СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа духовно - нравственного воспитания "Из глубины веков"предназначена для заместителя директора по ВР

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа духовно - нравственного воспитания  Из глубины веков поможет организовать работу заместителя директора по Вр

Просмотр содержимого документа
«Программа духовно - нравственного воспитания "Из глубины веков"предназначена для заместителя директора по ВР»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Болхова




Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №3

________ В.А. Сахарова






«Из глубины веков»

Программа

духовно – нравственного и патриотического воспитания

на 2017 – 2022 г.г.


Срок реализации программы 5 лет.

Возраст детей- 7-17 лет.

Разработчик программы:

Синицына Г.М.,

зам директора по ВР.


2015г.







Содержание


І. Введение

  1. 3-4стр.

  2. Актуальность работы……………………………………………..5-7 стр.

  3. Цель, задачи работы………………………………………………. 7 стр.

  4. Паспорт программы ……………………………………………8-10 стр.

ІІ. Практическая часть

  1. Пояснительная записка………………………………………10-12 стр.

  2. Принципы работы……………………………………………12-13 стр.

  3. Условия реализации программы……………………………13-14 стр.

  4. Приоритетные направления работы ……………………….14-16 стр.

  5. Основные виды деятельности. ……………………………..16-17 стр.

  6. Основные формы деятельности …………………………….17-18 стр.

  7. Содержание деятельности …………………………………18-33 стр.

  8. Совместная деятельность школы, семьи, общественности..33-35 стр.

ІII. Заключительная часть

  1. Оценка эффективности работы………………………………35-36 стр.

  2. Ожидаемые результаты………………………………………36-39 стр.

  3. Формы представления предполагаемых результатов…………39 стр.

Литература……………………………………………..………… 40 стр.












I.Введение.


Одной из наиболее злостных ошибок

является суждение, что педагогика -

это наука о ребенке, а не о человеке.

Нет детей - есть люди, но с другим

масштабом понятий, другими

источниками опыта, другими

стремлениями, другой игрой чувств.

Януш Корчак






1. Актуальность программы

Воспитание высоконравственного человека, для которого любовь к окружающему миру, к людям, к родной земле, к своей семье является потребностью, необходимостью , - это цель воспитания для любого общества, выстраивающего перспективу на будущее. Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении. Религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Поэтому новое поколение россиян, не обладая знаниями о религиях и их роли в российской истории, просто не сможет обустраивать свою страну. Без элементарных знаний о религиозной стороне жизни невозможно правильно разобраться в событиях прошлого и настоящего. Вместе с этим, воспитание души школьника неразрывно, по – моему , связано с воспитанием патриотизма. Героическая история, славные её страницы должны помочь школе в сегодняшнее непростое время. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У воспитанников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

В настоящее время патриотическое воспитание как никогда актуально. Сложная геополитическая обстановка России в современном мире требует от граждан страны твердости в отстаивании своих интересов, сохранения идеалов и традиций, знание истории и воспитания уважения к своему народу и гордости за его нравственные устои, подвиги, готовность отдать жизнь за сохранение государства и жизни будущих поколений. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека

и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

2. Цель и задачи программы

Целью программы является: Создание условий для формирования у учащихся ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно- исторических и духовно-нравственных, патриотических и общечеловеческих принципах.

В качестве основных задач выступают:

- создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина;        

- снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;

- разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма обучающихся;

- реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их;

- формирование внутренней потребности личности в постоянном самосовершенствовании;

-проведение постоянной работы по социализации обучающихся, готовности их к жизни в современной действительности;

-сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.


3. Паспорт программы «Из глубины веков»


Разделы паспорта программы

Содержание разделов программы

1. Название программы

Программа духовно – нравственного и патриотического воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательнаа№3» г. Болхова

«Из глубины веков».

Заказчик программы

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательнаа№3».

Родители учащихся МБОУ СОШ.

Основные исполнители программы

Администрация школы, руководители кружков, секций, старшая пионервожатая, школьный библиотекарь, психолог, классные руководители, родительский комитет.

Объект работы 

Организационно-педагогические условия духовно – нравственного и патриотического и воспитания

Предмет работы

Педагогическая деятельность, внеклассная и внешкольная воспитательная работа, направленная на формирование духовно – нравственной и патриотической компетентности и активной социальной позиции учащихся.

Гипотеза

Если создать систему целенаправленного духовно – нравственного и патриотического просвещения, изучения героических событий отечественной истории, жизнеописания представителей духовенства, изучения произведений духовной направленности, то можно воспитать высоконравственную личность, обладающую христианским сознанием, культурой.

Участники программы

Обучающиеся МБОУ СОШ №3; родители; педагоги; представители духовенства, общественность.

Сроки реализации

5 лет (2017 – 2022г.г.)

Этапы реализации, их цели и задачи

I этап: проектный ( сентябрь 2017- май 2018г.)

Цель: подготовка условий создания системы духовно – нравственного и патриотического воспитания.

Задачи:

1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2.Разработать, обсудить и утвердить программу по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию.

3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический (сентябрь 2018- май 2021г.)

Цель: реализация программы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию «Из глубины веков».

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Разработать методические рекомендации по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию.

3. Вовлекать в систему духовно – нравственного и патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности социально-педагогического воспитательного пространства.

4. Проводить мониторинг реализации программы.

