Утверждаю. Директор МБОУ «Индырчская СОШ» __________________Р.Н. Илларионова августа 2018 года
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Индырчская средняя общеобразовательная школа»
Янтиковского района Чувашской Республики
ПРОГРАММА ПО ПЛАВАНИЮ
(для учащихся 8кл)
«Юный пловец»
Учитель физической культуры Н.П. Степанов
Индырчи -2018
Пояснительная записка
В программе заложены и раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы плавательной подготовки учащихся в условиях школы. Регулярные занятия детей и подростков плаванием – активная форма подготовки к требованиям социально-трудовой жизни современного общества.
Основная идея программы:
Реализация программы обучения плаванию в школе на всех уровнях процесса обучения, создание условий для самореализации личности ребенка в спортивной, социальной и творческой сферах.
Программа преследует следующую цель:
1. Формирование здорового образа жизни у учащихся начальной школы.
2. Привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целом и к плаванию в частности.
3. Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.
Основные положения данной программы отвечают решению следующих задач:
Выработать у учащихся мотивационно - целостные установки на качественное выполнение требований программы и дальнейшее применение средств и методов по обучению плаванию.
Овладеть жизненно необходимых навыков плавания.
Обучать и совершенствовать техникe основных стилей спортивного плавания ( кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй).
Укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную тренированность
Прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и спортивного плавания.
Развивать и совершенствовать физические качества, поддерживая их на высоком уровне на протяжение всех лет обучения в школе.
Воспитывать высокие нравственные качества: чувство коллективизма, взаимопомощи, любовь к Родине.
Обучать учащихся простейшим методам оценки физического, функционального и эмоционального состояния организма и навыкам самостоятельных занятий плаванием.
Универсальные учебные действия
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Универсальными компетенциями учащихся на этапе общего образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять плавательные движения на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Прогнозируемый результат и способы его проверки.
Овладение учащимися навыков основных способов плавания, привлечение к систематическим занятиям плавания детей и подростков.
Повышение уровня общей и специальной физической подготовленности детей и подростков.
Овладения навыками здорового образа жизни детьми, педагогами, родителями, активное участие в общественной жизни.
Критерии оценки:
- преодоление дистанций: 50 м вольным стилем на время и 100м вольным стилем без учета времени.
Содержание программы.
Программа ориентирована на обучение плаванию учащихся школы и включает 4 раздела:
I. Кроль на груди. Кроль на спине. 9ч.
II. Техника плавания способом брасс. 6ч.
III Совершенствование техники плавания 13ч.
IV. Развитие общей и специальной выносливости. 5ч.
В процессе обучения выбирают и применяют те средства и методы, с помощью которых можно быстрее и эффективнее решить поставленные задачи.
Занятия состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть проводится на суше и включает объяснение задач, осуществляется организация обучающихся и их функциональная и психологическая подготовка к основной части урока. выполнение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление на суше с теми элементами техники движений, которые дети затем будут делать в воде. Все это создает благоприятные условия для функционирования сердечно -сосудистой и дыхательной систем организма и подготавливает учеников к выполнению задач основной части урока.
В основной части решаются задачи овладения элементами техники плавания. Изучается и совершенствуется техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов.
В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. В конце дети спокойно плавают, выполняют дыхательные упражнения. Заканчивается подведением итогов, заданием на дом посильных упражнений и организованным уходом.
Игры в воде.
При обучении школьников большое внимание следует уделять играм в воде. Правильно подобранные игры помогут детям, не умеющим плавать, быстрее освоиться с водой, а плавающим – с успехом закрепить пройденное. На занятиях с не умеющими плавать играм с водой отводится значительное место. Игры в воде можно условно разделить на игры для освоения с водой и игры, способствующие изучению плавательных движений совершенствование в технике.
Изучение техники спортивных способов плавания проводится в строгой методической последовательности. Техника изучается раздельно в следующем порядке:
положение тела,
дыхание,
движения ногами,
движения руками,
общее согласование движений.
При этом освоение каждого элемента техники осуществляется в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном итоге выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении, являющемся рабочей позой пловца. Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:
ознакомление с движением на суше — проводится в общих чертах, без отработки деталей, поскольку условия выполнения одного и того же движения на суше и в воде различны;
изучение движений в воде с неподвижной опорой - при изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна; движения руками изучаются, стоя на дне по грудь или по пояс в воде;
изучение движений в воде с подвижной опорой - при изучении движений ногами широко применяются плавательные доски; движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или в положении лежа на воде с поддержкой партнером;изучение движений в воде без опоры - все упражнения этой группы выполняются в скольжении и плавании.
Последовательное согласование разученных элементов техники и объединение их в целостный способ плавания проводится в следующем порядке:
движения ногами с дыханием;
движения руками с дыханием;
движения ногами и руками с дыханием;
плавание в полной координации.
На этапе закрепления и совершенствования техники плавания применяются следующие варианты плавания:
поочередное проплывание длинных и коротких отрезков (например, плавание вдоль и поперек бассейна);
проплывание отрезков на наименьшее количество гребков;
в заданном темпе (например, плавание по элементам и в полной координации; плавание по элементам с поддержкой и без поддержки; плавание с задержкой дыхания и в полной координации).
Таким образом, закрепление и совершенствование техники плавания обеспечивают:
-разнообразие вариантов выполнения упражнений, которое позволяет сохранить интерес к занятиям, что особенно важно в плавании;
-умение применять различные варианты техники плавания в изменяющихся условиях;
-формирование индивидуальной техники плавания в соответствии с особенностями телосложения и уровнем физической подготовленности.
Рациональная методика обучения плаванию базируется на общих педагогических принципах:
сознательности и активности;
наглядности;
доступности и индивидуальности;
систематичности и постепенности в повышении требований.
Занятия плаванием имеют большое воспитательное значение. Они помогают ребятам стать дисциплинированными, собранными, смелыми, решительными и находчивыми. Эти и другие морально-волевые качества формируются в ходе правильно организованных и регулярных уроков, учебно-тренировочных занятий, а также во время соревнований.
Содержание программного материала уроков плавания
для учащихся 8 классов
На уроках по плаванию в средней школе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники плавания, формирование у школьников устойчивого интереса и мотивации к систематическим занятиям спортом и здоровому образу жизни.
Основные задачи подготовки:
-улучшение состояния здоровья и закаливание;
-привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям плаванием,
-совершенствование изученных способов плавания, обучение плавания брассом;
-приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;
-воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;
Теоретический раздел
Название упражнений и основных признаков техники спортивных способов плавания. Правила соревнований. Влияние плавания на физические качества (выносливость, скоростно-силовые качества, скоростную выносливость, координационные способности). Дистанции в соревнованиях по плаванию.
Практический раздел.
Дальнейшее совершенствование техники плавания изученными способами: кроль на груди. кроль на спине, изучение техники плавания способом брасс, ознакомление с техникой плавания способом баттерфляй.
Плавание кролем на груди с помощью одних ног с различным положением рук и головы. Плавание на задержке дыхания. Плавание по элементам.
Плавание брассом. Движение ног (у бортика, с помощью партнёра, после скольжения). Движения рук (стоя на дне, в сочетании с ходьбой). Согласование движений рук с дыханием после каждого скольжения. Согласование движений рук и ног с дыханием (стоя на дне, в сочетании с ходьбой). Плавание с помощью только ног (с доской, без доски) при различных положениях рук (на груди и на спине). Проплывание отрезков с задержкой дыхания. Плавание брассом на спине. Плавание с полной координацией. Стартовый прыжок с последующим скольжением. Повороты, стоя боком (спиной) к поворотному щиту; то же с подплыванием к щиту, с последующим толчком и скольжением.
Игры: «Волейбол в воде», «Кто дальше проскользит», «Салки», «Рыбаки и рыбки», эстафеты.
Материал для развития двигательных качеств.
Упражнения по совершенствованию техники движения рук, ног, туловища. Плавание в полной координации. Упражнения на суше. Игры и развлечения в воде. Проплывание отрезков 25 – 50 метров по 4-8 раз, 100 метров по 3-4 раза, 200 метров
Контрольные нормативы.
Самостоятельно выполнять разминку пловца на суше. Сдача контрольных нормативов. Оценить овладение навыком надежного и длительного плавания. Знать правила проведения соревнований по плаванию. Освоить технику плавания брасс.
Нормативы
Проплыть кролем 50м на время или 100м без учета времени, 200 м вольным стилем.
Рекомендуемые контрольные нормативы на дистанции 50 вольным стилем (сек.)
| мальчики | девочки |
оценки | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 |
5 класс | 53,0 | 59,5 | 1.15,0 | 59,5 | 1.05,0 | 1.20,0 |
6 класс | 52,0 | 58,0 | 1.07,0 | 55,0 | 1.00,0 | 1.10,0 |
7 класс | 50,0 | 57,0 | 1.05,0 | 55,0 | 1.00,0 | 1.05,0 |
8 класс | 50,0 | 56,0 | 1.07,0 | 54,0 | 1.02,0 | 1.15,0 |
9 класс | 48,0 | 56,0 | 1.05,0 | 55,0 | 1.05,0 | 1.15,0 |
10 класс | 48,0 | 54,0 | 1.00,0 | 1.00,0 | 1.15,0 | 1.25,0 |
11 класс | 48,0 | 54,0 | 1.00,0 | 1.00,0 | 1.15,0 | 1.25,0 |
В результате изучения плавания ученик должен:
знать/понимать
роль плавания в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
правила соревнований по плаванию;
способы закаливания организма;
способы искусственного дыхания;
уметь
проплывать дистанцию 25-50 метров изученными способами;
соблюдать правила техники безопасности при занятиях плаванием;
осуществлять судейство школьных соревнований по плаванию;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
оказание помощи в экстремальных ситуациях;
организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
Обеспечение безопасности школьников на занятиях по плаванию
Проводить занятия на местах, полностью отвечающих всем требованиям безопасности и гигиены;
Поддерживать на занятиях строгую дисциплину. Не допускать неорганизованного купания и плавания, самовольных прыжков в воду и ныряния. Не разрешать детям толкать друг друга и погружать с головой в воду, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется;
Преподаватели должны уметь плавать и оказывать первую помощь;
Допускать детей к занятиям плаванием только с разрешения врача;
Приучать детей выходить из воды при неотложной необходимости только с разрешения преподавателя;
В местах проведения занятий иметь принадлежности для спасения тонущих. Научить детей пользоваться спасательными средствами;
Не проводить занятия с группами, превышающими 13-15 человек на одного преподавателя.
Список литературы
1.«Комплексной программой физического воспитания учащихся I – XI классов» -
В.М. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон 2007 г.
2. Плавание: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2004.
3. Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. – М.: Физкультура и спорт, 2000.
4. Макаренко Л.П. Юный пловец. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
Календарно-тематическое планирование по плаванию для 8 класса
№ | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика видов деятельности учащихся Л- личностные, Р- регулятивные, К- коммуникативные |
1 | Инструктаж ТБ на воде. | 1 | К.- оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия. |
I. | Кроль на груди. Кроль на спине. 9ч |
2 | Положение тела. Дыхание. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия. |
3 | Положение тела. Дыхание. Работа ног. | 1 | К. -строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами . Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия. |
4 | Согласование дыхания и работы ног в кроле. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |
5 | Работа ног в кроле. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия. |
6 | Работа ног в кроле на спине. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия. |
7 | Согласование движений руками и выдохом в воду в кроле. | 1 | К. -строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами . Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |
8 | Плавание кролем на груди в координации. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |
9 | Плавание кролем на груди в координации. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |
10 | Контрольный урок: 50м вольным стилем. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |
II. | Техника плавания способом брасс. 6 ч. |
11. | Техника движений рук в брассе. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |
12. | Техника движений ног в брассе. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |
13. | Согласование дыхания с движениями руками. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |
14 | Брасс в полной координации. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |
15 | Техника плавания способом брасс. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |
16 | Контрольный урок: 25м брасс без учета времени. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |
III Совершенствование техники плавания 13ч. |
17. | Кроль на спине. | 1 | |
18 | Кроль на спине. Повороты на спине. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |
19. | Старт на спине. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |
20. | Дыхание в кроле. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |
21. | Кроль на груди в полной координации. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |
22. | Поворот на груди "маятником". | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |
23. | Брасс в полной координации. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |
24 | Эстафетное плавание | 1 | Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. |
25. | Эстафетное плавание. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |
26. | Контрольный урок: 100 м вольным стилем без учета времени. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |
27. | Игры на воде. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |
28. | Совершенствование техники плавания. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |
29. | Совершенствование техники плавания. | 1 | Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |
IV. | Развитие общей и специальной выносливости. 5ч. |
30. | Развитие общей и специальной выносливости.Длительное плавание на растояние. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |
31. | Урок-зачет: 50м вольным стилем на время. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |
32. | Плавание на заданное расстояние. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |
33 | Плавание на заданное расстояние. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |
34 | Плавание на заданное расстояние. | 1 | П. – оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий. Р. – принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия |