СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по учебному курсу области русский язык и литературное чтение «Буду настоящим читателем»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа по учебному курсу

области русский язык и литературное чтение «Буду настоящим читателем»

Просмотр содержимого документа
«Программа по учебному курсу области русский язык и литературное чтение «Буду настоящим читателем»»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска «Лицей № 185»



Рассмотрено Утверждаю

на заседании педагогического совета директор______ И.В.Онищенко

протокол № 1 от «29» августа 2014г. Приказ № 227 от «3» сентября 2014г








Рабочая программа по учебному курсу

области русский язык и литературное чтение «Буду настоящим читателем»


Учителя:

Срок реализации: 2016-2019 год (3 года)

Класс: 2-4 классы

Общее количество часов по программе: 102 часа

Количество часов в неделю: 1час



« 27 » августа 2014г.





Составила: Н.Г.Шестакова,

Учитель начальных классов высшая квалификационная категория














Октябрьский район


Пояснительная записка.



Программа метапредметной направленности «Буду настоящим читателем» является естественным дополнением начального курса литературного чтения в школе. Она педагогически целесообразна, т.к. в процессе её реализации происходит обогащение опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться, социализация и воспитание учащихся.


Цель программы: развитие личности учащихся на основе совместной деятельности в процессе чтения.

 Задачи программы:

– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;

– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

– приобщать детей к проектной деятельности.

– расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру применения художественного слова, общения.

В содержании программы на каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой (УУД)

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.

Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка,
умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

 Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей, работа над проектом.

Планируемые результаты учебного курса:

 Личностные :

 – эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

–  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

–  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих  и окружающих людей;

–  этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

Средством достижения  этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

 Метапредметные:

 Регулятивные:

– самостоятельно формулировать тему и цели занятий;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания учебных успехов.

Познавательные:

–   извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты книг; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

 Предметные:

 – воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

– делить текст на части, составлять простой план;

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

– находить в тексте материал для  характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– составлять рассказ-характеристику героя;

– составлять устные и письменные описания;

– по ходу чтения представлять картины, устно  выражать (рисовать)  то, что представили;

–высказывать и аргументировать своё  отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика   автора;

– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.



2 класс

Содержание:

В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Среди произведений учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Учимся работать над проектом.

Настоящий читатель-10ч. Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Настоящий читатель много читает.

Продуктивное чтение-12ч глубокое восприятие и понимание текста, читаем и воображаем, читаем и чувствуем., эмоциональное чтение.

Литературный Новосибирск-2ч.





Тема занятия

Кол - во

часо в

Основное содержание работы

1

Стихи о школе и детях С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц» А.Плещеев «Чему в школе учат»


1

Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям. По желанию выучить одно стихотворение о школе наизусть.

2

Сказки о животных

В. Сутеев «Мышонок и карандаш». Р. Киплинг «Слонёнок»


1

Определение особенностей жанра сказок о животных. Пересказ по иллюстрациям. Принести в читательский уголок свою книгу сказок о животных.

3

Загадки о животных. Сеф «Ключ от сказки», К.И.Чуковский «Загадки», Русские народные загадки.



1

Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию. Разучить одну загадку наизусть. Поиск загадок для составления классного сборника загадок.

4

Учись дружить. Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное», В.А.Осеева «Пёрышко»


1

Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания. Найти пословицы о дружбе и друзьях

5

Здравствуй, осень!

М. Пришвин «Листопадничек»

1

Определять жанр произведения и тему, составлять план произведения. Подготовка рисунков «Здравствуй, осень, золотая!»

6 - 7

Худому делу - худой конец.

Итальянская сказка «Как осёл петь перестал», С. Баруздин «Кляксы»,

В.Берестов «Змей – хвастунишка» и др.


2

Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр. Придумать своё оригинальное продолжение сказки.

8

Стихи о Родине.

Могилевская «Сказка о громком барабане», Стихи о Родине.



