СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация". 10-11 классы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса рассчитана на два года обучения. Первый год обучения предполагает изучение и закрепление правил орфографии, а второй - пунктуации. 

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация". 10-11 классы.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № ..» города Сарова


Приложение № __ к ООП СОО

утвержденной приказом от _________ № _______






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса по русскому языку

«Русское правописание: орфография и пунктуация». 10-11 класс


Уровень образования: среднее общее образование

Количество часов: 136 часов

Авторы: Пронина Е.В.



Программа разработана на основе примерных программ:

1. «Русский язык для общеобразовательных учреждений 5- 11 классы. Основной курс. Элективные (факультативные) курсы». Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.















Саров, 2021






1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствие с требованиями ФГОС СОО и основной образовательной программой среднего общего образования.

Программа разработана на основе примерных программ:

1. «Русский язык для общеобразовательных учреждений 5- 11 классы. Основной курс. Элективные (факультативные) курсы». Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.


 Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта: Н.Г. Гольцова, Шамшин и др. «Русский язык. 10 – 11 класс».- М: ООО «Русское слово», 2018, 2019 г. 

 

Срок реализации программы – 2 года.



Цели рабочей программы:

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Задачи:

  • дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

  • закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

  • закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

  • развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.


2. Планируемые результаты.

Личностные результаты:

- осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.

Метапредметные результаты:

- владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях: разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыка работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации; умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме; умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию; разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки языковых явлений на межпредметном уровне;

- готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к различным формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметные результаты:

- знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социальнокультурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

- умение проводить информационно-смысловую переработку текста в процессе чтения и аудирования: адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора; использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- свободное использование справочной литературы по русскому языку;

- способность передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов;

- способность уместно употреблять цитирование; создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения; формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

- умение высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

- владение основными жанрами публицистики;

- способность создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка; создавать устное высказывание на лингвистические темы;

- владение приемами редактирования текста с использованием возможностей лексической и грамматической синонимии;

- оценивание речевого высказывания с опорой на полученные речеведческие знания; - умение анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

- соблюдение языковых норм и правил речевого общения: умение применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы; эффективно использовать языковые единицы в речи;

- соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Планируемые результаты освоения программы

Учащиеся научатся:

● различать виды пунктограмм и орфограмм ;

● находить орфограммы и пунктограммы в тексте;

● применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

● анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать, группировать их).

● пользоваться различными словарями (толковыми, фразеологическими, этимологическими, словарями синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов, иностранных слов) и др. ;

● употреблять слова разных частей речи в соответствии с разными типами и стилями речи в качестве языковых средств;

● пользоваться словами разных частей речи для связи предложений и абзацев текста.

● производить комплексный анализ текста;

● владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста, создавать письменные высказывания различных типов и жанров

● соблюдать нормы речевого этикета в устном и письменном общении.

Учащиеся получат возможность научиться:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.



2. Основное содержание элективного курса

«Русское правописание: орфография и пунктуация. 10 – 11 класс»:

Нормативный аспект культуры речи.

Правильность речи. Правильность речи как соответствие нормам

современного русского литературного языка.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы.

Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного

произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых

согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических

форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и

отчеств. Нормы ударения в современном русском языке.

Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы.

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистических свойств. Молодёжный сленг (крутой, клёвый и т. п.) и отношение к нему.

Грамматические нормы.

Нормативное употребление форм слова.

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления.

Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное

построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложно

подчинённых предложений. Синонимия

грамматических форм и их стилистические и смысловые различия.

Интонационные нормы.

Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в речевом общении.

Орфографические нормы.

Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем;

2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Пунктуационные нормы.

Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений;

2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Этическим аспект культуры речи

Речевой этикет как совокупность правил речевого общения. Речевой этикет

как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой

этикет.

Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя.

Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы,

формулы вежливости. Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого общения. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и

публицистической сферах общения.

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета. Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.

Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция.


3.Тематическое планирование уроков элективного курса

«Русское правописание: орфография и пунктуация». 10 класс.



Содержание учебного материала

Сроки изучения

Коррекция


Орфография

по плану

по факту


1.

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.

1



2.

Речевая ситуация. Формы речевого общения.

1



3.

Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

1



4.

Некоторые сведения из истории русской орфографии.

1



5.

Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня.

1



6.

Правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем.

1



7.

Правописание гласных корня, поня­тие о фонетическом принципе написания.

1



8-9.

Группы корней с чередованием гласных: 1) –кас -кос-, -лаг- — -лож-, -бир- - -бер-, -тир-тер, -стил-стел- и др.

2



10.

Употребление гласных после шипящих и ц.

1



11.

Употребление прописных букв.

1



12.

Правила переноса слов.

1



13.

Контрольная работа №1.

1



14.

Работа над ошибками.

1



15.

Правописание согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых.

1



16.

Правописание удвоенных согласных.

1



17

Правописание сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч.

1



18.

Чередование согласных в корне.

1



19.

Использование орфографического и словообразовательного словарей. Этимологическая справка.

1



20.

Правописание приставок: фонетический, морфемный принцип написания.

1



21.

Различение приставок при- и пре-

1



22.

Правописание приставок на з и с.

1



23.

Правописание иноязычных приставок.

1



24.

Правописание суффиксов. Роль при этом словообразовательного анализа слова.

1



25.

Типичные суффиксы имен существительных и их написание.

1



26.

Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание.

1



27.

Типичные суффиксы глаголов и их написание.

1



28

Различение на письме суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва-. (-ива-), -е- или -и-, -ться и–тся.

1



29-30.

Суффиксы причастий при образовании причастий прошедшего времени.

2



31-32.

Суффиксы н и нн в полных и кратких формах причастий, отглагольных прилагательных.

2



33-34.

Правописание окончаний. Система правил, ре­гулирующих написание окончаний разных частей речи.

2



35-36.

О и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании.

2



37-38.

Правописание ы и и после ц в корнях, суффиксах, приставках.

2



39.

Буквы ы и и после приставок.

1



40.

Употребление разделительных ъ и ь.

1



41

Употребление Ь после шипящих.

1



42.

Контрольная работа №2. Промежуточное тестирование.

1



43.

Работа над ошибками.

1



44.

Правописание согласных на стыке морфем; написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн.

1



45

Ь после шипящих в словах разных частей речи.

1



46.

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем. Работа с орфографическим словарем.

1



47-48.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

2



49.

Роль смыслового и грамматического анализа.

1



50-51.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

2



52-53.

Грамматико- семантический анализ при выборе слитного и раздельного на­писания не с разными частями речи.

2



54.

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога.

1



55.

Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях.

1



56.

Контрольная работа №3. Промежуточное тестирование.

1



57.

Работа над ошибками.

1



58-59.

Особенности написания производных предлогов. От­личия союзов чтобы, также, тоже, потому от созвучных сочетаний.

2



60.

Образование и написание сложных слов.

1



61.

Отличия сложных прилагательных и созвучных словосочетаний.

1



62-63.

Употребление дефиса в словах разных частей речи.

2



64.

Работа со словарями, отражающими слитные и раздельные написания.

1



65.

Итоговая контрольная работа по разделу “Орфография”.

1



66.

Работа над ошибками.

1



67.

Итоговый урок.

1



68.

Резервный урок.

1






4. Тематическое планирование уроков элективного курса

«Русское правописание: орфография и пунктуация». 11 класс.



Содержание учебного материала

Сроки изучения

Коррекция


Пунктуация

по плану

по факту


1.

Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевой этикет в частной и деловой переписке.

1



2.

Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении.

1



3.

Сведения из истории русской пунктуации. Принципы русской пунктуации.

1



4.

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

1



5.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделы русской пунктуации.

1



6.

Предложение и его основные признаки. Выбор знака в конце и начале предложения.

1



7-8.

Система правил данного раздела пунктуации. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.

2



9-10.

Знаки препинания между однородными членами. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами.

2



11-12.

Знаки препинания между однородными членами, соединёнными союзами. Контрольная тестовая работа.

2



13-14.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

2



15-16.

Однородные и неоднородные определения.

2



17-18.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособленные определения.

2



19-20.

Обособленные приложения.

2



21-22.

Обособление обстоятельств.

2



23-24.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

2



25-26.

Выделение уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения голосом и на письме.

2



27-28.

Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом.

2



29.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

1



30-31.

Вводные слова. Отличие их от созвучных членов предложения. Обращение

2



32-33.

Обращение. Пунктуационное выделение междометий. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

2



34-35.

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

2



36-37.

Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений.

2



38-39.

Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.

2



40-41.

Знаки препинания между частями ССП и СПП.

2



42-43.

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

2



44-45.

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

2



46-48.

Грамматико-интонационный анализ и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.

3



49-50.

Знаки препинания при сочетании союзов.

2



51-52.

Сочетание знаков препинания.

2



53.

Прямая и косвенная речь.

1



54-55.

Оформление на письме прямой речи и диалога.

2



56-57.

Разные способы оформления на письме цитат.

2



58-59.

Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью, единым эмоциональным настроем.

20



60.

Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста.

1



61-62.

Авторские знаки. Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.

2



63-64.

Факультативные знаки препинания.

2



65.

Итоговая контрольная работа по разделу “Пунктуация”.

1



66.

Работа над ошибками.

1



67.

Итоговый урок

1



68

Резервный урок.

1




33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!