СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Художественное выпиливание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Художественное выпиливание"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Читы



«Рассмотрено»

Заместитель директора по МР МБОУ «СОШ№ 45» г.Читы

Кутузов А.А._______________

Протокол методического совета№____от «__»____2019г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ№ 45» г.Читы

Лебединская Е.А.___________

«__»____2019г


«Утверждаю»

Директор
МБОУ «СОШ № 45» г.Читы

Гурулева Т.А.______________

Приказ№___от «___»____-2019















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По кружку

«Художественное выпиливание»











Учитель технологии:

Потапова Екатерина Михайловна















Чита,

2019-2020 учебный год


Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1 Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Художественное выпиливание» разработана в соответствии с Законом РФ «Образование в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ Указом «О национальной стратегии действий в интересах детей на2012-2017 года», «Стратегией развития воспитания детей до 2025г.», Концепция развития дополнительного образования детей», профессиональным стандартам «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», Приказ Министра образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановление главного санитарного врача РФ от 03.04.2003г. № 27 «О в ведении в действие санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.4.4.1251-03», Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (ФГАУ «Федеральный институт развития образования», 2015г.Устав, Лицензия на образовательную деятельность и локальных нормативных актов МБУДОДДТ №290 (далее -ДДТ)

В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека. Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. (Концепция развития дополнительного образования детей) Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р

Дополнительная образовательная программа актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование творческой, целостной самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире

Дополнительная общеразвивающая программа «Художественное выпиливание» рассчитана на 1 года обучения в объёме 144 часа. При поступлении возраст учащихся на первом этапе обучения от 10 до 12 лет.

Для этого возраста часто характерным является определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять себя, необходимо сравнивать себя с подобными. Активные процессы самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определенный период времени становится очень сильным. В отношениях со сверстниками младшие подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния.

Л.В. Занков говорил, что труд младших школьников по изготовлению поделок из древесины способствует развитию личности обучающихся, воспитанию их характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца Делая что-либо своими руками, дети развивают внимательность и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними.Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников, а также для детей, страдающих церебральными нарушениями и дефектами речи (дизартрия, заикание).Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. И ещё одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых.

Актуальность программы заключается в следующем:

- в преемственности развития творческой активности учащихся в процессе технологической подготовке в системе дополнительного образования. Огромный поток научной, технической и другой информации требует от современного человека высокой мыслительной культуры; навыков точной и быстрой ориентации в научных теориях, экономических и технических проектах; умений грамотно вычленить и рационально решить любую теоретическую или практическую проблему

- в процессе освоения данной общеразвивающей программы у детей формируются личностные качества, необходимые в любом виде деятельности: конструктивное мышление, сосредоточенность, усидчивость, наблюдательность, целеустремленность и др.;

- дети приобретают навыки ручного труда, знакомятся с инструментами и материалами, овладевают навыками работы с ними, узнают технологию изготовления изделий;

- дети приобретают навыки исследовательской деятельности;

- занятия по выпиливанию позволяют существенно влиять на трудовое воспитание, рационально использовать свободное время детей;

- опыт работы и общения в разновозрастном коллективе способствует развитию социально значимых коммуникативных качеств;

- дети получают возможность реализовать продукт своей деятельности, оценить его востребованность в социуме. Это могут быть подарки для друзей и близких, предметы интерьера в доме, сделанные своими руками и многое другое;
- программа позволяет и родителям включаться в это интересное занятие, больше общаться с детьми, разделять их увлечение, вместе переживать радость создания изделия;

- занятия способствуют формированию способностей ребенка видеть красоту природного материала, более эмоционально, «сердечно» воспринимать природу родного края, бережно к ней относиться, чувствовать себя ее частицей.
Поскольку деятельность мастерской направлена не только на формирование навыков ручного труда, но и на развитие созидательной, творческой и духовно-нравственной личности, где дается установка «становиться лучше», образовательный процесс строится на таких концептуальных принципах:

Принцип систематичности и последовательности.

Систематичность и последовательность осуществляются как в проведении занятий, так и в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время достичь больших результатов.

Принцип междисциплинарного подхода.

Использование знаний различных областей науки и искусства,
принцип гуманности. В судьбе ребенка педагог должен быть искренне заинтересован, глубоко уверен в процессе формирования его личности. «Надо подмечать в каждом ребенке его самую сильную сторону, добиваться того, чтобы она получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала человеческая индивидуальность» (В. А. Сухомлинский).
Принцип уникальности.

