Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Дальнеконстантиновская средняя школа»
Программа
воспитательной работы
«Мы вместе»
Продолжительность программы: 4 года (1-4 классы).
Возраст обучающихся: 7 -10 лет.
Срок реализации 2020-2024гг
Составила программу:
учитель начальных классов
Варнакова С.В.
Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитательной работы «Все вместе», предназначена для учащихся 1-4 классов МБОУ «Дальнеконстантиновская СШ», рассчитана на 4 года. Программа открывает широкие возможности для разностороннего совершенствования учащихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Работа по ней оказывает большое влияние на развитие личности, на процесс обучения и воспитания учащихся, формирование их социальной активности, привитие бережного отношения к природе, чувства любви к Родине. У школьников, занимающихся по данной программе, формируются новые навыки получения знаний, возрастает интерес к общественно-полезной работе, заметно растет их познавательная активность.
Цель программы – выявление и развитие способности каждого ученика, формирование физически, психически, нравственно здоровой личности, обладающей базовыми знаниями начальной школы, способной адаптироваться в среднем звене школы при переходе из начального звена.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели программы:
Активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся через различные формы работы.
Развитие творческих способностей учащихся.
Формирование у учащихся чувства любви к своей малой Родине.
Физическое развитие учащихся.
Формирование у учащихся чувства коллективизма и сплоченности, развитие у них коммуникативных
способностей.
II. ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЕДУЩИЕ ИДЕИ
Современные ученые-педагоги отмечают, что первоочередной задачей учителя является формирование у учащихся познавательных потребностей, что обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью. К сожалению, в процессе школьного обучения и воспитания учащиеся порой лишены самого необходимого - активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельности, обречены на ее пассивное созерцание и зазубривание готовых истин.
Отсутствие умений самоконтроля и самооценки приводит к неразвитости чувства личной независимости, самозащиты, способности к самореализации. Это приводит к наличию и проявлению симптомов негативного свойства, преодолевать которые помогает и призвана помогать хорошо организованная, продуманная работа классного руководителя.
О каких симптомах идет речь?
Очень раннее и быстрое физическое развитие ребенка, которое под час опережает его психическое взросление.
Разлад между внутренним состоянием ребенка и общепринятыми нормами поведения.
Отсутствие навыков рефлексивных действий.
Отсутствие эмпатии (чувства сопереживания) не только чужим, но и своим родным, близким людям, инфантильность, неразвитость волевых качеств.
Пресыщенность информацией параллельно с обнищанием души.
Своеобразием данной программы является то, что она, выходя за рамки школьного образования, предоставляет учащимся возможность активного приложения сил, тем самым формируя у них познавательные потребности. Программа "Все вместе», предусматривая потребностно - мотивационный подход в работе классного руководителя, использует следующие приемы и способы мотивации учения:
Отсутствие отметок. При изучении мотивации учебной деятельности в школе выяснилось, что ведущим мотивом у 58% опрошенных является страх получить плохую отметку, страх не оправдать родительских надежд и т.д. Отсутствие же отметок помогает формировать у учащихся собственно познавательный мотив, связанный с самореализацией личности.
Возможность и необходимость применения на практике тех знаний, которые учащиеся получили во время занятий. Разнообразие тематики направлений вызывает интерес со стороны детей и позволяет расширять их кругозор.
Насыщенность программы творческими, практическими и исследовательскими заданиями.
Стиль общения учителя с учениками, который предполагает сотрудничество, а не диктат или опеку.
Использование всех выше перечисленных способов мотивации приводит к тому, что у учащихся формируются устойчивые познавательные потребности.
Решение основных задач программы основывается на возрастных особенностях контингента учащихся. Стремление младших школьников к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес, испытания, двигательную активность - все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.
К возрастным особенностям характера младших школьников относятся: импульсивность - склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных побуждений, любознательность, непосредственность, отзывчивость, доверчивость, подражательность. У младших школьников усиливается познавательный интерес сначала к отдельным фактам и явлениям (1-е - 2-е классы), затем к связям и взаимосвязям между явлениями (3-й класс). С третьего класса начинают дифференцироваться и учебные интересы.
Игровая деятельность является ведущей формой деятельности как наиболее соответствующая возрасту младшего школьника. Увлеченные живой, эмоциональной игрой, дети легче усваивают различные полезные навыки и знания. Под влиянием ведущего в этот период вида деятельности - учение-игра приобретает все более познавательный характер, когда в ней ставится цель познать новое, что-то творчески преобразовать, исходя из накопленных уже знаний, умений, навыков. В играх все большее значение приобретает их коллективный характер и соревновательность.
III. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Основные направления программы:
Здоровье (ПДД. ППБ)
Взаимодействие.
Нравственность (краеведение и экология, гражданско – патриотическая работа).
Интеллект.
Досуг.
Семья.
1. Направление «Здоровье»
Первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие здоровья ученика. Имеется в виду его физическое и психическое здоровье.
Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.
2. Направление «Взаимодействие».
На втором месте стоит работа по организации общения и взаимоотношений в системах «учитель-ученик». «ученик-ученик», «учитель-ученик-родитель».
Цель- передача детям опыта (знаний, умений и навыков) социального общения людей (позитивного и негативного), опыта поколений. Научить ребенка понимать, что восхождение к индивидуальности – это, в первую очередь, выражение и сохранение чести и достоинства субъектов общения.
3. Направление «Нравственность»
Помимо развития у ребенка его знаний о своих физических качествах, умения общаться огромное значение имеет работа по развитию его нравственных качеств. Главной целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования; ценности своего существования и ценности существования других людей; формирование у учащихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли.
Поскольку краеведение представляет собой синтез наук о родном крае, при составлении программы выбор пал на наиболее интересные и основополагающие разделы этого направления: экология, природа и этнография, гражданско – патриотическая работа.
4. Направление «Интеллект»
Очень значимым направлением является работа по развитию интеллектуальных умений учащихся класса. Что же такое интеллект? Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека. Он считал, что наличие у человека интеллекта характеризует его поведение. Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. Развитие интеллекта должно пониматься в широком смысле слова.
Целью работы классного руководителя в этом направлении может стать помощь ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде. Главное— определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии.
5. Направление «Досуг»
… Огромное значение для ребенка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для некоторых ребят — это основной мотив прихода в школу, возможность реабилитации после непризнанности в классе из-за отсутствия учебных умений. И педагог должен не пропустить этот момент, прочесть его в детских глазах. Ведь для ребенка участие в жизни класса после уроков — это шанс сбросить «лягушечью кожу», своего рода ярлык неумелого, найти свое место в среде сверстников. В работе классного руководителя в этом направлении есть важное звено, которое он не должен потерять: это создание ситуаций для добровольного выбора учениками тех форм внеклассной работы, которые хотелось бы использовать в классе. Значит, главные качества, которые должен развить у своих воспитанников классный руководитель, это инициатива и самостоятельность, ответственность и открытость, искренность.
6. Направление «Семья»
Классный руководитель не сможет успешно осуществлять работу в этом направлении, если школа не будет сотрудничать с семьей. Очень часто процесс воспитания-ребенка в школе идет вне такого сотрудничества, и это приводит к печальным результатам.
Уже доказано временем, что воспитание будет иметь успех тогда, когда просвещение семьи опережает просвещение ребенка, когда классный руководитель в работе с родителями использует так называемую предваряющую реакцию. В сегодняшних условиях хорошо построить работу с классом без предварительной постоянной работы человека с семьей нельзя. Ведь семьи, из которых приходят в школу наши ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребёнка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состоятельность как человека.
Формы работы
Комплексные мероприятия, объединённые единой целью.
Викторины, конкурсы.
КТД.
Анкетирование, диагностики.
Родительские собрания.
Концерты, выставки рисунков.
Экскурсии.
Походы.
Классные часы.
Совместные мероприятия с родителями и детьми.
формы работы с родителями:
Различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки);
Совместные с родителями внеклассные мероприятия (праздники, турпоходы, соревнования, поездки в театр);
Семейные праздники и традиции, конкурсы.
Тематика родительских собраний
1 класс
Организация учебно-воспитательного процесса в 2020-2021 учебном году в первом классе – сентябрь
В семье ребенок-первоклассник. Что меняется? Портфолио ученика начальной школы – октябрь
Совместный праздник «Я люблю свою маму» - ноябрь
Трудности и возможности 7-8-летнего ребенка (адаптация первоклассников) – декабрь
Пути формирования сознательного интереса к обучению у обучающихся 1 класса – февраль
Формирование адекватной оценки качества знаний с позиции педагога, родителей, первоклассника – апрель
Итоговое родительское собрание - май
2 класс
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» - сентябрь
« Встречая ребенка из школы … Учение – шаг за шагом»- октябрь
«Чтобы учение было в радость» - декабрь
«Ошибки семейного воспитания» - март
«Моя семья- моя радость» (семейный вечер-окончание учебного года) - май
3 класс
Организационное собрание – сентябрь
Друзья моего ребенка – октябрь
Детская агрессивность и её причины – декабрь
Введение курса ОРКСЭ в 4 классе - февраль
Сотрудничество семьи и школы – залог успешного обучения ребёнка – апрель
«Листая школьный календарь» - итоги года, май
4 класс
Организационное собрание – сентябрь
Необходимость дополнительного образования – октябрь
Почему ребёнок не любит читать? – декабрь
Роль самооценки в формировании личности – март
Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления – апрель
КТД «Прощание с начальной школой» - май
Литература
Байбородова Л. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль, 1991.
