1. Пояснительная записка
Программа оформлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844), методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 года №09-3242), модельными дополнительными общеразвивающими программами (приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14 октября 2015 года №1194)., СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей."
Наименование программы – модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа детской общественной организации «Волонтерский отряд «ДОБРОВОЛЬЦЫ»
Направленность - социально-педагогическая.
Данная программа является модифицированной, разработана на основе дополнительной образовательной программе «Волонтеры» [Электронный ресурс] /авт. - сост. Березина А.Н./, 2013г. - Режим доступа: http://nsportal.ru и образовательной программе дополнительного образования детей «Основы организации волонтерской деятельности» [Электронный ресурс]/ авт. - сост. Костылева Т. П./- Электрон. дан. - с. Шатрово, 2010г. - Режим доступа: http://lib.convdocs.org.
Актуальность программы
Одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны. Политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования к организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому волонтерское движение стало одной из актуальных форм вовлечения обучающихся в социальную сферу, которая способствует формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности детей и молодежи.
С 2015 года на базе МБОУ БГО СОШ № 12 работает детская общественная организация «Волонтерский отряд «ДОБРОВОЛЬЦЫ» где обучающиеся школы занимаются волонтерской деятельностью, участвуя в акциях, мероприятиях, оказывая адресную помощь различным категориям благополучателей. В такой деятельности волонтеры получают навыки ответственных исполнителей, но дальнейшего развития не происходит, и в такой ситуации обучающиеся не могут в полной мере раскрыть потенциал и увидеть возможности, которые открываются в волонтерском движении. В целях повышения эффективности и качества работы волонтерского отряда возникает потребность в образовательной программе, которая могла бы научить волонтеров умению сотрудничать, работать в группе, включаться в проекты, организовывать свою работу и развивать волонтерское движение не только в школе, но и в Борисоглебском городском округе.
Программа детской общественной организации «Волонтерский отряд «ДОБРОВОЛЬЦЫ» направлена на обучение волонтёров и рассчитана на получение ими теоретических и практических знаний и навыков социально значимой и организаторской деятельности, коллективной работе, проведению благотворительных мероприятий.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих
Программа разработана на основе дополнительных образовательных программ Березиной А.Н «Волонтеры» (2013г.) [2] и Костылевой Т. П. «Основы организации волонтерской деятельности» (2010г.) [3], она не дублирует ни одну из известных программ социально-педагогической направленности, а дополняет и расширяет их границы с учетом возможностей МБОУ БГО СОШ № 12.
В программу работы отряда «ДОБРОВОЛЬЦЫ» впервые было введено деление на следующие образовательные блоки: «Теоретические основы волонтерской деятельности», «Благотворительные и добровольческие мероприятия», «Проектирование», «Целевые группы волонтерской деятельности», «Технологии организации волонтерской деятельности», Занятия по каждому из образовательных блоков практико-ориентированы.
Возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной общеразвивающей программы, 14 - 17лет.
Психологические особенности обучающихся 14 -17 лет
14-16 лет (ранняя юность) - ведущая деятельность – учебно-профессиональная:
формирование самосознания (представление о себе самом, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств);
возрастание волевой саморегуляции;
усиление концентрации внимания, увеличение объема памяти, сформированность абстрактно-логического мышления;
развитие умений самостоятельно разбираться в сложных вопросах, принимать решения;
формирование собственного мировоззрения как целостной системы взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии;
стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности;
готовность к самоуправлению, новому осмыслению всего окружающего, жизненному определению человека; приобретение определенной степени психологической зрелости.
Уровень реализации программы:
Первый год обучения – ознакомительный, основной.
Второй год обучения – базовый.
Основание для перехода на следующий этап обучения – успешное выполнение программы предыдущего года, определяющееся результатами мониторинга ЗУН в начале, середине и конце учебного года.
Объем программы: программа рассчитана на 2 года обучения.
Общее количество часов – 140 часов.
Первый год обучения – 70 часов, 1 занятие в неделю по 2 часа (из них 1 час- теория, 1 час - практика);
Второй год обучения – 70 часов, 1 занятие в неделю по 2 часа (из них 1 час- теория, 1 час - практика).