1

Чтение и рассуждение о прочитанном. Подготовить выразительное чтение стихотворений о Родине. Подбор книг для тематической выставки книг «О Родине»

9

Весёлые стихи. Д.Хармс « Иван Торопышкин»

Э. Мошковская «Хитрые старушки»

С.Маршак «Пудель», «Багаж»


1

Обзор различных изданий одного произведения. Придумать и нарисовать свою обложку книги к понравившемуся произведению.

10

«На ярмарке»

Малые фольклорные жанры.

1

Выделение отличительных особенностей русского фольклора. Выучить потешку, считалку, небылицу.

11

Сказки о животных. В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко»


1

Определение темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию автора. Сочинение сказки о неживом предмете

( портфель, кружка, ботинок, ручка и т.д.)

12

Рассказы о животных. Р. М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса» К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел»


1

Отработка связи « писатель - книги – тема». Принести картинки, иллюстрации, фотографии с изображением птиц .

13

Забавные стихи. А.Барто « Дом переехал», Хармс «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар», « Иван Торопышкин» Э. Мошковская «Хитрые старушки»


1

Выразительное чтение с интонацией юмора, радости. Обратить внимание на связь « тема – автор». Выбор отрывка для заучивания наизусть.

14 - 16

Сказки и стихи о приключениях и волшебстве. Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»


3

Детальный анализ произведения. Отработка связи «жанр – книги», уметь читать надписи на обложке при усложненном оформлении книг. Сочинить стихи о своих друзьях

17 - 18

Рассказы и стихи о подвигах. М.Зощенко «Самое главное» Емельянов «Храбрая девочка» и др.


2

Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям ,используя внешние приметы или прежний опыт. Характеристика поступка, героев.

19

Тебе смешно, а мне до сердца дошло. Е. Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева « Кто всех глупее».


1

Умение найти название книги на корешке. Тема и жанр произведения. Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости.

20

Сказки о настоящей дружбе. Афганская сказка « Волк – ябедник» Африканская сказка «Вот так дружба!»


1

Разграничивать книгу – произведение и книгу – сборник. Выделение основных характеристик «настоящего друга» по прочитанным сказкам. Составить рассказ о своём лучшем друге.

21 - 22

О героизме и трусости. С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Артюхова « Трусиха», С.Михалков «Прививка», К.Ушинский «Трусливый Ваня»



2

Выборочное чтение характеристики главных героев. Озаглавливание тематической выставки. Отбирать, рассматривать и приносить в класс книги о храбрости.

23

Нет лучше дружка, чем родимая матушка. Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка - забота», Емельянов « Рассказы о маме» Панькин « Легенда о матерях» Трутнева « Проталинки»


1

Знакомство с понятием «легенда». Выразительное чтение стихотворений, анализ содержания. Сочинение стихов о маме и для мамы.

24

Жизнь дана на добрые дела. Б.Житков « Помощь идет» Е.Пермяк « Пичугин мост»


1

Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя. Закрепление всех приобретенных знаний. Составление рассказа о своём добром поступке.

25 - 26

Произведения о ребятах – сверстниках. Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков « Про мимозу» Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка»


2

Установка на знакомство с книгой, начиная с фамилии автора (знаком – незнаком). Интонированное чтение произведений. Составление характеристики положительного и отрицательного героев. Пересказ от лица главного героя.

27

Родину – мать учись защищать. А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной тайне» С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»


1

Детальный анализ произведений, характеристика черт характера. Учить озаглавливать тематическую выставку. Подобрать пословицы и поговорки о Родине. Выделение для себя нравственных качеств.

28

Книги о ребятах и их делах. А.Барто « Было у бабушки 40 внучат» С.Маршак «Чижи»


1

Выделение поведенческих характеристик героев для дальнейшего инсценирования. Выбор для себя роли в инсценировке

29

Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум. Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец», « Отчего у белого медведя нос черный»

Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста»


1

Умение находить в книгах общие признаки. Подумать, на какой вопрос вам хотелось бы получить ответ.

30

Весна, весна на улице, весенние деньки! Б. Заходер «Товарищам детям», Э. Шим « Чем встречают весну?»

Э. Шим «Чем пахнет весна».


1

Обратить внимание на связь « тема – автор». Передача весеннего настроения при выразительном чтении. Придумать своё название стихотворениям. Словесное изображение весенних картин

31

Знай и люби родную природу!

Е. Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку» Снегирев « Про пингвинов»

Г. Скребицкий «Колючая семейка»


1

Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении. Пересказ по плану.

32

Произведения о растениях. Э. Шим «Неслышные голоса» Н.Павлова « Живая бусина»


1

Устанавливать связь « автор – книга – тема». Выделение ключевых эпизодов произведений.

33-34

Сказки Ю.Магалифа.


2

Работа над проектом «Сказки Ю.Магалифа».




3класс

Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания, инсценирования. Работа с проектом (групповая)

Настоящий читатель-10ч. Настоящий читатель много читает. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Работа со словарями. Учимся работать с информацией.

Продуктивное чтение-12ч Чтение во время чтения. Умение видеть незнакомые слова и уточнять их смысл. Вопросы к автору текста. Читательские умения. Читаем и воображаем. Читаем и чувствуем. Известные чувства. Передача восприятия через цвет. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. Радость, восхищение, любование. Смена настроения: грусть, печаль Чувства и эмоции читателя. Читаем и думаем, размышляем. Медленное вдумчивое чтение

Литературный Новосибирск-2ч.





Тема занятия

Кол - во

часов

Основное содержание работы

1.

Стихотворные сказки.

А.Пушкин «Сказка о золотом петушке»


1

Особенности стихотворных сказок. Сравнение сказок разных авторов. Выучить отрывок наизусть

2.

Детские энциклопедии.

Энциклопедии о растениях, животных, географии, истории и т.д.


1

Особенности энциклопедических публикаций. Находить в большом потоке информации интересующую информацию

3.

Стихи о природе. Страницы русской классики. Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев


1

Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн

4.

Рассказы современных писателей о детях.


Рассказы В. Драгунского «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «….И чего не люблю», «где это видано, где это слыхано»


1

Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями. Сочинить свой рассказ «Что я люблю»

5 - 6

Волшебный мир сказок Бажова.

П. Бажов «Огневушка - поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок»


2

Выделение особенностей уральских сказаний. Мини-рассказ «Я умею, я могу»

7

Произведения о тех, кто трудится. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»,

В. Осеева «Простое дело"


1

Рассуждать с опорой на прочитанное произведение. Находить ответы на вопросы в произведении.

8 - 9

Книги о природе и человеке. М.Пришвин «Гаечки» Р.Киплинг «Маугли» Б.Житков «Мангуста»

2

Деление произведения на смысловые части. Находить в произведении понравившиеся отрывки.

10

Рассказы о животных.

Л.Толстой « Как волки учат своих детей», К.Паустовский «Барсучий нос»


1

Чувства, эмоции героев и читателей. Мастерство писателя.

11

Книги о ребятах и их делах.

А.Гайдар «Тимур и его команда».

1

Работа с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование. Пересказ отрывка прочитанного произведения. Выставка книг А.П.Гайдара.

12

Произведения о долге и храбрости.

И. Тургенев «Капля жизни»

1

Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям. Найти и принести книги с произведениями о долге и храбрости. Выставка книг о долге и храбрости.

13

Произведения о мамах и детях.

А. Милн «Непослушная мама»

1

Выразительное чтение стихотворений: передача любви и уважения тембром и темпом чтения. Выучить стихотворение о маме. Конкурс стихотворений о маме.

14

Сказки о приключениях детей.

И. Сигсгорд « Палле один на свете» и др.

1

Литературное слушание. Анализ произведения. Иллюстрация с комментариями, составление вопросов по тексту. Составление кроссворда с использованием составленных вопросов

15

Весёлые истории. М.Зощенко « Глупая история» И. Сухин «Вот такой затейник»

1

Особенности произведений юмористического жанра.

16

Сказки народов разных стран.

Арабская сказка «Синбад – мореход», «Али – Баба и сорок разбойников»

1

Особенности арабских сказок. Иллюстрация с комментарием (отрывок из произведения к иллюстрации).

