СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» Базовый уровень VIII КЛАСС

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общение - важная сфера нашей жизнедеятельности. Уметь общаться, правильно понимать собеседника, передавать ему информацию - это залог будущего успеха.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» Базовый уровень VIII КЛАСС»

Министерство образования и науки Луганской Народной Республики

Государственное учреждение Луганской Народной Республики

«Научно – методический центр развития образования

Луганской Народной Республики

ГБОУ ЛНР «Алчевская средняя общеобразовательная школа №7»










ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


для образовательных организаций (учреждений)

Луганской Народной Республики


«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

Базовый уровень

VIII КЛАСС














2017

УТВЕРЖДЕНО

Министерством образования и науки Луганской Народной Республики

(приказ №_____ от ____________)



РАССМОТРЕНО

Научно-методическим советом

Государственного учреждения Луганской Народной Республики

«Научно-методический центр развития образования

Луганской Народной Республики»

(протокол №____ от ___________)



СОСТАВИТЕЛЬ:

Доля Александра Евгеньевна, практический психолог Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Алчевская средняя общеобразовательная школа №7».


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Свешникова В.Ф., заместитель директора по учебной работе Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Алчевская средняя общеобразовательная школа №7».


Буранова Е.А., методист психологической службы Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Алчевский городской методический кабинет».













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа элективного курса «Психология общения» для VІІІ класса составлена на основе авторских программ, разработанных педагогами - психологами для 8 классов:

Адаменко Н.В. Психология общения: элективный курс / Н.В. Адаменко // Профильная школа. – 2006. - №6. – С.31-34;

Программа элективного курса «Психология общения», 8 класс, составитель педагог - психолог Киропьянова Н.В., Сыктывкар, 2012;

Программа курса для 8-х классов "Психология общения", Е.М.Герасимова, преподаватель психологии Браславской гимназии, 2014;

Программа по психологии общения 8 класс, составитель педагог-психолог Мухина М. С., Москва, 2015;

Программа элективного курса для учащихся 8 класса «Психология общения», педагог-психолог Шаньгина С.А., СПб, 2013.

Программы взяты из:

«Сборник программ элективных курсов», автор С.К. Сейнина, издательство «Дрофа», 2006 г.

«Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Обществознание»/ Министерство образования РФ – национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита – Пресс, 2004. – 96 с. – ISBN 5-7755 под редакцией А. Г. Каспржака.

Для разработки данной программы проанализированы следующие программы:

Попова, Е.Б. Навыки конструктивного общения // Вестник практической психологии образования №№ 3, 4 - 2009 г., № 1- 2010.;

Зубкова, Н.Ф. «Психология общения» [http://rudocs.exdat.com/docs/index-226550.html];

Пушкина, Т.А. «Секреты общения» // МОУ «Гимназии с. Ивантеевка» 2006-2007;

Рудянова, О.Н. Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2011. – 151

Также рассмотрены учебные пособия:

  • по социальной психологии:

Столяренко Л.Д. Социальная психология – Ростов /Д, 2009;

Семечкин, Н.И. Социальная психология на рубеже веков ч.1 (2001г.), ч. 2 (2003 г.);

Андреева, Г. М. Психология социального познания М., 2004 и т.д.

  • по психологии общения:

Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – Спб. 2003;

Ильин Е.П. Психология общения – Спб. 2009;

Крижанская, Ю. С. Третьеков, В. П. Грамматика общения 1990.

Программа элективного курса «Психология общения» представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

- пояснительную записку;

- основное содержание программы;

- учебно-тематический план;

- календарно-тематическое планирование;

- рекомендуемую литературу.

Общая характеристика элективного курса

Общение – важнейший фактор психического и социального развития личности. Навыки общения необходимы каждому человеку для полного и качественного взаимодействия с другими людьми, для адаптации в социуме. Минимальные навыки общения имеются у всех, но как показывает жизнь – их часто бывает недостаточно для решения разного рода проблем и задач, с которыми нам приходится сталкиваться в повседневной жизни. Следовательно, эти навыки необходимо развивать и совершенствовать.

Психология общения – это наука, которая изучает и решает проблемы взаимодействия и взаимоотношений между людьми. 

В образовательных стандартах нового поколения в качестве одной из приоритетных областей развития личности школьника обозначены коммуникативные способности. Эти способности обеспечивают полноценное развитие личности, ее самореализацию и социализацию: на первый план выдвигается способность личности самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем, вступать в коммуникации познавательного, нравственного, профессионального характера.

В современном мире обществу требуются социально-адаптированные, высокообразованные, инициативные, предприимчивые, творческие люди.

Возраст 13-14 лет – это период, который характеризуется «взрывом» изменений самых различных физиологических систем, что объясняется, главным образом, половым развитием, проявляющемся в определении полоролевого поведения.

Этот период необходимости социального признания приводит к более активным, чем когда-либо, поискам путей и средств самоутверждения. Самоутверждение личности идет за счет признания интеллектуальных способностей, физических данных или активной общественной работы. В ходе выполнения различных видов деятельности подростки стремятся подражать «образцам поведения», но не всегда получают желаемый результат, что может приводить к острым переживаниям неудач.

В ходе взросления меняется отношение к семье. Созревание когнитивных и эмоциональных функций может вести к тому, что подростки используют все свои новые способности в форме критики, сомнений, противодействий, что может приводить к конфликтам в семье.

Общение подростков в референтных группах становится основным способом самоутверждения: в них происходит сравнение качеств друг друга, результатов деятельности, выражаются притязания на место и роль среди сверстников. В общении проходит процесс удовлетворения своих духовных, физических потребностей за счет обмена информацией и эмоциями, процесс построения межличностных отношений подростков. Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят (или надеются найти): эмоциональное тепло, признание собственной значимости.

Таким образом, в восьмом классе под влиянием биологических и социальных факторов в образе «Я» подростка приоритетное развитие получает потребность в признании своего «Я», признании своего имени, своей психологической сущности и внешних физических данных, утверждение своего «Я» в социальном пространстве личности в общении с окружающими людьми, потребность в признании сущности как представителя пола. Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.

Ведущей деятельностью в этот период становится общение, оно формирует подростка как личность. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств, являются важными факторами, определяющими личностное развитие.

Цель курса «Психология общения» - развитие коммуникативных навыков учащихся, повышение уровня их психологической компетентности в коммуникативной сфере, обеспечение личностного развития подростков.

Задачи курса:

  • повысить психологическую культуру подростка;

  • сформировать основные базовые понятия из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии;

  • развить навыки конструктивного общения;

  • повысить уровень рефлексивности;

  • развить умения адекватно выражать свои чувства и понимать проявление чувств других людей;

  • развить навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

  • создать мотивацию для дальнейшего саморазвития учащихся.

При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности обучающихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся; обобщающая беседа по пройденному материалу, практические работы, работа с ментальными картами, тестирование, фронтальный опрос, индивидуальная работа (карточки, устный опрос), дискуссии, проектная работа, составление презентаций, публикаций.


По окончании курса обучающиеся должны:

Знать:
- иметь общие представления о внутреннем мире человека, самопознании и саморазвитии;
- понимать значение терминов, используемых при изучении каждой темы;
- способы саморегуляции, доступные возрасту.

Уметь:

- определять эмоциональное состояние человека по внешним проявлениям;
- свободно выражать свои чувства и переживания;
- конструктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- владеть навыками саморегуляции и самопознания, соответствующими возрасту;
- владеть навыками конструктивного общения.


Длительность программы: данная программа состоит из 34 занятий (1 ч. 1 раз в неделю).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 ЧАСА)

8 класс

Раздел 1 . Введение в практическую психологию общения (2 ч.)

  1. Тренинговое занятие «Знакомство». Краткое введение в курс «Психология общения». Установление правил взаимодействия в тренинге. Упражнение «Снежный ком». Упражнение «Интервью». Упражнение «А еще я…». Рефлексия: Анкета «Откровенно говоря…».

  2. Роль общения в жизни и развитии человека. Упражнение-активатор «Представь себя» (С колодой МАК «Персона» или «Характер и Личность»). Упражнение «Разговор через стекло».

Раздел 2. Уверенность в себе (5 ч).

  1. Речь. Речь как средство коммуникации. Особенности речевого общения. Психологическая разминка. Упражнение «Здравствуй, ты представляешь…». Упражнение «Созвучие». Коммуникативная игра «Пойми меня».

  2. Уверенность в себе. Умение оценивать свои достоинства и недостатки. Упражнение «Без маски». Упражнение «Обо мне». Упражнение «Плюс – минус». Упражнение «Мне удается». Упражнение «Включение позитивной мотивации». Упражнение «Напишу письмо себе».

  3. Чувства и эмоции. Их общая характеристика. Виды эмоций. Фундаментальные эмоции. Понятие «чувства». Развитие эмоционально-волевой сферы.

