СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по  ориентирована на обучающихся 1,2  класса (возраст 6 - 9 лет). 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дмитриевская основная общеобразовательная школа»

городского округа Серебряные Пруды

Московской области



УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Дмитриевская ООШ»

___________ /Л.П. Гаврина/

Приказ № ___от ________2020




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«ШАХМАТНАЯ АЗБУКА»


1, 2 КЛАСС



Срок реализации 1 год

Составитель: учитель Лучкина Г.А.





2020 г.

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматная азбука» составлена в соответствии с требованиями основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Дмитриевская ООШ», авторской программы Балазан В.Д. в редакции ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», 2016г.

Рабочая программа по ориентирована на обучающихся 1,2 класса (возраст 6 - 9 лет).

В соответствии с учебным планом МОУ« Дмитриевская ООШ» программа курса внеурочной деятельности «Шахматная азбука» в 1,2 классе в 2020-2021 учебном году реализуется в объеме 1 часа в неделю, 34 учебные недели, общее количество часов в учебном году - 34 . Данный курс внеурочной деятельности реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности школы на ступени начального общего образования.

Изучение курса внеурочной деятельности «Шахматная азбука» направлено на достижение следующей цели:

1.Создание условий для развития интеллектуально-творческой, одарённой личности через занятия шахматами.


Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

1. Развитие интеллектуальных процессов, творческого мышления;

2. Развитие навыков групповой работы;

3. Развитие способности к управлению своими эмоциями и действиями;

4. Развитие активности, целеполагания, личной ответственности;

5. Развитие образного мышления, расширение представления об окружающем мире;

6. Воспитание целеустремленности, самообладания, навыков самодисциплины, бережного отношения ко времени.

Формы подведения итогов реализации программы:

промежуточная форма: тесты;

итоговая форма : турнир по шахматам.


По итогам изучения курса внеурочной деятельности «Шахматная азбука»

выпускник (обучающийся) научится

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно помещать шахматную доску между партнёрами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать;

  • объявлять шах;

  • ставить мат;

  • решать элементарные задачи на мат в один ход.


выпускник (обучающийся) получит возможность научиться:

  • определять последовательность событий;

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии;

  • определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.



2. Содержание курса внеурочной деятельности .

Главные особенности методического обеспечения курса внеурочной деятельности «Шахматная азбука» состоят в том, что на первом году обучения ребёнок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры.

Реализация содержания рабочей программы курса внеурочной деятельности осуществляется через игровую деятельность, обыгрывание учебных заданий, создание игровых ситуаций. Основой программы является деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих качеств: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.


Рабочая программа предусматривает использование следующих форм внеурочной деятельности обучаемых:

- аудиторные занятия (беседы, чтение художественной литературы, викторины и конкурсы, шахматные миниатюры и инсценировки );

- познавательно-практическая деятельность (практические работы, наблюдения за передвижением фигур, сравнение силы фигур и их позиций, выяснение закономерностей);

- игровая деятельность (ситуационные и ролевые игры);

- интеллектуальные разминки (головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото);



Тема 1. Введение в образовательную программу. 1 час

Теория. Знакомство с программой «Шахматная школа».Режим занятий. Необходимое оборудование. Правила поведения на занятиях.


Тема 2. Легенды и сказания о возникновении шахмат. 1 час

Теория. Что такое шахматы и шахматная игра. Легенды о происхождении шахмат. Для чего нужно играть в шахматы.


Тема 3. Шахматная доска. 3 часа

Теория. Шахматная доска. Белые и чёрные поля. Чередование белых и чёрных полей на шахматной доске.

Расположение доски между партнёрами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и чёрных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая чёрная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

Практика. Дидактические игры «Вертикаль», «Горизонталь», «Диагональ».


Тема 4. Шахматные фигуры. 4 часа

Теория. Фигуры белые и чёрные. Ладья, слон, конь, ферзь, пешка, король.

Практика. Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Что общего?» и др.


Тема 5. Начальная расстановка фигур. 3 часа

Теория. Начальное положение; расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Практика. Дидактические игры «Мешочек», «Да и нет» и др.


Тема 6. Ходы и взятие фигур. 8 часов

Теория. Правила хода и взятия каждой из фигур.

ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.

СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

ФЕРЗЬ. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь – тяжёлая фигура.

КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь – лёгкая фигура.

ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

Практика. «Игра на уничтожение», дидактические игры «Один в поле воин», «Лабиринт», «Битва часовых», «Атака, еще раз атака», «Двойной удар, «Ограничение подвижности».


Тема 7. Цель шахматной партии. 6 часов

Теория. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

ШАХ. Шах ладьёй, конем, слоном, ферзем, пешкой. Защита от шаха.

МАТ. Цель игры. Мат ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.

НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.

РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

Практика. Дидактические игры «Шах – не шах», «5 шахов», «Защита от шаха», «Мат – не мат», «Первый шах», «Рокировка».


Тема 8. Игра всеми фигурами из начального положения. 6 часов

Теория. Общие положения о том, как начинать шахматную партию. Демонстрация коротких партий.

Практика. Игра всеми фигурами из начального положения. Дидактические игры «Два хода» и др.


Тема 9. Итоговое занятие. 2 часа

Практика. Повторение программного материала в форме конкурсов, мини – соревнований, турниров.






3. Тематическое планирование.

Название темы

Количество часов

Введение в образовательную программу

1 ч.

Легенды и сказания о возникновении шахмат.

1 ч.

Шахматная доска

3 ч.

Шахматные фигуры

4 ч.

Начальная расстановка фигур

3 ч.

Ходы и взятие фигур

8 ч.

Цель шахматной партии

6 ч.

Игра всеми фигурами из начального положения

6 ч.

Итоговое занятие

2 ч.

Итого

34 ч.



Календарно – тематическое планирование

п/п

занятия

Тема занятия

Деятельность учащихся

Формы организации деятельности

Дата проведения

По

плану

Коррекция/

примечания

Введение в образовательную программу – 1 час

1

1

Введение в образовательную программу

Знакомство с программой «Шахматная школа». Режим занятий. Необходимое оборудование. Правила поведения на занятиях.

Беседа, чтение художественной литературы,

02.09


Легенды и сказания о возникновении шахмат 1 час

2

1

Легенды и сказания о возникновении шахмат.

Что такое шахматы и шахматная игра. Легенды о происхождении шахмат. Для чего нужно играть в шахматы.

Беседа, чтение художественной литературы,

09.09


Шахматная доска. – 3 часа

3

1

Шахматная доска.

Шахматная доска. Белые и чёрные поля. Чередование белых и чёрных полей на шахматной доске.

Расположение доски между партнёрами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и чёрных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая чёрная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

Беседа, викторины и конкурсы

16.09


4

2

Дидактические игры

Практика. Дидактические игры «Вертикаль», «Горизонталь», «Диагональ».

Головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске

23.09


5

3

Дидактические игры

Практика. Дидактические игры «Вертикаль», «Горизонталь», «Диагональ».

Головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, шахматные миниатюры

30.09


Шахматные фигуры. 4 часа


6

1

Шахматные фигуры.


Теория. Фигуры белые и чёрные. Ладья, слон, конь, ферзь, пешка, король.


Чтение художественной литературы, викторины и конкурсы

07.10


7

2

Шахматные фигуры.


Теория. Фигуры белые и чёрные. Ладья, слон, конь, ферзь, пешка, король.


14.10


8

3

Дидактические игры

Практика. Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Что общего?» и др.

Головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото

21.10


9

4

Дидактические игры

Практика. Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Что общего?» и др.

Головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, викторины и конкурсы

11.11


Начальная расстановка фигур. 3 часа


10

1

Начальная расстановка фигур.


Теория. Начальное положение; расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.


Кроссворды, ребусы, шахматное лото

18.11


11

2

Дидактические игры

Практика. Дидактические игры «Мешочек», «Да и нет» и др.

Наблюдения за передвижением фигур, шахматные миниатюры

25.11


12

3

Дидактические игры

Практика. Дидактические игры «Мешочек», «Да и нет» и др.

Наблюдения за передвижением фигур, шахматные миниатюры

02.12


Ходы и взятие фигур. 8 часов


13

1

Ходы и взятие фигур. Ладья.


Узнают правила хода и взятия каждой из фигур.

Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.

Наблюдения за передвижением фигур, викторины и конкурсы

09.12


14

2

Ходы и взятие фигур. Слон

Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

Наблюдения за передвижением фигур, викторины и конкурсы

16.12


15

3

Ходы и взятие фигур. Ферзь.

Узнают место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь – тяжёлая фигура.

Наблюдения за передвижением фигур

23.12


16

4

Ходы и взятие фигур. Конь.

Узнают место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь – лёгкая фигура.


Наблюдения за передвижением фигур, викторины и конкурсы

13.01


17

5

Ходы и взятие фигур. Пешка.

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.


Наблюдения за передвижением фигур, сравнение силы фигур и их позиций

20.01


18

6

Ходы и взятие фигур. Король.

Узнают место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.


Наблюдения за передвижением фигур, сравнение силы фигур и их позиций

27.01


19

7

Ходы и взятие фигур. Игры.

Практика. «Игра на уничтожение», дидактические игры «Один в поле воин», «Лабиринт», «Битва часовых», «Атака, еще раз атака», «Двойной удар, «Ограничение подвижности».

Сравнение силы фигур и их позиций

03.02


20

8

Ходы и взятие фигур. Игры.

Сравнение силы фигур и их позиций

10.02


Цель шахматной партии. 6 часов


21

1

Цель шахматной партии. Шах и мат.


. Узнают как поставить шах ладьёй, конем, слоном, ферзем, пешкой. Защита от шаха.

Цель игры. Мат ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.

Шахматные миниатюры, викторины и конкурсы

24.02


22

2

Цель шахматной партии. Ничья, пат, рокировка.

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

Сравнение силы фигур и их позиций, викторины и конкурсы

03.03


23

3

Дидактическая игры

Практика. Дидактические игры «Шах – не шах», «5 шахов», «Защита от шаха»,


Ситуационные и ролевые игры

10.03


24

4

Дидактические игры

Кроссворды, ребусы, шахматное лото

17.03


25

5

Дидактические игры

Практика. Дидактические игры «Мат – не мат», «Первый шах», «Рокировка».


Сравнение силы фигур и их позиций, викторины и конкурсы

31.03


26

6

Дидактические игры

Кроссворды, ребусы, шахматное лото

07.04


Игра всеми фигурами из начального положения. 6 часов


27

1

Как начинать шахматную партию.

Теория. Общие положения о том, как начинать шахматную партию. Демонстрация коротких партий.

Ситуационные и ролевые игры, викторины и конкурсы

14.04


28

2

Короткие партии.


Ситуационные и ролевые игры

21.04


29

3

Игра всеми фигурами.

Практика. Игра всеми фигурами из начального положения. Дидактические игры «Два хода» и др.


Сравнение силы фигур и их позиций, кроссворды, ребусы, шахматное лото

28.04


30

4

Игра всеми фигурами

Практическая игра в шахматы

Ситуационные и ролевые игры

05.05


31

5

Дидактические игры «Два хода» и др.


Практическая игра в шахматы

Ситуационные и ролевые игры

12.05


32

6

Дидактические игры «Два хода» и др.


Практическая игра в шахматы

Ситуационные и ролевые игры

19.05


Итоговое занятие. 2 часа


33-34

1-2

Итоговое занятие.

Практика. Повторение программного материала в форме конкурсов, мини – соревнований, турниров.


Турнир

25.05














РАССМОТРЕНО

Протокол заседания методического совета

От 27 08. 2020 № 1


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР _________________ /Л.М. Ершова/

Дата согласования:28.08.2020





11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!