Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Читы
«Рассмотрено» Заместитель директора по МР МБОУ «СОШ№ 45» г.Читы Кутузов А.А._______________ Протокол методического совета№____от «__»____2019г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ№ 45» г.Читы Лебединская Е.А.___________ «__»____2019г | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 45» г.Читы Гурулева Т.А.______________ Приказ№___от «___»____-2019 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По кружку
«Художественное выпиливание»
Учитель технологии:
Потапова Екатерина Михайловна
Чита,
2019-2020 учебный год
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Художественное выпиливание» разработана в соответствии с Законом РФ «Образование в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ Указом «О национальной стратегии действий в интересах детей на2012-2017 года», «Стратегией развития воспитания детей до 2025г.», Концепция развития дополнительного образования детей», профессиональным стандартам «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», Приказ Министра образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановление главного санитарного врача РФ от 03.04.2003г. № 27 «О в ведении в действие санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.4.4.1251-03», Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (ФГАУ «Федеральный институт развития образования», 2015г.Устав, Лицензия на образовательную деятельность и локальных нормативных актов МБУДОДДТ №290 (далее -ДДТ)
В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека. Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. (Концепция развития дополнительного образования детей) Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р
Дополнительная образовательная программа актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование творческой, целостной самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире
Дополнительная общеразвивающая программа «Художественное выпиливание» рассчитана на 1 года обучения в объёме 144 часа. При поступлении возраст учащихся на первом этапе обучения от 10 до 12 лет.
Для этого возраста часто характерным является определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять себя, необходимо сравнивать себя с подобными. Активные процессы самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определенный период времени становится очень сильным. В отношениях со сверстниками младшие подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния.
Л.В. Занков говорил, что труд младших школьников по изготовлению поделок из древесины способствует развитию личности обучающихся, воспитанию их характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца Делая что-либо своими руками, дети развивают внимательность и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними.Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников, а также для детей, страдающих церебральными нарушениями и дефектами речи (дизартрия, заикание).Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. И ещё одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых.
Актуальность программы заключается в следующем:
- в преемственности развития творческой активности учащихся в процессе технологической подготовке в системе дополнительного образования. Огромный поток научной, технической и другой информации требует от современного человека высокой мыслительной культуры; навыков точной и быстрой ориентации в научных теориях, экономических и технических проектах; умений грамотно вычленить и рационально решить любую теоретическую или практическую проблему
- в процессе освоения данной общеразвивающей программы у детей формируются личностные качества, необходимые в любом виде деятельности: конструктивное мышление, сосредоточенность, усидчивость, наблюдательность, целеустремленность и др.;
- дети приобретают навыки ручного труда, знакомятся с инструментами и материалами, овладевают навыками работы с ними, узнают технологию изготовления изделий;
- дети приобретают навыки исследовательской деятельности;
- занятия по выпиливанию позволяют существенно влиять на трудовое воспитание, рационально использовать свободное время детей;
- опыт работы и общения в разновозрастном коллективе способствует развитию социально значимых коммуникативных качеств;
- дети получают возможность реализовать продукт своей деятельности, оценить его востребованность в социуме. Это могут быть подарки для друзей и близких, предметы интерьера в доме, сделанные своими руками и многое другое;
- программа позволяет и родителям включаться в это интересное занятие, больше общаться с детьми, разделять их увлечение, вместе переживать радость создания изделия;
- занятия способствуют формированию способностей ребенка видеть красоту природного материала, более эмоционально, «сердечно» воспринимать природу родного края, бережно к ней относиться, чувствовать себя ее частицей.
Поскольку деятельность мастерской направлена не только на формирование навыков ручного труда, но и на развитие созидательной, творческой и духовно-нравственной личности, где дается установка «становиться лучше», образовательный процесс строится на таких концептуальных принципах:
Принцип систематичности и последовательности.
Систематичность и последовательность осуществляются как в проведении занятий, так и в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время достичь больших результатов.
Принцип междисциплинарного подхода.
Использование знаний различных областей науки и искусства,
принцип гуманности. В судьбе ребенка педагог должен быть искренне заинтересован, глубоко уверен в процессе формирования его личности. «Надо подмечать в каждом ребенке его самую сильную сторону, добиваться того, чтобы она получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала человеческая индивидуальность» (В. А. Сухомлинский).
Принцип уникальности.
Взгляд на ребенка как на уникальную личность, способную к самораскрытию и творчеству в соответствии со своими особенностями. В связи с этим предполагается индивидуальный темп продвижения по образовательной программе мастерской.
Принцип успеха.
Каждый ребенок должен чувствовать успех. Это ведет к формированию позитивной «я концепции» и признанию себя и других как уникальной составляющей окружающего мира. В связи с этим каждый детский успех должен быть отмечен педагогом.
Принцип доступности.
Обучение и воспитание в мастерской строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности.
Придерживаясь «золотого правила дидактики» Я. А. Каменского привлекать к обучению все органы чувств, мы используем в учебном процессе разнообразные иллюстрации, учебные плакаты, видео- и аудиозаписи. На начальном этапе обучения особенно активно применяем эмпирический метод подражания.
Принцип следования нравственному примеру.
Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример, как метод воспитания, помогает ребёнку построить собственную систему ценностных отношений. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример педагога и сверстников.
Принцип единства подхода к воспитанию в мастерской и в семье.
С каждым годом все более и более укрепляется педагогическое сотрудничество мастерской и родителей в воспитательной работе. Родители становятся соратниками педагога. Вместе с коллективом мастерской они составляют основную воспитательную силу.
Взаимодействие с родителями предполагает:
- совпадение (единство) морального влияния;
- совпадения (единство) индивидуального подхода;
- совпадение (единство) организационных начал.
«Отдать тепло сердец детям» становится нормой жизни. И все более и более утверждается принцип взаимодействия мастерской и семьи: мастерская делает все, чтобы поднять и укрепить авторитет семьи, и в свою очередь семья, родители должны всемерно укреплять и поддерживать авторитет мастерской, педагогов. В этом основа успеха преодоления всех недостатков и решения всех сложных задач общественного и семейного воспитания
1.2 Цель и задачи
Цель: Способствовать формированию жизненно важных трудовых навыков, технических и творческих способностей посредством приобщения ребенка к художественному выпиливанию.
Задачи:
Личностные: Воспитывать в детях любовь к труду, чувство коллективизма, взаимопомощи; ответственность и дисциплинированность.
Метапредметные: Развивать способность к техническому творчеству и эстетический вкус.
Образовательные: Обучить детей правильно планировать творческий процесс труда а так же в совершенстве владеть инструментом, создавать красивые и полезные вещи.
Принцип подхода: использование знаний различных областей науки и искусства: Технология; Математика; Геометрия; Литература; Рисование; Биология.
Учебно-тематический план занятий
учебная нагрузка 8 часов в неделю
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Тема | Количество часов |
всего | на теоретические занятия | на практические занятия |
| Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
| Художественное выпиливание. | 32 | 2 | 30 |
| Этюды о деревьях. | 20 | 1 | 19 |
| Древесные узоры. | 86 | 1 | 85 |
| Итоговое занятие. | 4 | 4 | |
| Итого | 144 | 9 | 135 |
Учебно-тематический план занятий
учебная нагрузка 9 часов в неделю
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Тема | Количество часов |
всего | на теоретические занятия | на практические занятия |
| Вводное занятие | 1 | 1 | |
| Художественное выпиливание. | 21 | 2 | 19 |
| Этюды о деревьях. | 21 | 2 | 19 |
| Древесные узоры. | 60 | 1 | 59 |
| Самостоятельная работа | 111 | 2 | 109 |
| Итоговое занятие. | 2 | 2 | |
| Итого | 216 | 10 | 206 |
1.3 Содержание программы
Тема №1. Вводное занятие. (3ч)
Содержание. Знакомство с общими правилами поведения в объединении, режимом его работы. Ознакомление с содержанием общеразвивающей программы и учебно-тематическим планом на учебный год. Демонстрация моделей. Беседа по охране труда и правилам пожарной безопасности.
Тема №2. Художественное выпиливание. (53 ч)
Цель: Познакомить с технологией обработки древесины.
Содержание: Основной инструмент – ручной лобзик. Инструменты и приспособления – упорная дощечка, пилки, шило, надфили, ручная дрель, пассатижи, струбцина. Основной материал – фанера (3-4мм), подготовка материала к выпиливанию. Перевод рисунка на фанеру при помощи трафарета. Техника выпиливания. Правила соединения деталей. Соблюдение правил безопасности труда при обработке древесины. Зачистка поверхностей деревянных изделий наждачной бумагой.
Практическая работа: Пропиловка прямых и волнистых линий, тупых и острых углов. Зачистка поверхности заготовки. Перевод рисунка на фанеру при помощи трафарета.
Форма проведения: теоретические занятия, практические занятия.
Тема №3. Этюды о деревьях.(41ч)
Цель: Познакомить со свойствами древесных пород.
Содержание: Строение дерева (крона, ствол, корни). Основные древесные породы – хвойные и лиственные. Твердые лиственные породы – дуб, клен, береза. Мягкие лиственные породы – липа, тополь, осина. Изделия из этих пород деревьев. Поиск информации о деревьях (стихи, загадки, песни, приметы и т.д.).
Практическая работа: работа с литературой, составление ребусов и загадок, рисование трафаретов, выпиливание новогодних игрушек составление новогодней композиции.
Форма проведения: теоретическое занятие, практическое занятие, занятие - беседа.
Тема №4. Древесные узоры (141 ч) (Изготовление работ по образцу и замыслу)
Цель: Формировать практические умения и навыки работы лобзиком.
Содержание: Лобзик – разновидность пилы для обработки древесины. Особенности организации рабочего места для работы лобзиком. Порядок и последовательность выпиливания. Работа лобзиком.
Практическая работа: Изготовление моделей: кухонная лопатка, разделочная доска, подставка для салфеток, карандашница, рамка для фотографии шкатулка для ниток, конфетница,.
Зачетная работа на выбор:
Форма проведения: теоретические занятия, практические занятия.
Тема №5
Самостоятельная работа (111ч)
Практическая работа: Изготовление моделей, самолетов, машин, кораблей, самостоятельно подбор материала и выполнение трафаретов.
Итоговое занятие. (4 ч)
Цель: Подведение итогов работы за год.
Содержание: Выявить уровень теоретических знаний и практических умений и навыков по освоению содержания общеразвивающей программы. Подготовка и проведение итоговой выставки, награждение лучших учащихся. Рекомендации на летний период.
1.4 Планируемый результат
Должен знать:
1.Названия и назначения инструментов, правила труда и личной гигиены.
2.Основные древесные породы, строение дерева.
3.Способы ручной обработки древесины и способы соединения деталей.
4.Правила отделки изделия.
5.Понятия о внешнем и внутреннем контуре.
6.Значение терминов: трафарет, контур, угол.
7.Основные технологические этапы и приемы выпиливания.
8.Строение древесины, производство, сушка и хранение древесных материалов.
9.Самое большое, толстое дерево на земле; деревья с самой легкой и тяжелой древесиной.
10.Группы деревообрабатывающей промышленности.
11.Что изготавливают из частей дерева
12.Название чертежных инструментов.
13.Значение терминов эскиз,
14.Элементарные правила выполнения чертежа.
15.Свойства древесины.
16.Пиломатериалы и их применение.
17.Получение и применение листовых древесных материалов.
Должен уметь:
1.Правильно подбирать инструменты для работы.
2.Выполнять работу поэтапно.
3.Выполнять обработочные операции с использованием необходимых приспособлений по ходу работы.
4.Экономно расходовать материал.
5.Бережно относиться к инструментам и приспособлениям.
6.Выпиливать по прямому и криволинейному контуру и правильно распределять силовую нагрузку на руки.
7.Переводить рисунок изделия на фанеру при помощи трафарета и используя эскиз.
8.Выбирать способы соединения деталей.
9.Производить сборку при помощи клея.
10.Пользоваться литературными источниками.
11.Увеличивать и уменьшать рисунок.
12.Пользоваться навыками исследовательской деятельности.
Самостоятельно:
13.Вносить изменения в конструкцию.
Быть:
Ответственным и дисциплинированным, любить труд, чувствительным к коллективу.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график
Продолжительность учебного года:
- Начало учебных занятий- 02 сентября 2019 года
- Окончание учебных занятий -30 мая 2020 года
Комплектование учебных групп:
02 сентября 2019 по 10 сентября 2019г
Каникулы осенние: 29 октября по 6 ноября
Каникулы зимние: 30 декабря по 11 января
Каникулы весенние: 25 марта по 3 апреля
Каникулы летние: 01 июня по31 августа
В каникулярное время занятия и культурно- массовые проводятся по индивидуальному плану.
Режим занятий:
Занятия проводятся по расписанию утвержденному директором МБУ ДО ДДТ №2 г, Читы
Родительские собрания проводятся 1 раз в четверть.
2.2 Условия реализации программы
К условиям реализации программы характерны следующие аспекты:
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся в помещении столярной мастерской школы 2 раза в неделю по 2 часа. В наличии имеется следующий инструмент и оборудование: 1. Станок сверлильный -1шт.
2. Лобзик ученический- 15 шт.
3. Верстак-15шт.
4. Сверло по дереву-4шт.
5. Надфили-1шт.
Перечень расходных материалов:
Фанера 3-10 мм.
Шпон.
Пилки для лобзиков.
Шкурка.
Наждачная бумага.
Различные виды клея.
Нитролак.
Растворитель 646.
Масляный лак.
Разбавитель.
Информационное обеспечение:
Видео-, фото-, интернет источники.
Основной формой обучения являются групповые занятия. 90 % времени отводится на практические занятия. В основном используется индивидуальная работа с каждым обучающимся. Теоретические знания обучающихся получают во время практических занятий. Предусмотрено использование элементов развивающего обучения. Большое внимание уделяется проблемному методу обучения, когда перед учащимися ставится проблема, а они совместно должны решить её, найти наиболее оптимальный вариант.
2.3 Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов; готовые работы, журнал посещаемости, портфолио группы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, выставки, готовые изделия, портфолио группы,
2.4 Оценочные материалы
Определить достижения обучающихся планируемых результатов (Закон№ 273-ФЗ, ст2, п.9; ст.47,п.5): выставки, участие в конкурсах, тематических и технологических олимпиадах, анализ работ, наблюдение.
Совместные творческие дела: Привлечение родителей к оформлению детских работ в рамках их подготовки к выставкам и участиям в конкурсах. Участие родителей в праздниках нашей мастерской и всего Дома детского творчества.
2.5 Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса-очная.
Методы обучения- наглядный практический.
Формы организации образовательного процесса –индивидуально-групповая.
Формы организации ученого занятия-практическое занятие.
Педагогические технологии-проблемное обучение.
Алгоритм учебного занятия- Курс обучения включает в себя теоретическую,
практическую и завершающую части.
Теоретическая часть.
Теоретическая часть подразделяется на три части:
Общетеоретическая часть.
Специальная теоретическая часть.
Техника безопасности.
Общетеоретическая часть включает в себя:
основы деревообработки;
различные виды художественной обработки дерева;
основы черчения; рисунок, виды узоров и орнаментов;
другие предметы, необходимые учащемуся для закрепления у него интереса к тематической направленности мастерской, появления у него набора знаний, необходимых для более осознанной работы при практических занятиях по разработке и изготовлении изделий.
Общетеоретическая часть дается обычно в виде беседы в начале занятия (не более 5-10 минут). Для лучшего восприятия материала используются образцы, рисунки, фотоматериалы и т.д.
Специальная теоретическая часть включает в себя знания, необходимые непосредственно для изготовления изделия:
правила чтения и составления эскизов и чертежей;
виды изделий из фанеры;
способы разметки, изготовления и сборки изделий из фанеры.
Специальная теоретическая часть дается перед соответствующей работой, а затем закрепляется по необходимости в течение занятий в индивидуальном порядке.
Техника безопасности работы со станками, инструментами и материалами дается заранее, перед началом соответствующих работ, о чем производится запись в классном журнале.
При проведении работ обучающиеся должны быть одеты в спецодежду (халат или передник). В необходимых случаях (при работе на сверлильном станке) должны выдаваться специальные средства защиты (защитные очки).
В помещении мастерской на видном месте вывешены правила техники безопасности при работе с ручным инструментом. У каждого станочного оборудования вывешены правила техники безопасности при работе с данным оборудованием. Перед работой на станочном оборудовании проводится индивидуальный инструктаж с обучающимися и делается запись в журнале о допуске его к работе на станке. Кроме того, с обучающимися регулярно проводятся беседы по правилам поведения на улице (осенью и весной), правилам пожарной безопасности, правилам поведения в случае террористических актов. О проведении бесед производятся записи в учебный журнал.
Практическая часть.
Практическая часть связана с непосредственным выполнением работ по изготовлению изделий из фанеры. Она включает в себя этапы проектирования, изготовления, отделки изделия.
Дидактические материалы-задания, трафареты, эскизы.
2.5 Список литературы
Пособие для учителя .
1.Законом РФ «Образование в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ
2.Концепция развития дополнительного образования детей», профессиональным стандартам «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»,
3. Приказ Министра образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
4. Постановление главного санитарного врача РФ от 03.04.2003г. № 27 «О в ведении в действие санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.4.4.1251-03»,
5.Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 5 класс. / И.П. Арефьев. Ред. И.П.Нагибина. Тех.ред. О.Ю.Цишевская. – Учеб.изд. № 066828. - Москва: Издательство «Школьная Пресса», 2004. – 64стр.
6.Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 6 класс. / И.П. Арефьев. Ред. И.П.Нагибина. Тех.ред. О.Ю.Цишевская. – Учеб.изд. № 066828. - Москва: Издательство «Школьная Пресса», 2004. – 64стр.
7. .Генри Эйнар. Мир леса. / Генри Эйнар; пер. с фран. АК.Васильева. Ред. русс изд. В.Бологова. – Москва: Издательство «Махаон», 2007. – 127стр.
8..Гильзенбах, Ханнелоре. Деревья. / Гильзенбах, Ханнелоре; Пер. с нем. Е.Ю.Жирновой. Ред. Т.В.Редькина, Тех.ред. С.В.Камышова. – Москва: Издательство «Мир книги», 2006. – 48стр.
9.Декоративно-прикладное творчество. Изделия из древесины и природного материала. / Автор-составитель О.Н.Маркелова. Ред. А.В.Перепелкина, Тех.ред. Л.В.Иванова. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2009. – 91стр.
10.Детская школа народных ремесел. / Гл.ред. М.Н.Поволяава. – Москва: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. – 64стр. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»). (приложение к журналу «Внешкольник». Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи»).
11..Деркачев А.А. Внеклассная работа по Техническому труду. / А.А.Деркачев. Ред. Г.И.Бондаренко. Худ. М.Ф.Барздыко. Тех.ред.С.И.Лицкевич. – Учеб. изд. №1796. – Минск: Издательство «Народная авеста», 1986. – 176стр.
12..Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 1. / Л.А.Костина. - Издание №065881 - Москва: Издательство «Народное творчество», 2004. – 40стр.
13.Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 2. / Л.А.Костина. – Издание №065881 - Москва: Издательство «Народное творчество», 2004, - 40стр.
14.Крулехт М.В, Крулехт А.А. Самоделкино. / М.В.Крулехт, А.А. Крулехт. Ред. С.Д.Ермолаев. Шеф-ред Л.Ю.Киреева. - Методическое пособие для педагогов. №065631. – Санкт-Петербург: Издательство «Детство-пресс», 2004.– 112стр.
15.Кружок «Умелые руки». / Ред. Т.И.Ильичева, Худ.ред. А.Г.Лютикова, Тех.ред. Ю.А.Жихарев. – Санкт-Петербург: Издательство «Кристал», Издательство «ВалериСПб», 1997. – 224стр.
Пособие для обучающихся.
1.Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 5 класс. / И.П. Арефьев. Ред. И.П.Нагибина. Тех.ред. О.Ю.Цишевская. – Учеб.изд. № 066828. - Москва: Издательство «Школьная Пресса», 2004. – 64стр.
2.Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 6 класс. Пособие для учителя и учащихся. / И.П. Арефьев. Ред. И.П.Нагибина. Тех.ред. О.Ю.Цишевская. – Учеб.изд. № 066828. - Москва: Издательство «Школьная Пресса», 2004. – 64стр.
3. Матяш Н.В, Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. / Худ.ред. Е.В.Чайка. Тех.ред. М.В.Плешакова. – Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2004. – 106стр.
4. Энциклопедия для детей (том2). Биология. / Ред. М.Аксенова, Г.Васильчек. – 5-е изд., перераб. и доп. / Москва: Издательство «Мир энциклопедий Аванта+», 2007. – 704стр.
Пособие для родителей
1. Детская школа народных ремесел. / Гл.ред. М.Н.Поволяава. – Москва: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. – 64стр. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»). (приложение к журналу «Внешкольник». Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи»).
2.Деркачев А.А. Внеклассная работа по Техническому труду. / А.А.Деркачев. Ред. Г.И.Бондаренко. Худ. М.Ф.Барздыко. Тех.ред.С.И.Лицкевич. – Учеб. изд. №1796. – Минск: Издательство «Народная авеста», 1986. – 176стр.
3.Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 1. / Л.А.Костина. - Издание №065881 - Москва: Издательство «Народное творчество», 2004. – 40стр.
4.Художественные работы по дереву. Практическое руководство. / Сост. В.И. Рыженко, А.А. Теличко, В.И.Юров. Ред. В.И.Рыженко. Тех.ред. Е.А.Крылова. - Москва: Издательство « РИПОЛ классик», 2004. – 640стр.