Взгляд на ребенка как на уникальную личность, способную к самораскрытию и творчеству в соответствии со своими особенностями. В связи с этим предполагается индивидуальный темп продвижения по образовательной программе мастерской.

Принцип успеха.

Каждый ребенок должен чувствовать успех. Это ведет к формированию позитивной «я концепции» и признанию себя и других как уникальной составляющей окружающего мира. В связи с этим каждый детский успех должен быть отмечен педагогом.

Принцип доступности.

Обучение и воспитание в мастерской строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности.

Придерживаясь «золотого правила дидактики» Я. А. Каменского привлекать к обучению все органы чувств, мы используем в учебном процессе разнообразные иллюстрации, учебные плакаты, видео- и аудиозаписи. На начальном этапе обучения особенно активно применяем эмпирический метод подражания.

Принцип следования нравственному примеру.

Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример, как метод воспитания, помогает ребёнку построить собственную систему ценностных отношений. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример педагога и сверстников.
Принцип единства подхода к воспитанию в мастерской и в семье.

С каждым годом все более и более укрепляется педагогическое сотрудничество мастерской и родителей в воспитательной работе. Родители становятся соратниками педагога. Вместе с коллективом мастерской они составляют основную воспитательную силу.

Взаимодействие с родителями предполагает:

- совпадение (единство) морального влияния;

- совпадения (единство) индивидуального подхода;

- совпадение (единство) организационных начал.

«Отдать тепло сердец детям» становится нормой жизни. И все более и более утверждается принцип взаимодействия мастерской и семьи: мастерская делает все, чтобы поднять и укрепить авторитет семьи, и в свою очередь семья, родители должны всемерно укреплять и поддерживать авторитет мастерской, педагогов. В этом основа успеха преодоления всех недостатков и решения всех сложных задач общественного и семейного воспитания

1.2 Цель и задачи

Цель: Способствовать формированию жизненно важных трудовых навыков, технических и творческих способностей посредством приобщения ребенка к художественному выпиливанию.

Задачи:
Личностные: Воспитывать в детях любовь к труду, чувство коллективизма, взаимопомощи; ответственность и дисциплинированность.

Метапредметные: Развивать способность к техническому творчеству и эстетический вкус.

Образовательные: Обучить детей правильно планировать творческий процесс труда а так же в совершенстве владеть инструментом, создавать красивые и полезные вещи.

Принцип подхода: использование знаний различных областей науки и искусства: Технология; Математика; Геометрия; Литература; Рисование; Биология.

















Учебно-тематический план занятий

учебная нагрузка 8 часов в неделю

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п/п



Тема



Количество часов

всего

на теорети­ческие занятия

на практи­ческие занятия


Вводное занятие


2

1

1

Художественное выпиливание.


32

2

30

Этюды о деревьях.


20

1

19

Древесные узоры.


86

1

85

Итоговое занятие.


4

4



Итого


144


9


135

















Учебно-тематический план занятий

учебная нагрузка 9 часов в неделю

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ



№ п/п



Тема



Количество часов

всего

на теорети­ческие занятия

на практи­ческие занятия


Вводное занятие


1

1


Художественное выпиливание.


21

2

19

Этюды о деревьях.

21

2

19

Древесные узоры.

60

1

59

Самостоятельная работа

111

2

109

Итоговое занятие.

2

2



Итого


216


10


206





1.3 Содержание программы

Тема №1. Вводное занятие. (3ч)

Содержание. Знакомство с общими правилами поведения в объединении, режимом его работы. Ознакомление с содержанием общеразвивающей программы и учебно-тематическим планом на учебный год. Демонстрация моделей. Беседа по охране труда и правилам пожарной безопасности.
Тема №2. Художественное выпиливание. (53 ч)

Цель: Познакомить с технологией обработки древесины.
Содержание: Основной инструмент – ручной лобзик. Инструменты и приспособления – упорная дощечка, пилки, шило, надфили, ручная дрель, пассатижи, струбцина. Основной материал – фанера (3-4мм), подготовка материала к выпиливанию. Перевод рисунка на фанеру при помощи трафарета. Техника выпиливания. Правила соединения деталей. Соблюдение правил безопасности труда при обработке древесины. Зачистка поверхностей деревянных изделий наждачной бумагой.

Практическая работа: Пропиловка прямых и волнистых линий, тупых и острых углов. Зачистка поверхности заготовки. Перевод рисунка на фанеру при помощи трафарета.

Форма проведения: теоретические занятия, практические занятия.
Тема №3. Этюды о деревьях.(41ч)

Цель: Познакомить со свойствами древесных пород.
Содержание: Строение дерева (крона, ствол, корни). Основные древесные породы – хвойные и лиственные. Твердые лиственные породы – дуб, клен, береза. Мягкие лиственные породы – липа, тополь, осина. Изделия из этих пород деревьев. Поиск информации о деревьях (стихи, загадки, песни, приметы и т.д.).

Практическая работа: работа с литературой, составление ребусов и загадок, рисование трафаретов, выпиливание новогодних игрушек составление новогодней композиции.

Форма проведения: теоретическое занятие, практическое занятие, занятие - беседа.

Тема №4. Древесные узоры (141 ч) (Изготовление работ по образцу и замыслу)
Цель: Формировать практические умения и навыки работы лобзиком.
Содержание: Лобзик – разновидность пилы для обработки древесины. Особенности организации рабочего места для работы лобзиком. Порядок и последовательность выпиливания. Работа лобзиком. 

Практическая работа: Изготовление моделей: кухонная лопатка, разделочная доска, подставка для салфеток, карандашница, рамка для фотографии шкатулка для ниток, конфетница,.

Зачетная работа на выбор:

Форма проведения: теоретические занятия, практические занятия.
Тема №5

Самостоятельная работа (111ч)

Практическая работа: Изготовление моделей, самолетов, машин, кораблей, самостоятельно подбор материала и выполнение трафаретов.

Итоговое занятие. (4 ч)

Цель: Подведение итогов работы за год.

Содержание: Выявить уровень теоретических знаний и практических умений и навыков по освоению содержания общеразвивающей программы. Подготовка и проведение итоговой выставки, награждение лучших учащихся. Рекомендации на летний период.

1.4 Планируемый результат

Должен знать:

1.Названия и назначения инструментов, правила труда и личной гигиены.
2.Основные древесные породы, строение дерева.

3.Способы ручной обработки древесины и способы соединения деталей.

4.Правила отделки изделия.

5.Понятия о внешнем и внутреннем контуре.

6.Значение терминов: трафарет, контур, угол.

7.Основные технологические этапы и приемы выпиливания.

8.Строение древесины, производство, сушка и хранение древесных материалов.
9.Самое большое, толстое дерево на земле; деревья с самой легкой и тяжелой древесиной.

10.Группы деревообрабатывающей промышленности.

11.Что изготавливают из частей дерева

12.Название чертежных инструментов.

13.Значение терминов эскиз,

14.Элементарные правила выполнения чертежа.

15.Свойства древесины.

16.Пиломатериалы и их применение.

17.Получение и применение листовых древесных материалов.

Должен уметь:

1.Правильно подбирать инструменты для работы.

2.Выполнять работу поэтапно.

3.Выполнять обработочные операции с использованием необходимых приспособлений по ходу работы.

4.Экономно расходовать материал.

5.Бережно относиться к инструментам и приспособлениям.

6.Выпиливать по прямому и криволинейному контуру и правильно распределять силовую нагрузку на руки.

7.Переводить рисунок изделия на фанеру при помощи трафарета и используя эскиз.

8.Выбирать способы соединения деталей.

9.Производить сборку при помощи клея.

10.Пользоваться литературными источниками.

11.Увеличивать и уменьшать рисунок.

12.Пользоваться навыками исследовательской деятельности.
Самостоятельно:
13.Вносить изменения в конструкцию.

Быть:

Ответственным и дисциплинированным, любить труд, чувствительным к коллективу.



Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Календарный учебный график

Продолжительность учебного года:

- Начало учебных занятий- 02 сентября 2019 года

- Окончание учебных занятий -30 мая 2020 года

Комплектование учебных групп:

02 сентября 2019 по 10 сентября 2019г

Каникулы осенние: 29 октября по 6 ноября

Каникулы зимние: 30 декабря по 11 января

Каникулы весенние: 25 марта по 3 апреля

Каникулы летние: 01 июня по31 августа

В каникулярное время занятия и культурно- массовые проводятся по индивидуальному плану.

Режим занятий:

Занятия проводятся по расписанию утвержденному директором МБУ ДО ДДТ №2 г, Читы

Родительские собрания проводятся 1 раз в четверть.



2.2 Условия реализации программы

К условиям реализации программы характерны следующие аспекты:

Материально-техническое обеспечение:

Занятия проводятся в помещении столярной мастерской школы 2 раза в неделю по 2 часа. В наличии имеется следующий инструмент и оборудование: 1. Станок сверлильный -1шт.

