Программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для детей с ОВЗ (ЗПР)

Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья  в освоении основной образовательной программы начального общего образования по курсу «Русский язык».

 

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для детей с ОВЗ (ЗПР)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 7

городского округа Стрежевой с углубленным изучением отдельных предметов»


МОУ «СОШ№7»









Программа

коррекционно-развивающих занятий по русскому языку

для детей с ОВЗ (ЗПР)

4 «Б» класса































Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, Адаптированной основной образовательной программы НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР) МОУ «СОШ №7», Учебного плана МОУ «СОШ №7». Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования по курсу «Русский язык»


Цель программы: оказание квалифицированной психолого – педагогической поддержки учащихся, испытывающих стойкие затруднения в овладении программным материалом по русскому языку.

Задачи:

  1. -развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;


  1. - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;


  1. - овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;


  1. - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим работа в часы коррекционных занятий должна быть ориентирована на общее развитие ученика.

При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы.

По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ОВЗ проектируется программа коррекционной работы.


Планируемые результаты:


Личностные универсальные учебные действия

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся получит возможность научиться:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся получит возможность научиться:

-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся получит возможность научиться:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;


Предметные результаты:


1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.


2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.


3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.


4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.


5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.


6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.


7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;


9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.



Основные направления коррекционной работы:


-коррекция и развитие познавательной деятельности обучающихся;

-воспитание самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;

-формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;

- формирование умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать;


Описание места учебного предмета

Программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку составлена на 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с АООП длительность занятий составляет 40 минут.


Содержание учебного предмета в 4 классе


Предложение

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

Определять, каким членом предложения являются однородные члены.

Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами.

Сравнивать простые и сложные предложения.

Выделять в сложном предложении его основы. Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения.


Имя существительное

Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному.

Изменять имена существительные по падежам. Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой. Определять принадлежность имён существительных к 1-му, 2-му и 3-му склонению и обосновывать правильность определения.

Подбирать примеры существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения.


Имя прилагательное

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте.

Определять род и число имён прилагательных.

Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).

Изменять имена прилагательные по падежам.


Личные местоимения

Находить местоимения среди других частей речи.

Определять наличие в тексте местоимений.

Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица.

Глагол

Различать глаголы среди других слов в тексте

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Различать неопределённую форму глагола.

Изменять глаголы прошедшего времени по родам в единственном числе. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов.

Определить роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь).

Определять спряжение глаголов




При оценке письменных работ по предмету русский язык и развитие речи следует руководствоваться следующими нормами:


- оценка «5» ставится за работу без ошибок;

- оценка «4» ставится за работу с одной - тремя ошибками;

- оценка «3» ставится за работу с четырьмя - семью ошибками;

- оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ребёнка.


Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по математике в

4 «Б» классе



Тема

Кол-во часов

1.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

2.

Однородные члены предложения.

3

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

4ч.

4

Части речи.

5

Распознавание падежей имен существительных.

6.

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных.

7.

Три склонения имён существительных.

8.

Имя прилагательное как часть речи.

Род и число имён прилагательных.

9.

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения.

10

Изменение глаголов по временам.

Неопределённая форма глагола.

11

Спряжение глаголов.





Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Русский язык .4 класс, Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Москва. : БАЛАСС 2015 . -144 с

  1. Контрольно-измерительные материалы. Тесты и контрольные работы по курсу русский язык 4 класс Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева









































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей