Ярославский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Утверждено
Управляющим Советом приказ №
протокол №8 от 30.08.2018
от «29» августа 2018г.
Председатель Директор школы
____________Л.П. Дубовицкая ____________Н.М.Добрынина
ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Германия: страна и язык»
Направление: общеинтеллектуальное
Срок реализации:2018/2019 уч.год
Возраст обучающихся: 12-13 лет
Составитель: Попова Галина Васильевна,
учитель немецкого языка
Ярославка, 2018 г.
Пояснительная записка
Актуальность и практическая значимость программы ученического объединения немецкого языка «Германия: страна и язык» определяется важностью повышения не только уровня знаний учащихся, но и развития их творческих способностей и возможностей, фантазии, образного мышления, что само по себе оказывает положительное влияние на познавательные процессы. Обучение иностранному языку на основе общения, в котором задействованы интеллектуальная и эмоциональная сферы, направлено на целостное развитие личности ребенка.
Новизна программы заключается в гармоничном использовании традиционных методов обучения, учебной литературы и новых педагогических технологий, мультимедийных средств обучения. Используемые современные педагогические технологии дают возможность формировать компетентности. Использование мультимедийных средств обучения учит детей работать с информацией, коммуникативная компетентность формируется через возможность слышать живую речь носителей языка. Использование на занятиях внеурочной деятельности изготовления газеты, поделок, презентации, выступление с концертом перед младшими школьниками помогает процессу социализации личности, умению сотрудничать.
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, примерной программы основного общего образования по немецкому языку и материалам авторского учебно-методического комплекса И.Л.Бим, рекомендованного Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе на 2018-2019 уч. год.
Основной целью данной программы является развитие мотивации учащихся к дальнейшему овладению немецким языком, формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика средствами языка. Указанная цель раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического через решение следующих задач:
расширить познания о стране изучаемого языка, о немецко-говорящих странах;
раскрыть индивидуальные способности ученика;
познакомить школьников с миром сверстников, с детским фольклором Германии.
развивать основные психические процессы и качества (восприятие, память, внимание, наблюдательность, коммуникабельность, чувство ритма, смелость публичного самовыражения);
совершенствовать грамматические, лексические навыки речи.
Программа рассчитана на 17 часов один раз в две недели. Срок реализации 1 год. Продолжительность одного занятия составляет 35 минут. Программа составлена для обучающихся 6 класса, возраст – 12-13лет.
Формы и виды контроля: вводный, промежуточный и итоговый. Главным объектом контроля являются речевые умения учащихся в аудировании, чтении, говорении (в монологической и диалогической формах), письме на немецком языке, умения применить полученные знания на практике. Контроль проводится в форме опроса, исполнения стихов, песен, высказываний по темам, чтения, аудирования.
Формы подведения итогов работы: выступление перед учениками начальной школы, проведение конкурса на лучшего знатока немецкого языка и страны, кроссворды, викторины, создание презентаций, выпуск газеты, инсценирование песни, изготовление поделок.
Предполагаемые результаты реализации программы
Доcтижение вcех трех уровней результатов внеучебной деятельноcти увеличивает вероятноcть появления образовательных эффектов этой деятельноcти (эффектов воспитания и социализации детей). Контроль достижения планируемых результатов оcуществляется непоcредственно при выполнении заданий, участии в мероприятиях по иностранному языку.
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) смысловое чтение;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
9) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Предметные:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов, тем | Всего, час | Количество часов |
теория | практика |
I. 1. 2. 3. 4. | Основные сведения о Германии. Знакомство с целями, задачами, планом работы объединения. Общие сведения о Германии. История Германии. История создания гимна Германии. Президенты Германии. Канцлеры Германии. А. Меркель. Берлин- столица Германии. Общие сведения. Достопримечательности. Денежная единица Германии. Климат Германии. Экология. | 4 1 1 1 1 | 4 | |
II. 1. 2. 3. 4. | Федеральные земли Германии. Бавария. Баден- Вюртемберг. Бранденбург. Бремен. Гамбург. Гессен. Нижняя Саксония. Северная Рейн- Вестфалия. Саар. Тюрингия. Саксония. Выпуск газеты о федеральных землях Германии (по группам). | 4 1 1 1 1 | 3 | 1 |
III. 1. 2. 3,4. 5. | Культура Германии. Литература Германии. Великие писатели и поэты Германии. Музыкальная жизнь. Великие музыканты Германии. Прослушивание произведений немецких композиторов. Музеи, выставки. Великие художники Германии. Создание по группам презентаций о немецких художниках. Театры Германии. Кинофестиваль «Берлинале». | 5 1 1 2 1 | | 1 |
IV. 1. 2,3 4. | Обычаи и традиции Германии. Рождественские обычаи и традиции Германии. Пасха в Германии. Изготовление подарков к Пасхе. Выступление перед младшими школьниками со стихами о Пасхе. | 4 1 2 1 | 2 | 1 1 |
| Итого: | 17 | 13 | 4 |
Содержание программы творческого объединения немецкого языка «Германия: страна и язык»
Раздел 1.Основные сведения о Германии (4 ч.)
Знакомство с целями, задачами, планом работы объединения.
Теория: Знакомство с историей Германии. История создания гимна Германии. Президенты Германии. Канцлеры Германии. А.Меркель.
Раздел 2. Федеральные земли Германии.(4 ч.)
Теория: Знакомство с федеральными землями Германии. Бавария. Баден- Вюртемберг. Бранденбург. Бремен. Гамбург. Гессен. Нижняя Саксония. Северная Рейн- Вестфалия. Саар. Тюрингия. Саксония.
Практика: Выпуск газеты о федеральных землях Германии.
Раздел 3. Культура Германии. (5 ч.)
Теория: Литература Германии. Великие писатели и поэты Германии. Музыкальная жизнь. Великие композиторы Германии. Музеи, выставки. Великие художники Германии. Театры Германии. Кинофестиваль «Берлинале».Пасха в Германии.
Практика: Создание по группам презентаций о немецких художниках.
Раздел 4. Обычаи и традиции Германии. (4 ч.)
Теория: Рождественские обычаи и традиции Германии. Пасха в Германии.
Практика: Конкурс на лучшего знатока немецкого языка и Германии. Изготовление подарков к Пасхе. Выступление перед младшими школьниками со стихами, песнями, подарками.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы обучения: индивидуальные и групповые занятия, творческие занятия, индивидуально-групповые занятия,инсценировки, конкурсы.
Основные методы:
Преподавания: Объяснительный, информационно-коммуникативный, информационно-сообщающий, иллюстративный, поисковый.
Учения: репродуктивный, исполнительский, проблемно-поисковый, рефлексия.
Воспитания: убеждение, личный пример.
№ | Название разделов, тем | Формы занятий | Методы и приемы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Раздел 1.Основные сведения о Германии. | | | | |
1.1
1.2
1.3.
1.4 | Знакомство с целями, задачами, планом работы. Общие сведения о Германии. История Германии. История создания гимна Германии. Президенты германии. Канцлеры Германии. А. Меркель. Берлин- столица Германии. Общие сведения. Достопримечательности. Денежная единица Германии.
Климат Германии. Экология. | Вводное учебное занятие.
Учебное занятие.
Учебное занятие.
Учебное занятие. | Словесный, наглядный,
Объяснение.
Объяснение.
Объяснение. | Мультимедийная презентация.
Мультимедийная презентация.
Видеофильм.
Ноутбук с выходом в Интернет | Опрос, кроссворд.
Викторина.
Опрос.
Опрос. |
2 | Раздел 2.Федеральные земли Германии. | | | | |
2.1- | Бавария. Баден- Вюртемберг. Бранденбург. | Учебное занятие | Словесный, наглядный, Объяснение, игровой | Мультимедийная презентация, видеофильм, проектор, экран | Опрос, викторина. |
2.2
| Бремен. Гамбург. Гессен.
| Учебное занятие | Поисковый, игровой Индивидуальная работа, работа в парах | Запись песни, видеофильм, проектор, экран | Кроссворд. |
2.3. | Нижняя Саксония. Северная Рейн- Вестфалия. | Учебное занятие | Поисковый, исследовательский, инд. работа, работа в парах. | Ноутбуки с выходом в Интернет | Опрос. |
2.4. | Саар. Тюрингия. Саксония. Выпуск газеты о федеральных землях Германии (по группам). | Творческое занятие. | Поисковый, исследовательский, инд. работа, работа в парах. | Ноутбуки с выходом в Интернет | Выпуск газеты . |
3 | Раздел 3. Культура Германии. | | | | |
3.2. | Музыкальная жизнь. Великие музыканты Германии. Прослушивание произведений немецких композиторов. | Творческое занятие. | Индивидуальная, коллективная работа. | Мультимедийная презентация, проектор, экран, фонограммы к песням. | Викторина по произведениям. |
3.3,4. | Музеи, выставки. Великие художники Германии. Создание по группам презентаций о немецких художниках. | Творческое занятие. | Коллективная работа. | Ноутбуки с выходом в Интернет. | Презентация о немецких художниках. |
3.5 | Театры Германии. Кинофестиваль «Берлинале». | Виртуальное путешествие в Германию | Словесный, наглядный | Видеофильм, проектор, экран | Викторина |
4 | Раздел 4.Обычаи и традиции Германии. | | | | |
4.1. | Рождественские обычаи и традиции Германии. | Учебное занятие. | Наглядный, практический, индивидуальная работа, групповая работа | Мультимедийная презентация. | Опрос. |
4.2,3 | Пасха в Германии. Изготовление подарков к Пасхе. | Творческая мастерская. | Наглядный, практический, | Видеофильм, проектор, экран, материал для изготовления пасхальных подарков | Поделки-подарки к Пасхе. |
4.4. | Выступление перед младшими школьниками с песнями, стихами, подарками. | Концерт. | индивидуальная работа, групповая работа | Записи песен, видеофильм, проектор, экран, фонограммы к песням, | Выступление. |
| | | | | |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Темы разделов, занятий | Кол-во часов | Дата по плану | Дата факт. | Вид контроля | Планируемые результаты |
предметные | метапредметные | личностные |
1. | Знакомство с целями, задачами, планом работы объединения. Знакомство с историей Германии. | 1 | | | Кроссворд | Знакомиться с общими сведениями о Германии. | Развивать исследовательские учебные действия, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации. | Формировать мотивацию изучения иностранных языков. |
2. | История создания гимна Германии. Президенты Германии. Канцлеры Германии. А. Меркель. | 1 | | | Викторина | Слушать и понимать аудио- и видеоинформацию. | Развивать коммуникативную компетенцию. | Толерантно относиться к проявлениям иной культуры. |
3. | Берлин- столица Германии. Общие сведения. Достопримечательности. Денежная единица Германии | 1 | | | Опрос | Аудировать с полным и частичным пониманием прослушаннного. | Развивать коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли. | Формировать ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию |
4. | Климат Германии. Экология. | 1 | | | Опрос | Находить нужную информацию. | Развивать исследовательские учебные действия, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации. | Осознавать возможности самореализации средствами ИЯ. |
5. | Бавария. Баден- Вюртемберг. Бранденбург. | 1 | | | Викторина | Работать с картой Германии. | Развивать исследовательские учебные действия, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации. | Осознавать возможности самореализации средствами ИЯ. |
6. | Бремен. Гамбург. Гессен. | 1 | | | Кроссворд | Разгадывать кроссворд. | Управлять своей деятельностью. | Стремиться к лучшему сознанию культуры своего народа и культуры других стран |
7. | Нижняя Саксония. Северная Рейн- Вестфалия. | 1 | | | Опрос | Отвечать на вопросы. | Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Определять границы собственного знания и незнания. |
8. | Саар. Тюрингия. Саксония. Выпуск газеты о федеральных землях Германии (по группам). | 1 | | | Выпуск газеты | Воспроизводить информацию | Общаться в устной форме, дополнять и уточнять ответы других учеников. | Оценивать уровень собственной языковой подготовки. |
9. | Литература Германии. Великие писатели и поэты Германии. | 2 | | | Конкурс знатоков | Знакомиться с новым материалом. | Совершенствовать языковые знания и навыки оперирования ими. | Осознавать возможности использования имеющихся знаний, проявление интереса к новому содержанию. |
10. | Музыкальная жизнь. Великие музыканты Германии. Прослушивание произведений немецких композиторов.
| 1 | | | Викторина по произведениям | Знать информацию о немецких композиторах. | Формулировать собственное мнение и позицию, способность аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Стремиться к совершенствованию собственной речевой культуры в целом. |
11. 12. | Музеи, выставки. Великие художники Германии. Создание по группам презентаций о немецких художниках. | 2 | | | Презентации | Находить нужную информацию. | Участвовать в коллективном обсуждении проблемы. | Осознавать возможности самореализации средствами иностранного языка. |
13. | Театры Германии. Кинофестиваль «Берлинале». | 1 | | | Викторина | Аудировать с полным пониманием прослушанного | Уметь общаться в устной форме, дополнять и уточнять ответы других учеников. | Развивать такие качества, как воля, целеустремленность, креативность, инициативностьэмпатия, трудолюбие, дисциплинированность. |
14. | Рождественские обычаи и традиции Германии. | 1 | | | Опрос | Находить и систематизировать нужную информацию. | Использовать языковые знания и навыки оперирования ими. | Самооценивать результаты своей учебной деятельности на уроке. |
15. 16. | Пасха в Германии. Изготовление подарков к Пасхе. | 2 | | | Изготовление подарков. | Готовить подарки. | Использовать приобретённые знания и умения. | Развивать креативность, трудолюбие, инициативность |
17 | Выступление перед младшими школьниками с песнями, стихами, подарками. | 1 | | | Концерт | Демонстрировать приобретённые знания и умения. | Следить за действиями других участников в процессе общения. | Осуществлять регулятивные действия самоконтроля. |
Материально – техническое обеспечение программы
№ п/п | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
1.Книгопечатная продукция | |
| Л.И.Бим Учебник немецкого языка для 6 класса Москва, Просвещение, 2015 г. |
| Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования |
| Примерная программа основного общего образования по иностранному языку |
| Книга для учителя к УМК Л.И.Бим для 6класса |
| Двуязычные словари |
| Дополнительные книги, журналы на немецком языке |
2. Книгопечатная продукция (для личного пользования учащихся) | |
| Л.И.Бим Учебник немецкого языка для 6 класса Москва Просвещение, 2015 г. |
| Л.И.Бим. Рабочая тетрадь №1 и №2 к учебнику немецкого языка для 6 класса, Москва Просвещение, 2015г. |
| |
| |
3. Печатные пособия | |
| Карты на немецком языке: |
| Географическая карта немецкоязычных стран |
| Географическая карта Европы |
| Политическая карта Европы |
| Плакаты по немецкоязычным странам |
4. Технические средства обучения и оборудование кабинета | |
| Компьютер, проектор, экран |
| Стенд для размещения творческих работ учащихся |
| Стол учительский с тумбой |
| Ученические столы 2-местные с комплектом стульев |
5. Мультимедийные средства обучения | |
| Интернет-сайты: http://www.blinde-kuh.de; http://www.kidsweb.de; http://www.ard.dewww.studygerman.ru и др. |
| Записи музыкальных произведений Баха, Бетховена, Штрауса, Моцарта |