СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса по биологии 8 класс "Экология и здоровье человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Программа ориентирована на учащихся общеобразовательных классов и направлена на дополнение базовых знаний по биологии.

    Цель курса – формирование у школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.

   Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Особую актуальность проблема здоровья приобрела в наше время в связи с ухудшением экологической обстановки не только в отдельных  регионах, но и на планете в целом. Программой предполагается изучение факторов окружающей среды, влияющих на здоровье человека. Необходимо указывать не только факторы, снижающие здоровье, но, что более важно, и факторы, укрепляющие здоровье.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса по биологии 8 класс "Экология и здоровье человека"»

ГКОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 73


Программа внеурочного курса «Экология и здоровье человека»,

8 класс (34 ч, 1 ч. в неделю)

Пояснительная записка

Программа ориентирована на учащихся общеобразовательных классов и направлена на дополнение базовых знаний по биологии.

Цель курса – формирование у школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.

Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Особую актуальность проблема здоровья приобрела в наше время в связи с ухудшением экологической обстановки не только в отдельных регионах, но и на планете в целом. Программой предполагается изучение факторов окружающей среды, влияющих на здоровье человека. Необходимо указывать не только факторы, снижающие здоровье, но, что более важно, и факторы, укрепляющие здоровье.


Введение (1 ч)

Зависимость продолжительности жизни и здоровья от степени развития цивилизации. Здоровье. Группы здоровья. Факторы здоровья.

Лабораторная работа. Оценка состояния здоровья.


Экология человека (2 ч)

Адаптации человека к условиям окружающей среды (к условиям Крайнего севера, к умеренному и тропическому климату, к условиям высокогорья).

Биоритмы человека. Роль эпифиза и его гормонов серотонина и мелатонина в регуляции биоритмов. Экзогенные и эндогенные компоненты биоритмов. Зависимость биоритмов от солнечной активности, фаз Луны. Сезонные и годовые биоритмы. Нарушение биоритмов как результат развития цивилизации.

Болезни цивилизации (4 ч)

Болезни вида Homo sapiens. Гипертония и остеохондроз как результат прямохождения.

Стресс как адаптационный синдром. Стрессорная реакция. Стресс и болезни.

Регуляция энергетического обмена посредством инсулина и гормона роста. Дневной и ночной механизмы энергетического обмена. Нарушение энергетического обмена. Ожирение – болезнь болезней.

Лабораторная работа. Определение типа телосложения. Определение веса и соотнесение возрастным показателям.


Влияние абиотических факторов на здоровье человека (5 ч)

Закаливающее действие на организм человека природно-климатических факторов. Целебные факторы природы: солнце, воздух и вода.

Гидроминеральные ресурсы КМВ (кавказских минеральных вод). Использование минеральных вод и лечебной грязи в курортологии.

Влияние погодных условий на здоровье: температура, освещенность, магнитные бури, ветер, влажность и др. Метеочувствительность.

Роль микроэлементов для организма человека. Эндемические заболевания. Использование пищевых биодобавок.

Организм человека в экстремальных условиях. Невесомость. Декомпрессия. Горная болезнь. Критические ситуации, связанные с жизнью человека в обществе.

Геопатогенные зоны. Природа геопатогенных зон, их влияние на здоровье человека. Биоиндикация ГПЗ.


Влияние биотических факторов на здоровье (3 ч)

Бактериальные инфекции. Болезнетворность, инвазивность и токсигенность бактерий. Способы попадания бактерий в организм человека. Факторы болезнетворности бактерий. Экзо- и эндотоксины. Антропонозы, зоонозы. Периоды развития инфекционной болезни.

Многообразие гельминтов. Локализация гельминтов в организме человека. Симптомы заражения гельминтами. Биогельминты. Геогельминты. Профилактика гельминтозов.

Первично- и вторично-ядовитые животные. Механизм влияния животных ядов на организм человека. Первая помощь при укусах ядовитых животных.


Антропогенные факторы здоровья (9 ч)

Загрязнение атмосферы и здоровье. Защитные механизмы организма человека от воздействия загрязняющих веществ вдыхаемого воздуха. Воздействие на организм компонентов выхлопных газов автомобилей. Загрязнение воздуха в помещении.

Природные и техногенные аллергены. Экзогенные и эндогенные аллергены. Анафилаксия, бронхиальная астма, поллинозы и др. формы аллергии. Макро- и микроэкологические факторы возникновения аллергии.

Естественные и искусственные магнитные поля. Электромагнитные поля и организм. Рекомендации по использованию мобильной связи.

Источники радиоактивного загрязнения окружающей среды. Влияние радиации на организм. Проблемы радиации в Москве и МО.

Источники загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами. Токсическое действие тяжелых металлов.

Природа рака. Канцерогены в окружающей среде. Пути поступления канцерогенов в организм человека.

Физическая природа шума. Источники шума в городах. Шумовое воздействие на организм человека. Болевой порог. Меры по снижению шума.

Лекарственные вещества – ксенобиотики для человеческого организма. Нежелательные эффекты использования лекарственных средств.


Питание – основа жизни (6 ч)

Экология продуктов питания. Проблема нитратов в продуктах питания. Способы снижения нитратов в продуктах питания. Загрязнение продуктов питания пестицидами, аллергенами, афлатоксинами, гормонами, антибиотиками. Экологически безопасные продукты питания. Контроль и мониторинг за загрязнением продуктов питания. Проблемы генно-модифицированных продуктов питания.

Ядовитые растения. Локализация растительных ядов. Профилактика отравления ядовитыми растениями, первая помощь при отравлениях.

Ядовитые макро- и микромицеты. Правила сбора грибов. Первая помощь при отравлении грибами.

Диетическое питание. Кремлевская диета, лечебное голодание, вегетарианство, раздельное питание.

Лабораторные работы. Ознакомление с ядовитыми растениями Москвы и МО. Определение ядовитых грибов.


Вредные привычки (3 ч)

Мода и здоровье. Современные представления о красоте. Анорексия. Гигиенические требования к одежде и обуви. Всегда ли одежда сохраняет здоровье? Влияние на здоровье пирсинга, татуировок.

Алкоголизм – угроза национального генофонда. Токсичные компоненты алкоголя и их влияние на пищеварительную, сердечно-сосудистую, нервную системы органов. Алкогольная зависимость. Наследственная предрасположенность к алкоголизму.

СПИД – угроза цивилизации. Происхождение ВИЧ-инфекции. Пути заражения. Предупреждение СПИДа. Группы риска.

Обобщение (1 ч)

Демография и здоровье населения Москвы и МО.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- об экологических факторах, снижающих здоровье, и мерах, позволяющих сохранить и укрепить здоровье;

- критерии здорового образа жизни;

- о взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья;

- о необходимости охраны окружающей среды.


Учащиеся должны уметь:

- оценивать состояние здоровья;

- прогнозировать возможные последствия несоблюдения гигиенических правил;

- проводить наблюдения.


Раздел

Модуль

Тема

занятия

Введение.

Зависимость продолжительности жизни и здоровья от степени развития цивилизации.

Здоровье. Группы здоровья. Факторы здоровья.

Экология человека.

Происхождение человека.

Роль эпифиза и его гормонов серотонина и мелатонина в регуляции биоритмов. Экзогенные и эндогенные компоненты биоритмов.

Зависимость биоритмов от солнечной активности, фаз Луны. Сезонные и годовые биоритмы. Нарушение биоритмов как результат развития цивилизации.

Болезни цивилизации.

Болезни вида Homo sapiens.

Гипертония и остеохондроз как результат прямохождения.

Стресс как адаптационный синдром. Стрессорная реакция. Стресс и болезни.

Регуляция энергетического обмена посредством инсулина и гормона роста. Дневной и ночной механизмы энергетического обмена. Нарушение энергетического обмена.

Ожирение – болезнь болезней.

Влияние абиотических факторов на здоровье человека.

Влияние абиотических факторов на здоровье человека.

Закаливающее действие на организм человека природно-климатических факторов. Целебные факторы природы: солнце, воздух и вода.

Гидроминеральные ресурсы КМВ (Кавказских минеральных вод). Использование минеральных вод и лечебной грязи в курортологии.


Влияние погодных условий на здоровье: температура, освещенность, магнитные бури, ветер, влажность и др. Метеочувствительность.

Роль микроэлементов для организма человека. Эндемические заболевания. Использование пищевых биодобавок.

Организм человека в экстремальных условиях. Невесомость. Декомпрессия. Горная болезнь. Критические ситуации, связанные с жизнью человека в обществе.

Влияние биотических факторов на здоровье.

Влияние биотических факторов на здоровье.

Бактериальные инфекции. Болезнетворность, инвазивность и токсигенность бактерий. Способы попадания бактерий в организм человека. Факторы болезнетворности бактерий. Периоды развития инфекционной болезни.

Многообразие гельминтов. Локализация гельминтов в организме человека. Симптомы заражения гельминтами. Биогельминты. Геогельминты. Профилактика гельминтозов.

Первично- и вторично-ядовитые животные. Механизм влияния животных ядов на организм человека. Первая помощь при укусах ядовитых животных.

Антропогенные факторы здоровья.

Антропогенные факторы здоровья.

Загрязнение атмосферы и здоровье. Защитные механизмы организма человека от воздействия загрязняющих веществ вдыхаемого воздуха. Воздействие на организм компонентов выхлопных газов автомобилей.

Лабораторная работа. Загрязнение воздуха в помещении.

Природные и техногенные аллергены. Экзогенные и эндогенные аллергены. Анафилаксия, бронхиальная астма, поллинозы и др. формы аллергии. Макро- и микроэкологические факторы возникновения аллергии.

Естественные и искусственные магнитные поля. Электромагнитные поля и организм. Рекомендации по использованию мобильной связи.

Источники радиоактивного загрязнения окружающей среды. Влияние радиации на организм. Проблемы радиации В Москве и МО.

Источники загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами. Токсическое действие тяжелых металлов.

Природа рака. Канцерогены в окружающей среде. Пути поступления канцерогенов в организм человека.

Физическая природа шума. Источники шума в городах. Шумовое воздействие на организм человека. Болевой порог. Меры по снижению шума.

Лекарственные вещества – ксенобиотики для человеческого организма. Нежелательные эффекты использования лекарственных средств.

Питание – основа жизни.

Питание – основа жизни.

Экология продуктов питания. Проблема нитратов в продуктах питания. Способы снижения нитратов в продуктах питания. Загрязнение продуктов питания пестицидами, аллергенами, афлатоксинами, гормонами, антибиотиками.

Экологически безопасные продукты питания. Контроль и мониторинг за загрязнением продуктов питания. Проблемы генно-модифицированных продуктов питания.

Ядовитые растения. Локализация растительных ядов. Профилактика отравления ядовитыми растениями, первая помощь при отравлениях.

Ядовитые макро- и микромицеты. Правила сбора грибов. Первая помощь при отравлении грибами.

Диетическое питание. Разнообразие диет, лечебное голодание, вегетарианство, раздельное питание.

Лабораторная работа. Ознакомление с ядовитыми растениями Москвы и МО. Определение ядовитых грибов.

Вредные при вычки.

Влияние вредных привычек на здоровье человека.

Мода и здоровье. Современные представления о красоте. Анорексия. Гигиенические требования к одежде и обуви. Всегда ли одежда сохраняет здоровье? Влияние на здоровье пирсинга, татуировок.

Алкоголизм – угроза национального генофонда. Токсичные компоненты алкоголя и их влияние на пищеварительную, сердечно-сосудистую, нервную системы органов. Алкогольная зависимость. Наследственная предрасположенность к алкоголизму.

СПИД – угроза цивилизации. Происхождение ВИЧ-инфекции. Пути заражения. Предупреждение СПИДа. Группы риска.

Обобщение.

Обобщение за курс.

Демография и здоровье населения Москвы и МО.



Учитель биологии и химии: Мукабенова Гиляна Григорьевна



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!