5. Принимать участие в мероприятиях, конкурсах по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический (сентябрь 2021- декабрь 2022г.)

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1.Обобщить результаты работы школы

2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3.Спланировать работу на следующий период.


6. Предполагаемый результат

Конечным результатом функционирования системы духовно – нравственного и патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем учащихся, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся себя как россиян, определяющих будущее России:

в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

в познавательной сфере - развитие интеллектуального потенциала, творческих сил;

в историко – краеведческой - осознание ответственности за судьбу своего города, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;


Социальные связи


Администрация Болховского района, отдел образования администрации района, настоятель Введенского храма иерей Василий Лях, ДДТ, комитет по делам несовершеннолетних, ДЮСШ, ДШИ, районный краеведческий музей, библиотека.

Нормативно-правовая база для разработки Программы

1. Конституция РФ

2. Конвенция ООН «О правах ребёнка»;

3. ФЗ РФ « Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ

от 29.12.2012г.

4. Государственная Программа «Патриотическое воспитание

граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.»

( Постановление Правительства РФ от 30.12.2015г. № 1493)

5. «Концепция федеральной системы подготовки молодежи к

военной службе на период до 2020г.» (Распоряжение

Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г.

N 134-рг.)

6. «Инструкция об организации обучения граждан Российской

Федерации начальным знаниям в области обороны и их

подготовки по основам военной службы».

7 Письмо Минобразования РФ от 25.10.1999 N 06-9ин/28-06,

Генштаба ВС РФ от 26.10.1999 N 4036

«О военно-патриотическом воспитании молодежи».

8. Рекомендации "Об организации воспитательной

деятельности по ознакомлению с историей и значением

официальных государственных символов Российской

Федерации и их популяризации" (Письмо Минобразования

России от 1 марта 2002 г. №30-51-131/16);

9. Методические рекомендации Минобразования России о

взаимодействии образовательного учреждения с семьей

(приложение к письму Минобразования России от

3101.2001 г. № 90/30-16).

10. Федеральный закон  «О днях воинской славы и памятных датах России»     (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.

11. Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.



II. Основная часть

1 Пояснительная записка


Город Болхов издавна славится храмами. Так, в центре города, на Красной горе, на территории древнего  Болховского кремля  находится главная святыня Болховской земли – величественный шестипрестольный Спасо-Преображенский собор, площадь которого вмещает до четырех с половиной тысяч человек. Из церковных древностей в нем хранились: резной образ свят. Николая Чудотворца в рост, перенесенный из Новгорода при Иване Грозном (находится в Введенской церкви), дары строителя собора стольника и воеводы И.И.Ржевского – серебряный потир пожертвованный в 1966 г., и напрестольное Евангилие1614 г.; ризы и Евангелие 1681 г. от царевны Софьи Алек­сеевны. Церковь Святой Живоначальной Троицы располагается рядом со Спасо-Преображенским собором на территории бывшего Кремля Это один из трех старейших храмов и самый яркий архитектурный памятник земли Болховской.
До наших дней сохранились и живут православной жизнью: Троицкий Оптин монастырь, Спасо-Преображенский собор, Троицкая церковь,  Рождества Христова и Введенская церковь, Георгиевская церковь, Афанасия и Кирилла. Богата земля Болховская святыми, предстоящими у престола Божия: настоятель Оптина Троицкого монастыря  архимандрид Макарий (Глухарев), священноисповедник Георгий (Коссов), Священномученник Даниил (Троицкий). 
Сам образ жизни, издревле сложившийся на болховской земле, способствовал формированию у людей нравственных качеств, присущих человеку-воину, человеку-труженику, истинному патриоту своей Родины. Поэтому свойственный российскому менталитету историзм общественного сознания имеет столь глубокие корни. Обращение к этим корням, забота об исторической памяти, восстановление и сохранение традиций "малой родины" - именно такие задачи выдвигаются сегодня на первый план, когда речь идет о нравственном и патриотическом воспитании граждан. Какой народ, такая будет и Россия. Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины.

Духовно – нравственное и патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности.

Первая ступень (1-4 классы) ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д.

 Внеурочная деятельность позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (5-8 классы) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Обучающиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют обществознание, развитие речи, история, кружок по краеведению. Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно- творческих дел, ролевых игр, творческих, социальных проектов.

Приоритетными направлениями внеучебной деятельности в рамках патриотического воспитания стали познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досуговое общение, художественное творчество, спортивно-оздоровительная, краеведческая и исследовательская деятельность.

На третьей ступени (9-11 классы) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся задумывались о чувстве любви к ближнему, о морали, о таких качествах, как доброта, отзывчивость, самопожертвование, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни.

2. Принципы деятельности по реализации программы.

Организация социально открытого пространства духовно – нравственного и патриотического развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

- нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;

- социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;

- индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

- интегративности программ духовно – нравственного и патриотического воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;

- социальной востребованности воспитания – соединение духовно – нравственного и патриотического развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.


3. Условия реализации программы

Для успешной реализации программы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся в школе созданы следующие условия:

    1. В школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;

    2. Функционирует система внеурочной деятельности обучающихся и дополнительного образования;

    3. Разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;

    4. Активно развивается исследовательская, проектная, творческая деятельность обучающихся;

    5. Развивается школьное ученическое самоуправление;

    6. Используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные педагогические технологии в процесс патриотического воспитания.

