СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка " Экология и мы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа " Экология и мы " позволяет более подробно изучать проблемы экологии и человечество.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка " Экология и мы"»







Программа кружка

« ЭКОЛОГИЯ И мы»







Руководитель:

Шестиглазова С.А.











2018-2019 год









Актуальность программы:

Ни для кого не секрет , что проблема загрязнения окружающей среды всё больше обращает на себя внимание современного общества. Поэтому актуальность охраны природы не подлежит сомнению. Воспитание у детей грамотности всё больше выступает на первый план в современной системе образования. 

Угроза экологической катастрофы на фоне господства потребительской психологии в общественном сознании обусловливает необходимость экологического воспитания юного поколения.

Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием у современных подростков культуры взаимодействия с окружающей средой, которая, как показывает жизнь, у большинства из них находится на достаточно низком уровне:

  • полезные эмпирические наблюдения нередко сосуществуют с потребительским, безграмотным отношением к природе;

  • знания о необходимости охраны окружающей среды зачастую соседствуют с отчуждённостью от неё из-за разрастающейся урбанизацией и губительных её последствий;

  • общая информированность учащихся об экологических бедствиях сочетается с пренебрежением элементарными правилами безопасного поведения.

Всё это свидетельство того, что в экологическом воспитании школьников нет системности, всесторонности, и оно не может обеспечить достижение конечной цели – воспитание человека, ответственного перед природой, людьми и самим собой, осознающего своё место в мире и строящего свой образ жизни в соответствии с экологическими приоритетами.

В данном проекте экологическое воспитание представлено как целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребёнка в системе его отношений с природой, обществом и со своим внутренним миром. Основу воспитательных технологий составляют такие духовно-нравственные ценности, как Добро, Созидание и Самоограничение.

Предлагаемые воспитательные технологии выполняют познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого они предназначены ,

призваны помочь увязать экологические знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Данная программа предназначена для учащихся 7-9 классов.

Каждый человек рано или поздно понимает, что самое главное богатство в жизни – это собственное здоровье. Но чаще всего эта истина становится ясной , когда наш организм , одолевают недуги. На помощь в этом деле к нам может прийти природа- всё, что с её создано: растения, животные, вода, солнце и так далее. Ведь, несмотря на достижения научно- технического прогресса, мы остаемся детьми Природы.

В связи с высоким уровнем заболеваемости учащихся наших школ, заставляющих в серьёз бить тревогу, очевидно, что данная программа должна быть направлена не только для создания условий выбора и развития познавательных интересов в области биологии, но и для формирования здорового образа жизни в гармонии с природой.



Стратегия народного образования направлена не только на то, чтобы дать человеку определённый образовательный минимум, соответствующий его возрасту и интересам общества, но также создать условия для духовного становления личности и обеспечить возможность культурной и конфессиональной самоидентификации, гарантирующей сохранение и восстановление преемственных связей между поколениями.

Содержание познавательного блока занятий кружка составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об отношениях людей к природе.

Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. В связи с этим значительный воспитательный эффект дает включение в беседы с детьми такого материала, который заставляет детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствует проявлению их эмоционально-волевых качеств.

В кружке создаются благоприятные условия для «соединения деятельности рук и головы», позволяющие школьникам творчески применять на практике полученные знания, оказывая непосредственную помощь природе.

Цели: воспитание духовно-нравственной личности; привитие навыков здорового образа жизни; расширение  экологических знаний; повышение  культуры взаимоотношений с окружающей средой

Задачи:

  • формирование представлений о взаимосвязях экологической, биологической, социальной и духовно-нравственной сторонах науки и жизни;

  • теоретическая и практическая направленность курса, призвана способствовать учащимися, реализовать познавательный интерес к окружающему миру, своему здоровью и здоровью окружающих.

Кружковая работа предусматривает изучение теоретических основ с элементами практической деятельности, в ходе чего происходит целенаправленное формирование действий: фиксации основного материала по теме, выбор проблемы для более детального изучения, формулировка целей и задач, анализ литературы, исследовательская деятельность с последующим предоставлением результатов. Всё это должно способствовать раскрытию духовных, творческих дарований учащихся.

Учебные занятия по курсу проводятся в виде – бесед, конкурсов, игр, викторин. Они предполагают:

  • изучение основной и дополнительной литературы;

  • составление обзоров и информационных справок;

  • обсуждение проблем;

  • просмотр фильмов

Ожидаемый результат

Данный проект призван способствовать повышению образовательного уровня учащихся, развитию познавательного интереса к окружающему миру, формированию мировоззрения, духовно-нравственных ценностей личности.

У учащихся должны быть сформированы представления о взаимосвязях экологической, природоведческой, биологической, социальной:
а) формирование экологических знаний, умений, навыков;
б) обогащение жизненного опыта ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;
в) развитие эмоционально – чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной и социальной среды

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся ложны знать:

– что такое экология;
– основные проблемы экологии на современном этапе развития науки и общества;
– морально-нравственные, социальные и правовые аспекты экологических проблем.

Учащиеся должны уметь:

– определять значимость экологических проблем;
– характеризовать и анализировать экологические проблемы;
– работать с различными источниками информации;
– высказывать собственные суждения по проблеме;
– изучать и анализировать мнения других людей по проблемам экологии.

У учащихся должны быть сформированы следующие навыки:

– самоанализ;
– самоорганизация;
– самоконтроль;
– самооценка;
– самокоррекция и регуляция.











Тематическое планирование

п/п

Название темы

Общее количество часов

Теоретич

Практич

1.

Введение. Предмет и задачи кружка

2

1

1

«Красота и здоровье человека»

2.

Это важно знать в любом возрасте. Здоровый образ жизни. Творчество и долголетие.

2

1

1

3.

Искусство отдыхать. Здоровый образ жизни моей семьи.

2

1

1

4.

Природная среда - источник инфекционных заболеваний.

2

1

1

5.


Вредит ли курение красоте?


2

1

1

«Культура питания, как фактор, определяющий красоту и здоровье человека»

6.

Зачем нужны овощи и фрукты. Здоровое питание.

2

1

1

7.

Влияние антиоксидантов на наш организм.

2

1

1

«Экология питания»

8.

Что мы едим?

2

1

1

9.

Трансгенные продукты питания - «за» и «против»

2

1

1

10.

Пища, как источник энергии.

2

1

1

«Алкоголизм, табакокурение, наркомания - болезни химической зависимости.»

11.

Влияние алкоголя и табака на организм человека.

2

1

1

12.


Вредным привычкам - нет!


2

1

1

« Пищевые добавки.  Жить для того чтобы есть или есть для того чтобы жить?»

13.

 Полезные и неполезные продукты.


2

1

1

14.

Чипсы, гамбургеры, сладкие газированные напитки.

2

1

1

15.

Что такое пища?  Питательные вещества и продукты питания.

2

1

1

16.

Химические элементы живого организма.   Органические и неорганические вещества в живом организме

2

1

1

17.

Вода и растворы, их влияние на здоровье человека.Роль воды в живых организмах.  

2

1

1

18.

Красота и гармония нашего тела.    Питание и здоровье человека.

2

1

1

«Экология и здоровье  человека»

19.

Экология человека. Понятия «здоровье» и «болезнь». Показатели здоровья человека

2

1

1

20.

Природное и антропогенное загрязнение окружающей среды.

2

1

1

21.

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

2

1

1

22.

Среда жилого и рабочего помещения. Экология жилища.

2

1

1

23.

Факторы экологического неблагополучия в жилых помещениях и здоровье человека.

2

1

1

24.

Биологические ритмы человека.

2

1

1

25.

Культура здорового образа жизни.

2

1

1

26.

Методы оздоровления. Фитотерапия, аромотерапия, гидротерапия, закаливание, массаж .

2

1

1

«Современные проблемы экологических воздействий на организм»

27.

Экологические проблемы  современности.

2

1

1

28.

Антропогенное загрязнение атмосферы.

2

1

1

29.

Тяжелые металлы в водной среде, их влияние на организм человека.

2

1

1

30.

Антропогенное воздействие на почвенный покров.

2

1

1

31.

Организм человека – «концентратор» загрязнений окружающей среды.

2

1

1

32.

Биологические загрязнения и здоровье человека.

2

1

1

33.

Химические загрязнения и здоровье человека.

2

1

1

34.

Экологические проблемы и их влияние на человека. Возможные пути решения проблем.

2

1

1








Содержание программы

1.Введение (2ч.)

        Общее знакомство с организмом человека. Понятие о здоровье, здоровом образе жизни, культуре здоровья.  Наука валеология. Беседа, рассказ учителя

Демонстрация

  1. Презентация "Общее знакомство с организмом человека".

  2.  Рисунки, иллюстрирующие организм здорового, физически и духовно развитого человека.

«Красота и здоровье человека»

2.Это важно знать в любом возрасте ( 2 часа)

   Золотые правила всех времен и народов. Дискуссия «Парадоксы вашего здоровья» Причины демографических  показателей. Связь здорового, активного образа жизни с долголетием.

Семинар «Вы знаете, что могли бы жить дольше лет на  десять?»

Вопросы для обсуждения на семинаре.

  1. Сколько может жить человек: факты и прогнозы.

  2. Старение как процесс.

  3. Другие биологические факторы и старение.

  4. Окружающая среда и долголетие.

  1. Искусство  отдыхать   (2ч.)

        Что такое утомление и как его предупредить?  Усталость - одна из форм утомления.  Существует ли лекарство от усталости? Режим дня.  Ежедневный отдых. Активный отдых. Гигиена труда. Отдых в праздничные дни и во время каникул.

Анкетирование  "Умеем ли мы отдыхать?".

Лабораторная работа "Влияние положения тела на результат деятельности".

Демонстрация Фотографии, рисунки, иллюстрирующие организм здорового, физически и духовно развитого человека. Примерный режим дня для учащихся 8 - 9 кл.

  1. Природная среда - источник инфекционных заболеваний. (2ч).

     Понятие инфекционных заболеваний, их классификация. Реферативная работа учащихся по выявлению наиболее распространенных заболеваний в нашем городе.  Выяснение причин заболевания ими человека. История эпидемий. Влияние изменения погоды на здоровье человека.  

  1. Вредит ли курение красоте ( 2 ч.)

     Никотин и алкоголь - грозные враги красоты. Почему вы курите?  Как отвыкнуть от курения?  Вредные привычки и их преодоление. Здоровый образ жизни - главное условие профилактики возникновения вредных привычек.

Анкетирование   « Выявление  склонностей учащихся к вредным привычкам.»



«Культура питания, как фактор, определяющий красоту и здоровье человека»

  1. Зачем нужны овощи и фрукты ( 2 часа)

     Десять главных фруктов и овощей. Что нужно знать, чтобы овощи и фрукты приносили нам пользу? Антиоксиданты, мешающие развитию таких  недомоганий, находящиеся в овощах и фруктах (яблоки, томаты и др.).  Обеспечим  свой организм нужными витаминами и микроэлементами. Семь правил домашней диетологии. 

Анкетирование:  Как вы питаетесь? Правильно ли вы питаетесь?

  1. Влияние антиоксидантов на наш организм.( 2 часа)

Как  держать процесс старения в узде.  Предпочитание свежих и замороженных фруктов и овощей консервированным. Соки, помогающие бороться со старением.

Сырые продукты - наибольшие содержатели антиоксидантов. Продукты, содержащие наибольшее количество каратиноидов, бета-каротина и лютеина. Антиоксидантные флавониды.

Практическая работа:. «Как правильно  сохранить антиоксиданты в приготавливаемых овощах.»

«Экология питания»

  1. Что мы едим?(2ч.)                    

     Состав пищи. Рациональное питание.Ингредиенты пищевых продуктов. Питательные вещества и добавки. Соотношение питательных веществ в продуктах. Группы продуктов по основному питательному веществу. Рациональное питание.      

  1. Трансгенные продукты питания - «за» и «против»(2ч.).

Генетически модифицированные продукты питания. Проблемы, связанные с их потреблением. Трансгенные методы. Оценка новых продуктов питания. Примеси, загрязняющие пищу. Нитраты, нитриты, пестициды, соли металлов. Хранение и упаковка продуктов питания.   Пищевые добавки и лекарственные препараты. Консерванты, ароматизаторы.

Лабораторные работы

  1. Определение качества продуктов питания.
    2. О чем рассказала упаковка.


10. Пища как источник энергии (2 ч)

Энергетическая ценность пищи. Продукты питания. Пищевые вещества. Природные пищевые компоненты. Примеси (чужеродные вещества) пищи.

Физиологические нормы и режим питания. Питание и двигательная активность. Воздействие двигательной активности на организм человека. Нормы питания взрослых людей. Режим питания.   Пищевой рацион детей и подростков. Особенности возрастной физиологии детей и подростков. Режим питания подростков. Значение белков, жиров, углеводов в детском питании. Предупреждение гиповитаминозов у детей.

Лабораторные работы

  1. Энергозатраты человека при физических нагрузках.
    2. Дневной рацион подростков.



«Алкоголизм, табакокурение, наркомания - болезни химической зависимости»

11. Влияние алкоголя и табака на организм человека.( 2 часа)

Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и бррьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия.

Практическая работа :»Работа со статистическими данными».

12. Вредным привычкам- нет!( 2 часа)

Курение Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов подростка.

Практическая работа:»  Выявление курящих подростков.»

Наркомания, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное  развитие подростков.

« Пищевые добавки.  Жить для того чтобы есть или есть для того чтобы жить?»

13. Полезные и неполезные продукты.( 2 часа)

Чем напичканы наши сосиски и пельмени?

Демонстрация:

Презентация, видеофильм.

14. Чипсы, гамбургеры, сладкие газированные напитки.( 2 часа)

Демонстрация:

Презентация, видеофильм.

15. Что такое пища?  Питательные вещества и продукты питания.( 2 часа)

 Практическая работа «Составление суточного рациона  питания».

16. Химические элементы живого организма.   Органические и неорганические вещества в живом организме. ( 2 часа)

 Роль и значение микро- и макроэлементов в организме.

Практическая работа №1 «Определение белка в составе пище.»

 Практическая работа №2 «Обнаружение крахмала в растительных продуктах.»

Практическая работа №3 «Обнаружение жира в животных  и растительных тканях.»



17. Вода и растворы, их влияние на здоровье человека. ( 2 часа)

Роль воды в живых организмах.  Растворы солей и их роль в живых организмах. Жизненный цикл клетки.

Демонстрация: Презентация, видеофильм.

18. Красота и гармония нашего тела.   Питание и здоровье человека.( 2 часа)

Тест «Мы есть то, что едим».

Демонстрация: презентация, видеофильм.

«Экология и здоровье  человека»

19. Экология человека. Понятия «здоровье» и «болезнь». ( 2часа)

Показатели здоровья человека.

20. Природное и антропогенное загрязнение окружающей среды ( 2 часа)

Демонстрация : видеофильм.

21. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. ( 2 часа)

Исследовательская работа «Влияние загрязненности атмосферного воздуха в селе на здоровье человека»

22. Среда жилого и рабочего помещения. Экология жилища.( 2 часа)

Исследовательская работа на тему: « Климат жилого помещения»

23. Факторы экологического неблагополучия в жилых помещениях и здоровье человека ( 2 часа)

Демонстрация: презентация.

24. Биологические ритмы человека. ( 2 часа)

Оформление папки на тему: «Здоровый образ жизни»

25. Культура здорового образа жизни( 2 часа)

Оформление папки на тему: « Здоровый образ жизни»

26. Методы оздоровления. Фитотерапия, аромотерапия, гидротерапия, закаливание, массаж ( 2 часа)

Фитотерапия в косметологии.

Массаж - как эффективное средство предупреждения и лечения многих болезней.   

Практическая работа « Приемы оздоровления организма»

«Современные проблемы экологических воздействий на организм»

27. Экологические проблемы  современности ( 2 часа)

Демонстрация: Презентация.

28. Антропогенное загрязнение атмосферы ( 2часа)

Круглый стол на тему : « Антропогенное воздействия человека на природу»

29. Тяжелые металлы в водной среде, их влияние на организм человека. ( 2 часа)

Демонстрация: презентация

30. Антропогенное воздействие на почвенный покров. ( 2 часа)

Практическая работа: «Кресс-салат как тест-объект для оценки загрязнения почвы и воздуха»

31. Организм человека – «концентратор» загрязнений окружающей среды. ( 2 часа)

Демонстрация: презентация

Исследовательская работа на тему : « Методики определения загрязнения окружающей среды»



32. Биологические загрязнения и здоровье человека( 2 часа)

Сущность биологического загрязнения и как оно влияет на здоровье.

Демонстрация: презентация

33. Химические загрязнения и здоровье человека. ( 2 часа)

Сущность химического загрязнения и как оно влияет на здоровье.

Демонстрация: видеофильм

34. Экологические проблемы и их влияние на человека. Возможные пути решения проблем. ( 2 часа)

Круглый стол на тему: « Экология и здоровье человека»





































Список литературы:

1.Аностасова А.П. «Человек и его здоровье». – М.: Просвещение, 1997 г.

2.Анохина В.С. и др. «Эксперименты и наблюдения на уроках биологии»: Методическое пособие. – Минск: Бел.эн., 1998 г.

3.Мамонтов С.Г. «Основы биотехнологии»: Учебные материалы для учащихся. –  М.: НИИ содержания и методов обучения, 1991 г.

4.Суворова Н.Н. «Человек и его здоровье». – Н. Новгород, 2002 г.

5.Хрипкова А.Г. и др. «Физиология человека». М.: Просвещение, 1982 г.

6. Н. Козлов. Как относиться к себе и людям. - «Аст - пресс», 2003.

7. М. Маккиавелли. Татгуаж. - «Астрель», 2003. - 90с., ил.

Мое здоровье, в моих руках»

8. Б.Т. Величковский « Здоровье человека и окружающая среда».М.;1997

9. Источники Интернета.

10. Фидеофильм «Среда обитания».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!