Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Саранпаульская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Трудности русского языка» для 9а, 9б классов на 2020-2021 учебный год
разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного стандарта основного общего образования
Согласовано на заседании МО учителей филологии. Протокол №1 от 27 .08.2020. Руководитель МО __________ Сапрыкина Ю.А. | Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета школы. Протокол № 1 от 27.08.2020. | Утверждаю Директор школы ___________ Попов А.Д. Приказ № 90 от 28.08.2020 г. |
Учитель высшей категории – Сангаджиева И.И.
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Трудности русского языка» (подготовка к итоговой аттестации) разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Саранпаульская средняя общеобразовательная школа », базируется на программно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов ОГЭ предыдущих лет.
Программа разработана согласно Учебному плану МБОУ «Саранпаульская общеобразовательная школа»
на 2020-2021 учебный год;
Согласно учебному плану на изучение программы внеурочной деятельности «Трудности русского языка» (Подготовка к итоговой аттестации) отводится в 9 классе 70 часов в год (2 часа в неделю).
Срок реализации программы - один учебный год.
Планируемые результаты.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения экзаменационной работы. В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ, то есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков, знать свои права и систему оценивания работ. А кроме этого, ребята повторят знания о русском языке как о системе, повысят уровень качества знаний по русскому языку, что будет способствовать успешной сдаче экзамена по предмету.
Таким образом, в результате прохождения программного материала будет реализовано:
1. Подготовка учащихся 9-го класса к прохождению государственной итоговой аттестации.
2. Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. В ходе занятий учащиеся научатся:
- работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять различные типы заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- правильно отмечать в бланке варианты ответов;
- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
- сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 40 минут.
Содержание программы.
Подготовка к написанию изложения.
1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их формулирования.
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка.
4. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
5. Написание изложения.
Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом.
1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. Понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка
(Задание 6)
2. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. Распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись, эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение, сравнительный оборот, фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи; уместное использование фразеологических оборотов в речи (Задание 7)
3. Определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления; подбор синонимов, антонимов. (Задание 8)
4. Проведение синтаксического анализа предложения. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2)
5. Синтаксический анализ. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4)
6. Пунктуационный анализ. Применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом, осложнённом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге. (Задание 3)
7. Орфографический анализ. Поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами; освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме; нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов. Характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи. Идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам; распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков; умение различать слова категории состояния и наречия; распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков; распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц; распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.
2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
5. Корректировка текста.
Контроль знаний.
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.
Тематическое планирование.
№ п\п | Наименование разделов и тем | Дано по плану | Дано по факту |
1-2 | Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. | 05.09, 05.09 | 05.09, 05.09 |
3-4 | Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. | 12.09, 12.09 | 12.09, 12.09 |
5-6 | Критерии оценивания изложения. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка. | 19.09, 19.09 | 19.09, 19.09 |
7-8 | Создание текстов различных стилей и жанров. Воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение). | 26.09, 26.09 | 26.09, 26.09 |
9-10 | Готовимся к написанию сжатого изложения. Характеристика основных приемов компрессии текста. | 03.10, 03.10 | 03.10, 03.10 |
11-12 | Анализ содержания текста, отработка умения находить предложения, в которых содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. Алгоритм выполнения задания №6. | 10.10; 10.10 | 10.10; 10.10 |
13-14 | Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. Алгоритм выполнения задания №7. | 17.10; 17.10 | 17.10; 17.10 |
15-16 | Лексический анализ слов. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Алгоритм выполнения задания № 8) | 24.10, 24.10 | 24.10, 24.10 |
17-18 | Словосочетание. Синтаксический анализ. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Виды связи слов в словосочетании. Алгоритм выполнения задания № 4. | 31.10, 31.10 | 31.10, 31.10 |
19--20 | Синтаксический анализ. Грамматическая основа предложения. Простые и сложные предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Алгоритм выполнения задания № 3. | 14.11; 14.11 | 14.11; 14.11 |
21-22 | Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. | 21.11; 21.11 | 21.11; 21.11 |
25-26 | Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Знаки препинания при вводных конструкциях. | 28.11; 28.11 | 28.11; 28.11 |
27-28 | Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы. Пунктуация в сложном предложении | 05.12; 05.12 | 05.12; 05.12 |
29-31 | Сложноподчиненные предложения. Подчинительные союзы. Пунктуация в сложном предложении. | 19.12; 19.12 | 19.12; 19.12 |
32-34 | Бессоюзные предложения. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении. | 26.12; 26.12 | 26.12; 26.12 |
35 | Различные виды анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический) | 16.01 | 16.01 |
36 | Идентификация самостоятельных и служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам. Распознавание существительных и их морфологических признаков | 16.01 | 16.01 |
37 | Распознавание прилагательных и их морфологических признаков. Отличие прилагательных от причастий. | 23.01 | 23.01 |
38 | Распознавание местоимений и их морфологических признаков. Разряды местоимений. | 23.01 | 23.01 |
39 | Распознавание числительных и их морфологических признаков. Склонение количественных числительных. | 30.01 | 30.01 |
40 | Распознавание наречий разных разрядов и их морфологических признаков. Умение различать слова категории состояния и наречия. | 30.01 | 30.01 |
41-42 | Распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц; распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий. | 06.02; 06.02 | 06.02; 06.02 |
43-45 | Правописание корней. (Проверяемые, непроверяемые, чередующиеся) | 13.02; 13.02 | 13.02; 13.02 |
46-47 | Правописание приставок. (Приставки на З-С, ПРЕ- и ПРИ-) | 20.02; 20.02 | 20.02; 20.02 |
48-49 | Правописание - Н- и -НН- в различных частях речи. | 27.02; 27.02 | 27.02; 27.02 |
50-51 | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. | 06.03; 06.03 | 06.03; 06.03 |
52-53 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи. | 13.03; 13.03 | 13.03; 13.03 |
54 | Буквы О-Ё после шипящих и Ц в различных частях речи. | 20.03 | 20.03 |
55 | Употребление Ь и Ъ. | 20.03 | 20.03 |
56 | Правописание НЕ и НИ в отрицательных и неопределенных местоимениях. | 27.03 | 27.03 |
57 | Особенности правописания служебных частей речи. Производные предлоги. | 27.03 | 27.03 |
58 | Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценивания сочинения. Тема, идея, проблема текста. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). | 03.04 | 03.04 |
59-60 | Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценивания сочинения. Тема, идея, проблема текста. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). | 03.04; 10.04 | 03.04; 10.04 |
61-62 | Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (Задание 9.1) | 10.04; 17.04 | 10.04; 17.04 |
63-64 | Обучение написанию сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста. (Задание 9.2) | 17.04; 24.04 | 17.04; 24.04 |
65-66 | Написание сочинения-рассуждения на тему, объясняющую какое-то понятие. (Задание 9.3) | 24.04; 15.05 | 24.04; 15.05 |
67-68 | Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок. | 15.05; 22.05 | 15.05; 22.05 |
69-70 | Репетиционный экзамен в формате ОГЭ | 22.05; 28.05 | 22.05; 28.05 |
| Итого | 70 часов | |