СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «затейники»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на общий ход развития детей. Мало внимания уделяется театральному образованию детей младшего школьного возраста, которое больше сводится к дополнительному образованию, а значит, не охватывает каждого ребенка и предоставляет право выбора в большей степени родителям, которые предпочитают обучение детей предметам искусства, исходя из собственных интересов.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «затейники»»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАТЕЙНИКИ»


Уразалиева Роза Исмагуловна ([email protected])


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 "Образовательный центр" имени ветерана Великой Отечественной Войны Г.А. Смолякова с. Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области (ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» им. Г.А. Смолякова с. Большая Черниговка)


Аннотация

В наш компьютерный век стремительно падает интерес детей к чтению художественной литературы. За четыре урока чтения в неделю, ребенок читает в классе 15-20 минут. При обсуждении произведения он в среднем проговаривает 8 - 10 предложений. А если это стеснительный ребенок и того меньше. Дети во внеурочное время практически не читают художественную литературу, очень редко посещают библиотеку и театр. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.


В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на общий ход развития детей. Мало внимания уделяется театральному образованию детей младшего школьного возраста, которое больше сводится к дополнительному образованию, а значит, не охватывает каждого ребенка и предоставляет право выбора в большей степени родителям, которые предпочитают обучение детей предметам искусства, исходя из собственных интересов.


Возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.


Программа театральной деятельности основана на следующих принципах современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими.

2.Личностный подход. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

3. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей.


Предназначена для учащихся начальной школы и реализует межпредметные связи с литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой.


В основе занятий театром лежит игра, поскольку занимает значительное место в постижении мира. В процессе игры дети совместно с учителем моделируют вымышленные и реальные ситуации, которые будят воображение и развивают стремление к творчеству.


Программа способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить через театр интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить творчески относиться к любой работе.


Школа – это первый социальный институт ребенка, именно там он получает свой первый жизненный опыт, начинает присматриваться и действовать в мире взрослых. Полноценный социальный опыт приобретается только в конкретной деятельности, а не в ее имитации. Задача состоит в создании в школе таких условий, в которых ребенок мог бы приобретать социальный опыт, соответствующий социальной ситуации. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.


Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков. На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.


Главной целью кружка «Затейники» является раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения с помощью чтения книг и театра.


Задачи:

• Развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся.

• Развивать диапазон управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми.

.Развивать умение равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.

• Развивать ритмические способности и координацию движений.

• Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела.

• Развивать способности создавать образы с помощью жеста и мимики.

• Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений.

• Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики. Развивать правильное речевое дыхание, тренировать три вида выдыхания.

• Тренировать опору дыхания и свободу звучания с мягкой атакой.

• Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков.

• Расширять диапазон и силу звучания голоса.

• Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния(грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п.).

• Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Нормировать четкую, грамотную речь.

• Пополнять словарный запас, образный строй речи.

• Строить диалог между героями разных сказок.

• Подбирать рифмы к заданным словам.

• Развивать способность представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев.

• Развивать умение сочинять коллективную сказку по очереди, добавляя свое предложение.

• Знакомить детей с терминологией театрального искусства.

• Познакомить с театральными профессиями: гример, костюмер, осветитель, звукорежиссер.

• Разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств.

• Знакомство с основами театральной культуры.


Большая роль в формировании способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры.


Планируемые результаты.

  1. Умение сопереживать товарищу по команде.

  2. Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.

  3. Умение работать с текстом, с книгой.

  4. Умение ориентироваться в пространстве.

  5. Знание и четкое произношение в разных темпах 5- 8 скороговорок.

  6. Умение произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями .

  7. Развитие навыка координации движений с работой речевого ап­парата.

  8. Воспроизведение простейшими движениями тела (хлопками, прыжками, шагами) музыкального темпа и ритма.


Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:

театральные постановки игры; открытые занятия; концерты; анкеты; фестивали; конкурсы.


Сегодня информатизация - это один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества.


Деятельность педагогов в настоящее время невозможна без использования информационно-компьютерных технологий: это компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи. ИКТ позволяют эффективно развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, а также умение самостоятельно приобретать новые знания.


Информационные технологии выполняют ряд дидактических функций: образовательную, развивающую и воспитательную. Образовательная функция ориентирована на формирование знаний, умений и навыков.

В результате занятий с использованием ИКТ усиливается развивающий эффект обучения: формирование у обучающихся качественных характеристик восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления.


Одним из очевидных достоинств использования ИКТ является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса обучающихся, совершенствованию их эмоциональной сферы.


В содержание театрализованной деятельности с использованием информационно-компьютерной технологии входит:

- просмотр спектаклей и беседы по ним;

- музыкальные игры-драматизации;

- упражнения для социально-эмоционального развития обучающихся;

- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

- упражнения на развитие пластики обучающихся;

- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

- театральные этюды;

- подготовка и разыгрывание разнообразных спектаклей и инсценировок.


Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик, повышает эффективность и качество образовательных программ, усиливает адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Поэтому назрела необходимость создания системы внедрения в практическую деятельность педагогов современных информационных технологий.


Литература

  1. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!