  4. Практикум. Выражение чувств и эмоций в межличностном взаимодействии. Упражнения: «Я так боюсь, а многие этого не боятся», «Я не боюсь, а многие боятся», «Отгадай чувство», «Что я сейчас чувствую», «Чувство плюс поведение».

Раздел 3. Виды общения (7 ч.).

  1. Формальное и неформальное общение. Дискуссия на тему: «Какие роли в общении Вы принимаете?».

  2. Вербальное общение. Фазы речевого общения. Культура устной речи. Основные правила речевой коммуникации. Упражнение «Стиль общения». Упражнение «Карусель». Упражнение «Волшебное слово». Упражнение «Достойный ответ».

  3. Практикум. Невербальное общение. Выражение своего эмоционального состояния невербальными средствами. Упражнения: «Пойми другого», «Всеобщее внимание», «Доброжелательное выспрашивание», «Невербальный подарок», «Я тебя понимаю».

  4. Практикум. Язык жестов. Умение понимать язык жестов. Упражнение «Договоримся без слов». Упражнение «Жесты». Методика экспертной оценки невербальной коммуникации.

  5. Три стороны общения. Модель коммуникативного процесса. Функции общения. Как правильно организовать передачу информации.

  6. Практикум. Зона психологического комфорта. Исследование личностных границ. Упражнения: «Установление личной дистанции»; «Когда границы нарушаются». Рефлексия.

  7. Стратегии общения. Основные стратегии и стили общения. Правила конструктивного общения.

Раздел 4. Технологии коммуникации (8 ч.).

  1. Социальные роли человека. Представление о социальной роли. Ролевой набор.

  2. Психологические установки в общении. Манипуляторы и актуализаторы.

  3. Психологические позиции в общении. Тест Л.Ф. Анн «Какой я в общении?».

  4. Барьеры общения. Личные особенности и врожденные факторы, осложняющие общение. Темперамент (2 ч.). Исследование типа темперамента (методика Айзенка). Упражнение «Продолжи азбуку характера».

  5. Практикум. Эмпатия. Развитие эмпатии. Упражнения: «Я тебя понимаю», «Определи чувство», «Поделись со мной».

  6. Практикум. Активное слушание. Приемы активного слушания. Упражнения: «Использование приемов активного слушания», «Мудрый слушатель», «Иностранец и переводчик», «Групповой рисунок».

  7. Практикум. Коммуникативная игра «Пойми меня».

Раздел 5. Конфликт. Общение в конфликте (4 ч.).

  1. Конфликт. Причины конфликтов. Типы конфликтогенов. Виды конфликтов. Динамика конфликта. Модель конфликта.

  2. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях (2 ч.).

Теоретическая часть. Стили поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление.

Практическая часть. Определение стиля реагирования в конфликте (методика К.Н. Томаса, в адаптации Н.В.Гришиной). Упражнение «Закончите предложение». Игра «Основные стили поведения в конфликте». Упражнение «Пожелание».

  1. Способы разрешения конфликтов. Беседа «Стили входа в конфликт». Упражнение «Рисунок моего стиля». Памятка «Как управлять собой и окружающими». Беседа «Стратегии выхода из конфликтных ситуаций».

Раздел 6. Типы и механизмы психологического воздействия (2 ч.).

  1. Виды психологического воздействия. Манипулирование. Заражение. Внушение. Убеждение.

  2. Защита от манипуляций. Ролевая игра «Скверный мальчишка» (по сказке Андерсена).

Раздел 7. Саморегуляция (4 ч.).

  1. Понятия: самообладание, самоирония. Аффект. Признаки, причины и виды аффекта.

  2. Способы и методы саморегуляции. Анкетирование «Владеете ли вы умениями саморегуляции?». Упражнение «Ищем секрет». Упражнение «Собрание субличностей».

  3. Самопомощь в ситуациях эмоционального дискомфорта. Упражнения: «Психоэнергетический зонтик», «Источник энергии», «Пословицы».

  4. Критика. Реагирование на нее. 13 правил правильного реагирования на критику. Практическое применение правил. Упражнения: «Признание своих достоинств», «Преувеличение», «Отрезать, отбросить».

Раздел 8. Социальное взаимодействие (1 ч.).

  1. Деловое общение. Его характеристика. Практикум: этюды для закрепления правил делового общения.

Раздел 9. Заключительное занятие (1 ч.).

  1. Коммуникативная игра «Душевный разговор» (модификация игры «Теплая компания» Г. Бубновой).



Учебно-тематический план


Содержание

Количество часов

Введение в практическую психологию общения

2

Уверенность в себе

5

Виды общения

7

Технологии коммуникации

8

Конфликт. Способы разрешения конфликтов

4

Типы и механизмы психологического воздействия.

