Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бакчарская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Бакчарская СОШ»)
Согласовано на Утверждаю:
заседании МС директор
_________ /__________ / Протокол № ___ «_____»__________2018г.
«____»_________2018г.
Развивающая программа внеурочной деятельности
по формированию графомоторных навыков
у обучающихся 5 классов
Волшебные
обводилки
Автор:
Педагог-психолог
Гузеева Е.К.
2018г
Пояснительная записка
Актуальность:
Пятый класс для выпускника начальной школы – это новый социальный опыт, новая социальная среда, в которой ему нужно быстро адаптироваться и, по возможности, максимально реализовать свои ожидания, интересы, потребности, проявить свои способности. Тем не менее, не каждый ребенок способен быстро адаптироваться к новым для него условиям, принять предъявляемые к нему требования. Адаптация пятиклассников может протекать по-разному и ее период у каждого ученика имеет свою продолжительность.
Трудности в адаптации, с которыми сталкиваются пятиклассники, проявляются, как правило, в повышенной конфликтности, агрессивности, отчужденности во взаимоотношениях с окружающими людьми, в транслировании негативных, асоциальных форм поведения, внутриличностных конфликтах, в обострении психосоматических заболеваний, и могут стать, в свою очередь, причиной возникающих внутренних противоречий у самих обучающихся, связанных с их личностным развитием, в том числе и интеллектуальным, а также в снижения успеваемости, познавательной активности и школьной мотивации.
При условии длительного и сложного протекания процесса адаптации к основной школе, можно говорить о школьной дезадаптации, которую М.М. Безруких определяет как своеобразный «школьный стресс», то есть «такое нарушение психического состояния, которое выбивает учеников из нормальной жизни, приводит к резкому ухудшению состояния здоровья и не позволяет ребенку успешно справиться с учебной нагрузкой».
Московские педагоги Н.П. Вайзман и В.В. Зарецкий также считают, что «под школьной дезадаптацией понимается такое состояние учащихся, когда они не усваивают учебную программу, не находят адекватного взаимодействия со сверстниками в коллективе и со взрослыми, что отражается в поведенческих отклонениях».
В.С. Мухина дает следующее определение: «дезадаптация школьная – выражается в отказе ребенка от посещения школы, вызванном трудностями усвоения школьной программы или конфликтами со сверстниками и преподавателями».
Таким образом, дезадаптация проявляется в несоответствии возможностей ребенка школьным требованиям, что, в свою очередь, может привести к формированию неадекватного восприятия действительности и отношения к окружающим, возникновению внутреннего психологического конфликта, снижению учебной мотивации и познавательной активности, формированию пассивной жизненной позиции и конфликтных отношений с учителями и сверстниками.
Способность осознавать и конструктивно выражать свои эмоции, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, способность к рефлексии, толерантность являются важными компонентами успешной адаптации обучающихся к пятому классу и основной школе в целом.
В связи с этим, одним из направлений работы педагога-психолога школы является создание условий для успешной адаптации обучающихся к условиям основной школы (профилактика дезадаптации), в сопровождении личности на пути к успешной социализации через выявление актуальных психологических проблем и помощи в их разрешении, поддержку социально значимых выборов личности, помощь личности в самореализации в ситуации специфического группового контекста классного коллектива, а также формирование у учащихся пятых классов личностного, регулятивного и коммуникативного компонентов УУД.
В настоящее время отмечается увеличение количества детей с разного рода нарушениями в развитии, что приводит в дальнейшем к эмоциональной и физической усталости с последующим падением интереса к процессу обучения как таковому.
При переходе в среднее школьное звено, мы можем наблюдать у обучающихся недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук.
Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Важно проводить комплексную развивающую работу с элементами психокоррекции.
Предлагаемая программа учитывает содержание уже существующих программ по данной проблеме («Счастливый подросток» О. Хухлаевой, Т. Кирилиной и О. Федоровой, «Фарватер» Е.В. Емельяновой и «Волшебные обводилки» Г. М. Зегебарт, О.С. Ильичевой.), но имеет свои особенности в структуре построения занятий, а также содержании.
Целевой аудиторией программы являются учащиеся 5-х классов.
Цели и задачи программы
Целью программы является развитие личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий как основы успешной адаптации к условиям основной школы.
Задачи:
создание доверительной атмосферы;
повышать умственную работоспособность (способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, воображения);
развивать графомоторные навыки (плавность, точность, скоординированность движения рук);
формировать произвольность;
формировать благоприятный эмоционально-психологического климат и навыки позитивного общения;
снижение уровня тревоги, связанной с переходом в основную школу;
зарождение интереса к своему внутреннему миру.
