Программа кружка
« ЭКОЛОГИЯ И мы»
Руководитель:
Шестиглазова С.А.
2018-2019 год
Актуальность программы:
Ни для кого не секрет , что проблема загрязнения окружающей среды всё больше обращает на себя внимание современного общества. Поэтому актуальность охраны природы не подлежит сомнению. Воспитание у детей грамотности всё больше выступает на первый план в современной системе образования.
Угроза экологической катастрофы на фоне господства потребительской психологии в общественном сознании обусловливает необходимость экологического воспитания юного поколения.
Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием у современных подростков культуры взаимодействия с окружающей средой, которая, как показывает жизнь, у большинства из них находится на достаточно низком уровне:
полезные эмпирические наблюдения нередко сосуществуют с потребительским, безграмотным отношением к природе;
знания о необходимости охраны окружающей среды зачастую соседствуют с отчуждённостью от неё из-за разрастающейся урбанизацией и губительных её последствий;
общая информированность учащихся об экологических бедствиях сочетается с пренебрежением элементарными правилами безопасного поведения.
Всё это свидетельство того, что в экологическом воспитании школьников нет системности, всесторонности, и оно не может обеспечить достижение конечной цели – воспитание человека, ответственного перед природой, людьми и самим собой, осознающего своё место в мире и строящего свой образ жизни в соответствии с экологическими приоритетами.
В данном проекте экологическое воспитание представлено как целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребёнка в системе его отношений с природой, обществом и со своим внутренним миром. Основу воспитательных технологий составляют такие духовно-нравственные ценности, как Добро, Созидание и Самоограничение.
Предлагаемые воспитательные технологии выполняют познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого они предназначены ,
призваны помочь увязать экологические знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для учащихся 7-9 классов.
Каждый человек рано или поздно понимает, что самое главное богатство в жизни – это собственное здоровье. Но чаще всего эта истина становится ясной , когда наш организм , одолевают недуги. На помощь в этом деле к нам может прийти природа- всё, что с её создано: растения, животные, вода, солнце и так далее. Ведь, несмотря на достижения научно- технического прогресса, мы остаемся детьми Природы.
В связи с высоким уровнем заболеваемости учащихся наших школ, заставляющих в серьёз бить тревогу, очевидно, что данная программа должна быть направлена не только для создания условий выбора и развития познавательных интересов в области биологии, но и для формирования здорового образа жизни в гармонии с природой.
Стратегия народного образования направлена не только на то, чтобы дать человеку определённый образовательный минимум, соответствующий его возрасту и интересам общества, но также создать условия для духовного становления личности и обеспечить возможность культурной и конфессиональной самоидентификации, гарантирующей сохранение и восстановление преемственных связей между поколениями.
Содержание познавательного блока занятий кружка составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об отношениях людей к природе.
Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. В связи с этим значительный воспитательный эффект дает включение в беседы с детьми такого материала, который заставляет детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствует проявлению их эмоционально-волевых качеств.
В кружке создаются благоприятные условия для «соединения деятельности рук и головы», позволяющие школьникам творчески применять на практике полученные знания, оказывая непосредственную помощь природе.
Цели: воспитание духовно-нравственной личности; привитие навыков здорового образа жизни; расширение экологических знаний; повышение культуры взаимоотношений с окружающей средой
Задачи:
формирование представлений о взаимосвязях экологической, биологической, социальной и духовно-нравственной сторонах науки и жизни;
теоретическая и практическая направленность курса, призвана способствовать учащимися, реализовать познавательный интерес к окружающему миру, своему здоровью и здоровью окружающих.
Кружковая работа предусматривает изучение теоретических основ с элементами практической деятельности, в ходе чего происходит целенаправленное формирование действий: фиксации основного материала по теме, выбор проблемы для более детального изучения, формулировка целей и задач, анализ литературы, исследовательская деятельность с последующим предоставлением результатов. Всё это должно способствовать раскрытию духовных, творческих дарований учащихся.
Учебные занятия по курсу проводятся в виде – бесед, конкурсов, игр, викторин. Они предполагают:
Ожидаемый результат
Данный проект призван способствовать повышению образовательного уровня учащихся, развитию познавательного интереса к окружающему миру, формированию мировоззрения, духовно-нравственных ценностей личности.
У учащихся должны быть сформированы представления о взаимосвязях экологической, природоведческой, биологической, социальной:
а) формирование экологических знаний, умений, навыков;
б) обогащение жизненного опыта ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;
в) развитие эмоционально – чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной и социальной среды
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся ложны знать:
– что такое экология;
– основные проблемы экологии на современном этапе развития науки и общества;
– морально-нравственные, социальные и правовые аспекты экологических проблем.
Учащиеся должны уметь:
– определять значимость экологических проблем;
– характеризовать и анализировать экологические проблемы;
– работать с различными источниками информации;
– высказывать собственные суждения по проблеме;
– изучать и анализировать мнения других людей по проблемам экологии.
У учащихся должны быть сформированы следующие навыки:
– самоанализ;
– самоорганизация;
– самоконтроль;
– самооценка;
– самокоррекция и регуляция.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Общее количество часов | Теоретич | Практич |
1. | Введение. Предмет и задачи кружка | 2 | 1 | 1 |
«Красота и здоровье человека» |
2. | Это важно знать в любом возрасте. Здоровый образ жизни. Творчество и долголетие. | 2 | 1 | 1 |
3. | Искусство отдыхать. Здоровый образ жизни моей семьи. | 2 | 1 | 1 |
4. | Природная среда - источник инфекционных заболеваний. | 2 | 1 | 1 |
5. | | Вредит ли курение красоте? | | 2 | 1 | 1 |
«Культура питания, как фактор, определяющий красоту и здоровье человека» |
6. | Зачем нужны овощи и фрукты. Здоровое питание. | 2 | 1 | 1 |
7. | Влияние антиоксидантов на наш организм. | 2 | 1 | 1 |
«Экология питания» |
8. | Что мы едим? | 2 | 1 | 1 |
9. | Трансгенные продукты питания - «за» и «против» | 2 | 1 | 1 |
10. | Пища, как источник энергии. | 2 | 1 | 1 |
«Алкоголизм, табакокурение, наркомания - болезни химической зависимости.» |
11. | Влияние алкоголя и табака на организм человека. | 2 | 1 | 1 |
12. | | 2 | 1 | 1 |
« Пищевые добавки. Жить для того чтобы есть или есть для того чтобы жить?» |
13. | Полезные и неполезные продукты. | 2 | 1 | 1 |
14. | Чипсы, гамбургеры, сладкие газированные напитки. | 2 | 1 | 1 |
15. | Что такое пища? Питательные вещества и продукты питания. | 2 | 1 | 1 |
16. | Химические элементы живого организма. Органические и неорганические вещества в живом организме | 2 | 1 | 1 |
17. | Вода и растворы, их влияние на здоровье человека.Роль воды в живых организмах. | 2 | 1 | 1 |
18. | Красота и гармония нашего тела. Питание и здоровье человека. | 2 | 1 | 1 |
«Экология и здоровье человека» |
19. | Экология человека. Понятия «здоровье» и «болезнь». Показатели здоровья человека | 2 | 1 | 1 |
20. | Природное и антропогенное загрязнение окружающей среды. | 2 | 1 | 1 |
21. | Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. | 2 | 1 | 1 |
22. | Среда жилого и рабочего помещения. Экология жилища. | 2 | 1 | 1 |
23. | Факторы экологического неблагополучия в жилых помещениях и здоровье человека. | 2 | 1 | 1 |
24. | Биологические ритмы человека. | 2 | 1 | 1 |
25. | Культура здорового образа жизни. | 2 | 1 | 1 |
26. | Методы оздоровления. Фитотерапия, аромотерапия, гидротерапия, закаливание, массаж . | 2 | 1 | 1 |
«Современные проблемы экологических воздействий на организм» |
27. | Экологические проблемы современности. | 2 | 1 | 1 |
28. | Антропогенное загрязнение атмосферы. | 2 | 1 | 1 |
29. | Тяжелые металлы в водной среде, их влияние на организм человека. | 2 | 1 | 1 |
30. | Антропогенное воздействие на почвенный покров. | 2 | 1 | 1 |
31. | Организм человека – «концентратор» загрязнений окружающей среды. | 2 | 1 | 1 |
32. | Биологические загрязнения и здоровье человека. | 2 | 1 | 1 |
33. | Химические загрязнения и здоровье человека. | 2 | 1 | 1 |
34. | Экологические проблемы и их влияние на человека. Возможные пути решения проблем. | 2 | 1 | 1 |
| | | | |
Содержание программы
1.Введение (2ч.)
Общее знакомство с организмом человека. Понятие о здоровье, здоровом образе жизни, культуре здоровья. Наука валеология. Беседа, рассказ учителя
Демонстрация
Презентация "Общее знакомство с организмом человека".
Рисунки, иллюстрирующие организм здорового, физически и духовно развитого человека.
«Красота и здоровье человека»
2.Это важно знать в любом возрасте ( 2 часа)
Золотые правила всех времен и народов. Дискуссия «Парадоксы вашего здоровья» Причины демографических показателей. Связь здорового, активного образа жизни с долголетием.
Семинар «Вы знаете, что могли бы жить дольше лет на десять?»
Вопросы для обсуждения на семинаре.
Сколько может жить человек: факты и прогнозы.
Старение как процесс.
Другие биологические факторы и старение.
Окружающая среда и долголетие.
Искусство отдыхать (2ч.)
Что такое утомление и как его предупредить? Усталость - одна из форм утомления. Существует ли лекарство от усталости? Режим дня. Ежедневный отдых. Активный отдых. Гигиена труда. Отдых в праздничные дни и во время каникул.
Анкетирование "Умеем ли мы отдыхать?".
Лабораторная работа "Влияние положения тела на результат деятельности".
Демонстрация Фотографии, рисунки, иллюстрирующие организм здорового, физически и духовно развитого человека. Примерный режим дня для учащихся 8 - 9 кл.
Природная среда - источник инфекционных заболеваний. (2ч).
Понятие инфекционных заболеваний, их классификация. Реферативная работа учащихся по выявлению наиболее распространенных заболеваний в нашем городе. Выяснение причин заболевания ими человека. История эпидемий. Влияние изменения погоды на здоровье человека.
Вредит ли курение красоте ( 2 ч.)
Никотин и алкоголь - грозные враги красоты. Почему вы курите? Как отвыкнуть от курения? Вредные привычки и их преодоление. Здоровый образ жизни - главное условие профилактики возникновения вредных привычек.
Анкетирование « Выявление склонностей учащихся к вредным привычкам.»
«Культура питания, как фактор, определяющий красоту и здоровье человека»
Зачем нужны овощи и фрукты ( 2 часа)
Десять главных фруктов и овощей. Что нужно знать, чтобы овощи и фрукты приносили нам пользу? Антиоксиданты, мешающие развитию таких недомоганий, находящиеся в овощах и фруктах (яблоки, томаты и др.). Обеспечим свой организм нужными витаминами и микроэлементами. Семь правил домашней диетологии.
Анкетирование: Как вы питаетесь? Правильно ли вы питаетесь?
Влияние антиоксидантов на наш организм.( 2 часа)
Как держать процесс старения в узде. Предпочитание свежих и замороженных фруктов и овощей консервированным. Соки, помогающие бороться со старением.
Сырые продукты - наибольшие содержатели антиоксидантов. Продукты, содержащие наибольшее количество каратиноидов, бета-каротина и лютеина. Антиоксидантные флавониды.
Практическая работа:. «Как правильно сохранить антиоксиданты в приготавливаемых овощах.»
«Экология питания»
Что мы едим?(2ч.)
Состав пищи. Рациональное питание.Ингредиенты пищевых продуктов. Питательные вещества и добавки. Соотношение питательных веществ в продуктах. Группы продуктов по основному питательному веществу. Рациональное питание.
Трансгенные продукты питания - «за» и «против»(2ч.).
Генетически модифицированные продукты питания. Проблемы, связанные с их потреблением. Трансгенные методы. Оценка новых продуктов питания. Примеси, загрязняющие пищу. Нитраты, нитриты, пестициды, соли металлов. Хранение и упаковка продуктов питания. Пищевые добавки и лекарственные препараты. Консерванты, ароматизаторы.
Лабораторные работы
Определение качества продуктов питания.
2. О чем рассказала упаковка.
10. Пища как источник энергии (2 ч)
Энергетическая ценность пищи. Продукты питания. Пищевые вещества. Природные пищевые компоненты. Примеси (чужеродные вещества) пищи.
Физиологические нормы и режим питания. Питание и двигательная активность. Воздействие двигательной активности на организм человека. Нормы питания взрослых людей. Режим питания. Пищевой рацион детей и подростков. Особенности возрастной физиологии детей и подростков. Режим питания подростков. Значение белков, жиров, углеводов в детском питании. Предупреждение гиповитаминозов у детей.
Лабораторные работы
Энергозатраты человека при физических нагрузках.
2. Дневной рацион подростков.
«Алкоголизм, табакокурение, наркомания - болезни химической зависимости»
11. Влияние алкоголя и табака на организм человека.( 2 часа)
Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и бррьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия.
Практическая работа :»Работа со статистическими данными».
12. Вредным привычкам- нет!( 2 часа)
Курение Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов подростка.
Практическая работа:» Выявление курящих подростков.»
Наркомания, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков.
« Пищевые добавки. Жить для того чтобы есть или есть для того чтобы жить?»
