкоголе, наркотиках, СПИДе. | 1ч. | Как отучить себя от вредных привычек. |
8 | Ответственность. | 1ч. | Что значит быть ответственным, за что мы несём ответственность дома, в школе, на улице. | | |
9 | Осторожно! Наркомания. | 1ч. | Как становятся наркоманами, наркотические средства, к чему это приводит. | | |
10 | Итоговое занятие. | | Одежда. Правила содержания вещей. Почему нужно содержать вещи в чистоте. | 1ч. | Выработка правила содержания вещей в порядке. |
11 | Разучивание нового комплекса упражнений для глаз | | Боль | 1ч. | Повторить технику безопасности при работе с компьютером, разучить новые комплексы зарядки для глаз и упражнения на релаксацию. |
12 | Разучивание нового комплекса упражнений для опорно-двигательного аппарата. | | | 1ч. | Разучивание нового комплекса упражнений для опорно-двигательного аппарата. |
13 | Итоговое занятие. | | | 1ч. | Оздоровительная гимнастика. |
14 | Работоспособность и утомление. | 0,5ч. | От чего зависит утомляемость. | 0,5ч | как организовать учебный и физический труд. |
15 | Опорно-двигательная система. Мышцы. | 1ч | Двигательная активность. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат человека, мышцы. | | |
16 | Моё дыхание. | 1ч. | Какие нарушения могут быть, как с этим бороться. Как мы дышим, заболевания дыхательной системы и их профилактика. | | |
17 | Как работает сердце. Кровь. | 1ч. | Сердце, как оно работает, заболевание сердечно-сосудистой системы, профилактика, функции крови. | | |
18-19 | Ходьба и её значение для двигательной активности. | | | 2ч. | Значение ходьбы для человека. Разучивание шагов. |
20 | Профилактика кожных заболеваний | 1ч. | Кожа, её функции, заболевания кожи и их профилактика. | | |
21 | Глаз – главный помощник человека. | 1ч. | Строение глаза, функции газа, профилактика глазных заболеваний, повторить известные упражнения для глаз, выучить новые. | | |
22 | Органы слуха. | 1ч. | Строение уха, заболевания органов слуха и их профилактика. | 1ч | Путешествие в страну здоровья. |
23 | Органы чувств. | 1ч. | Органы чувств, для чего они нужны. | | |
24 | Органы пищеварения | 1ч | Строение системы пищеварения, заболевания и их профилактика. | | |
25-26 | Зелёная аптека. | 1ч. | Лекарственные травы России. | 1ч. | Лекарственные травы нашего края, как их использовать. |
27-28 | Витамины. | 1ч | Какие бывают витамины и для чего их применяют, правила предосторожности | | |
29 | Итоговое занятие. | | | 1ч | Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. |
30-32 | Разучивание игр. | | | 3ч. | Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. |
33-34 | «Быть здоровым – это здорово!» | | | 2ч. | Подготовка и защита проекта |
6. Материально техническое обеспечение
1. Кабинет, в котором проводятся занятия;
2. Макеты «Системы органов человека»;
3. Спортивный зал;
4. Мячи, скакалки, обручи, маты;
5. Спортивная площадка;
6.Хоккейная коробка;
7. Компьютер.
7. Список литературы
1. ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6октября 2009г №373)
2. Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. Программы внеурочной деятельности. М., 2011
3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010
4. Зайцев Г.К. « Азбука здоровья».С.- Петербург. « Акцидент», 2012г
5. КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2012г.
6.Ковалько В.И « Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер», 2012 г.
7. Зайцев Г.К. «Уроки Айболита».-СПб., 1997г.
8. Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра». СПб.,1996г.
9. Зайцев Г.К. Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма.-СПб..1998г.