17

Книги о дружбе и взаимопомощи. Ю. Куклачев «Мои друзья кошки»

В. Дуров «Наша Жучка» и др.


2

Особенности произведений, написанных не писателем, а людьми разных профессий. Мини сочинение «Моя кошка», «Собака-друг человека». Газета с фотографиями, рисунками и сочинениями «Мои друзья –кошки, собаки»

18

Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения. Е.Чарушин, В. Голявкин


1

Работа художника-иллюстратора. Значение иллюстрации в раскрытии содержания произведения. Иллюстрирование понравившегося эпизода.

19

Как рождается герой.

Б.Заходер « История гусеницы», Ю. Мориц « Жора Кошкин», Л.Яхнин « Лесные жуки»

1

Темп чтения, передача настроения голосом. Выразительное чтение выбранного стихотворения. Конкурс на лучшего чтеца.

20

Люби живое.

М.Пришвин «Рождение кастрюльки», Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник»

1

Отражение биографии и интересов писателя в его произведениях. Выразительное чтение отрывка произведения.

21

По страницам детских журналов.

Ю.Ермолаев «Соседка по парте», журнал «Мурзилка» - «Уроки этикета»

1

Анализ поступков героев, предложение своего решения проблемы, ссоры возникшей среди героев произведения. Формулирование своего отношения к происходящему в произведении

22 - 23

Твоя книжная полка.

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина», «Дневник Коли Синицына»


2

Детальный анализ произведения. КВН « С героями Н.Носова»

24 - 26

Страна Фантазия. Л. Кэррол «Алиса в Зазеркалье»

Д. Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы» «Джельсомино в Стране Лжецов»


3

Анализ произведения по вопросам учителя. Подготовка иллюстрации к игре « Угадай произведение, зачитай отрывок» Игра« Угадай произведение, зачитай отрывок»

27

Стихи о родине поэтов родного края.


1

Патриотизм и любовь к родине в стихотворном жанре. Подготовка к выразительному чтению. Конкурс на лучшего чтеца.

28

Разножанровые произведения о ратных подвигах родного народа.

К.Ушинский «Александр Невский», А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей».

1

История на страницах художественных произведений. Поиск произведений по теме занятия. Оформление читательского уголка, экскурсия к памятнику воинам ВОВ.

29 - 30

Зарубежные писатели детям. «Пеппи длинный чулок», Р.Распе «Самый правдивый человек на земле»

2

Особенности произведений зарубежных писателей имена героев, бытовые особенности, обычаи и т.д. Составление вопросов по услышанному отрывку произведения. Выразительное чтение отрывка с коротким комментированием общего сюжета.

31

Мифы и легенды древней Греции.Рождение героя, Геракл в Фивах,

Немейский лев.

1

Литературное понятие «миф», «легенда». Сравнение жанра «Мифы» со сказкой. Пересказ выбранного мифа или легенды. Составление кроссворда «О мифах и легендах».

32

Книги, которые надо читать долго.

А. Волков «Волшебник изумрудного города»


1

Особенности чтения книг большого объёма. Составление плана, опорные слова и предложения. Читательская конференция по произведению «Волшебник изумрудного города». Читательская конференция по произведению «Волшебник изумрудного города»

33-34

Поэты родного Города. Стихи Е.Стюарт.

2

Групповая работа. Оформление выставки.


4 класс

Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется содержание произведений. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Индивидуальный или групповой проект.

Настоящий читатель-10ч. Настоящий читатель много читает. Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции..

Продуктивное чтение-12ч Чтение во время чтения. Читательская работа после чтения продолжается. Умение перечитать нужное, интересное, придумать продолжение, помечтать, сделать выводы. Практическая работа с текстом

Литературный Новосибирск-2ч.





Тема занятия

Кол - во

часов

Основное содержание работы

1

О чём рассказывают журналы?

Детская периодическая печать: журнал «Музрилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д.


1

Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах - справочника. Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой.

2

«Где, что, как и почему?»

Книги-справочники, энциклопедии


1

Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках. Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой.

3

«Вчера и сегодня»

Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях


1

Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений из науки и техники.

4

«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?»

Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ.


1

Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на прочитанные книги.

5

«Из истории нашей Родины» Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева.



1

Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Выделение книг С. Алексеева и знакомство с творчеством этого писателя. Устное аннотирование книг по теме урока. Чтение рассказов и очерков о героях наших дней из детской периодики, в Интернете.

6 - 7

«В путь, друзья!»

Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных


2

Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание. Подготовка и проведение литературного марафона «В путь, друзья!» - по материалам прочитанных книг

8 - 10

«Обыкновенная биография в необыкновенное время»

Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре.


3

Знакомство с новым видом издания – с собранием сочинений писателя. Выборочное чтение, пересказ, декламация отрывков, воссоздающих образ А. Гайдара – бойца, писателя, гражданина. Оформление презентации «Книги Гайдара и о Гайдаре».

11 - 13

«Родные поэты». Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др.


3

Знакомство с широким кругом поэтов-классиков, с тематикой их творчества. Чтение избранных стихов наизусть. Чтение стихов ряда поэтов-классиков. Отбор нескольких стихотворений для чтения вслух, наизусть. Литературная игра «Знаешь ли ты поэтов-классиков?»

14 - 16

«Творцы книг» Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает. (Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»- повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»- повесть о детстве.)



3

Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал. Коллективная презентация «Творцы книг». Оформление выставки книг приключенческого жанра.

17 - 19

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ» Кир Булычов «Гостья из будущего» В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду»


3

Углубленное рассмотрение книг приключенческого жанра. Литературная викторина по произведениям раздела «Зарубежная приключенческая классика»

20 - 22

«От благодарных читателей» М.Твен «Приключения Тома Сойера» Д.Свифт «Путешествие Гулливера»




3

Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение к старшим. Формулирование своего отношения к происходящему в произведении, составление характеристики главных героев.

23 - 24

«Современные писатели - детям»

Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул»

В. Медведев «Баранкин будь человеком»

2

Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг. Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать»

25

Мир детства в рассказах А. П. Чехова

«Вертел», «Скрипач Яшка» «Детвора» «Каштанка»


1

Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Выделение книг А. П. Чехова и знакомство с творчеством этого писателя. Устное аннотирование книг по теме урока.

26 - 28

«С моей книжной полки» В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка»



3

Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д. Литературная игра «Ты мне, я тебе» по прочитанным произведениям.

29

Путешествие по сказкам братьев Гримм.

Сказки братьев Гримм



1

Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д.

Литературная викторина по сказкам братьев Гримм

30

Картины русской природы в произведениях писателей родного края


1

Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг.

32 - 34

В.Шамов Книги для детей.


3

Групповой проект «Герои В.Шамова»





Литература

  1. Асмолов, А.Г. Универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов. – М. : Просвещение, 2009.

  2. Бунеева, Е.В. Буду настоящим читателем. 3–4 кл. / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова : пособие из серии «Как мы учимся» (образовательные технологии). – М. : Баласс, 2012.

  3. Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех : Сборник материалов / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М. : Баласс, 2006. – 320 с.

  4. Образовательные технологии: Сборник материалов. – М. : Баласс, 2012. –160 с.

  5. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления / А.Э. Симановский. – Ярославль, 1997.

  6. Соболева, О.В. Беседы о чтении / О.В. Соболева // Начальная школа Плюс До и После. 2007. – № 8–12; 2008. – № 1, 3, 4, 6, 9, 11; 2009. – № 1.

  7. Светловская, Н.Н. Основы науки о читателе / Н.Н. Светловская. – М. : Магистр, 2003.

  8. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа / О.В. Чиндилова, Е.В. Бунеева // Начальная школа Плюс До и После. – 2012. – № 8. –

С. 3 – 9.

  1. Щеглова, Т.М. Развитие познавательной сферы личности младших школьников : Сборник психокоррекционных игр и упражнений для детей 6–10 лет / Т.М. Щеглова. – Шуя,2014.





























16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!