Проект мини – музея «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ОТКРЫТОК»
Так как я сама очень люблю открытки, и собираю их, захотелось поделиться таким богатством с детьми своей группы. К своему возрасту у них уже накопился некоторый опыт в изобразительной деятельности, я подумала, что им будет интересно. И, как видно, не ошиблась! Дети и родители приняли очень активное участие в сборе материала.
Как же было интересно снова и снова погружаться в этот чудесный мир моего детства и видеть неподдельный интерес детей к сюжетным изображениям на открытках!
ВВЕДЕНИЕ
В нашем детском саду мы успешно используем метод проектов. Один из наших проектов — «Мини-музеи в детском саду».
Что такое мини-музей. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
Всю работу можно разделить на три этапа.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
В начале работы вместе с родителями определяли тему и название мини-музея, выбирали место для размещения.
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА)
Большую роль в процессе создания мини-музея сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа я вместе с детьми проводили экскурсии по своему музею для детей других групп.
3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Создание презентации «Наши открытки»;
ПРОЕКТ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ОТКРЫТОК»
Вид проекта: творческий, долгосрочный.
Состав участников: дети, воспитатели и родители старшей группы,
ЦЕЛЬ:
1. Ознакомление с историей возникновения открытки.
2.Воспитание чувства прекрасного.
3.Поддерживание инициативы в творческом процессе собственной деятельности при использовании разнообразного материала при создании открытки.
ЗАДАЧИ:
1.Создать благоприятный творческий климат в коллективе взрослых и детей.
2.Формировать потребность изучать традиции и историю своего народа.
3.Развивать кругозор детей и побуждать к творческой активности.
4.Показать, как изменились открытки с годами.
5.Формировать познавательный интерес.
6.Формировать и активизировать у детей проявление эстетического отношения к объекту искусства – открытке;
7.Обогащать опыт использования детей разнообразных материалов;
8.Совершенствовать и развивать умение создавать разнообразные формы (резать на короткие и длинные полоски, преобразовывать одни фигуры в другие);
9.Развивать коммуникативные навыки;
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» для человеческой души. Оно пробуждает в сердцах людей все самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры. И, конечно, искусство воспитывает. Его роль в воспитании человека невозможно переоценить.
Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их нормального развития. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично.
Развиваясь с помощью искусства, ребенок выступает не только как зритель, но и как творец. Детям доступны практически все виды изобразительного и декоративно-прикладного творчества – рисование, лепка, вышивка, плетение и другие. Такое творческое выражение необходимо как воздух способным, одаренным детям, оно помогает развитию их талантов, может стать призванием и делом всей жизни.
Вот почему возникла необходимость создания мини-музеев, в частности музея открытки.
Проблема: нет умений по использованию «ненужных» материалов в собственной творческой деятельности.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
- просмотр презентации «Открытки разных времен»;
- подбор литературы по теме;
- сбор открыток и иллюстраций по теме, совместно с родителями;
- проведение консультаций для родителей «Открытка из …».
ОСНОВНОЙ ЭТАП:
- беседа по теме «Открытка старая и всегда новая»;
- беседа «Классификация открыток»;
- занятия по теме;
- мастер класс «Открытка к празднику»;
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
- создание презентации «Наши открытки»;
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- обогащение опыта работы с разнообразным материалом;
- развитие умений для создания оригинальных композиций:
развитие познавательной активности;
формирование коммуникативных навыков в общении с детьми и взрослыми;
вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Перспективное планирование работы
Мероприятие | Цель | Время проведения |
Беседа «История открытки» | Познакомить детей с историей появления открытки | Сентябрь |
Рассматривание экспонатов музея | Расширять знания о разных открытках как об искусстве | Октябрь |
Выставка «Образ животных в открытке» | Познакомить детей с открытками, их назначением, отличиями открытки от картинки, фотографии. | Ноябрь |
Выставка «Образ сказочных героев – Деда Мороза и Снегурочки в открытке» | Познакомить детей с новогодними открытками, их видами, назначением, отличиями открытки от картинки, фотографии. | Декабрь |
НОД «Новогодняя открытка» | Учить изготавливать поздравительную открытку | Декабрь |
Выставка по теме «Поздравляем» | Познакомить детей с поздравительными открытками | Январь |
Выставка по теме «Защитники Отечества» | Познакомить детей с открытками, посвященным дню Защитника Отечества | Февраль |
НОД «Открытка для папы» | Учить изготавливать поздравительную открытку | Февраль |
Выставка по теме «Праздник 8 марта» | Познакомить детей с открытками «8 Марта» | Март |
НОД «Открытка для мамы» | Учить изготавливать поздравительную открытку | Март |
Выставка по теме «Природа в открытке» | Познакомить детей с открытками, их видами, отличиями открытки от картинки, фотографии. | Апрель |
НОД «Пасхальная открытка» | Учить изготавливать поздравительную открытку | Апрель |
Выставка по теме «День Победы» | Воспитание чувства патриотизма, интереса, уважения и любви к Родине, её истории | Май |
НОД «Открытка к Дню Победы» | Развитие творческих способностей через совместную деятельность со взрослыми | Май |
Экспонаты музея сгруппированы по следующим разделам:
• открытки «Поздравляем»
• открытки «С Днём рождения»
• открытки «С Новым годом»
• открытки «С Рождеством»
• открытки «С 8 марта»
• открытки «С 23 февраля»
• открытки «К различным датам»
• открытки большие
• мини – открытки
• открытки «Валентинки»
• открытки «Своими руками»