МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «СОШ № 8»
_____________Л. В. Ткаченко
«___»__________2017 год
ПРОГРАММА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
УЧАЩИХСЯ МАОУ «СОШ № 8»
НА 2017-2019 ГГ.
Учитель ОБЖ
Барыкин И.В.
г. Мирный, 2017г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа военно-патриотического воспитания учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 8 с углубленным изучением технологического профиля» на 2017-2019 г.г. |
Основание для разработки программы | Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 г.г.» Основам государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014г. №2403-р |
Заказчик программы | МАОУ «СОШ № 8» |
Разработчик | Заместитель директора по ВР МБОУ «СОШ № 8» Мухаметчина Е.К. Учитель ОБЖ Барыкин И.В. |
Участники программы | Педагогический коллектив, обучающиеся 1-11 классов, родители МАОУ «СОШ № 8» |
Исполнители программы | Администрация и педагогический коллектив МАОУ «СОШ № 8» |
Цель программы | Создание и развитие в школе единой системы формирования военно-патриотического воспитания |
Задачи программы | - формирование у подрастающего поколения чувства верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите, - изучение истории и культуры Отечества и родного края, - сохранение и развитие чувства гордости за свою страну и Республику, - воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту Родины, - физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни, - развитие чувства ответственности за свое здоровье, - методическое обеспечение функционирования системы патриотического воспитания, -координация и консолидация деятельности школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании детей, - способствовать подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах России. |
Основные направления программы | Воспитание на боевых традициях Вооруженных Сил Военно-спортивные игры Взаимосвязь школы и военнослужащих |
Контроль за исполнением | Администрация школы, педагогический совет школы, родительская общественность |
Ожидаемые результаты | - создание целостной системы военно-патриотического воспитания в школе, позволяющей формировать у учащихся высокую общую культуру, патриотические чувства, - активизация интереса к истории Отечества, истории Вооруженных Сил, - активизация участия школьников в военно-спортивных соревнованиях, - сохранение физического и духовного здоровья учащихся, - повышение уровня толерантности, - проявление мировоззренческих установок на готовность учащихся к защите Отечества, - создание благоприятных условий для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности, - приобретение учащимися навыков коллективной деятельности. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества.
Значительная часть молодежи выдвигает главным приоритетом в своей жизни личный успех, карьеру, деньги, и поэтому многие ищут оправдания своих мыслей, желаний, поступков. Одним из уязвимых моментов в воспитании является отсутствие у подрастающего поколения ясности в жизненных ориентирах. Отток талантливой молодежи за границу, ее нежелание участвовать в экономическом возрождении России, утрата патриотического сознания молодого поколения – всё это угрожает национальной безопасности страны.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и продавцу, водителю. Поэтому военно-патриотическое воспитание учащихся является важной частью воспитания подрастающего поколения.
Программа «Военно-патриотическое воспитание учащихся МАОУ «СОШ №8» на 2017-2019 г.г.» составлена на основе опыта работы школьного музея и педагогического коллектива по военно-патриотическому воспитанию учащихся.
В рамках военно-патриотического воспитания учащихся МАОУ «СОШ №8» создан и работает военно-патриотический клуб «Вулкан», руководит клубом преподаватель-организатор ОБЖ Барыкин И.В..
Программа определяет цели, задачи по организации военно-патриотического воспитания в школе и классных коллективах, принципы организации военно-патриотического воспитания, определяет основные направления военно-патриотического воспитания учащихся и представляет собой комплекс акций, творческих дел и мероприятий, направленных на реализацию задач военно-патриотического воспитания в школе.
Педагогическая целесообразность:
Предлагаемая программа направлена на развитие у учащихся чувства патриотизма, любви к своей Родине, истории Вооруженных Сил, формированию гордости за своих соотечественников, уважения к старшему поколению, формирование мотивации к службе и защите Отечества.
Актуальность программы:
Программа решает комплекс задач в сфере военно-патриотического воспитания с комплексным использованием различных форм работы: конкурсы, акции, встречи, соревнования. Все это будет являться опорой при дальнейшем самоопределении и развитии личности.
Целостность программы:
Программа позволяет в течение всего периода реализации проводить различные мероприятия по военно-патриотическому воспитанию с использованием знаний, умений, опираясь на опыт проводимых раньше мероприятий, улучшать, изменять виды, структуру, план проведения мероприятий.
Цель программы – создание и развитие в школе единой системы формирования военно-патриотического воспитания.
Задачи:
- формирование у подрастающего поколения чувства верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите,
- изучение истории и культуры Отечества и родного края,
- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну и край,
- воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту Родины,
- физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни,
- развитие чувства ответственности за свое здоровье,
- методическое обеспечение функционирования системы патриотического воспитания,
-координация и консолидация деятельности школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании детей,
- способствовать подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах России.
Процессуальная цель данной программы – создание в школе условий для целостного и непрерывного процесса военно-патриотического воспитания через продуманную систему мероприятий и коллективных творческих дел.
Задачи:
- расширение спектра активных форм и методов работы по военно-патриотическому воспитанию,
- повышение качества военно-патриотического воспитания,
- усиление взаимодействия с военкоматом, воинскими частями, ветеранскими организациями,
- повышение роли семьи в военно-патриотическом воспитании.
Принципы организации военно-патриотического воспитания:
Принцип деятельностного подхода предполагает не просто воспитание педагогом, а организацию жизни детей. Чем богаче школьная деятельность, тем больше способов взаимодействия с людьми, тем свободнее человек, тем успешнее процесс его социализации.
Принцип гуманистического воспитания предполагает, что дети, как и педагоги, субъект воспитательной системы. Важнейшее условие эффективности такой системы – объединение детей и взрослых в единый коллектив.
Принцип личностно-ориентированного воспитания предполагает формирование общечеловеческих ценностей, представлений о здоровом образе жизни, законопослушности, уважения к человеку, готовности к защите Отечества.
Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых в процессе воспитания, учет их этнических, исторических, культурологических условий.
Принцип демократизации школьной жизни предполагает предоставление некоторых управленческих функций коллективу учащихся.
Принцип комплексного подхода предполагает согласованность и взаимодействие всех участников программы.
Программа рассчитана на период 2017-2019 годы. Участниками программы являются педагогический коллектив, учащиеся 1-11 классов, родители.
Программа военно-патриотического воспитания учащихся МАОУ «СОШ №8» реализуется во время учебного процесса (на уроках русского языка, литературы, ОБЖ, истории, обществознания) и при проведении внеклассных мероприятий, в традициях, сложившихся в школе.
Основные направления программы:
1. Воспитание на боевых традициях Вооруженных Сил.
Данное мероприятие включает в себя следующие мероприятия: вахта памяти, свеча памяти, возложение цветов и проведение митингов на памятных местах города, проведение экскурсий, проведение уроков Мужества, посещение и работа в школьном музее , встречи с ветеранами ВОВ, поздравление ветеранов с праздниками, проведение выставок, викторин, конкурсов, проведение концертов для ветеранов.
2. Военно-спортивные игры.
Участие в военно-спортивной игре «Зарница», Спартакиаде допризывной молодежи, проведение месячника военно-патриотического воспитания, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.
3. Взаимосвязь школы и военнослужащих.
Механизм реализации программы:
Данная программа будет реализоваться в МАОУ «СОШ № 8» в течение 3 лет на двух уровнях: классном и школьном. К реализации программы привлекаются педагогический коллектив, учреждения дополнительного образования, общественные организации, родители учащихся, военкомат, ветеранские организации.
Основными исполнителями мероприятий программы являются педагогический коллектив, обучающиеся 1-11 классов, родители. Исполнители программы несут ответственность за своевременность и точность выполнения мероприятий.
Координацию деятельности по реализации программы осуществляет воспитательной отдел школы.
Штаб определяет содержание конкретных мероприятий по реализации программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Механизм реализации программы предполагает совершенствование форм и методов работы педагогического коллектива в целях обеспечения роста патриотизма у учащихся и создания благоприятных условий для духовного и культурного подъема учащихся.
Формы реализации программы:
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, но также используется групповая и индивидуальная формы работы.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п/п | мероприятие | Сроки проведения | участники |
1 направление. Воспитание на боевых традициях Вооруженных Сил |
1 | Тематические классные часы «России славные сыны», «Моя семья в Великой Отечественной войне» | ежегодно | 1-11 классы |
2 | Уроки мужества | ежегодно | 1-11 классы |
3 | Встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн | ежегодно | 1-11 классы |
4 | Несение Вахты Памяти | по плану ДО | 9-11 классы |
6 | Конкурс творческих работ, посвященный боевым традициям Вооруженных Сил | ежегодно, февраль-май | 5-9 классы |
7 | Проведение виртуальных экскурсий по местам Боевой Славы | ежегодно, по плану кл.руководителя | 1-11 классы |
8 | Подготовка и проведение концертов для ветеранов | ежегодно, февраль, май | 8-11 классы |
9 | Поздравление ветеранов с памятными и праздничными датами | ежегодно | 5-11 классы |
10 | Работа школьного музея | по отдельному плану | Совет музея |
11 | Проведение мероприятий, посвященных памятным датам: День Победы, День Защитника Отечества, День народного единства, День независимости, День защиты детей | ежегодно, 2 сентября 9 мая 23 февраля 4 ноября 12 июня 1 июня | 1-11 классы |
12 | Конкурс «Знатоки истории» | ежегодно | 3-4 классы |
13 | Викторина «История Вооруженных Сил» | ежегодно | 9-10 классы |
14 | Викторина «Ратные страницы истории» | ежегодно | 7-8 классы |
15 | Акция «Ветеран живет рядом» | ежегодно | ДОО, 6-8 классы |
16 | Участие в праздничных митингах возле мемориалов | ежегодно | 5-6 классы |
17 | Участие во всероссийских, республиканских и городских акциях, конкурсах, викторинах | ежегодно | 5-11 классы |
18 | Проведение мероприятий, посвященных Дням воинской славы | ежегодно | 1-11 классы |
19 | Просмотр фильмов на военно-исторические темы | ежегодно | 6-9 классы |
20 | Конкурс презентаций «Отчизны верные сыны» | ежегодно | 9-10 классы |
21 | Фотовыставка «Война и моя семья» | ежегодно | 1-11 классы |
22 | Проведение праздничных мероприятий, посвященных 50-летию со дня основания школы | 2018 | 1-11 классы |
2 направление. Военно-спортивные игры |
1 | Участие в военно-спортивной игре «Зарница» | ежегодно | По приказу МРУО |
2 | Участие в спартакиаде допризывной молодежи | ежегодно, апрель | юноши 10-11 классов |
3 | Проведение мероприятий в рамках месячника военно-патриотической оборонно-массовой и работы | ежегодно, январь-февраль | 1-11 классы |
4 | Военно-спортивные эстафеты | ежегодно, ноябрь | 7-8, 9-10 классы |
5 | Военно-спортивный праздник «Будущий защитник Отечества» | ежегодно, февраль | 10-11 классы |
6 | Смотр строя и песни | ежегодно, февраль | 1-11 классы |
7 | Участие в легкоатлетическом кроссе | ежегодно, сентябрь | По отдельному плану |
8 | Участие в городских соревнованиях военно-спортивной направленности | ежегодно | 9-11 классы |
3 направление. Взаимосвязь школы и военнослужащих |
1 | День призывника | ежегодно | юноши 9-11 классов |
2 | Учебные сборы с юношами 10-х классов | ежегодно, июнь | юноши 10-х классов |
3 | Встречи с сотрудниками военкомата | ежегодно | юноши 10-11 классов |
Организационные мероприятия |
1 | Корректировка плана реализации программы по военно-патриотическому воспитанию | ежегодно, сентябрь, январь | Администрация школы, воспитательный отдел, ДОО |
2 | Анализ реализации программы военно-патриотического воспитания | ежегодно, май | Администрация школы, ЗД по ВР, учитель ОБЖ |
3 | Подготовка распоряжений, приказов по проведению мероприятий военно-патриотического воспитания | ежегодно | Администрация школы |
4 | Анализ работы ВПК | ежегодно, май | Администрация школы, руководитель клуба |
5 | Анализ работы школьного музея | ежегодно, май | Администрация школы, руководитель музея |
6 | Проведение конкурса на лучшую организацию военно-патриотического воспитания в классе | ежегодно, май | Администрация, ЗД по ВР |
7 | Освещение работы школы по военно-патриотическому воспитанию в средствах массовой информации и на сайте школы | по мере необходимости | Зам. директора по ВР |
Ожидаемые результаты реализации программы:
- создание целостной системы военно-патриотического воспитания в школе, позволяющей формировать у учащихся высокую общую культуру, патриотические чувства,
- активизация интереса к истории Отечества, истории Вооруженных Сил,
- активизация участия школьников в военно-спортивных соревнованиях,
- сохранение физического и духовного здоровья учащихся,
- повышение уровня толерантности,
- проявление мировоззренческих установок на готовность учащихся к защите Отечества,
- создание благоприятных условий для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности,
- приобретение учащимися навыков коллективной деятельности.
Через системность, преемственность и последовательность в работе предполагается воспитать в учащихся:
- чувство гордости за свою Родину,
- ответственное понимание своего гражданского долга и конституционных обязанностей,
- самостоятельность в решении проблем личностного и профессионального определения,
- способность к творчеству,
- умение самостоятельно добывать новые знания,
- повышение интереса к историческому прошлому своей страны, края, города, Вооруженных Сил,
- способность адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни, заботиться о своем физическом и психическом здоровье,
- готовность к защите Родины,
- способность к коллективному творчеству,
- трудолюбие, честность, уважение друг к другу, гуманность, милосердие, соблюдение правил культуры, инициативность, организованность.
Мониторинг результативности военно-патриотического воспитания:
Военно-патриотическое воспитание - дело сложное, и непросто определить результат данной деятельности. Ведь нет такого мерила, с помощью которого можно измерить уровень патриотизма и гражданственности у учащихся.
Основные критерии оценки эффективности работы по данной программе:
- количество победителей различных соревнований, конкурсов, викторин, олимпиад,
- увеличение числа учащихся, активно и сознательно участвующих в мероприятиях военно-патриотического воспитания,
- психологический комфорт в школе и классных коллективах,
- количество проведенных мероприятий военно-патриотического воспитания.
Контроль за выполнением мероприятий программы осуществляется администрацией МАОУ «СОШ №8». Классные руководители в установленном порядке готовят отчеты о работе с учащимися по военно-патриотическому воспитанию и представляют их заместителю директора по воспитательной работе.