13. Полезные и неполезные продукты.( 2 часа)
Чем напичканы наши сосиски и пельмени?
Демонстрация:
Презентация, видеофильм.
14. Чипсы, гамбургеры, сладкие газированные напитки.( 2 часа)
Демонстрация:
Презентация, видеофильм.
15. Что такое пища? Питательные вещества и продукты питания.( 2 часа)
Практическая работа «Составление суточного рациона питания».
16. Химические элементы живого организма. Органические и неорганические вещества в живом организме. ( 2 часа)
Роль и значение микро- и макроэлементов в организме.
Практическая работа №1 «Определение белка в составе пище.» |
Практическая работа №2 «Обнаружение крахмала в растительных продуктах.» |
Практическая работа №3 «Обнаружение жира в животных и растительных тканях.» |
17. Вода и растворы, их влияние на здоровье человека. ( 2 часа)
Роль воды в живых организмах. Растворы солей и их роль в живых организмах. Жизненный цикл клетки.
Демонстрация: Презентация, видеофильм.
18. Красота и гармония нашего тела. Питание и здоровье человека.( 2 часа)
Тест «Мы есть то, что едим».
Демонстрация: презентация, видеофильм.
«Экология и здоровье человека»
19. Экология человека. Понятия «здоровье» и «болезнь». ( 2часа)
Показатели здоровья человека.
20. Природное и антропогенное загрязнение окружающей среды ( 2 часа)
Демонстрация : видеофильм.
21. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. ( 2 часа)
Исследовательская работа «Влияние загрязненности атмосферного воздуха в селе на здоровье человека»
22. Среда жилого и рабочего помещения. Экология жилища.( 2 часа)
Исследовательская работа на тему: « Климат жилого помещения»
23. Факторы экологического неблагополучия в жилых помещениях и здоровье человека ( 2 часа)
Демонстрация: презентация.
24. Биологические ритмы человека. ( 2 часа)
Оформление папки на тему: «Здоровый образ жизни»
25. Культура здорового образа жизни( 2 часа)
Оформление папки на тему: « Здоровый образ жизни»
26. Методы оздоровления. Фитотерапия, аромотерапия, гидротерапия, закаливание, массаж ( 2 часа)
Фитотерапия в косметологии.
Массаж - как эффективное средство предупреждения и лечения многих болезней.
Практическая работа « Приемы оздоровления организма»
«Современные проблемы экологических воздействий на организм»
27. Экологические проблемы современности ( 2 часа)
Демонстрация: Презентация.
28. Антропогенное загрязнение атмосферы ( 2часа)
Круглый стол на тему : « Антропогенное воздействия человека на природу»
29. Тяжелые металлы в водной среде, их влияние на организм человека. ( 2 часа)
Демонстрация: презентация
30. Антропогенное воздействие на почвенный покров. ( 2 часа)
Практическая работа: «Кресс-салат как тест-объект для оценки загрязнения почвы и воздуха»
31. Организм человека – «концентратор» загрязнений окружающей среды. ( 2 часа)
Демонстрация: презентация
Исследовательская работа на тему : « Методики определения загрязнения окружающей среды»
32. Биологические загрязнения и здоровье человека( 2 часа)
Сущность биологического загрязнения и как оно влияет на здоровье.
Демонстрация: презентация
33. Химические загрязнения и здоровье человека. ( 2 часа)
Сущность химического загрязнения и как оно влияет на здоровье.
Демонстрация: видеофильм
34. Экологические проблемы и их влияние на человека. Возможные пути решения проблем. ( 2 часа)
Круглый стол на тему: « Экология и здоровье человека»
Список литературы:
1.Аностасова А.П. «Человек и его здоровье». – М.: Просвещение, 1997 г.
2.Анохина В.С. и др. «Эксперименты и наблюдения на уроках биологии»: Методическое пособие. – Минск: Бел.эн., 1998 г.
3.Мамонтов С.Г. «Основы биотехнологии»: Учебные материалы для учащихся. – М.: НИИ содержания и методов обучения, 1991 г.
4.Суворова Н.Н. «Человек и его здоровье». – Н. Новгород, 2002 г.
5.Хрипкова А.Г. и др. «Физиология человека». М.: Просвещение, 1982 г.
6. Н. Козлов. Как относиться к себе и людям. - «Аст - пресс», 2003.
7. М. Маккиавелли. Татгуаж. - «Астрель», 2003. - 90с., ил.
Мое здоровье, в моих руках»
8. Б.Т. Величковский « Здоровье человека и окружающая среда».М.;1997
9. Источники Интернета.
10. Фидеофильм «Среда обитания».