СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по биологии с одаренными детьми

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа относится к  социально-педагогической направленности  и носит  групповой и индивидуально-ориентированный характер.  Программа  предназначена для одарённых обучающихся 9 класса и направлена на дополнительное обеспечение подготовки к олимпиадам по биологии

Просмотр содержимого документа
«Программа по биологии с одаренными детьми»

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской


РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ

на методическом совете на малом педагогическом совете Директор Дворца

Протокол №__________ Протокол №__________ детского (юношеского)

от___________________ от___________________ творчества

им. Н.К. Крупской

___________И.А. Попова





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Человек»

(для учащихся 14 -15 лет)

Срок реализации программы – 1 год





Разработчик программы:

педагог дополнительного образования

Кудрина Е.С.






Новокузнецк

2018






Пояснительная записка


Программа дополнительного образования «Человек» относится к социально-педагогической направленности и носит групповой и индивидуально-ориентированный характер. Программа предназначена для одарённых обучающихся 9 класса и направлена на дополнительное обеспечение подготовки к олимпиадам по биологии.

Данная программа построена с учётом Закона Российской Федерации «Об образовании», в соответствии с подпрограммой «Одарённые дети» в федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы. В соответствии с концепцией учебного плана, принятой во Дворце детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской, программа курса рассчитана на 480 часов (96 групповых и 384 индивидуальных). Программа предусматривает чтение лекций, проведения практических занятий, семинаров.

Особенность изучаемого курса состоит в углубленном изучении биологии, подготовке учащихся к олимпиадам и конференциям, что представляется весьма затруднительным в условиях современной школы из-за ограниченности учебного времени. Изучение курса ориентировано на обобщение знаний о разноуровневой организации организма человека, о строении и функциях органов и систем органов, особенностях индивидуального развития человека, его происхождении.

В целом программа рассчитана на углубленное изучение предмета, а также приобщение учащихся к научно-исследовательской работе, творческому поиску и усвоению знаний.

Программа дополнительного образования рассчитана на один год для учащихся 9 классов. Экспериментально-практическая часть предусматривает индивидуальную работу с учащимися на фоне общих групповых теоретических занятий.

В результате прохождения программного материала

Учащиеся знают:

  • уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, систем органов, организменный;
  • особенности жизни как формы существования материи;
  • строение и основные процессы жизнедеятельности клетки;
  • строение и функции органов, систем органов, их нейрогуморальную регуляцию;

  • топографию органов в организме человека;

  • особенности строения организма человека, обусловленные трудовой деятельностью, прямохождением, социальным образом жизни;

  • особенности внутренней среды организма, иммунитета, обмена веществ, терморегуляции, рационального питания;

  • особенности роста и развития человеческого организма;

  • влияние факторов внешней среды на психическое, физическое и соматическое здоровье человека;

  • приёмы оказания первой неотложной помощи при несчастных случаях;

  • влияние умственной и физической нагрузки на организм, факторы укрепляющие, сохраняющие здоровье;

  • влияние образа жизни и вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания), ВИЧ-инфекции на организм человека;

Учащиеся умеют:

  • распознавать органы и системы органов по таблицам, рисункам, влажным препаратам, фотографиям;

  • находить связь между строением и функциями органов;

  • объяснять влияние труда, отдыха, образа жизни и вредных привычек на организм человека;

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим процессам;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • осуществлять элементарные приёмы самонаблюдений за состоянием своего здоровья в целом и систем органов в отдельности;

  • оказывать элементарную доврачебную помощь при несчастных случаях;

  • распознавать отклонения от нормы в состоянии органов и систем органов;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой;

  • владеть языком науки;

В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является содействие формированию грамотной, всесторонне развитой личности, создание условий для углубленного изучения биологии, ознакомление с новейшими достижениями в области науки, формирование целостного представления о значении жизни как наивысшей ценности.

В ходе её достижения решаются задачи:

1) овладение системой знаний о структурно-функциональных основах жизни, размножении, развитии организмов, биогеоценозах, эволюции, что необходимо для осознания ценности всего живого на Земле.

2) формирование на базе знаний о живой природе научной картины мира.

3) установление гармонических отношений с природой, с самим собой, формирование норм и правил экологической этики, ответственного отношения к природе.

4) развитие личности учащихся, стремление применить биологические знания на практике, участвовать в практической деятельности в области медицины, сельского хозяйства, рационального природопользования и охраны природы.

5) изучение содержания учебной дисциплины в соответствии с деятельностным подходом и ориентацией на познание реальной действительности.

Графическая форма проведения курса представлена в виде взаимосвязанных блоков в соответствии с логикой поставленной цели и задач. В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

  1. Общие свойства живого организма и уровни его организации

  2. Регуляторные системы организма

III. Аппарат движения

IV. Анатомия и физиология внутренних органов

V. Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система

VI. Взаимоотношения организма и окружающей среды

VII.Высшая нервная деятельность

Программа предусматривает проведение установочных лекций, экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров и конференций.

Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (лекций), выполнение индивидуальных работ. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают лекционные занятия, участвуют в семинарах, конференциях, олимпиадах, занимаются индивидуально проектной деятельностью.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста и зачёта, который включает 60 вопросов (заданий) по основным проблемам курса.

Учебно-тематический план



Наименование

разделов и тем


Количество часов


всего


групповые


индивидуальные

1. Общие свойства живого организма и уровни его организации

30

6

24

Клетки организма человека: строение, химический состав, функции, рост и размножение.

15

3

12

Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная.

15


3


12


2. Регуляторные системы организма


45

9

36

Нервная система


15

3

12

Строение и функции отделов нервной системы


15

3

12

Эндокринная система


15

3

12

3. Аппарат движения


30

6

24

Костная система



15

3

12

Скелетные мышцы

15

3


12


4. Анатомия и физиология внутренних органов

120

24

96

Органы пищеварения. Пищеварение.


30

6

24

Органы дыхания. Дыхание.



30

6

24

Мочевыделительные органы. Выделение.

15

3

12

Половая система. Индивидуальное развитие организма.

15

3

12

Обмен веществ и энергии в организме человека. Витамины.

30

6

24

5. Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система.

105

21

84

Кровь


30

6

24

Сердечно-сосудистая система

45

9

36

Иммунная система

30

6

24

6. Взаимоотношения организма и окружающей среды

60

12

48

Сенсорные системы.

30

6

24

Покровы тела

30

6

24

7. Высшая нервная деятельность

75

15

60

Итоговое занятие

15

3

12

Итого

480

96

384
















Содержание программы дополнительного образования.


Инструктаж по технике безопасности.

Общие свойства живого организма и уровни его организации

Биология клетки (цитология) – базис современной биологии. Особенности строении клеток человека. Задачи гистологии как науки. Классификация тканей. Особенности строения, местоположения, функции эпителиальных, соединительных, мышечных, нервной тканей; их разновидности. Эволюция мышечных тканей.

Ткани внутренней среды. Нейронная теория – основной закон строения и функционирования нервной системы.

Регуляторные системы организма.

Гуморальная регуляция. Эффекторы: эндокринная система. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Гипер- и гипофункции желёз внутренней секреции. Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции. Нервная система. Природа нервного импульса. Синапс. Периферическая нервная система. Рефлексы и рефлекторные дуги. Вегетативная нервная система. Центральная система. Филогенетическое развитие нервной системы. Сенсорные рецепторы. Механизм преобразования. Свойства рецепторов, их строение и функции. Различия между нервной и эндокринной регуляцией.

Аппарат движения.

