Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
Зам. директора по УМР И.Н. Кучинская
1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины.
2.Структура и содержание учебной дисциплины.
3.Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины.
4.Контроль и оценка результатов усвоения учебной дисциплины.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности 31.02.02 «Акушерское дело».
Учебная дисциплина входит в состав общегуманитарного и социально — экономического цикла.
аргументированно высказывать свою точку зрения, проводить взаимосвязь между теорией и практикой при рассмотрении вопросов мирового экономического, политического развития современных государств.
Изучение учебной дисциплины направлено на развитие и формирование общих компетенций:
Наименование | Содержание учебного материала, теоретические и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Россия в системе современных мировых процессов. Экономика, политика России (1985-2020). | | |
Тема 1.1. Попытки модернизации советской экономики и политической системы 1980-х годов. | 1. | Теоретическое занятие Содержание учебного материала. Перестройка: причины, попытки модернизации советской экономики и политической системы. Политика гласности. Основные события. События августа 1991 года. Самостоятельная работа. Подготовка плана – конспекта по вопросу «Духовная сфера общества в период перестройки» | 2 2 | 2 3 |
Тема 1.2. «Новое политическое мышление» | 2. | Теоретическое занятие Содержание учебного материала. Новое политическое мышление. Диалог с США и Западом. Восточной Азией. Взаимоотношения со странами социализма. | 2 | 2 |
Тема 1.3. Межнациональ-ные конфликты и распад СССР. | 3. | Теоретическое занятие Содержание учебного материала. Национальные движения и межнациональные конфликты: Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия. Военно- политический кризис в Чечне. «Парад суверенитетов».Распад СССР; Беловежское соглашение. | 2 | 2 |
Тема 1.4 Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. | 4. | Теоретическое занятие Содержание учебного материала. Россия после перестройки. Переход к рыночной экономике. Основные направления экономических реформ: либерализация цен, финансовая стабилизация, приватизация, структурная перестройка экономики. | 2 | 2 |
Тема 1.5 Политический кризис1992-1993 г. | 5. | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала. Развитие страны в 1992 -1993 годах. Политический кризис. Особенности противоборства законодательной и исполнительной ветвей власти. Сентября – октября 1993 года. Самостоятельная работа. Подготовка сообщения «Политический портрет Б.Н.Ельцина». | 2 2 | 2 2 |
Тема 1.6 Конституция РФ. | 6. | Теоретическое занятие Содержание учебного материала. Принятие новой Конституции и ее историческое значение. Характеристика документа. Принципы государственного устройства. | 2 | 2 |
Тема 1.7 Особенности политического и государственного устройства. | 7. | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала. Основы государственного устройства РФ: форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Принцип разделения властей. Становление гражданского общества и правового государства. | 2 | 2 |
Тема 1.8 Россия в 2000-2022- годах. | 8. | 1.Теоретическое занятие Содержание учебного материала Основные направления реформ экономической и политической сферы: социально-экономическое развитие, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия. Курс президента В.В.Путина: внутренняя политика в начале 21 века, курс на суверенную демократию, внешняя политика. Основные политические события. Присоединение Крыма; война в Сирии. Миротворческая военная операция на Украине: хроника событий. | 2 | 2 |
Тема 1.9 Конституция РФ 2020. | 9. | 1.Вариативная часть 2.Теоретическое занятие Содержание учебного материала Краткая характеристика документа. Поправки к Конституции. Самостоятельная работа: Подготовка сообщения по теме:«Политический портрет В.В.Путина». | 2 2 | 2 2 |
Тема 1.10. Права и свободы граждан РФ. | 10. | Вариативная часть 3.Теоретическое занятие Содержание учебного материала Права и свободы граждан РФ в соответствии с Конституцией 2020. Самостоятельная работа. Написание эссе по теме «Мои права и обязанности». Работа с основным законодательным документом Конституцией РФ. | 2 2 | 2 3 |
Раздел 2 | Глобальный мир в XX и XXI веке. | | |
Тема 2.1 Глобальные проблемы и пути их преодоления. | 11. | 4.Теоретическое занятие Содержание учебного материала. Глобальные проблемы. Характеристика глобальных проблем современности: экологическая, геоэкономическая, демографическая, военная, продовольственная, этнонациональная. Болезни 21 века. Пути решения. Россия и глобальные проблемы современного мира. Возможные пути решения. | 2 | 2 |
Тема 2.2 Государственный терроризм. | 12. | Теоретическое занятие Содержание учебного материала Понятие и формы терроризма.Международный терроризм как глобальная проблема: террористические акты в России , США и других странах мира. Самостоятельная работа. Заполнение таблицы «Россия и глобальные проблемы современности». | 2 2 | 2 3 |
Тема 2.3 Международные организации в современном мире. | 13. | 5.Теоретическое занятие Содержание учебного материала Основные международные организации: классификация, история создания ООН, НАТО, ШОС, БРИКС, ВТО. Роль международных организаций в современном мире. Пути взаимодействия России и международных организаций. Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Как вы считаете необходимо ли России входить в международные организации? Почему? Свою точку зрения обоснуйте». | 2 2 | 2 3 |
Тема 2.4 Современное информационное общество. | 14. | 6.Теоретическое занятие Содержание учебного материала Информационное общество – новый этап в историческом развитии общества. Социальное устройство информационного общества. Роль СМИ. Интернет. Власть информационных сетей. Россия и информационное общество. | 2 | 2 |
Раздел 3 | Основные направления развития регионов мира на рубеже XX-XXI веков. (Европа, Америка, Азия) | | |
Тема 3.1 США во второй половине 20 века – н.21. | 15. | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала Исторические причины становления сверхдержавы. Особенности политического устройства, выборы президента. Политическое положение США в современных условиях. Самостоятельная работа. Подготовка краткого сообщения по теме «Политический портрет президента США» | 2 2 | 2 2 |
Тема 3.2 Страны Западной Европы во второй половине 20 века – н. 21. | 16. | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала Расстановка ведущих политических сил. Неоконсерваторы и либералы в к. 20- н..21 века. Особенности экономической и политической ситуации. Современные выборы. Самостоятельная работа. Подготовка краткого сообщения по теме: «Политический портрет президентов Франции, Германии, премьер-министра Великобритании» . | 2 4 | 2 2 |
Тема 3.3 Европейский союз. Страны Восточной Европы в поисках собственного пути развития. | 17. | Теоретическое занятие Содержание учебного материалаы Основные исторические события в Восточной Европе в 80-н.90 – годах. Выбор собственного пути развития. Создание ЕС: Маастрихтское соглашение 1992 года. Особенности функционирования ЕС. | 2 | 2 |
Тема 3.4 Страны Юго –Восточной Азии. | 18. | Теоретическое занятие Содержание учебного материала Выбор собственного пути развития. Основные исторические события развития региона: Индия, Китай, Корея, Япония, Вьетнам. Развитие регионов на рубеже веков. | 2 | 2 |
Тема 3.5 Актуальные вопросы Ближневос-точной политики. | 19. | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала Основные исторические события региона: события в Ливии, Сирии, Палестине, Афганистане . Причины, ход событий. Итоги. Позиция России по Ближневосточному вопросу. | 2 | 2 |
Раздел 4 | Международные отношения. Сущность, основные понятия. | | |
Тема 4.1 Природа и закономерности международных отношений. | 20. | Теоретическое занятие Содержание учебного материала Понятие современных международных отношений: классификация, закономерности развития, участники международных отношений. Теория международных отношений: неолиберализм и неореализм. Системы международных отношений. Понятие дипломатии и геополитики. | 2 | 2 |
Тема 4.2 Понятие современного международного права. | 21. | Теоретическое занятие Содержание учебного материала. Краткая история формирования международного права; современные источники международного права: договор, обычай, доктрина, резолюция, декларация, пакт, конвенция. Значение международных документов о правах человека: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах Международный пакт о политических и гражданских правах человека. | 2 | 2 |
Тема 4.3 Современные международные отношения. | 22. | Теоретическое занятие Содержание учебного материала. Основные направления развития международных отношений: отношения с ЕС, США, Юго – Восточной Азией, Латинской Америкой. Факторы многополярности в современном мире. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке. Отношения с НАТО. Отношения России с бывшими республиками СССР. Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос: «Дайте краткую характеристику современным международным отношениям России и государства ( по выбору) ». | 2 2 | 2 3 |
Раздел 5 | Мировая религия и культура. | | |
Тема 5.1 Религия как институт духовной культуры. | 23. | Вариативная часть Теоретическое занятие Содержание учебного материала. Сущность религии как явления духовной культуры. Религия и культура, наука и мораль. Первобытные верования и их пережитки в современном сознании: анемизм, фетишизм, тотемизм, магия. Роль религии в современном обществе. Самостоятельная работа. Составление кроссворда по темам раздела «Религия и культура». | 2 2 | 2 2 |
Тема 5.2 Мировые религии: буддизм. | 24. | Теоретическое занятие Содержание учебного материала. Буддизм как мировая религия: зарождение, основные идеологические положения. Мир буддийской культуры. "Веды" как религиозно-исторический трактат. | 2 | 2 |
Тема 5.3 Христианство. | 25. | Теоретическое занятие Содержание учебного материала. Христианство как духовная революция. Христианство как мировая религия: зарождение, идеологические положения. Христианство - религиозная основа европейской цивилизации. Библия - великий памятник мировой культуры. Православие, католицизм, протестантизм. Самостоятельная работа Подготовка сообщения по теме « Иисус Христос как религиозный реформатор» | 2 2 | 2 2 |
Тема 5.4 Ислам. | 26. | Теоретическое занятие Содержание учебного материала. Ислам как мировая религия: зарождение, основные идеологические положения. Мир исламской культуры. Исламская цивилизация как составная часть всемирной цивилизации. Коран как великий религиозный и литературный памятник мировой культуры. Самостоятельная работа Подготовка сообщения по теме «Пророк Мухаммед и возникновение ислама». | 2 2 | 2 2 |
Раздел 6. | История медицины Курского края |
Тема 6.1 Развитие здравоохранения в 18- начале 20 века. Земская медицина. | 27. | Вариативная часть. Теоретическое занятие Содержание учебного материала Условия развитие медицины в 18-19 веках. Земская медицина. Развитие земской медицины в Курской губернии. Первые лечебные учреждения Курска. | 2 | 2 |
Тема 6.2. Развитие здравоохранения в Курской области в 20-н.21 века. | 28. | Вариативная часть. Теоретическое занятие Содержание учебного материала Медицина Курской губернии после революции 1917г. Организация охраны здоровья советской властью. Советская система оказания медицинской помощи. Создание основных медицинских учреждений г.Курска. История создания Курского базового медицинского колледжа. Здравоохранение в условиях функционирования рыночной экономики. Основные положения закона «О медицинском страховании граждан РФ». Виды страхования: ОМС и ДМС. Борьба с КОВИД – 19. | 2 | 2 |
Тема 6.3 Ученые медики. Известные медицинские работники Курской области | 29. | Вариативная часть. Теоретическое занятие Содержание учебного материала Вклад выдающихся медиков в развитие медицины: Н.И.Пирогов, Н.В.Склифософский, С.П.Боткин, И.П.Павлов, В.П.Филатов, В.Ф.Войно-Ясенецкий (Архиепископ Лука), П.А.Илизаров, А.Н.Бакулев, В.М.Бехтерев. Известные куряне: Н.С.Коротков, В.И.Долженков. Самостоятельная работа Подготовка краткого сообщения «Известные куряне – медики. Вклад в медицину». | 2 2 | 2 2 |
Тема 6.4 Дифференцированный зачет. | 30. | Рассмотрение наиболее значимых и проблемных вопросов современной мировой истории, подведение итогов изучения дисциплины. Дифференцированный зачет (тестирование) | 2 | 3 |
Итого | | Аудиторная работа: 60 часов, Самостоятельная работа: 30 часов. | | |
Наличие учебного кабинета и технических средств обучения: компьютерная техника, мультимедийное оборудование, компакт – диски с мультимедийными презентациями.
Панченко Е.В. Новейшая история: курс лекций [Электронный ресурс].- Курск, КБМК, 2019.
1.Самыгин П.С. История [Текст]: учебник.- Ростов н./Д, Феникс,2012.