СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Здоровье учащихся-одна из острых проблем современной жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для начальной школы.Данная программа может использоваться  по теме "здоровьесбережение детей"

Просмотр содержимого документа
«Программа "Здоровье учащихся-одна из острых проблем современной жизни"»

Муниципальное бюджетное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №9»










ПРОГРАММА





Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни


( начальная школа)




















Учитель математики Н.Б.Ципленкова


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Современная российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. Помимо объективных причин, такая ситуация объясняется недостатком в системе гигиенического обучения и воспитания детей по формированию у них умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья.

В своей программе я попыталась создать модель школы, содействующей здоровью (начальный блок обучении). И одной из главных задач программы является внедрение оптимальных сочетаний форм организации образовательного процесса, методов и содержания обучения на основе здоровьесберегающего подхода.

Необходимо отметить, что в последнее десятилетие сильно трансформировались социальные ожидания от школы. Если раньше в системе социальных ожиданий доминировали знания и умения, то в настоящее время общество ожидает от школы поведенческие модели. Приоритетными являются поведенческие модели, направленные на умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве, здоровый образ жизни.

Применительно к детям необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам ребенок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей и педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение.

Здоровый образ жизни- поведение, способствующее сохранению, укреплению и восстановлению здоровья человека, связаны с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом.

Особенность школьного обучения состоит в том, что ребенок обязательно должен достигнуть определенного результата. Ожидания педагогов, родителей и самого ребенка приводят к росту психической нагрузки, нервным стрессам. Это приводит к тому, что у ребенка пропадает всякое желание учиться и просто интересно жить.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? В программе эти вопросы освещены в блоках «Здоровьесберегающие условия обучения детей, «Культурно-оздоровительные мероприятия», «Физическое воспитание».

Человек- высшее творение природы. Но для того чтобы сполна наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию- быть здоровым. В образовательных учреждениях необходимо создавать здоровьесберегающие условия при обучении учащихся. Это и правильно составленное расписание уроков с учетом бальной шкалы, трудности предметов и воздушно-тепловой, световой, питьевой режимы в школе и учет требований к школьной мебели и игровые комнаты и спортивные площадки, территория вокруг школьного здания и эстетика самого здания.

Дети- народ непоседливый, им постоянно хочется бегать, прыгать, скакать, играть. Основное время занятий приходится на уроки письма, чтения и математики, на которых движение ограничено. Поэтому физминутки в ходе урока просто необходимы, они позволяют детям передохнуть и расслабиться, восстановить энергию, активизировать работу различных анализаторов.

Повышение двигательной активности учащихся решается в комплексе культурно-оздоровительных мероприятий: гимнастика до учебных занятий, физминутки на уроках, подвижные перемены, Дни и уроки здоровья, занятия в спортивных кружках.

Немаловажное значение имеют элементы валеологического образования на уроках общеобразовательного цикла.

Здоровье учащихся- одна из острых проблем современной жизни. Проблема многогранна и требует усилия многих специалистов. Каждому учителю следует знать основные факторы, влияющие на развивающийся организм, наиболее эффективные методы здравотворчества.Поэтому без медицины в школе не обойтись, проблемы касаются не только физического здоровья, но и умственного и эмоционального.

Мероприятия по здоровьесбережению без организации правильного питания детей в школе и дома будут неэффективными, потому что питаясь неправильно, дети уже наносят вред своему здоровью. Деятельность по улучшению питания предполагает два аспекта: питание детей в школе и привитие основ культуры питания, его эстетики.

Таким образом, данная комплексная программа- это организованный набор актов, процедур и действий, созданный для защиты и обеспечения здоровья и благополучия детей и персонала. В программу также включены руководство и консультирование, физическое воспитание, система питания и работа по обеспечению здоровья.


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цели: разработка и апробация системы здоровьесберегающих технологий, системы методов и форм организации УВП, направленной на формирование ЗОЖ, адаптация личности к изменяющимся условиям.