Скелет человека, его отделы. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей, их развитие, соединение. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение, классификация мышц, их развитие. Основные группы мышц, их функции. Работа и сила мышц, мышечный тонус. Управление движением. Утомление. Развитие скелетных мышц. Значение физических упражнений в формировании аппарата опоры и движений.

Анатомия и физиология внутренних органов.

Пищеварительная система. Строение органов пищеварения. Особенности процессов пищеварения в различных отделах пищеварительного тракта. Типы пищеварения. Состав и функции пищеварительных соков. Строение и функции печени и поджелудочной железы. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Нервно – гуморальная регуляция сокоотделения.

Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Нервно-гуморальная регуляция дыхания.

Строение органов мочевыделительной системы. Механизмы образования и выделения мочи. Регуляция мочеобразования.

Роль половых хромосом в определении развития организма, либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская репродуктивная система. Мужская репродуктивная система. Сперматогенез, овогенез. Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. Особенности раннего онтогенеза. Внутриутробное развитие. Закон Геккеля – Мюллера и причины отклонения от него. Тератология. Развитие организма после рождения. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.

Пластический и энергетический обмены, их взаимосвязь. Белковый, жировой, углеводный и минеральный обмены, их особенности. Регуляция обмена веществ. Витамины. Гипо- и гипервитаминозы А, В, С, Д

Внутренняя среда организма. Сердечно – сосудистая система.

Состав и функции крови. Защитные функции крови. Группы крови, резус-фактор. Строение и механизмы работы сердца, регуляция его деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Артерии и вены большого круга кровообращения. Система нижней полой вены. Анастомозы между системами вен. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Лимфатическая система: лимфатические сосуды и лимфатические узлы.

Иммунитет. Виды иммунитета. Строение и функции органов иммунной системы. Значение работ Луи Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.

Взаимоотношения организма и окружающей среды.

Строение и значение анализаторов. Строение и функции органа зрения. Оптическая система глаза. Органы слуха и равновесия. Звуковоспринимающий аппарат внутреннего уха. Слуховой анализатор. Строение и функции органа равновесия. Вестибулярный анализатор. Вкусовой и обонятельный анализаторы.

Кожа и её производные. Кожная чувствительность. Кожные анализаторы.

Высшая нервная деятельность

Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления. Приобретённые формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Исследования работы нервной системы И.М.Сеченовым, И.П.Павловым, А.А.Ухтомским, П.К.Анохиным. Типы высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Проверочный тест

Задания с выбором одного верного ответа

1. Какой процесс в нефроне почки наименее селективен?

А) секреция В) фильтрация

Б) реабсорбция Г) передвижение через эпителий сборного потока

2. Возбуждение нервных клеток сопровождается:

А) выходом ионов Na из клетки наружу;

Б) выходом ионов Са из клетки;

В) выходом ионов Na наружу и входом К внутрь клетки;

Г) выходом ионов Na внутрь клетки и выходом К наружу;

3. При раздражении электрическим стимулом мотонейрона посередине нервный импульс будет распространяться:

А) а) к телу нейрона В) и к телу, и к окончанию

Б) к его окончанию Г) вообще не будет возникать

4. Торможение нервных клеток представляет собой:

А) изменение потенциала клетки в сторону отрицательных значений;

Б) изменение мембранного потенциала от отрицательных значений к положительным;

В) изменение знака мембранного потенциала с положительного на отрицательный;

Г) изменение мембранного потенциала до нуля;

5. Поверхностная мембрана нервной клетки в состоянии покоя снаружи:

А) может иметь как положительный, так и отрицательный заряды;

Б) имеет отрицательный заряд;

В) имеет положительный заряд;

Г) не имеет заряда;

6. Борьба организма с раковыми клетками осуществляется:

А) лимфоцитами; В) нейтрофилами;

Б) базофилами; Г) эозинофилами;

7. Гуморальный иммунитет связан:

А) с моноцитами; В) нейтрофилами;

Б) базофилами; Г) В-лимфоцитами;