Задачи, направленные на развитие регулятивных УУД:
формирование способности осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением;
формирование способности реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;
формирование способности соотносить результат с целью и оценивать его.
Задачи, направленные на развитие личностных УУД:
формирование способности наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;
формирование способности позитивных представлений о собственных возможностях и способностях;
формирование способности оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;
Задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД:
формирование способности контролировать свою речь и поступки;
формирование толерантности;
формирование умения самостоятельно решать проблемы в общении;
формирование способности грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Методическое обоснование программы
В программу входят оригинальные рисунки-образцы для копирования и методическое пособие «Волшебные обводилки», в которой подробно описан порядок работы с образцами, а также представлен комплекс упражнений «Гимнастика для мозга».
Программа рассчитана на проведение развивающих занятий в течении учебного года, в режиме 1 занятие в неделю.
Структура занятий
1. Приветствие создание позитивного настроя, доверительной атмосферы
2. Разминка
3. «Гимномтакика для мозга» – кинесиологическая гимнастика
4. Упражнения для развития графомоторных навыков обводка, копирование рисунков, выполнение творческого задания по методике Г.М. Зегебарт, О.С. Ильичева «Волшебные обводилки. Формирование графомотрных навыков».
5. Ритуал завершения занятия
Материально-техническое обеспечение:
- магнитная доска, магниты
- фломастеры, маркеры, карандаши
- массажные мячики/шарики (суджок)
- мелкие игрушки из наборов «киндер-сюрприз» (в том числе маленькие машинки)
- клей, ножницы, бумага (для творческой работы с «Волшебными обводилками»)
- магнитофон + диски с записями релаксационной, спокойной музыки;
Предполагаемый результат
улучшится координации мелкой моторики рук
разовьется внимания, памяти, воображения
выработается произвольность поведения
улучшится процесс овладения навыками письма
дети успешно адаптируются к условиям обучения в среднем школьном звене
Тематический план
(1 занятие в неделю, продолжительность 40 минут)
Курс 17 занятий в полугодие
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Знакомство с курсом | 1 |
2 | Письмо и рисование двумя руками одновременно | 4 |
3 | Выполнение Творческой работы | 6 |
4 | Графические работы | 2 |
5 | Кинесиологическая гимнастика | 4 |
Краткое содержание занятий по темам
№ занятия | Наименование форм работы, упражнений |
1 занятие | Приветствие. Разминка «Тянемся к солнышку». Ритмирование: перекрестные движения «Локоть-нога/Шаги в море» - 15 раз. Самомассаж: пальцев и ладоней рук с помощью шарика «суджок» и пружинок; «Ушки»: массирующими движениями «вверх и назад» для верхней части уха и «строго вниз» - на мочках -5 раз; «Мытье головы» (а); «Точки здоровья»: «ума», «бодрости», «рыцарская». Упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Колечки», «Зеркальце и полочка». «Волшебные обводилки» - рис.25 (контур обводится одновременно пальцами обеих рук (фишками, мелкими игрушками) в разных направлениях (руки движутся по стрелкам навстречу друг другу); расположение листа горизонтальное на столе). Расслабление: «Сухой листик». Прощание. |
2 занятие | Приветствие. Разминка «Тянемся к солнышку». Ритмирование: перекрестные движения «Локоть-нога/Шаги в море» - 20-25 раз. Массаж/самомассаж: пальцев и ладоней рук с помощью шарика «суджок» и пружинок; «Ушки»: уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз – по вертикали; возвратно-поступательным движением растираются в другом направлении – по горизонтали; «Мытье головы» (а); «Точки здоровья»: «ума», «бодрости», «рыцарская». Упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Колечки», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка», «Ладонь-кулак», «Лягушка». «Волшебные обводилки» - рис.26 (контур обводится одновременно пальцами обеих рук (фишками, мелкими игрушками) в разных направлениях (руки движутся по стрелкам навстречу друг другу); расположение листа горизонтальное на столе). Расслабление: «Сухой листик». Прощание. |
3 занятие | Приветствие. Разминка «Потягивания». Ритмирование: перекрестные движения «Перекрестные и односторонние движения» (по 12 р.) Упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Колечки», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка», «Ладонь-кулак», «Лягушка» (если хорошо выученные, то усложнение - с закрытыми глазами). «Волшебные обводилки» - рис.27. Расслабление: «Травинка на ветру». Прощание. |
4 занятие | Приветствие. Разминка «Потягивания». Ритмирование: перекрестные движения «Перекрестные и односторонние движения» (по 12 р.) Упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Колечки», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка», «Ладонь-кулак», «Лягушка» (с закрытыми глазами). Графический диктант – 21 («Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой»). Расслабление: «Травинка на ветру». Прощание. |
5 занятие | Приветствие. Разминка «Струночка». Ритмирование: «Цыганочка». Массаж/самомассаж: пальцев и ладоней рук с помощью шарика «суджок» и пружинок; «Ушки Упражнения: «Змейки» («Кулак-ребро-ладонь», «Колечки», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка», «Ладонь-кулак», «Лягушка» - с закрытыми глазами); «Волшебные обводилки» - рис.29. Расслабление: «Раскачивающееся дерево». Прощание. |
6 занятие | Приветствие. Разминка «Струночка». Ритмирование: «Цыганочка». Массаж/самомассаж: пальцев и ладоней рук с помощью шарика «суджок» и пружинок; «Точки здоровья»: «ума», «бодрости», «рыцарская». Упражнения: «Змейки» («Кулак-ребро-ладонь», «Колечки», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка», «Ладонь-кулак», «Лягушка» - с закрытыми глазами); «Волшебные обводилки» - рис.30. Расслабление: «Раскачивающееся дерево». Прощание. |
7 занятие | Приветствие. Разминка «Звезда». Ритмирование: «Движение под музыку». Массаж/самомассаж: пальцев и ладоней рук с помощью шарика «суджок» и пружинок; «УшкиУпражнения: «Замок», «Змейки» («Кулак-ребро-ладонь», «Колечки», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка», «Ладонь-кулак», «Лягушка» - с закрытыми глазами); «Волшебные обводилки» - рис.31. Прощание. |
8 занятие | Приветствие. Разминка «Звезда». Ритмирование: «Движение под музыку». Массаж/самомассаж: пальцев и ладоней рук с помощью шарика «суджок» и пружинок; «УшкиУпражнения: «Замок», «Змейки» («Кулак-ребро-ладонь», «Колечки», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка», «Ладонь-кулак», «Лягушка» - закрытые глаза + легко прикушенный язык); «Волшебные обводилки» - рис.32. Расслабление: «Силач». Прощание. |
9 занятие | Приветствие. Разминка «Растяжки для ног». Ритмирование: «Ушко-носик» (без хлопка и с хлопком). Массаж/самомассаж: пальцев и ладоней рук с помощью шарика «суджок» и пружинок «Гибкая шея, свободные плечи»; «Точки здоровья»: «ума», «бодрости», «рыцарская». Упражнения: «Паровозик», «Замок», «Змейки» («Кулак-ребро-ладонь», «Колечки», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка», «Ладонь-кулак», «Лягушка» закрытые глаза + легко прикушенный язык); «Волшебные обводилки» - рис.33. Расслабление «Штанга». Прощание. |
10 занятие | Приветствие. Разминка «Растяжки для ног». Ритмирование: «Ушко-носик» (без хлопка и с хлопком). Массаж/самомассаж: пальцев и ладоней рук с помощью шарика «суджок» и пружинок; Упражнения: «Паровозик», «Замок», «Змейки» («Кулак-ребро-ладонь», «Колечки», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка», «Ладонь-кулак», «Лягушка» - закрытые глаза + легко прикушенный язык); Графический диктант – 26 («Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой»). Расслабление «Штанга». Прощание. |
11 занятие | Приветствие. Разминка «Сбросим усталость». Ритмирование: «Здравствуйте, ушки!». Массаж/самомассаж: пальцев и ладоней рук с помощью шарика «суджок» и пружинок «Глазки отдыхают». Упражнения: «Сова», «Паровозик», «Замок», «Змейки» («Кулак-ребро-ладонь», «Колечки», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка», «Ладонь-кулак», «Лягушка» - закрытые глаза + легко прикушенный язык); «Волшебные обводилки» - рис.35 (контур обводится одновременно пальцами обеих рук по стрелкам (фишками, мелкими игрушками); расположение листа горизонтальное или вертикальное). Графический диктант – 27 («Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой»). Расслабление «Потянулись-сломались»/ «Куклы». Прощание. |
12 занятие | Приветствие. Разминка «Сбросим усталость». Ритмирование: «Здравствуйте, ушки!». Массаж/самомассаж: пальцев и ладоней рук с помощью шарика «суджок» и пружинок; «Глазки отдыхают». Упражнения: «Сова», «Паровозик», «Замок», «Змейки» («Кулак-ребро-ладонь», «Колечки», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка», «Ладонь-кулак», «Лягушка» - закрытые глаза + легко прикушенный язык); «Волшебные обводилки» - рис.36 (контур обводится одновременно пальцами обеих рук по стрелкам (фишками, мелкими игрушками); расположение листа горизонтальное или вертикальное). Расслабление «Потянулись-сломались»/ «Куклы». Прощание. |
13 занятие | Приветствие. Разминка «Стройные ноги». Ритмирование: «Ладушки» (а). Массаж/самомассаж: пальцев и ладоней рук с помощью шарика «суджок» и пружинок; «Ушки Упражнения: «Ленивые восьмерки», («Сова», «Паровозик» - с закрытыми глазами); («Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка», «Лягушка» - закрытые глаза + легко прикушенный язык); «Волшебные обводилки» - рис.37 (контур обводится одновременно пальцами обеих рук (фишками, мелкими игрушками) или прорисовываются линии внутри полого контура обеими руками одновременно, но в разных направлениях (по стрелкам); расположение листа горизонтальное или вертикальное). Прощание. |
14 занятие | Приветствие. Разминка «Стройные ноги». Ритмирование: «Ладушки» (а). Массаж/самомассаж: пальцев и ладоней рук с помощью шарика «суджок» и пружинок; «Ушки»; «Часики»; «Точки здоровья»: «ума», «бодрости», «рыцарская». Упражнения: «Ленивые восьмерки», («Сова», «Паровозик» - с закрытыми глазами); («Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка», «Лягушка» - закрытые глаза + легко прикушенный язык); «Волшебные обводилки» - рис.38 (контур обводится одновременно пальцами обеих рук (фишками, мелкими игрушками) Прощание. |
15 занятие | Приветствие. Разминка «Снеговик». Ритмирование: «Ладушки» (б). Упражнения: «Ленивые восьмерки», («Сова», «Паровозик» - с закрытыми глазами); («Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка», «Лягушка» - со звуковым сопровождением; «Волшебные обводилки» - рис.39. Прощание. |
16 занятие | Приветствие. Разминка «Снеговик». Ритмирование: «Ладушки» (б). Упражнения: «Ленивые восьмерки», («Сова», «Паровозик» - с закрытыми глазами); («Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка», «Лягушка» - на каждое движение пальцем или рукой вслух произносить «хве»); «Волшебные обводилки» - рис.40. Прощание. |
17 занятие | Итоговое занятие Приветствие. Разминка «Пожелание». Ритмирование: «Ритм по кругу».. «Волшебные обводилки» (выставка творческих работ). Упражнение «Чемодан в дорогу» Прощание. |
Второе полугодие. Курс с усложнением |
1/18 занятие | Приветствие. Разминка «Дерево». Ритмирование: «Ладушки» (в). Массаж/самомассаж: пальцев и ладоней рук с помощью шарика «суджок» и пружинок; «Ушки»;«Точки здоровья»; «Молоток 1». Упражнения: «Рисующий слон» («Паровозик», «Колечки» - с закрытыми глазами); («Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка»); «Волшебные обводилки» - рис.41. Расслабление «Сосулька». Прощание. |
2/19 занятие | Приветствие. Разминка «Дракон». Ритмирование: «Кнопки мозга». Массаж/самомассаж: пальцев и ладоней рук с помощью шарика «суджок» и пружинок; «УшкиУпражнения: «Рисующий слон», «Колечки» - с закрытыми глазами; («Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка», «Лягушка» - на каждое движение пальцем или рукой вслух произносить «хве»); «Волшебные обводилки» - рис.42. Прощание. |
3/20 занятие | Приветствие. Разминка «Дракон». Ритмирование: «Кнопки мозга». Упражнения: «Рисующий слон», «Колечки» - с закрытыми глазами; («Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка», «Лягушка» - на каждое движение пальцем или рукой вслух произносить «хве»); «Волшебные обводилки» - рис.43. Расслабление «Огонь и лед». Прощание. |
4,5/21,22 занятие | Приветствие. Разминка «Тянемся к солнышку». Ритмирование: «Придумай ритм». Упражнения: «Симметричные рисунки» («Сова», «Колечки» - с закрытыми глазами); («Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка», «Лягушка» - на каждое движение пальцем или рукой вслух произносить «хве»); «Волшебные обводилки» - рис.44. Расслабление «Море». Прощание. |
6/23 занятие | Приветствие. Разминка «Тянемся к солнышку». Ритмирование: «Придумай ритм». Упражнения: «Симметричные рисунки» («Сова», «Колечки» - с закрытыми глазами); («Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка», «Лягушка»; «Волшебные обводилки» - рис.45. Расслабление «Море». Прощание. |
7/24 занятие | Приветствие. Разминка «Звезда». Ритмирование: «Повтори ритм» (руками). Упражнения: («Паровозик», «Колечки» - с закрытыми глазами); («Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка», «Лягушка» - на каждое движение пальцем или рукой вслух произносить «хве» и «фи», чередуя их); «Волшебные обводилки» - рис.46. «Чайничек с крышечкой». Расслабление «Росток». Прощание. |
8/25 занятие | Приветствие. Разминка «Потягивание». Ритмирование: «Повтори ритм» (ногами). Упражнения: («Паровозик», «Колечки» - с закрытыми глазами); («Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка», «Лягушка» - на каждое движение пальцем или рукой вслух произносить «хве» и «фи», чередуя их). Узоры в тетради в клеточку – на выбор («От линии к линии»). Прощание. |
9, 10/ 26, 27 занятие | Приветствие. Разминка «Струночка». Ритмирование: «Придумай ритм». Упражнения: («Паровозик», «Сова» - с закрытыми глазами); («Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка», «Лягушка» - на каждое движение пальцем или рукой вслух произносить «хве» и «фи», чередуя их). «Волшебные обводилки» - создание творческой работы; Прощание. |
11/28 занятие | Приветствие. Разминка «Сбросим усталость». Ритмирование: «Придумай ритм». Упражнения: («Паровозик», «Сова» - с закрытыми глазами); («Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка», «Лягушка» - на каждое движение пальцем или рукой вслух произносить «хве» и «фи», чередуя их). «Волшебные обводилки» - создание творческой работы; Прощание. |
12/29 занятие | Приветствие. Разминка «Растяжки для ног». Ритмирование: перекрестные движения «Шаги в море». Упражнения: «Ленивые восьмерки», («Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка», «Лягушка» - на каждое движение пальцем или рукой вслух произносить «хве» и «фи», чередуя их). «Волшебные обводилки» - создание творческой работы; Расслабление «Кораблик». Прощание. |
13/30 занятие | Приветствие. Разминка «Стройные ноги». Ритмирование: перекрестные движения «Шаги в море». Упражнения: «Ленивые восьмерки», («Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка», «Лягушка» - на каждое движение пальцем или рукой вслух произносить «хве» и «фи», чередуя их). «Волшебные обводилки» - создание творческой работы; Прощание. |
14/31 занятие | Приветствие. Разминка «Дерево». Ритмирование: «Ладушки» (в). Упражнения: «Рисующий слон» («Паровозик», «Колечки» - с закрытыми глазами); («Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальце и полочка», «Лезгинка», «Лягушка» - на каждое движение пальцем или рукой вслух произносить «хве»); «Волшебные обводилки» - рис.41. Расслабление «Сосулька». Прощание. |
15,16/32,33 | Приветствие. Разминка «Дерево». Ритмирование: «Цыганочка». Упражнения: (повторить выученные, на каждое движение пальцем или рукой вслух произносить «хве» и «фи», чередуя их). Лабиринт 6 («Не просто лабиринты»). «Руки- ноги 2». «Волшебные обводилки» (творческая работа с готовыми узорами). Расслабление «Напряглись-расслабились». Прощание. |
17/34 занятие | Итоговое занятие Приветствие. Разминка «Пожелание». Ритмирование: «Ритм по кругу».. «Волшебные обводилки» (оформление выставка творческих работ). Упражнение «Чемодан в дорогу» Торжественная часть/ вручение сертификатов. Прощание. |
Список литературы
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2004.
Атясова Е.В. Программа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях образовательного учреждения «Ступени», Пенза, 2013 .
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2003.
Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. –М.:Генезис, 2009.
Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Издательство Института Психотерапии, 2011.
Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. М.:2001.
Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2009.
Дубровина И.В., Прихожан А.М., Данилова Е.Е., Дубровина И.В., «Психология. 5 класс». И.: «Московский психолого-социальный институт», 2007.
Емельянова Е.В. Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер», СПб.: Речь, 2011.
Емельянова Е.В. Проблемы современного подростка и их решение в тренинге, СПб.: Речь, 2011.
Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Макарычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2008
Ткачева И. Рисуем обеими руками. От линии к линии. Дрофа, 2010.