     7.Развивается социальное партнерство, сотрудничество с  общественными организациями, родительским  сообществом, средствами  массовой информации.

       

4. Приоритетные направления работы в области духовно – нравственного и патриотического воспитания обучающихся в школе

Опыт работы показывает, что содержание и формы духовно – нравственного и патриотического воспитания обновляются путём системной деятельности по ряду взаимосвязанных направлений.

Такими приоритетными направлениями стали:

1)культурно-историческое «Малая Родина»;

2)духовно-нравственное «Православие в жизни моей малой родины» »

3)гражданско- правовое «Я-гражданин»;.

4)военно-патриотическое «Дни воинской славы»;

5) спортивно-патриотическое;

6) культурно-патриотическое.

Культурно-историческое направление предполагает:

-воспитание у обучающихся любви к своей «малой» родине, родному краю, её замечательным людям;

-вовлечение обучающихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников;

-формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

Военно-патриотическое воспитание включает в себя:

-изучение военной истории России, знание Дней воинской славы,  боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой отечественной войны;

-сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч обучающихся с ветеранами войны и труда;

-формирование позитивного образа Вооружённых Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Духовно-нравственное направление включает в себя:

-формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, стремление соблюдать правила поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к родине и своему народу;

-воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

-формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

Гражданско-правовое направление ориентировано на:

-изучение государственной системы РФ, её Конституции, Гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России;

-формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;

-формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

-развитие  школьного самоуправления.

Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.

Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей обучающихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа. 

5. Основные виды деятельности, обеспечивающие реализацию приоритетных направлений духовно – нравственного и патриотического воспитания обучающихся школы

Классно-урочная деятельность:
- уроки-практикумы;
- игровые формы обучения;
- интегрированные уроки;
- коллективное взаимообучение.

Внеурочная деятельность:
- исторические декады;
- проведение праздников, мероприятий, спортивных соревнований, творческих конкурсов;
- викторины, олимпиады, конференции;
- познавательные классные часы.

Творческо-поисковая деятельность:
- метод учебного проекта, социальное проектирование, поисково-исследовательской деятельности;
- творческие работы;
- приёмы театрализации.

Диагностическая деятельность: 
- анкетирование учащихся;
- определение уровня воспитанности;
- диагностика уровня развития познавательного интереса школьников;

- анализ анкет, опросников, проведенных мероприятий и т.д.;

- сравнение и сопоставление с ожидаемым результатом программы, с уже достигнутыми показателями.

Изучение передового педагогического опыта:

- участие в районных, областных семинарах, заседаниях заместителей директоров по воспитательной работе;

- изучение воспитательных программ по патриотическому воспитанию обучающихся;

- изучение публикаций СМИ по патриотическому воспитанию обучающихся.
Взаимодействие с общественными организациями:

- проведение мероприятий патриотической направленности  совместно с ДШИ, ЦДТ,  библиотекой, внешними общественными организациями;

- участие в конкурсах духовно – нравственной и патриотической направленности, проводимых на территории района и области.

6. Основные формы деятельности по реализации основных направлений системы духовно – нравственного и патриотического воспитания  

Содержание основных направлений системы духовно – нравственного и патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:

Учебная деятельность

Система классных часов, нетрадиционных уроков

Работа детских творческих коллективов: кружков, секций

Работа музея, обогащение экспозиций

Конференции, лекции, семинары, концерты, праздники

Система мероприятий библиотеки

Традиционные общешкольные коллективно-творческие дела

Участие в районных конкурсах, смотрах

Проведение совместных с родителями и учителями развлекательных игр, спортивных мероприятий

Участия в акциях

Работа психолого-педагогической службы

Организация встреч с воинами локальных войн, шефство над престарелыми.

Путешествия – проект предполагает организацию различных путешествий (видеопутешествия, экскурсии, турпоходы, экспедиции), содержательно взаимосвязанных с гражданско - патриотическим аспектом содержания учебных предметов.

Встречи – проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, как средство воспитания учащихся на личных примерах.

Искусство – проект предполагает реализацию программы посещения музеев, концертных программ, театров, выставок и т.д.

Социальные проекты:

1.Создание детского туристического агентства «В самом сердце России»

2. «Ценности, которым нет цены…»

3. «Времен связующая нить»


7 Содержание деятельности

1 класс

Основные направления

Задачи

Виды деятельности, формы занятий

воспитательные

учебные

1.

С чего начинается

Родина?


Формирование

представлений о

Родине, ее истории.

Воспитание навыков

самообслуживания,

трудовых действий.

Воспитание

первоначальных

представлений о роли

труда в жизни людей,

уважение к труду

старших. Вызвать

стремление беречь

школу, хорошо

учиться.

Воспитание у учащихся

потребности

повседневной учебной

и трудовой

деятельности, вносить

конкретный вклад в

развитие страны

Путешествие «Святой источник Георгия Коссова»

Конкурс стихов о

Родине. Путешествие

«Пешком в историю

родного края».

Проведение праздника

«День знаний». Беседа

«Всякая вещь трудом

создана». Мудрая старость.
Поучения Мономаха детям из «Повести минувших лет».
 Дерево моей семьи.
 Справедливость – основа права.
 


2.

-Моя семья

-Мир вокруг нас

Воспитание уважения к

родителям, к

родословной семьи, ее

боевым и трудовым

традициям, любви к своему дому.

Воспитание

потребности в

сохранении богатств и

природы родной земли,

традиций нашей

материальной и

духовной культуры.

Дать яркую картину

богатств родной

страны, приумножения

их трудом человека.

 

Уважай отца и мать.

 Чем славен мой род.
Устный журнал «Наши

мамы, наши папы, наши

старшие друзья».

Конкурс чтецов «А.С. Пушкин о красоте природы».

Урок патриотизма

( ко Дню Защитников

Отечества).

3.

Деятельность

Развитие детской

инициативности через

различные виды

деятельности.

Обеспечение

самостоятельных начал.

 

Игра – путешествие

«Наш город» –

путешествие по улицам,

площадям, памятным

местам родного города.

Конкурс рисунков

«Город, в котором я

живу». Уход за классной

кабинетом. Сохранность

мебели, учебников.

Конкурс рисунков «В

кругу семьи».

Коллективное

оформление альбома

«Человек и природа».

Игра – путешествие во

времена года.

2 класс

Основные направления

Задачи

Виды деятельности, формы занятий

воспитательные

учебные

1.

С чего начинается

Родина?



Углубление

представлений

об истории Родины.

Формирование чувств

патриотизма, чувства

гордости за нашу

Родину – Россию.

Воспитание

добросовестного

выполнения трудовых

поручений. Овладение

первоначальными

навыками

общественно-полезного труда.

Формирование у

учащихся

сознательного

отношения к

приобретению знаний

Проверка состояния

рабочего места, готовность

к уроку.

Беседа «Учеба – наш

главный труд».

Смотр знаний «Кто больше

узнал – расскажи».

Классный час «Город Болхов – город церквей».

Путешествие на машине

времени в определенный

год, или в разные годы,

эпохи, исторические

события.

2.

Моя семья.

Мир вокруг нас

Укрепить чувства

семейной гордости,

чести и достоинства,

чувства причастности

семьи к большим

патриотическим делам

людей.

Формирование чувства

уважения и

благодарности к

старшему поколению.

Углубление понятий о

закономерности

природных явлений.

Приобщение к истокам

отечественной

культуры.

 

Беседа « Все, что тебя

окружает, чем ты

пользуешься, создано

трудом твоих родителей».

Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
 Что посеешь, то и пожнешь.
 О милосердии и сострадании.
 О снисхождении и терпимости.

Самостоятельно узнать о

труде родителей и

рассказать об этом в

классе.

Беседа о временах года,

сезонных явлениях

природы «Природа и мир».

Практическое занятие

«Введение в

народоведение»,

«Человек и семья в

народной культуре»

(знакомство с народно-

обрядовыми традициями).

3.

Деятельность

Развитие

индивидуальных

интересов и

способностей

учащихся.


 

Экскурсия по городу,

рассказ о героях, чьими

именами названы улицы.

Рисование по впечатлению

и памяти «Наш город».

Игра –путешествие по

городам

России. Нарисовать работу

своих родителей (по

представлению).

Оформление альбома

«Человек и природа».

 

3 класс

Основные направления

Задачи

Виды деятельности, формы занятий

воспитательные

учебные

1.

Нравственное просвещение


Формирование у

школьников любви к

людям, стремления

быть сильными,

мужественными;

воспитание уважения к

героическим подвигам

старших поколений.

Формирование у

учащихся качества

будущего защитника.

Активизация

самостоятельного

раздумья учащихся,

Формирование у

учащихся

потребности в

учении,

познавательных

интересах.

По страницам книги А. Венедиктова «Болховские курснты»

Проведение анкеты-

методики. Незаконченное

предложение «Любить

Родину – это…»

«Родина начинается с …»

Совесть – учитель человека.
   Лед бессердечия и бездушия.
 Человечность и человеколюбие.
 Воля, служащая добру и злу, возвышенному и низменному.
 Трудолюбие и праздность, значение труда и вред безделья.
Путешествие на машине

времени в определенный год,

в разные годы, эпохи,

истории.

Проведение анкет-методик

«Познавательная

потребность»

(установить интенсивность познавательной потребности

у учащихся).

«Познавательный интерес»

(установить характер и силу

познавательного интереса у

учащихся). Внутриклассные

семинары. Олимпиады по

математике и русскому

языку.

Конкурс сочинений

«Мир нужен всем».

Устный журнал «По

страницам любимых книг»

Алексеев С.П.

Они защищали Москву

(Дедушкины медали «За

оборону Москвы). – М.:

Малыш, 1975. Богомолов

В.М.

За оборону Сталинграда

(Дедушкины медали «За

оборону Сталинграда»). –

М.: Малыш,1980.

Воспитательное занятие

«Общение с книгой»

2.

Моя семья.

Мир вокруг нас

Формирование у

учащихся стремления

приобретать новые

знания о природе,

обществе; понимания

роли человека в

использовании и

преобразовании

природы.

Приобщение к истокам

отечественной

культуры.

 

Воспитательное занятие

вместе с родителями

«Судьба семьи в судьбе

страны».

Беседа «Мы – твои друзья,

природа».

«Человек и история в

народной культуре»

(исторические жанры

фольклора, былины,

народные песни, предания,

легенды). Литературная

викторина «Былины"

3.

Деятельность

Развитие

индивидуальных

интересов и

способностей

учащихся.

 

Познавательная экскурсия в

музей .

Оформление альбома

«Человек и природа»

Оформление газеты «Судьба

семьи в судьбе страны».

 

4 класс

Основные направления

Задачи

Виды деятельности, формы занятий

воспитательные

учебные

1.

С чего начинается

Родина?


Формирование

представлений о

понятиях

«Отечество»,

«Верность» «Любовь»

Развитие

познавательных

интересов,

способностей.

Воспитание умения

самостоятельно

добывать знания.

Путешествие «Святой источник Георгия Коссова»

Проведение анкеты-

методики

«Незаконченное

предложение:

«Верность Родине -

это…»

Познавательная

экскурсия в

краеведческий музей.

Викторина «В гостях у

истории».

2.

Моя семья.

Мир вокруг нас

Формирование знания

об истории родного

края, России, знаний об

исторических

процессах и явлениях в

обществе.

 

Игра-путешествие во времена года.

Воспитательное занятие

«Общение со школой».

Проведение Дня знаний.

Воспитательное занятие

«Общение с природой».

Проведение

практических занятий

«Мир вокруг нас»,

«Путешествие по карте

России» и т.д.

3.


деятельность

Развитие наклонностей

к творчеству.

Обеспечение каждому

учащемуся

возможности проявить

себя.

 

Устный журнал «С Днем

рождения, Россия».

Оформление альбома

«Человек и природа».

Оформление альбома

«Труд моих родителей».

Воспитательное занятие,

оформление выставки

«Народная игрушка».

 

5 класс

Основные направления

Задачи

Виды деятельности, формы занятий

воспитательные

учебные

1.

Духовно – нравственное

просвещение

Выявление

познавательных

интересов у учащихся,

установление уровня

развития

познавательных

возможностей и

способностей через

уроки истории,

приветствие чувства любви к Родине, знания

истории.

Формирование

понятия «Родина»,

«Отечество»,

«патриотизм»;

- раскрытие картины

жизни народа нашей

страны в различные

исторические эпохи.

Экскурсия по Болхову «Из глубины веков»

Конфликт: все «за» и «против».Слава рукам золотым!

Анкета-опрос «Почему

нужно знать историю

своей Родины?».

Участие детей в

познавательных акциях

«Эрудит», «Турнир юных

историков».

Час исторических

ситуаций.

Игра «Символы Родины» Конкурс «Чему учат

русские пословицы»

2.

Духовное

сознание.

Формирование

первоначальных

элементов

мировоззрения

учащихся.

Формирование

представлений о

связях и

взаимозависимости

явлений в природе,

обществе;

-формирование

понимания активной

роли человека в

обществе;

- формирование

понятия о чувстве

долга.

Беседа «Каким я вижу

мир».

Выпуск стенгазеты « Во

имя Отечества».

Классный час «Война в

моем доме».

Час общения «Моя

трудовая семья».

3.


Деятельность

Воспитание у ребенка:

любовь к жизни, к

окружающему миру, к

Родине, своему народу,

людям, себе;

воспитание стремления

к общественно-

полезной деятельности;

- воспитание члена

детского,

подросткового

движения.

Приобщение учащихся

к общечеловеческим

ценностям.

Формирование

навыков творческой

деятельности

учащихся с целью

накопления опыта

совместных дел;

- знакомство с

деятельностью

детских

общественных

объединений

Беседа «Что такое долг

перед людьми».

Операция «Радость

людям».

Викторина «Традиции и

обычаи страны».

 

6 класс

Основные направления

Задачи

Виды деятельности, формы занятий

воспитательные

учебные

1.

Историческое

просвещение

Воспитание

уважения к

героическому

прошлому нашей

страны, ее

традициям, культуре.

Формирование

познавательных

интересов учащихся

об общечеловеческих

ценностях: «Родина»,

«патриот»,

«гражданственность»

Экскурсия «Храмы , монастыри и святыни Болхова»

По страницам книги А. Венедиктова «Болховские курснты»


Литературно-

историческая

композиция «Русская

воинская доблесть».

Конкурс стихов о

Родине.

Экскурсия «Пешком в

историю родного края».

Учебная лекция «Жизнь

замечательных людей в

нашем городе» (можно с

посещением

краеведческого музея)

2.

Культурное сознание.

Приобщение  учащихся к истокам

отечественной

культуры.

Формирование понимания своей роли

как патриота, смысла

долга перед Родиной

как гражданской

обязанности;

- развитие чувства

ответственности и

сопричастности к

судьбе своего народа,

Отечества;

- обогащение

знаниями о

самобытной культуре

России, ее обычаях,

традициях,

православных

праздниках,

христианстве.

- Вечер «Судьба семьи в судьбе Родины».

- Практикум «Разговор о

жизни».

- Игра «Расскажи сказку

о Родине»

- Игра-путешествие

«История нашего края».

- Викторина «Узнай это

место».

- Цикл часов общения

«Человек и история в

народной культуре»

(исторические жанры

фольклора, былины,

исторические песни,

предания, легенды);

«Культура России».

3.

Деятельность

Воспитание жителя

Болхова.

Организация

взаимодействия

ребенка с городом,

способствующая

формированию его

представлений об

окружающем мире,

характера мышления,

стиля поведения,

соответствующих

цивилизованному

человеку;

- развитие у учащихся

эмоционально-

ценностных

ориентаций через

осмысление истории

культуры России,

Орловской области, Болхова;

- приобщение

учащихся к

проявлению реальной

жизни города.