8. Специфический клеточный иммунитет связан:

А) с Т-лимфоцитами; В) нейтрофилами;

Б) В-лимфоцитами; Г) эозинофилами;

9. Общее содержание гемоглобина в крови взрослого человека составляет:

А) больше ста граммов; В) несколько граммов;

Б) десятки граммов; Г) несколько сотен миллиграммов;



10. При гипофункции коры надпочечников развивается:

А) болезнь Кушинга; В) акромегалия

Б) Аддисонова болезнь Г) сахарный диабет


11. Во время парадоксальной фазы сна:

А) возникают сновидения;

Б) наблюдаются быстрые движения глаз;

В) обычно тело неподвижно;

Г) все ответы верны;

12. Попадая в кровь, адреналин вызывает:

А) сужение всех кровеносных сосудов;

Б) расширение всех сосудов;

В) сужение всех сосудов, кроме сосудов сердца и мозга;

Г) не оказывает влияния на просвет кровеносных сосудов;

13. Изменение электрического заряда клеточной мембраны при возбуждении связано с ионами:

А) натрия и калия; В) хлора и железа;

Б) магния и фосфора; Г) кальция и йода;

14. Серое вещество мозга состоит:

А) из тел нейронов и их немиелинизированных отростков;

Б) только тел нейронов;

В) аксонов;

Г) дендритов;

15. В кровеносных сосудах наименьшее давление крови:

А) в аорте; В) артериолах;

Б) артериях; Г) полых венах вблизи сердца;

16. Среда в 12-перстной кишке, при которой ферменты активны:

А) нейтральная; В) слабощелочная;

Б) кислая; Г) щелочная;

17. В сосудах наименьшая скорость движения крови:

А) в аорте; В) капиллярах;

Б) артериях; Г) полых венах вблизи сердца;

18. Кишечные палочки (бактерии) обитают:

А) в желудке; В) тонком кишечнике;

Б) двенадцатиперстной кишке; Г) полости рта;

19. Пищеварение в тонком кишечнике:

А) внутриклеточное; В) пристеночное (контактное);

Б) внеклеточное (полостное); Г) может быть таким, как указано в а, б ,в.

20. Световоспринимающим веществом в клетках – палочках является особый зрительный пигмент:

А) фуксин; В) ацетилхолин;

Б) родопсин; Г) норадреналин;

21. Тиреотропин – это гормон:

А) гипоталамуса; В) щитовидной железы;

Б) гипофиза; Г) эпифиза;

22. В затылочной доле головного мозга располагается высший отдел:

А) зрительного анализатора; В) кожного анализатора;

Б) слухового анализатора; Г) обонятельного анализатора;


23. Аппендикс – это отросток:

А) а) толстой кишки; В) слепой кишки;

Б) двенадцатиперстной кишки; Г) прямой кишки;

24. Гормон роста синтезируется на рибосомах:

А) шероховатого ЭПР; В) свободных и шероховатого ЭПР;

Б) свободных; Г) митохондриальных;

25. Способностью фагоцитировать и убивать микробов обладают:

А) Т- киллеры и макрофаги;

Б) Т- киллеры, В-лимфоциты и макрофаги;

В) Т – лимфоциты и В – лимфоциты;

Г) макрофаги и нейтрофилы;

26. Нервные клетки, расположенные в сердце между мышечными клетками:

А) генерируют ритм сердцебиения;

Б) являются нейронами парасимпатической нервной системы;

В) являются нейронами симпатической нервной системы;

Г) выделяют в кровь адреналин;

27. Торможение нервных клеток представляет собой:

А) уменьшение мембранного потенциала по абсолютной величине;

Б) изменение потенциала покоя клетки в сторону отрицательных значений;

В) изменение мембранного потенциала от отрицательных значений до положительных;

Г) изменение знака мембранного потенциала с положительного на отрицательный;

28. Медиаторы синаптической передачи:

А) переносят электрический заряд с одной нервной клетки на другую;

Б) связываются с потенциалзависимыми каналами, изменяя мембранный потенциал постсинаптической клетки;

В) связываются на постсинатической мембране с белками – рецепторами;

Г) переносят ионы кальция на постсинаптическую мембрану;

29. Сокращению поперечнополосатых мышечных волокон предшествует повышение цитоплазматической концентрации ионов кальция, которые связываются:

А) с актином; В) тропонином;

Б) миозином; Г) тропомиозином;

30. У гемоглобина сродство к кислороду:

А) выше, чем у миоглобина; В) ровно таковому у миоглобина;

Б) ниже, чем у миоглобина; Г) у некоторых животных выше, а

у некоторых ниже, чем у миоглобина;



31.Мозговым слоем надпочечников выделяются:

А) инсулин и адреналин;

Б) кортикостероиды и норадреналин;

В) глюкокортикоиды и норадреналин;

Г) адреналин и норадреналин;


32. Вирус СПИДа поражает:

А) Т-хелперы (лимфоциты); В) антигены;

Б) В – лимфоциты; Г) все виды лимфоцитов;

33. У каких клеток человека имеется жгутик?

А) у клеток мышечной ткани; В) у клеток желёз;

Б) у эритроцитов; Г) у сперматозоидов;

34. Способностью синтезировать антитела обладают:

А) Т - лимфоциты; В) Т- и В – лимфоциты и макрофаги;

Б) В - лимфоциты; Г) Т- и В – лимфоциты;

35. Какой фермент не встречается у человека?

А) ДНК – полимераза; В) хитиназа;

Б) гексокиназа; Г) АТФ – синтетаза;

36. Какие гормоны повышают, а какие понижают уровень глюкозы в крови?

Повышают: Понижают:

А) кальцитонин инсулин

Б) глюкагон кортизол

В) адреналин инсулин

Г) окситоцин адреналин

37. Какова скорость проведения нервного импульса по миелинизированному волокну?

А) 0,2 -1 м/с; В) 5 -120 м/с;

Б) 1-4 м/с; Г) 130 -200 м/с;

38. Если кровь человека Р содержит антитела к резус- фактору, то происходит агглютинация при смешении:

А) сыворотки крови человека Р с красными клетками крови резус-отрицательными;

Б) сыворотки крови человека Р с красными клетками крови резус – положительными;

В) красных клеток крови человека Р с сывороткой крови личности с группой крови резус – отрицательной;

Г) красных клеток крови человека Р с сывороткой крови личности с группой крови резус – положительной;

39. В рассуждениях, касающихся концентрации гормонов глюкагона и инсулина в регуляции уровня глюкозы в плазме крови человека, правильным является следующее:

А) поджелудочная железа понижает секрецию глюкагона, когда много глюкозы перенесено из пищеварительного тракта в плазму крови;

Б) поджелудочная железа повышает секрецию инсулина, когда человек несколько часов не принимает пищу;

В) высокая концентрация глюкагона стимулирует поступление глюкозы в клетки мышц из плазмы крови;

Г) высокая концентрация инсулина стимулирует выделение глюкозы печенью;

40. Стенки желудка не перевариваются пищеварительным соком, потому что:

А) его внутреннюю часть покрывает слой слизи;

Б) в желудочном соке отсутствует протеолитические энзимы;

В) пищеварительные энзимы не способны гидролизировать протеины организма, который их производит;

Г) пищеварительные энзимы выделяются как неактивные проэнзимы (зимогены), которые активизируются только вследствие активности соляной кислоты;

41. Слюна не выполняет одну из следующих функций:

А) энзиматическую; В) создание условий для пищеварения;

Б) защитную; Г) регулирующую;

42. Какое из следующих высказываний, касающихся кожи человека, правильно?

1) экспозиция солнечного излучения стимулирует образование витамина Д, так и пигмента кожи.

