Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Основы здорового питания» разработана на основе рекомендаций сотрудников Института возрастной физиологии РАО М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой, которые в свою очередь подготовлены на основе материалов, выполненных по заказу Минобрнауки России в рамках реализации мероприятия «Организационно-аналитическое сопровождение мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» в 2011 г. (руководитель проекта – Синягина Н.Ю, директор ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи»).
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
• Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года (с изменениями и дополнениями);
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);
• Основная образовательная программа основного общего образования ГБПОУ СОЧГК им.О.Колычева.
• СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 01.01.2011) раздел 2.9.;
• Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
• Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
• Постановление Правительства Российской Федерации «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения до 2020 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873-р),
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения;
умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков).
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
слушать и понимать речь других.
Предметные результаты:
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
знакомство с миром профессий и важностью правильного выбора профессии.
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; - формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда.
Содержание программы
Программа курса по формированию культуры здорового питания обучающихся 9 класса состоит из 5 тематических разделов.
Введение. Здоровье человека и основы правильного питания.
Алиментарно-зависимые заболевания.
3. Физиология питания.
4. Структура ассортимента и свойства пищевых продуктов.
5. Санитария и гигиена питания.
Раздел 1. Введение. Здоровье человека и факторы, его определяющие.
Введение. Строение тела человека - общий обзор. Системы органов. Работа систем органов. Викторина «Знаю ли я себя?» Что такое здоровье? Состояние здоровья современного человека. Факторы, влияющие на состояние здоровья школьников. Пищевые продукты и питательные вещества. Полезные и вредные продукты. Пирамида здорового питания. Режим питания. Составление меню выходного дня.
Раздел 2. Алиментарно-зависимые заболевания.
Алиментарно-зависимые заболевания и факторы их вызывающие. Нарушение питания и факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Меры профилактики алиментарно-зависимых заболеваний. БАДы.
Раздел 3. Физиология питания.
Строение пищеварительной системы человека. Механизм пищеварения. Обмен веществ в организме человека. Заболевания, связанные с нарушением обмена веществ. Рацион питания школьника.
Раздел 4. Структура ассортимента и свойства пищевых продуктов
Традиции питания разных народов. Питание народов России. Диеты. Полезные и вредные продукты. Фастфуд. Кулинарная обработка пищевых продуктов. Приемы и способы кулинарной обработки пищевых продуктов.
Раздел 5. Санитария и гигиена питания
Основные функции и правила гигиены питания. Пищевые отравления. Инфекционные заболевания. Паразитарные заболевания. Правила первой помощи при пищевых отравлениях.
Тематическое планирование
№ п/п | Название | Количество часов | Дата |
1 | Состояние здоровья современного человека. | 1 | 5.09 |
2 | Кто ответственен за мое здоровье. | 1 | 12.09 |
3 | Здоровье и профессия- дискуссия. | 1 | 19.09 |
4 | Режим дня. Исследовательский проект «Тайм-менеджмент и здоровье» | 1 | 26.09 |
5 | Проект «Как мы реагируем на социальное влияние» | 1 | 3.10 |
6 | Факторы, влияющие на состояние здоровья школьников. | 1 | 10.10 |
7 | Особенности обменных процессов, происходящих в организме человека в соответствии с возрастными периодами. | 1 | 17.10 |
8 | Алиментарно-зависимые заболевания и факторы, их вызывающие. | 1 | 24.10 |
9 | Нарушение питания и факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний. | 1 | 7.11 |
10 | Меры профилактики алиментарно-зависимых заболеваний. | 1 | 14.11 |
11 | Физиологические нормы, потребности в основных питательных веществах и энергии. | 1 | 21.11 |
12 | Механизмы пищеварения и правильные характер обмена веществ в организме человека. | 1 | 28.11 |
13 | Правила построения рационов питания для различных возрастных групп населения. | 1 | 5.12 |
14 | Современные тенденции развития индустрии питания в Российской Федерации и за рубежом. | 1 | 12.12 |
15 | Особенности питания учащихся. | 1 | 19.12 |
16 | Лечебно-профилактическое, диетическое питание, питание в предприятиях открытой сети. | 1 | 29.12 |
17 | Структура ассортимента продукции общественного питания. | 1 | 16.01 |
18 | Приемы и способы кулинарной обработки пищевых продуктов. | 1 | 23.01 |
19 | Проект «Домашнее меню» | 1 | 30.01 |
20 | Нормы питания, адекватные физиологической нагрузке, возрастным и половым особенностям школьников. | 1 | 6.02 |
21 | Всё ли полезно, что в рот полезло? – викторина. | 1 | 13.02 |
22 | Как определить качество питания. | 1 | 20.02 |
23 | Вкусная азбука. | 1 | 27.02 |
24 | Избыточная масса тела – результат «качественного питания»? | 1 | 6.03 |
25 | Найти волшебную диету. | 1 | 13.03 |
26 | Культура питания: встречаем друзей. | 1 | 20.03 |
27 | Вкусные традиции моей семьи. | 1 | 3.04 |
28 | Питание школьников во время подготовки к экзаменам. | 1 | 10.04 |
29 | Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности продуктов. | 1 | 14.04 |
30 | Микробиологическая безопасность. | 1 | 24.04 |
31 | Загрязнение пищевых продуктов. Допустимые нормы по показателям безопасности пищевых продуктов. | 1 | 15.05 |
32 | Правильное питание – это здоровье и красота. | 1 | 22.05 |
| | | |
| | | |
Список литературы:
Бакуменко О.Е., Васнева И.К., Доронин А.Ф. Образ жизни и питание учащихся: монография. М.: «МГУПП». – 2017.
Доронин А.Ф., Бакуменко О.Е., Панфилова С.Н. Конспект лекций по дисциплине «Технология продуктов детского питания» М.: «МГУПП». – 2018.
Ипатова Конышев В.А. «Ты то, что ты ешь: азбука питания». М.: «Эксмо». - 2017
Поздняковский В.М. Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов.
Новосибирск « Сибирский университет». – 2017.
Рогов И.А., Антипова Л.В., Дунченко Н.И. Химия пищи. М.: «КолосС». – 2017.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.2408-10 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». Дополнения и изменения № 22 к СанПиН 2.3.2.1078-01.
Спиричев В.Б. «Что могут и чего не могут витамины». М.: «Миклош». – 2018.
Ткаченко Е.И., Успенский Ю.П. Питание, микробиоценоз и интеллект человека. СПб.: «Спецлит». - 2018