2

Саморегуляция. Средства и методы саморегуляции.

4

Социальное взаимодействие.

1

Заключительное занятие.

1

ИТОГО

34 часа


Примерное календарно-тематическое планирование


п/п

урока в теме

Наименование разделов и тем

Дата проведения

по плану

по факту

приме

чания



Введение в практическую психологию общения (2 часа)




1

1

Тренинговое занятие «Знакомство».




2

2

Роль общения в жизни и развитии человека.






Уверенность в себе (5 часов)




3

1

Речь. Речь как средство коммуникации. Особенности речевого общения.




4

2

Коммуникативная игра «Пойми меня»




5

3

Уверенность в себе. Умение оценивать свои достоинства и недостатки.




6

4

Чувства и эмоции. Их общая характеристика.




7

5

Выражение чувств и эмоций в межличностном взаимодействии (практикум)






Виды общения (7часов)




8

1

Формальное и неформальное общение.




9

2

Вербальное общение. Фазы речевого общения.




10

3

Невербальное общение. Выражение своего эмоционального состояния невербальными средствами (практикум)




11

4

Язык жестов. Умение понимать язык жестов (практикум)




12

5

Три стороны общения. Модель коммуникативного процесса. Функции общения.




13

6

Зона психологического комфорта. Исследование личностных границ (практикум)




14

7

Стратегии общения.






Технологии коммуникации (8 часов)




15

1

Социальные роли человека.




16

2

Психологические установки в общении.




17

3

Психологические позиции в общении.




18

4

Барьеры общения. Личные особенности и врожденные факторы, осложняющие общение. Темперамент (практикум)




19

5




20

6

Эмпатия. Развитие эмпатии (практикум)




21

7

Активное слушание (практикум)




22

8

Коммуникативная игра «Пойми меня»






Конфликт. Общение в конфликте (4 часа)




23

1

Конфликт. Причины конфликтов. Типы конфликтогенов.




24

2

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.




25

3

Практическое занятие по стратегиям поведения в конфликтных ситуациях.




26

4

Способы разрешения конфликтов.






Типы и механизмы психологического воздействия (2 час)




27

1

Виды психологического воздействия




28

2

Ролевая игра «Скверный мальчишка» (по сказке Андерсена).






Саморегуляция (4 часа)




29

1

Понятия: самообладание, самоирония. Аффект.




30

2

Способы и методы саморегуляции.




31

3

Самопомощь в ситуациях эмоционального дискомфорта




32

4

Критика. Реагирование на нее.






Социальное взаимодействие (1 час)




33

1

Деловое общение. Его характеристика.






Заключительное занятие (1 час)




34

1

Коммуникативная игра «Душевный разговор»






Итого 34 часа







Рекомендуемая литература

  1. Андреева, Г. М. Психология социального познания - М., 2004

  2. Атватер, И. Я Вас слушаю. - «Экономика»,1988. – 111 с.

  3. Вердербер, Р., Вердербер К. Психология общения. – Спб. 2003

  4. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.— М.:, Издательство МГУ, 1997. — 344 с.

  5. Ильин, Е.П. Психология общения – Спб. 2009.

  6. Крижанская, Ю. С. Третьеков, В. П. Грамматика общения, 1990.

  7. Поварнин, С.И. Искусство спора. О теории и практике спора. М.:ТЕРРА, 2009. - 192 с.

  8. Пиз, А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам - Нижний Новгород: Ай Кью, 1992. 265 с.

  9. Рудякова, О.Н. Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2011. – 151 с.

  10. Семечкин, Н.И. Психология малых групп: учеб. пособие / Н. И. Семечкин. - Владивосток: изд-во Дальневосточного государственного университета, 2005. – 117 с.

  11. Семечкин, Н.И. Социальная психология на рубеже веков: история, теория, исследование: учеб. Пособие – Владивосток: изд. Дальневосточного университета, 2001. – 149с.

  12. Сидоренко, Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. — СПб: Речь,2002. — 256 с.

  13. Столяренко, Л.Д. Социальная психология – Ростов н/Д, 2009.

  14. Трунов, Д.Г. Механизмы манипуляции и типы манипуляторов // Коммуникация в современной парадигме социального и гуманитарного знания: Материалы 4-й международной конференции РКА «Коммуникация-2008». М., 2008. С. 474-476.

  15. Чалдини, Р. Психология влияния. 5-е изд. – Спб.: Питер, 2013. – 304 с.

  16. Шепелева, Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб: Питер, 2011. – 160 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!