2) большое количество пигмента в коже ингибирует синтез витамина Д.

А) только 1); Б) только 2); В) 1) и 2); Г) ни одно;

43. Секрецию антител угнетают:

А) Т – киллеры; В) макрофаги;

Б) нейтрофилы; Г) Т – супрессоры;

44. При увеличении артериального давления частота сердечных сокращений рефлекторно:

А) увеличивается; В) не изменяется;

Б) уменьшается; Г) увеличивается, затем уменьшается;

45. Рецепторы ацетилхолина встречаются в клетках:

А) только нервных; В) нервных и мышечных;

Б) эпителиальных; Г) иммунной системы;

46. Длина самой длинной клетки человека составляет:

А) 1мм; Б) 1 см ; В) 1 дм; Г) 1м;

47. Если резус – положительную кровь перелить женщине, которая имеет резус – отрицательную кровь и которой ранее не удалось переливание крови, то:

А) в организме женщины будут образовываться Rh – антитела;

Б) в результате несовместимости крови произойдёт агглютинация эритроцитов и наступит смерть;

В) не будет наблюдаться никакого непосредственного или отдалённого эффекта;

Г) если женщина беременна, то никаких последствий не будет;

48. Из перечисленного ниже невооружённым глазом можно рассмотреть:

А) яйцеклетку курицы; В) клетки мозга слона;

Б) нейроны человека; Г) эритроциты лягушки;



Задание. Проанализируй предложенные суждения и слева от номера тех суждений, которые ты считаешь верными, поставь знак плюс « + », а возле неверных знак минус «-»

1. Тромбоциты образуются в селезёнке.

2. Сыворотка – это безбелковая плазма крови.

3. Тела нейронов образуют серое вещества коры и ядра в белом веществе.

4. Все отростки нейронов выполняют одинаковые функции.

5. Венами называют сосуды, по которым течёт кровь от органов к сердцу.

6. При переходе из горизонтального положения в вертикальное у человека артерии ног сужаются.

7. Человек не может синтезировать пурины и пиримидины и должен получать их с пищей.

8. Вирус –СПИДа поражает Т – хелперы.

9. Человек не может синтезировать холестерин и должен получать его с пищей.

10. Миоглобин связывает кислород сильнее, чем гемоглобин.

11. В системе кровообращения наименьшее давление в капиллярях.

12. Скорость кровотока в мелких артериях больше, чем в крупных, так как их диаметр меньше.

13. Работа сердца регулируется симпатическими и парасимпатическими отделами вегетативной нервной системы.

14. Синапс – это контакт только между окончанием аксона и дендритом.

15. Если бы аорта была нерастяжимой (как железная труба), то разница между систолическими и диастолическими давлениями была бы заметно больше.

16. Евстахиева труба предохраняет барабанную перепонку от повреждения при перепадах атмосферного давления.

17. Чем меньше диаметр кровеносных сосудов в организме, тем больше в них линейная скорость кровотока.



Задание. В предлагаемом отрывке нарушена последовательность абзацев. Восстановите правильную последовательность. Озаглавьте текст.


А. При сокращении желудочков кровь нагнетается из толстостенного левого желудочка в аорту, а из правого желудочка – в лёгочную артерию, обратному току крови препятствуют полулунные клапаны.

Б. Во время общего расслабления сердечной мышцы кровь из полых вен поступает в правое предсердие, а из лёгочных вен – в левое. Часть крови попадает в желудочки.

В. Движение крови из желудочков в предсердия невозможно в результате работы створчатых клапанов. Двухстворчатый клапан расположен в правой половине сердца, а трёхстворчатый – в левой половине. После заполнения желудочков кровью клапаны закрываются.

Г. Сокращение предсердий длится 0,1 секунды. В течение этого времени кровь поступает в желудочки через открытые створчатые клапаны.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание. Прочитайте текст. Установите взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции дыхательных движений.

В регуляции ритма и глубины дыхательных движений существенную роль играют лёгочные рецепторы, импульсы от которых по блуждающим нервам поступают в дыхательный центр. Именно дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге, координирует работу нервной системы по смене вдоха и выдоха. Главным фактором, регулирующим частоту и глубину дыхания, является концентрация углекислого газа в крови, а повышенное его содержание ведёт к учащению сокращения межрёберных мышц и диафрагмы. Рецепторы, находящиеся в дыхательном центре, реагируют на изменение газов в составе крови. Механизмы регуляции дыхания позволяют поддерживать постоянство газового состава крови.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание. Дайте наименования группам, объединяющим структуры и вещества, относящиеся к процессам выделения. Найдите один лишний объект в каждой группе.

А) 1. Почки. 2. Лёгкие. 3. Яичники. 4. Кожа.

_________________________________________________________________

Б) 1. Почечная лоханка. 2. Ворота почки. 3. Нефрон. 4. Надпочечники.

__________________________________________________________________

В) 1. Белок. 2. Вода. 3. Мочевина. 4. Соли.

__________________________________________________________________


Задание. Дайте наименования группам, объединяющим структуры и вещества, относящиеся к процессам выделения. Найдите один лишний объект в каждой группе.


А) 1. Хрусталик. 2. Склера. 3. Радужка. 4. Глазница. 5. Роговица.

__________________________________________________________________

Б) 1. Ушная раковина. 2. молоточек. 3. Три полукружных канала.

4. Барабанная перепонка. 5. Овальное окно улитки.

__________________________________________________________________

В) 1. Вкусовые сосочки. 2. Терморецепторы. 3. Обонятельные клетки с микроворсинками. 4. Колбочки. 5. Зрительный нерв.

__________________________________________________________________












Литература для учителя


1. М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. Анатомия и физиология человека. М.: Просвещение, 2004. ISBN 5-88711-345-3

2. Д.К. Обухов, В.Н. Кириленкова. Клетки и ткани. М.: Дрофа, 2007

ISBN 5-89776-875-8

3.Л.Ф.Гаврилов, В.Г. Татаринов. Анатомия. М.: Медицина, 2006

ISBN 5-76453-564-6

4. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Биология в 3-х томах. М.: Мир, 2005

ISBN 5-88657-246-4

5. В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. Биология. Человек. М.: Дрофа, 2004

ISBN 5-88711-345-3

6. О.П. Дудкина. Биология. 6-11 классы Проверочные тесты, разноуровневые задания. Волгоград, 2010

7. Т.А. Дмитриева и др. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 кл. Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144 с. ISBN 5-88544-235-3

8. Л.М. Кудинова. Олимпиадные задания по биологии 6-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2005. – 119 с. ISBN 5-88711-260-3

9.Т.А. Ловкова. Подготовка к олимпиадам по биологии. 8-11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с. ISBN 5-88543-342-7

10. Т.С. Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 классы. – М.: Дрофа, 2001 г. ISBN 5-88654-263-5

11. Е.А. Якушкина и др. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с. ISBN 978-5-85711-260-0

12. В.Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В.Синельщикова. Биология. В 2 кн. Учебн. для медиц. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 2004. – 431 с., 334 с. ISBN 5-88711-345-3


Дополнительные информационные ресурсы

  1. http://www.ito.su/2003/VIII/VIII-0-1806.html

  2. http://www.km-school.ru/r1/general/a1.asp

  3. http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13803

  4. http://www.college.ru/biologi/ - электронный учебник по биологии

  5. http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/mail/html - ресурсы по биологии

  6. http://informine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - база данных по биологии


Литература для учащихся


1. М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. Анатомия и физиология человека. М.: Просвещение, 2003 ISBN 5-88711-345-3

2. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Биология в 3-х томах. М.: Мир, 2007

ISBN 5-88563-456-8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!