Число обучающихся: 1 год обучения – 52 человека.
Формы и виды занятий
Выделены следующие формы организации обучения:
по количеству детей, участвующих в занятии, – коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная;
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей
семинар, практикум, экскурсия, мастерская, лаборатория, конкурс, фестиваль и т.д.;
по дидактической цели – вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
При реализации программы используются теоретические и практические формы занятий.
Основные виды проведения занятий: деловые и ролевые игры, дискуссии, акции, упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, творческие задания, конкурсы (участие в городских, окружных, областных и всероссийских конкурсах), экспресс-тесты и опросы, проигрывание ситуаций, встречи со специалистами и интересными людьми, коллективно – творческие дела, рефлексивные методики, беседы, круглые столы, метод мозгового штурма, методы арт-терапии.
2. Цели и задачи программы
Цель программы: формирование активной гражданской позиции детей и подростков через обучение методике организации и проведения социально значимых мероприятий по решению социальных проблем образовательного учреждения и Борисоглебского городского округа.
Реализация программы способствует осуществлению следующих задач:
Учебные:
1) научить правилам работы в группе;
2) научить организаторской работе.
Воспитательные:
1) воспитать активную гражданскую позицию;
2) привить чувство патриотизма, гордости за родную страну;
3) воспитать чувства сострадания и милосердия к ближним;
4) воспитать лидерские и нравственно-этические качества.
Развивающие:
1) сформировать первичные организаторские умения и навыки;
2) развить коммуникативные качества, умения работать в команде;
3)сформировать умение волонтеров принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим;
4) создать условия для всестороннего развития личности.
Формы итогового контроля: Программа считается выполненной, если обучающиеся усвоили 75% теоретического материала по данной программе, приняли участие в организации 10 мероприятий.
В конце года оценка качества знаний («итоговая») проводится по каждому из образовательных блоков на последнем занятии в форме теста и деловой игры.
Основные формы проверки: опросы, тесты, зачеты, деловые игры, участие в организации и в конкурсах различного уровня.
3. Содержание программы
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Теория (часы) | Практика (часы) | Форма неаудиторной занятости | Дата |
| Вводное занятие | 2 | 2 | - | | |
1 | Теоретические основы волонтерской деятельности: Понятия «волонтерство» и «волонтерская деятельность». История волонтерского движения в России и в мире. | 6 2 4 | 3 1 2 | 3 1 2 | | |
2 | Целевые группы волонтерской деятельности: разных категорий людей, нуждающихся в помощи. Психологические особенности людей пожилого возраста. Особенности работы с детьми и молодыми людьми с инвалидностью. | 12 4 4 4 | 7 3 2 2 | 5 1 2 2 | | |
3 | Методика организации социально-значимых мероприятий: Игра – ведущий вид тренингов Методика коллективного творческого дела. Организация конкурсов и детских праздников. Социальная акция. | 28 10 4 10 4 | 11 4 2 4 1 | 17 6 2 6 3 | | |
4 | Проектирование: Понятие социального проекта. Этапы социального проектирования, структура социального проекта. Выявление актуальных проблем Борисоглебского городского округа. Целеполагание. Команда проекта. | 10 2 2 2 2 2 | 5 1 1 1 1 1 | 5 1 1 1 1 1 | | |
5 | Технологии организации волонтерской деятельности: Лидерство в волонтерском объединении. Способы решения конфликтных ситуаций. | 10 6 4 | 5 3 2 | 5 3 2 | | |
| Зачетные занятия | 2 | 1 | 1 | | |
| Итого: | 70 | 34 | 36 | | |
2 год обучения
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Теория (часы) | Практика (часы) | Форма неаудиторной занятости | Дата |
| Вводное занятие | 2 | - | 2 | | |
1 | Теоретические основы волонтерской деятельности: Направления волонтерской деятельности в России и мире. Меценатство и благотворительность. | 6 4 2 | 3 2 1 | 3 2 1 | | |
2 | Целевые группы волонтерской деятельности: Арт-терапевтические техники в работе с детьми и молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья. Разработка занятий с применением арт-терапевтических техник. | 12 6 6 | 6 3 3 | 6 3 3 | | |
3 | Методика организации социально-значимых мероприятий: Современные формы проведения мероприятий социального значения. Проведение и организация благотворительных, экологических и других акций. Организация конкурсов и детских праздников. Дискуссия. Методика организации мастер-классов, семинаров и обучающих занятий. | 28 2 8 10 4 4 | 12 1 3 4 2 2 | 16 1 5 6 2 2 | | |
4 | Проектирование: | 10 10 | 4 4 | 6 6 | | |
5 | Технологии организации волонтерской деятельности: Структура волонтерского отряда и мотивация волонтерской деятельности. Взаимодействие волонтерского отряда с государственными и общественными организациями. Технологии организации волонтерской деятельности. Управление волонтерской организации. Деятельность волонтера и оценка ее эффективности. | 10 2 2 2 2 2 | 5 1 1 1 1 1 | 5 1 1 1 1 1 | | |
| Зачетные занятия | 2 | - | 2 | | |
| Итого: | 70 | 30 | 40 | | |
Планируемые результаты:
• формирование у детей и подростков высоких нравственных, морально-психологических качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Родины;
• формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;
• формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;
• развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;
• увеличение количества обучающихся, желающих активно участвовать в волонтёрской деятельности;
• получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;
• обеспечение взаимодействия с городскими волонтёрскими организациями с целью обмена опытом и последующего внедрения инновационных форм и методов работы;
• владение знаниями и умение аргументировано отстаивать свою позицию;
• формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;
• участие в акциях;
• привлечение детей и подростков к социально значимой и патриотической деятельности;
• привлечение большого количества детей для участия в профилактических мероприятиях, тем самым, способствуя формированию активной жизненной позиции;
• создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая позволит достичь социально позитивных и личностно значимых для детей результатов, на основе которых растет их самоуважение к себе;
• формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.
По окончании первого года обучения по образовательному блоку «Теоретические основы волонтерской деятельности» обучаемые должны знать:
определение понятия «волонтер», «волонтерская деятельность»;
историю возникновения и развития волонтерского движения;
основные добровольческие организации России;
структуру волонтерского отряда;
символику, атрибутику, традиции и законы волонтёров
права и обязанности волонтеров;
мотивацию волонтерской деятельности.
уметь:
применять на практике полученные знания;
определять и выявлять мотивацию волонтерской деятельности при помощи игровой методики;
пользоваться правилами выхода из конфликтной ситуации;
различать виды конфликтогенов;
различать мотивы волонтерской деятельности.
владеть:
основными понятиями блока: «волонтерство», «волонтер», «волонтерский отряд», «конфликт», «конфликтоген», «конфликтная ситуация», «межличностный конфликт»;
правами и обязанностями волонтеров;
навыками бесконфликтного общения в коллективе.
По образовательному блоку «Целевые группы волонтерской деятельности»
знать:
определение понятия «целевая группа»;
определение понятий «трудная жизненная ситуация», «пожилой человек», «человек с ограниченными возможностями здоровья»;
психологические особенности людей пожилого возраста;
психологические особенности людей с ограниченными возможностями здоровья;
особенности различных видов инвалидности.
уметь:
проводить игры-знакомства, игры на взаимодействие, командные;
находить контакт с представителями целевых групп волонтерской деятельности;
оказывать помощь пожилым людям, детям и молодым людям с ограниченными возможностями здоровья.
владеть:
основными понятиями блока: «целевая группа», «человек с ограниченными возможностями здоровья», «пожилой человек»;
теоретическими и практическими навыками работы с целевыми группами волонтерской деятельности;
методикой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
По образовательному блоку «Методика организации социально-значимых мероприятий»
знать:
определение понятия «социальная акция»;
определение понятия «игра»;
определение понятия «коллективная творческая деятельность»;
виды игр (на знакомство, игры с залом, командные и т.д.);
виды социальных акций;
алгоритм проведения социальной акции;
уметь:
организовывать и проводить игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах;
организовать КТД для членов волонтёрского отряда «ДОБРОВОЛЬЦЫ»;
проводить социальные акции;
интервьюировать человека любого возраста.
владеть:
способами конструирования игр;
методикой организации коллективно- творческого дела (КТД);
методикой организации социальной акции;
методикой проведения детского праздника.
По образовательному блоку «Проектирование»
знать:
определение понятия «проект», «социальный проект», «цель», «проблема»;
этапы социального проектирования.
уметь:
разрабатывать социальные проекты;
выявлять актуальные проблемы;
навыками налаживания социального партнерства в сфере волонтерской деятельности.
владеть:
способами конструирования игр;
классификацией игр;
виды игр (на знакомство, игры с залом, командные и т.д.);
методикой организации коллективно- творческого дела (КТД);
методикой организации социальной акции;
методикой проведения детского праздника.
По образовательному блоку «Технологии организации волонтерской деятельности»
знать:
определение понятия «лидер», «коллектив»;
способы общения (вербального и невербального);
способы взаимодействия в коллективе;
типы лидеров.
уметь:
организовать себя и коллектив;
выявлять лидеров в коллективе;
налаживать межличностные отношения.
владеть:
диагностикой лидерских способностей;
приемами поддержания положительного социально-психологического климата в объединении.
По окончании второго года обучения по образовательному блоку «Теоретические основы волонтерской деятельности» обучаемые должны знать:
определение понятий «меценат», «благотворительность»;
основные различия меценатства и благотворительности;
волонтерские организации Российской Федерации;
организации, занимающиеся благотворительной деятельностью Борисоглебского городского округа;
современные волонтерские проекты, реализуемые на территории Российской Федерации.
уметь:
применять на практике полученные знания;
налаживать контакты с благотворительными организациями;
организовывать совместные благотворительные акции с волонтерскими организациями;
владеть:
организаторскими навыками;
методикой налаживания социального партнерства.
По образовательному блоку «Целевые группы волонтерской деятельности»
знать:
определение понятий «арт-терапия», «сказкотерапия», «изотерапия»;
виды арт-терапевтических методик.
уметь:
разработать занятие с применением арт-терапевтических методик (для людей с ограниченными возможностями здоровья);
проводить арт-терапевтическое занятие.
владеть:
методикой разработки и написания конспекта арт-терапевтического занятия;
приемами создания среды для проведения арт-терапевтических занятий.
По образовательному блоку «Методика организации социально-значимых мероприятий»
знать:
определение понятий «сетевое мероприятие», «фандрайзинг», «мастер-класс», «семинар», «дискуссия»;
методику организации и проведения семинаров и мастер-классов;
методику проведения совместных мероприятий;
этапы подготовки и проведения социальных акций;
формы проведения дискуссий;
виды фандрайзинга.
уметь:
организовать и провести социальную акцию;
проводить мастер-классы и семинары;
организовывать и вести дискуссию;
отстаивать свою точку зрения;
организовывать конкурсы и детские праздники;
применять на практике приемы фандрайзинга.
владеть:
методикой организации и проведения мастер-класса;
навыками ведения дискуссии;
методикой организации совместных и сетевых мероприятий;
методикой организации конкурсов и детских праздников;
приемами фандрайзинга.
По образовательному блоку «Проектирование»
знать:
приемы формирования рабочих групп проекта;
основные приемы разработки проектов.
уметь:
владеть:
методикой разработки и написания социального проекта;
методикой поэтапной реализации социального проекта.
По образовательному блоку «Технологии организации волонтерской деятельности»
знать:
определение понятий «благотворительный фонд», «благотворительное общество»;
этапы создания волонтерского отряда;
типы добровольческих организаций;
роль государства в развитии волонтерской деятельности;
стратегии набора волонтеров;
формы поддержки волонтеров;
критерии и показатели результативности волонтерской деятельности.
уметь:
делегировать полномочия;
проводить внутренний мониторинг;
набирать новых людей в объединение;
сотрудничать с органами власти;
руководить коллективом;
вести документацию.
владеть:
технологиями привлечения волонтеров и стратегиями набора;
функциями управления: планирование, организация;
критериями оценки эффективности волонтерской деятельности;
основными принципами конструирования игр и игровых программ.
5. Комплекс организационно-педагогических условий:
5.1. Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо:
создание материально – технической базы (помещение для проведения занятий, реквизит для проведения занятий);
методическая база (конспекты занятий, сценарный материал, разработки программ);
поиск новых форм работы и видов деятельности;
сотрудничество с детскими молодежными общественными организациями.
5.2. Материально-техническое оснащение занятий
Памятки «Правила техники безопасности на занятиях».
План работы объединения.
План мероприятий МБОУ БГО СОШ № 12.
План мероприятий ВОД «Волонтеры Победы».
Раздаточный материал по темам.
Библиотечка объединения.
Компьютер, презентации по тематике занятий, видеоматериалы по тематике занятий, проектор, мультимедиа экран.
Видеофильмы (ролики) по тематике.
Наглядно–иллюстративный материал.
Информационные таблицы.
5.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся, полученных при изучении курса программы, предусматривают несколько уровней и этапов.
Предполагаются следующие уровни:
I уровень - репродуктивный с помощью педагога;
II уровень - репродуктивный без помощи педагога;
III уровень - продуктивный;
IV уровень - творческий.
1. Тестовая проверка предусматривает проверку пассивного репродуктивного уровня знаний. Проводится при изучении каждой из тем курса в ходе учебных занятий.
2. Решение ситуационных задач - проверка активного уровня усвоения знаний, умение их применять, проводится путем решения задач различного рода: ситуационных, практических и т.д. Проводится при изучении всех тем.
3. Творческое использование полученных знаний и умений в научно-исследовательской работе (при выполнении индивидуальных заданий).
Формы подведения итогов реализации программы.
Итоги работы подводятся посредством анализа результатов диагностики ЗУН учащихся, включающей в себя:
1. Стартовый контроль проводится в начале учебного года. Выявляются базовые знания учащихся.
2. Промежуточный контроль проводится в конце первого полугодия в рамках диагностики ЗУН. Осуществляется в ходе выполнения практических работ в конце изучения каждой темы.
3. Итоговый контроль - осуществляется в рамках итоговой диагностики.
Итоговый контроль осуществляется в следующих формах:
зачеты по пройденным темам (практическая часть);
написание и защита проектов и их реализация;
коллективная разработка и проведение мероприятий;
участие обучающихся в конкурсах различного уровня.
5.4. Методическое обеспечение программы
Реализация программы предполагает использование следующих методов и активных форм обучения:
1. Словесные методы обучения (беседы, дискуссии).
2. Методы практической работы (упражнения, тренинги).
3. Метод игры (ролевые игры, деловые игры).
4. Использование активных форм познавательной деятельности (диспут, мозговой штурм, защита проектов).
5. Использование психологических и социологических методов и приемов
(анкетирование, психологические тесты).
Подбор форм обучения зависит от возраста, психофизиологических особенностей учащихся, специфики изучаемого материала. Практическим занятиям придается приоритетное значение.
В соответствии с основными этапами обучения по программе вычленяются следующие группы методов: методы этапа восприятия-усвоения, методы этапа усвоения-воспроизведения, методы этапа учебно-творческого выражения.
Методы этапа восприятия-усвоения: рассказ, объяснение, беседа (наводящая, поисковая, эвристическая), визуальное изучение явлений (наблюдения во время занятий вне кабинета, во время экскурсий), демонстрация, иллюстрация (в качестве иллюстрации используются схемы, макеты, модели, фрагменты фильмов, символические пособия), самостоятельная работа с литературой.
Методы этапа усвоения-воспроизведения составляют три подгруппы:
- методы собственно воспроизведения – проблемная ситуация (разбор ситуационных задач), игровая ситуация (на занятиях используются игры обучающие, тренировочные, стратегические, подвижные, интеллектуальные, сюжетно-ролевые).
- методы закрепления – упражнение, игровая ситуация, практическая работа;
- методы диагностики и получения обратной связи – опросно-ответный метод, тестирование, игровая ситуация (игры обобщающе-контролирующие, стратегические, интеллектуальные, сюжетно-ролевые), практическая работа, соревнования, конкурсы.
Методы этапа учебно-творческого выражения: самостоятельный поиск (поисковые и творческие задания, проектная деятельность).
Методы учебно-воспитательного процесса по программе меняются в соответствии с целями и задачами на каждом этапе обучения.
5.5. Список литературы
Нормативно-правовая база:
1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобренный Советом Федерации 26 декабря 2012 года;
2) Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р;
3) Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4) Государственная программа Воронежской области «Развитие образования», утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 17 декабря 2013 г. № 1102.
Список литературы, используемой педагогом дополнительного образования:
Ее величество Игра! Серия «Игра – дело серьезное». - Выпуск 3. Н.Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2002
Дополнительная образовательная программа «Волонтеры» [Электронный ресурс] /авт. - сост. Березина А.Н./, 2013г. - Режим доступа: http://nsportal.ru
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы организации волонтерской деятельности» [Электронный ресурс]/ авт. - сост. Костылева Т. П./- Электрон. дан. - с. Шатрово, 2010г. - Режим доступа: http://lib.convdocs.org
Игротека. Лидер XXI века / Сост. Л.А. Побережная. Н. Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006
Игры и тренинги/ Самара, 2002
Книга вожатого/ Воронеж, 2003
Команда нашего двора. /Сост. А.В. Волохов, М.Р. Мирошкина, И.И. Фришман, С.Н. Щеглова. - Н. Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006
Книга вожатого. /Авторы-составители – Максимова Н.В., Ромулус О.В., Воронеж, 2004
Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.: Просвещение, 1986
Лидер. /Сост.: Парнева Н.С., Гончарова Л.М., Областная детско-юношеская организация «Искра», Воронеж, 1997
Григорьев Д.В., Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. /Григорьев Д.В., Степанов П.В. М., 2011
Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 - № 3
Выбирай свой путь! Программы деятельности детей и подростковых организаций. М., 1996
Как создать общественное объединение. /Абросимова Е.А., и др. М: Россия, 1995 г.
Волонтёр и общество. Волонтёр и власть: научно-практический сборник/ Сост. С.В.Тетерский/ Под редакцией Л.Е. Никитиной. -М: «ACADEMIA», 2000. -160с.
Абраменко О.В. Организация: взгляд изнутри. Воронеж,2002
«Орлёнок». Книга вожатого. / Под ред. Джеуса А. Москва, 2005
Куприянова Г.В. Молодёжные и детские общественные объединения России на современном этапе: тенденции и проблемы развития: в сборнике докладов и выступлений «Молодёжные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. — М.: Логос, 2002
Фопель Клаус. Сплочённость и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Перевод с немецкого. — Москва «Генезис», 2002
Социальное проектирование. / Н.Новгород: Педагогические технологии, 2004
Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. /Степанов Е.Н., Лузина Л.М. – М.: ТЦ «Сфера», 2002
Хочу быть лидером. Выпуск 2. /Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2003
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб. 2003
Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. /Арсеньева Т.Н. и др. – СПб. - Тверь, 2009
Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. / Виноградова Н.В. и др. – СПб. - Тверь, 2009
Волохов А.В. Программы деятельности волонтеров. /Волохов А.В., Мирошктна М.Р., Фришман И.И. М., 2011
Дик Н.Ф. 100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д, 2007
Панченко С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2005
Список рекомендуемой литературы для обучающихся по программе:
Савченко Е.В. «Внеклассные мероприятия (5-11)». Москва,2007
Кедрина Т.Я. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. /Кедрина Т.Я., Гелазония П.И – М.: Педагогика-Пресс, 1992
Уроки лидерства. / Ромулус О.В., Воронеж, 2004
Хейфец Б.Л. Поиграй сам и с друзьями. – 2001
Шпаков С.А. Учимся, играя: Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004
Мое действие – мой выбор. Методическое пособие. /Беспалова Г.М. и др. - М., 2005
Бородатая М.Н. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества. /Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. - Киров, 2012