СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Египет- страна фараонов"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа выполнена ученицей 9 класса по проектной технологии и может быть использована на уроках истории.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Египет- страна фараонов"»
















































1



А.А.Бойко















































2


Содержание



  1. Египет…………………………………………………… 4

  2. Древний Египет……………………………………….....7

  1. Сфинкс и пирамиды……………………………………..7

  2. Плодоносный Нил……………………………………….7

  3. Двуединое государство………………………………….8

  4. Предание о первых фараонов…………………………...8

  5. Древнее царство………………………………………….8

  6. Среднее царство………………………………………….9

  7. Гиоксы……………………………………………………10

  8. Новое царство……………………………………………10-12

  9. Под властью иностранных завоевателей……………….13

III. Культура Древнего Египта……………………………...13

  1. Основные типы сохранившихся памятников………….13

  2. Письменность и язык……………………………………14

  3. Пирамиды и культура эпохи Древнего царства……….15

  4. Научные знания………………………………………….16

  5. Культура эпохи нового царства………………………...16-18























3



Египет- страна фараонов – А.А.Бойко,2007-










Заинтересовавшая вас книга является, пожалуй, одной из самых интересных художественных книг об истории Древнего и современного Египта. Читая эту книгу, вы откроите все тайны этого старинного государства.

Книга предназначена тому читателю, который хотел бы узнать и побывать в этом прекрасном и удивительном мире.








Консультант: Ф.Г.Турченко.









Издание подготовлено совместно с Киевским институтом










4


Египет


ЕГИПЕТ (араб. Миср), Арабская Республика Египет (Гумхурия Миср аль-Арабия), государство на северо-востоке Африки и на Синайском п-ове в Азии. 1001,4 тыс. км2. Население 65,6 млн. человек (2000); 98% египтяне (арабы египетские), а также нубийцы, берберы и др. Городское население 44,6% (1995). Официальный язык — арабский. Государственная религия — ислам (суннитского толка), ок. 10% населения — христиане (копты). Административно-территориальное деление: 26 мухафаз (губернаторств). Столица — Каир. Глава государства — президент. Законодательный орган — однопалатное Народное собрание.На севере омывается водами Средиземного м., на востоке — Красного м. Ок. 96% всей территории — пустынные районы, 3% — дельта и долина р. Нил. Климат на севере субтропический, на остальной территории — тропический пустынный. Средние температуры января от 11-12 °С на севере до 15-16 °С на юге, июля соответственно 25-26 °С и 30-34 °С. Осадков в год менее 100 мм на большей части территории, 200-400 мм на севере. Единственная река — Нил. Крупные запасы подземных вод. Щебнистые и песчаные пустыни. В долине и дельте Нила — культурная растительность. Резерват Вади-Ришраш.Историю Египта до завоевания его Римом (30 год до н. э.) см. в ст. Египет Древний. До 395 провинция Рима. В 395-639 провинция Византии. После перехода Египта под власть арабов (639-642) в стране распространился ислам; высокого уровня достигла культура, развивавшаяся на арабском языке. Экономическое и политическое значение Египта возросло при Фатимидах. В 1171-1250 находился под властью Айюбидов, в 1250-1517 — мамлюкских султанов, правление которых — апогей военного и политического могущества Египта в средние века. В 1517 вошел в состав Османской империи. Фактически с 18 в. в Египте правили мамлюкские эмиры (1711-98), затем паши (с 1867 — хедивы) из династии Мухаммеда Али. В 1882 после подавления национально-освободительного движения 1879-82 оккупирован Великобританией, которая в 1914 установила над Египтом протекторат. В результате подъема национально-освободительного движения 1919-21 протекторат упразднен, и Египет провозглашен (1922) независимым королевством. Однако в стране оставались английские войска, экономика контролировалась Великобританией. В результате июльской революции 1952 в 1956 из Египта были выведены английские войска, национализирован Суэцкий канал. В июне 1953 Египет провозглашен республикой. В 1956 Египет отразил англо-франко-израильскую агрессию. В

5


1958 Египет вместе с Сирией образовал Объединенную Арабскую Республику (ОАР). Это название сохранял и после выхода из ОАР в 1961 Сирии; с сентября 1971 Египет официально называется Арабской Республикой Египет (АРЕ). Правительство президента Насера осуществило ряд социально-экономических реформ (аграрная, национализация банков, промышленности и т. д.). После смерти Насера (1970) стали укрепляться позиции египетского частного капитала. В 1976 президент АРЕ А. Садат (1970-81) денонсировал советско-египетский договор о дружбе и сотрудничестве, заключенный в 1971. В 1967 Израиль оккупировал Синайский п-ов вплоть до Суэцкого канала (частично освобожден после военных действий в октябре 1973; израильские войска выведены в 1982). В 1979 Египет подписал под эгидой США израильско-египетский мирный договор. Объявленное в 1981 чрезвычайное положение регулярно продлевается, что связывается с деятельностью исламских фундаменталистов.

Египет — аграрно-индустриальная страна. Доля в ВВП (1994, %): промышленность 32, сельское хозяйство 15. Главная экспортная сельскохозяйственная культура — длинноволокнистый хлопчатник. Возделывают рис, кукурузу, пшеницу, сахарный тростник и др. Животноводство: крупный рогатый скот, козы, овцы; птицеводство. Рыболовство. Производство электроэнергии 48,9 млрд. кВт·ч (1995). Добыча нефти, фосфатов, железной руды и др. Текстильная (производство хлопчатобумажных тканей), швейная, пищевкусовая промышленность. Черная и цветная металлургия, машиностроение. Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность, производство минеральных удобрений. Длина (1993, тыс. км) железных дорог 8,8, автодорог 58. Тоннаж морского торгового флота 1,68 млн. т дедвейт. Главные порты: Александрия, Порт-Саид, Суэц. Экспорт: нефть и нефтепродукты (ок. 60% стоимости), хлопок и хлопчатобумажная пряжа, продовольственные и промышленные товары. Основные внешнеторговые партнеры: США, Франция, Германия, Япония. Денежная единица — египетский фунт.






6


Древний Египет



Сфинкс и пирамиды

ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ, государство в северо-восточной Африке, в нижнем течении р. Нил. Территория Египта — один из древнейших очагов цивилизации. Историю Египта принято делить на периоды Древнего (кон. 4-3-е тыс. до н. э.), Среднего (до 16 в.), Нового (до кон. 11 в.) царств, поздний и персидский (11-4 вв., в 6-4 вв. — под властью персов), эллинистический (4-1 вв. до н. э., в составе государства Птолемеев). Расцвет в 16-15 вв. до н. э., когда были завоеваны Сирия, Палестина, Куш и другие территории. Централизованная восточная деспотия с фараоном во главе, с общей для всего государства системой ирригационных сооружений, контролировавшихся наместниками фараона — номархами. Завоеван римлянами в 30 году до н. э. (составил римскую пров. Египет).

ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ, древнее государство, существовавшее в долине нижнего течения Нила.

Плодоносный Нил

Территория Египта представляла собой узкую ленту плодородной почвы, протянувшуюся вдоль нильских берегов. Поля Египта ежегодно во время половодья покрывались водой, которая приносила с собой плодородный ил, обогащавший почву. С обеих сторон долина была окаймлена горными цепями, богатыми песчаником, известняком, гранитом, базальтом, диоритом и алебастром, которые представляли собой прекрасный строительный материал. К югу от Египта, в Нубии, были обнаружены богатые золотые месторождения, а на Синайском полуострове — месторождение меди.

В столь благоприятных условиях на этой территории уже в 5-4 тысячелетиях до н. э. началось сооружение оросительных каналов. Необходимость обслуживания разветвленной ирригационной сети привела к появлению номов — крупных территориальных объединений раннеземледельческих общин. Само слово, обозначавшее область-ном, писалось в древнеегипетском языке иероглифом, изображавшим землю, разделенную оросительной сетью на участки правильной формы. Система древнеегипетских номов, сформировавшаяся в 4 тысячелетии до н. э., оставалась основой административного деления Египта до самого конца его существования.

7

Двуединое государство

Создание единой системы ирригационного земледелия стало предпосылкой для возникновения в Египте централизованного государства. В конце 4 — начале 3 тысячелетия до н. э. начался процесс объединения отдельных номов. Узкая долина реки — от первых нильских порогов до дельты — и область самой дельты были освоены неодинаково. Это различие на протяжении всей египетской истории сохранялось в делении страны на Верхний и Нижний Египет и отражалось даже в титулатуре фараонов, которые именовались «царями Верхнего и Нижнего Египта».