2. Лобзик ученический- 15 шт.

3. Верстак-15шт.

4. Сверло по дереву-4шт.

5. Надфили-1шт.

Перечень расходных материалов:

  1. Фанера 3-10 мм.

  2. Шпон.

  3. Пилки для лобзиков.

  4. Шкурка.

  5. Наждачная бумага.

  6. Различные виды клея.

  7. Нитролак.

  8. Растворитель 646.

  9. Масляный лак.

  10. Разбавитель.

Информационное обеспечение:

Видео-, фото-, интернет источники.

Основной формой обучения являются групповые занятия. 90 % времени отводится на практические занятия. В основном используется индивидуальная работа с каждым обучающимся. Теоретические знания обучающихся получают во время практических занятий. Предусмотрено использование элементов развивающего обучения. Большое внимание уделяется проблемному методу обучения, когда перед учащимися ставится проблема, а они совместно должны решить её, найти наиболее оптимальный вариант.

2.3 Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов; готовые работы, журнал посещаемости, портфолио группы.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, выставки, готовые изделия, портфолио группы,

2.4 Оценочные материалы

Определить достижения обучающихся планируемых результатов (Закон№ 273-ФЗ, ст2, п.9; ст.47,п.5): выставки, участие в конкурсах, тематических и технологических олимпиадах, анализ работ, наблюдение.

Совместные творческие дела: Привлечение родителей к оформлению детских работ в рамках их подготовки к выставкам и участиям в конкурсах. Участие родителей в праздниках нашей мастерской и всего Дома детского творчества.
2.5 Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса-очная.

Методы обучения- наглядный практический.

Формы организации образовательного процесса –индивидуально-групповая.

Формы организации ученого занятия-практическое занятие.

Педагогические технологии-проблемное обучение.

Алгоритм учебного занятия- Курс обучения включает в себя теоретическую,

практическую и завершающую части.

Теоретическая часть.

Теоретическая часть подразделяется на три части:

  1. Общетеоретическая часть.

  2. Специальная теоретическая часть.

  3. Техника безопасности.

Общетеоретическая часть включает в себя:

  • основы деревообработки;

  • различные виды художественной обработки дерева;

  • основы черчения; рисунок, виды узоров и орнаментов;

  • другие предметы, необходимые учащемуся для закрепления у него интереса к тематической направленности мастерской, появления у него набора знаний, необходимых для более осознанной работы при практических занятиях по разработке и изготовлении изделий.

Общетеоретическая часть дается обычно в виде беседы в начале занятия (не более 5-10 минут). Для лучшего восприятия материала используются образцы, рисунки, фотоматериалы и т.д.

Специальная теоретическая часть включает в себя знания, необходимые непосредственно для изготовления изделия:

  • правила чтения и составления эскизов и чертежей;

  • виды изделий из фанеры;

  • способы разметки, изготовления и сборки изделий из фанеры.

Специальная теоретическая часть дается перед соответствующей работой, а затем закрепляется по необходимости в течение занятий в индивидуальном порядке.

Техника безопасности работы со станками, инструментами и материалами дается заранее, перед началом соответствующих работ, о чем производится запись в классном журнале.

При проведении работ обучающиеся должны быть одеты в спецодежду (халат или передник). В необходимых случаях (при работе на сверлильном станке) должны выдаваться специальные средства защиты (защитные очки).

В помещении мастерской на видном месте вывешены правила техники безопасности при работе с ручным инструментом. У каждого станочного оборудования вывешены правила техники безопасности при работе с данным оборудованием. Перед работой на станочном оборудовании проводится индивидуальный инструктаж с обучающимися и делается запись в журнале о допуске его к работе на станке. Кроме того, с обучающимися регулярно проводятся беседы по правилам поведения на улице (осенью и весной), правилам пожарной безопасности, правилам поведения в случае террористических актов. О проведении бесед производятся записи в учебный журнал.

Практическая часть.

Практическая часть связана с непосредственным выполнением работ по изготовлению изделий из фанеры. Она включает в себя этапы проектирования, изготовления, отделки изделия.

Дидактические материалы-задания, трафареты, эскизы.


2.5 Список литературы

Пособие для учителя .

1.Законом РФ «Образование в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ

2.Концепция развития дополнительного образования детей», профессиональным стандартам «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»,

3. Приказ Министра образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

4. Постановление главного санитарного врача РФ от 03.04.2003г. № 27 «О в ведении в действие санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.4.4.1251-03»,

5.Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 5 класс. / И.П. Арефьев. Ред. И.П.Нагибина. Тех.ред. О.Ю.Цишевская. – Учеб.изд. № 066828. - Москва: Издательство «Школьная Пресса», 2004. – 64стр.

