СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультатива "Тайны Средневековья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс рассчитан на 34 часа.

                  Основными целями данного курса являются:

              - познакомить учащихся с тайнами Средневековья;

              - активизировать познавательную деятельность учащихся;

              - развивать творческие способности;

              - способствовать повышению интереса к истории.

       Одна из ведущих задач: способствовать расширению кругозора учащихся.

     Курс рассчитан на совместную работу педагога и учащихся. В ходе изучения курса возможна замена или дополнение тем, если какой-то материал или исторический персонаж вызовет интерес у учащихся, что создает основы для творческого подхода.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива "Тайны Средневековья"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1 города Рудня»











Программа факультативного курса по истории

для 6-го класса

«Тайны Средневековья»























Разработана учителем истории и обществознания

Романовской Ю.С.



2016 г.

Пояснительная записка

Все, что видим мы – видимость только одна

Далеко от поверхности мира до дна

Полагай несущественным явное в мире,

Ибо тайная сущность вещей – не видна.

Омар Хайям

История - это таинственная наука, которая полна загадок. Иногда людям удается их разгадать, а порой загадка так и остается неразгаданной — но тем интереснее узнать о ней и попытаться самому найти ответ.

Жил ли на самом деле король Артур? Что такое чаша Грааля? Кем был легендарный разбойник Робин Гуд? Почему один аз почетнейших английских орденов называется орденом Подвязки?.. Об этом и о многом другом можно узнать из данного факультативного курса.

Средние века стали средними, когда наступило новое время и следовало провести границу между античностью, то есть эпохой Древней Греции и Рима, просвещенным XVII веком, еще более просвещенным веком XIX и цивилизованным XX.

Долгое время к Средним векам относились если не с презрением, то по меньшей мере снисходительно. Даже принято было называть их темным Средневековьем.

Происходило такое отношение от недостаточного понимания той эпохи. Она началась с падения Римской империи, гибель которой связывают с гуннами, варварами и вандалами. Все-таки традиции, организация и то, что сегодня называется чиновничьим аппаратом, всегда имели преимущество в столкновении с дикими ордами. Именно это помогло восточной половине империи, Византии, более-менее благополучно просуществовать еще тысячу лет.

Средние века в Европе начинались в эпоху, когда многие, в основном кочевые, народы, в первую очередь из-за изменения климата в степях, начали передвигаться на новые пастбища, ведь кочевники зависели от скота, а скот — от травы и сена. Не жажда завоеваний и не погоня за наградами толкала их в путь, а самая простая вещь на свете — угроза голода.

Риму долгое время удавалось управлять пришельцами с Востока, не только побеждая их в войнах, но и натравливая одни племена на другие, вступая в союзы, беря варваров на службу. Когда же империя ослабела, то Рим сам стал игрушкой в руках варварских вождей.

После падения Римской империи в Европе не стало общего единого центра. Новые владетели Рима и других итальянских городов были слабы, да и организации у них не было. Римских чиновников они разогнали и перебили, а своих вырастить и выучить не смогли.

Надо было снова учиться читать и писать, строить мосты и церкви. Кочевникам нечего делать в городах.

В более выгодном положении находились страны, лежавшие в стороне от Рима. И население там было куда более однородным, с общим языком, традициями, обычаями.

В Германии, во Франции и в северной Европе образовались свои государства, каждое из которых жило по своим законам. Главным для них было остаться целыми и не попасть под каток еще одного нашествия с Востока.

А нашествия не прекращались. Очередной угрозой стал ислам. Арабы, принявшие эту религию, также двинулись на завоевание новых земель. Они захватили весь Ближний Восток, Северную Африку и даже Испанию. Молодым государствам Европы удалось остановить вторжение только на пороге Франции.

Прошло несколько веков, и с Востока на Европу обрушилось новое несчастье — монгольское нашествие.

Монголы были сильны и непобедимы, до тех пор, пока князья и воеводы сражались с ними поодиночке. А Средневековье характеризовалось бесконечными, бесстыдными склоками и сварами между королями и феодалами, войнами феодалов между собой. Русь погубила именно княжеская междоусобица. Даже, несмотря на угрозу вторжения монголов, русские князья куда сильнее ненавидели друг друга, чем общего врага.

Но, вклинившись далеко в глубь Европы, оторванные от родной степи монголы выдохлись и отступили. В первую очередь это произошло потому, что европейское рыцарство научилось объединяться против внешних угроз. Недаром именно на Средние века приходятся крестовые походы, в которых рыцари многих стран Европы плечом к плечу сражались против арабов. Худо-бедно, но они отвоевали Иерусалим, создали на Ближнем Востоке несколько рыцарских государств. Тогда же были основаны первые духовно-рыцарские ордены, которым предстояла долгая и трудная жизнь.

На рубеже второго тысячелетия население Европы умножилось, расширилась торговля, появились многочисленные города, возникли дороги, открыли двери первые университеты, путешественники с караванами доходили до Китая, а ладьи викингов пересекали Атлантический океан и добирались до ледяных берегов Гренландии, где устраивали поселения, и даже до Америки.

Именно в эти «темные» века родилась современная литература, причем сразу в нескольких странах. «Песнь о Роланде» — детище Франции, «Повесть о Сиде» — Испании, «Рыцари Круглого стола» появились в Англии, а «Нибелунги» — в Германии. Из Италии пришла к нам «Божественная комедия» Данте, новеллы Боккаччо и поэмы Петрарки.

А если посмотреть дальше на Восток, то мы увидим, что процесс рождения современной литературы и искусства был общим для всего мира. В Грузии Шота Руставели написал «Витязя в тигровой шкуре», Саади и Омар Хайям прославились своими стихами, а на Руси было написано «Слово о полку Игореве».

Средние века — эпоха зарождения научной мысли. Именно в это время творили Коперник, Авиценна, Галилео Галилей…

Тогда все находилось в движении. Дорога — вот символ Средневековья. Недаром трудно отыскать произведение средневековой литературы, герои которого сидят на месте. Викинги рыщут по морям, рыцари гоняются за драконами или осаждают замки, бароны собирают отряды, чтобы отвоевать Иерусалим, школяры ищут знаний в разных университетах, мореходы плывут от загадки к загадке.

Неверно думать, что Средневековье — время безграмотное. Если на его заре грамотность существовала лишь в монастырях и при королевских дворах, то к началу второго тысячелетия она стала явлением повсеместным. Документы тщательно составлялись, регистрировались и хранились. И кое-что дожило до нашего времени. Правда, куда меньше, чем досталось нам от последующих веков.

Порой загадки Средневековья лежат на границе сказки и реальности. Для жителей той эпохи не существовало большого различия между бараном и единорогом, щукой и русалкой, драконом и ящерицей. Человек Европы еще не выделился из природы и ощущал единство с ней.

Курс рассчитан на 34 часа.

Основными целями данного курса являются:

- познакомить учащихся с тайнами Средневековья;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- развивать творческие способности;

- способствовать повышению интереса к истории.


Одна из ведущих задач: способствовать расширению кругозора учащихся.

Курс рассчитан на совместную работу педагога и учащихся. В ходе изучения курса возможна замена или дополнение тем, если какой-то материал или исторический персонаж вызовет интерес у учащихся, что создает основы для творческого подхода.


Изучение курса предполагает использование нестандартных форм и методов ведения занятий: сочетание теоретических знаний и использование различных интерактивных форм работы. Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы. Проведение игр, викторин позволят обеспечить серьезную мотивацию для дальнейшего обучения и сформировать устойчивый интерес учащихся к истории.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать факты из истории;

- высказывать мнение по изучаемому вопросу;

- готовить сообщения;

- использовать информацию из различных источников.



Методическое сопровождение

  1. Булычёв К. Тайны Средневековья. - Из-во «АСТ», 2010 г.

  2. Можейко И.В. Тайны Средневековья. – Из-во «Дрофа», 2005 г.

  3. Интернет ресурсы









Примерное тематическое планирование



Дата

урока

Кол-во часов

Название тем


1

1

Введение


2

1

Карл Великий – император франков


3

1

Король Артур и рыцари круглого стола


4

1

Чаша Грааля


5

1

Папесса Иоанна. Папа была мамой


6

1

Викинги и крестьяне


7

1

Леди Годива


8

1

Старец Горы. Ассаины.


9

1

Ричард Львиное сердце


10

1

Славный разбойник Робин Гуд


11

1

Крестовый поход детей


12

1

Приемыши волчьей ямы. Зеленые дети


13

1

Гамельнский крысолов


14

1

Цвет Синей бороды. Упрямый барон


15

1

Месть Жанны


16

1

Об убийстве в Тауэре


17

1

О влюблённых из Вероны


18

1

«Пусть будет стыдно…» Орден Подвязки


19

1

Принцы в башне


20

1

Погнутый крест. Корона Иштвана Святого


21

1

Кто такой Дракула?


22

1

Средневековые нормы


23-24

2

Что пришло в современный русский язык из средневековой эпохи


25

1

Откуда есть пошла Русская земля


26

1

Кто был Рюрик


27

1

«Слово о полку Игореве»


28

1

Баба Яга и Кощей Бессмертный


29

1

Как крестилась Русь


30

1

Тайна Куликовской битвы


31

1

Загадка – уму зарядка


32

1

Иван Грозный – первый русский царь


33

1

Викторина


34

1

Итоговое занятие

Итого


34 часа






















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей