ГКОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 73
Программа внеурочного курса «Экология и здоровье человека»,
8 класс (34 ч, 1 ч. в неделю)
Пояснительная записка
Программа ориентирована на учащихся общеобразовательных классов и направлена на дополнение базовых знаний по биологии.
Цель курса – формирование у школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.
Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Особую актуальность проблема здоровья приобрела в наше время в связи с ухудшением экологической обстановки не только в отдельных регионах, но и на планете в целом. Программой предполагается изучение факторов окружающей среды, влияющих на здоровье человека. Необходимо указывать не только факторы, снижающие здоровье, но, что более важно, и факторы, укрепляющие здоровье.
Введение (1 ч)
Зависимость продолжительности жизни и здоровья от степени развития цивилизации. Здоровье. Группы здоровья. Факторы здоровья.
Лабораторная работа. Оценка состояния здоровья.
Экология человека (2 ч)
Адаптации человека к условиям окружающей среды (к условиям Крайнего севера, к умеренному и тропическому климату, к условиям высокогорья).
Биоритмы человека. Роль эпифиза и его гормонов серотонина и мелатонина в регуляции биоритмов. Экзогенные и эндогенные компоненты биоритмов. Зависимость биоритмов от солнечной активности, фаз Луны. Сезонные и годовые биоритмы. Нарушение биоритмов как результат развития цивилизации.
Болезни цивилизации (4 ч)
Болезни вида Homo sapiens. Гипертония и остеохондроз как результат прямохождения.
Стресс как адаптационный синдром. Стрессорная реакция. Стресс и болезни.
Регуляция энергетического обмена посредством инсулина и гормона роста. Дневной и ночной механизмы энергетического обмена. Нарушение энергетического обмена. Ожирение – болезнь болезней.
Лабораторная работа. Определение типа телосложения. Определение веса и соотнесение возрастным показателям.
Влияние абиотических факторов на здоровье человека (5 ч)
Закаливающее действие на организм человека природно-климатических факторов. Целебные факторы природы: солнце, воздух и вода.
Гидроминеральные ресурсы КМВ (кавказских минеральных вод). Использование минеральных вод и лечебной грязи в курортологии.
Влияние погодных условий на здоровье: температура, освещенность, магнитные бури, ветер, влажность и др. Метеочувствительность.
Роль микроэлементов для организма человека. Эндемические заболевания. Использование пищевых биодобавок.
Организм человека в экстремальных условиях. Невесомость. Декомпрессия. Горная болезнь. Критические ситуации, связанные с жизнью человека в обществе.
Геопатогенные зоны. Природа геопатогенных зон, их влияние на здоровье человека. Биоиндикация ГПЗ.
Влияние биотических факторов на здоровье (3 ч)
Бактериальные инфекции. Болезнетворность, инвазивность и токсигенность бактерий. Способы попадания бактерий в организм человека. Факторы болезнетворности бактерий. Экзо- и эндотоксины. Антропонозы, зоонозы. Периоды развития инфекционной болезни.
Многообразие гельминтов. Локализация гельминтов в организме человека. Симптомы заражения гельминтами. Биогельминты. Геогельминты. Профилактика гельминтозов.
Первично- и вторично-ядовитые животные. Механизм влияния животных ядов на организм человека. Первая помощь при укусах ядовитых животных.
Антропогенные факторы здоровья (9 ч)
Загрязнение атмосферы и здоровье. Защитные механизмы организма человека от воздействия загрязняющих веществ вдыхаемого воздуха. Воздействие на организм компонентов выхлопных газов автомобилей. Загрязнение воздуха в помещении.
Природные и техногенные аллергены. Экзогенные и эндогенные аллергены. Анафилаксия, бронхиальная астма, поллинозы и др. формы аллергии. Макро- и микроэкологические факторы возникновения аллергии.
Естественные и искусственные магнитные поля. Электромагнитные поля и организм. Рекомендации по использованию мобильной связи.
Источники радиоактивного загрязнения окружающей среды. Влияние радиации на организм. Проблемы радиации в Москве и МО.
Источники загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами. Токсическое действие тяжелых металлов.
Природа рака. Канцерогены в окружающей среде. Пути поступления канцерогенов в организм человека.
Физическая природа шума. Источники шума в городах. Шумовое воздействие на организм человека. Болевой порог. Меры по снижению шума.
Лекарственные вещества – ксенобиотики для человеческого организма. Нежелательные эффекты использования лекарственных средств.
Питание – основа жизни (6 ч)
Экология продуктов питания. Проблема нитратов в продуктах питания. Способы снижения нитратов в продуктах питания. Загрязнение продуктов питания пестицидами, аллергенами, афлатоксинами, гормонами, антибиотиками. Экологически безопасные продукты питания. Контроль и мониторинг за загрязнением продуктов питания. Проблемы генно-модифицированных продуктов питания.
Ядовитые растения. Локализация растительных ядов. Профилактика отравления ядовитыми растениями, первая помощь при отравлениях.
Ядовитые макро- и микромицеты. Правила сбора грибов. Первая помощь при отравлении грибами.
Диетическое питание. Кремлевская диета, лечебное голодание, вегетарианство, раздельное питание.
Лабораторные работы. Ознакомление с ядовитыми растениями Москвы и МО. Определение ядовитых грибов.
Вредные привычки (3 ч)
Мода и здоровье. Современные представления о красоте. Анорексия. Гигиенические требования к одежде и обуви. Всегда ли одежда сохраняет здоровье? Влияние на здоровье пирсинга, татуировок.
Алкоголизм – угроза национального генофонда. Токсичные компоненты алкоголя и их влияние на пищеварительную, сердечно-сосудистую, нервную системы органов. Алкогольная зависимость. Наследственная предрасположенность к алкоголизму.
СПИД – угроза цивилизации. Происхождение ВИЧ-инфекции. Пути заражения. Предупреждение СПИДа. Группы риска.
Обобщение (1 ч)
Демография и здоровье населения Москвы и МО.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- об экологических факторах, снижающих здоровье, и мерах, позволяющих сохранить и укрепить здоровье;
- критерии здорового образа жизни;
- о взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья;
- о необходимости охраны окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
- оценивать состояние здоровья;
- прогнозировать возможные последствия несоблюдения гигиенических правил;
- проводить наблюдения.
Раздел | Модуль | Тема | № занятия |
Введение. | Зависимость продолжительности жизни и здоровья от степени развития цивилизации. | Здоровье. Группы здоровья. Факторы здоровья. | -
|
Экология человека. | Происхождение человека. | Роль эпифиза и его гормонов серотонина и мелатонина в регуляции биоритмов. Экзогенные и эндогенные компоненты биоритмов. | -
|
Зависимость биоритмов от солнечной активности, фаз Луны. Сезонные и годовые биоритмы. Нарушение биоритмов как результат развития цивилизации. | -
|
Болезни цивилизации. | Болезни вида Homo sapiens. | Гипертония и остеохондроз как результат прямохождения. | -
|
Стресс как адаптационный синдром. Стрессорная реакция. Стресс и болезни. | -
|
Регуляция энергетического обмена посредством инсулина и гормона роста. Дневной и ночной механизмы энергетического обмена. Нарушение энергетического обмена. | -
|
Ожирение – болезнь болезней. | -
|
Влияние абиотических факторов на здоровье человека. | Влияние абиотических факторов на здоровье человека. | Закаливающее действие на организм человека природно-климатических факторов. Целебные факторы природы: солнце, воздух и вода. | -
|
Гидроминеральные ресурсы КМВ (Кавказских минеральных вод). Использование минеральных вод и лечебной грязи в курортологии. | -
|
Влияние погодных условий на здоровье: температура, освещенность, магнитные бури, ветер, влажность и др. Метеочувствительность. | -
|
Роль микроэлементов для организма человека. Эндемические заболевания. Использование пищевых биодобавок. | -
|
Организм человека в экстремальных условиях. Невесомость. Декомпрессия. Горная болезнь. Критические ситуации, связанные с жизнью человека в обществе. | -
|
Влияние биотических факторов на здоровье. | Влияние биотических факторов на здоровье. | Бактериальные инфекции. Болезнетворность, инвазивность и токсигенность бактерий. Способы попадания бактерий в организм человека. Факторы болезнетворности бактерий. Периоды развития инфекционной болезни. | -
|
Многообразие гельминтов. Локализация гельминтов в организме человека. Симптомы заражения гельминтами. Биогельминты. Геогельминты. Профилактика гельминтозов. | -
|
Первично- и вторично-ядовитые животные. Механизм влияния животных ядов на организм человека. Первая помощь при укусах ядовитых животных. | -
|
Антропогенные факторы здоровья. | Антропогенные факторы здоровья. | Загрязнение атмосферы и здоровье. Защитные механизмы организма человека от воздействия загрязняющих веществ вдыхаемого воздуха. Воздействие на организм компонентов выхлопных газов автомобилей. | -
|
Лабораторная работа. Загрязнение воздуха в помещении. | -
|
Природные и техногенные аллергены. Экзогенные и эндогенные аллергены. Анафилаксия, бронхиальная астма, поллинозы и др. формы аллергии. Макро- и микроэкологические факторы возникновения аллергии. | -
|
Естественные и искусственные магнитные поля. Электромагнитные поля и организм. Рекомендации по использованию мобильной связи. | -
|
Источники радиоактивного загрязнения окружающей среды. Влияние радиации на организм. Проблемы радиации В Москве и МО. | -
|
Источники загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами. Токсическое действие тяжелых металлов. | -
|
Природа рака. Канцерогены в окружающей среде. Пути поступления канцерогенов в организм человека. | -
|
Физическая природа шума. Источники шума в городах. Шумовое воздействие на организм человека. Болевой порог. Меры по снижению шума. | -
|
Лекарственные вещества – ксенобиотики для человеческого организма. Нежелательные эффекты использования лекарственных средств. | -
|
Питание – основа жизни. | Питание – основа жизни. | Экология продуктов питания. Проблема нитратов в продуктах питания. Способы снижения нитратов в продуктах питания. Загрязнение продуктов питания пестицидами, аллергенами, афлатоксинами, гормонами, антибиотиками. | -
|
Экологически безопасные продукты питания. Контроль и мониторинг за загрязнением продуктов питания. Проблемы генно-модифицированных продуктов питания. | -
|
Ядовитые растения. Локализация растительных ядов. Профилактика отравления ядовитыми растениями, первая помощь при отравлениях. | -
|
Ядовитые макро- и микромицеты. Правила сбора грибов. Первая помощь при отравлении грибами. | -
|
Диетическое питание. Разнообразие диет, лечебное голодание, вегетарианство, раздельное питание. | -
|
Лабораторная работа. Ознакомление с ядовитыми растениями Москвы и МО. Определение ядовитых грибов. | -
|
Вредные при вычки. | Влияние вредных привычек на здоровье человека. | Мода и здоровье. Современные представления о красоте. Анорексия. Гигиенические требования к одежде и обуви. Всегда ли одежда сохраняет здоровье? Влияние на здоровье пирсинга, татуировок. | -
|
Алкоголизм – угроза национального генофонда. Токсичные компоненты алкоголя и их влияние на пищеварительную, сердечно-сосудистую, нервную системы органов. Алкогольная зависимость. Наследственная предрасположенность к алкоголизму. | -
|
СПИД – угроза цивилизации. Происхождение ВИЧ-инфекции. Пути заражения. Предупреждение СПИДа. Группы риска. | -
|
Обобщение. | Обобщение за курс. | Демография и здоровье населения Москвы и МО. | -
|
Учитель биологии и химии: Мукабенова Гиляна Григорьевна