Изучение личности школьника учителем / Под. ред. 3. И. Васильевой" и др.М., 1991. .
Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе. Л., 1991.
Новое в воспитательной работе школы / Сост. Н. Б. Щуркова, В. Н. Шнырева.М.,1991.
Педагогическая диагностика в школе / Под. ред. А. И. Кочетова. Мн., 1987.
Шилова М, И. Учителю о воспитании школьников. М., 1990.
Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
Разработки мероприятий ж. «Начальная школа» и г. «Начальная школа.
Н. И. Дереклеева. Классный руководитель. Основные направления деятельности. /М., «Вербум»., 2001.
11. Н. И. Дереклеева. Родительские собрания в 1-11 классах. / М., «Вербум»., 2001.
План реализации программы
«МЫ ВМЕСТЕ»
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Данная программа оказывает положительное влияние на развитие детей, а именно: дети становятся более общительными, ответственными, наблюдательными, приобщаются к чтению, много времени проводят в библиотеке. Также было отмечено, что данная программа помогает сплотить коллектив, внутри которого наблюдаются прекрасные дружеские взаимоотношения.
Учителями отмечено, что их дети отличаются большой самостоятельностью, ответственно относятся к порученным делам, очень общительны, раскованы, умеют свободно рассуждать, артистичны. Те дети, которые наиболее увлечённо принимали участие в делах класса , составляют костяк класса.
Основным результатом работы по программе "Все вместе" можно считать тот факт, что те учащиеся, которые занимались по данной программе с 1 по 4 класс, перейдя в среднее звено, изъявляют настойчивое желание продолжить традицию класса проводить все мероприятия совместно с родителями.
Таким образом, результаты работы показывают, что познавательная, трудовая и исследовательская деятельность учащихся, занимающихся по данной программе, формируется в органическом единстве, а также оказывает большое влияние на развитие личности, на процесс обучения и воспитания учащихся, формирование их социальной активности. Программа "Все вместе", благодаря многообразию форм, содержания и методов работы, формирует у школьников новые навыки получения знаний, вырабатывает привычку выполнять свои обязанности, воспитывает интерес к общественно-полезной работе, способствует приобретению навыков самостоятельной исследовательской работы.
Циклограмма работы классного руководителя
Ежедневно | Встреча детей. Проверка внешнего вида детей. Проведение зарядки, физминутки на уроке. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учеников на занятии. Проверка рабочих тетрадей учащихся. Организация питания учащихся. Организация дежурства в классном кабинете. Индивидуальная работа с учащимися. Ведение классного журнала. |
Еженедельно | Проверка дневников учащихся. Проведение классного часа. Проведение мероприятий в классе по плану. Проведение пятиминуток по ПДД. Работа с родителями по ситуации; Работа с учителями – предметниками по ситуации; Встреча со школьным врачом со справками о болезни. |
Ежемесячно | Консультации у школьного психолога. Решение хозяйственных вопросов. Встреча с родительским активом, родительское собрание. Работа с активом класса. Проведение бесед по ПДД, ППБ. |
1 раз в триместр | Анализ выполнения плана работы; Коррекция плана воспитательной работы на новый триместр. Проведение родительского собрания. Подведение итогов учебной деятельности. Подведение итогов заболеваемости. Генеральная уборка кабинета. |
1 раз в год | Проведение открытого мероприятия; Оформление личных дел учащихся; Анализ и составление плана работы с классным коллективом; Сбор статистических данных о классе; |
Традиции класса,
которые могут творить чудеса
Нация в любые времена, даже самые трудные, сохранит себя, если живут традиции этой нации. То же самое можно сказать и о школе. Она будет жить тогда, когда в ее стенах будут жить красивые традиции. Какие традиции класса могут положительно влиять на формирование мировоззрения и мироощущения ребенка?
1. Это традиция, когда в конце каждой четверти у каждого ученика в
дневнике появляются записи следующего содержания:
«Таня! Я очень рада, что результаты твоей учебной работы стали лучше, тебе удалось победить свою неуверенность. Так,держать!»
«Сережа! Очень обидно, что ты не захотел принять помощь ребят и учителя. Тебе стоит подумать, как решить эту проблему в следующей четверти. У тебя все получится!»
Такие записи помогают преодолевать трудности, учат реально оценивать себя, развивают умения взаимодействовать с другими людьми.
2. Это традиция, когда в конце каждой рабочей недели, перед тем как
учащиеся уходят домой на выходные, классный руководитель спрашивает
у класса:
а) С каким самочувствием вы прожили эту неделю?
б) Вспомните, в какие дни ваше самочувствие было не очень хорошим?
Почему?
в) Каким было ваше настроение на этой неделе? Что нужно сделать,