Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карабай – Шемуршинская средняя общеобразовательная школа»
Шемуршинского района Чувашской Республики
Согласовано на педагогическом совете Протокол №1 от 29 августа 2018года | «Утверждаю» Директор школы: _______Ю.Ф. Ермолаев Приказ № 283 от 29 августа 2018 года |
Программа внеурочной деятельности
«Меткий стрелок»
Курс рассчитан на 1 год, возраст детей 10-16 лет.
Количество занимающихся одновременно – 10 - 15 человек.
Разработана
Ермолаевым Юрием Федоровичем
преподавателем ОБЖ
д. Карабай-Шемурша, 2018
Стрелковая подготовка, стремление научиться владеть оружием вызывает повышенный интерес у учащихся. Поэтому эта форма работы позволяет заниматься в течение 1 года формированием устойчивого интереса к воинской службе, ответственности, дисциплине; развитием морально-психологических, организаторских и других качеств, необходимых человеку в любых видах деятельности. Ребята на занятиях получают представление о военной службе, воинской обязанности и профессии офицера.
Цель:
Формирование устойчивого интереса к воинской службе.
Задачи:
Совершенствование разностороннего физического развития детей и подростков.
Подготовка к службе в Вооруженных Силах.
Широкое привлечение детей к занятиям пулевой стрельбой.
С учетом требований ФГОС нового поколения в содержании курса внеурочной деятельности предполагается реализовать:
Личностные результаты
Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в разнообразной деятельности;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
умение метко стрелять из стрелкового оружия;
понимать смысл поставленной задачи в ходе боя;
умение обращаться с вооружением;
иметь представление о видах и классификации стрелкового вооружения;
готовность к службе в рядах ВС РФ.
первоначальное представление о стрелковом вооружении, как неотъемлемой части современного боя;
умение находить в различных источниках информацию;
умение понимать и использовать наглядности (схемы, таблицы) для эффективного использования стрелкового вооружения;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать алгоритмы для решения возникших проблем;
Обучающийся получит возможность научиться:
обращаться со стрелковым вооружением необходимо с соблюдением требований безопасности;
усвоить классификацию, характеристики и устройство отдельных видов стрелкового оружия;
использовать стрелковое оружие в ходе ведения современного боя;
владеть практическими навыками использования стрелкового вооружения;
решать простейшие задачи в ходе ведения современного боя.
2. Содержание курса внеурочной деятельности «Меткий стрелок»
Перед каждой стрельбой проверяются теоретические знания и осуществляется допуск к стрельбе. Обучающиеся, не сдавшие зачет по знанию правил обращения с оружием и мерам безопасности при обращении с оружием, к стрельбе не допускаются.
1.Политико-воспитательная подготовка. История создания оружия. Виды оружия и их специфика (занятия проводятся на базе кабинета ОБЖ).
Воинские и патриотические ритуалы. История российских знамен, герба, гимна (видеофильм). История памятников воинской славы родного города.
«Наша история в лицах». Использование набора плакатов с описанием: «Герои и военачальники гражданской войны», «Полководцы и военачальники Великой Отечественной войны», «Герои Советского Союза», «Герои – ДОСААФ», «Мы – интернационалисты».
2.Основы военного дела. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата. Неполная разборка и сборка автомата. Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами. Осмотр и подготовка АК и патронов к стрельбе. Возможные задержки при стрельбе и автоматов, магазинов.
3.Специальная подготовка.
Стрелковый спорт. История развития стрелкового спорта. Место пулевой стрельбы в российской системе физического воспитания. Роль снайперов в Великой Отечественной войне.
Теоретические основы стрельбы. Общие понятия о внутренней и внешней баллистике. Выстрел. Отдача оружия. Образование угла вылета, его зависимость от изготовки стрелка. Элементы траектории полета пули. Силы, действующие на пулю при полете. Рассеивание, кучность, меткость. Устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки. Материальная часть оружия. Наименование, назначение основные технические характеристики. Взаимодействие частей винтовки. Уход за оружием. Правила поведения в тире. Инструктаж по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб. Меры безопасности при обращении с оружием. Правила поведения стрелка на линии огня. Порядок обращения с оружием на линии огня до и во время стрельбы, во время чистки оружия. Меры безопасности при проведении соревнований.
Техника выполнения выстрела. Основные элементы техники выполнения выстрела. Изготовка, прицеливание, методика дыхания стрелка. Техника стрельбы с упора и с руки, с опорой на стол или стойку. Тренировка в изготовке к стрельбе из пневматической винтовки, стоя с опорой на стол, на стойку. Производство холостого выстрела.
Тренировка в стрельбе с упора. Стрельбы из малокалиберной винтовки на 5м по белому листу 10 на 10 см, затем по мишеням.
Тренировка в стрельбе на кучность и результат. Стрельба из ПВ по мишеням. Стрельба на кучность по спортивным мишеням «П» на 5м с опорой на стол или стойку. Стрельба на кучность и результат и ПВ на 5м с руки, с опорой на стол по спортивной мишени «П». Контроль стрельбы с помощью учебных приборов. Подготовка к соревнованиям.
Квалификационные соревнования.
Условие выполнения упражнения на результат:
Упражнение выполняется из пневматической винтовки типа ИЖ – 38 и МР – 512;
Дистанция стрельбы – 5м и 10м;
Количество выстрелов – 3 пробных, 5 зачетных;
Норматив – выбить не менее 40 очков.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Наименование предмета | Количество часов |
Теория | Практика |
1 | Политико-воспитательная подготовка | 2 часа | - |
2 | Основы военного дела | 2 часа | 10 часов |
3 | Специальная подготовка | 2 часа | 18 часов |
| Итого: | 34 часа |
Ожидаемы результаты:
Знание техники безопасности и правила поведения при стрельбе из любого стрелкового оружия.
Знание материальной части пневматической винтовки, малокалиберной винтовки, АКМ.
Овладение практическими навыками стрельбы и достижение хороших результатов при стрельбе по мишеням.
Перечень учебного имущества, необходимого для занятий:
Пневматические винтовки 4,5 мм Р – 512 - 5 штук;
Макет автомата Калашаникова АК-74 - 3 штуки
Магазин для разряжения и снаряжения патронами АК-74—2штуки
Установка для пристрелки -2 штуки
Мишень спортивная «П» -
Мишень № 6 «б» -
Мишени разные -
Макет пневматичкской винтовки – 10 штук
Список используемой литературы
Яковлев Н.П., «Учебник допризывника», Военное издательство Министерства Обороны союза ССР, Москва, 1960.
Лелюшенко Д.Д., « Пособие для допризывников», Военное издательство Министерства Обороны союза ССР, Москва, 1964.
Науменко Ю.А., « Начальная военная подготовка», Москва, Просвещение, 1987 г.
Попов Е.А., «Огневая подготовка»,Москва, 2004 г.