Посещение музея

города.

Пешеходные

экскурсии, маршруты

выходного дня;

- сочинение «Характер

моего города»;

- час общения «Мой

город».

Создание летописи:

- летопись родных мест;

- моя родословная;

- мои земляки в годы

Великой Отечественной

войны

 





7 класс

Основные направления

Задачи

Виды деятельности, формы занятий

воспитательные

учебные

1.

Духовно – нравственное

просвещение

Изучение

познавательных

интересов учащихся в

процессе изучения

«Истории Отечества».

Овладение

практическими и

интеллектуальными

умениями и навыками в процессе изучения

истории;

- приобщение к самой

большой ценности

народа – его языку,

воспитание любви к

языку.

Экскурсия по Болхову «Из глубины веков»

 Культура – духовное и материальное богатство, накопленное человечеством.

Человек – абсолютная ценность, «мера всех вещей».
 Честь человека: как ее понимать.

Участие в предметных

олимпиадах,

викторинах.

Практикум «Урок

мышления», «Аукцион

знаний»,

«Занимательная

грамматика».

Конкурс ораторов.

Публичная защита

проектов (история,

русский язык).

Дидактическая игра

«История слов».

2.

Духовно – нравственное

сознание.

Формирование

культуры

межличностных

отношений.

Мировоззренческая

подготовка личности.

Сочинение «Для чего

нужен людям мир».

Диспут «Можно ли

выбрать Родину».

Практикум «В тебе

взрослеет гражданин».

Игра «Разброс мнений»

3.

Деятельность

Воспитание жителя

Земли.

Осознание учащимися

как нравственной

ценности причастность к судьбе Отечества, его

прошлому,настоящему, будущему;

- сохранение

национальной

самобытности,

поддержание чувства

национальной

гордости,

национального

самосознания в

сочетании с

пониманием места и

роли своего народа и страны в развитии

мировой культуры.

Час общения «Я люблю

свою Русь».

Беседа «Труд народа

Родину славит».

Устный журнал:

«Виват, Россия»,

«Отечество славлю…»

Праздник «День

России».

Проведение

тематических чтений по

периодам развития

Российского

государства.

Игра «Патриотический

выбор».

 

8 класс

Основные направления

задачи

Виды деятельности, формы занятий

воспитательные

учебные

1.

Патриотическое

просвещение

Развитие логического,

ассоциативного

мышления,

активизация

мыслительной

деятельности

учащихся.

Совершенствование

представлений и

понятий о

патриотизме;

- содействие

пониманию и

принятию учащимися

общечеловеческих

ценностей: Родина,

Отечество, Патриот,

Человек, Земля, Мир.

Экскурсия «Храмы , монастыри и святыни Болхова»

Участие в олимпиадах,

смотрах знаний по

истории Отечества.

Исторический КВН

2.

Духовно – нравственное

сознание.

Философско-

мировоззренческая

подготовка личности.

Разъяснение

материальности мира,

основных свойств и

закономерности его

развития;

- развитие

потребности и умения

правильно

разбираться в

явлениях

общественной жизни

страны.

Интеллектуальная игра

«Знаешь ли ты?..».

Устный журнал:

«Глобальные проблемы

современности»

Сократовская беседа

«Общество. Отечество.

Я».

Деловая игра «Твои

права и обязанности,

гражданин».

3.

Деятельность

Воспитание человека

мира

Формирование

целостного

восприятия

окружающего мира и

человека как

неотъемлемой и

высшей ценности;

- формирование

чувства

ответственности за

решение глобальных

вопросов,

касающихся каждого

жителя земли;

- формирование

патриотического

поведения,

обеспечивающего

сохранения на Земле

человека, мира.

Участие во Всемирном

Дне Земли.

Ролевая игра «Открытая

кафедра».

Игра «Люди, милые,

примите в человечество

меня».

Организация и работа в

различных экологических

и патриотических

движениях:

«Возрождение России»,

«Школа юных

патриотов».



 







9 класс

Основные направления

задачи

Виды деятельности, формы занятий

воспитательные

учебные

1.

Духовно – нравственное просвещение

Формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели;

Помощь в осознании

учащимися

универсальных

общечеловеческих

ценностей: Родина,

Отечество,

Патриотизм, Человек,

Земля, Природа.

Философско-

мировоззренческая

подготовка личности.

Обогащение

знаниями,

расширение

кругозора и

познавательных

интересов учащихся.

Совершенствование

умений сравнивать,

анализировать,

обобщать факты

действительности.

Беседа «Отец Василий Ермаков: не ищите чудес и старцев».

Культура – духовное и материальное богатство, накопленное человечеством.
 Человек – абсолютная ценность, «мера всех вещей». Честь человека: как ее понимать.
Кодекс семейной чести.
 Что значит быть ответственным за любимого человека?
Права человека.

Защита Отечества».

- практикум «Человек

и обыватель».

- гражданский форум

«Потеря

человечности».

Час общения: «Умом

Россию не понять».

Исторический конкурс

«Россия в датах».

2.

Патриотическое

сознание.

Формирование

истинного отношения

к Родине,

отождествление

понятий «Я» и

«Россия».

 

Конференция

«Приоткрыв страницы

истории».

Диспут «Героизм

истинный и ложный».

Проблема

противоречий».

Операция «Герои

рядом».

Встречи с

замечательными

людьми района,

города.

Брейн - ринг «Великие

полководцы».

3.

Деятельность

формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности;

– осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни;

–– утверждение и развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе. Формирование

национальной

гордости, развитие

гражданских и

патриотических

чувств школьников.

 

Операция «Семейный

альбом».

Турнир знатоков

истории Российской Армии».

Участие в спортивных

праздниках «День

города», «День

Победы».

 

10 класс

Основные направления

Задачи

Виды деятельности, формы занятий

воспитательные

учебные

1.

Духовно – нравственное

просвещение

Содействие

глубинному

пониманию и

принятию учащимися

общечеловеческих

ценностей. Осознание

места и роли человека

в обществе.

Философско-

мировоззренческая

подготовка личности.

Развитие у

старшеклассников

умения обнаруживать

объективные

закономерности в

частном и случайном.

Развитие умений

разбираться и

анализировать

явления

общественной жизни.

Экскурсия «ХРАМЫ, МОНАСТЫРИ и СВЯТЫНИ БОЛХОВА»

«Десять заповедей» – основа нравственности человечества.
 Фундамент счастья будущей жизни.
 Я среди людей, люди вокруг меня.
 Почему трудно, но нужно быть толерантным?
 Рука в руке.
 Никого дороже нет…
Практикум «Право и

свобода».

Практикум «Счастье и

смысл жизни».

Практикум «Детская

преступность».

Гражданский форум

«Экология Орловской области

вчера, сегодня, завтра»

Круглый стол

«Демократия и власть:

проблемы и решения».

Литературно-

музыкальные

композиции по

творчеству

А.Ахматовой,

М.Цветаевой,

Н.Рубцова и др.

Правовой турнир.

2.

Патриотическое

сознание.

Приобщение

учащихся к

системе культурных

ценностей

отражающих,

богатство

общечеловеческой

культуры, культуры

своего Отечества,

народа.

 

Конференция «Листая

страницы истории».

Творческий вечер «По

выставочным залам

Третьяковской

галереи».

«Суд над историей».

Час общения «Сыны и

дочери России».

Диспут по книге

«Горячий снег» (или

просмотр и

обсуждение

кинофильма).

Праздник русских

забав для учащихся

начальной школы.

Проведение экскурсий

по улицам города для

учащихся начальной

школы.

Веселые гулянья:

«Проводы русской

зимы».

3.

Деятельность

Формирование

потребности в высоких культурных

и духовных

ценностях и

дальнейшем

обогащении.

 

- Поисковая работа.

Работа в школьном музее.

Линейка Памяти.

Праздник улицы

(микрорайона).

Сохранение школьных

традиций.

 

11 класс

Основные направления

задачи

Виды деятельности, формы занятий

воспитательные

учебные

1.

Духовно – нравственное

просвещение

Формирование

общечеловеческой

морали, воспитание

уважения к закону,

развитие гражданской

и социальной

ответственности,

проявляющейся в

заботе о

благополучии своей

страны, сохранении

человеческой

цивилизации.

Философско-

мировоззренческая

подготовка личности.

Формирование

умения

диалектически

мыслить, выявлять и

аргументировать

закономерности и

взаимосвязи природы

и общества.

Совершенствование

умения отстаивать и

утверждать в спорах

понятий и взглядов

гуманистической

личности.

Беседа «Отец Василий Ермаков: не ищите чудес и старцев».

Практикум «Боевые

традиции России».

Гражданский форум:

«Военная служба.

Какая армия нам

нужна».

Литературные вечера:

«Россия Блока», «О

доблести, о подвигах, о

славе».

«Патриотическая

лирика

Маяковского»

Литературно-

музыкальные

композиции по

творчеству С.Есенина,

В.Высоцкого.

Турниры правовых,

юридических,

экономических знаний

Часы общения:

«Свобода и долг», «Я и мир».

2.

Гражданское

сознание.

Формирование

устойчивых взглядов

и убеждений

правильного

понимания

гражданственности и

патриотизма.

 

Конференция «Белые

пятна истории».

Круглый стол

«Проблемы экологии».

Вечер благодарности

ветеранам ВОВ.

Диспут «Называться человеком легко, быть

человеком труднее».

Диспут «Истинный

патриот. Кто он?».

3.

Деятельность

Развитие

самостоятельности и

творческой

активности учащихся,

реализация их

способностей,

воспитание

социально-значимой

целеустремленности.

 

Поисковая работа

«Выпускники школы,

избравшие профессию

учителя».

Линейка Памяти «В

память героям ВОВ».

Концерт для ветеранов

ВОВ.




8. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию

МБОУ СОШ №3 активно взаимодействует с социальными партнерами в целях реализации программы.

1 С администрацией района:
-участие в параде, посвященном Дню Победы;
-участие в проведении спортивных праздников и массовых культурных мероприятий.-участие в патриотических акциях, посвященных ликвидаторам Чернобыльской аварии, награждение ветеранов ВОВ памятными медалями ;
-благоустройство территории города;

2С настоятелем храма св. Афанасия и Кирилла иереем Сергеем Клягиным:

-беседы,
-посещение храма

-помощь в уборке территории храма.

3 С учреждениями дополнительного образования

- кружковая деятельность;

- соревнования;
- спартакиады;

- конференции;

- конкурсы

- исследовательская деятельность.
4.Учреждениями культуры

-посещений выставок в краеведческом музее;
-обзоры литературы, книжные выставки;
- библиографические уроки;
-конференции, исследовательская деятельность;
-встречи с интересными людьми;
-экскурсии;
-концертная деятельность.
5. С комиссией по делам несовершеннолетних:

-профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних;
-тематические беседы инспекторов по делам несовершеннолетних;
-тематические беседы инспекторов ГИБДД;
-совместные рейды в неблагополучные семьи;
-профориентационная работа по линии МВД;
6. С советами ветеранов ВОВ :

-патриотические акции;
-проведение «Дня пожилых людей»;
-концертные программы
-участие в мероприятиях, посвященных патриотическим праздникам, Дням российской славы и памятным дням: День Победы; День Защитника Отечества; День памяти воинов-интернационалистов и др.

7.Учреждениями здравоохранения (врачами-специалистами):

-медицинские осмотры и комиссии;
-лекции врачей;
-санитарное просвещение и пропаганда здорового образа жизни.

8. Семьями учащихся

- проведения родительских конференций;

- организация родительского лектория;

- организации совместных мероприятий;


III.Заключение.


  1. Оценка эффективности работы по данным направлениям.

Оценка результативности работы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных духовно – нравственными и патриотическими и количественными параметрами.

Духовно – нравственные и патриотические параметры:

  1. Сформированность навыков: самоактуализация, саморазвитие, самосовершенствование, самоопределение личностного начала, берущие начало в духовном становлении личности; умение принимать и защищать свои решения; готовность к участию в общественных делах; готовность к образованию.

  2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям: честность, доброта, совестливость, любовь к Родине; уважение чести и достоинства других граждан; гражданственность.

Количественные параметры:

  • включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации; качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам); отсутствие детей с девиантным поведением; участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике; проведение мероприятий.

  1. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате данной работы ожидается:

1. В школекак в образовательной системе: создание работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию; обогащение содержания воспитания; вовлечение в работу представителей всех субъектов образовательной деятельности

2. В образе выпускника:

в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

в познавательной сфереразвитие творческих способностей;

в историко краеведческойосознание ответственности за судьбу страныформирование гордости засопричастность к деяниям предыдущих поколений;

в социальнойспособность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

Ожидаемые результаты

Предметные

Дети будут знать: свою национальную принадлежность, традиции российского народа и историю России; государственные праздники и символику Российского государства; ценности многонационального российского общества; разнообразие природы, народов, культур и религий Российского государства.

Дети научатся: уважительно относится к иному мнению, истории и культуре других народов;  овладеют начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире; быть самостоятельными и ответственными за свои поступки; уважать и ценить старшее поколение, людей труда, героев и защитников своего Отечества; любить и беречь природу своего края, своей Родины.

личностные

Учащиеся должны приобрести способность и готовность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностно – смысловые установки, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные:

Учащиеся должны иметь представление: способах решения проблем творческого и поискового характера; об умении планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата; о начальных формах познавательной и личностной рефлексии; о различных способах поиска, сбора, анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; о конструктивном разрешении конфликтов посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

Итогами нашей деятельности станет:

1. Формирование установок на приоритет духовно-нравственных основ:

- знакомство с духовно-нравственными традициями различных социальных групп (нашего города);

- формирование терпимости к этим традициям;

- формирование патриотизма, как чувства уважения, гордости и ответственности перед своей семьёй, своим Отечеством;

- профилактика национальной, религиозной неприязни;

- побуждение учителей, обслуживающего персонала, родителей к демократическому общению;

- оценивать своё поведение, опираясь на моральные нормы и этические понятия;

- формировать здоровый образ жизни.

2. Создание организационно-педагогических условий для формирования:

1) компетентности:

- ликвидация правовой безграмотности;

- знакомство с государственной символикой, органами государственной власти в РФ;

- профилактика противоправного поведения;

- формирование основ экономического мышления.

2) установок на активную жизненную позицию:

- организация самоуправления;

- построение взаимоотношений У-У, У-П на основе уважения прав человека, толерантности;

- соблюдение устава школы всеми членами образовательного процесса;

- формирование осознанного участия в общешкольных мероприятиях.

3. Создание организационно-педагогических условий для актуализации

активной социальной позиции у учащихся и педагогов.

- создание условий для самореализации ученика, профессиональной деятельности педагогов;

-формирование умений вести дискуссии, логично отстаивать свою точку зрения;

- учить уважать мнение другого;

- уметь слушать и слышать оппонента;

- развивать лидерские качества;

- привлекать школьников к решению социальных проблем;

- анализировать профессиональные склонности, возможности и требования общества.

3. Формы представления предполагаемых результатов и их внедрения.


1. Создать целостную систему обновленного духовно - нравственного патриотического воспитания «Из глубины веков».

2. Предложить методические разработки мероприятий.

3. Провести тематические: педсовет, родительское собрание, учёбу классных руководителей.

4. Оформить буклет «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание во внеклассной работе».

5. Разместить наработанный материал на сайте школы



Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: анонимные анкеты, позволяющие анализировать ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

Итоги анкетирования родителей, учащихся хранятся у директора школы. По ним проводится аналитическая работа, поиск путей решения проблем.





16