СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Секреты хорошей речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Секреты хорошей речи»»





Программа факультативного курса

по русскому языку для 9 класса

«Секреты хорошей речи»

на 2019-2020 учебный год

(1 час в неделю, 34 недели, 34 часа в год)













Составил:

Кудря Аксана Викторовна –

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории








Пояснительная записка

Главная цель общения людей - правильно понимать друг друга. «Единственное средство умственного общения людей есть слово, - говорил Л. Н. Толстой, - и для того, чтобы общение это было воз­можно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове не­сомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия».

Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выра­зительно. Наука о языке может и должна помочь людям в их борь­бе за хорошее, действенное слово, за речевую культуру.

Коммуникативная культура - это совокупность умений и на­выков в области общения и законов межличностного взаимодей­ствия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения. Очевидно, что коммуникативная куль­тура - это основа общей культуры личности, базовый компонент культуры. Базовый компонент культуры личности обеспечивает готовность личности к жизненному самоопределению, является условием достижения гармонии с собой и окружающей действи­тельностью, что с очевидностью не может состояться без комму­никативной культуры. Она есть средство создания внутреннего мира личности, богатства ее содержания, отражающего жизнен­ные идеалы, направленность личности, культуру ее жизненного самоопределения (см. схему «Модель языковой личности в аспек­те коммуникативной культуры»). В условиях профильной школы это особенно актуально.

Коммуникативную культуру можно рассматривать через сово­купность культурообразующих компонентов: 1) эмоциональная культура, или культура чувств; 2) культура мышления; 3) культура речи, являющаяся объектом изучения языкознания, предметом ву­зовского и частично школьного обучения.

Культура речи - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение рече­вых высказываний для оптимального решения задач общения. Это первое значение принято называть субъективным, поскольку оно отражает состояние речевой культуры языковой личности (субъ­екта речи), его речь - языковые способности и личностные свой­ства.

Приведенное определение включает в себя широко распростра­ненное представление о культуре речи как следование нормам ли­тературного языка, умение обеспечить точность, доходчивость, яс­ность речи, умение отбирать словесные средства для общения.

Объективированная оценка свойств речи закреплена во втором значении термина, называемом объективным: культура речи - это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве. В приведенном понимании термина можно увидеть отражение представления о культуре речи как части духовной культуры народа, существующей в виде образцовых, совершенных текстов, созданных в течение веков творчеством народа, его вы­дающихся представлений. Это значение термина «культура речи» оказывается близким значению термина «культура языка».

Для того чтобы стали возможны анализ и оценка высказыва­ний, текстов с точки зрения культуры речи (в объективном значе­нии этого термина), с точки зрения соответствия речи ее коммуни­кативным качествам, выработаны соответствующие научные пред­ставления: понятийный аппарат, методика исследования и т. п. - все то, что составляет основу познания данной области науки. По­этому употребление термина культура речи в связи с разработкой определенной научной проблематики выявляет третье его значе­ние, которое называют гносеологическим: культура речи - это об­ласть лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи, об учении о культуре речи. Учение о культуре речи тесно связано с ораторским искусством, риторикой.

Социальная задача (цель) данного элективного курса - воспитание элементарной культуры речи на основе научных разработок лите­ратурно-языковых норм. Первая часть этой задачи - субъективная: в виде освоения норм языка, выработки правильности речи как уcловия приобщения к культурным ценностям свободного цивилизо­ванного мира. Вторая часть задачи, связанная с первой, может быть представлена как гносеологическая - исследование факторов, раз­рушающих нормы литературного языка, с целью сохранения, под­держания и пропаганды норм литературного язык.

В средней школе более или менее удовлетворительно изучают­ся и усваиваются учениками орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые нормы литературного языка. Однако значительный круг «легкоранимых» языковых норм либо вообще не изучается, либо изучается поверхностно и поспешно. Воспол­нить это в 10 классе поможет элективный курс «Секреты хорошей речи», обязательный для посещения по выбору учащихся, входя­щий в состав гуманитарного профиля обучения на старшей ступени школы. В данной программе центральную часть представляет раз­дел о грамматических нормах, а также нормах произношения со­временного русского языка.