Задачи:

  1. Определить исходные позиции для реализации здоровьесберегающего подхода к функционированию школы на основе анализа инновационных исследований и опыта работы.

  2. Находить оптимальные сочетания форм организации образовательного процесса, методов и содержания обучения на основе здоровьесберегающего подхода.

  3. Оптимизировать учебную и физическую нагрузки учащихся, создать в школе условия для сохранения и укрепления здоровья за счет:

- разгрузки содержания обучения путем его интеграции;

- использования эффективных методов обучения;

- увеличение объема двигательной активности;

- организации мониторинга здоровья;

- улучшения организации питания;

- медико-валеологического сопровождения детей;

- расширения спектра оздоровительных мероприятий.


  1. ОБЪЕКТ

Объект: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.


4. ПРЕДМЕТ

Предмет: содержание и формы организации УВП; процесс формирования ЗОЖ; технологии обучения, формирующие мотивацию к ЗОЖ.


5.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Устойчивая мотивация школьников к ЗОЖ.

  2. Улучшение состояния здоровья детей, сокращение количества простудных и вирусных заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта.

  3. Оптимизация учебного и воспитательного процесса.


6. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

Программа предлагается для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе УВП. В реализации программы участвуют все: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы, медицинская сестра, работники столовой и технический персонал.

Всех участников программы можно разделить на группы.

1. Те, кто будет в основном получать информацию и знания о развитии школы в данном направлении (учащиеся, родители, околошкольное окружение).

- Активная роль принадлежит тем, кто будет производить информацию о развитии школы (администрация школы, ее сотрудники).

- Третья команда- это те, кто оперативно работает с информацией о развитии школы, анализирует ее и внедряет в практику (учителя, медсестра, техперсонал). Важно, чтобы эта группа постоянно производила анализ своих действий и показывала эффективность и перспективность каждого последующего шага в ходе реализации проекта.


7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация данной программы в школе означает начало существенных изменений. Важно осознаватьединство школьной системы, которое приводит к тому, что изменение одной из ее составляющих может привести к изменению в целом.

Поэтому необходимо:

- провести «инвентаризацию» школьных проблем, причем почти всех, и в этой ситуации важно выделить существенные, влияющие на факторы, способствующие здоровью;

- сделать рабочие материалы, которые включают текущее и перспективное планирование работы; способы измерения успехов и неудач, материально- техническое обеспечение программы.

Реализация программы будет проходить в виде:

- консультирования сотрудников школы и других участников программы при планировании работы на различных временных периодах (месяц, полугодие, год);

- формирование единого информационного поля, содействия соблюдению преемственности программы- от дошкольников к учащимся;

- помощи учителям в учебно - тематическом планировании;

- анализа, корректировки и изменения некоторых положений программы при необходимости;

- организации работы по оптимизации школьной среды, ее санаторно- гигиенических и эстетических особенностях;

- осуществления взаимодействия со школьной медицинской службой;


8. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ.


Эффективность развития школы на основе здоровьесберегающих технологий будет определяться следующей системой показателей.

  1. Качественные изменения, связанные с внедрением здоровьесберегающих технологий в обучение.

  2. Объективные медико- физиологические показатели здоровья школьников.

  3. Рост психолого- валеологической компетентности педагогов.

  4. Снижение уровня кофликтности, агрессивности школьников.

  5. Рост удовлетворения качеством образовательного процесса.

  6. Реальное изменение поведения учащегося.

  7. Оценка программы как целостной системы.



9.ВИДЫ ЗАНЯТИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Теоретическая часть:

- беседы, рассказы, убеждения учителя;

- слушание,

- решение проблем;

- обсуждение прочитанной литературы.

Практические занятия:

- изготовление коллажа на тему здоровья (сбор рисунков, вырезок из газет и журналов, фотографий);

- игры;

- ролевые игры;

- рассказывание историй, сказок;

- дебаты;

- мини-лекция (используется для введения новой темы урока);

- изготовление школьной газеты, посвященной проблемам здоровья;

- проведение комплекса гимнастики до занятий, динамических перемен, физминуток, спортивных праздников, Дней здоровья, Уроков здоровья;

- анкетирование;.

- экскурсии.


КУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Оздоровительные физкультурные мероприятия, применяемые в ходе учебного процесса:


Гимнастика до занятий

Общее руководство проведением гимнастики осуществляет дежурный учитель. Гимнастика проводится в спортивном зале. Учащиеся занимаются в течение 10 минут. Основной материал гимнастики – общеразвивающие упражнения без предметов. Если гимнастика проводится на площадке (в теплое время), в комплекс включаются игры. прыжки.

Подвижная (динамическая) перемена (25-30мин) имеет большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся и предполагает проведение подвижных игр на большой перемене. Игры- хороший отдых между уроками, они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Как правило, игры и развлечения несложные. Нужно использовать такие игры, правила которых разрешают детям, не нарушая хода, вступать в игру и выходить из нее.

Одной из таких игр является игра «Классики». На школьной площадке, в спортзале красками нарисовать поле для игры.

Играть в «Классики» можно с битой, передвигая ее из одной клетки в другую. В «Классики» можно играть и без биты, рисуя в клетках достаточно большие следы. Задача игрока на одной ноге или двух попасть точно в след, не задев его контура. Можно просто, закрыв глаза, перешагивать из клетки в клетку. Такая игра развивает зрительную память и чувство пространства.


Физкультминутки, или упражнения- энергизаторы

Это проведение здоровьесберегающих минуток на уроках общеобозревательного цикла.

Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят им размять свое тело, передохнуть и расслабиться. Энергизаторы хороши тем, что предполагают активность разных анализаторов и актуализируют разные способности детей. В результате использования энергизатора восстанавливается энергия класса, внимание снова привлекается к учителю, дети, получившие улучшение психо-эмоционального состояния, снова чувствуют себя включенными в работу.

Виды физкультминуток:

  1. Упражнения для снижения общего или локального утомления.

Проводятся в целях снятия излишнего статистического напряжения, где проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса). Чаще всего в практике начальной школы используются энергизаторы под стихотворные тексты.

  1. Упражнения для кисти рук.

При работе с младшими школьниками особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонкокоординированных движений кистей рук. У детей этого возраста кисти рук еще только формируются и чрезмерные нагрузки (непрерывное письмо) для них нежелательны. Поэтому такие физминутки просто необходимы.

  1. Гимнастика для глаз.

Для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования следует использовать специальную гимнастику для глаз- офтальмотренажер, специальную схему зрительно-двигательных проекций. Эту схему разработала группа специалистов под руководством профессора, доктора медицинских наук В. Ф. Базарного.( Гимнастика для глаз на офтальмотренажере; использование разного рода фигур и линий, по которым дети «бегают» глазами в разных направлениях; энергизаторы «рисование носом, коленкой, локтем»; работа с расположенными на стенках классной комнаты карточками).

  1. Упражнения, корректирующие осанку.

Осанка- это приобретенное человеком в ходе роста и развития привычное, непринужденное положение тела во время покоя и в движении. Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить.


Самомассаж

  1. Упражнения для профилактики плоскостопия.

Развитие стопы протекает достаточно интенсивно. В младшем школьном возрасте плоские и уплощенные стопы встречаются в среднем у 30% мальчиков и 20% девочек, при этом уплощение левых стоп наблюдается чаще, чем правых. Для профилактики плоскостопия предлагаются упражнения, которые можно выполнять как сидя, так и стоя.

2. Общий массаж ступни.

Изготовление данного тренажера доступно каждому: на кусок материи нашиваются большие пуговицы и ребенок сидя за партой (даже во время урока), находясь без обуви (особенно хорошо в теплое время года), проводит общий массаж ступней ног.

В «Уголке здоровья» можно вывесить плакат «Чувствительные точки стопы». С детьми проводится объяснительная работа, где говорится о том, что каждая точка на стопе связана с какой-либо частью тела. Поэтому, делая массаж и упражнения для ног, мы помогаем и внутренним органам. Массирование пальцев и ладоней рук можно проводить с помощью грецких орехов.

3. Упражнение «Балерина».

Сидя на стульчике, упереться пальцами ног в пол. Делать маленькие шажки, как балерина на пуантах. Колени внутрь не поворачивать.

4.Упражнение «Нарисуй кружок».

Ребята выполняют круговые движения в одну и другую стороны большими пальцами ног.


Элементы валеологического образования в ходе уроков общеобразовательного цикла.

Огромное значение в ходе образовательного процесса имеет валеологическая работа, организуемая педагогами. Педагогическая практика показывает, что успех валеологического образования в школе достигается за счет системного подхода к решению этой проблемы. Приоритетная роль отводится учителю( наряду с родителями), так как именно он может обучить школьников технике валеологических умений и навыков на уроках.

Примерная тематика валеологических бесед для учащихся начальной школы.

  1. Режим дня.

  2. Правильная посадка за партой.

  3. Личная гигиена, уход за телом.

  4. Уход за зубами.

  5. Классная комната учащихся.

  6. Двигательная активность.

  7. Рациональный отдых.

  8. Физический труд и здоровье.

  9. Предупреждение простудных заболеваний.

  10. Предупреждение травм и несчастных случаев.

  11. Дурные привычки.

  12. Питание человека. Роль витаминов для роста и развития человека.



Гигиенические критерии рациональной организации урока


№п/п

Факторы урока

Рациональный уровень

Недостаточно рациональный уровень

Нерациональный уровень

1

Плотность урока

Не менее 60 и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

2

Число видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин

11-15 мин

Более 15 мин

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10мин

Смена через 11-15 мин

Смена через 15-20 мин

5

Число видов преподавания

Не менее 3

2

1

6

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 мин

Через 15-20 мин

Не чередуется

7

Место и длительность ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

8

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся.

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем.

9

Физкультминутки

Две разминки за урок, состоящие из трех легких упражнений по 3-5 повторений каждого

Одна физкультминутка за урок не достаточной продолжительностью

Отсутствуют

10

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций.

Преобладают отрицательные эмоции

11

Момент наступления утомления учащихся (по снижению учебной активности)

Не ранее чем через 40 мин

Не ранее чем через 35-37 мин

Менее чем через 30мин




Физическое воспитание

Физическое воспитание – одно из основных звеньев в цепочке оздоровления учащихся в школе является неотъемлемой частью всего образовательного прочеса школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду.

Работа по физическому воспитанию в школе отличается многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием, физическое содействует всестороннему развитию школьников.


Средства физического воспитания

Средствами физического воспитания школьников являются физические упражнения, труд, соответствующий режим дня и использование естественных факторов природы.

Основные средства физического воспитания- физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание. Важное значение имеет выбор упражнений и методика их проведения. При выборе физических упражнений надо учитывать анатомо- физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста. В связи с особенностями детского организма не следует допускать длительных статистических положений, однообразных движений, односторонних нагрузок. Необходимо обеспечить пропорциональное развитие, чередование нагрузки на различные мышечные группы.

Особенности сердечно- сосудистой системы требуют ограничения упражнений, связанных с натуживанием, подниманием тяжестей, преодолением сопротивления. Самое большое внимание необходимо уделять формированию правильной осанки, являющейся важным фактором для нормальной жизнедеятельности организма, развития скелета и скелетной мускулатуры.

В физическом воспитании важное место занимает физический труд. В соответствии с программой школы и требованиями трудового воспитания учащимся даются самые различные задания, при выполнении которых в работу включаются большие группы мышц. Изготовление игрушек и учебных пособий, поделки елочных украшений, лепка из глины и пластилина, пришивание пуговиц, вышивание, шитье, посадка семян требуют, главным образом, работы мелкой мускулатуры, точных движений, большой сосредоточенности внимания. Однако физический труд не заменяет физических упражнений. Ни один из видов труда не может воздействовать на организм так разносторонне и целенаправленно, как физические упражнения. Поэтому необходимо разумно сочетать физические упражнения с физическим трудом.

Важное место в физическом воспитании занимают гигиенические факторы. К гигиеническим факторам относится все, касающееся сохранению и укреплению здоровья детей. Важнейшее значение имеет твердый распорядок дня, который оказывает существенное влияние на нервную систему и деятельность всего организма в целом.

Учитель, учитывая особенности домашних условий, может помочь детям и их родителям в составлении режима дня для каждого школьника. В режиме дня предусматривается: сон, питание, учеба, приготовление уроков, пребывание на открытом воздухе, домашний труд, занятие любимым делом, участие во внеклассной, внешкольной работе, выполнение правил личной гигиены. В распорядок должны войти такие занятия, как зарядка, игры, игры, спортивные развлечения.

Среди гигиенических факторов важное место занимает выполнение правил личной и общественной гигиены (классы. места занятий физическими упражнениями, спортзал, площадки и т.д.)


Учебная работа по физическому воспитанию

Такая работа в школе определяется государственными программами и учебными планами, которые являются обязательными для выполнения. Программы разработаны на основе современных научных данных и практического опыта учителей и являются отображением единства теории и практики в физическом воспитании учащихся.

В программе по физической культуре выдержан принцип последовательности. Учебный материал программы соответствует возрастным особенностям детей и составлен по принципу постепенного перехода от легкого к более трудному. Программа является единой для мальчиков и девочек. Материал для каждого класса распределен по разделам, а в разделах – по видам физических упражнений.

Урок физической культуры- основная форма работы по физическому воспитанию в школе. На уроках решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.


Оздоровительные физкультурные мероприятия, применяемые в ходе внеклассной работы:

Уроки здоровья

1 раз в месяц, 9 уроков для учащихся 1-4 классов

(уроки разрабатываются с учетом возрастных особенностей учащихся)

Дни здоровья

Дни здоровья проводятся согласно плану работы школы.

Экскурсии

Проводятся 2 раза в полугодие ( 4 раза в течение учебного года)


Спортивные соревнования, праздники являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы. Они содействуют сплачиванию детского коллектива, повышают физическую подготовленность учеников. Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются: цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения, порядок награждения лучших участников.


ШКОЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА

В последние годы все чаще говорят о том вреде, который наносит школа здоровью учащихся, при этом главным фактором этого вреда считаются аудиторные перегрузки, большие объемы домашнего задания, сложности при переходе с одной образовательной ступени на следующую. А дополнительные нагрузки- это дополнительные дидактогенные факторы нездоровья. Но особенности современного общества таковы, что дальнейшее благосостояние гражданина во многом зависит от уровня его образованности, поэтому возникают противоречия: если хочешь хорошо и достойно жить – надо много учиться, а много учиться- губить здоровье.

И тем не менее, есть две возможности, которыми располагает школа: не навредить здоровью и содействовать предотвращению заболеваний.

Предотвращение заболеваний является главным в деятельности школьной службы здоровья. И эта деятельность даст результат только в том случае, если станет предметом совместных усилий педагогов, медицинского персонала.

Три уровня школьного здравоохранения

Школьная медицинская служба помогает:

- предотвратить болезни и стимулировать здоровый образ жизни;

- оказывать немедленную помощь в случае необходимости;

- организовывать необходимые консультации специалистов, при этом помня, что проблемы касаются не только физического, но и умственного и эмоционального здоровья.


Школьная медицинская сестра является ближайшим советником учителя по вопросам здоровья и физического воспитания детей и в то же время контролером в выполнении санитарно-гигиенических требований. Все указания медсестры, касающиеся здоровья и физического воспитания детей, являются обязательными для учителя.

Планирование работы медсестры

  1. Медицинские осмотры детей

  2. Создание банка данных о здоровье детей

  3. Распределение воспитанников по медицинским группам

  4. Просветительская работа ( 1 раз в четверть)

Беседы для учащихся:

«Личная гигиена»

«Знание своего тела»

«Ваши действия при оказании первой медицинской помощи»

Лекции для родителей:

«Гигиена мальчиков и девочек»

«Причина частых заболеваний»

«Физиологические возможности в разные периоды жизни»

«Режим дня и питания»

  1. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием:

- в столовой;

- в помещениях учреждения.

6. Контроль за питьевым режимом.

7. Контроль за прохождением обязательного медицинского осмотра всеми работниками образовательного учреждения.

8. Контроль за процессом приготовления пищи.

9. Анализ состояния здоровья педагогического коллектива и персонала школы.



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПИТАНИЯ

Цели и задачи данной деятельности:

- обеспечение детей разнообразной, вкусной и полезной пищей;

- формирование умения выбирать здоровую пищу;

- формировать культуру питания в столовой.


№п/п

Направление изменений

Решения

1.

Рацион питания

Не нарушая финансовой сметы, оптимизировать рацион питания исходя из возможностей школы

2.

Витаминизация

Ежедневно витаминизировать третье блюдо

3.

Режим питания

Учитывать специфику расписания

4.

Материально-техническое оборудование столовой

Обеспечение столовой необходимым оборудованием

5.

Эстетика столовой

В столовой должна быть идеальная чистота


В школьной столовой необходимо вести контроль:

- за сохранностью и качеством продуктов;

- за качеством приготовленной пищи;

- за состоянием здоровья сотрудников столовой;

- за соблюдением правил питания детей.


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

С отсутствием благоприятных условий в помещениях связано возникновение у детей так называемого синдрома «больного» школьного здания, для которого характерны жалобы на плохое самочувствие, частые головные боли, раздражение слизистых оболочек верхних дыхательных путей, приводящие к заболеваниям органов дыхания. Чаще этот синдром возникает при нарушении температурного режима, влажности, повышенной пыльной, микробной и шумовой загруженности, нерациональном освещении.

На сегодняшний день основным документом по обсуждаемой проблеме являются СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Воздушно- тепловой режим

В помещениях длительного пребывания детей воздух загрязняется продуктами жизнедеятельности организма в виде кишечных газов, выделений с поверхности кожи, химических загрязнений при неправильном использовании отделочных полимерных материалов, отсутствия или неисправности вытяжных устройств. Следствием этого является изменение функционального состояния центральной нервной системы, ухудшение работоспособности, самочувствия детей. У детей учащается пульс, дыхание, т.е. организм прилагает усилия не на полезную работу (усвоение учебного материала), а на борьбу с неблагоприятными условиями внешней среды.

Относительная влажность воздуха в помещениях общеобразовательного учреждения должна соблюдаться в пределах 40-60%.

Температура воздуха должна составлять:

  1. в классной комнате-18-20 С

  2. в спортзале – 18-20 С

  3. в библиотеке – 17-21 С

  4. в игровой комнате-18-20 С

Необходимый воздушно-тепловой режим поддерживается качественным проветриванием. До занятий и после их окончаний необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений, на переменах проветривать классы, во время уроков- остальные помещения. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Условия санитарного состояния помещений:

- проводить влажную уборку 2 раза в день;

- протирать места скопления пыли;

- проветривать помещение;

- предусмотреть в интерьере комнатные растения.


Световой режим

Благоприятный световой режим в школе способствует сохранению общей и зрительной работоспособности, препятствует утомлению глаз и связанному с ним расстройству зрения, в частности, формированию близорукости. Света должно быть много, причем максимально естественного. Шторы необходимо размещать в простенках между окон. Не расставлять на подоконниках цветы. Что касается искусственного освещения, то в учебных помещениях рекомендуется отдавать предпочтение люминесцентному освещению.

Необходимо проводить чистку арматуры светильников не реже 2-х раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампочки.


Здоровье вокруг школы

Школьная гигиена санитария необходимы для поддержания здоровья детей. Первостепенное значение имеют чистота учебных помещений, туалетов, обеззараживание питьевой воды.

Особое внимание необходимо уделять туалетам и питьевому режиму.


Питьевой режим

Питьевой режим можно организовать по разному, в зависимости от финансовых возможностей и местонахождения школы. Диапозон достаточно широк:

- завоз экологически чистой фирменной воды;

- использование обычной кипяченой воды (бак с распределителем воды, кружки индивидуальные);

- использование обычной кипяченой воды в классных комнатах (чайник, кружки индивидуальные);


Главное в организации- все должно быть чисто и красиво.


Школьный туалет

В туалетах необходимо не только соблюдать чистоту и акции по дезинфекции, но и заботиться о том, чтобы туалет, как самое интимное место в школе, был максимально комфортным, чтобы в нем сочетались чистота и бытовая эстетика. По возможности необходимо сделать так, чтобы у детей были условия для индивидуального отправления естественных потребностей. Ничто так не воспитывает в школе, как туалет. Непременно должны быть умывальники и чистая вода для мытья рук.


Школьное здание и двор

Каждая школа стремится к здоровью и безопасности детей и учителей, чтобы быть примером здорового образа жизни в округе, образцом гигиенического содержания школьного здания и пришкольных площадок.



Каждое школьное здание и двор должны быть максимально безопасными, чистыми и привлекательными.

Школьный двор:

- должен быть выметен;

- трава скошена;

- должны быть посажены цветы и деревья;

- должен содержаться в чистоте;

- мусор нужно закапывать или сжигать.


Игровая площадка

Для успешного осуществления здоровьесбережения учащихся в школе необходимо хорошо оборудованная игровая (спортивная) площадка. Чем разнообразнее она осуществлена, тем быстрее у детей формируются навыки и способы преодоления препятствий, воспитываются смелость и самостоятельность, значительно обогащается двигательная деятельность.

Оборудование площадки можно условно разделить на основное и дополнительное. К основному оборудованию относятся бревна, мишени для метаний, баскетбольные щиты, ямы для прыжков, гимнастические скамейки.

Кроме основного оборудования, на площадке должно быть дополнительное, которое повышает интерес к занятиям. Это узкий брус, по которому можно ходить; дуги для подлезания и перешагивания; 10-20 коротких пеньков, вкопанных в землю вертикально, выстраивающих дорожку.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми: Методическое пособие. М.: ООО «Издательство Астрель».

  2. Бабенкова Е. А. Здоров ли Ваш ребенок? М.: Вента- Графи.

  3. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли Вы своего ученика?

  4. Безруких М. М., Макеева А. Г., Филиппова Т. А. Все цвета кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов. М.: Вента- Графф.

  5. Волина В. Праздник числа. Учимся играя. М., Новая школа.

  6. Дереклеева Н. И. Двигательные тренииги и уроки здоровья. М.: Вако.

  7. Мсаева С. А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие. М.: Айрис- пресс.

  8. Калюжная Р. А. Двигательный режим и здоровье школьника. М., Медицина.

  9. Касаткин В. Н., Чечельницкая С. М., Рачевский Е. Л. Здоровье. Организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью. Ярославль.

  10. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника.

  11. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры.

  12. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/ Под редакцией М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М.: Триада - Фарм.

  13. Первое сентября: Приложение. Спорт в школе.

  14. Полезные привычки: Материалы для учителей. М.: ИПФ «Полимед».

Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьника


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!