Предания о первых фараонах

Египетское предание приписывает заслугу объединения страны первому фараону 1-й династии Мине. Геродот рассказывает о том, что он основал Мемфис и был его первым правителем. Инициатива объединения страны исходила от Верхнего Египта, и Мемфис, новая столица, основанная на границе Верхнего и Нижнего Египта, стал свидетельством свершившегося объединения. С этого времени в Египте начинается эпоха т.н. Раннего царства, которое охватывает период правления 1 и 2 династий. Наши сведения об этой эпохе очень скудны. Известно, что уже в то время в Египте существовало большое и тщательно управляемое царское хозяйство, было развито земледелие и скотоводство.

Древнее Царство

Период правления 3 – 8 династий называется Старым (или Древним) Царством, его эпоха продолжалась на протяжении большей части 3 тысячелетия. В это время в Египте значительно окрепла и упрочилась царская власть, свидетельство тому — самые знаменитые памятники древнеегипетской цивилизации, колоссальные царские пирамиды, возведенные царями 4 династии — Хуфу (Хеопсом), Хафра (Хефреном) и Менкаура (Микерином). Самая первая египетская пирамида была сооружена еще в начале 3 династии для фараона Джосера. Она представляла собой 6 прямоугольных уступов, поставленных друг на друга и повторявших формы ранних гробниц. Сохранилось имя зодчего этой пирамиды — Имхотеп. Впоследствии он был обожествлен и почитался в Египте как покровитель наук и искусств.

Величайшая древнеегипетская пирамида, пирамида Хуфу, имела высоту более 146 м, длина каждой стороны ее основания превышала 230 м. От более ранних пирамид ее отличал не только масштаб, но и невиданное прежде совершенство кладки. Однако при всей своей грандиозности древнеегипетские пирамиды были лишь частью сложного погребального комплекса, в который входили также поминальные храмы и вынесенные к самой границе пустыни храмовые преддверия, соединявшиеся с храмами длинными каменными переходами.

8

Последующие династии отказались от строительства огромных пирамид, требовавшего крайнего напряжения сил всего населения и истощавшего ресурсы страны. Начиная с 5 династии, царские гробницы стали значительно ниже и строились менее основательно, однако со времени последнего царя этой династии, Унаса, внутри пирамид на стенах ходов и склепов стали высекать заклинания, связанные с заупокойным культом. Благодаря этим надписям мы знакомы с представлениями эпохи Старого Царства о загробном мире, а также со сложной системой египетских погребальных обрядов.

В эпоху Старого Царства нам известны царское, храмовые и вельможные хозяйства. Ремесленники разных специальностей трудились в общих ремесленных мастерских — «палатах мастеров», где использовался принцип разделения труда. Работники всех типов хозяйств получали довольствие с огородов, пастбищ, из рыбных угодий, житниц.

Постепенно возраставшая роль вельможных хозяйств в экономике страны привела к тому, что уже фараоны 5 династии начали уступать важнейшие государственные должности, занимаемые членами царского дома, столичной вельможеской знати. При 6 династии влияние стало переходить от столичной знати к знати областной. Постепенно номы подорвали экономическое могущество царской власти и ослабили ее политическое влияние. Около 2200 года до н. э. власть мемфисских царей становится чисто номинальной: Египет распадается на независимые и даже враждующие между собой номы.

Среднее Царство

Распад страны после Старого Царства губительно сказался на состоянии ирригационной системы, требовавшей централизованного надзора и управления. Дошедшие до нас надписи этого времени (период 6 – 12 династий) постоянно говорят о голоде. В конце правления 11 династии Египет был вновь объединен, и при 12 династии положение существенно улучшилось, но затем опять последовал смутный период, вновь вызвавший упадок оросительного хозяйства. Эпоха относительного благополучия, установившегося в правление 11 и 12 династий (середина 22 – начало 18 вв. до н. э.), получила в истории Египта название Среднего Царства.

С этого времени наряду с зерном и одеждой при обмене товаров стали использовать в качестве платы также золото и медь. В период 12 династии укреплению экономики и усилению царской власти немало способствовали победоносные войны с Эфиопией (Куш), золотые рудники которой давно привлекали египтян.


9

Общий подъем сказался и на развитии науки. От Среднего Царства до нас дошли несколько математических папирусов (Московский, Ринд и др.), лечебные пособия и справочник-словник, содержащий более 300 наименований различных масел, растений, животных, зерна, частей тела и т.д. Благодаря оживлению и усложнению хозяйственной жизни в египетской письменности выработался новый тип скорописи (деловое иератическое письмо), отличной от староегипетских почерков и иероглифического письма.

В области государственной религии также произошли изменения: на смену солнечному культу Ра, господствовавшему со времен Старого Царства, пришел культ Амона, который был отождествлен с древним государственным богом Ра под именем Амон-Ра. Заупокойные ритуалы, имевшие у египтян огромное значение и составлявшие одну из важнейших черт древнеегипетской культуры, стали доступны не только вельможам, но и людям среднего достатка: необходимые культовые тексты и изображения перестали высекать на стенах гробниц и начали писать на стенках саркофагов.

Гиксосы

Эпоха Среднего Царства закончилась с обрывом 12 династии. Вновь наступившее смутное время не привело к такому распаду страны, какой последовал за Старым Царством, но на рубеже 18 – 17 вв. до н. э. неожиданный удар по ослабленному государству нанесли гиксосы — воинственные племена кочевников-скотоводов, пришедшие, по-видимому, из Палестины. Их владычество в Египте длилось не менее 108 лет, и до самых поздних времен египтяне сохраняли память об этом нашествии как о катастрофе.Гиксосские цари приняли титулы фараонов, но не смогли объединить под своей властью весь Египет. На исходе гиксосского владычества в Фивах появились собственные цари, которых считают основателями 17 династии. Борьбу с гиксосами начал последний фараон этой династии Камос, но заслуга их окончательного изгнания принадлежала его преемнику Яхмосу I — первому царю 18 династии (1580 – 1314 до н. э.). С момента освобождения Египта ведется отсчет третьего периода его расцвета — эпохи Нового Царства.

Новое Царство

Укрепив положение внутри страны, фараоны вскоре перешли к активной захватнической политике. Со времен войны с гиксосами египтяне стали использовать боевых коней и колесницы, что превратило их войско в грозную силу. Первой жертвой египетской экспансии стала Эфиопия: уже при Тутмосе I, третьем фараоне 18 династии, южная граница Египта переместилась за третьи нильские пороги. Стремясь расширить северные пределы Египта, Тутмос I предпринял поход в сиро-палестинские земли и достиг берегов Евфрата, где начертал надпись, отмечавшую северный рубеж

10

его владений. Однако в действительности покорение этих территорий еще не было завершено.Вскоре после смерти Тутмоса I престол перешел к юному Тутмосу III, но в течение первых 20 лет его царствования престол находился в руках его тетки, дочери Тутмоса I Хатшепсут, первой в истории Египта женщины-фараона. В ее правление была предпринята знаменитая морская экспедиция в страну Пунт, расположенную, по-видимому, на полуострове Сомали, и славившуюся своими благовониями. Правители Пунта признали власть фараонов и принесли Хатшепсут роскошные дары. Египетское господство распространилось до областей на юге Красного моря. События этого похода были отражены в настенных изображениях грандиозного поминального святилища Хатшепсут, известного как храм в Дейр-эль-Бахри.После смерти Хатшепсут Тутмос III возобновил активную захватническую политику. В результате многолетней борьбы за Сирию египтянам удалось взять Кадеш — крепость на Оронте, которая была главным оплотом сиро-палестинского союза. Таким образом, египетское государство достигло наивысшего расцвета своего могущества: в середине 15 в. до н. э. оно простиралось от четвертых нильских порогов до Северной Сирии.Столица Египта переместилась в Фивы. Главное святилище Амона в Фивах — Карнакский храм — превратился в пышное сооружение, свидетельствовавшее о мощи и богатстве Нового Царства. Грандиозный масштаб храмового строительства был отличительной чертой этой эпохи. В то же время фараоны 18 династии окончательно порвали с традицией сооружения погребальных пирамид и перенесли царский некрополь в Долину Царей — пустынное ущелье к западу от Фив (что не спасло подавляющее большинство гробниц от разграбления).Тутмос III скончался в возрасте более 70 лет, процарствовав в общей сложности почти 54 года — его правление было одним из самых продолжительных в истории. Созданная им мировая держава продолжала существовать еще в течение столетия — до переворота, произошедшего в правление Аменхотепа IV, более известного под именем Эхнатона.Главной особенностью этого переворота был переход к исключительному почитанию Солнца, которое в образе солнечного диска-Атона было выделено из числа прочих египетских божеств и провозглашено царем. Почитание Амона — главного бога новоегипетской державы до солнцепоклоннического переворота, было восстановлено уже через 3 года после смерти Эхнатона.Возвращение Египта к старым традициям происходило довольно быстро: правивший вскоре после Эхнатона Тутанхатон изменил свое имя на Тутанхамон; столица Египта переместилась в Мемфис. Тутанхамон, умерший совсем молодым, стал самым известным древнеегипетским правителем благодаря тому обстоятельству, что его гробница, единственная среди погребений древнеегипетских фараонов, осталась неразграбленной, и ее богатейшая погребальная обстановка дошла до нас почти полностью, став одной из крупнейших археологических сенсаций 20 века.


11

Последний фараон 18 династии, Хоремхеб, окончательно восстановил прежние культы, выстроил огромный зал в Карнаке и провел несколько военных экспедиций, пытаясь восстановить пошатнувшееся могущество Египта: во время правления Эхнатона, уделявшего основное внимание внутренним реформам, начался распад новоегипетской державы. Египет потерял большую часть Сирии, начались волнения в Палестине. Возвращение Сирии и Палестины и борьба с могущественным Хеттским царством, распространившим свое влияние на эти территории, стала основной задачей внешней политики новой 19 династии.

Самый могущественный фараон этой династии, Рамсес II, правил без малого 67 лет. Его царствование началось с победоносных походов в Эфиопию и Ливию, вслед за которыми Рамсес II предпринял наступление на хеттов и выиграл знаменитую битву при Кадеше — первое в истории военное сражение, ход которого мы можем восстановить достаточно подробно благодаря большому количеству дошедших до нас письменных документов и изображениям на стенах храмов в Карнаке и Луксоре, повествующих о великой битве. Однако лишь через 20 лет непрерывных войн Египет заключил союз с Хеттским царством, скрепленный браком фараона и хеттской царевны.

При первых фараонах 19 династии — Рамсесе I и Сети I — столицей Египта оставался Мемфис: царский двор переехал туда из Ахетатона после падения культа Атона. Рамсес II сделал своей столицей город Пер-Рамсес. Местным божеством в этом городе был Сет: его культ, как и культ мемфисского бога Птаха получили в это время широкое распространение. Однако старая египетская столица, Фивы, по-прежнему оставалась крупнейшим культовым центром: фараоны 19 династии развернули грандиозное строительство в храмах Амона в Карнаке и Луксоре, свидетельствовавшее о небывалом могуществе правящей династии. Исполинские храмы возводились и в других частях Египта: Рамсесу II принадлежал огромный пещерный храм в Абу-Симбеле, у вторых нильских порогов, перед входом в который были вырублены колоссальные 20-метровые изваяния фараона. Такие же колоссы стояли в Фивах и в Мемфисе.

Правление Рамсеса II стало последним периодом расцвета Новоегипетского царства. Преемникам Рамсеса II пришлось столкнуться с натиском ливийцев. Первую волну нашествия народов с запада Египет отразил, но осложнения возникли и внутри страны. В последние годы царствования 19 династии обострилась вражда между югом и севером с центрами в Фивах и Мемфисе — старой и новой египетскими столицами. На волне внутренних смут, о которых нам известно немногое, около 1200 до н. э. закончилось правление 19 династии.



12

Под властью иностранных завоевателей


Танисская династия была устранена ливийским вождем Шешонком — основателем 22 (Ливийской) династии с центром в Бубастисе. При Шешонке Египет делает последнюю попытку вернуться к активной захватнической политике в Азии, но вскоре сам становится жертвой нубийского (кушского) завоевания. Нубийская династия (25), в свою очередь, столкнулась с Новоассирийской империей, под властью которой Египет оказался в первой половине 7 в. до н. э. Основателю 26 (Саисской) династии Псамметиху I удалось изгнать ассирийцев, однако уже в следующем столетии (525 до н. э.) Египет был завоеван персидским царем Камбизом. На смену персидскому владычеству пришла империя Александра Македонского, который основал на побережье новую торговую гавань, названную Александрией и превратившуюся со временем в центр торговой, научной и художественной жизни, имевший мировое значение. После раздела империи Александра Египет достался одному из полководцев македонского войска — Птолемею Лагу, основавшему династию Птолемеев- Лагидов (305 г. до н. э.). Последней представительницей этой династии была знаменитая Клеопатра, чье правление завершилось в 30 году до н. э. в результате завоевания Египта римским принцепсом Октавианом Августом. С этого момента Египет превращается в провинцию Римской империи. В 616 н. э. он перешел под власть арабского халифата.


КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА


Основные типы сохранившихся памятников

Климат и географическое положение нильской долины глубоко влияли на развитие египетской архитектуры; храмы и гробницы возводились из разных сортов камня, которыми была богата страна, в то время как жилые постройки строились из недолговечного кирпича-сырца и дерева, острый недостаток в котором Египет восполнял за счет Финикии (и войной и торговлей). Именно храмы и гробницы, в отличие от практически полностью исчезнувших городов, являются основными археологическими источниками, позволяющими реконструировать жизнь и, по возможности, мышление древних египтян.


13

Письменность и язык

Очень рано в древнем Египте сформировалась самобытная письменность в виде иероглифики, ставшей отличительной особенностью всей древнеегипетской культуры примерно с 3000 г. до н. э.; с тех времен египетский язык прошел несколько этапов в своем развитии: древнеегипетский (Древнее царство), среднеегипетский (Среднее царство), новоегипетский (Новое царство и Третий переходный период), демотический (Позднее время и римский период) и коптский (период господства в Египте христианства). С эпохи Среднего царства среднеегипетский язык был признан классическим языком литературы и религиозных текстов. Развитие египетского языка нам известно благодаря многочисленным письменным источникам. Существовало три вида письма, древнейшим из которых являлось иероглифическое; иероглифическая графика предназначалась для официальных надписей на стенах храмов, гробниц, стелах и культовых предметах. Деловые документы, сказки и письма записывались скорописью — иератикой, практиковавшейся с конца Древнего царства по Новое царство включительно. В Позднее время, примерно с VIII в. до н. э. этот вид скорописи вытесняется новым видом скорописи — демотикой. С эпохи Позднего времени иероглифическая письменность называлась «божественной речью», поскольку она использовалась в религиозных целях, в то время как демотическая письменность употреблялась в повседневной жизни. С утверждением в Египте христианства иероглифика выходит из употребления, будучи тесно связанной с языческими культами. В греко-римскую эпоху на основе соединения некоторых демотических знаков с греческими буквами образовалась коптская письменность.Вся древнеегипетская литература, документы и письма были записаны на папирусе, который являлся основным писчим материалом древних египтян. Однако грамотность была доступна весьма ограниченному слою людей, так как требовала длительного обучения и материальных затрат, поэтому должность писца считалась очень престижной и доходной. Сохранившиеся школьные поучения призывают ученика быть писцом и восхваляют положение писца в противоположность всем другим профессиям. «Будь писцом! Это избавит тебя от грязной работы, защитит от труда непосильного. Не будут стоять над тобой многочисленные хозяева и бесчисленные надсмотрщики. Писец сам не делает ничего и лишь надзирает над всеми работами на земле Египта. Заметь себе это!», — такова мораль наставления писцу. Подобные наставления эпохи Среднего царства существовали во множестве списков и охотно использовались при обучении в школах в более поздние времена.В В распоряжении фараона, возглавлявшего пирамиду египетского общества, находилась широкая и высокоразвитая сеть администрации, без функционирования которой государством невозможно было бы эффективно управлять.


14

Пирамиды и культура эпохи Древнего царства

Развитие каменного зодчества привело к возведению гигантских погребений — пирамид, строившихся в течение всего периода Древнего царства; преследуя религиозные цели, они одновременно демонстрировали могущество правящего фараона.Первая монументальная ступенчатая каменная пирамида в Саккара с большим комплексом построек вокруг принадлежит фараону III династии Джосеру. Архитектором этого грандиозного комплекса считается приближенный Джосера зодчий Имхотеп. Однако самые великие и известные всему миру еще в древности как чудо света пирамиды находятся вблизи от Каира, в Гизе. Подле каждой из пирамид располагался верхний, заупокойный храм, соединявшийся длинным каменным проходом с нижним, у границы разлива Нила. Рядом с долинным храмом при пирамиде Хафра возвышается Большой Сфинкс, почти полностью вырубленный из скалы. Предположительно лицо Большого Сфинкса является портретом самого Хафра. Для самих древних египтян Большой Сфинкс был воплощением бога Хорэмахета («Хора в горизонте»), по-гречески Хармахиса. Около царских пирамид появлялись большие некрополи, состоявшие из каменных гробниц-мастаб вельмож, желавших и после смерти находиться вблизи своего владыки. Помещения, предназначенные для посещения гробницы, украшались раскрашенными рельефами и сопроводительными иероглифическими надписями. Изображения (как скульптурные, так и рельефные), служили религиозным целям, так как они воплощали в себе то, что хотел видеть и иметь владелец гробницы после смерти. Статуи владельца гробницы воплощали его Ка — «двойника» умершего. Замечательные и, без сомнения, портретные скульптуры Хемиуна, Каапера, Каи, Анххафа, Рахотепа и Нофрет должны были служить вместилищем Ка умершего. В эту же эпоху сложился художественный канон в египетском изобразительном искусстве, резко отличающий его от искусства других стран. Подземные помещения гробницы, вырубленные в скале, предназначались для погребения и вещей, необходимых для продолжения загробной жизни. Среди гробниц-мастаб выделяются мастабы вельмож Ти, Птаххотепа, Мерерука.В эпоху Древнего царства господствующее положение в египетском пантеоне занимал бог Ра, культовый центр которого располагался в Гелиополе. Солярная идеология отразилась и в титулатуре фараонов, когда при V-й династии в нее был включен (и с тех пор постоянно) эпитет «сын Ра». В Абусире сохранились руины солнечного храма, построенного Ниусерра. Главным элементом святилища был огромный обелиск (бен-бен), символизирующий лучи солнца.


15

Шесть из девяти фараонов V династии возвели подобные солнечные храмы, каждый из которых имел свое название. Развитие религиозной мысли древних египтян нашло отражение в «Текстах пирамид», выгравированных на стенах погребальных камер в пирамидах царей V и VI династий. В целом «Тексты пирамид» состоят из архаических текстов, заклинаний, заговоров и изречений, целью которых было обеспечение благополучной загробной жизни фараона в кругу богов на небе. Хотя от эпохи Древнего царства дошло крайне мало литературных памятников, тем не менее, несомненную ценность имеют такие автобиографические надписи в гробницах вельмож, как, например, «Поучение Птаххотепа» (V дин.), надпись Уни (VI дин.), надпись номарха Хархуфа (VI дин.).


Научные знания

Как в медицине и математике, так и в астрономии египтяне обладали глубокими познаниями, без которых их строительное искусство не было бы на столь высоком уровне развития.

Египетский год делился на три сезона по четыре месяца — Ахет («половодие»), Перет («выхождение») и Шему («засуха»); каждый месяц был разделен на 3 периода по 10 дней, что в сумме давало 360 дней в году. К этой цифре добавлялись пять дней, посвященных богам Осирису, Хору, Сетху, Исиде и Нефтиде. Начало года совпадало с появлением на небе звезды Сотис (Сириуса) 18 или 19 июля и разливом Нила. Наблюдение за небом, звездами и планетами осуществлялось жрецами-астрономами из «домов жизни», учреждений при храмах, где жрецы получали и хранили знания. Практические астрономические наблюдения тесно переплетались с религиозными представлениями, связанными с почитанием многочисленных астральных богов.

Культура эпохи Нового царства


Вслед за упадком Среднего царства, вызванного социальными потрясениями и смутами в стране, Египет вступил в длительную полосу второго переходного периода, во время которого Египет подвергся (в 17 в. до н. э.) нашествию гиксосов. Изгнание гиксосов фараоном Яхмосом I (1570-1546 до н. э.) создало условия для нового подъема древнеегипетской культуры эпохи Нового царства (16-11 вв. до н. э.). Это была эпоха наивысшего экономического, государственного и культурного


16

расцвета древнего Египта. Успешные военные походы фараонов XVIII-XIX династий обогатили страну, что дало возможность развернуть крупное строительство храмов в честь богов и собственных побед.

Богу Амону, ставшему из локального божества фиванской области государственным богом-покровителем фараонов и созданной ими державы, был посвящен грандиозный храмовый комплекс в Карнаке. В Карнаке же были построены храмы богини Мут и бога Хонсу,

составлявших вместе с Амоном-Ра фиванскую триаду божеств. Храм расширялся, перестраивался и украшался в течение нескольких столетий.

В период Нового царства складывается новый тип храмового сооружения, существовавшего до конца древнеегипетской истории: священная аллея процессий, уставленная с обеих сторон сфинксами, вела к пилонам — привратным башням храма; перед пилонами возвышалась пара обелисков, огромные статуи фараона и деревянные мачты с пестрыми флагами. Помещения храма, расположенные по продольной оси, чередовались в следующем порядке: вход в храм открывался в залитый солнцем большой внутренний двор, за которым следовал слабоосвещенный колонный зал — гипостиль, далее располагались внутренние комнаты (или залы), завершавшиеся погруженным в темноту святилищем божества — это была самая важная часть храма. Одним из типичных храмов, построенных по этому плану, является храм Амона в Луксоре, возведенный Аменхотепом III и завершенный Рамсесом II. Наивысший подъем египетской культуры совпал с царствованием Аменхотепа III — это же было время наибольшего внешнеполитического и экономического могущества древнего Египта. Храмы щедро украшались скульптурами и золотом, в Мальгатте, на западном берегу Нила, для фараона был возведен великолепный дворец и выкопано большое искусственное озеро. Заупокойный храм Аменхотепа III, от которого сохранились лишь два сфинкса (в Санкт-Петербурге) и т. н. колоссы Мемнона, намного превосходил по величине все заупокойные храмы предшествующих и последующих фараонов Нового царства. Малая пластика и художественное ремесло, отличавшиеся очень высоким мастерством исполнения, следовали традициям большого искусства. Таковы статуэтки жреца Аменхотепа и жрицы Раннаи из ГМИИ им. А. С. Пушкина, резные косметические ложечки в форме обнаженных девушек, фигурные сосуды для притираний, бытовые принадлежности египетской знати (мебель, украшения и т. п.). На всех материальных предметах этого времени лежит печать декоративности, характерной как для малой пластики, так и для рельефов и росписей в гробницах и храмах. При Аменхотепе IV (Эхнатоне) вслед за религиозной реформой фараона, тяготевшей к монотеизму, происходит перелом не только в социальной сфере, но и в изобразительном искусстве.



17

Меняется подход к изображениям самого фараона и его подданных, ставших более реалистичными и индивидуальными. Блестящим примером искусства данного периода могут служить портреты царицы Нефертити, Эхнатона, их дочерей и царедворцев. Почитание единого солнечного бога Атона в образе диска с множеством рук-лучей обусловило изменение конструкции храмов, посвященных этому богу. Служба совершалась под открытым небом, так как алтарь Атона размещался в просторном дворе храма. Выдающимся литературным памятником эпохи стал «Гимн Атону», восхвалявший живительную силу единственного бога — Атона. Со смертью Эхнатона Египет постепенно, но весьма скоро вернулся к почитанию прежних богов, а культ Атона и память фараона-еретика были официально преданы проклятию и забвению. Однако нововведения в искусстве и интеллектуальное наследие эпохи не исчезли бесследно, оказав влияние на творчество последующих десятилетий. Сокровища из гробницы Тутанхамона, при котором произошел официальный возврат к прежним богам, несут отчетливые черты искусства предыдущего времени.

С воцарением второго фараона XIX династии, Рамсеса II, начинается новый этап в развитии древнеегипетской культуры. Фивам по-прежнему стали уделять основное внимание, украшая столичный город монументальными постройками. На западном берегу Нила — напротив города — Рамсес II, следуя традиции предшествующих фараонов, возвел величественный заупокойный храм Рамессеум. В центральном святилище Амона-Ра — в Карнаке и Луксоре — были проведены масштабные работы, в результате которых храмы приобрели множество гигантских статуй фараона и новые грандиозные дополнения. В целом в течение всего своего правления Рамсес II возвел большое количество храмов и часовен в самом Египте.













18


А.А.Бойко.





























19






Сервісно-освітній центр «Інтершкола»


ПРОЕКТ



ЕГИПЕТ- страна фараонов

(назва проекту)



___________________word______________________

(навчальний модуль)



Виконав

Бойко Анастасия Аркадьевна

______________________________ (П.І.П. учня)


______________________________ (шифр)


Консультант

Туболев Сергей Павлович

______________________________ (П.І.П.)


Навчальний заклад

ЯОШ №1 ______________________________


Місто/район/село

г. Ясиноватая

______________________________























Дата здачі роботи «_____»______________200___р.



Підпис учня ___________________________________



Підпис консультанта ___________________________




20


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!