6.Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 6 класс. / И.П. Арефьев. Ред. И.П.Нагибина. Тех.ред. О.Ю.Цишевская. – Учеб.изд. № 066828. - Москва: Издательство «Школьная Пресса», 2004. – 64стр.

7. .Генри Эйнар. Мир леса. / Генри Эйнар; пер. с фран. АК.Васильева. Ред. русс изд. В.Бологова. – Москва: Издательство «Махаон», 2007. – 127стр.

8..Гильзенбах, Ханнелоре. Деревья. / Гильзенбах, Ханнелоре; Пер. с нем. Е.Ю.Жирновой. Ред. Т.В.Редькина, Тех.ред. С.В.Камышова. – Москва: Издательство «Мир книги», 2006. – 48стр.

9.Декоративно-прикладное творчество. Изделия из древесины и природного материала. / Автор-составитель О.Н.Маркелова. Ред. А.В.Перепелкина, Тех.ред. Л.В.Иванова. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2009. – 91стр.

10.Детская школа народных ремесел. / Гл.ред. М.Н.Поволяава. – Москва: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. – 64стр. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»). (приложение к журналу «Внешкольник». Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи»).

11..Деркачев А.А. Внеклассная работа по Техническому труду. / А.А.Деркачев. Ред. Г.И.Бондаренко. Худ. М.Ф.Барздыко. Тех.ред.С.И.Лицкевич. – Учеб. изд. №1796. – Минск: Издательство «Народная авеста», 1986. – 176стр.

12..Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 1. / Л.А.Костина. - Издание №065881 - Москва: Издательство «Народное творчество», 2004. – 40стр.

13.Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 2. / Л.А.Костина. – Издание №065881 - Москва: Издательство «Народное творчество», 2004, - 40стр.
14.Крулехт М.В, Крулехт А.А. Самоделкино. / М.В.Крулехт, А.А. Крулехт. Ред. С.Д.Ермолаев. Шеф-ред Л.Ю.Киреева. - Методическое пособие для педагогов. №065631. – Санкт-Петербург: Издательство «Детство-пресс», 2004.– 112стр.

15.Кружок «Умелые руки». / Ред. Т.И.Ильичева, Худ.ред. А.Г.Лютикова, Тех.ред. Ю.А.Жихарев. – Санкт-Петербург: Издательство «Кристал», Издательство «ВалериСПб», 1997. – 224стр.

Пособие для обучающихся.

1.Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 5 класс. / И.П. Арефьев. Ред. И.П.Нагибина. Тех.ред. О.Ю.Цишевская. – Учеб.изд. № 066828. - Москва: Издательство «Школьная Пресса», 2004. – 64стр.

2.Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 6 класс. Пособие для учителя и учащихся. / И.П. Арефьев. Ред. И.П.Нагибина. Тех.ред. О.Ю.Цишевская. – Учеб.изд. № 066828. - Москва: Издательство «Школьная Пресса», 2004. – 64стр.

3. Матяш Н.В, Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. / Худ.ред. Е.В.Чайка. Тех.ред. М.В.Плешакова. – Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2004. – 106стр.

4. Энциклопедия для детей (том2). Биология. / Ред. М.Аксенова, Г.Васильчек. – 5-е изд., перераб. и доп. / Москва: Издательство «Мир энциклопедий Аванта+», 2007. – 704стр.

Пособие для родителей

1. Детская школа народных ремесел. / Гл.ред. М.Н.Поволяава. – Москва: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. – 64стр. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»). (приложение к журналу «Внешкольник». Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи»).
2.Деркачев А.А. Внеклассная работа по Техническому труду. / А.А.Деркачев. Ред. Г.И.Бондаренко. Худ. М.Ф.Барздыко. Тех.ред.С.И.Лицкевич. – Учеб. изд. №1796. – Минск: Издательство «Народная авеста», 1986. – 176стр.
3.Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 1. / Л.А.Костина. - Издание №065881 - Москва: Издательство «Народное творчество», 2004. – 40стр.
4.Художественные работы по дереву. Практическое руководство. / Сост. В.И. Рыженко, А.А. Теличко, В.И.Юров. Ред. В.И.Рыженко. Тех.ред. Е.А.Крылова. - Москва: Издательство « РИПОЛ классик», 2004. – 640стр.