Помимо сведений о нормах литературного языка программа содержит краткое разъяснение общественного значения хорошей речи, общие сведения о сущности и строении языка, а также раз­вернутую характеристику главных коммуникативных свойств рус­ской литературной речи, являющейся основным компонентом коммуникативной культуры, развитие навыков которой предусмот­рено «Концепцией модернизации образования».


Основные задачи курса:

  • систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5-9 классах;

-дать общие сведения о языке в соответствии с «Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования» (раздел 3. Речь);

-обеспечить дальнейшее овладение основными нормами со­временного русского литературного языка в соответствии с «Тре­бованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку»;

  • обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим предметам;

- способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.

Элективный курс «Секреты хорошей речи» «поддерживает» изучение данного курса русского языка в гуманитарном направле­нии, но может быть использован и в других профилях.


Программа рассчитана на 34 часа.

Возможные виды деятельности учащихся: анализ, конструиро­вание, написание, редактирование собственного высказывания или речи, ролевые игры, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией, составление таблиц, изготовление наглядных посо­бий - памяток, участие в работе школьного пресс-центра, научного общества учащихся.

Итоги работы подводятся на итоговом семинаре или конференции.




Содержание программы


Введение

Значение культуры речи в жизни общества.

Освоение норм языка, выработка правильности речи как условие приобщения к культурным ценностям свободного цивилизованного мира. Исследование факторов, разрушающих нормы литературного языка, с целью их сохранения, поддержания и пропаганды.

Информативная насыщенность речи

Главное назначение речи - быть средством общения, переда­вать нужную информацию. Условия, от которых зависит содержа­тельность речи. Многообразие форм подачи материала.

Многословие (речевая избыточность) и пустословие. Плеоназм (излишество) и его разновидность тавтология. Лексические повто­ры. Речь пространная и лаконичная.

Логичность речи

Логичность как важнейшее условие речи. Законы логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, за­кон достаточного основания. Типы логических ошибок.

Точность, ясность и простота речи

«Слово отражает мысль: непонятна мысль - непонятно и сло­во» (В. Г. Белинский). «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». При­чины неясности высказывания. Редактирование текста.

Богатство речи

Количество слов, используемых в речи, - критерий ее богатства и бедности.

Многообразие значений слов. Значения основное (прямое, пер­вичное, главное) и производное от него (неосновное, переносное, вторичное). Многообразность лексики - неисчерпаемый источник ее обновления, необычного, неожиданного переосмысления слова.

Слова одинаковые, но разные. Многозначность слов и омони­мия. Омоформы. Омофоны. Омографы. Игра слов. Каламбур.

Синонимическое богатство русского языка. Градация. Контра­стные слова - антонимы. Оксюморон. Антифразис.

Созвучные слова - паронимы.

Разнообразие способов словообразования. Богатство суффик­сов в русском языке. Разговорные и просторечные словообразова­тельные модели.

Стилистические различия в формообразовании имен и глаголов Многообразие и гибкость системы русского склонения, спряжения. Варианты окончаний имен существительных. Возможности варьи­рования глагольных форм.

Многообразие синтаксических конструкций. Синонимия одно­составных и двусоставных предложений.

Чистота речи

Засорение речи в результате употребления без надобности диа­лектизмов, профессионализмом, просторечных слов, вульгаризмов, речевых штампов, иноязычных слов, канцеляризмов, «слов- паразитов».

Уместность речи

Ситуация высказывания. Цели и задачи общения. Необходи­мость установления контакта между говорящим (пишущим) и слу-

тающим (читающим). Принцип дихотомии (уместно - неуместно) при выборе стиля.

Правильность речи

Понятие нормы литературного языка. Правильный выбор сло­ва. Требования лексической сочетаемости. Морфологические нормы. Употребление частей речи. Параллельные формы имен существительных. Формы рода. Особенности в склонении неко­торых существительных. Варианты падежных окончаний сущест­вительных. Единственное и множественное число существитель­ных. Разные формы имен прилагательных. Использование в речи имен числительных. Секреты местоимений. Особенности упот­ребления глаголов.

Синтаксические нормы

Особенности построения простых предложений. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласо­вание определения и приложения. Формы управления. Употребле­ние обособленных оборотов. Конструкции с отглагольными суще­ствительными. Правила употребления сложных предложений.

Орфоэпические нормы

Произносительная система современного литературного языка, стили произношения. Правила произношения безударных гласных звуков, согласных звуков, иностранных слов, имен и отчеств. Роль пунктуации в оформлении письменной речи.

Образность речи

Тропы.

Художественные определения-эпитеты.

Образные сравнения. Метафорические образы. Метафоры мертвые, сухие, бытовые, поэтические, индивидуально-авторские, развернутые. Симфора. Метонимия. Синекдоха. Антономазия. Олицетворение. Персонификация как вид олицетворения. Гипербо­ла и литота. Аллегория. Ирония. Перифраз.

Живость, эмоциональность, выразительность речи

Слова с яркой эмоционально-экспрессивной окраской. Экс­прессивный синтаксис. Риторические фигуры. Анафора. Эпифора. Ритмомелодическое оформление.

Благозвучие речи

Неповторимая индивидуальность фонетической системы рус­ского языка. Признаки неблагозвучия. Звукопись. Аллитерация и ассонанс. Ономатопея.



Учебно-тематический план.

№ занятия

Тема

Кол-во час

1

Введение

. Значение культуры речи в жизни общества.

1

2

Информационная насыщенность речи

1

3

Логичность речи (1 час)

1

4

Точность, ясность и простота речи

1


Богатство речи

6

5

Синонимическое богатство русского языка. Контраст­ные слова. Созвучные слова


6

Разнообразие способов словообразования


7

Стилистические различия формообразования имен иглаголов


8

Многообразие синтаксических конструкций


9

Чистота речи

1

11

Уместность речи

1


Правильность речи

12

12

Правильный выбор слова


13

Как правильно употреблять части речи. Параллельные формы имен существительных. Разные формы имен прилагательных


14

Как используются имена числительные


15

Секреты местоимений


16

Особенности употребления глаголов


17

Чему учит синтаксис. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим


18

Как согласуются определения и приложения


19

Формы управления. Обособленные обороты


20

Правила употребления сложных предложений


21

Трудности произношения


22

Орфоэпические нормы


23

Проверочная работа



Образность речи

5

24

Какую речь называют образной


25

Эпитеты. Сравнения. Метафоры


26

Метонимия. Синекдоха. Олицетворение


27

Гипербола. Литота. Аллегория


28

Сочинение-миниатюра


29

Живость, эмоциональность, выразительность речи

1

30

Благозвучие речи

1

31-32

Итоговая конференция

1

34

Резервный урок

1




Литература для учителя и учащихся

  1. Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение. - М., 1984.

  2. Головин, Б. Н. Основы культуры речи. - М, 1980.

  3. Головин, Б. Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. -М.: Высшая школа, 1988.

  4. Голуб, И. Б., Розенталь, Д. Э. Секреты хорошей речи. - М.: Международные отношения, 1993.

  5. Голуб, И. Б., Розенталь, Д. Э. Книга о хорошей речи. - М., 1997.

  6. Голуб, И. Б. Статьи об основах красноречия // Народное об­разование. - № 3, 7, 8. - 2000; № 1-2001.

  7. Ладыженская, Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. - М., 1986.

  8. Львов, В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классах. - М., 1989.

  9. Соколова, В. В. Культура речи и культура общения. - М.: Просвещение, 1995.

  10. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!